«Рафаэль фортепьяно». Он был проклят возлюбленной и позабыт родиной

lista rozdziałów

  • Fryderyk Chopin. Brzmi znajomo, prawda?
  • Nie tylko muzyka
  • Sercem zawsze w kraju

Никому не надо объяснять, кем был Фредерик Шопен, но у многих он ассоциируется, прежде всего, с книжной иллюстрацией памятника, установленного в парке Королевские Лазенки, который представляет композитора, задумчиво сидящего в тени ивы, растрёпанной ветром. А ведь Фредерик Шопен – это всемирно известный житель Варшавы, и если бы он жил в нынешнее время, то на Facebook у него, несомненно, были бы тысячи фанатов.

Вундеркинд

Фредерик Шопен появился на свет в 1810 году в селе Желязова-Воля. Точная дата его рождения неизвестна, так как в исторических хрониках появляются две даты: 22 февраля и 1 марта.

Когда Фредерику было несколько месяцев, семья Шопенов переехала в Варшаву. Они меняли место жительства несколько раз, но всегда поселялись в окрестностях улицы Краковское предместье, где и сегодня бурлит культурная жизнь Варшавы.

Фредерик рос в музыкальном доме, в котором часто можно было слышать пение и игру на музыкальных инструментах: фортепиано, флейте или скрипке. Поэтому неудивительно, что свои первые музыкальные пробы он начал делать уже в детстве. С шести лет Фредерик начал регулярно брать уроки игры на фортепиано. Его первым учителем был Войцех Живный, пианист чешского происхождения, который очень быстро распознал в нем талант.

Фредериком восхищались в салонах варшавской аристократии. Столичные газеты восторгались мальчиком, который сочинял свои первые произведения, не достигнув восьми лет!

Текла Юстина Шопен (1782-1861), мать Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Николай Шопен (1771-1844), отец Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Фредерик Шопен (1810-1849). Максимилиан Фаянс, литография по Ари Шефферу, XIX в. Источник: НИФШ.

Людвика Марианна Шопен (1807-1855), сестра Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Юстина Изабелла Шопен (1811-1881), сестра Фредерика. Ян Замойский, холст, масло, 1969 г. Источник: НИФШ.

Эмилия Шопен (1812-1827), сестра Фредерика. Миниатюра на слоновой кости неизвестного автора. Источник: НИФШ.

Таинственная дата рождения

Несмотря на то, что нам очень много известно о биографии Шопена, мы не можем назвать точную дату его рождения. В источниках появляются две противоречивые информации. В Приходской метрической книге костёла в с. Брохув указана дата 22 февраля 1810 г., хотя более вероятна дата 1 марта, именно в этот день мама Фредерика поздравляла его с днём рождения. Но о том, как это было в действительности, мы уже не узнаем.

Переезды семьи Шопенов

Семья Шопенов много раз меняла место жительства, благодаря чему и сегодня легко обнаружить следы их пребывания во многих местах, в первую очередь, в окрестностях улицы Краковское предместье. После приезда в Варшаву семья Шопенов на некоторое время остановилась в каменном доме, в котором сейчас находится Главный научный книжный магазин им. Болеслава Пруса. Затем семья композитора переехала в Саксонский дворец, где Николай Шопен, работавший учителем в Варшавском лицее, получил служебную квартиру. Переезд лицея означал для семьи Шопенов очередную смену места жительства. В течение 10 лет они занимали большую и удобную квартиру, расположенную на территории кампуса Варшавского университета. Смерть Эмилии, младшей сестры Фредерика, стала семейной трагедией, которая вынудила семью покинуть место, вызывавшее болезненные воспоминания, и снять квартиру во дворце Чапских. Для Фредерика, которому тогда было семнадцать лет, это стало важным событием, поскольку он получил там свою первую отдельную комнату.

Ученик превзошёл мастера

Войцех Живный был первым учителем, который посвящал Шопена в тайны игры на фортепиано. Их отношения были очень близкими – учитель и ученик не только занимались повышением пианистических умений, но и играли в карты, беседовали о польской истории, импровизировали. Живный очень привязался к семье Шопенов и находился под сильным впечатлением таланта своего воспитанника. Через шесть лет обучения Фредерика он прекратил уроки, признав, что способности ученика превзошли его собственные педагогические возможности.

Ценные подарки

Великая певица Анджелика Каталани была так восхищена талантом маленького Шопена, что в знак признания подарила ему золотые карманные часы с дарственной надписью: «3 января 1820 г. – десятилетнему Фредерику». Сегодня часы можно увидеть в Музее Фредерика Шопена в Варшаве. Спустя несколько лет Фредерик сыграл в костёле Святой Троицы для царя Александра I на новом инструменте – эолимелодиконе. Повелитель, восхищённый игрой юного исполнителя, пожаловал ему перстень с бриллиантом.

Дебют восьмилетнего мальчика

24 февраля 1818 г. во Дворце Радзивиллов дебютировал восьмилетний мальчик, который привёл в восторг слушателей концертом на фортепиано. Юный Фредерик Шопен впервые в жизни выступал перед публикой. Организатором было Варшавское общество благотворительности, а кроме Шопена на сцене появились также другие польские и зарубежные артисты. Молодой композитор был, убеждён, что причиной такого успеха стал его новый кружевной воротничок…

Не только музыка

Фамилия «Шопен» у всех ассоциируется с музыкой, но при этом надо помнить, что жизнь Фредерика была заполнена занятиями, типичными для мальчиков его возраста. По окончании домашнего обучения он поступил в Варшавский лицей, который пользовался прекрасной репутацией. Там он не только получал всестороннее развитие, но также заводил друзей, отношения с которыми поддерживал всю жизнь.

Школьные товарищи очень любили Фредерика за его кроткий нрав, хорошее чувство юмора и актёрские способности: жестом и мимикой он прекрасно пародировал различных людей. Со школьными друзьями он сохранял отношения до конца своей жизни, о чём свидетельствует оставшаяся после него корреспонденция.

Каникулы он обычно проводил в деревне, где он прогуливался, охотился, участвовал в сельских забавах.

Спустя несколько лет, уже будучи студентом Главной школы музыки, Фредерик встречался с друзьями в модных в то время кофейнях, ходил на первые свидания, катался на коньках по замёрзшей реке.

К сожалению, довольно рано у Фредерика появились проблемы со здоровьем, которые требовали лечения и ограничивали жизнь юного Шопена. Но и к этому он умел подойти спокойно и с присущим ему чувством юмора.

Где учился Шопен?

Во времена Шопена было очень распространено домашнее обучение. Фредерик учился дома до 13-летнего возраста, а затем поступил в Варшавский лицей. Пошёл сразу в 4-й класс, а через три года начал учиться в Главной школе музыки при факультете наук и изящных искусств Королевского варшавского университета. На лекции он ходил через университетский кампус, а на практические занятия – в Консерваторию, которая располагалась в здании между Королевским замком и костёлом св. Анны.

Дружба с Титусом

Титус Войцеховский был одним из воспитанников пансиона Шопенов и сердечным другом Фредерика. Оба учились в Варшавском лицее и брали уроки игры на фортепиано у Войцеха Живного. В 1830 году они вместе уехали в Вену, а после разлуки обменивались письмами. Шопен посвятил другу вариации B-dur op. 2 на тему «Là ci darem la mano” из оперы «Дон Джованни» В. А. Моцарта.

Сельские слухи

Восемнадцатилетний Фредерик наверняка хорошо запомнил любовную интригу, в которую случайно был втянут во время пребывания на каникулах в селе Санники. Там он много времени проводил с гувернанткой Прушаков. В это время она забеременела и окружающие заподозрили, что отцом является Фредерик. Ситуация быстро прояснилась, а Шопен в конечном итоге стал крёстным отцом ребёнка. Всю историю он подытожил остроумно: «(…) с гувернанткой я выходил в сад на прогулку. Но только прогуляться и ничего более. Она не вызывает восторга. У меня, растяпы, не было аппетита, к счастью для меня».

Варшавские кофейни

Шопен обожал проводить время в варшавских кофейнях. В список его любимых входили театральная кофейня «Pod Kopciuszkiem», маленькая «Dziurka» и культовая «Honoratka». Почти ежедневно Фредерик появлялся также в кафе «U Brzezińskiej», куда приходил на утренний кофе или вечерний пунш. Композитор настолько любил это место, что даже в день отъезда из Польши забежал сюда с прощальным визитом.

Первая любовь

Констанция Гладковская была ровесницей Шопена и его первой любовью. Они познакомились, когда им было по 19 лет на концерте солисток варшавской Консерватории. Фредерика восхитила блондинка с прекрасным голосом. Впоследствии он неоднократно аккомпанировал ей, что вызывало одобрение учителей девушки. Трудно сказать, ответила ли Констанция взаимностью на чувство Шопена. Некоторые утверждают, что она чувствовала гениальность Фредерика и не хотела быть для него обузой. Знакомство молодых артистов продолжалось полтора года, до отъезда Шопена из Польши. По этому случаю Констанция спела арию из «Дева озера» Россини и написала стихотворение в его альбоме. После того, как Фредерик покинул отчизну, они ещё год писали друг другу письма.

Пиявки вместо аспирина

Фредерик, к сожалению, никогда не был совершенно здоров. Возможно, что для многих будет полной неожиданностью то, как его лечили от инфекции, приобретенной на похоронах Станислава Сташица. Шестнадцатилетнему тогда Фрицеку ставили пиявки. На протяжении столетий этот способ широко применялся при лечении различных заболеваний.

Сердцем всегда на родине

Вскоре после окончания Главной Варшавской школы музыки Фредерик начал новый этап своей жизни. В 1830 году он отправился в Вену, где его застала весть о начале ноябрьского восстания. Он сильно тосковал по родине, но семья убедила его не возвращаться. Фредерик уехал в Париж и быстро очутился в среде самых выдающихся личностей французской столицы. О его популярности свидетельствуют слова польского скрипача и композитора Антония Орловского: «Вскружил голову всем француженкам, чем вызывает ревность у мужчин. Он теперь в моде, и вскоре свет увидит перчатки а-ля Шопен».

Шопен жил в Париже вплоть до смерти. Скончался в возрасте 39 лет, по всей вероятности, от туберкулёза. Похоронен композитор на кладбище Пер-Лашез. Сердце же Шопена, согласно его воле, перевезла в Варшаву сестра композитора Людвика.

Женщины в жизни Шопена

Женщины всегда играли важную роль в жизни Шопена. Их связывали с Фредериком семейные узы, дружба или любовь. Одной из них была прекрасная Дельфина Потоцкая, которая ввела композитора в мир французской аристократии и была частым гостем в его парижском доме. В 1836 г. Шопен сделал предложение Марии Водзыньской, но их помолвка не завершилась браком, а пара рассталась при довольно неясных обстоятельствах. Сильное чувство питал Шопен также к писательнице Жорж Санд. Их союз длился восемь лет и сильно повлиял на творчество Фредерика.

Сердце Фредерика Шопена

Пожеланием Шопена было, чтобы после смерти его тело было отправлено в Польшу, но это было невозможно из-за политической ситуации. Благодаря усилиям близких Шопена его сердце было извлечено при вскрытии, помещено в герметический сосуд, законсервировано в спирте и перевезено из Франции старшей сестрой Людвикой. Сердце Шопена на веки почило в костёле св. Креста спустя 96 лет после смерти композитора. Осмотр, совершённый в 2014 г., показал, что несмотря на прошедшие почти 200 лет сердце Шопена по-прежнему находится в очень хорошем состоянии.

Сколько знаменитых и поистине талантливых людей Вы можете назвать? Данная статья откроет для Вас одного из них – знаменитого польского музыканта Фредерика Шопена.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в небольшом городке Желязова-Воля, расположенном в Польше. Фамилия Шопен пользовалась здесь популярностью, данную семью уважали и считали одной из самых интеллигентных. Детей в семье было 3, 2 из которых — дочки.

Появление любви к музыке

Любовь к музыке начала проявляться у Фредерика с раннего детства благодаря тому, что родители воспитывали своих детей, прививая им любовь к музыке и поэзии. Будущий музыкант уже в 5 лет пробовал выступать на концертах , а в 12 лет он достиг больших высот в музыкальной сфере, ему могли бы позавидовать взрослые музыканты.

Шопен любил путешествовать, помимо Чехии и Германии он посетил Россию. Там он своей игрой на фортепиано не оставил равнодушным самого императора Александра I за что тот наградил музыканта бриллиантовым перстнем.

Роковой тур

В девятнадцатилетнем возрасте Фредерик даёт свои концерты, пользующиеся в родной стране хорошим спросом. В 20 лет Шопен едет в свой первый тур по Европе. Но вернуться из него молодому музыканту уже не удалось.

В его родной Польше начались гонения за сторонниками польского восстания, а Фредерик относился к их числу. Молодой музыкант принял решение остаться жить в Париже. В честь этого у Фредерика появился новый шедевр – Революционный этюд.

Баллады о Родине

Польский литератор Адам Мицкевич благодаря своей поэзии вдохновил Шопена к написанию четырёх баллад о своей Родине. Его баллады были наполнены традиционными народными элементами, но это были не просто музыкальные произведения – это было описание чувств автора по поводу переживания за свой народ и свою страну.

Шопен был настоящим патриотом своей страны и, даже находясь за несколько тысяч километров от своей Родины, он не переставал о ней думать. Благодаря аномальной любви к своему народу и своей земле, у Фредерика имеются шедевры, востребованные по сей день.

Прелюдии Шопена

Жанр «ноктюрна» Шопен по новому представил народу. В новой интерпретации на первый план выходила лирико-драматическая зарисовка. Во времена первой влюблённости и горького разрыва с возлюбленной, у Фредерика происходит пик его творчества – тогда был выпущен цикл, состоящий из 24 прелюдий. Прелюдии Шопена – это своеобразный музыкальный дневник, в котором автор выкладывает все свои переживания и боль.

Учения Шопена

Благодаря таланту Шопена не только в роли исполнителя, но и в роли педагога, многие пианисты достигли профессионального уровня. Это всё было достигнуто с помощью универсальной пианистической методики.

Его уроки посещал не только молодые люди, а также и барышни-аристократки. Благодаря урокам Фредерика многие ученики достигли не маленьких высот в музыкальной сфере .

Попытка жениться

В семейной жизни музыкант не достиг таких успехов, как в музыкальной сфере. После того, как он захотел пожениться на своей сверстнице, её родители решили проверить его на финансовую устойчивость и выдвинули ряд строгих условий. У Шопена не получилось оправдать надежд родителей возлюбленной, поэтому они приняли решение о расставании. После этого появилась вторая соната, медленная часть которой носила название «Траурный марш».

Роман с баронессой

Следующей пассией Фредерика стала баронесса Аврора Дюдеван, которая была знаменита на весь Париж. Пара скрывала свои отношения, даже на картинах Шопен никогда не был запечатлён со своими невестами.

Всё свободное время влюблённые проводили на Майорке. Ссоры с Авророй и влажный климат привели к возникновению у музыканта туберкулёза.

Смерть музыканта

Расставание с Авророй Дюдеван окончательно надломило Фредерика и он был прикован к постели. На 39 году жизни талантливый музыкант покинул эту землю с диагнозом — осложнённый туберкулёз лёгких. Ещё до смерти он завещал изъять у него сердце и отвести его на Родину. Его пожелание было исполнено. Похоронен музыкант на французском кладбище Пер-Лашез .

Интересные факты о музыканте:

  1. Его отец провёл время до своей юности во Франции, где закончил свою жизнь Фредерик.
  2. Ещё в детстве, слыша музыку, у Шопена появлялись на глазах слёзы.
  3. Известный пианист Войцех Живный слыл учителем Фредерика, и в момет исполнения второму 12 лет, учитель сказал, что он больше ничему не может научить мальчика.
  4. Шопен имел светлые волосы и голубые глаза.
  5. Самым любимым и уважаемым композитором польского музыканта был Моцарт.
  6. Самыми «интимными» произведениями Шопена считаются вальсы.
  7. На похоронах Фредерика было воспроизведено произведение Моцарта «Реквием».

Таким образом, Фредерик Шопен был выдающейся личностью, которая оказала влияние на историю не только своего государства, но и культуры в целом.

Шопен Фредерик Франсуа - выдающийся польский композитор и пианист-виртуоз;­ основоположник польской национальной композиторской школы; педагог. Его произведения отличаются необычной лиричностью и тонкостью передачи настроения. Родился Шопен 1 марта (22 февраля) 1810 года в небольшой деревеньке под Варшавой в простой семье. Мать будущего композитора обладала хорошими вокальными данными.

Именно она с младенческих лет привила ему любовь к народным мелодиям. С детства он обладал музыкальными способностями и много импровизировал. Вскоре семья Шопен переехала в Варшаву, где маленький Фредерик начал учиться игре на фортепиано у В. Живного. Примерно в семь лет он сочинил свое первое произведение, которое его отец записал под названием «Полонез B-Dur». Через год состоялось его первое публичное выступление, а через пять лет он записался к В. Вюрфелю на занятия по игре на органе.

Неповторимый мелодичный стиль молодого музыканта складывался на основе произведений Моцарта, итальянской оперы, салонных пьес и польского национального компонента. В 1823 году Фредерик поступил в Варшавский лицей, во время учебы в котором опубликовал свой первый опус. Через три года он поступил в главную столичную школу музыки, где учился в классе Ю. Эльснера. По уровню эта школа соответствовала консерватории. По окончании Фредерик удостоился грамоты, в которой говорилось, что он «музыкальный гений».

В 1829 г. он дал два успешных концерта в Вене, затем отправился в путешествие по Западной Европе. Во многом именно благодаря этому композитору в пьесах западноевропейской музыки стал появляться славянский элемент. На тему падения Варшавы в 1830-1831 гг. он написал «революционный» этюд и уехал в Париж. Больше он на родину не возвращался. Парижскую публику он восхищал своими мазурками и полонезами. Его принимали в самых именитых кругах, с ним знакомились лучшие пианисты и композиторы того времени.

К этому периоду относится его нашумевший роман с писательницей Жорж Санд, которая провела с музыкантом 10 совместных лет. В 1837 году у Шопена появились первые признаки заболевания легких. Вместе с любимой он уехал на Майорку. По свидетельствам, более двадцати прелюдий и этюдов он написал на этом экзотическом испанском острове. Много времени он проводил в имении Жорж Санд во французской глубинке, что плодотворно влияло на его здоровье. Однако эти отношения его сильно эмоционально выматывали, поэтому в 1847 году последовал разрыв.

Здоровье музыканта ухудшается с каждым днем. В последнее лето в Ноане он пишет «Ноктюрны» ор.62 и «Мазурки» ор.63. В феврале 1848 года в Париже он дает очередной концерт, получающий восторженные отклики. Перед смертью успевает побывать в Англии и Шотландии. Последнее публичное выступление музыканта состоялось в ноябре 1848 года в Лондоне. В октябре следующего года он умер. Несмотря на то, что прах Шопена покоится на парижском кладбище, его сердце, согласно последней просьбе, было перевезено в Варшаву в Церковь Св. Креста.

Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Chopin, Фредерик Францишек Шопен). Родился 1 марта (или 22 февраля) 1810 года в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы - умер 17 октября 1849 года в Париже. Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано, песни.

Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи, в силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи.

В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!», - так он написал в своем дневнике. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.


Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу.

С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна.

К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно , он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена.

Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза» .

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, способствовали его развитию.

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к , которая дала ему больше огорчения, чем счастья вдобавок к расставанию с невестой.

Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез). С этим временем совпадает связь с Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане.

Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Фредерик Шопен (1810-1849 гг.) - польский пианист и композитор. Он родился в 1810 году, 1 марта (по другим источникам 22 февраля), в деревне Желязова-Воля, расположенной около Варшавы. Биография Шопена будет рассмотрена в этой статье.

Семья

Отцом композитора является Николя Шопен (1771-1844 гг.).

Он женился в 1806 году на Юстыне Кжижановской (1782-1861 годы). По сохранившимся свидетельствам мать композитора получила хорошее образование. Она была очень музыкальной, играла на фортепиано, хорошо пела, владела французским языком. Именно матери Фредерик обязан привитой с юных лет любовью к народным мелодиям, которая нашла затем отражение в его творчестве, а также первым музыкальным впечатлениям. Через некоторое время после рождения мальчика, осенью 1810 года, отец переселился в Варшаву.

Первые достижения в музыке

Фредерик Шопен, биография которого уже в ранние годы отмечена достижениями в музыке, еще в детстве проявлял музыкальные способности. Знаменитая Каталани предугадала в нем, тогда еще десятилетнем мальчике, великую будущность. Фредерик Шопен начал уже в семилетнем возрасте играть на фортепиано, а также сочинять музыку. С девяти лет мальчик стал заниматься с Войцехом Живни, чехом, серьезным преподавателем. Настолько быстро развивался исполнительский талант Шопена, что мальчик не уступал к двенадцати годам лучшим пианистам Польши.

Первое публичное выступление этого музыканта состоялось в Варшаве в 1818 году. Он уже был к этому времени автором нескольких пьес для фортепиано - марша и полонезов. Шопен, биография и творчество которого освещены в нашей статье, в 1823 году поступил в одно из варшавских училищ. Здесь продолжилось его обучение музыке.

Биография Шопена и интересные факты о нем дополняются следующим событием. В 1825 году композитора пригласили выступить перед Александром Первым, российским императором. Он получил награду после концерта - бриллиантовый перстень.

Продолжение обучения

Живни был единственным педагогом Шопена по фортепиано. Через семь лет после обучения у него, в начале 1820-х годов, Фредерик начал заниматься у Ю. Эльснера. К этому времени талант его сильно развился. Биография Шопена пополнилась новыми фактами в 1826 году, когда в июле он окончил обучение в варшавском училище, а осенью поступил с целью продолжения образования в Варшавскую высшую школу музыки. Здесь Фредерик обучался еще около трех лет.

Покровители князья Четверинские и Антон Радзвилл ввели его в высшее общество. Внешностью и обращением Шопен производил приятное впечатление. Это отмечали многие его современники. Лист, например, говорил, что впечатление Фредерик производил "спокойное, гармоничное".

Произведения, созданные во время обучения у Эльснера

Под руководством превосходного педагога и музыканта Эльснера, который сразу заметил гениальную одаренность Шопена, Фредерик сделал большие успехи. Фото Эльснера представлено ниже.

Шопеном было написано за время обучения множество произведений для фортепиано, из которых можно выделить рондо, первую сонату, вариации на тему Моцарта, ноктюрн ми минор, краковяк и другие. Сильнейшее влияние на этого композитора уже тогда оказала народная музыка Польши, а также поэзия и литература этой страны (Витвицкий, Словацкий, Мицкевич и др.). В 1829 году, по окончании обучения, Фредерик отправился в Вену, где исполнил свои произведения. Биография Шопена была отмечена первым самостоятельным концертом, состоявшемся в 1830 году в Варшаве. За ним последовал целый ряд других.

Шопен покидает родину

Шопен в 1830 году, 11 октября, играл в Варшаве в последний раз, после чего навсегда покинул свою родину. Он прожил в Вене с конца 1830-го до 1831 года (первой половины). Посещение театров, музыкальные знакомства, концерты, поездки по окрестностям города отразились благоприятно на развитии дарования такого музыканта, как Шопен. Биография и творчество этого композитора в те годы отмечены следующими событиями.

Шопен летом 1830 года уехал из Вены. Он провел начало сентября в Штутгарте, где узнал о падении Варшавы и неудаче польского восстания. Затем, проехав Мюнхен, Вену, Дрезден, он приехал в Париж в 1831 году. Биография Шопена и его творчество могут быть изучены подробнее, если обратиться к дневнику, который вел писатель в пути ("Штутгартский дневник"). В нем описано душевное состояние композитора во время нахождения в Штутгарте, где Фредерика охватило отчаяние из-за поражения польского восстания. Это событие нашло отражение в его творчестве, о чем мы сейчас вам расскажем.

Новые сочинения композитора

Фредерик Шопен, биография которого нас интересует, под впечатлением от данного известия написал этюд до минор, который называют часто революционным, а также две прелюдии, глубоко трагические: ре минор и ля минор. В числе новых сочинений этого композитора в то время также были полонез ми-бемоль мажор, концерты для фортепьяно с оркестром, ноктюрны, польские песни на произведения Мицкевича и Витвицкого и др. Фредерик подчиняет полностью музыкально-поэтическим образам технические элементы произведений.

Шопен в Париже

Итак, как мы уже говорили, биография Шопена в 1831 году, осенью, была отмечена переездом этого композитора в Париж. Его жизнь с тех пор связана была именно с этим городом. Здесь композитор сблизился с Беллини, Берлиозом, Листом, Мендельсоном, Гиллером, а также познакомился с такими художниками и писателями, как Жорж де Санд, Ламартин, Гюго, Делакруа, Гейне, Мюссе, Бальзак. В 1832 году, 26 февраля, Шопен дал в Париже свой первый концерт, в котором исполнил вариации на тему произведения Моцарта "Дон-Жуан", а также фортепьянный концерт. Присутствовавший на выступлении Лист отмечал, что талант Шопена вместе с его новшествами открыл в развитии искусства новую фазу. Уже тогда было понятно, что большого успеха как композитор добьется Фредерик Шопен. Биография, кратко изложенная в статье, позволяет убедиться в этом.

Жизнь в Париже в 1830-е годы

Фредерик в период с 1833-го по 1835 год исполняет произведения нередко вместе с Гиллером, Листом, братьями Герц. В концертах он выступал редко, однако в салонах французской аристократии и польской колонии слава этого композитора росла очень быстро. Были у него также и противники (Фильд, Калькбреннер), однако это не мешало Фредерику приобрести множество поклонников в обществе, в том числе и среди артистов. Решающими в личной жизни этого композитора были 1836-1837 годы. Тогда была разорвана помолвка с Водзинской Марией, и Шопен сблизился с Жорж Санд. В 1837 году Фредерик почувствовал первый приступ болезни легких. Такова в то время биография Шопена (краткое содержание).

Расцвет творчества

Наивысший расцвет творчества Фредерика приходится на период с 1838-го по 1846 год. Шопеном именно в это время были написаны наиболее значительные и совершенные произведения, в том числе вторая и третья сонаты, полонезы фа-диез минор и ля-бемоль мажор, баллады, баркарола, полонез-фантазия, ноктюрны, скерцо, прелюдии, мазурки и др. Он также продолжал выступать в концертах совместно с Франкомом, Полиной Виардо, Эрнстом, однако намного реже, чем раньше. Обычно зиму Фредерик проводил в Париже, в Ноане, а лето - в имении Жорж Санд. Только одну зиму (1839-1840 годы) он встретил из-за пошатнувшегося здоровья на юге, на острове Майорка в Испании. Именно здесь были завершены его 24 прелюдии.

Смерть отца и разрыв с Жорж Санд - два трагических события, которые пережил Шопен

Биография, кратко описанная, дополняется следующими двумя важными событиями в жизни композитора. Первое - отец Шопена умер в 1844 году, в мае. Крайне тяжело композитор пережил его смерть. Стало внушать опасения его здоровье. Второе событие, произошедшее в 1847 году, - разрыв с Жорж Санд. Оно окончательно подорвало силы композитора. Портрет этой женщины работы художника Делакруа, написанный в 1838 году, представлен ниже.

Желая покинуть город Париж, чтобы избавиться от всего, что напоминало пережитое здесь, Фредерик отправляется в 1848 году, в апреле, в Лондон.

Два последних года жизни Шопена

В мучительных страданиях проходят два последних года жизни Фредерика Шопена. Он практически не сочиняет музыку и не выступает на концертах. В 1848 году, 16 ноября, состоялось его последнее выступление в Лондоне на польском вечере. Климат, нервная жизнь, неожиданный успех - все это подорвало болезненную натуру композитора, и, возвратившись в Париж, великий музыкант слег. Фредерик прекращает заниматься со своими учениками. В его состоянии здоровья зимой 1849 года наступает значительное ухудшение. Ни приезд в Париж Людовики, любимой сестры, ни заботы друзей облегчения не приносят, и он умирает после тяжелой агонии.

Смерть Шопена

Смерть Фредерика Шопена стала ударом для мира музыки, а похороны собрали его многочисленных поклонников. В Париже, на кладбище Пер-Лашез, похоронили Шопена. Прах покоится между Беллини и Керубини. Фредерик ставил Моцарта выше других композиторов. Обожание симфонии "Юпитер" и реквиема доходило у него до культа. На его похоронах в соответствии с желанием покойного известнейшими артистами был исполнен реквием Моцарта. Сердце композитора по его воле было перевезено позднее на родину, в Варшаву, в костел Святого Креста.

Танцевальные жанры в творчестве Шопена

Творчество Шопена одухотворили беспредельная преданность своему народу, своей родине, борьба за национальное освобождение. Он использовал богатства народной музыки Польши. Значительное место в наследии Шопена занимают различные танцевальные жанры. Следует отметить, что танцевальность - это одно из неотъемлемых качеств, присущих музыкальной народной культуре Польши. Вальсы, полонезы, мазурки (представлены в которых были особенности трех народных танцев - оберека, куявяка и мазура) раскрывают связи, существующие между творчеством Фредерика и народной музыкой Польши во всем ее многообразии. Фредерик Шопен, биография которого была нами описана, проявил новаторство в их преобразовании и трактовке. Например, его полонезы заметно расширяют и демократизируют этот жанр, когда-то торжественно-церемониальный. Мазурки поэтизируют и углубляют народный танец. Вальсам присущи черты народно-танцевальной мелодии славян.

Нетанцевальные жанры

Шопен также по-новому трактует различные нетанцевальные жанры. Этюды его представляют собой высокохудожественные творения, где с оригинальными средствами их воплощения сочетается идейно-эмоциональное содержание. Скерцо Шопена - также довольно своеобразные сочинения. Они отличаются от скерцо, которые используются в классической симфонии, а также от сонаты. Баллады - навеянные поэтическими образами драматические сюжетные повествования, полные романтической свободы, контрастов, жизненного разнообразия.

Музыкальный язык Шопена

Органично сочетается жанровое новаторство Шопена с новизной его музыкального языка. Фредериком был создан новый тип мелодии - гибкой, предельно выразительной, развертывающейся непрерывно, сочетающей в себе различные инструментальные и вокальные, танцевальные и песенные черты. Также Фредерик Шопен, биография которого описана выше, раскрыл новые возможности гармонии. Он сплавил воедино различные элементы народной музыки Польши с романтической гармонией. Шопен усилил роль красочных и динамических элементов. Очень интересны его находки в области полифонии (все голоса насыщены мелодической выразительностью) и музыкальной формы (использование приема вариационного развития, характерного для народной музыки Польши). Новаторство этого композитора в полной мере сказалось на его исполнительском искусстве. Он произвел, подобно Листу, настоящий переворот в технике игры на фортепиано.

Влияние творчества Шопена на других композиторов

Творчеству Шопена в целом свойственны ясность мышления и гармоничность. Далека его музыка как от замкнутости, академически холодной, так и от романтических преувеличений. Она чужда неискренности, в своей основе народна, непосредственна, свободолюбива.

Биография Шопена и его произведения вдохновляли многих музыкантов. Творчество Фредерика оказало большое влияние на многие поколения композиторов и исполнителей. Влияние мелодического и гармонического языка Фредерика Шопена прослеживается в произведениях Вагнера, Листа, Дебюсси, Форе, Альбениса, Грига, Скрябина, Чайковского, Шимановского, Рахманинова.

Значение творчества

Биография Шопена и музыка его сегодня вызывают большой интерес, и это не случайно. Этот великий композитор истолковал по-новому многие жанры. Он возродил прелюдию на романтической основе, создал также фортепианную балладу, драматизировал и опоэтизировал танцы: вальс, полонез, мазурку, превратил в самостоятельное произведение скерцо. Шопен обогатил фортепианную фактуру и гармонию, сочетал с фантазией и мелодическим богатством классичность формы.

Он сочинил около полусотни мазурок, прототипом которых является похожий на вальс польский народный танец с трехдольным ритмом. Это небольшие пьесы. В них гармонические и мелодические обороты звучат по-славянски.

Фредерик Шопен за свою жизнь дал всего около тридцати публичных концертов. Он выступал в основном в домах своих друзей. Весьма своеобразным был его исполнительский стиль. Его отличала, по отзывам современников, ритмическая свобода - продление одних звуков за счет того, что сокращались другие.

Память Фредерика Шопена

Каждые пять лет в Варшаве, начиная с 1927 года, проводятся международные конкурсы имени Шопена, в которых участвуют самые известные пианисты. В 1934 году был также организован Институт Шопена, называемый Обществом им. Ф. Шопена с 1950 года. Подобные общества также имеются в Австрии, Германии, Чехословакии. Они существовали и во Франции до Второй мировой войны. В местечке Желязнова-Воля, где родился композитор, открыт в 1932 году Дом-музей Шопена.

Международная федерация обществ имени этого композитора была основана в 1985 году. В Варшаве в 2010 году, 1 марта, был открыт после модернизации и реконструкции музей Фредерика Шопена. Событие это приурочено к двухсотлетию со дня его рождения. 2010 год, кроме того, был объявлен годом Шопена в Польше. Этого композитора, как вы видите, знают, помнят и любят до сих пор не только на родине, но и по всему миру.

Биография Шопена и все даты событий, произошедших с этим великим композитором, были описаны в нашей статье по возможности полно. В музыкальных школах сегодня творчество этого автора включено в обязательную программу. Однако юными музыкантами изучается биография Шопена кратко. Для детей этого достаточно. Но в зрелом возрасте хочется познакомиться поближе со столь интересным композитором. Тогда биография Шопена, кратко для детей написанная, нас уже не удовлетворяет. Именно поэтому мы решили создать более подробное описание жизни и творчества этого великого человека. Биография Шопена, краткое содержание которой вы можете найти в различных справочниках, была нами дополнена на основании различных источников. Надеемся, представленная информация была вам интересна. Теперь вы знаете, из каких событий состояла биография Шопена и какие произведения он написал. Всего доброго!