Расчет платы нвос заполнение в модуле без эп. Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 , по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории .

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории . Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы , но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется . Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

В случае, если при ведении деятельности оказываются определенные вредные воздействия на экологию, организации и индивидуальные предприниматели должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В 2016 году в экологическое законодательство был внесен ряд изменений. В письме от 08.04.2016 №ОД-06-01-32/6777 Росприроднадзор дал разъяснения насчет сроков внесения платы за негативное воздействие, сроков подачи декларации. Кто и в каком порядке должен вносить плату за негативное воздействие в 2016 году? Давайте разберемся по порядку.

Когда вносить плату?

Плата за негативное воздействие на природу должна быть внесена независимо от:

  • вида деятельности компании (производственная, непроизводственная, иная);
  • ведется или не ведется деятельность предприятия, если причиненный вред окружающей среде уже имел место быть;
  • режима налогообложения, который применяется предприятием. Таким образом, платить за причиненный вред должны также организации и предприниматели, применяющие УСН , спецрежимы в виде ЕНВД , ЕСХН и патентной системы налогообложения ;
  • размера и статуса компании. Малые, микропредприятия, бюджетные организации не освобождаются от уплаты за причиненный вред;
  • является ли источник оказания вреда природе собственностью компании или нет. Таким образом, платить должно лицо, которое фактически использует данный объект, то есть это может быть арендатор или предприятие, получившее данный объект в лизинг.

Таким образом, вносить плату за негативное воздействие на атмосферный воздух, к примеру, придется даже малому бизнесу. Но что считать причиненным вредом? Плату необходимо вносить в следующих случаях:

  • Когда при осуществлении деятельности стационарных объектов (предприятий, заводов и т.д.) в атмосферный воздух происходят выбросы вредных загрязняющих веществ;
  • Когда при работе компании в водные объекты сбрасываются вредные, загрязняющие водоемы вещества;
  • В случае хранения или захоронения отходов производства. При этом предусмотрено исключение – если отходы будут утилизированы и обезврежены в период, не превышающий 11 месяцев со дня, когда они образовались, то платить за их размещение не придется.

Расчет платы за негативное воздействие

Рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо отдельно по каждому виду вредного воздействия, и в целом по обязательному платежу. Общая сумма платы за год будет равна сумме платежей по всем видам вредных загрязнений. Например, для расчета платы за негативное воздействие за 2016 год на природу при попадании (выбросах) вредных веществ в воздух, необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу, включенному в определенный перечень, на соответствующие ставки платы и с применением определенных коэффициентов. Платежной базой в данном случае является объем или масса выбросов в воздух. Рассчитать базу плательщику необходимо самостоятельно.

Ставки платы в отношении каждого загрязняющего вещества устанавливаются Правительством РФ. На 2016, 2017 и 2018 годы ставки платы утверждены постановлением Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и действуют с 1 января 2016 года.

Для расчета платы за негативное воздействие компании также понадобятся нормативы допустимых сбросов вредных, загрязняющих окружающую среду веществ. При этом нормативов, которые подходили бы любой организации или предпринимателю, нет. Это объясняется тем, что данные показатели зависят от множества отдельных факторов, имеющихся у каждого плательщика. Проекты допустимых нормативов организация должна разработать самостоятельно, возможно привлечение специалистов по данному вопросу из сторонних организаций.

Согласно письму Росприроднадзора, расчет и внесение платы за негативное воздействие в 2016 году должен быть осуществлен в следующие сроки: все плательщики, кроме предприятий, которые относятся к малому и среднему бизнесу, в течение года вносят авансовые платежи, не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который вносится платеж. Предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу, вносят плату только по итогам года, до 1 марта.

Отчетом по плате за негативное воздействие является декларация , которую необходимо подавать один раз в год, по итогам года. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма, по которой необходимо подать отчет, устанавливаются Минприроды России. В настоящее время форма декларации не утверждена. Первый раз декларацию о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо будет представить по итогам 2016 года, до 10 марта 2017 года включительно. Предприятиям, которые платили авансовые платежи в течение 2016 года, никакую отчетность по итогам квартала подавать было не нужно.

По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (в соответствии с приложением к Соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 № 337-р, установлены следующие реквизиты для оплаты государственных пошлин за негативное воздействие на окружающую среду:

Р/с 40101810045250010041

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07250 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07261 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07263 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств»;

  • Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07270 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду»

По региональным объектам реквизиты для оплаты государственной пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками :

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04732803000)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

КБК 803 1 08 07262 01 1000 110

ОКТМО – 45 374 000

Назначение платежа: «Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю »

Реквизиты для внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду:

  • Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

КБК 048 1 12 01010 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за ___ квартал 20 __ года.

  • Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

КБК 048 1 12 01030 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за __ квартал 20__ года.

  • Плата за размещение отходов производства и потребления

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

КБК 048 1 12 01041 01 6000120 - плата за размещение отходов производства

048 1 12 01042 01 6000120 – плата за размещение твердых коммунальных отходов.

Назначение платежа: Плата за размещение отходов/твердых коммунальных отходов за __ квартал 20__ года.

Реквизиты для уплаты пени за несвоевременное и неполное внесение платы:
УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Р/с 40101810045250010041

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование - ГУ Банка России по ЦФО)

БИК 044525000

ИНН 7704221753

КПП 770401001

ОКТМО - код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен источник негативного воздействия

048 1 12 0101001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
048 1 12 0103001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
048 1 12 0104001 2100 120 – Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и ТБО

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.

Российское экологическое законодательство стремительно изменяется. Несколько лет назад существовала норма, обязывающая владельцев предприятий и учреждений выплачивать твердую денежную сумму за загрязнение окружающей среды. Однако такой подход способствовал тому, что не каждого собственника можно было обязать компенсировать вред, причиненный предпринимательской деятельностью.
На данный момент существует плата за НВОС, которая регламентирована Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот НПА содержит в себе виды воздействий на
экологию, за которые должны осуществляться выплаты в бюджет соответствующего уровня.

Кто обязан платить данный сбор?

Вышеуказанный нормативный акт определяет следующих субъектов, обязанных выплачивать твердую денежную сумму: физические и юридические лица, собственники предприятий, учреждений и организаций, которые в силу своей предпринимательской деятельности оказывают воздействие на природопользование.

Сроки уплаты сбора

Регламентация данной деятельности осуществляется компетентным органом государственной власти в лице Ростехнадзора. Особая роль отведена также Росприродназдору, а также Министерству природных ресурсов. Данная служба уполномочена издавать приказы по предмету своего ведения. В частности существует Приказ от 08 июня 2006 года №557, в котором устанавливаются сроки уплаты сбора. Временные рамки установлены, исходя из необходимости уплаты твердой денежной суммы раз в квартал. Таким образом, владельцы источников негативного воздействия на природную среду должны до 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом, (кварталом) уплатить экологические платежи в полном объеме.

Экологическая отчетность: особенности составления

Расчет платежей должен осуществляться предприятием самостоятельно. Это обусловлено тем, что характер воздействия на природу у экономических субъектов различен. Экоплатежу предшествует составление отчетности, форма которой установлена Ростехнадзором. Экологическая отчетность включает в себя 4 раздела, а также титульный и расчетный лист.
При определении размера экологических платежей за негативное воздействие учитываются только те факторы, которыми собственник предприятия наносит вред окружающей среде. Проще говоря, первый раздел экологической отчетности включает в себя типы и размеры выбросов в атмосферный воздух, которые были реализованы стационарными источниками загрязнения. Если таковых у предприятия нет, данный раздел не заполняется и не включает в расчет.

Порядок составления и подачи экологической отчетности

Компетентный орган, который администрирует все доходы и направляет их в бюджет соответствующего уровня – Росприродназдор. Экологические платежи направляются в территориальные органы данного органа в конкретном субъекте.
После составления расчета данный документ прошивается, его страницы нумеруются и скрепляются печатью предприятия. Далее экологическая отчетность направляется в органы Росприроднадзора.

Возможные санкции

Если собственник источника воздействия на экологию не предоставил расчет нанесенного ущерба, а также не направил экологическую отчетность в компетентный орган, существует возможность применения к нему штрафных санкций. Их размер варьируется от 3000 до 6000 рублей для должностных лиц или от 50000 до 10000 рублей для юридических лиц, нарушивших сроки предоставления расчета.

Если вам необходимо произвести расчет платы за негативное воздействие, обращайтесь в Институт экологии.

Сотрудники Института экологии профессионально выполнят весь комплекс работ в короткие сроки!