Раскольников ведет диалог. Пересказ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М

Разделы: Литература

Цель: Через анализ эпизода показать средства психологизма в романе “Преступление и наказание” и выявить роль образа Свидригайлова.

Образовательная:

  • Определение роли мотива “двойничества” в романе.
  • Знакомство с особенностями психологического мастерства писателя.

Развивающая:

  • Совершенствование навыков анализа эпизода.
  • Анализ эпизода как приём раскрытия психологического мастерства Достоевского.
  • Анализ роли двойников в романе на основе анализа эпизода

Воспитывающая:

  • Подведение учащихся к мысли о разрушающем воздействии на человека идеи о сверхчеловеке, идеи о вседозволенности.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вводное слово учителя.

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента? Почему, например, Раскольникова за несколько минут до его признания в убийстве “старухи-чиновницы и сестры её Лизаветы” так поразило известие о самоубийстве Аркадия Ивановича Свидригайлова, на первый взгляд, совершенно постороннего для него человека? Нахождение ответа на этот вопрос и является задачей нашего урока.

В каком фрагменте романа можно найти ответ на него?

Психологи утверждают, что в развитии отношений людей велика роль первого впечатления, первой встречи. Поэтому вполне возможно, что ответ дан Достоевским в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”. Проанализируем этот эпизод, используя план анализа эпизода (план анализа эпизода заранее записан на доске и/или распечатан и разложен на партах).

План анализа эпизода

I. Вступление.

Идея художественного произведения.

II. Главная часть

1. Место рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Вид эпизода, его композиция и сюжет.

3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущими и последующими эпизодами.

  • Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение.
  • Даётся представление о душевном состоянии персонажа.
  • Звучит прямая или косвенная авторская оценка события, персонажа.
  • Показан поворот во взаимоотношениях героев.
  • Выражается авторский взгляд на те или иные проблемы

5. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

III. Заключение.

Роль эпизода в произведении.

Аналитическая работа по тексту эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

1. Вводная беседа.

1. 1. Что такое эпизод?

Эпизод (от греч. epeisodion – вставка) – небольшой отрывок, фрагмент, относительно завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

1. 2. Эпизод – только часть произведения, но в этой части сохраняются свойства целого. Темы, идеи, мотивы взаимодействуют в эпизоде, развившись и продолжая развиваться за его пределами. Для более-менее адекватного понимания фрагмента необходимо иметь представление о всём произведении в целом. Поэтому работу с текстом эпизода начнём с того, что вспомним, какова идея романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов людей: тварей дрожащих и право имеющих, – о праве последних на собственное усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса.

2. Характеристика эпизода.

2.1. Слово учителя.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” пронизан христианскими идеями. В нём преломляется евангельское понятие греха-преступления и выведена “потребность Христа”. Действие часто строится на воспоминаниях, которые возникают отдельными, очень яркими вспышками, и выливаются в монологи-исповеди. Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в действие, что позволяет автору развернуть образ и развести лейтмотив по всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порой очень неясны, поэтому сами они не знают, что сделают в следующий момент. В своих признаниях они страстно стремятся объяснить и понять самих себя. Достоевскому очень важно разобраться во внутреннем мире своих героев, в причинах их поступков, в том, способны ли они к возрождению. Посмотрим, как это стремление реализуется в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

2.2. Аналитическая беседа.

Каково расположение эпизода в романе?

Одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к пониманию ошибочности его теории. – После эпизодов убийства, приезда родных, знакомства с Порфирием Петровичем.

Определите границы эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

Конец VI главы третьей части – 1 глава четвёртой части.

Почему Достоевский разбивает эпизод, размещая его начало не просто в предыдущей главе – в предыдущей части?

В третьей части происходит встреча с родными, знакомство с Порфирием Петровичем, обвинение мещанина. Раскольников постепенно приходит к осознанию своей отчуждённости от людей. Завершает третью часть второй сон Раскольникова, похожий на явь, в котором он не может убить старуху, над ним все смеются; проснувшись, герой видит Свидригайлова. “Неужели это продолжение сна?” - эта реплика не случайна. В ней указание на письмо матери, в котором рассказано о преступлениях Свидригайлова, в ней понимание того, что грех, преступление объединили Раскольникова и Свидригайлова, в ней объяснение странного взаимопонимания между героями, устанавливающегося ещё до начала разговора: “Ну, говорите, чего вам надо? – А ведь я так и знал, что вы не спите, а только вид показываете… В I главе четвёртой части – разговор о привидениях (символах греховности, голосе больной совести), являющихся Свидригайлову также объединяет героев.

Таким образом, Достоевский размывает границы между двумя эпизодами – “Вторым сном Раскольникова”, в котором он не может во второй раз убить Алёну Ивановну, и “Знакомством со Свидригайловым” - человеком, о преступлениях которого Раскольников узнал от родных. Героев связывает мотив греха, преступления. Этот приём позволяет писателю психологически обосновать странное взаимопонимание между незнакомыми людьми, знавшими друг о друге понаслышке, оправдать их странный разговор.

Определите вид эпизода.

Эпизод-диалог.

Выделите микротемы в диалоге.

Оправдания Свидригайлова по поводу преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;

Прошлое Свидригайлова;

Привидения;

Образ вечности

Судьба Авдотьи Романовны

Анализ частей диалога.

Проанализируем каждую из частей диалога.

1. Оправдания Свидригайлова по поводу преследования Дуни и смерти Марфы Петровны

В первой части Свидригайлов сообщает о цели своего визита и тут же начинает оправдываться. Зачитайте наиболее интересные, по вашему мнению, аргументы Свидригайлова, с помощью которых он доказывает свою невиновность.

Свидригайлов оправдывает себя: “…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то , а здраво судя?”

Лукавит: “Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва ?” (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: “тварь я дрожащая или право имею? ” Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие).

Какие рассуждения напоминают аргументы Свидригайлова?

Какую реакцию вызывают эти аргументы, так напоминающие его собственные, у Раскольникова?

Отвращение.

Итак, обратим внимание: мысли, напоминающие его же собственные, вызывают у Раскольникова отвращение. А какой приём использует Достоевский для выражения чувства своего героя? (авторскую ремарку: “С отвращением перебил Раскольников”; объём реплик: очень краткие, отрывистые реплики Раскольникова говорят о его нежелании вести беседу с гостем).

Как часто используется этот приём писателем? (типичный для данного эпизода).

Одинаково ли часто реплики Раскольникова и Свидригайлова сопровождаются ремарками?

Реплики какого участника диалога чаще сопровождают ремарки? (Раскольникова)

Какой из участников диалога говорит больше?

Почему же Достоевский так внимательно прослеживает психологическое состояние именно Раскольникова? (Это главный герой, создатель теории… )

Итак, мы выяснили, что у Раскольникова его же собственные мысли из уст другого человека вызывают отвращение. Мы знаем, что визит Свидригайлова важен Достоевскому для изображения психологического состояния своего главного героя. Но мы пока не нашли ответ на вопрос, почему же Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова. Поищем ответ в следующей части эпизода.

2. Прошлое Свидригайлова

Есть ли во второй части диалога смысловые переклички с предшествующими и последующими эпизодами? Прослеживаются ли параллели между героями?

Деньги. Объяснение происхождения денег, которые Свидригайлов предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови. Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже “его настоящие”, полученные им от матери или за часы его отца.

По сути дела герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.

Свидригайлов, по оценке Раскольникова, – “на что-то твёрдо решившийся человек” - такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников накануне преступления.

Рассказ Свидригайлова о “подстрекательных “немках” , оправдывающий насилие по отношению к ним: “…Эта точка зрения-то и есть настоящая гуманная…” – параллель теории Раскольникова и его преступления.

Итак, вторая часть диалога усиливает ощущение сходства собеседников, но ответа на наш вопрос тоже пока нет.

3. Привидения

Если в предыдущих частях показывается, что Раскольников и Свидригайлов имеют одинаковые взгляды на общественные отношения, то в третьей части Достоевский переводит разговор в область философии. В чём смысл рассуждений о существовании привидений?

Мотив болезни, связанный с образом Раскольникова, возникает и в речи Свидригайлова: “Это-то я без вас понимаю, что не здоров, хотя, право, не знаю чем; по-моему, я наверно, здоровее вас впятеро”.

Как вы думаете, о каком нездоровье идёт речь?

Болезнь души: “…Здоровый человек есть наиболее земной человек…”; “нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира”

Установите смысловые параллели с другими эпизодами.

Страшные сны Раскольникова, граничащие с явью – предсмертный сон самого Свидригайлова, видение погубленной девочки-утопленницы.

Роль этой, философской, части диалога заключается в том, что именно в ней развитие мысли о сходстве Раскольникова и Свидригайлова достигает кульминации. Свидригайлов говорит: “Между нами есть какая-то общая точка”. Только после того, как выявлено и доказано сходство героев, они переходят к разговору о вечности.

4. Образ вечности

Прочитайте и прокомментируйте эту часть диалога.

Раскольников: “Я не верю в будущую жизнь”

Свидригайлов: “…Одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность”.

С чем связана странная, болезненная реакция Раскольникова на слова Свидригайлова?

Болезненная реакция Раскольникова связана с тем, что он образ вечности представляет так же .

5. Судьба Авдотьи Романовны

Установите смысловые переклички 5-ой части с другими эпизодами романа.

Цель внешне благородной попытки расстроить свадьбу Дуни с Лужиным, заявленной как одна из причин визита, выясняется только в шестой части романа. Свидригайлов надеется устроить свою жизнь, не останавливаясь при этом перед подлостью и низостью. Он шантажирует Дуню (сцена у Ресслих).

Вояж за границу – самоубийство (уезжаю в Америку).

Почему же Раскольникова поразило известие о самоубийстве Свидригайлова?

Свидригайлов покончил жизнь самоубийством – добровольно ушёл в вечность, в комнатку с пауками?

Определите содержательную функцию эпизода.

Определение роли эпизода.

Мы определили, что душевное состояние героя Достоевский раскрывает при помощи авторских ремарок, объёма реплик. Но исчерпываются ли этим средства и приёмы раскрытия внутреннего мира персонажа?

Обратим внимание на фразу Свидригайлова, которая завершается эпизод. В масштабе всего романа она приобретает символическое значение: “Я ведь от вас очень недалеко стою”.

Определение роли образа Свидригайлова в романе “Преступление и наказание”.

Каково отношение Свидригайлова к Раскольникову в системе образов романа?

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

Каково эмоциональное отношение Раскольникова к своему двойнику?

Отвращение.

О чём свидетельствует негативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является его отражением?

О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла, Бога и Демона.

Итак, при помощи образа Свидригайлова Достоевский показывает, что происходит в душе Раскольникова. А это значит, что образ двойника становится ещё одним приёмом проникновения во внутренний мир главного героя, раскрытия противоречий в нём.

Роль двойника в произведении.

Каково предназначение двойника – по сути дублёра главного героя – в произведении?

Михаил Михайлович Бахтин, филолог, изучавший творчество Достоевского, утверждал: люди, входящие в жизнь Раскольникова – “символы определённого жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают. Достаточно человеку появиться в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощённым разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришёл он сам”.

Символом решения какого идеологического вопроса становится Свидригайлов?

Вопрос о вариантах “исхода” – о самоубийстве.

IV. Подведение итогов.

Что открыл нам в романе “Преступление и наказание” анализ эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”?

Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею произведения. Роль двойника Свидригайлова в романе, как показывает анализ эпизода, заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу “всё позволено”.

V. Домашнее задание.

Подготовьте ответ на вопрос: “Есть ли у Раскольникова ещё двойники?” Докажите свою точку зрения.

Литература

  1. Золотарёва И. В. Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. – М.: ВАКО, 2003.
  2. Сычёв Б. П. Сочинение – анализ эпизода. //Литература в школе. – 2003. - № 9. – С. 33 – 37.
  3. Павлова Н. И. Анализ эпизода. // Литература в школе. – 2003. - № 7. – С. 27 – 28.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова - никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки, всегда готовый прийти на помощь другим.

Придавленный бедностью и озлобленный своим бессилием, Раскольников решается на преступление. Он идет на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Но в системе образов произведения есть и ещё один персонаж, который вошёл в галерею лучших образов русской литературы, - Сонечка Мармеладова. Она случайно появилась в жизни Раскольникова и направила его на путь духовного возрождения.

История Сони – это обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа обратить особое внимание на эту девушку? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить жизнь, которой она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутреннем величии.
Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир, и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка.

Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание». Именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами Во время очередной встречи Родиона с девушкой происходит чтение библейской притчи о воскрешении Лазаря. Именно в этой сцене романа мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова.

Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на канаве», «трехэтажном, старом и зеленого цвета». Обстановка в комнате была убогой, «походила как будто на сарай»: на окнах не было занавесок, а стены закрывали «обшмыганные и истасканные» обои. Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места духовно чистой Соне. Но с первых же реплик девушки, разговаривающей с Раскольниковым, мы убеждаемся в обратном. Об окружающих людях героиня говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким людям, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего самой быть обиженной на жизнь.

Сначала Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества. И неважно, что Родион это сделал для себя, а Соня – ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить героиню взбунтоваться, как и он: «Знаю... и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете?», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет». Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог - её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву. С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия.

Этот эпизод начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» Я думаю, между образом больного и образом Родиона можно провести параллель. Заканчивается этот эпизод тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробе четыре дня. Эмоционально усиливает сцену чтения Евангелия интонация Сони: «громко и восторженно прочла она», «чувство великого торжества охватило ее». Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и Раскольников когда-нибудь обретет веру в Бога, что он найдет душевный покой. Чтение Евангелия как бы меняет местами молодого человека и девушку. В начале разговора мы видим решительного, безжалостного Раскольникова и «растерявшуюся», испуганную Соню с тихим голосом. Во время чтения притчи у девушки появляется блеск в глазах, суровость и торжественность, тогда как у Родиона «голова начала кружиться». Это значит, что вера Сони намного сильнее и глубже, чем теория Раскольникова.

После чтения Родион переходит к «делу»: он предлагает Соне бросить все, «рассудить серьезно и прямо», «сломать что надо, раз навсегда, да и только». Но мы видим, что он колеблется, говорит уже не с той решимостью, которая была в начале. Раскольников раскрывается перед девушкой, он готов признаться ей, пока еще не раскаиваясь в содеянном им преступлении.

Вскоре молодой человек уходит, оставив Соню в замешательстве. Родион показался ей «помешанным», но она «сама была как безумная». Раскольников вновь разбудил в ней думы о Полечке, матери, Лизавете, которые приснились Соне ночью.

Таким образом, разговор Сони и Родиона «в нищенской комнате» открыл новую страницу в жизни обоих героев. Девушка еще больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории. И, несмотря на возникшие разногласия, еще крепче и духовно ближе стали друг к другу «убийца и блудница».


Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

План пересказа

1. Смутные мысли Раскольникова.
2. Его знакомство с Мармеладовым.
3. Письмо из дома, из которого герой узнает, что его сестра Дуня оклеветана Свидригайловым и Лужин хочет на ней жениться.
4. Сон Раскольникова, в котором явственно представляется идея убийства.

5. Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру.

6. Нервная болезнь Родиона после содеянного.

7. Знакомство Раскольникова с Лужиным.
8. Смерть Мармелалова. Раскольников знакомится с Соней.
9. Приезд сестры и матери Раскольникова.
10. Друг Раскольникова Разумихин знакомится с Дуней, сестрой Раскольникова.
11. Отпевание Мармелалова.
12. Раскольников разговаривает со следователем Порфирием Петровичем.
13. Свидригайлов настаивает на своей встрече с Дуней.
14. Встреча семьи Раскольниковых, Разумихина и Лужина.
15. Раскольников рассказывает о намерении Свидригайлова.
16. Свидание Родиона и Сони. Их разговор, подслушанный Свидригайловым.
17. Новая встреча с Порфирием и его «сюрпризик».
18. Лужин недостойно ведет себя по отношению к Соне. Он разоблачен.
19. Поминки по Мармеладову. Катерина Ивановна с детьми выгнана из квартиры.
20. Раскольников осознает, что он убийца. Речи Сони после этого признания.
21. Сумасшествие Катерины Ивановны и ее смерть.
22. Порфирий напрямую спрашивает Раскольникова об убийстве. Он не признается.
23. Свидригайлов рассказывает Дуне о подслушанном разговоре Родиона и Сони.
24. Самоубийство Свидригайлова.
25. Раскольников осознает необходимость признания в преступлении.
26. Признание Раскольникова.
27. Жизнь Сони и Родиона в Сибири, где он отбывает наказание на каторге.
28. Душевные и физические мучения Раскольникова. Надежда на возрождение.

Пересказ

Часть I

I
Действие происходит в 1865 г. Бывший студент юридического факультета Раскольников «замечательно хорош собой», но «опустился и обнеряшился», он «задавлен бедностью». «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека... Он сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Герой много размышляет о «некоем деле», смысл которого пока остается неясным. Он ищет выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Раскольников решил сделать «пробу» «предприятию», мысли о котором возникли полтора месяца назад. Это мысль об убийстве старухи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи», «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься».

Он отправился к старухе-процентщице: «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Процентщица Алена Ивановна — старуха «лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом», требует «заклад», и Раскольников даст ей часы и обещает на днях принести еще серебряную папиросочницу. Выйдя от старухи, герой осуждает себя за мысль, которая давно преследует его: «О Боже! Как это отвратительно!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..» В расстроенных чувствах он заходит в распивочную.

II
В распивочной его внимание привлекает титулярный советник Мармеладов. Судя по реакции окружающих, он завсегдатай заведения. У него отекшее, зеленоватое лицо, красноватые глазки, грязные, жирные, красные руки с черными ногтями. Из путаной и длинной речи Мармеладова герой узнает, что у него жена Катерина Ивановна, «образованная и благородная женщина», трое ее маленьких детей, что пошла она за него от безысходности: «Можете судить... до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая, и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти». А он пропивает все до последней копейки, кается, но сделать ничего с собой не может. Пять недель назад было устроился на службу, но снова не выдержал, вытащил из дому последние деньги и ударился в запой.

Катерина Ивановна вынудила Соню, дочь Мармеладова, «получить желтый билет» (пойти на панель). Теперь вся семья живет на деньги, которые приносит Соня. Мармеладов уже за гранью отчаяния: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!.. Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете...» Раскольников провожает Мармеладова до дому. «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...» Раскольников становится свидетелем громкой семейной сцены. Свой гнев Катерина Ивановна обрушивает и на Раскольникова, посчитав его приятелем мужа. Раскольников оставляет на подоконнике мелочь, которая была в его кармане, для детей.

III
Утром после тревожного сна Раскольников ест вчерашний ужин, принесенный кухаркой Настасьей и читает письмо от матери. Из письма он узнает, что семья его пережила драму. Сестра Дуня была оклеветана в доме господ Свидригайловых, где она работала гувернанткой. Хозяйка Марфа Петровна застала сцену в саду, где ее муж объяснялся в любви Дуне. После этого начались несчастья, вплоть до выселения из квартиры. Но Дуня мужественно вытерпела все унижения и оскорбления. Позже господин Свидригайлов признался в невиновности Дуни. Теперь в лице Марфы Петровны семья приобрела покровительницу. По ее протекции сестру стали приглашать на уроки. Нашелся и жених - надворный советник Петр Петрович Лужин, «человек 45 лет, благонадежный и с капиталом; умный и, кажется, добрый». Он «положил взять девушку честную, но без приданного и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение». Лужин считает, что «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Лужин торопит, со свадьбой, так как собирается переехать в Петербург и открыть там публичную адвокатскую контору. Мать, Пульхерия Раскольникова, надеется, что это поможет и Родиону сделать карьеру. В конце письма мать сообщает, что они с Дуней вскоре собираются ехать в Петербург. Письмо растрогало Раскольникова и пробудило массу чувств от сострадания до ненависти. Он не смог больше оставаться в каморке и выбежал на улицу.

Раскольников долго находится под впечатлением от письма. Главная мысль, которая крутится у него в голове, — не бывать браку Дунечки с Лужиным. Его возмущает и позиция родных, готовых породниться с расчетливым и жестоким дельцом, чтобы вылезти из нищеты и, главное, помочь ему. И особенно - циничная позиция Лужина, считающего выгодным взять в жены образованную девушку из бедной семьи. Судьба сестры, выходящей замуж не по любви, ничуть не лучше судьбы Сонечки Мармеладовой, которая продает себя за деньги, считает Раскольников. Но он вспоминает, что он бедный студент, неудачник, и что ему нечего противопоставить капиталу господина Лужина. Ему приходят в голову мысли о самоубийстве. Но давняя идея снова заслоняет все.

V
Вначале он решает идти к Разумихину, университетскому приятелю, у которого всегда можно занять денег, но затем отказывается от намерения. Потратив последние тридцать копеек на рюмку водки и кусок пирога, он засыпает в кустах на Васильевском острове, измученный раздумьями. Раскольникову снится страшный сон. Он видит себя семилетним ребенком. Идет он с отцом мимо кабака, известного своими пьяными оргиями. У крыльца стоит телега, но впряжены в нее не ломовые кони, а тощая крестьянская клячонка. Из кабака выходят пьяные мужики, один из которых, Миколка, приглашает всех садиться в сани. Раздаются насмешки. Миколка бьет бедную клячонку, которая от тяжести не может тронуться с места. И чем беспомощней лошадка, тем больше звереет хозяин — «секи до смерти!» К избиению подключаются остальные. Клячонка мучается, Микола добивает ее топором. Отец хочет увести ребенка, но мальчик бросается к мертвой лошадке и целует ее, затем вскакивает и бросается с кулаками на здорового мужика. Раскольников просыпается: раскрыта тайна давно вынашиваемого плана убийства. Сон настолько подействовал на него, что он в ужасе отказывается от своей первоначальной идеи: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове... Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь!»

Проходя по Сенной площади, на базаре он встречает сестру старухи-процентщицы Лизавету. Торговцы уговаривают ее решиться на какую-то сделку тайком от сестры. Из разговора он случайно узнает, что завтра в семь часов вечера старуха останется дома одна, и чувствует, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли» и «все решено окончательно».

VI
«Последний же день, так нечаянно наступивший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Раскольников вспоминает, как родилась идея убийства старухи. Адрес он узнал из разговора, подслушанного в трактире у одного из студентов. Тот рассказывал приятелю о маленькой и злобной старухе-процентщице, у которой всегда можно разжиться деньгами. У нее есть сводная сестра, здоровая и сильная девица Лизавета, находящаяся в полном подчинении немощной старухи. Студент считал несправедливым, что вредная, подозрительная, не приносящая никакой пользы обществу старуха владеет несметным богатством. «Убей ее и возьми деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить себя на служение всему человечеству... Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает».

Раскольников ловит себя на мысли, что это близко его взглядам. Остаток дня и следующий день он проводит как в бреду. Он готовит тесьму для топора и пришивает ее к левому рукаву пальто, вытаскивает из-под пола спрятанный заклад. Тут он слышит, что времени седьмой час. Он без приключений сумел взять топор из дворницкой и направился к дому Алены Ивановны.

VII
Раскольников ведет себя нервно, и это настроение передается старухе. Она не доверяет ему. Раскольников протягивает ей заклад — серебряную папиросочницу. Она поворачивается к окну, чтобы разглядеть получше вещь. В этот момент Раскольников «вынул топор... взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя... почти машинально опустил на голову обухом». Он снимает с мертвой ключи и идет в ее комнату. Там в спешке он раскладывает по карманам свертки с закладами. И тут его внимание привлекает легкий шум. Выбежав, он видит Лизавету, которая склонилась над убитой старухой. Он растерян неожиданным поворотом событий. Раскольников убивает и ее. Ему запоминаются ее беззащитные, детские глаза. Наконец, он овладевает собой, моет руки, топор, осматривает себя и собирается уходить. Тут он обнаруживает, что дверь была открыта, и тут же слышит шаги на лестнице. Он успевает накинуть запор на петлю. К старухе пришел один клиент, затем другой. Они находят странным, что дома никого нет, а дверь заперта на запор. Один из них решает спуститься за дворниками и просит другого посторожить у двери. Не дождавшись помощи, клиент уходит.

Когда Раскольников спускается по лестнице, он слышит, как возвращаются ушедшие. И вновь ему везет. Он успевает спрятаться в пустую квартиру этажом ниже.

Часть II

/
На следующий день он проспал до трех дня. И только тут он понял, что не спрятал взятые у старухи вещи. Он начал лихорадочно их перебирать, смывать кровь, обрезать бахрому, запачканную кровью. Раздался стук в дверь. Настасья принесла ему повестку из полицейской конторы. Она нашла его больным и предложила чаю. Но Раскольников отказался. Он отправился в контору, размышляя по дороге о том, зачем его вызвал квартальный. В конторе выяснилось, что хозяйка через полицию взыскивает с него деньги за квартиру. Он пытается расположить к себе письмоводителя и помощника надзирателя. С него берут расписку и обязательство о расплате. Уходя, он слышит, как переговариваются о вчерашнем убийстве. Он падает в обморок, не доходя до двери. Его приводят в чувство, решают, что он болен, и отпускают домой.

II
В воспаленном мозгу Раскольникова крутится мысль об обыске. Он приходит домой, снова все вещи рассовывает по карманам и идет на улицу. Он решает выбросить их в воду, но везде многолюдно. Наконец на одной из улиц между воротами и прилегающей стеной он обнаруживает тайник. Туда он складывает вещи. На обратной дороге он ловит себя на мысли, что даже не поинтересовался, что было в кошельке и закладах. «Из-за чего все муки принял и на такое подлое, низкое, гадкое дело пошел?» Ноги привели его к дому Разумихина. Он не смог объяснить цель визита. Взял было немецкий перевод, но потом вернулся и положил обратно. Разумихин посчитал его больным. Выйдя на улицу, он чуть не попадал под коляску. Сидящая в ней купчиха принимает его за нищего и подает двугривенный. Раскольников выкидывает его в Неву. «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Ночью он бредит. Ему кажется, что помощник надзирателя избивает квартирную хозяйку. Утром при Настасье он впадает в беспамятство.

III
Раскольников очнулся в своей квартире через несколько дней. В комнате — Настасья, Разумихин, артельщик, принесший ему перевод от матери. Разумихин сообщил ему, что поручился за квартирный долг. Узнал также, что частым гостем у него стал письмоводитель Заметов, которого он встретил в полицейском участке. Он сам вызвался поближе познакомиться с друзьями. Разумихин рассказывает, что он проявлял повышенный интерес к его вещам, помогал ухаживать. После ухода Разумихина Раскольников осматривает вещи, печку, стену, не остались ли там следы преступления. Разумихин возвращается с новой одеждой для друга.

IV
На пороге комнаты появляется Зосимов, еще один друг, студент-медик, и констатирует, что здоровье больного идет на поправку. Слово за слово разговор вновь возвращается к убийству процентщицы и ее сестры. Раскольников узнает, что подозревали многих: и красильщика Миколу из пустой квартиры, куда прятался Раскольников, и клиентов, которые чуть было не застали его на месте преступления. Красилыцикова стали подозревать из-за серег, которые они нашли на улице и подрались. Раскольников убеждается, что следствие идет в верном направлении. Убийца был в квартире процентщицы, когда стучались Кох с Пестряковым, затем спрятался в пустой квартире, а коробку с серьгами выронил на улице.

V
Разговор прерывается неожиданным визитом. На пороге комнаты Раскольникова появился незнакомый господин, который оказался женихом Дуни - Петром Петровичем Лужиным. Он сообщил, что недалеко от него он нашел временное жилище для матери и сестры, а также и квартиру, в которой молодые будут жить после свадьбы. Петр Петрович производит неблагоприятное впечатление на друзей. Прежде всего своей теорией: «возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Они прерывают разговор, не желая вступать с ним в дискуссию. Разговор снова возвращается к убийству старухи. Раскольников узнает, что некий Порфирий допрашивает закладчиков. Зосимов считает, что убийца опытный и ловкий. Разумихин ему возражает: неловкий, неопытный, и был это первый шаг. «И ограбить-то не сумел, только и сумел, что убить».

Уходивший было Лужин решил вставить напоследок несколько умных слов о нравственности. Тут Раскольников не выдерживает и говорит, что убийство вписывается в теорию Лужина: «По вашей же вышло теории!., доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» Раскольникова мучит и другое: «Правда ль, что вы сказали вашей невесте, что всего больше рады тому... что она нищая... потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать... и попрекать тем, что она вами облагодетельствована?..» Лужин возмущен тем, что Пульхерия Александровна рассказала Раскольникову об этом и исказила смысл его слов. Раскольников обещает спустить его с лестницы за дурные слова о матери. Лужин говорит, что теперь не может быть и речи о продолжении отношений.

VI
Оставшись один, Раскольников переоделся, взял двадцать пять рублей, оставленные ему друзьями, и пошел по городу. По пути он зашел в распивочную «Хрустальный дворец». Там он заказал газет и чаю. К нему подошел Заметов и снова стал провоцировать его на разговор. Раскольников принял вызов. Он намеренно перевел разговор на убийство старухи, рассказал, что он сделал бы с деньгами, как заметал бы следы. Под видом «я бы вот как поступил» он рассказал о тайнике, куда спрятал взятые у старухи заклады. Он шокирует Заметова, тот называет его сумасшедшим. Раскольников продолжает: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Заметов поспешно говорит, что не верит в причастность Раскольникова. Раскольников получает подтверждение, что он был одним из подозреваемых. Уходя, на пороге он сталкивается с Разумихиным, который ругает его за самовольные прогулки. Разумихин приглашает его на вечеринку. Раскольников отказывается. Гуляя по городу, он подходит к мосту. Глядя вниз, на воду, он думает о самоубийстве. Вдруг рядом с ним молодая женщина бросается в воду. Ее спасают. Видя эту картину, он отвергает свою идею. Сам не ведая зачем, доходит до дома старухи процентщицы, поднимается в комнаты. Там идет ремонт. Он производит странное впечатление на рабочих разговорами об убийстве. Его прогоняют. Раздумывая, идти или не идти к Разу-михину, он слышит шум на улице неподалеку. Он идет туда.

VII
Коляска задавила человека. Вокруг собралась толпа зевак, полиция, кучер оправдывается. Раскольников, наклонившись поближе, узнал в нем своего случайного знакомого Мармеладова. Он вызвался показать дорогу до его дома. Когда Мармеладова внесли в комнату, Катерина Ивановна отчаянно вскрикнула: «Добился!» — и бросилась к мужу. Она принялась хлопотать вокруг него, послала одну из дочерей, Полечку, за Соней. Из внутренних комнат высыпали чуть не все жильцы и сначала было теснились только в дверях, но потом гурьбой хлынули в самую комнату. Катерина Ивановна пришла в исступление. «Хоть бы умереть-то дали спокойно! — закричала она на всю толпу, — что за спектакль нашли! Вон! К мертвому телу хоть уважение имейте!» Раскольников предлагает вызвать доктора. Доктор говорит, что надежды нет. Приходит священник для последней исповеди. На пороге комнаты появляется Сонечка Мармеладова. Раскольников отмечает, что она очень нелепо смотрится в своих дешевых, но кричащих нарядах среди убогой обстановки. Она так и не решается подойти к отцу. Взгляд Мармеладова останавливается на дочке, он просит у нее прощения и умирает. Раскольников отдает Катерине Ивановне все оставшиеся у него деньги на похороны. На пороге его догоняет Полечка, он дает ей свой адрес. По дороге домой он чувствует, что болезнь его отступает: «Не умерла моя жизнь еще со старухой».

Раскольников приходит к Разумихину на вечеринку, тот вызывается его проводить. Когда они подходят к дому Раскольникова, они видят свет в его комнате. Родион приглашает друга быть свидетелем сам не знает чего. Но в своей комнате он видит мать с сестрой. Радость встречи прерывает обморок Раскольникова.

Часть III

I
Раскольников приходит в себя и просит родных оставить его. Разговор заходит о Лужине. Раскольников требует от сестры отказать ему и ставит условие: «или он. или я». Между ним и Дуней возникает спор. Мать не хочет оставлять его одного. Она обеспокоена разговорами о его сумасшествии. Разумихин убеждает их до утра оставить его. После вечеринки, в возбужденном состоянии, Разумихин говорит Дуне много неприятного о женихе: «он вам не пара». Разумихину нравится Дуня.

II
Наутро, собираясь к родным Раскольникова, Разумихин ругает себя за несдержанность. Он всем своим видом и поведением пытается доказать Дуне, что она его нисколько не волнует. Снова разговор заходит о Раскольникове. Разумихин говорит, что Родион человек «умный, но угрюм, мрачен, надменен и горд, никого не любит и навряд ли полюбит». Что касается поступка с Лужиным, он обвиняет Раскольникова в несдержанном поведении. Просит извинения у Дуни и за свои слова о ее женихе. Пульхерия Александровна дает почитать Разумихину записку Лужина. Он пишет, что вечером хочет их посетить, но просит, чтобы Раскольникова не было. Она просит совета у Разумихина. Тот предлагает пойти к Раскольникову, чтобы там решить всем вместе.

III
У Раскольникова они встречают Зосимова, который констатирует, что тот почти здоров. Они расспрашивают Раскольникова о происшествии с Мармеладовым. Пульхерия Александровна сообщает, что покровительница Марфа Петровна Свидригайлова умерла. Заходит речь о ее подарках Дунечке и о Лужине, который еще не сделал невесте ни одного подарка. У Родиона с Дуней вновь выходит ссора из-за жениха. Но тут вдруг настроение Раскольникова резко меняется, и он говорит ей: «Да выходи за кого хочешь». Мать передает ему просьбу Лужина. Он согласен поступить так, как решат мать с Дуней. Но Авдотья Романовна уже приняла решение, что Родион обязательно должен быть на этом свидании.

Дверь комнаты Раскольникова отворилась и вошла девушка. Раскольников не сразу узнал Сонечку Мармеладову без ярких, кричащих нарядов. Она пришла позвать Раскольникова на отпевание и поминки отца. Раскольников представил ее матери и сестре. Женщины смутились, так как репутация Сони не позволяла им быть на равных. Когда они уходят, Дуня откланялась ей «внимательным и полным поклоном». Наедине Пульхерия Александровна говорит, что девушка произвела на нее неприятное впечатление, особенно после того, что написал о ней Лужин. Дуня называет его «сплетником», а Соню «прекрасной». Раскольников, услышав о допросе закладчиков Порфирием Петровичем, просит познакомить его с ним. Он хочет вернуть колечко сестры и отцовские серебряные часы.

Соня вышла от Раскольникова. Ее преследует некий человек, который заговаривает с ней. В дальнейшем эта встреча будет иметь решающее значение для героев.

V
Разумихин с Раскольниковым направляются к Порфирию Петровичу. По дороге Раскольников, заметив симпатию друга к сестре, подтрунивает над ним.

Главная цель Раскольникова — выяснить, знает ли Порфирий о его недавнем визите в дом старухи после убийства. Там они встречают Заметова. Раскольников узнает, что он последний закладчик, с которым Порфирий еще не беседовал. Из беседы он понимает, что его причастность к убийству кажется им наиболее вероятной. Он раздражается. Предупредительное поведение Порфирия Петровича его настораживает. Порфирий вспоминает статью Раскольникова, опубликованную в «Периодической речи». Для Родиона это открытие. Он относил статью в другую газету и был убежден, что она не опубликована. Порфирий выводит Раскольникова на рассуждения о его теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Согласно ей, люди обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закон. А человек необыкновенный, который может сказать в своей среде новое слово, «имеет право... разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, если исполнение идеи того потребует». В разговор вмешивается Разумихин: «ведь это разрешение крови по совести страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...» Порфирий пытается поймать Раскольникова на деталях. Спрашивает, видел ли он красильщиков в свой визит в дом старухи. Раскольников боится попасть в ловушку, медлит с ответом. Разумихин спохватывается, кричит: «Да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а ведь он за три дня там был!» Порфирий делает вид, что смущен, любезно прощается с друзьями.

«Оба вышли мрачные и хмурые на улицу и несколько шагов не говорили ни слова. Раскольников глубоко перевел дыхание...»

VI
Раскольников с Разумихиным подходили к дому, где жили Пульхерия Александровна с Дуней. Раскольников уверяет друга, что Порфирий с Заметовым подозревают его. Разумихин обещает «по-родственному» поговорить с Порфирием насчет подозрений против Раскольникова. Родион решает вернуться к себе, прежде чем идти к родным. Когда он подходит к дому, какой-то прохожий называет его убийцей и уходит. Этого достаточно, чтобы вновь лихорадка дала о себе знать. Он снова вспоминает детали убийства, пытается вспомнить, откуда этот господин может знать все. Он осуждает себя за слабость. «Как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться?» Он понимает, что страдания за совершенное преступление будут сопровождать его всегда.

Он забывается сном. Ему снится тот незнакомый молчаливый человек. Он рукой манит его и приводит в старухину квартиру. Вдруг он обнаруживает сидящую в кресле старуху, берет топор и бьет ее по голове, но старуха только смеется. Он бросается бежать, но везде полно людей, они молчат и осуждающе смотрят на него. Он проснулся. К нему пришел человек, которого он сначала принял за сон. Тот отрекомендовался: Аркадий Иванович Свидригайлов.

Часть IV

I
Раскольников нелюбезно принимает Свидригайлова, помня историю с сестрой. Свидригайлов рассказывает, как Марфа Петровна освободила его от верной тюрьмы за шулерство и что жили они дружно. Он чувствует в Раскольникове родственную душу, считает, что они «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая».

Раскольников смеется и советует ему идти к доктору. Свидригайлов просит о встрече с Дуней. Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей. Кроме того, он сам хочет передать ей десять тысяч за те неудобства и оскорбления, которые по его вине она пережила. Свидригайлов настаивает на встрече с Дуней. Раскольников отказывает.

II
Вечером Разумихин с Раскольниковым идут к Дуне и Пульхерии Александровне. Разумихин по дороге сообщает о разговоре с Порфирием, который не сказал ничего определенного о своих подозрениях.

Лужин хочет говорить о предстоящей свадьбе, но считает невозможным делать это при Раскольникове. Он выговаривает женщинам, что они пренебрегли его требованием не приглашать Раскольникова. Дуня пытается примирить брата с Лужиным, доказывая, что не может и не будет делать выбор между братом и женихом. Лужин в гневе говорит, что она не ценит своего счастья, напоминает о материальных издержках, общении с недостойными людьми, подразумевая Соню Мармеладову. Между ними вспыхивает ссора. Дуня просит Лужина выйти вон.

III
Лужин не ожидал разрыва. Его очень устраивала Дуня как невеста и жена. Он еще надеется поправить дело. Дуня полностью примиряется с братом, обвиняет себя в том, что польстилась на деньги недостойного человека. Раскольников рассказывает о намерениях Свидригайлова. Дуня поражена его предложением и считает, что он задумал что-то ужасное. Раскольников обещает сестре, что обязательно с ним встретится. Они строят планы по поводу трех тысяч, оставленных Дуне Марфой Петровной. Разумихин предлагает заняться книгоиздательским делом. Все увлечены. Вдруг посередине разговора Раскольников встает и заявляет, что он их очень любит, но на время им лучше разойтись и не видеться. Они напуганы. Он перепоручает их заботам своего друга. Разумихин всех успокаивает, говорит, что Родион болен.

IV
Раскольников пришел к Соне попрощаться. Он проверяет на Соне свою теорию, пытаясь доказать ей, что жертва ее напрасна. По его мнению, справедливее было бы уйти из жизни. Соня говорит, что не может бросить родных, они без нее пропадут. Вдруг Раскольников поклонился Соне в ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию человеческому поклонился». На комоде у Сони лежит Новый Завет, принесенный покойной Лизаветой. Дружба Сони с убитой поражает его. Он просит прочитать ему Евангелие о воскресении Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Неожиданно Раскольников сообщил Соне, что пришел «говорить о деле»: «Я сегодня родных бросил, у меня теперь одна ты. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Он обещает прийти завтра и сказать, кто убил Лизавету. Соне передалось его лихорадочное настроение, и всю ночь она провела в бреду. В соседней комнате весь их разговор подслушал Свидригайлов.

На следующее утро Раскольников пришел в участок к Порфирию. Он сказал, что принес бумагу с просьбой вернуть вещи. Раскольников чувствует, что Порфирий вновь проверяет его. И не выдерживает: «Я наконец вижу ясно, что вы меня подозреваете в убийстве этой старухи и сестры ее Лизаветы». С Раскольниковым случается истерика. Порфирий его успокаивает, говорит, что Раскольников болен и ему надо лечиться. Раскольников обвиняет его во лжи и игре. Он требует от Порфирия прямо признать его либо подозреваемым, либо невиновным. Тот вновь уходит от ответа. Порфирий говорит о некоем «сюрпризике», который находится в соседней комнате. Вдруг происходит то, что никто не ожидал.

VI
Привели красильщика Николая. Он публично признается в убийстве старухи. Игра продолжается. Порфирий и Раскольников оба не ожидали такого развития событий. Раскольников уходит, но потом долго анализирует весь разговор. Он ловит себя на мысли, что чуть не выдал себя. Вспомнив, что сегодня день похорон Мармеладова, он отправляется к ним, чтобы увидеть Соню. Вдруг дверь в его комнату открылась сама, и на пороге возник таинственный человек. Так же тихо и немногословно он попросил у него прощения «за оговор и злобу». Как оказалось, это бы один из тех, кто слышал рассказы об убийстве в квартире во время визита после убийства. Это было недоразумение. Он признался, что он-то и был сюрпризом Порфирия. Герой рад такому повороту событий.

Часть V

/
Петр Петрович Лужин сожалеет о разрыве с Дуней, обвиняя во всем ее брата. Он решает отомстить. Он снимает комнату рядом с Мармеладовыми. Лужин просит своего соседа Лебезятникова привести к нему Соню. Он объясняет ей, что возможности получить помощь государства нет, так как Мармеладов служил мало и неисправно. Он просит извинения, что не сможет прийти на поминки, и дарит ей кредитную бумагу в десять рублей.

Катерина Ивановна, руководствуясь «гордостью бедных», устроила приличные поминки. Но большинство приглашенных не явились. Пришел Раскольников. Она раздражена и в возбуждении ссорится с хозяйкой Амалией Ивановной. Дело доходит чуть не до драки. В эту минуту появляется Лужин.

III
Он обвиняет Соню в краже сторублевой купюры, ссылаясь на свидетельство Лебезятникова. Соня вначале теряется, но затем отрицает обвинения, отдавая ему его десять рублей. Катерина Ивановна, возмущенная нападками на Соню, кидается к ней, выворачивает ей карманы. Из одного кармана выпадает пропавшая купюра. Соня в растерянности плачет. Посреди сцены заходит Лебезятников. Он называет Лужина «клеветником». Он видел, как Лужин подбросил ей бумагу, но думал, что из благородных побуждений. Молчавший до этого Раскольников объясняет, что Лужин хотел ему отомстить, так как «честь и счастье Софьи Семеновны очень дороги для меня», и доказать матери и сестре свою правоту. Лужин угрожает всем полицией и судом. Соня убегает к себе домой. Хозяйка выставляет Катерину Ивановну с детьми из квартиры.

V
В этот момент приходит Лебезятников и сообщает о сумасшествии Катерины Ивановны. Раскольников возвращается домой и видит там Дуню. Она говорит, что понимает его странные поступки, так как его подозревают в убийстве старухи. Он просит Дуню обратить внимание на Разумихина - «он деловой, трудолюбивый, настоящий, способный глубоко любить».

Раскольников вновь бродит по Петербургу. Катерина Ивановна заставляет детей ходить по улицам, петь, плясать и собирать милостыню. Дети убегают от нее. Бросившись за ними, она падает, кровь идет у нее горлом. Ее отводят к Соне, где она умирает. Предсмертные слова ее: «Что? Священника?.. Не надо... Где у вас лишний целковый?.. На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!.. ...Уездили клячу... Надорвалась!»

Появляется Свидригайлов. Десять тысяч, которые Дуня у него не принимает, он собирается отдать Мармеладовым.

Часть VI

I
Катерину Ивановну хоронят. Раскольников понимает, что Соня не меняет к нему отношения. Разумихин сообщает Родиону, что мать его больна, а Дуня получила неизвестное письмо. Он решает встретиться со Свидригайловым, чтобы разобраться в его намерениях относительно сестры.

II
В дверях он сталкивается с пришедшим к нему Порфирием. Порфирий рассказывает ему, как он стал подозревать его. Он прямо говорит, что доказательств против Раскольникова нет. Пытаясь разоблачить его, он делал ставку на психологию и характер. Он признается, что обыскивал его квартиру, всячески провоцировал его, извиняется за это. Но тут же говорит, что оклеветавший себя Николай не виновен. Он - раскольник, а у религиозных фанатиков принять страдание от властей — благодать. У преступления же иной почерк. Разволновавшийся Раскольников спрашивает Порфирия, кто же убил. «Да вы и убили, Родион Романыч», — шепотом отвечает ему следователь. Он говорит, что хочет ему добра, и советует прийти с повинной. Он дает ему два дня на размышление. Раскольников не признается в убийстве.

III, IV
Герой идет к Свидригайлову, встречает его в трактире. Они говорят о Дуне. Раскольников идет за Свидригайловым. Он уверен, что тот замышляет что-то против его сестры. У дома Свидригайлова его ждет Дуня. Но Раскольников ее не видит. Дуня просит своего бывшего хозяина на улице изложить дело, по которому он ее приглашал на свидание. Но Свидригайлов настаивает на разговоре в его квартире. Дуня нехотя соглашается. Там он показывает ей пустую комнату, где он подслушал разговор Сони с Раскольниковым, и передаетей суть. Свидригайлов предлагает ей спасение брата в обмен на любовь. Дуня не верит ему и хочет уйти. Но дверь заперта, а дом пуст. Она достает из кармана дамский револьвер, несколько раз стреляет и промахивается. Свидригайлов приближается к Дуне. Она бросает револьвер, так как не может убить, и просит отпустить ее. Мгновение борьбы в душе Свидригайлова, и он отдает ей ключ. Дуня уходит. Он поднимает брошенный ею револьвер.

V
Весь вечер Свидригайлов проводит в трактирах. На обратной дороге заходит к Соне, сообщает, что дети пристроены в хороший пансион. Он отдает ей три тысячи рублей, которые понадобятся на каторге ей с Раскольниковым. В тот же вечер он уезжает, снимает номер в гостинице. Во сне ему снится девочка-подросток, которая погибла когда-то по его вине. Ночью он выходит из гостиницы, достает револьвер Дуни и стреляет себе в висок.

VI
Раскольников решается принять наказание. Он идет сначала к матери и застает ее дома одну. Он как бы прощается, говорит, что всегда любил и будет любить их с Дуней. Просит молиться за него. Когда он возвращается, он видит Дуню. Ей он говорит, что идет в участок признаваться в преступлении. Теория еще владеет им. Он не чувствует себя виновным в том, что убил «гадкую, зловредную старушонку, которая из бедных сок высасывала». Он осуждает себя за малодушие, что не сумел переступить через убийство. Вдруг его что-то останавливает во взгляде сестры. Он просит у нее прощения и обещает начать новую жизнь.

VII
Раскольников приходит к Соне. Она надевает на него свой кипарисовый крестик. По дороге в участок, он вспоминает слова Сони, которая предлагала ему покаяться: «Пойди на перекресток, поцелуй землю и скажи всему миру вслух: я убийца!». Он так и делает. Его принимают за пьяного. В участке он встречает Илью Петровича Пороха, с которым познакомился во время своего первого визита за квартирные долги. Порох сообщает ему о самоубийстве Свидригайлова. Раскольников потрясен. Он уходит. Во дворе он видит Соню, которая пришла за ним. Он не выдерживает ее взгляда, возвращается и признается в убийстве: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».

Эпилог

I
Раскольников в Сибири уже полтора года отбывает наказание. Учитывая явку с повинной, а также «странное поведение» и неустойчивое здоровье убийцы, суд приговорил его к восьми годам каторжных работ. «Преступник не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявлял желание сам еще более обвинить себя». Выясняется, что Раскольников — отзывчивый, добрый человек, остро воспринимающий чужую боль. Оказывается, однажды он, рискуя жизнью, спас детей на пожаре, делился скудными грошами с бедствующим отцом умершего товарища. Мать Раскольникова, так и не поняв, в чем дело, сначала сходит с ума, а потом умирает. Соня едет на каторгу за Раскольниковым.

Дуня выходит замуж за Разумихина. Тот намерен скопить денет и поехать в Сибирь, чтобы всем вместе начать новую жизнь. Соня сообщает в письме родным Раскольникова, «что он всех чуждается, что в остроге каторжные его не полюбили; что он молчит по целым дням и становится очень бледен. Вдруг, в последнем письме, Соня написала, что он заболел весьма серьезно и лежит в госпитале».

II
Он страдает болезнью «от уязвленной гордости». Он стыдится, что бездарно погубил свою жизнь, но в правильности своей теории не раскаивается: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху». Он ищет ошибки в своих поступках и осуждает себя за явку с повинной. Даже Свидригайлов кажется ему сильнее, потому что сумел уйти из жизни.

Раскольникова «не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть... Презирали его, смеялись над ним те, которые были гораздо его преступнее. «Ты барин! - говорили ему. - Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело...» «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! - кричали ему. — Убить тебя надо».

Но все они полюбили Соню. «Она у них не заискивала; все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. И когда она встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» - говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться».

Выздоравливал Раскольников тяжело. Осколки его теории приходили к нему в бреду. Он видел войны, массовые убийства, когда спасались только самые «чистые и избранные». «Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни, будущего воскресения, нового взгляда на жизнь». После его выздоровления заболевает Соня. Раскольников беспокоится о ней.

Однажды он сидел на крутом берегу реки, и вдруг рядом оказалась Соня. Она робко протянула ему руку. «Вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута... Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!»

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, "убив себя", а Раскольников -- ради абстрактного человечества, "убив других". Поэтому Соня - нравственный ориентир автора.

Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)

    Докажите, что во время первой встречи Раскольников "проверяет Соню на прочность". Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего.Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор "простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться".

    Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. Раскольников говорит Соне:

Знаю "и про то, как вы в 6 часов пошли".

"Катерина Ивановна ведь вас чуть не била".

"А с вами что будет?"

"Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет".

"А коли вы теперь заболеете".

"Дети на улицу всей гурьбой пойдут".

"С Полечкой, наверно, то же самое будет".

Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда - его понимание Сони: "ненасытимое страдание", "всему страданию человеческому поклонился", "юродивая" - святая.

Почему Раскольников заставляет Соню читать "Евангелие". Раскольников неслучайно заставляет Соню читать "Евангелие", каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене "Воскресение Лазаря" - два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.

Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.

Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)

    Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.

    Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова? Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает всё с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди .

    Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.

Раскольников - Соне

Соня - Раскольникову

"Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну?"

"И кто меня тут судьей поставил?"

"Зачем только тебя-то я пришел мучить?"

"Ох, как вы мучаетесь!"

Признание

"Нет тебя несчастнее никого"

Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но вот ради какой-то идеи - понять сложно. Вот здесь Раскольников понимает вздорность своей теории: "Всё вздор". Но отказаться от неё он не готов: "Я в каторгу-то, может, и не хочу".

Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.

Итог : Образ Сони - один из важнейших в романе. Соня - нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.

Индивидуальное задание .

"Их воскресила любовь"

Композиционная роль эпилога в романе "Преступление и наказание".

Примерный план анализа эпизода 1

Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое

Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи со­бытий

1. Сюжет эпизода

1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения

2. Речевой строй эпизода

2. Герои эпизода в системе образов произведения

Повествование

Описание

основной конфликт

события и их динамика

что и как описа­но (портрет, пей­заж, интерь­ер)

речевые характеристики

герои, их поступки

чьими глазами дано описание

взаимосвязь героев и событий; причин­но-следст­вен­ные связи

способы описа­ния состояния

подтекст

пространственно-временные связи

роль художествен­ных деталей

3.Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная

3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления

4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения.

5. Эмоциональный пафос эпизода

5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения

6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля

6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетичес­ких взглядов

Место эпизода в контексте творчества писателя

Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре

Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.

Основные вопросы урока:

    Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?

    В чем выражалась его болезнь?

    Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?

    Как складываются его отношения с окружающими?

    Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?

    Что для него страшнее каторги?

    Почему он не раскаялся в своем преступлении?

    Почему каторжники полюбили Соню?

    Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?

    Что помогло возродиться Раскольникову?

    Как Раскольников помог Соне?

Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения - "Смирись, гордый человек!". Это воплощение главной идеи романа - только любовь к ближнему способна победить зло.

Индивидуальные задания.

Творческая биография Ф. М. Достоевского.

Летом 1866 года нужда особо сдавила Достоевского, и он подписал грабительский контракт с жуликоватым издателем Ф. Стелловским, уступив ему за три тысячи рублей право на издание трех томов его сочинений и обязавшись представить к 1 ноября 1866 г. новый роман в 12 печатных листов. В случае невыполнения последнего пункта он должен был внести неустойку и терял права на все тома в продолжение девяти лет. Стелловский рассчитывал на то, что аванс, выданный писателю, немедленно уйдет на уплату векселей и все произведения достанутся издателю за бесценок. Достоевский, чтобы избавиться от грозившей ему кабалы, решается на крайнюю меру: "Я хочу сделать небывалую и эксцентрическую вещь, написать в четыре месяца 30 печатных листов в двух разных романах, один из которых я буду писать утром, а другой вечером, и окончить к сроку".

Для осуществления своего "эксцентрического плана" Достоевский решил взять стенографистку. Стенография в то время была новинкой, владели ею немногие. Учитель стенографии П. Ольхин предложил работу у Достоевского своей лучшей ученице Анне Григорьевне Сниткиной, но предупредил, что у писателя "странный и мрачный характер" и что за весь труд - семь листов большого формата - он заплатит 50 рублей.

Анна Григорьевна согласилась сразу, и не только потому, что хотела подзаработать, но и потому, что знала имя Достоевского, плакала над "Записками из мертвого дома", была влюблена в благородного героя "Униженных и оскорбленных". Возможность помогать в литературной работе любимому писателю обрадовала и взволновала её.

Имя Достоевского Анна Григорьевна впервые услышала от отца, средней руки чиновника, по которому на то время носила еще траур. Ей было 20 лет, она закончила гимназию с серебряной медалью и зарабатывала на жизнь сама. Она не любила нигилисток, была консервативна в политических взглядах, считала себя передовой во всем, что касалось женского равноправия, образования, материальной независимости. Недоброжелатели обращали внимание на огрубевшие от физического труда мозолистые руки и желтоватый цвет лица. Те, кому она нравилась, хвалили ее за умение владеть собой, чувство юмора и "трепещущее сердце, не знавшее ровного биения".

Встретившись с Достоевским впервые, Анна Григорьевна отметила его нервозность, рассеянность. Она поняла, насколько обижен жизнью этот замечательный, добрый и необыкновенный человек.

С этих пор они работали по нескольку часов в день. По ночам он писал, днем диктовал написанное. Дома она расшифровывала стенограмму и назавтра Достоевский исправлял рукопись. Скоро выяснилось, что работа идет споро, и Достоевский был благодарен добросовестной сотруднице. Незаметно она стала давать Паше практические хозяйственные советы. Приносила с собой еду, когда в доме писателя не было ни гроша. Её заботы трогали и смущали Достоевского, но это было приятное смущение. Молодая девушка оказалась его опорой и помощницей в самом важном для него деле - творчестве. В 26 дней они осуществили "план": десять листов "Игрока" отправили Стелловскому. Анна Григорьевна предусмотрела ход недобросовестного издателя, который заблаговременно уехал из города и приказал служащим не брать принесенный роман, она передала в издательство труд Достоевского через полицию, которая зафиксировала печатью год, месяц, день и час доставки рукописи. Благодаря практичности помощницы писатель впервые за многие годы своевременно получил гонорар.

В конце работы над "Преступлением и наказанием" Достоевский и Анна Григорьевна обвенчались. Семейной идиллии сразу не получилось, супруги не сумели организовать совместного существования, он - по отсутствию к этому таланта и по привычкам рассеянного холостяка, погруженного в свои мысли, она - по молодости и по неумению ладить "со взрослыми". Родственники встали в оппозицию к молоденькой жене Достоевского, Паша и жена Михаила интриговали, чтобы восстановить свои права на собственность, авансы и гонорары не доходили до рук юной хозяйки. И здесь Анна Григорьевна проявила скрытую силу своего характера, чего ей никогда не могли простить друзья и родственники Достоевского: она заложила все, на что ушли деньги ее приданого - мебель, серебро, одежду и, к негодованию родни, увезла Федора Михайловича за границу. Собирались они пробыть там три месяца, а вернулись через четыре года, успев позабыть о неудачном начале совместной жизни, обретя счастливое и прочное содружество.

Группа 1

Помогая и благодетельствуя Мармеладовым, Раскольников на некоторое время спасается от своей гнетущей душевной тревоги.

Из лона этой семьи появляется «ангел-хранитель» героя - Соня, идейный антипод Раскольникова. Ее “решение” состоит в само пожертвовании, в том, что она переступила через свою чистоту, принеся всю себя в жертву ради спасения семьи. «В этом она и противостоит Раскольникову, который все время, с самого начала романа (когда он только еще узнал о существовании Сони из исповеди ее отца) меряет свое преступление ее “преступлением”, стараясь оправдать себя. Он постоянно стремится доказать, что поскольку “решение” Сони не есть подлинное решение, значит, он, Раскольников, прав”

. Именно перед Соней он с самого начала хочет сознаться в убийстве” - она единственная, по его мнению, кто может его понять и оправдать. Он приводит ее к осознанию неминуемой катастрофы ее и ее семьи (“С Полечкой, наверно, то же самое будет”), чтобы поставить перед ней роковой вопрос, ответ на который должен оправдать его поступок: “Лужину ли жить и делать мерзости или помирать Катерине Ивановне?” (6; 313). Но реакция Сони обезоруживает его: “Да ведь я Божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?” (6; 313). И роли у героев неожиданно меняются. Раскольников вначале думал добиться от Сони полного духовного подчинения, сделать ее своей единомышленницей. Он ведет себя с ней надменно, высокомерно и холодно, и в то же время пугает загадочностью своего поведения. Так, он целует ей ногу со словами: “Это я всему человеческому страданию поклонился. Этот жест выглядит чересчур надуманным и театральным, и в нем выявляется «литературность» мышления героя. Но затем он понимает, что не выдерживает несомой им тяжести смертного греха, что он “себя убил”, и приходит к Соне за прощением (хоть и пытается убедить себя: “я не прощения приду просить”) и милующей любовью. Раскольников презирает себя за то, что нуждается в Соне, а следовательно, зависит от нее, это оскорбляет его гордость, и потому временами испытывает чувство “едкой ненависти” к ней. Но вместе с тем чувствует, что в ней его судьба, особенно когда узнает о ее прежней дружбе с убитой им Лизаветой, ставшей даже ее крестной сестрой. И когда в момент признания в убийстве Соня отстраняется от Раскольникова с тем же самым беспомощным детским жестом, с каким отстранялась от его топора Лизавета, “защитник всех униженных и оскорбленных” окончательно прозревает фальшь всех своих претензий на “санкцию истины”. .

Группа 2

И вот “убийца и блудница сходятся за чтением вечной книги”, читая по Евангелию Лизаветы о воскрешении Лазаря. Это - положительная философия Достоевского и в то же время символический прообраз судьбы и Раскольникова, и Сони. С интерпретацией убийственной теории Раскольникова как болезни, грозящей смертью, перекликается начало евангельского фрагмента: “Был болен некто Лазарь, из Вифании...” (в Евангелии Христос при вести о болезни Лазаря говорит также: “Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей.” - Ин.XI; 4). Четыре дня, проведенных Лазарем в гробу, соответствуют четырем дням, который Раскольников провел в своей “каморке-гробе” после убийства в беспамятстве горячки. Однако Раскольников, хотя сказал ранее Порфирию, что верует в воскрешение Лазаря буквально, пока еще далек от того, чтобы довериться услышанной им “благой вести”.