Раскраска хантов и манси. Информационный проект на тему: «особенности культуры коренных народов хмао

Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.

Немного из истории коренных народов Севера

Созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири - ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты - так поделили их специалисты.

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.

Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры - узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.

Чем был орнамент для народов ханты и манси?

Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово "орнамент" имеет значение - "украшение". Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко - от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий - до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.

Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.

Основа орнаментальной системы хантов

Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.

Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.

Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.

Самые распространенные узоры хантов

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.

А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием "собачья лапа", ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов "утиный выводок", "щучьи зубы", "кедровая шишка".

Хантыйские орнаменты и их значение

Узоры для народа ханты - целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:

  1. "Заячьи ушки". Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. "Глухарь". Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. "Выводок утят".
  4. "Лапа лисы".
  5. "Малая рябь воды".
  6. "Крыло гуся".
  7. "Заячьи уши".
  8. "След белки".
  9. "Выдра".
  10. "Человек на лошади".
  11. "Кедровая шишка".
  12. "Лягушка".
  13. "Жук".
  14. "Рога оленя".
  15. "Березовая ветвь".
  16. "Медвежий след".
  17. "Цветущий куст".
  18. "Накаты волн".

С ромбом у хантов связаны узоры "жук", "мужика половина", дровяная поленница", "ель", "мышь". К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.

Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой - трудолюбие, с крыльями - движение.

Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:


Применение узоров для вышивания

Существует три способа хантыйской вышивки: "керем-ханч", ектем-ханч", "севем-ханч". Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.

Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название "сак" и "сек", что означало "камень". В XX веке был популярным фарфоровый бисер.

Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.

Шерстяные изделия с узорами

Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.

Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.

Украшение орнаментами одежды

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.

На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.

Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется "сах". У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.

У женщин хантов было специальное приспособление - тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.

Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.

Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.

Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент "солнце" связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли "найматерь" (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.

Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый - с тайгой. А вот считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.

Клюшкина Мария

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«Шаг в будущее»

« Что значит орнамент в одежде ханты и манси »

Секция: проблемы человека и общества.

«Волшебные узоры Югры»

Секция: краеведение

Российская Федерация,

Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №29

4 Б класс

Научный руководитель:

Клюшкина Александра Сергеевна,

учитель высшей квалификационной категории

предмет: начальные классы

Аннотация_____________________________________________2

План исследования______________________________________3-4

Основная часть_________________________________________6-10

  1. Происхождение орнамента__________________5
  2. Символическое значение орнамента____________6
  3. Практическая работа___________________________7-8

Заключение ____________________________________________9

Список используемой литературы_________________________10

Приложения___________________________________________

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Цель работы:

При написании работы использовались методы анализа, синтеза, обобщение информации.

Данная исследовательская работа показывает, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент на одежде ханты и манси имеет символическое значение и заключает в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа Югры. Найдена взаимосвязь между узорами на одежде ханты и манси и окружающим миром. В ходе исследования было установлено, что орнамент у коренного народа не случаен и может рассказать о художественной культуре ханты и манси.

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложения.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

План исследования

«Орнамент, разворачивает на поверхности любой

вещи свою собственную художественную тему».

Юрий Яковлевич Герчук

  • Подбор литературы по теме проекта, посещение музеев.
  • Сбор информации.
    Обработка результатов анкеты и теста для дальнейшего использования в работе.
  • Подведение итога работы.

Однажды мама подарила мне свитер, на котором были необычные узоры. Они как будто оживляли мой свитер, делали его красивым, оригинальным, заметным. Мне стало интересно, что означают узоры, которые изображены у меня на одежде. Из Интернета я узнала, что такие же узоры на одежде народов ханты и манси. Мне захотелось узнать как можно больше об этих узорах, потому что в них было что-то загадочное. Так родилась тема исследовательской работы «Что значит орнамент в одежде ханты и манси».

Актуальность темы заключается в том, что о культуре ханты и манси мы почти ничего не знаем. Орнамент является частью культуры хантыйского народа.

Цель работы: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Узнать, какое значение имеет орнамент в культуре северного народа.
  2. Провести анкетирование и тест по теме « Что знают современные люди об орнаментах на одежде ханты и манси».
  3. Обобщить полученные материалы.
  4. Подготовить презентацию, фотоколлаж, выпустить буклет, создать собственный орнамент на хантыйскую тему.

Методика исследования. При выполнении работы использовались знания, полученные мною на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный и животный мир Югры», «Северные народы».

Г ипотеза исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования :

1. Сбор информации.
2. Анкетирование, опрос.
3. Наблюдение, фотографирование.
4. Анализ.

5.Синтез.

Объектом исследования являются орнаменты на одежде ханты и манси .

Предмет изучения: узоры в орнаменте ханты и манси и их смысл.

Новизна работы заключается в том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл.

Результат исследовательской деятельности: презентация, буклет, фотоколлаж, авторский орнамент на хантыйскую тему.

Практическая ценность работы
Результаты работы могут использоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе.

Организация и база исследования . Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) - это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Символическое значение орнамента

В музее на экскурсии я увидела вещи, украшенные необычными орнаментами, смысл которых мне был сначала непонятен. Оказалось, что это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ - это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение. Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси я увидела оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. [ ] Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов. Таким образом, орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Практическая работа

Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

Цель исследования: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Задавшись вопросом раскрыть тайну орнамента на одежде ханты и манси, я познакомилась с культурным наследием коренного населения нашего округа в Центральной Детской Библиотеке, Интернете, музее.

Для того чтобы выяснить, что знают ребята 3-4 классов нашей школы про коренное население нашего округа и орнамент на одежде ханты и манси, я решила провести анкетирование. По итогам первого анкетирования стало ясно, что мало кто из ребят знает про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. (Приложение №1 анкета №1)

Еще я решила выяснить, что знают ребята о символике орнамента, провела опрос. Задание заключалось в следующем: определить, что изображено на картинках. Предлагались иллюстрации с орнаментом на одежде ханты и манси. Нужно было отгадать, что они обозначают. В результате опроса было выяснено, что ребята почти ничего не знают об орнаментах. (Приложение №2 опрос №1)

Но я поняла, что тема им интересна. Поэтому на школьной конференции «Я исследователь» выступила с темой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси». Рассказала ребятам о символике орнамента, и что обозначает каждый узор.

Для привлечения интереса ребят был проведен конкурс рисунков « ». (Приложение №3)

В классе мы с ребятами оформили фотоколлаж «Орнамент в одежде ханты и манси». (Приложение №4 фотоколлаж)

Еще нами был оформлен буклет по теме исследования. (Приложение №5)

Вместе с одноклассниками мы придумали свой орнамент на хантыйскую тему, который я сама вышила. В нем были использованы священные для ханты и манси вещи, обереги и цвета. (Приложение №6 авторский орнамент)

После всех проведенных мероприятий я решила еще раз провести анкетирование и опрос, чтобы посмотреть, как ребята запомнили все, что я рассказала. Произошел рост – ребята уверенно отвечали на вопросы про коренное население, про орнамент. (Приложение №7 анкета №2)

И в опросе тоже уже смогли отличить символы «солнце» от «медведя» и «лягушки». (Приложение №8 опрос №2)

Практическая значимость работы: данную работу можно использовать на уроках литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего мира.

Мы изучили символику орнамента народов ханты и манси и пришли к выводу, что орнамент на их одежде - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнаменты одежде ханты и манси имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. В орнаментах цвет также имеет символическое значение: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира.

В ходе работы над исследованием была подтверждена гипотеза о том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Закончив исследование, я познакомила сверстников с итогами моей работы, вместе мы оформили фотоколлаж «Орнамент на одежде ханты и манси» , выставку рисунков « Символика орнамента ханты и манси » , создали орнамент на хантыйскую тему, а также выступила на школьной конференции «Я исследователь» с работой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси?».

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты. Мои сверстники узнали много нового и интересного о культуре и обычаях ханты и манси, а значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов Севера! Ведь в орнаменте - история народа.

Список используемой литературы, сайты.

1.Дудырева, Н. Наш край - Югра[Текст] / Наталья Дудырева

// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 6. - С. 16-17. - фот.

2. [Электронный ресурс].URL: http://dic.academic.ru

3. Ожегов С.И., «Словарь русского языка», 20-е издание, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1989г.

4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

5.Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихгров», Москва, Издательство ИКАР, 2003г.

6.Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25. - ил.

7.Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.

8. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс].URL: http://www.etnic.ru

9. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс].URL: http://www.liveinternet.ru

10. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс].URL: http://rudocs.exdat.com

11. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс].URL: http://ornament-ru

12. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс].URL: http://сайт

13.Югорское детство №3(37) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

14.Югорское детство №5(39) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

15.Орнамент "Солнце"[Текст] / Т. Молданова// Югра. - 1993. - № 4. - С. 51. - 3 рис.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Тюменская область,

Муниципальное образование городской округ Пыть-Ях

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4

Научно-практическая конференция

«Мы – будущее Югры»

Информационный проект

Руководитель проекта:

Кузьмина Светлана Владимировна,

учитель географии.

2016 год

Аннотация

Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для наследия. Сохранение этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югра живут коренные малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного общества. Поэтому человечество обязано знать и сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Цель: изучить культуру, традиции и значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Задачи:

    Рассмотреть этнические традиции, культуру коренных народов Севера

    Изучить значение узоров на одежде народов ханты и манси

    Популяризировать культурное наследие коренных народов среди учащихся школы.

Объектом исследования являются орнаменты на одежде ханты и манси.

Предмет изучения: узоры в орнаменте ханты и манси и их смысл.

Новизна работы заключается в том, что

Практическая значимость : данная работа может быть использована классными руководителями при подготовке к классным часам, приуроченным к юбилею Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югра

Организация и база исследования . Исследование проводилось на базе краеведческого музея г. Пыть-Ях

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с краеведческим материалом, составление плана работы над проектом

Практический – экскурсии, мастер-класс, реализация проекта

Итоговый – создание презентации, выступление на классных часах, участие в конференции.

Источники исследования:

Интернет;

Краеведческие материалы музея города,

Участие в мастер-классе

Методы и приемы: Беседа, экскурсии, поисковый (изучение краеведческих материалов), практический (изучение технологии изготовления узора на одежду), создание презентации для ознакомления с информацией на классных часах.

Участники проекта

Михайлов Евгений, ученик 8б класса,

Лысенко Ольга, ученица 8б класса,

Кузьмина Светлана Владимировна, классный руководитель.

Предполагаемый результат: презентация, буклет, собственный орнамент на хантыйскую одежду

Гипотеза изучения: орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл.

Проблема:

Недостаточно информации для сохранения и понимания этнической культуры ;

Актуальность темы заключается в том, что о культуре ханты и манси мало что знаем. Орнамент является частью культуры хантыйского народа.

План исследования:

1. Сбор информации.

2. Встреча и беседа с работниками музея.

3. Изучить материал предоставленный работниками музея.

4. Проанализировать собранную информацию.

5. Выполнить презентацию по собранному материалу.

6. Представить результат работы на классных часах.

7. Принять участие в научно-практической конференции

«Особенности культуры коренных народов ХМАО. Орнамент в одежде народов ханты и манси».

История народного искусства.

1.1 История народов проживающих на территории ХМАО

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является территорией преимущественного проживания таких коренных малочисленных народов Севера как ханты, манси и ненцы. В соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 года о национальном составе населения ХМАО-Югры численность представителей КМНС на территории региона составляет:

Ханты – 19068 человек (61,6%)

Манси – 10977 человек (89,5%)

Ненцы – 1438 человек (3,2%)

Истоки культуры этих народов теряются в глубине веков. Всё это время коренные малочисленные народы существовали в гармонии с природой. Непроходимая, могучая тайга, долины рек были своеобразной экологической нишей, определяющей быт, уклад, традиционные занятия аборигенов.

Угры, этническое имя, называющее ханты, манси и венгров. Впервые У. упомянуты в хрониках как участники похода вестготского короля Алариха на Рим в 410 г. н.э.

Югра, древнерусское этническое имя современных обских угров; название страны с обско-угорским населением, территория к Востоку от р. Печора. Первое упоминание о Югре найдено в Лаврентьевской летописи 1096. Русское заимствование из коми - йегра: манси, вогул.

Этноним Югра закрепился в топонимии: Югорский пролив, Югорский шар, а также в метафорическом наименовании автономного округа - Югория, Югра.

Вогулы – язычники отказавшие от крещения (на коми языке)

Ханты (самоназвание - хант, хантэ, кантей, рус.ханты), самая крупная угорская этническая общность на территории округа, проживающая по р. Обь, Иртыш, их притокам. Этнографы делят хантов на 3 группы: северную, южную и восточную, в которой выделяют этнические подгруппы с речными названиями, т.е. по месту их проживания: аганские, васюганские, ваховские, иртышские, казымские, кондинские, нижнеобские, пимские, салымские, среднеобские (сургутские), сынские, тромъеганские, юганские и др. Ханты относятся к финно-угорской языковой группе. До 30-х годов ХХ века ханты назывались остяками.

Остяки – язычники (на татарском языке)

Слово остяк происходит от словосочетания Ас-ЯХ (Ех), что в переводе с ханты означает обский народ.

Ханты и манси - два близкородственных народа. Согласно мировоззрениям народов севера, вся природа считается живой, одушевленной. Любой объект местности, тем более сама местность имеет свой «дух». Это духи цветущей травы, текущей воды, священного огня, гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, сделанных руками человека. Поэтому соблюдение обряда обращения к духам, задабривания славословием или заклинанием, проведение обряда кормления духов являются своеобразными нравственными уроками и правилами для всех.

У каждого народа своя древняя и богатая история, многовековые традиции и обряды. Северные народы, проживающие на территории ХМАО-Югры, сохранили яркую самобытность, остались верными своим традициям. Передавая знания, культуру, язык, ремесло молодому поколению, они сохраняют для потомков великое историческое наследие.

    1. Культура народов севера.

Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура - это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

Духовная культура , представляет собой любую информацию, которая живёт в коллективной и индивидуальной памяти и может передаваться от одного человека к другому и от одного поколения к другому.

Большая часть обско-угорского населения - это полуосёдлые охотники и рыболовы, занимающиеся, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге. В рыболовстве широко использовались заграждения из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки. По воде передвигались на лодках-долблёнках и калданках, были в ходу и большие дощатые лодки-жилища. Зимой использовали лыжи, ручные, собачьи и оленьи нарты.

Дерево в жизни хантов играет большую роль. Коренное население использует все его части: древесину, кору, корни, ветки. Основная часть домашней утвари изготавливается из бересты.


В одежде хантов и манси многие виды были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Зимняя одежда из оленьих шкур - малица, гусь (совик) и парка - шились без разреза спереди и надевались через голову. Сах – зимняя женская одежда из оленьей шкуры, ворсом наружу, либо из прочной ткани – яркого сукна, вельвета и т.д. «Глухую» малицу носят только мужчины. В дальнюю дорогу на одежду они надевали еще одну сверху глухую одежду – гусь или кумыш. Летом мужчины носили шабур, халат, кафтан из тканей либо выношенную меховую одежду. Верхняя одежда женщин была только распашной - халат, шуба из оленьих шкур или сборного меха. Нательной одеждой были натазники, штаны, рубахи и платья.


Особым видом прикладного искусства хантов является изготовление сумок – туганг. Все они богато орнаментированы. Всевозможные подвески из колечек, цепочек, монет. Бус. Иногда используются подвески из высушенных зубов оленей и копытцев новорожденных оленят. В них хранятся принадлежности для рукоделия, кусочки меха, полоски сукна, орнаментальные заготовки и другие мелочи.

1.3 Обряды и праздники в повседневной жизни и культуре коренных народов Севера

Праздники и семейно-бытовые обряды коренных народов Севера и Сибири формировались на протяжении длительного исторического периода с учетом изменения экономических и общественных отношений. В основе праздничных обрядов, совершаемых по случаю добычи животных, лежали древнейшие мифы об умирающем и воскресающем животном. Поэтому северяне старались хорошо "встретить" убитого зверя и с почестями "проводить" его "домой".

Каждый праздник имел культово-магическую окраску. Ритуальный смысл праздников заключался в "благодарении" животных.

3. Ожегов С.И., «Словарь русского языка», 20-е издание, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1989г.

4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

5.Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихгров», Москва, Издательство ИКАР, 2003г.

6.Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25. - ил.

7.Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.

8. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс]. URL :

9. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс]. URL : http://www.liveinternet.ru

10. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс]. URL : http://rudocs.exdat.com

11. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс]. URL : http://ornament-ru

12. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс]. URL : http://nsportal.ru

13.Югорское детство №3(37) май-июнь, редактор Л.Андреенко, 2013г.

14.Югорское детство №5(39) май-июнь, редактор Л.Андреенко, 2013г.

15.Орнамент "Солнце"[Текст] / Т. Молданова// Югра. - 1993. - № 4. - С. 51. - 3 рис.

В материале отражено хантыйское народное искусство орнамента. Материал можно использовать и в виде альбома для детей старшего дошкольного возраста, является региональным компонентом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хантыйский орнамент и его символика.

Хантыйское народное искусство орнамента

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Украшают шубы, суконную одежду, обувь - пимы (бурки). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий).

Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

Хантыйские мотивы

Хантыйский орнамент.
Выводок утят

Хантыйский орнамент.

Лапа лисы

Хантыйский орнамент. Малая рябь воды

Хантыйский орнамент. Крыло гуся

Хантыйский орнамент. Заячьи уши

Хантыйский орнамент. След бел

Хантыйский орнамент. Изображение медведя

Хантыйский орнамент. Выдра

Хантыйский орнамент. Человек на лошади

Хантыйский орнамент. Кедровая шишка

Хантыйский орнамент. Лягушка

Хантыйский орнамент. Жук

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васыолын «выводок утят», питы лук «глухарь», холхтыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай суматнув «березовая ветка»; явления природы: серхайнюх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэшоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.

Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуйсах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека.

Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук. Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей. Их делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, вышивкой, снабжали приспособлением для хранения наперстка. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Наш поиск корней этого, казалось бы, малозаметного предмета привел к войлочным коврам южных народов, у которых бытовала идея ковра-самолета. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Подвесок бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан - очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе.

«У нас, женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь».

Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. были собраны для музеев, некоторые из них попали в Венгрию. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Были известны четыре технических приема, и каждый имел особое название: косой стежок - керемханч, односторонняя гладь внутри оконтуренной фигуры - ханты ханч (хантыйский узор), крестиком - севемханч, квадратная вышивка - рутьханч (русский узор). Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра».

Хантыйские узоры

Шея утки

Березовая ветвь

Челюсть лошади

Рога оленя

Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др.

Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность - выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. е. он диахромен. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте.

Например, на сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя.

В одной хантыйской песне поется: Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только тогда, когда уже попал в беду. Так заканчивалась длинная песнь.

По наблюдениям последних лет, чем дальше на север, тем больше игры красок в хантыйских изделиях из сукна. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками.

Хантыйские орнаменты

Сумка. Ур хир. Олений мех, кожа. (Е.К, Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с-Усть-Войкарык)

Меховая мозаика на женской шубе. Суматнув «березовая ветка». Нёшас «соболь» (М.С. Нензелова, Шурышкарский район, с, Восяхово)

Меховая мозаика на женской шубе. Лук ханши «глухарь». Хоронгат ханши «рога оленя» (Н.Г. Лонгортова, Шурышкарский район, Горковский с/с, стоянка Ай хишпаи)

Аппликация на женской демисезонной одежде. Ай лов унгал ханши «рот маленькой лошади». Ху шуп «полмужика»

Меховая мозаика на детской шубе. Охпушах ханши «голова». Ай лов нял ханши «рот маленькой лошади» (Е.К. Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с. Усть-Войкары)

Аппликация на женской демисезонной одежде. Лов нял ханши «лошадиный нос». (Е.К. Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с. Усть-Войкары)

Орнаментальные системы народа Ханты выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия из меха с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразием

Полихромность шла на смену диахромности благодаря еще одному привозному материалу - разноцветному бисеру. Ханты знали две техники изготовления бисерных украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань либо кожу. Так украшали женские халаты, платья, воротники, пояса, обувь и подвязки к ней, рукавицы, головные уборы, сумочки и кисеты. Из бисера создавали нагрудные украшения. В конце XIX в. бисер как будто стал выходить из моды, а сейчас снова переживает расцвет. Больше всего ханты ценили непрозрачный фарфоровый бисер. Сейчас он редок. При нехватке покупного бисера ему находят заменитель: разрезают на мелкие кусочки проволочную изоляцию. Некоторые предметы постепенно перестали украшать, зато появляются бисерные кошельки, браслеты. На одежде полосы нанизанного бисера вытесняют старинные оловянные отливки, которые когда-то изготавливали сами женщины.

Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предмета быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения - соболя, рога оленя, медведя, крест.

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира. http://rudocs.exdat.com/docs2/index-586826.html


Орнамент - зеркало и характерная особенность древней и современной культуры народов севера, устойчивый элемент художественной культуры.

На протяжении тысячелетий орнаменты сохраняют свою древнюю первооснову, создающую важнейший исторический источник. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы наполняются вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Считается, что орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром, а названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

По нашему мнению, в орнаментах народов севера “отвлечённые” геометрические формы отвлечёнными только кажутся. С таким же “успехом” мы можем рассуждать об “отвлечённых” геометрических формах вполне современного QR кода.
Методологической основой нашего исследования явился метод дискретного преобразования Фурье, дополненный автором новой методикой исследования орнаментов как музыкальных произведений.

Гипотеза:
- о возможности дискретизации и кодирования изображений орнаментов;
- о возможности выявления скрытой в орнаментах информации;

Цель: выявить скрытую в орнаментах информацию.

Объект исследования: группа орнаментов “Мотивы с зайцем”.

Предмет исследования: выявление и представление в графическом и звуковом формате скрытой информации путём дискретизации и кодирования изображений орнаментов.

Задачи:
1. Создать компьютерные графические изображения орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в соответствии с оригинальными.
2. Пространственно дискретизировать и кодировать орнаменты в цифровом и нотном формате.

Методика исследования:
Для разъяснения нашей гипотезы возьмём произвольное изображение, представленное как совокупность квадратиков разных цветов. Квадратик (пиксель) - это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать произвольно. В нашей работе мы используем черно-белое изображение. Для черно-белого изображения каждый квадратик будет нести одну единицу информации (один бит). Представим, что чёрный квадратик (бит) = 1, а белый квадратик (бит) = 0.

Произведём кодирование изображения.
В результате кодирования получаем ряды символов двоичной системы исчисления, которые можно преобразовать в звук.

Преобразование в нотные записи можно произвести путём соотнесения пространственно дискретизированного изображения с импровизированным нотоносцем, предполагая, что каждая тёмная клетка - это нотный знак, а нотные знаки, располагающиеся на одной вертикальной линии, будут составлять аккорд.

Основная часть

Практически все орнаменты можно разделить на участки разного цвета правильной геометрической формы (дискретизировать).

Пробуем исследовать один орнамент из группы орнаментов “Мотивы с зайцем”. Для исследования, с помощью компьютерной графики было создано изображение одного орнамента, разделённого на участки и кодированного в двоичной системе исчисления и в нотном формате.

В результате кодирования мы получили информацию, которую можно преобразовать в звук, представив как нотную запись.

Исследуем группу орнаментов “Мотивы с зайцем”, как нотные записи. Для реализации исследования, методом компьютерной графики:
1. Созданы компьютерные изображения отдельных орнаментов группы в соответствии с оригиналом.
2. Компьютерные изображения орнаментов разделены на участки (пространственно дискретизированы).
3. Дискретизированные изображения орнаментов пронумерованы и соотнесены с импровизированными нотоносцами, где каждая тёмная клетка орнамента - это нотный знак.

Перенесением нотных знаков нескольких орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получены звуковые дорожки, соединённые между собой в единое произведение. Представлено два варианта аранжировки. Композитор - Артемиус Вольф // Artemius Wolf (г. Москва)

Перенесением нотных знаков орнамента №_03 из группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получена звуковая дорожка в клавишном варианте исполнения. Представлено два варианта аранжировки. Композитор - Валентин Хайнус (г. Югорск)

Заключение

В ходе нашего исследования гипотеза о возможности представления скрытой в орнаментах информации подтвердилась. Нам удалось:
1. Пространственно дискретизировать компьютерные изображения орнаментов.
2. Кодировать орнаменты в двоичной системе исчисления.
3. Кодировать орнаменты группы “Мотивы с зайцем”, как нотные записи.
4. Создать оригинальные музыкальные дорожки.

По итогам нашей работы мы сделали выводы:
- орнаментальное искусство народов ханты и манси может быть источником скрытой информации ;
- пример распознавания скрытой в орнаментах информации – преобразование в нотные записи и создание оригинальных музыкальных опусов, миниатюр, произведений…;

Список источников

Исполнители работы:

Гусева Софья Олеговна, ученица 3”Д” класса школы № 5 города Югорска;
Гусев Олег Александрович (отец).

Руководитель:

Дубровская Татьяна Николаевна, классный руководитель, преподаватель школы № 5 города Югорска;

При сотрудничестве:

Кузнецова Мария Викторовна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Цонева Екатерина Игоревна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Валентин Хайнус, композитор, город Югорск.
Артемиус Вольф, композитор, город Москва.