Разговор татьяны онегиным в конце. Последнее объяснение с онегиным

Наконец, мы подошли к анализу 4-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин». Драматизм нарастает. «Едва ли кто писал стихами на русском языке с такою легкостью, какую замечаем во всех стихотворениях Пушкина. У него неприметно работы; все непринужденно; рифма звучит и выкликает другую», — писал Воейков о поэме.

Онегин пришел к Татьяне в сад. Сцена встречи Онегина с Татьяной является ключевой в этой главе, несущей психологическую нагрузку. И чтобы подчеркнуть это, Пушкин не вставляет в эту главу никаких значимых действий.

Начитавшаяся романов, Татьяна ждет, что после ее признания ее будут ожидать тайные встречи с любимым героем, любовные приключения и переживания. Но Евгений повел себя не как герой ее любимых романов, а как обычный человек. Пока он шел в сад, он вспомнил свое пребывание в Петербурге, свои любовные похождения, накопленный горький опыт.

Прежде чем осуждать нашего героя, поставьте себя на его место. Татьяну он едва успел заметить за мелькающей прислугой, самоваром, чашками чая. Вспомните, когда друзья возвращались домой, Онегин первой отметил матушку.

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка;

Грустившая молчаливая девочка, вряд ли могла обратить на себя внимание. И уж тем более успеть влюбиться человек, познавший женщин, за пару часов не мог. Татьяна со своим признанием явно поторопилась.

Еще раз я предлагаю поставить себя на место нашего героя. Он получает письмо. Пусть даже трогательное и искреннее, от девочки, которую едва знает. Как он должен был поступить? Любой порядочный человек, неважно, дворянин, или мещанского сословия, на его месте поступил бы точно также. Даже в наши дни, 200 лет спустя. Здесь 2 варианта развития событий. Подонок воспользовался бы наивностью и неопытностью девочки, поматросил бы и бросил. Да еще ославил бы на всю округу. Впрочем, в российском обществе ХIX нравы были куда как строгими, и ему пришлось бы держать ответ перед дворянским собранием. Жениться он не был готов. Поэтому он поступил так, как и должен был поступить.

Он предлагает девушке любовь брата и дружеские отношения. Автор тоже говорит, что Онегин мог воспользоваться любовью неопытной Татьяны, но благородство и чувство чести взяли вверх. Онегин предлагает Татьяне выслушать исповедь, но его монолог больше похож на отповедь. Он признается Татьяне, что не стремится связать себя узами брака, показывает, какое будущее ждет Татьяну, если он женится на ней.

Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего.

И в заключение своего монолога Онегин дает Татьяне совет: «учитесь властвовать собою». Эта фраза за неполные 200 лет успела стать крылатой.

Татьяна ничего не ответила Евгению.

Сквозь слез, не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Но какое смятение, какая буря чувств царили в ее душе, читатель может лишь догадываться. Благородство в характеристике Евгения подчеркивается и тщательно подобранной Пушкиным лексикой: «умолкнувшие чувства», пленился, «младая дева», «блаженство».

В заключение разговора, чтобы смягчить жесткость и холодность своих слов, Евгений подал ей руку, на которую Татьяна оперлась, и они вместе возвратились в дом.

Но если бы Татьяна выбрала бы своей наперсницей не няню, которая ничего не смыслила в любви, а матушку, сюжет романа мог бы развиться иначе. Матушка не позволила бы ей писать это письмо, поскольку понимала, что этим можно только отпугнуть потенциального жениха. Но Онегину были бы расставлены такие сети, на которые способны только дворянские матушки. Находились бы тысячи предлогов приглашать Онегина в имение Лариных, и Онегин не смог бы им отказать. Были бы созданы все условия для того, чтобы Евгений поближе узнал Татьяну, а там, глядишь, и влюбился бы в нее, и сделал бы ей предложение.

Впрочем, дорогой читатель, вы вправе не согласиться с нашим суждением.

Как уже было сказано выше, кроме встречи Татьяны с Онегиным, автор не развивает повествование, не описывает в этой главе никаких существенных действий.

Сначала он анализирует поступок Онегина, отметив, что

очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель.

Далее следует рассуждение о друзьях, которое можно выразить одной пословицей: Боже, избавь меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь. От врагов никогда ничего хорошего не ждешь. На то он и враг, чтобы ждать от него удара в спину и предательства. Но когда клевету повторяет человек, называющий себя другом, это и обществом воспринимается иначе, и бьет больнее.

В завершение лирического отступления занявшего 5 строф главы, автор дает совет, ставший лозунгом нашего с вами, ХХI века – любите самого себя.

Пушкин вновь возвращается к образу Татьяны, описывает ее душевное состояние после разговора с Евгением. Неразделенная любовь оставила тяжелый отпечаток на сердце Татьяны. Она совершенно утратила вкус к жизни, свежесть. На ее состояние стали обращать внимание соседки из уездных деревень, поговаривали, что ее пора выдать замуж.

Но в то время, как Татьяна молча увядала, Ольга и Владимир Ленский были счастливы, они наслаждались бесхитростным общением друг с другом, и уже был назначен день свадьбы.

В завершение анализа 4-й главы, следует обратить внимание на антитезу Ленского к Онегину в последней строфе. Ленский юн и не настолько опытен, как Онегин. Он верит в любовь Ольги и тем счастлив. «Но жалок тот, кто все предвидит» — это об Онегине. Знания, излишняя опытность зачастую мешают жить и быть счастливыми.

Лирические отступления в конце главы свидетельствуют о том, что между событиями 4-й и последующей 5-й главы будет допущен временной интервал. Объяснение Онегина с Татьяной состоялось в августе – начале сентября (девушки собирали в саду ягоды). Действия 5-й главы совершатся в январе, на святки.

Молодой дворянин Онегин, встречаясь с Татьяной, пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на ее любовь он реагирует благородно, но с опаской, отдавая себе отчет в том, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, что так поощряется в том самом злополучном обществе, от которого он хочет бежать.

В Онегине Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит им.

Это свойственно герою на протяжении всего романа - разочарование в том, что еще недавно так прельщало его, а теперь более не интересует, такая русская хандра, ощущение пустоты жизни, которое гнетет и заставляет человека возвращаться к своим истокам; в данном случае Онегин едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей ему. И вместе с тем он является типичным представителем столичной дворянской молодежи, сыном своей среды, в которой он чувствует себя как рыба в воде. И трудно говорить о том, является ли это его достоинством или недостатком. По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства представителей дворянского общества.

И вот прошло время, канула в Лету, как думает сам Онегин, история с дуэлью, вздорное чувство к Татьяне. Ему 26 лет, он томится "...в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел", и, вернувшись из путешествия, он на балу встречает даму, которая кажется ему знакомой. Тем более что красоту этой женщины не может затмить даже ослепительная красота Нины Вронской. Евгений в шоке.

Ужель та самая Татьяна,

Которой он наедине,

В начале нашего романа

В глухой, далекой стороне,

В благом пылу нравоученья,

Читал когда-то наставленья...

При следующей встрече в доме ее мужа князя N Онегин бесповоротно увлечен новой Татьяной. Это уже не простая деревенская девушка, а равнодушная княгиня, неприступная богиня царственной Невы. Но она не обращает на него внимания. Онегин пишет письмо, но не получает ответа...

Проходит зима. Встречаясь мимолетно с Татьяной, Евгений видит, что она "окружена крещенским холодом". Он перестает бывать в свете, пытается читать, но его преследуют видения: убитый им Ленский, сидящая за книгой у окна Татьяна. "На мертвеца похожий" Онегин приезжает к Татьяне. Никого не встретив в прихожей, он идет в комнаты и видит Татьяну в слезах, читающую его письмо.

О, кто б немых его страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

Онегин падает к ее ногам. Следует сцена финального объяснения:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна уходит, а Евгений стоит "как будто громом поражен". Входит муж Татьяны, и здесь автор прощается со своим героем - спутником странным - в "минуту злую для него", и Татьяной - "верным идеалом".

Хотя Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразие и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие".

Онегин чересчур глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделяет его из толпы: "Мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум".

При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, ее сомнений и тревог, стремлений и надежд. Работа над романом была начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Умом и сердцем автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени.

Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из 8-й главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".)

Молодой дворянин Онегин, встречаясь с Татьяной, пребывает в глубоком разочаровании от жизни, поэтому и на ее любовь он реагирует благородно, но с опаской, отдавая себе отчет в том, что не способен стать благопристойным мужем и отцом семейства, что так поощряется в том самом злополучном обществе, от которого он хочет бежать.


В Онегине Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит им.


Это свойственно герою на протяжении всего романа - разочарование в том, что еще недавно так прельщало его, а теперь более не интересует, такая русская хандра, ощущение пустоты жизни, которое гнетет и заставляет человека возвращаться к своим истокам; в данном случае Онегин едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей ему. И вместе с тем он является типичным представителем столичной дворянской молодежи, сыном своей среды, в которой он чувствует себя как рыба в воде. И трудно говорить о том, является ли это его достоинством или недостатком. По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства представителей дворянского общества.


И вот прошло время, канула в Лету, как думает сам Онегин, история с дуэлью, вздорное чувство к Татьяне. Ему 26 лет, он томится "...в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел", и, вернувшись из путешествия, он на балу встречает даму, которая кажется ему знакомой. Тем более что красоту этой женщины не может затмить даже ослепительная красота Нины Вронской. Евгений в шоке.


Ужель та самая Татьяна,


Которой он наедине,


В начале нашего романа


В глухой, далекой стороне,


В благом пылу нравоученья,


Читал когда-то наставленья...


При следующей встрече в доме ее мужа князя N Онегин бесповоротно увлечен новой Татьяной. Это уже не простая деревенская девушка, а равнодушная княгиня, неприступная богиня царственной Невы. Но она не обращает на него внимания. Онегин пишет письмо, но не получает ответа...


Проходит зима. Встречаясь мимолетно с Татьяной, Евгений видит, что она "окружена крещенским холодом". Он перестает

Бывать в свете, пытается читать, но его преследуют видения: убитый им Ленский, сидящая за книгой у окна Татьяна. "На мертвеца похожий" Онегин приезжает к Татьяне. Никого не встретив в прихожей, он идет в комнаты и видит Татьяну в слезах, читающую его письмо.

О, кто б немых его страданий


В сей быстрый миг не прочитал!


Кто прежней Тани, бедной Тани


Теперь в княгине б не узнал!


Онегин падает к ее ногам. Следует сцена финального объяснения:


Я вас люблю (к чему лукавить?),


Но я другому отдана;


Я буду век ему верна.


Татьяна уходит, а Евгений стоит "как будто громом поражен". Входит муж Татьяны, и здесь автор прощается со своим героем - спутником странным - в "минуту злую для него", и Татьяной - "верным идеалом".


Хотя Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой - порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу. Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразие и пустота этих "радостей и удовольствий" быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он "покинул свет, как это делали слишком немногие".


Онегин чересчур глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделяет его из толпы: "Мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум".


При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" - это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, ее сомнений и тревог, стремлений и надежд. Работа над романом была начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Умом и сердцем автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени.

Ответ оставил Гость

Сценаобъяснения Татьяны и Онегина в вось­мой главе является развязкойромана, его логическим завершением. В этой главе рассказывается особыти­ях, произошедших через несколько лет после гибели Ленского,которая в какой-то мере и разлучила геро­ев. Они вновь встречаются набалу. Читатель узнает, что Татьяна теперь - уже замужняя дама, изпровин­циальной девочки она превратилась в светскую даму,«законодательницу зал», хотя по-прежнему сохраняет своюиндивидуальность: «Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Безвзора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленькихужи­мок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней...».Онегин даже не сразу узнает ее на балу. А вот сам он за эти годыпрактически не изменился: «Дожив без цели, без трудов До двадцати шестигодов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничемзаняться не умел».Герои как будто поменялись ролями. Теперь Оне­гин «в тоске любовныхпомышлений И день и ночь проводит...». Казалось бы, Татьяна должна бытьрада: теперь Онегин влюблен в нее, страдает. Но она не об­наруживаетсвоих чувств ни при первой встрече («Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась Ильстала вдруг бледна, красна... У ней и бровь не шевельнулась; Не сжаладаже губ она.»), ни впоследствии, когда Онегин признается ей в своихчувствах в письме («Она его не замечает, Как он ни бейся, хоть умри»);напротив, она возмущена:Как сурова!
Его не видит, с ним ни слова;
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она!
Как удержать негодованье
Уста упрямые хотят!
На сем лице лишь гнева след...
Не выдержав ожидания, Онегин едет в дом к Татья­не и что же видит?
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Татьяна продолжает любить Евгения, она сама признается ему в этом. Втретьей главе автор пишет, рассказывая о ее чувствах к Онегину: «Порапришла, она влюбилась». Казалось бы, это чувство первой влюбленностидолжно было быстро пройти, ведь Евгений не ответил ей взаимностью, болеетого, зная о влюбленности Тани, ухаживает за Ольгой на имени­нах. Дажепроповедь Евгения в саду не повлияли на чувства Татьяны.
Что же мешает героине ответить взаимностью Онегину­гину сейчас? Может,она не уверена в искренности его чувства? Татьяна спрашивает у Онегина:
Что ж ныне Меня преследуете вы?Зачем у вас я на примете?Не потому ль, что в высшем светеТеперь являться я должна;Что я богата и знатна,Что муж в сраженьях изувечен,Что нас за то ласкает двор?Не потому ль, что мой позор.Теперь бы всеми был замеченИ мог бы в обществе принестьВам соблазнительную честь?Не думаю. Татьяна - цельная натура. Хотя воспи­тана она была нафранцузских романах («Ей рано нра­вились романы; Они ей заменяли все;Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо»), понятия «семья»,«супружеская верность» для нее не простые слова. Хотя мужа она и нелюбит, нравственные принципы не позволяют ей изменить ему:Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю, в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Автор прекращает повествование о героях, проща­ется с ними(«Прости... мой спутник странный, И ты, мой верный идеал...»). Ночитатель сам может легко домыслить судьбы полюбившихся героев. Я думаю,что каждый из них - и Татьяна, и Евгений - по-сво­ему несчастны: Татьянаобрекла себя на жизнь с не­любимым мужем; душа Онегина возродилась, нослишком поздно. «А счастье было так возможно, Так близко!..»

Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение. Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе традиции русского народа. Это вечные книги. К таким произведениям относится роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждый скажет, что читал это всемирно известное произведение. Но кто из читателей берется утверждать, что он уже “прочел”, то есть

Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства со сказок о таинственной золотой рыбке, семи богатырях, озорном и лукавом работнике Балде.

Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" "самым задушевным произведением" Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания.

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.

На мой взгляд, эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.

Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.

Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.

Во-первых, мы видим, что нельзя сказать, что теперь она действительно "равнодушная княгиня", не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та "беспечная прелесть" Татьяны - маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая "девочка", любящая "русскую зиму", холмы, леса, деревню, готовая отдать "весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад.". Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, "неловкий" Евгений остается с ней один ни один.

Она сама признается, что ей ни к чему весь этот блеск света, что она в душе все та же провинциалка:

«А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище….

После этой сцены мы понимаем, что светская жизнь не испортила Татьяну, мы можем быть спокойны за ее внутренний мир.

А что же с Онегиным?

Он жил, оградив себя от посредствен­ности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Он твердил об этом, и вот расплата: Татьяна сомневается в истинности его чувств. Она считает, что это лишь еще один способ развлечься Она прямо заявляет ему:

«…Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась… Что ж ныне

Меня преследуете вы?…

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Она даже позволяет слегка уколоть его, возможно в отместку за ту отповедь, которую она получила в ответ на свое письмо:

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

На мой взгляд, Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.

Но если Евгений сам понимает, что он заблуждался, почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Ведь Татьяна не скрывает, что любит Евгения: «Я вас люблю (к чему лукавить)».

Да потому что главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

Теперь для неё самое главное - это долг перед мужем, она научилась властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Эти самые слова Татьяны являются кульминацией романа, его развязкой.

"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.