Развитие лидерства в ученическом коллективе. Сочинение "современный лидер в школе" «Жизнь на полной мощности», Джим Лоэр и Тони Шварц

Хотя в любом случае лидерские качества необходимы в равной степени как в бизнес-сфере, так и на личном фронте. Так что сегодня, чувак, мы постараемся вдохновить тебя на поиски внутренней харизматичной персоны с помощью очередной подборки отличных . Готов? Поехали!

1. «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман

Пусть тебя не обманывает скучное длинное название этой книги: на самом деле мысли и идеи, высказанные в ней, могут вполне считаться достойными твоего драгоценного внимания. Возьми ее в руки и познакомься с классическими уроками межличностной коммуникации, основанными на сопереживании и понимании, ведь это невероятно мощные инструменты, которые абсолютно недооценены в нашем современном обществе. Автор книги описывает, как с помощью эмпатии ты сможешь манипулировать людьми и вести их за собой, ослепляя несчастных ореолом своей харизмы и обаяния. Главное, помни, что мы в ответе за тех, кого приручили.

2. «Сезоны жизни», Джим Рон


Книга-размышление, основная мысль которой сосредоточена на основах человеческого поведения и на том, как оно влияет на оптимальную производительность, личную и профессиональную. Автор книги старается помочь читателю научиться генерировать сложные идеи и упрощать их таким образом, чтобы они приносили скорейшие результаты. Своего рода это еще один учебник о том, как научится жить хорошо. Но в отличие от тонны другой подобной макулатуры эта книга действительно умеет «зацепить» и достучаться до сознания читателя.

3. «Лидер без титула», Робин Шарма


Все книги этого канадского писателя и тренера по лидерству читаются легко и с интересом. «Лидер без титула» – произведение, которое по достоинству оценит как состоявшийся владелец бизнеса, так и те, кто только встал на тернистый путь предпринимательства. Автор пишет: «Чтобы стать великим лидером, для начала стань великим человеком», – и эта мысль красной линией проходит через всю его работу, которая пользуется популярностью как у психологов, так и у простых смертных, озадаченных личностным ростом и саморазвитием.

4. «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл


Мораль сей книги такова, что если ты будешь следовать описанным «законам» лидерства, то лидерство станет следовать за тобой. Произведение Максвелла – это мощный набор принципов, которые очень легко понять, а яркие описательные примеры, сопровождающие каждый пункт, помогут даже самой жалкой тряпке найти в себе зачатки лидерских качеств и применить эти навыки в своей сегодняшней жизни.

5. «Эмоциональный интеллект 2.0», Тревис Бредбери


Оказывается, успешные люди обязаны своему состоянию не cтолько высоким уровнем IQ, сколько EQ – эмоциональному интеллекту. Именно он определяет эффективность взаимодействия человека с окружающими людьми и с миром вообще. Самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений – неотъемлемые составляющие гармоничного эмоционального развития человеческого существа. Как наладить взаимосвязь всех этих компонентов и улучшить качество своей жизни, ты можешь узнать, если прочитаешь книгу Тревиса Бредбери, ну, или просто выпив холодного пива в теплой компании своих лучших друзей.

6. «Разверните ваш корабль», Дэвид Марке


Книга, написанная командиром атомной подводной лодки ВМС США «Santa Fe», капитаном Дэвидом Марке, – убедительное и четкое руководство для тех, кто хочет поменять русло своей жизнедеятельности, но пока не знает, с чего начать свои поиски. Советы, примеры, инструменты и тактики – все это ты найдешь на страницах этого толкового произведения, где предпочтение отдается практике, нежели теории.

7. «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови


Это одна из самых популярных книг о личностном развитии из всех когда-либо опубликованных. Стивен Кови создал настольное руководство для всех, кто держит в своих руках бразды правления или только задумывается о подобном. Мировой бестселлер, написанный доходчивым языком и не лишенный при этом практичности и юмора, восполнит твои пробелы знаний о лидерстве, как личном так и профессиональном, и задаст верный курс на изменения, на которые ты, наконец-то, решишься.

8. «Как становятся лидерами», Уоррен Беннис


Автор обозначает нехватку лидеров как новую социальную болезнь и стремится своей книгой помочь читателю разобраться в себе, тем самым пополнив ряды врачевателей вышеупомянутого недуга. Листая эти страницы, мы читаем о том, что лидерами не рождаются – ими совершенно точно становятся. Менеджеры любого звена и любой сферы, которые считают инвестиции в свое образование самыми полезными инвестициями, обязательно должны прочитать произведение признанного гуру и тренера по лидерству – Уоррена Бенниса.

9. «От хорошего к великому», Джим Коллинз


Джим Коллинз познакомит тебя с лучшими практиками лидерства, почерпнутыми из опыта известнейших мировых организаций и предприятий. Журнал Forbes включил «От хорошего к великому» в список лучших бизнес-книг, которые издавались за минувшие 20 лет. Эта энциклопедия рекомендуется к прочтению директорам компаний, собственникам бизнеса, директорам по развитию, консультантам менеджмента да и всем тем, кто хочет поднять свою собственную планку и попытаться замахнуться на нечто большее, чем имеет сейчас.

10. «Жизнь на полной мощности», Джим Лоэр и Тони Шварц


Авторы этой книги утверждают, что реальный ключ к высокой производительности не то, насколько хорошо ты умеешь управлять своим временем, а то, насколько ты умело контролируешь свои эмоции и растрачиваемую энергию. Так что, даже если ты сожрал пару собак на планировании и тайм-менеджменте, ты бессилен без крепкого здоровья и стабильного эмоционального состояния. «Жизнь на полной мощности» – это необходимый тебе ускоренный курс по весьма важной тематике: «Благополучие».

Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про- бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз- никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го- ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Искусство общения во все времена признавалось обяза- тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви- нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст- вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим - в военное. Вожди бы- ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи- ческая сила на войне.

Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак- центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора- тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе- седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль- шинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута- ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Умение общаться с людьми - это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе-чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны- ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи- тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред- мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

Общение - это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

Слушать означает больше, чем просто слышать.

Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед- ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

При получении информации необходимо полностью уде- лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо- лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

Делайте это с полным вниманием;

Не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

Не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

Глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима- тельно его слушаете;

Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо- дящему в комнате отвлекать вас;

Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно- ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

При необходимости делайте пометки.

Слушание представляет собой умение, которое можно вы- работать. Оно заключается в правильных ответах на постав ленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе-чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима- тельны и желаете продолжить беседу.

Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра- вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре- акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо- мент паузы.

У каждого человека есть свои прототипы для наследования, кумиры или просто люди, жизнеописания которых мотивируют действовать. В мировой истории найдется не один пример биографий известных людей, после прочтения которых вдохновляешься абсолютно на любые поступки. Нередко это люди которые жили века назад, но есть и наши современники. Для одних это спортсмены, для других – политики, для третьих – успешные предприниматели. Но объединяет их всех одно – это лидеры. И даже сегодня, когда мир быстро меняется, порой по истечении нескольких столетий после смерти таких деятелей, их идеи продолжают оставаться актуальными и способствовать сплочению людей. А разве не это задача настоящего лидера?

Политические лидеры

Профессиональные политики, умелые государственные деятели подарили истории наибольшее количество известных лидеров. Причиной тому специфика области, где такие люди довольно часто вершили судьбу мира, а их имена постоянно были на слуху. Кроме того, для достижения успеха в политике требуется харизма, твердость духа и, как правило, отличные ораторские способности.

Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874-1965) – британский государственный, политический и военный деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 гг. Журналист, писатель, ученый. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Величайший британец в истории по данным опроса проведенного ВВС в 2002 г.

У. Черчилль – человек необычайной энергии и эрудиции. Он работал во многих министерствах, имел непосредственное влияние на разработку планов военных действий во время двух мировых воен. Читая его «Вторую мировую войну», не перестаешь удивляться тому, с какой детальностью автор описывает дипломатические перипетии конца 30-х гг., а уже на следующей странице дает полное техническое описание магнитной мины. Как лидер, Черчилль принимал активное участие во всем и интересовался всем, что прямо или косвенно относилось к управлению государством. Он был прекрасным оратором – его выступления по радио в годы войны (например, известное «Это было их лучшее время») собирали огромные аудитории, вселяя в людей оптимизм и гордость за Британию. Многие речи британского политика остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы стали крылатыми.

«Успех нельзя гарантировать, его можно только заслужить »

Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) – американский государственно-политический деятель, 32-й президент США, единственный президент в истории страны, избиравшийся на высшую государственную должность 4 раза подряд. Автор экономической программы «Новый курс», которая помогла Соединенным Штатам выйти из Великой Депрессии, а также один из последовательных вдох-новителей идеи создания ООН.

Ф. Рузвельт – пример лидера способного в трудное время объединить самых разных людей ради достижения общей цели. Прикованный к инвалидному креслу вследствие перенесенной болезни, этот политик сумел собрать команду из многих специалистов и добился поддержки в Конгрессе реформ направленных на оздоровление экономики. Администрация Рузвельта дала убежище многим евреям-беженцам из Германии, после прихода там к власти нацистов. Обладающий незаурядным мужеством, целеустремленностью и твердым характером, этот деятель имел огромное влияние на международную политику в 30-х – I половине 40-х гг. ХХ века.

«Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия »

Нельсон Ролилахла Мандела (1918-2013) – 8 президент и первый чернокожий президент ЮАР, известный борец за права человека и против апартеида. За свою деятельность был осужден и провел в тюрьме 27 лет, с 1962 по 1990 г. Нобелевский лауреат премии мира в 1993 г., почетный член более 50 международных уни-верситетов.

Н. Мандела – отличный пример транзакционного лидерства. Посвятив свою жизнь идее достижения чернокожим населением ЮАР равных с белыми прав, он выступал за мирные трансформации, но не гнушался доказывать правоту, проводя диверсионные акты усилиями вооруженного крыла Африканского Национального Конгресса (АНК). После победы на президентских выборах в 1994 г. Н. Мандела назначил своего главного политического оппонента из Национальной партии Ф. де Клерка первым заместителем, желая завершить начавшийся в 90-х процесс урегулирования. Сегодня этот политический деятель является одним из авторитетнейших борцов против ВИЧ-СПИДА.

«Если у вас есть мечта, ничто не помешает вам воплотить ее в жизнь, пока вы не сдаетесь »

Маргарет Хильда Тэтчер (1925-2013) – премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. Единственная женщина, занимавшая эту должность, а также первая женщина премьер-министр европейского государства. Автор жестких экономических мер по оздоровлению экономики, получивших название «тэт-черизм». Получила прозвище «Железная леди» за упорство, с которым проводила свою политику и за постоянную критику советского руководства.

Стиль руководства М. Тэтчер, который лучше всего характеризует ее лидерские качества, был близким к авторитарному. Она – типичная бизнес-леди: рассудительная, логичная, холодная к эмоциям, но в тоже время имеющая женский взгляд на проблему. Решительность, с которой велась Фолклендская война, выдает в ней уверенного политика, а письма, которые она сама подписывала для семьи каждого погибшего – мать. Конфликт с ИРА, человеческие жертвы, покушения на жизни премьера и ее мужа, непростые отношения с СССР – это неполный список того, с чем довелось столкнуться М. Тэтчер. Как она справилась с этими вызовами, рассудит история. Интересен лишь один факт – железная леди была равнодушна к феминизму, стараясь всей своей жизнью показать, что никакой дискриминации нет, а для того чтобы добиться чего-нибудь достаточно быть лучше чем все остальные.

«Если хочешь, чтобы было что-то сказано – попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано – попроси женщину »

Примеры бизнес-лидеров

Бизнес , в отличие от политики, это та сфера, где слово «успех» применяется по отношению к известным людям гораздо чаще. Каждый хочет быть успешным, отчасти этим и объясняется популярность книг, написанных знаменитыми бизнесменами. Лидеры в экономической сфере зачастую бывают смелыми новаторами, рискованными авантюристами и оптимистами, способными увлечь своей идеей.

Джон Дэвисон Рокфеллер (1839-1937) – американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер в истории человечества. Основатель «Standard Oil», Чикагского университета, Рокфеллеровского института медицинских исследований и Фонда Рокфеллера, который занимался благотворительностью, жертвуя огромные суммы на борьбу с болезнями и образование.

Дж. Рокфеллер был грамотным управителем. На первых порах существования его нефтяной компании, он отказался от выплаты зарплат деньгами, премируя сотрудников акциями компании. Это делало их заинтересованными в успехе дела, ведь прибыль каждого напрямую зависела от доходов компании. О дальнейшем этапе его карьеры – поглощении других компаний – ходит много не самых приятных слухов. Но обращаясь к фактам, можно судить о Дж. Рокфеллере как о религиозном лидере – с детства он перечислял 10% своих доходов баптистской церкви, жертвовал на развитие медицины и христианским общинам, а в своих интервью неоднократно подчеркивал, что заботится о благе соотечественников.

««Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений» »

Генри Форд (1863-1947) – американский изобретатель, промышленник, владелец и основатель «Ford Motor Company». Первым применил промышленный конвейер для производства автомобилей, благодаря чему машины «форд» были некоторое время самыми доступными на рынке. Написал книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая стала основой для такого политэкономического явления как «фордизм».

Г. Форд, без сомнения, был одним из тех людей, которые оказали наибольшее влияние на промышленное развитие мира в ХХ веке. О. Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» начало потребительского общества связывает с именем Форда, которого мир будущего считает богом. Управленческие решения Г. Форда были во многом революционными (увеличение заработной платы почти в 2 раза позволило собрать лучших специалистов), что диссонировало с авторитарным стилем лидерства, что проявлялось в желании все решения принимать самому и полностью контролировать рабочий процесс, противостоянием с профсоюзами, а также антисемитским мировоззрением. В результате этого компания к концу жизни промышленника была на грани банкротства.

«Время не любит, когда его тратят впустую »

«Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор »

Сергей Михайлович Брин (род. 1973) – американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики. Разработчик и сооснователь поисковой системы Google и компании Google Inc. Выходец из СССР, ныне занимает 21 место в списке самых богатых людей планеты.

В целом ведущий скромный образ жизни и не являющийся публичной личностью, С. Брин известен как один из наиболее авторитетных мировых специалистов в области технологий поиска и IT. В данное время руководит специальными проектами в Google Inc. С. Брин выступает за защиту права на публичный доступ к информации, свободу и открытость в Интернете. Особую популярность у интернет-сообщества сыскал после того как выступил против радикальных программ борьбы с онлайн-пиратством, инициированных правительством США.

«Не важно, богатый или нет, я – счастлив, потому что я наслаждаюсь тем, что делаю. И это на самом деле главное богатство »

Стивен Пол Джобс (1955-2011) – американский предприниматель, разработчик и сооснователь компаний Apple, NeXT и анимационной компании Pixar. Возглавлял разработку программного обеспечения для iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad. По мнению многих журналистов Джобс – «отец цифровой революции».

Сегодня имя Стива Джобса является таким же успешным маркетинговым знаком, как и надкушенное яблоко. Биографии основателя Apple продаются многомиллионными тиражами, благодаря чему выигрывает и продукция компании. В этом, в некоторой мере, весь Джобс: успех его компании и продукции – заслуга не только качества, но и набора спланированных до мелочей действий в маркетинге, продажах, службе поддержки. Многие критиковали его за авторитарный стиль управления, агрессивные действия по отношению к конкурентам, стремление к тотальному контролю продукции даже после её реализации покупателю. Но не из-за этого ли «эпплмания» стала настоящим культурным веянием начала ХХI века?

«Инновация отличает лидера от догоняющего »

Лидерство в культуре

Не вдаваясь в философский диспут относительно влияния массовой культуры на цивилизационное развитие человечества, отметим тот факт, что именно лидеры в этой сферы чаще всего становятся предметом обожания и наследования, понятными и простыми, такими же, как и рядовой член общества. Причиной этому сама массовость понятия поп-культуры и ее доступность.

Энди Уорхол (1928-1987) – американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов, кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Уорхол второй в мире художник по объему продаж после Пабло Пикассо.

Влияние Э. Уорхола с его работами как гимном эпохе массового потребления имели огромное влияние на развитие культуры 60-х гг. и остаются такими по сей день. Многие модельеры и дизайнеры считают его заслуги перед миром моды просто титаническими. С именем художника прочно связаны такие понятия как богемный образ жизни и эпатаж. Несомненно, даже сегодня работы Уорхола не теряют своей популярности и остаются очень дорогими, а многие культурные деятели продолжают наследовать его стилю.

«Самое красивое в Токио - McDonald"s. Самое красивое в Стокгольме - McDonald"s. Самое красивое во Флоренции - McDonald"s. В Пекине и Москве пока нет ничего красивого »

Джон Уинстон Леннон (1940-1980) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles». Политический активист, проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Согласно исследованию ВВС занимает 8 строчку в рейтинге ве-личайших британцев за всю историю.

Дж. Леннон был одним из самых известных духовных лидеров и вдохновителей для молодежного движения хиппи, активным проповедником мирного разрешения любых существующих в мире конфликтов. Большое количество молодых музыкантов восхищались его талантом и деятельностью. Леннон за вклад в мировую культуру и общественную деятельность был удостоен Ордена Британской империи. Творчество группы, а также сольная карьера оказали огромное влияние на развитие культуры ХХ века, а песни справедливо занимают места в списке лучших произведений из числа когда-либо написанных.

«Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы »

Майкл Джозеф Джексон (1958-2009) – американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, хореограф, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона.

М. Джексон человек, который вознес музыкальную индустрию и хореографические постановки на качественно новый уровень. Число поклонников его таланта измеряется миллионами людей со всего мира. Без преувеличения, этот человек – одна из самых значимых личностей поп-культуры нашего времени, который своей жизнью и творчеством во многом определил ее развитие.

«У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, всё пойдет прахом »

Спортивные лидеры

Спорт – одна из сфер массовой культуры. Чтоб достичь успеха в этой области, нужно обладать талантом, выделяться физическими или умственными способностями, но нередки случаи, когда успеха достигали и те, кто упорно шел к цели путем изнуряющих тренировок и полной самоотдачи. Это делает спорт предметом идеализации, ведь он знает больше всего примеров, когда мальчишка из бразильских трущоб или выходец из семьи неблагополучных африканских эмигрантов достигал вершин, становясь кумиром для миллионов таких же детей во все мире.

Эдсон Арантис ду Насименту (более известен как Пеле) (род. 1940) – бразильский футболист, предприниматель, футбольный функционер. Участник четырёх чемпионатов мира по футболу, 3 из которых Бразилия выиграла. Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА, лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.

История успеха футболиста Пеле наиболее точно подходит под заглавное описание мальчишки из трущоб. Многие достижения бразильца остаются уникальными до сегодня, его имя знают практически все дети, гоняющие во дворе мяч. Для почитателей его гения пример Пеле это не только образец одного из величайших игроков в футбол, но и успешного бизнесмена, общественного деятеля, превратившего детское увлечение в дело жизни.

«Успех не случайность. Это тяжелая работа, настойчивость, обучение, изучение, жертвоприношение и прежде всего, любовь, к тому, что вы делаете или учитесь делать »

Майкл Джеффри Джордан (род. 1963) – известный американский баскетболист, атакующий защитник. Один из лучших баскетболистов мира на этой позиции. Многократный победитель чемпионата НБА, двукратный чемпион Олимпийских игр. Сегодня владеет БК «Charlotte Bobcats». Специально для М. Джордана «Nike» разработала марку обуви «Air Jordan», которая сегодня популярна во всем мире.

Согласно исследованиям, опубликованным в статье под названием «Эффект Джордана» в журнале Fortune, экономическое влияние бренда под названием «Майкл Джордан» было оценено в $ 8 миллиардов. М. Джордан – культовая фигура для баскетбола, американских и мировых почитателей этой игры. Именно он сыграл огромную роль в популяризации этого вида спорта.

«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзиями »

Мохаммед Али (Кассиус Марcеллус Клей) (род. 1942) – американский про-фессиональный боксёр-тяжеловес, один из самых известных и узнаваемых боксёров в истории мирового бокса. Спортивная персона века по версии ВВС, посол доброй воли ЮНИСЕФ, благотворительный деятель, отличный оратор.

Один из самых известных боксеров «золотой эры бокса», Мохаммед Али является примером того, как талантливый человек, даже потеряв все, продолжая упорно над собой работать, снова достигает вершины. Три его боя с Джо Фрейзером входят в число лучших боксерских поединков всех времен и, без сомнения, известны всем почитателям этого вида спорта. Даже после окончания карьеры, Мохаммед Али остался одним из самых узнаваемых спортсменов ХХ века, о нем написано множество книг, газетных и журнальных статей, снято больше десятка фильмов.

«Всё время переживать из-за прошлых ошибок – самая грубая ошибка »

Военные лидеры

Сегодня благодаря стремительному развитию технологий, в том числе военных, места для военного гения в истории осталось не так и много. Но еще столетие назад от полководцев и военачальников порой зависели судьбы отдельных государств и мира в целом.

Александр III Великий Македонский (356-323 гг. до н. э.) – македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы. Учился у Аристотеля философии, политике, этике, литературе. Уже в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Александр Македонский, чей военный и дипломатический таланты не вызывают со-мнения, был прирожденным лидером. Недаром молодой правитель снискал любовь среди своих солдат и уважение среди врагов в столь юном возрасте (умер в 32 года): он всегда держался просто, отвергал роскошь и предпочитал терпеть те же неудобства в многочисленных походах, что и его войска, не нападал ночью, был честен в переговорах. Эти черты – сборный образ любимых всеми нами в детстве персонажей книг и фильмов, героев, идеализированных в мировой культуре.

«Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно »

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) – император Франции в 1804-1815 гг., великий полководец и государственный деятель, военный теоретик, мыслитель. Первым выделил артиллерию в отдельный род войск, стал применять артподготовку.

Отдельные битвы, выигранные Наполеоном, вошли в учебники по военному делу как образцы искусства ведения боевых действий. Император намного опередил своих современников во взглядах на тактику и стратегию войны, управление государством. Сама его жизнь – свидетельство того, как можно воспитать в себе лидера, сделав это задачей жизни. Не будучи высокого происхождения, не выделяясь среди сверстников по военной школе особыми талантами, Наполеон стал одной из немногих культовых личностей в мировой истории благодаря постоян-ному саморазвитию, небывалому трудолюбию и неординарному мышлению.

«Лидер – это торговец надеждой »

Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал. Совершил кругосветное плавание в команде М. П. Лазарева. Разбил турецкий флот в Синопском сражении во время Крымской войны. Кавалер многих наград и орденов.

Лидерские качества и навыки П. С. Нахимова наиболее полно проявились во время руководства им обороной Севастополя. Он лично объезжал передовые позиции, благодаря чему имел величайшее нравственное влияние на солдат и матросов, а также гражданское население, мобилизованное на защиту города. Талант руководителя, умноженный на энергичность и умение к каждому находить подход, сделали Нахимова «отцом-благодетелем» для подчиненных.

«Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший »

Отзывы, комментарии и предложения

Приведенный выше список выдающихся лидеров из разных областей – лишь малая часть материала в данном направлении. Вы можете высказать свое мнение или написать о личности, которая является примером для вас, воспользовавшись формой ниже.

Иногда самые ценные идеи можно почерпнуть вовсе не у знаменитых бизнесменов, а в классических произведениях.

Когда мы говорим про «книги о лидерстве», на ум приходят произведения вполне определенного жанра, вроде известного труда Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей ».

Но, ограничиваясь руководствами, биографиями и исследованиями, мы упускаем обширный пласт литературы. Иногда самые ценные идеи можно найти вовсе не у знаменитых бизнесменов, а в классической литературе.

В отличие от традиционных бизнес-книг, здесь мы наблюдаем внутреннюю жизнь героев. Представляем список произведений, заставляющих задуматься о бизнесе и при этом выдающихся в литературном отношении.

1. «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

В этом бессмертном романе рассказывается история мальчика с фермы на Среднем Западе, который пришел к успеху через чувство к утраченной возлюбленной.

Что сделало Гэтсби великим, что отличало его от остальных? Его идеализм и его мечты. Чему мы можем у него научиться? Тому, что можно менять свою жизнь, не ограничиваясь ежедневными делами, тягой к безопасности и стремлением к власти.

Такой идеализм многие из нас могут себе позволить лишь ненадолго. Но, конечно, книга Фицджеральда бросает вызов этому идеализму Гэтсби, показывая ограниченность его идеалов.

2. «Тропа мудрости. Сиддхартха», Герман Гессе

«Тропа мудрости. Сиддхартха » - еще один литературный пример сохранения баланса между работой и личной жизнью.

Роман рассказывает о человеке, который пытается совместить духовное развитие и бизнес. Он становится богатым купцом, меньше заинтересованным в материальном успехе, чем в соблюдении этического подхода в отношениях с клиентами.

Но позже деньги все же порабощают его, и он становится не только способен на подлость, но и оказывается на грани самоубийства. В конце концов он находит душевное равновесие, став паромщиком и перевозя путников через реку. Он пытается стать им духовным наставником, но обнаруживает, что чаще всего они хотят просто перебраться на другую сторону.

3. «Посторонний», Альбер Камю

Такие книги многих заставляют полностью переосмыслить свою жизнь. На время отодвигая в сторону темы духовности и религии, они задают более простые и глубокие вопросы: в чем смысл жизни и есть ли он вообще?

4. Романы о Цукермане, трилогия Филипа Рота

Трилогия рассказывает историю вымышленного альтер эго Рота , Натана Цукермана, и это трагикомедия, заслуживающая высочайшей оценкиж

5. «Остаток дня», Кадзуо Исигуро

Книга Исигуро раскрывает природу различий между Западом и Востоком. Это история пожилого дворецкого, который так глубоко предан своей профессии, что отказался от остального мира. На это произведение часто ссылаются в рассуждениях о лидерстве и рабочей этике.

6. «Смерть коммивояжера», Артур Миллер

Эта пьеса - урок доверия, доверия себе и окружающему миру. Коммивояжер Вилли Ломан думал, что может контролировать не только свою судьбу, но и своих детей, пытаясь заставить как себя, так и детей заниматься работой, которая была противна их природе.

Как бы повернулась его судьба, если бы он смог довериться миру и положиться на других, а не пытался все контролировать, и принял свою природу, вместо того чтобы стараться стать кем-то другим? Очень может быть, что она его была бы гораздо счастливее.

7. «Последний магнат», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Последний (незаконченный) роман Фицджеральда поднимает вечно актуальный вопрос соотношения работы и личной жизни.

Фицджеральд рассказывает историю голливудского магната Монро Стара (на основе реальной жизни продюсера Ирвинга Тальберга), на публике изображающего невероятный успех, и при этом глубоко несчастного.

Мы видим пример нездоровой страсти - человека, который преуспевает в работе, но загоняет себя буквально до смерти. И мы спрашиваем себя: а чего бы он добился, если бы вел более умеренную жизнь?

8. «Пансион Мирамар», Нагиб Махфуз

Это книга о крестьянке по имени Зохра, которая уходит из семьи и устраивается на работу в небольшую гостиницу в Александрии. На материале ее жизни рассматриваются вопросы сексуальных домогательств на работе.

Но у текста есть и другое прочтение, из которого можно извлечь важные бизнес-уроки. В книге Махфуза показан конфликт между вечными ценностями (справедливостью, свободой и мужеством) и мимолетным (например, навязчивому стремлению к получению прибыли любой ценой).

9. «Все мои сыновья», Артур Миллер

Двое действующих лиц показывают нам, насколько многогранным может быть человек, и заставляют задуматься о своих ценностях.

Американский бизнесмен Джо Келлер решает отгрузить покупателям бракованные головки блока цилиндров, которые приводят к многочисленным авиакатастрофам во время Второй мировой войны; опасность грозит и его сыну, пилоту Ларри. Он говорит, что делает это ради другого сына, Криса, который должен унаследовать его компанию.

Со временем Джо начинает чувствовать ответственность за всю страну и происходящее с ней по его вине. Он понимает, что не может ограничиваться заботой о Ларри и Крисе, что «они все его сыновья».

Узнав о преступлении отца, Крис расстается с наивным идеализмом, понимает, что мир нельзя поделить на черное и белое, и пытается развить в себе взгляд на человека как на сочетание порока и добродетели.

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Центр дистанционного образования «Эйдос»

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Исследовательская работа по литературе

Выполнила: Леонтьева Светлана,

ученица 6 класса МОУ Агинской средней общеобразовательной школы №2

Руководитель: Морева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Агинская средняя школа №2, mog uk @ mail . ru

Web-адрес , по которому размещена работа: Mif 106. narod . ru

Я заметила, что в литературе образ подростка представлен неоднозначно, и решила исследовать эту проблему.

Цель нашей работы – выявить особенности образа подростка в различные периоды в русской литературе. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности образа подростка в 70-80 е гг. ХХ века (на материале произведений В.Крапивина, В. Железникова)

2. Определить характер изменения образа в 90-е гг. ХХ века -первого десятилетия XXI века (на материале произведений В.Железникова,В.Крапивина, Е.Мурашовой)

3. Определить причины изменений образа подростка в литературе

Многие русские и зарубежные писатели посвятили свое творчество подростку, его поступкам, интересам, проблемам. Это неудивительно: образ подростка является одним из самых важных в литературе и отражает взгляды людей на его жизнь и проблемы. Человек, вступивший в пору полового созревания, может совершать особые поступки, мыслит иначе. Поэтому часто люди оценивают подростков неоднозначно. Эта особенность отразилась в литературе.

В разных произведениях подросток представлен по-разному. По всей видимости, писатели пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия подростка. Эта проблема интересовалаписателей в различные периоды и продолжает подниматься сейчас. Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

В ходе работы мы опирались на художественные произведения указанных авторов, а также на Интернет-ресурсы, посвященные их творческой биографии, фильмографии и интервью. Так, на сайте http :// www . book - review . ru / news / news 1976. html опубликованастатья о произведенияхАнатолия Алексина, где особое внимание уделяется образу подростка. Авторы статей указывают на то, что творчество писателя должно иметь воспитательную ценность и «…сегодня нас не может не беспокоить даже единичный факт эмоционально-эстетической неразвитости среди школьников» .Однако в одной из работ, размещенных на данном сайте, отмечена разница в творчестве А.Алексина различных периодов: в последние годы он более резко показывает столкновение людей различных эпох . На наш взгляд, таким произведением является рассказ «Шаги», написанный в 2000е годы.

Творчеству В.Крапивина также посвященсайтhttp://www.rusf.ru/vk/, где этот писатель ставится в один ряд с А.Гайдаром и Л.Кассилем. Автор одной из работ, Цукерник Я.И., называет их«тремя комиссарами» русской детской литературы , однако он отмечает, что «Крапивинне с самого начала подошел к комиссарскому уровню» . Как и у Алексина, произведения разных десятилетий поднимают разные проблемы и по-разному раскрывают образ подростка.

Но Крапивин идет дальше: он указывает на причины поведения подростка, на формирование его характера: «На первом плане – дети? Да. Но и родители (или их отсутствие). И соседи. И общественность –без кавычек и с оными. И вся жизнь вокруг. И причины, вызывающие неполадки в этой жизни. И любовь автора к одним, вынужденное терпение к другим, насмешка над третьими, ненависть к четвертым, безудержная ярость к пятым. И прямые вопросы, и очень ясные ответы на них» . Качмазова Н. пытается ответить на вопрос, почему так происходит: «Мотивы поступков иные, чем у обычных людей? Да. Потому что система ценностей другая» .

На сайте, посвященном творчеству В.Железникова, фактически нет анализа его произведений. Здесь можно познакомиться с его биографией и фильмографией. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы . Его мнение в разные десятилетия меняется.

Все эти источники посвящены творчеству отдельных писателей, однако из приведенного обзора становится ясно: образ подростка в русской литературе разных лет меняется, даже в творчестве одного писателя он преображается, является неоднозначным.

В. Лукъянинсказал по этому поводу: «К сожалению, и в обиходе, и даже в сочинениях ученых педагогов получило широкое распространение (если только не возобладало) примитивное представление, будто ребенка надо с детства “психологически закаливать” - готовить к мерзостям “взрослой” жизни и вообще к тем беспощадным отношениям, с которыми ему, повзрослев, непременно предстоит встретиться. При этом почему-то не обсуждается другая версия - что, заранее готовя себя к вступлению во враждебный мир, этот “реалистически воспитанный” ребенок сам станет дополнительным источником агрессивности» .

Проблема отношения к подростку, его воспитания и восприятиясуществовала всегда и продолжает существовать сегодня. В нашей работе мы попытаемся определить, какие черты характерны для образа подростка в определенный период, а какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений.

С этим связана гипотеза нашего исследования: образ подростка в литературе разных десятилетий имеет особые черты.

Глава 1

Художественный образ

Образность – общее свойство всех видов искусства. И этим прежде всего искусство отличается от науки.

Н.И. Громов отмечает: «Сложную картину человеческой жизни, изображенную писателем в художественном произведении, принято называть образом. Это могут быть образы людей, интерьера, природы и так далее» .

Критик говорит также о том, что образ обязательно связан с жизнью: «Источником художественного образа является сама жизнь. Писатель изучает ее, обобщает свои наблюдения, но результат этих наблюдений и обобщенийвыступают не в отвлеченной форме понятия, закона, как в научных трудах, а в форме образов людейи широких картин общественной жизни» .

Авторы статьи «Образ» в книге «Литература: справочные материалы» соглашаются с мнением Н.Громова и тоже указывают на обязательную связь образа и жизни. Они отмечают, что «…человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр.» .Значит, писатель должен показать эти связи, «…показать человекаво всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обеднено и неестественно» .

Связь жизни и образа определяет задачу автора: «Перед писателем встает задача показать человека в окружающейего общественной, природной, вещной и пр. среде, в которой он реально находится, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, опять-таки образно. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себяи все то, что его в жизни окружает.

В «Энциклопедическомсловаре юного литературоведа»,кроме указанных особенностей, отмечается также, что в критике можно встретить более узкое и более широкое понимание этого термина. «Так, часто любое красочное выражение, каждый троп называютобразом, например:«Я волком бы выгрыз бюрократизм» .

Авторы этой статьирекомендуют в подобных случаях употреблять термин «словесный образ», так какв приведенном сравнении нет других свойств образа как картины человеческой жизни.Кроме того, следует разграничиватьобраз и образ-деталь.

Многие критики указывают на проблему расширения термина «образ»: «Наконец, иногда образ слишком расширяют, говоря об образе народа, образе родины. В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в произведении, хотя его художественная значимость чрезвычайно высока» .

Приведенные точки зрения свидетельствуют о том, чтотермин «образ» может иметь несколько толкований, но говоря об образе, важно помнить о том, что образ отражает жизнь во всей ее сложности.

Однако несмотря на это, качеством образа также являетсяналичие художественноговымысла: «Искусство словесного творчества, создания человеческих характеров и жизненных ситуаций требует воображения и художественного вымысла».

В нашей работе мы будем употреблять термин «образ» в его традиционном понимании, избегая его узкого и более широкого толкования.

Глава 2

§2.1 Образ подростка в 70ые-80ые годы

Исследователь творчестваВ. Крапивина Яков Цукерник отмечает: «На первом плане - дети? Да. Но и родители. И соседи. И общественность - без кавычек и с оными. И вся жизнь вокруг. И причины, вызывающие неполадки в этой жизни. И любовь автора к одним, вынужденное терпение к другим, насмешка над третьими, ненависть к четвёртым, безудержная ярость к пятым. И прямые вопросы, и очень ясные ответы на них. И рекомендации - как держаться в том или ином случае, и как добиться поставленной перед тобою цели...» .

Эта особенность проявляется почти во всех произведениях Крапивина. Из его рассказов и повестей данного периода можно отметить «Колыбельную для брата», «Гвозди», «Старый дом», «Победители». Отношение автора к героям определяет их черты, свойства, поступки. Так, главный герой рассказа «Гвозди» Костиквстречаетсяне толькос положительными персонажами, такими, как пионеры, но ис отрицательными – Глотиком и его друзьями.Костя сравнивает их и делает выбор в пользу пионеров: «Костику казалось, что, если станет он пионером, жизнь его сделается в тысячу раз лучше. Красивее, смелее, интересней» .Мальчикхочет сделать свою жизнь интересной, и этим определяется его желание стать пионером. Он до конца не понимает смысла поступков пионеров. Это осознание появляется лишь после столкновения с Глотиком, а окончательное понимание происходит после знакомства с Володей. Этот герой занимает особое место в рассказе: как и пионеры, он стремится к добру. Разница в том, что Володя знает, что такое настоящая война, а не играет в нее.

Смерть Володи оказала влияние на героя рассказа: онпонял, что любой человек, независимо от возраста,может противостоять трусости, подлости, злу. Именно это стало причиной очередного столкновения Костика и Протасова, взрослого мужчины, соседа мальчика. В отличие от предыдущих подобных встреч, заканчивающихся победой Протасова, в этот раз Костя смог отстоять свое мнение.Он не вернул гвозди, которые были необходимы для сколачивания корпусов для мин: «Он бежал и видел перед собой немецкий танк, охваченный ревущим пламенем. И никакие силы не заставили бы его разжать ладонь и отдать гвозди» .Оносознал значимость своих поступков, их место не только в своей жизни, но и жизни других.

В рассказе «Старый дом» причиной подобного противостояния становится желание и умение мечтать, находить романтику в простых вещах, делать обычное волшебным. Главный герой Вовка живет рядом с взрослыми людьми. С одной стороны, это такие удивительные личности, как Старый Капитан, научивший его любить неизведанное, новое и открывший для него Очень Синее Море. С другой – Аделаида Федоровна, считающая подобные стремлениядерзкимии ненужными .

Пока не было Старого Капитана, Вовка мирился с требованиями Аделаиды Федоровныи не отстаивал свои убеждения. С его появлением все изменилось. Вовка понял, что у человека должны быть свои взгляды и их нужно отстаивать. Это понимание проявилось в столкновении с соседкой и родителями: «Конечно, родители думали так: захочет Вовка спать и всё равно отправится в постель. Но Вовка не отправился. У него появилась гордость. Ведь он был уже немного капитаном: он умел обращаться с компасом, держал в руках настоящий штурвал и поднимал на ветер морские флаги» ..

В рассказе«Победители» умение отстаивать свои взгляды находится в центре.Вовка Локтевпроявляет стойкость в командной игреи продолжает сражаться, несмотря на то, что остальные члены команды сдались и игра закончена. Он отказываетсяпризнаватьпоражение. Для него это не просто игра, как для других, - это настоящая жизнь. Лишь немногие поддерживают его в этом: большинство считает, что он стал нарушителем дисциплины и его необходимо наказать. Только победители игры, братья Метелкины, поняли его стремления и оценили их: «В раскрытых ладонях Дима, Федя и Ромка несли свои медали – на каждой мальчишка в буденовке и надпись «За отличие». Вовка понял. Понял раньше, чем медали, звякнув, повисли на егоперемазанной смолой майке. Он только не поверил сразу, что все три…» .

Герои В. Крапивина постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать.

К такому же выводу приходят герои другого писателя – В.Железникова.В его повести «Чучело» поднимаются те же вопросы. У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешнене похожа на остальных: «…у меняведь дурацкая улыбка - досамых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами» .

Постепенновыясняется, что внутренний ее мир также отличается от мира одноклассников. Им, находящимся под влиянием родителей и живущим теми же материальными ценностями, кажется непонятным увлечение Бессольцевых картинами, и за это ониее называют Чучелом. По всей видимости, это происходит потому, что этим подросткам не хватаеттой моральной основы, которая присутствуету их родителей и позволяет с уважением относиться к другому человеку, несмотря на его непохожесть.

Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоятьлжи и сохранить духовное начало. Мироновапонимает, чтовина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они.

Проблема кроется еще и в том, что многие зависят от коллектива. Так, Рыжий, несмотря на положительное отношение к Ленке, старался скрывать его и поступал заодно с остальными. Это происходило потому,что он боялся высказать свое мнение.В этом отмечается схожесть взрослого и детского общества: они живут по одним и тем же законам.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, он кажется необыкновенным. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому.Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость,поэтомуон оказался способен на неоднократное предательство.Он предает Бессольцеву, когдане признается в своем проступке, когдавместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытаетсянапугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретовпредков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для еерода.

Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на всеиспытания,онане теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Таким образом, подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение и взгляды в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

§2.2.Образ подростка в литературеконца ХХ – начала ХХ I вв.

В литературе этого периода такжевозникает образ подростка. Он по-прежнему занимает важное место в творчестве В.Крапивина. Например, в его

повести «Семь футов брамсельного ветра» центральное место занимает образ девочки Кати. Особенности творчества этого писателя, характерные для произведений 70-80х гг., возникают и в этой повести. Девочку интересуют приключения, стремление к неизведанному. Как и другие герои этого автора, Катя учится отстаивать свое мнение в борьбе с другими подростками.

Однако нельзя говорить о том, что образ подростка в литературе этого периода неменяется. Это доказывает повесть«Чучело – 2, или игра мотыльков» , название которойпредполагает связь с «Чучелом» В.Железникова.В этом произведении также присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову.

По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевойменяется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленкабездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление.

Главныйгерой этой повести – Костя. На первый взгляд, он похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, посколькупостоянно привлекаетк себе внимание.Как и Димка, он способенна протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу» .В нем есть положительное начало: он старается быть честным.

Однако со временем он изменяется и становится эгоистом. Костядумает лишь о себе. К чувствами мыслям других людей он относитсяс презрением. Он не принимает ничьего мнения, кроме собственного. Его мать, Лиза, это понимает: « И правда, мама, он все видит и слышит по – другому. Вместе смотрим телик: там, где я смеюсь, он сидит мрачно, вздыхает, ему противно, скучно; там, где я плачу, - хохочет: вот, мол, дают! Я уж пристраиваюсь к нему, пристраиваюсь, и слева, и справа, но редко достигаю успеха. Школу свою разнес в клочья. Учителя придурки, цепляются за старое, не понимают ни фига. А литераторша вообще идиотка» .Он демонстрирует свое неприятие окружающих, не принимая их чувств и мыслей.

В своем поступке - угоне машины он не видит ничего особенного: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину. – Костя продолжает себя взбадривать. – Нея первый, не я последний… - Он махнул рукой. – Да вам все равно нас не понять… Все вы рабы. Этого нельзя, того нельзя… Подыхай и надейся – вот что вы предлагаете» . Он противопоставляет себя старшему поколению, потому что не хочет жить, как они, в соответствии с законом и моралью. Он пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.

Одна из причин такого поведения кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, стараясь взять многое от жизни. Она думает о мужчинах, а деньгитратит, не задумываясь. Именнок ней относится понятие «мотылек», вынесенное в название книги, тем самым определяя степень ее вины.К сыну она относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Именно поэтому Костя стал уверенным в том, что он – лучший.

Другая причина заключается в окружении Кости, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем не отказывая себе и думая лишь о себе. Например, Куприянов заявляет в разговоре с Каланчой: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. А по – нашему, спасай свою шкуру до последнего вздоха. Вот какая наука».Именно поэтому Глебов, раздумывая о причине поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество: «А кто виноват в его завихрениях, в духовной и нравственной путанице, которая царит в его голове? Не он ли сам и ему подобные, не окружающий ли мир, который Костя яростно отторгал? Отторгал, потому что был неспособен жить в притворстве и лжи?» .

Долгое время Костя пытается сам себе доказать, что ничего особенного в его поступке нет. Затем, когда он понимает, что понесет наказание, в нем появляется злоба: «Когда он окончательно пришел в себя, то почувствовал, что злоба на весь мир захватывала его целиком. Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира» .Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело. Он не хочет отвечать за свой проступок.

Нравственная перестройка происходит в Костев тюрьме. Именно там он осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, и прощает их. Понять это ему помогла баба Аня, его бабушка, человек, для которого родные люди были самыми дорогими. Она умела убеждать других, потому что сама жила по законам Бога. Это человек, сумевший отказаться от своего дома с тем, чтобы продать его ради нужд других. В этом она схожа с Николаем Николаевичем Бессольцевым. Поскольку для нее тоже важна прежде всего человеческая душа.

Взаключение следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой,сложен - это образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Онсмог понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя,а для других.

Особое место в литературе 90х-2000х гг. занимает творчество Екатерины Мурашовой. В центре некоторых ее произведений также возникает образ подростка. Прежде всего, это повести «Обратно он не придет» и «Класс коррекции». Она продолжает развивать ту же мысль, что и В.Железников:подросток сталкивается не только со сверстниками, как герои Крапивина, но и с действительностью. Как и Костя из повести «Чучело-2», им приходится проходить жизненные испытания.

Так, в первой повести девочка Ольга знакомится с беспризорниками Васькой и Жекой, живущими в сарае. После встречи с ними она начинает задумываться над серьезными вопросами: «Жека и Васька – беспризорники. Сегодня, а не давно. Войны нет. Войны нет, революции нет, а беспризорники есть. Откуда? Жеку бросила его родная мать. Как же она теперь живет на свете? Неужели не вспоминает? Жека болен. В гнилом сарае лучше ему, чем в детдоме, «в инкубаторе», как говорит Васька. Почему? И что же это за детдом такой? А сам Васька? Откуда он взялся?От него тоже отказались родители? Но он уже большой. Все время жил в детдоме, а теперь сбежал?..И я ничего этого не знала? А другие знают? А если знают, то почему ничего не делают?» .

Подростки стараются выжить в условиях, в которых не должны жить, и Оля понимает, что такого не должно быть в их жизни: «Получается, что про Васькину жизнь нельзя сказать: интересная или неинтересная. Тут было что-то другое. Но ясно одно: у Васьки такая жизнь, какой у него недолжно быть» .

Есть и другая проблема: болезнь Жеки. Его эпилепсия может закончиться сумасшествием в подобных условиях, и Ольга с Васькой это знают. Они пытаются спасти Жеку от безумия, уберегают его от страданий, но им это не удается. Жека испытывает потрясение, увидев любимого пса убитым, и сходит с ума.

Екатерина Мурашова поднимает вопрос: кто виноват в такой ситуации? Наверное, взрослые, все общество. Этот вопросвозникает и в повести«Класс коррекции». Действие происходит в школе, и сразу становится понятным: детей разделили на разные классы, и отношение к этим классам различается. «Первые два класса в каждой параллели – гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, а кроме того, им преподают всякие важные и нужные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки». Там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» нормальные – там учатся те, у кого более- менеетип-топ и в голове, и в семьях. В «В» скорее более, в «Г» - менее. А мы – класс «Е». Можете себе представить» .

Получается, что разделение по классам происходит не по уму, а по положению – семейному, материальному, физическому. В мире взрослых такое деление на группы существует, и они решили поделить детей на те жегруппы.

Подростки из класса «А» совершают преступление – похищение девочки из класса «Е», но взрослые стараются оградить преступников от наказания. Этому есть несколько объяснений:

1. Родители виновных – влиятельные люди, и скандал им не нужен.

2. Школе невыгодны проблемы с родителями преступников, так как они- спонсоры.

3. Преступление можно «замять», потому чтоученик из класса «Е» - никому не нужный ребенок.

Значит, в проблемах подростка виноваты взрослые. Они влияют на его отношение к другим людям, к себе и к жизни. Мнение Екатерины Мурашовой совпадает с точкой зрения В.Железникова.

Подобный взглядна образ подростка есть в творчестве А.Алексина. Например, в рассказе «Шаги». Здесь показана благополучная семья, старающаяся дать сыну все лучшее. «Я знаю, какой должна быть его дорога. И я ее проложу» - сказала мать.Она сама старалась сделать многое за него, родители давали сыну, все, что он хотел. В результате такого подхода вырос эгоист. Автор показывает, что виноваты в этом взрослые: они с раннегодетства внушали своими поступками емумысль о том, что ондолжен думать о себе, и приучили его не заботиться о других. Можно даже не прийти на похороны бабушки, если есть в это время другие, более важные дела. Заканчивается рассказ тем, что сын выселил собственных родителей из дома.

Таким образом, Железников и Мурашова показывают причину поведения подростков - это влияние взрослых и их отношение к детям, а Алексин рассказывает о последствиях такого отношения.

Заключение

В ходе нашей работыбыл проанализирован ряд произведений, написанных в разное время. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ подростка.

Мы обнаружили, что в зависимости от периода взгляд на подростка меняется. В произведениях 70-80х годов герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. В центре большинства произведений представлен обычный ребенок с тягой к романтике.

Следовательно,подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

В литературе 90х - первого десятилетия ХХ I века подростки сталкиваются не только со сверстниками, но с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, беспризорники, больные дети, дети из неблагополучных семей.

Писатели показывают, что, прежде всего,взрослые виноваты в том, что подростки оказываются в таких условиях. Они уделяют им мало времени, не замечают, что их тревожит, а иногда сами создаютпроблемы для них. Однако становится ясно, что и недостаток внимания, и его чрезмерность опасны, как в случае с Герой из рассказа «Шаги» и Костей из повести «Чучело-2».

Кроме того, дети берут пример со взрослых, стараются подражать им. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, сталкиваются с жизнью, совершаютпоступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь. Так, Костя в произведении «Чучело-2» оказывается в тюрьме, Жека в повести «Обратно он не придет» сходит с ума, Юра в «Классе коррекции» погибает.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХ I века меняется. Писателив своих рассказах и повестях отражают изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.

Список литературы

1. Алексин А. Шаги. http ://readr .ru /anatoliy -aleksin -shagi .html /

2. Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

3. Железников В.К. «Чучело». М., 1989г.

4. Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.

5. Качмазова Н. Завтрашние паруса // http://www.rusf.ru/vk/

6. Книжное обозрение // http ://www .book -review .ru /news /news 1976.html

7.http://bookz.ru/authors/krapivin-vladislav/starii-d_952/1-starii-d_952.html

11. Литература: справочные материалы. М., 1988 г..

12. Лукъянин В. Владимир Крапивинв системе ценностей переходного времени// http://www.rusf.ru/vk/

13. Мурашова Е. Класс коррекцииhttp://lib.rus.ec/b/174147/read

14. Мурашова Е. Обратно он не придет http://lib.rus.ec/b/175545/read#t1

15. Русская литература: учебник для 8 класса. М., 1988 г..

16. Цукерник Я.И. Три комиссара детской литературы//http://www.rusf.ru/vk/

17. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987г.

Рефлексия и самооценка: У меня получилось фактически все. Единственное, что вызвало затруднения -вопрос: почему в творчестве Крапивина подросток не изменился? Поэтому дальше хочу более подробно рассмотреть творчество именно этого писателя. Хотелось бы также взять для анализа литературу других периодов, например, довоенного.

Я достигла поставленных целей на 90 %. Считаю, что полученные результаты являются интересным открытием. Эта работа помогла мне развить навыки анализа, исследовательской деятельности, критической оценки своей работы. Думаю, стоит обратить внимание в последующей работе на умение формулировать мысли.