Рельеф, как вид скульптуры и значимость изучения его студентами специализации «Преподавание изобразительного искусства» при выполнении ряда заданий рабочей программы. Значение слова рельеф в архитектурном словаре Виды рельефа в искусстве

Под термином «морфоскульптура» объединяются формы рельефа, созданные «под преобладающим воздействием экзогенных процессов, развивающихся на поверхности морфоструктурных элементов». Если основные черты морфоструктурного рельефа в пределах области развивались длительное время и сформировались преимущественно в дочетвертичное время, то в четвертичном периоде с его резкими климатическими колебаниями, с чередованием ледниковых эпох и межледниковий, с сильными изменениями водных режимов рек происходило формирование современного скульптурного рельефа. Скульптурный рельеф формировался на всех геологических этапах развития территории, но он обычно почти полностью уничтожался абразионно-аккумулятивной деятельностью трансгрессировавших морей. Четвертичный же скульптурный рельеф достаточно полно сохранился в видимой поверхности. Его развитие шло при продолжающихся новейших и современных движениях структур, что накладывало отпечаток на скульптурное рельефообразование. Однако «энергетика» внешних процессов была значительно выше эндогенных, поэтому границы скульптурных комплексов рельефа часто не совпадают с границами морфоструктур. Если последние на территории области преимущественно меридионально ориентированы, то скульптурные зоны имеют больше широтную ориентировку, что говорит об их «климатической» обусловленности.

Сочетание структурных разновысотных пластовых равнин и скульптурных форм разного генезиса (водных, ледниковых, карстовых и др.) в пределах рассматриваемой территории имеет существенные различия.

Флювиальный рельеф

На территории Брянской области в неоген-четвертичное время ведущая роль в развитии скульптурного рельефа принадлежала текучим водам. Реки, приуроченные преимущественно к тектоническим прогибам и линейным разломам, при общем поднятии региона, значительно усилили контрастность рельефа, создали глубокие долины и «записали» в рельефе долин информацию о развитии территории. Хорошая сохранность этой «информации» связана с тем, что на значительной площади территория области не покрывалась ледниками.

В развитии рек различают три возрастных рубежа: время заложения поверхностей стока (покатости), время формирования реки (или гидросети), время формирования долины реки. Формирование юго-западной покатости территории относят к доюрскому времени. Сведений о позднепалеозойском направлении стока очень мало. Отмечают лишь общее северо-восточное направление рек в каменноугольном периоде.

Время обращения стока с северо-восточного направления на юго-западный произошло, очевидно, в начале мезозоя между карбоном и юрой. Под юрскими отложениями можно проследить крупные эрозионные ложбины, открытые на юго-запад. В мезо-кайнозое общая покатость бассейна сохранилась.

Заложение рек в северной части бассейна Десны происходило по мере отступания меловых морей в коньякском и сантонском веках позднего мела. К концу раннего неогена уже существовала развитая речная сеть с рисунком, близким, к современному. Первоначально формировалась речная сеть левобережья Десны, несколько позже – правобережной части Деснинского бассейна и бассейна Ипути. Наиболее древние отложения в долине Десны приурочены к нижней погребенной террасе, поэтому возраст самой долины можно определить как раннеплейстоценовый (Q I). По палеодолинам в бассейне Десны часто встречаются дочетвертичные уровни, перекрытые олигоцен-миоценовьми (P 3 –N 1) песками и суглинками континентального генезиса, что даёт основание считать возраст некоторых древних долин неогеновым.

Раннеплейстоценовая речная сеть унаследовала основные ложбины плиоценового рельефа. В ледниковой зоне многие долины оказались заполненными ледниковыми отложениями. Некоторую перестройку испытали небольшие реки. Долины же крупных рек (Днепра, Угры, Десны, Болвы) остались приуроченными к доледниковым прадолинам, хотя их осевые части испытали некоторое боковое смещение.

Южнее границы днепровского ледника речная сеть в целом сохранила доледниковый рисунок. Климатические изменения и тектонические движения вызвали здесь сложное развитие долин «по вертикали».

В период отступания ледника (деглядиации) на водоразделах сформировались многочисленные ложбины стока талых вод. После отступания края ледника, дренировавшие эти ложбины реки «отмирали», а в рельефе оставались «сквозные» долины. Отдельные сквозные долины или их части наследуются небольшими реками (Рессета, Вороница и др.). Многочисленные сквозные ложбины находятся на юго-западе области, по водоразделам рек Ипути и Снова. Примером может служить широкая ложбина между пгт. Красная Гора и оз. Вихолка. Хорошо сохранились сквозные долины между реками Ипутью (с. Добруш) и Цатой, верховьем рек Госомы и Судости. На Среднерусской возвышенности сквозные долины соединяют верховья рек бассейнов Оки и Десны, Неруссы и Сева.

В изобразительном искусстве скульптура является одним из видов искусства, произведения которого имеют объем и трехмерную форму, которую можно разместить в реальном пространстве интерьера и экстерьера. "Искусством отсекать лишнее" назвал Микеланджело скульптуру в камне и мраморе. Скульптор, выполняя лепку произведения в мягком материале, создает объемную скульптурную пластическую форму, а затем переводит ее в камень путем отсекания лишнего, создавая из бесформенного блока прочнейшего материала, произведение скульптурного искусства.

Имеются две разновидности скульптуры: круглая скульптура, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Та и другая разновидности скульптуры разделяются по своему назначению на станковую, монументальную и монументально-декоративную.

В учебном процессе студентов специальности «Преподавание изобразительного искусства» скульптура занимают одно из значимых мест. Данная дисциплина носит практический характер, и специфика её - это сочетание эстетической и производственной деятельности студентов.

Занимаясь скульптурой, студенты значительно повышают свой художественный уровень, овладевают навыками работы с различными материалами и инструментами, развивает чувство материала и пластической формы, совершенствует глазомер, способность к тонкой ручной работе.

Изучая скульптуру, студенты познают образный язык, который выражается в динамике и пластике, развивают чувство композиции, осваивают технические возможности перевода произведений в материал. Они получают прочные теоретические знания, практические профессиональные умения и навыки в овладении высоким скульптурным мастерством, а так же познать основные лепные и скульптурные процессы: выполнение моделей из пластичных материалов (пластилин, глина). Они учатся изготовлять каркас и лепить объемную скульптуру малых форм.

Весь учебный процесс по скульптуре ориентируется на государственный образовательный стандарт, по которому студенты должны изучить основные законы построения формы с учетом тектоники. Познать особенности работы с материалами разной природы, познакомиться с основными средствами выразительности в скульптуре (соотношение объемов, тяжесть, пластичность масс, соразмерность и пропорциональность частей к целому), влиянием света на восприятие зрителем объема поверхностей.

Большое внимание в обучении скульптуре отводится выполнению ряда заданий раздела «Рельеф».

Рельеф - один из видов скульптуры, передающий двухмерное пространство, располагающееся на плоскости. Все пространственные отношения пластичных рельефных форм могут передаваться условно, как бы постепенно сокращаясь и уплощаясь. Студенты, выполняя лепку рельефа, накладывают на фон слабо выступающие изображения в зависимости от темы: натюрморт из предметов быта, пейзаж с архитектурой, или же элементы розеток.

Студенты должны понять, что основными выразительными средствами рельефа является развертывание композиции на плоскости фона, с возможностью построения пространственных планов изображения с передачей пространственных отношений глубины пространства, и создания разнообразных пространственных иллюзий.

Необходимо хорошо изучить и познать назначение и возможности применения видов рельефов: низкий рельеф - барельеф и высокий рельеф - горельеф. Применение барельефа: медальерное и прикладное искусство, в архитектуре. Изображение поверхности барельефа рассматривается с близкого расстояния, оно сильно уплощено, выступая меньше своего объема на половину. Горельеф же воспринимается с больших от зрителя расстояний, он мало уплощен и поэтому в основном применяется в архитектуре.

Студентам необходимо изучить аналоги зрительного ряда рельефного искусства, созданных скульпторами - классиками, что бы познать техники рельефной пластики и научиться их применять при выполнении своих рельефов учебных заданий и творческих рельефных работ.

В процессе изучения аналогов, студенты увидят, что по художественно-изобразительным признакам все виды рельефа могут быть выполнены в различных манерах и технических приемах. В основном скульптора выполняют рельефы в реалистическом решении, или с применением метода стилизации, передавая различные сюжеты - тематические композиции, а так же композиции из природных форм, композиции в орнаменте с применением геометрических фигур.

При лепке рельефа, студенты должны применять те, или иные приемы, которые необходимы им для передачи композиционной идеи, передавая наибольшую ассоциацию, эмоциональную выразительность, образность и фактуру.

Чтобы приобрести теоретические знания о рельефе, практические умения, навыки и приемы по решению своих композиционных идей, студентам необходимо выполнить ряд учебных заданий: рельеф - копию классической розетки, разработать свою творческую розетку, применяя полученные навыки при копировании с изучением техники выполнения рельефной пластики, рельеф натюрморта из нескольких предметов различной формы.

Для закрепления полученных теоретических знаний по видам рельефа, студенты выполняют практическую работу в пластилине по копированию рельефа классической розетки несложной стилизованной формы.

Перед началом работы преподавателю необходимо провести вступительную беседу, в которой он объясняет студентам суть выполнения данного задания, рассказывает о целях и задачах по ведению работы, методах и этапах процесса лепки, как пользоваться скульптурными и мерительными инструментами.

Доводит до студентов содержание работы:

1) подготовка основы из материала ДВП или ДСП в размер гипсового орнамента, который студент выбирает для копирования;

2) на поверхность основы необходимо нанести пластилин толщиной 3-5 мм, и выполнить поверхность для розетки - плинт. Поверхность плинта идеально отгладить широким стеком, или шпателем.

3) Выполнение графического шаблона копируемой розетки, который переводится на подготовленный плинт с помощью острого конца иголки;

4) плинт с нанесенным рисунком устанавливается в наклонном положении на скульптурный станок и начинается лепка в пластилине копии с гипсового образца;

5) перед началом работы необходимо внимательно изучить всю поверхность рельефа копируемого образца, определить уровни плановости элементов рельефной формы;

6) затем небольшими кусками пластилина прокладывается весь рельеф.

Преподаватель должен руководить процессом работы студентов, давать практические советы, отвечать на возникающие вопросы, оказывать практическую помощь.

Иногда несколько студентов копируют одну и ту же классическую розетку. Приходиться периодически ее двигать от одного студента к другому, что бы сделать замеры высот элементов розетки, а это вызывает большие неудобства. Поэтому преподаватель может предложить студентам метод лепки высоты уровней элементов розетки, с использованием столбиков - ориентиров высот, устанавливая их в основных точках выполняемого рельефа.

Для ведения процесса лепки необходимо работать с использованием измерительных инструментов (линеек, циркулей и т.д.), уточняется высота всех поверхностей рельефа, ширина всех элементов, после чего следует приступить к доводке поверхностей до характерной формы.

Студенты в процессе выполнения задания по копированию классической розетки, практически изучают технику выполнения лепки, приобретая умения и навыки по ведению всех этапов работы. Полученный практический опыт, они могут применить при создании последующих учебных и творческих скульптурных работ.

Выполнив лепку - копию классической розетки, студенты получили не только теоретические знания о виде скульптуры - рельеф, но и что очень важно, приобрели умения, навыки по лепке рельефа, изучили и познали технику рельефной пластики.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, студентам необходимо разработать и выполнить каждому свою творческую композицию рельефа в пластилине. Замыслом скульптурного рельефного решения педагог может предложить растительные формы: листья, цветы, плоды, используя метод стилизации, компонуя выбранную форму в квадрат, прямоугольник, многоугольник, овал, круг.

Перед началом работы педагог должен рассказать об этапах работы над рельефом, представить зрительный ряд аналогов уже существующих розеток. Самым важным и ответственным этапом должен являться этап создания графического эскиза розетки, который создается в результате графической поисковой работы и отбора наиболее удачного решения. Педагог оказывает студентам помощь в отборе, дает необходимые советы и пожелания, нацеливает их на выполнение фор - эскиза в пластилине.

Важность и необходимость выполнения фор - эскиза заключается в быстром и правильном нахождении всех планов и уровней будущей творческой розетки. Данная работа должна проводиться под руководством педагога, который помогает студента принять верное решение. Одобренный педагогом фор - эскиз, дает возможность студенту применить его для выполнения творческого рельефа.

Студенты должны в процессе работы над рельефом применить полученные ими знания, практические умения и навыки, которые они приобрели при копировании классической розетки. Поэтому они, выполняя лепку своего творческого рельефа, применяют все изученные этапы ведения работы.

Процесс выполнения студентами лепки творческой розетки должен проходить под руководством педагога. Он дает им необходимые советы, отвечает на возникающие вопросы, а так же показывает практически как лепить те, или иные элементы розетки.

После окончания работы над розеткой, необходимо педагогу сделать просмотр и выделить лучшие работы. Данное задание желательно перевезти в промежуточный скульптурный материал - гипс. Выполнение формовки и отливки из гипса позволит студентам освоить эту технику, и в дальнейшем применять ее в своем профессиональном и творческом труде.

Большое значение для дальнейшего изучения вида скульптуры - рельеф, имеет выполнение задания по лепке рельефа натюрморта. Поэтому преподавателю необходимо установить натюрморт из предметов быта различной формы с несложными складками, продумать цели и задачи процесса работы, этапы ведения и методы выполнения с передачей характерных объемов, используя изученную рельефную пластику при лепке - копии розетки.

Все эти требования педагог доводит до студентов во время вступительной беседы, дает ответы на возникшие вопросы. На доске мелом выполняет конструктивное построение всех элементов натюрморта, показывает примеры композиционного решения постановки в формате плинта.

Затем студенты приступают к работе, выбирают места и выполняют эскиз натюрморта карандашом на листе бумаги. Педагог проверяет правильность компановки и утверждает эскиз в работу. Ему необходимо убедиться, что студенты в эскизе изобразили правильное нахождение стола с учетом перспективы, нахождение предметов на столе с правильной передачей формы, пропорций, уровней стояния относительно друг друга, взяли интересное решение складок тканей, определили и правильно выбрали формат.

Педагог предлагает студентам выполнить небольшой фор - эскиз в пластилине и объясняет о цели и задачах его в работе над натюрмортом.

Студенты выполняют фор - эскиз, где выбирают вид рельефа (барельеф, горельеф), находят планы всех элементов натюрморта в рельефе, решают рельефную форму предметов, складок, применяя законы перспективы. Педагог утверждает фор - эскиз и студенты приступают к лепке рельефа натюрморта.

Студентам необходимо выполнить лепку плинта - основы рельефа; плинт набирается 5-8 мм толщиной, что дает возможность выполнить рельеф складок, углубляясь в плинт;

Затем стеком наносится рисунок натюрморта на плинт и начинается лепка рельефа предметного стола с учетом перспективы, на котором будут располагаться предметы натюрморта.

Лепка рельефа начинается небольшими кусочками пластилина, которыми набирается объем всех элементов натюрморта с учетом выбранных планов рельефа, от нижнего плана до верхних поверхностей. Педагогу необходимо помогать студентам, правильно задавать высоту объема предметов и складок соизмеримо друг с другом, чтобы планы рельефа решились правильно.

Лучше начать решать рельеф складок, чтобы правильно задать фон, на котором располагаются предметы натюрморта. В период работы над рельефом предметов, преподавателю нужно напомнить студентам, как выполнять высоту рельефности предметов в зависимости от их плановости.

Предметы прямоугольной формы набирают с учетом перспективы схождения сторон во фронтальной или угловой перспективе, правильно передавая раскрываемость всех сторон.

Педагог на доске мелом показывает, как нужно выполнить рельеф округлых предметов (кувшин, горшок и т.д.), что бы за их боковой поверхностью появилось пространство.

Обычно студенты набирают рельефный объем округлых предметов не правильно. В горельефе по намеченному рисунку округлого предмета на плинте, они начинают выполнять сразу округлую поверхность предмета, которая является передней, то есть передают только половину предмета. Вторая же половина, которая задняя, располагающаяся к плинту не ощущается, ее как бы нет - она находится в плинте. Создается впечатление, что в рельефе натюрморта мы видим только половину округлого предмета быта, а другой вообще нет.

Поэтому педагогу необходимо доходчиво объяснить, а может быть даже и показать, как нужно лепить объемную форму в рельефе округлого предмета быта. Очень подробно и доступно по этапам он объясняет этот процесс лепки.

Сначала набирается в объеме нижняя, то есть задняя от первого плана объемная половина предмета под прямым углом к плинту. Затем округло передается передняя половина на необходимую высоту рельефа. После того, как появится рельефная верхняя поверхность предмета, начинают прорезать стеками округло перпендикулярно вылепленную боковую поверхность задней части объема предмета, т.е. выполняя задний полуовал формы предмета.

Таким образом, передний и задний полуовалы создадут рельеф всего округлого предмета. Если мы сделаем его горизонтальное сечение, то это сечение должно быть по форме правильного овала.

Педагог должен объяснить как нужно лепить присутствующие в натюрморте овощи или фрукты. Лучше это показать практически. Студентам сразу все будет понятно.

Особое внимание нужно уделить этапу последнему, то есть завершению лепки рельефа. Здесь студенты должны заняться уточнением рельефной формы всех элементов натюрморта, передачи характера формы, глубины пространства в рельефе, цельности всей рельефной скульптурной пластики.

ПО окончанию процесса работы над рельефом натюрморта, педагогу нужно сделать просмотр выполненных рельефов натюрморта, провести обсуждение, выделить лучшие работы студентов.

Студенты в процессе выполнения данных трех заданий изучили на практике методы ведения лепки рельефа, познали технические приемы решения поверхности выполняемого им рельефа, используя изученные навыки рельефной пластики, научились работать начальным скульптурным материалом - пластилин, применяя грамотно и профессионально рабочие и мерительные инструменты.

Самым сложным в процессе ведения лепки рельефа является умение передавать объем элементов рельефа в зависимости от глубины пространства, перспективу и плановость передаваемой композиции. Студенты должны понять и научиться уплощать объемные формы в рельефе, располагая их по планам расположения на предметной плоскости. Поэтому лепка рельефа натюрморта из предметов быта дает студентам возможность этому научиться и выполнять грамотно.

Педагог должен проделать большую методическую работу в усвоении студентами теоретических знаний, умений и навыков по правильному ведению практической работы над рельефом, давать в полном объеме всю информацию о методах и техниках ведения лепки рельефной поверхности, отвечая на возникающие у студентов вопросы. В случае необходимости самому показывать практически, как необходимо лепить в рельефе ту, или иную объемную форму.

Огромное значение в объяснении методов ведения процессов работы над заданиями по выполнению рельефа имеет умение педагога вести объяснение на школьной доске мелом. Педагог должен очень хорошо владеть педагогической графикой. Выполненные педагогом на доске рисунки и схемы по грамотному ведению работы над рельефом, позволяют студентам освоить и понять как нужно правильно компановать рельеф и лепить ту, или иную объемную рельефную форму.

Перед началом работы над лепкой рельефа, педагог должен обязательно провести вступительную беседу с показом лучших рельефных работ, хранившихся в методическом фонде, а так же иллюстраций рельефов с произведений скульпторов - классиков.

Значимость данной работы очень велика для освоения последующих заданий, таких как медальерное искусство, где познаются законы построения рельефа медали, лепки рельефа пейзажа с архитектурными формами и других. У студентов повысился их профессиональный эстетический уровень в познании окружающей их реальной действительности, появились теоретические знания, практические умения и навыки работы со скульптурными материалами и инструментами, любовь к тонкой ручной работе, зародилась творческая личность художника - творца.

Создаются с резьбы, лепки или чеканки – в зависимости от материала, в качестве которого может выступать глина, камень или дерево. Различие между барельефом, горельефом, конррельефом и койанаглифом заключается в соотношении объема изображения и фона.

Барельеф

Барельеф по- «низким рельефом». На таком рельефе выпуклое изображение выступает над фоном на половину собственного объема или меньше. Если представить себе, что изображение – это совокупность полноценных скульптурных фигур, а фон – песок, в который они частично погружены, то на барельефе они оказываются «погруженными» наполовину или даже глубже, «на поверхности» остается их меньшая .

Самые первые барельефы появились еще в каменном веке – это были изображения, высеченные на скалах. Барельефы встречаются практически во всех культурах Древнего мира: Египет, Междуречье, Ассирия, Персия, Индия. В Древней Греции и Древнем Риме барельефы чаще всего помещались на фронтонах храмов, становясь как бы «визитной карточкой» культового сооружения. Существовало искусство барельефа и в Средние века, и в Новое время.

Барельефы использовали и продолжают использовать для украшения монет, медалей, зданий, постаментов памятников, мемориальных досок.

Горельеф

В противоположность барельефу, горельеф называют «высоким рельефом. Изображение здесь выступает над плоскостью более, чем на половину своего объема. Отдельные фигуры даже могут полностью отделяться от фона. Горельеф в большей степени, чем барельеф, подходит для изображения пейзажей, а также сцен, включающих в себя множество фигур.

Примеры горельефа можно найти еще в античном искусстве. Один из наиболее известных примеров – пергамский алтарь, относящийся ко 2 в. до н.э. Горельеф изображает сюжет древнегреческого мифа – битву олимпийских богов с титанами.

В Древнем Риме горельефами часто украшали триумфальные арки. Эта традиция воскресла в Новое время – на Триумфальная арка в Париже тоже присутствуют горельефы.

Другие виды рельефа

Контррельеф представляет собой нечто вроде «негатива» барельефа, его оттиск, углубленный в фон. Контррельеф применяется в матрицах и печатях. Иное понимание контррельефа можно наблюдать в авангардном искусстве 20 в., в частности, в произведениях В.Татлина. Здесь контррельеф трактуется как «гипертрофированный» рельеф, полностью избавившийся от фона – экспонирование реальных предметов.

Койанаглиф – это изображение, вырезанное на плоскости. Оно не выступает из фона и не углубляется в него – углубляются лишь контуры фигур. Такое изображение выгодно отличается от барельефа и горельефа тем, что ему не грозит скалывание, следовательно, оно лучше сохраняется. Койанаглифы встречаются в искусстве Древнего Египта и других цивилизаций Древнего Востока.

РЕЛЬЕФ (в искусстве) РЕЛЬЕФ (в искусстве)

РЕЛЬЕ́Ф, в искусстве - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды - барельеф (см. БАРЕЛЬЕФ) и горельеф (см. ГОРЕЛЬЕФ) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "РЕЛЬЕФ (в искусстве)" в других словарях:

    В искусстве вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды барельеф и горельеф … Большой Энциклопедический словарь

    - (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия

    Рельеф, скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность Р. Важнейшие выразительные средства, присущие Р., ‒ развёртывание композиции на …

    Эхнатон и его семья. Стела. Каирский музей. Египет Рельеф древнеегипетский характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династ … Википедия

    I Рельеф (франц. relief, от лат. relevo поднимаю) (географический), совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Р. слагается из… … Большая советская энциклопедия

    1. Скульптурное изображение на плоскости. Может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Конфигурация поверхности земельного участка (рельеф местности). Источник: Словарь архитектурно строительных терминов… … Строительный словарь

    Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, развёртывание… … Архитектурный словарь

    А; м. [франц. relief] 1. Выпуклое изображение на плоскости. Прощупывать р. букв (способ чтения слепого по специальной азбуке с таким изображением). Вышивать рельефом (создавать рельефный рисунок на ткани). 2. Скульптурное произведение с выпуклым… … Энциклопедический словарь

    Бронза в искусстве, с глубокой древности материал для декоративно прикладных изделий и скульптуры (большей частью оловянная Б., в которую при литье колоколов, а в средневековом Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки … Большая советская энциклопедия

    - (франц. haut relief, от haut высокий и relief рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Рельеф в России 18 - начала 19 века из собрания Русского музея , . Издание знакомит с историей русского рельефа с момента его появления в искусстве Петровской эпохи и до наших дней на примере произведений из собрания Русского музея. Альбом иллюстраций…

В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Барельефы применяются по ряду причин:

  • Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
  • При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
  • Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.

Кроме того, существуют и другие типы резьбы, сочетающие в той или иной степени известные технологии и подходы. Например «сплющенный рельеф», авторство которого приписывают Донателло , является лишь подвидом барельефа, с тем исключением, что композиция в меньшей степени выделяется над фоновой поверхностью.

Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.

Рельеф в скульптуре обновлено: Апрель 24, 2017 автором: Глеб