Рикардо фольи биография личная жизнь. Фольи Риккардо: биография, карьера, личная жизнь

Риккардо Фольи родился 21 октября 1947 года в Понтедера. Этот городок находится на северо-западе Италии, в Тоскане, столицей которой является небезызвестная Флоренция. С детства Риккардо был буквально влюблен в музыку. Этому увлечению способствовала его мать - очень музыкальная женщина. В своем автобиографическом очерке Риккардо с большой теплотой отзывается о ней. Вскоре к детским впечатлениям добавились юношеские - в 60-е годы началась всемирная битломания. Слава "ливерпульской четверки" докатилась и до тосканского городка. В музыку "Битлз" Риккардо влюбился "с первого звука" и на всю жизнь. По его словам, мир музыки для него делится на две части: на "Битлз" и не-Битлз. В те годы многие мальчишки мечтали стать музыкантами, пели, играли на гитаре, создавали небольшие группы. Не был исключением и Риккардо. Но мечты мечтами, а суровая реальность давала себя знать. Необходимо было учиться и зарабатывать на жизнь. Поэтому мечты многих товарищей Риккардо так и остались всего лишь золотыми грезами юности. Да и ему жизнь сулила вполне прозаический путь: Риккардо учился на металломеханика и и готовился стать рабочим на заводе. И все же юноша чувствовал, что музыка - его призвание. Надо было сделать выбор: сейчас или никогда. И Риккардо решился. В 17 лет он оставляет заводские стены и устремляется в "большие города", чтобы претворить свою мечту в жизнь. В том же году (1964) Риккардо присоединился к группе Slenders. Затем, в июне 1966, он стал вокалистом группы Pooh. Эта группа играла легкий рок. В 1973-м году, после выхода нового альбома группы, Риккардо покинул Pooh. Набравшись певческого опыта, он начал свою сольную карьеру. Кстати, его отношения с группой остались прекрасными. Pooh живет и здравствует до сих пор. Она так и продолжает играть легкий рок и за 30 лет своего существования (уже после Риккардо) ею было создано немало прекрасных песен. Группа не раз участвовала в фестивалях Сан-Ремо и не однажды попадала в десятку финалистов. Несколько раз Pooh и Риккардо пели вместе на концертах. Одна из самых удачных их совместных песен - Giorni Cantati (Дни, когда мы пели вместе). Первой сольной работой Риккардо стал альбом Ciao Amore come Stai (Здравствуй Любовь - как поживаешь?) (1973). После двух лет напряженной работы Риккардо порадовал слушателей песней Mondo (Мир) из альбома Riccardo Fogli (1976). Эта энергичная, жизнерадостная песня сразу же полюбилась слушателям и мгновенно взлетела на верхние строчки чартов. Далее последовали такие хиты, как Stella (Звезда), Io ti porto via (Я унесу тебя с собою), Che ne sai (Что ты знаешь об этом?). В 1977 году выходит альбом Il Sole L`Aria La Luce Il Cielo (Солнце. Воздух. Свет. Небо). Это нежные, добрые песни о любви человека, что рождается рядом с Любовью и гармонией, разлитой в Природе. Очень интересен альбом Che ne Sai (Что ты знаешь об этом?) (1979). Он совершенно не похож на предыдущий! В первых альбомах Риккардо еще ищет себя, свой стиль исполнения. Поэтому его ранние работы могут показаться странными для поклонников певца. Они могут сказать (эти самые поклонники), что Риккардо в этих песнях не похож сам на себя. В альбоме Che ne Sai - Риккардо уже более ли менее находит свою манеру исполнения. Это переходный альбом - между 70-ми и 80-ми годами (последний период можно считать лучшим в творчестве певца). Поэтому здесь мы встречаем настоящую смесь жанров и стилей. К началу 80-х годов характер песен Риккардо заметно изменился. Песни стали более философскими и вдумчивыми по содержанию, напряженными, пронзительными по исполнению. Здесь и раскрылась удивительноя сила, красота и очарование голоса Риккардо. Одной из таких "новых" песен Риккардо стала Malinconia (Грусть) из альбома Campione (Чемпион). В1981-м году она стала победительницей фестиваля Festivalbar. Эта песня сразу полюбилась многим слушателям. В России она даже вошла в десятку лучших песен 82-го года (хотя была написана-то в 81-м). Но это была, так сказать, только творческая разминка. В 1982-м году как логическое продолжение темы, заявленной в "Грусти", была написана песня, которая навсегда внесла имя Риккардо Фольи в историю итальянской музыки конца 20-го века и сделала его известным в нашей стране, речь идет, конечно, об обыкновенных историях. Настоящий "звездный час" для Риккардо настал в 1982-м году. Известный в Италии композитор Маурицио Фабрицио написал совместно с Гвидо Морра песню, которой суждено было победить на Сан-Ремо и стать визитной карточкой итальянского певца Риккардо Фольи . Многие итальянцы еще до фестиваля предсказывали ему победу. Так, журнал "Улыбки и песни", за неделю до Сан-Ремо публиковавший информацию об участниках и их песнях, рискнул напечатать на обложке фото именно Риккардо. И, как видим, не ошибся. Но победа песни Риккардо (опередившей прекрасный дуэт Аль Бано и Ромины Пауэр - Felicita (Счастье)) была справедливой. "Обыкновенные истории" отличались от других песен Сан-Ремо необычной мелодией, философским содержанием и прекрасным исполнением. Более того: "Обыкновенные истории" сразу же стали известны за пределами Италии, принеся Риккардо мировую извесность. Говорю "мировую" без тени преувеличения, потому что его альбом Collezione ("Коллекция") 1982-го года вышел миллионным тиражом не только в странах Западной Европы, но даже в Японии! Единственные, кто остался равнодушным - это Великобритания и США (там Риккардо малоизвестен до сих пор). Не осталась в стороне и наша Россия-матушка. В СССР отрывки из фестиваля Сан-Ремо были показаны в передаче "Мелодии и ритмы Зарубежной эстрады". Молодой обаятельный "цыганский парень в смокинге" (как называли Риккардо тогдашние газеты) мгновенно полюбился российским зрителям. В результате все тот же альбом "Коллекция", изданный на наших грампластинках, тут же был буквально сметен с прилавков. Его переиздали в 1986-м году, и диск снова разошелся миллионным тиражом. С этих самых пор Риккардо - почетный гость в России и неизменный участник всех Санремовских концертов в Кремле. И хотя минуло 20 лет и появилось много новых кумиров, поклонники у Риккардо в России не переводятся. Его помнят и любят. Хорошее не забывается. У Риккардо есть 10-летний сын Алессандро Зигфридо. Риккардо очень привязан к своему сыну и проводит с ним все свое свободное время. Фольи-младший музыкой пока что не увлекается. Зато ему полюбилось дзюдо и мальчик уже с семи лет серьезно занимается им. Риккардо всегда увлекался футболом. С начала певческой карьеры и по сей день (!) он играет в команде итальянских певцов (с ним в одной команде играет Джанни Моранди). Кроме того, Риккардо никогда не упускает случая попутешествовать, но не как это обычно делают туристы. Он любитель экстремального отдыха. Так, год назад он предпринял поход по пустыне Сахара (марш в 100 километров). Так что Риккардо и в свои 57 лет молод и полон сил.

.

Беседа получилась непринужденной. Разговаривали о многом: о музыке, воспитании детей и даже политике. Пресс-конференция началась, как только вошел опоздавший маэстро Аль Бано. "Начальник приехал - можем говорить", - пошутил Рикардо Фольи, который до этого уже успел запечатлеть на видео всех присутствующих и пообещать прислать им диск с копией записи.

Внимание журналистов в основном было приковано к Аль Бано и Рикардо Фольи. Даже лидер группы "Love Italy" Марчелло выразил преклонение перед ними: "Я счастлив, что нахожусь за столом с такими великими артистами, творчество которых имеет огромное значение для музыки Италии".

Не успели журналисты итальянским гостям задать и пару-тройку вопросов, как музыканты прервали разговор, увидев молодоженов у дверей. Аль Бано и Рикардо Фольи пригласили пройти к ним жениха и невесту, которые совершенно случайно оказались в нужном месте и в нужный час. Журналисты радостно отметили: "Такая приятная и неожиданная встреча - лучший свадебный подарок!".

Здоровья Вам, Кристоф и Анастасия, - пожелали музыканты интернациональной паре. - И не берите пример с нас: мы несколько раз женились и разводились.

На прощанье все присутствующие закричали немецкому жениху и русской невесте: "Горько!". После этой лирической паузы пресс-конференция продолжилась.

- Вы часто приезжаете с концертами в российскую провинцию?

Аль Бано: - Мы, как врачи, едим туда, куда нас вызывают. Мы лечим музыкой и сердце, и душу.

На фестивале в Сан-Ремо в 1982 году Рикардо занял первое место, Аль Бано - второе. Вы были знакомы до фестиваля? Насколько острой между вами была конкуренция?

Рикардо Фольи: - Мы знали друг друга еще и до Сан-Ремо, но сблизились уже после. У нас есть много общего, например, музыка, дети. Но тогда между нами была конкуренция, это однозначно. Конечно, если бы я в то время был хорошо знаком с Аль Бано, я бы сказал: "Выигрывай ты!"

- Вы дружите с российскими звездами?

Рикардо Фольи : - Да, с Александром Маршалом, Лаймой Вайкуле.

Аль Бано: - Со многими, с Азизой, например. Когда она приезжала ко мне в Италию, я даже готовил для нее еду (удивление журналистов).

Рикардо Фольи: - Я тоже очень хороший повар, но предпочитаю, чтоб готовил ты (смеется). У нас в Италии говорят: "Хороший любовник должен быть хорошим поваром, потому что женщины берут за горло". Нет, не душат, а завоевывают мужчину благодаря умению готовить.

- Аль Бано, но ведь Вы еще и хороший винодел…

Аль Бано : - Любовь к вину - это семейная традиция. Я произвожу вино с 1973 года в самом красивом месте Италии после Тоскании - это восточная область Апулия. Она находится недалеко от Греции, Израиля, Ливии. Уверяю вас, вино очень хорошее, его пьют во всем мире.

- Нам остается только приехать к Вам и попробовать вино (журналисты улыбаются).

Аль Бано : - Я жду вас!

Рикардо Фольи: - Кстати, вилла Аль Бано находится на огромной территории, где есть все: и гостиница, и ресторан, и пиццерия. К нему приезжает много иностранцев, в том числе и русских. Этот маэстро владелец виллы, которая была построена на древнем городе этрусков. Аль Бано ночью встает и начинает там раскопки: находит, к примеру, старинную вазу (смеется).

Аль Бано: Нет, нет, он говорит неправду. Это очень бедная территория этрусков, где когда-то в печах выплавляли металлы. Наверное, специально для меня в то время плавили золото (смеется).

- В Италии многие из звезд, как и Вы, живут вдали от города и ведут собственное хозяйство?

Аль Бано: - Когда я купил землю и переехал в деревню, обо мне все говорили, что я сумасшедший. Теперь же многие звезды - Рикардо Фольи, Адриано Челентано, Джанни Моранди, Дзуккеро - поступили также. Они живут загородом и занимаются сельским хозяйством. Кстати, в Италии сейчас даже среди молодежи стало популярным заводить собственные земельные наделы, селиться в деревне.

Но ведь когда-то у Вас, Аль Бано и Рикардо, не было ничего, Вы начинали с нуля. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь кем приходилось работать?

Рикардо Фольи : - Я менял шины, работал ассистентом фотографа, электриком. В 15 лет я зарабатывал, почти как мой отец. На полученные деньги я сначала купил гитару, затем звукоусилители. После окончания рабочего дня я несколько километров поднимался в гору, чтобы взять уроки игры на гитаре.

Аль Бано: - То время для меня - лучшая школа жизни. Когда я приехал в Милан, устроился на работу в строительную фирму. За то, что я красил двери, мне даже не заплатили. Но когда человек оказывается в нужде, у него хорошо начинает работать голова. Я подумал: "Если я буду официантом, то у меня всегда будет что поесть". И устроился в пиццерию. Но после ссоры с сыном хозяина из-за его сестры, с которой у меня был роман, мне пришлось уволиться. В порыве гнева я ему сказал: "Однажды я вернусь, и ты меня будешь обслуживать". Вскоре я пошел работать на автомобильную фабрику. Ну а спустя какое-то время случилась победа на конкурсе Адриано Челентано "Новые голоса", первый контракт…

- Мы много знаем о Вас, но почти ничего о Ваших детях. Расскажите о них.

Аль Бано: - У меня шесть детей от двух разных жен. Дочь Кристель, ей 28 лет, пишет музыку и создает дизайнерскую одежду. Сын Яри, ему сорок, тоже занимается музыкой, кроме того, он хороший режиссер и бизнесмен.

Рикардо Фольи: - У меня также дети от разных жен. Младшей Мишель Мари годик исполнился 4 июля (показывает фото дочери).

Аль Бано: - Она хорошенькая! Славу Богу, похожа на твою жену, а не на тебя. Иначе она была бы вообще сказочная (смеется).

Рикардо Фольи: - Моему старшему Алессандро сейчас двадцать лет. Он пока ищет себя: один год занимается кикбоксингом, следующие двенадцать месяцев ездит на мотоцикле. Неизменно одно: его очень притягивают красивые девочки, которые, к сожаленью, отвлекают от дел. Но я ему это прощаю, ведь женщины - это женщины, что делать!

- Какой тактики Вы придерживайтесь в воспитании детей?

Аль Бано: - Мир сейчас поменялся. Детей в наше время невозможно уберечь от влияния извне. На них оказываем воздействие не только мы, но и, к примеру, Интернет…

Рикардо Фольи: - Первое, что я всегда спрашиваю у сына: "Где ты? С кем? У тебя есть деньги в кармане? А телефон? Он заряжен? У тебя есть бензин в машине?" Иначе нельзя. Я считаю, нужно давать свободу детям, ведь они должны все же учиться на своих ошибках. Но при этом не стоит забывать их контролировать. Мы рядом находимся, чтобы дети в жизни не совершали серьезных ошибок.

Вопрос к Аль Бано. Ваш отец назвал Вас в честь страны, в которой служил во время войны. На его месте как бы Вы назвали своего ребенка?

Аль Бано: - Русский! (смеется)

Рикардо Фольи: - А если бы родилась дочь - то Водка! (смеется)

- Вам интересна политика?

Аль Бано: - Да, я наблюдаю за политикой. Ведь как говорил Кеннеди, или ты будешь следить за политикой, или политика будет следить за тобой. Кроме того, от власти зависит существование наше и наших детей.

- Как Вы относитесь к Сильвио Берлускони?

Аль Бано: - Я его друг, и не могу говорить о нем плохо. У Сильвио большое сердце, но он, как и все, человек и делал ошибки. Бросьте камень, кто никогда не оступался.

- У Вас есть все: всенародный успех, любимое дело, замечательные дети. А чего не хватает в жизни?

Аль Бано: - Три нефтяных скважины (смеется). Одну бы я использовал во благо бедных Индии, доходом от второй помог бы нуждающимся в Африке, а прибыль от третьей разделил бы поровну между бедными Южной Америки и нами с Рикардо.

Рикардо Фольи: - Когда Аль Бано найдет эти нефтяные скважины, я приеду с грузовиком и залью бензина для себя и своей семьи (смеется).

Час пресс-конференции с итальянскими исполнителями пролетел, как один миг. Журналисты вынуждены были отпустить интересных собеседников, ведь впереди звезд ждал концерт в арене "Металлург".

  • Интервью
  • дата: 03.12.2012
    – Синьор Риккардо, готовы ли вы к 21 декабря?
    – Не вижу смысла готовиться к тому, чего не случится. Какое-то древнее, хотя и цивилизованное племя предсказало "конец света". Ну и что? С тех пор цивилизация ушла далеко вперед. И "конец света", следовательно, отдвинулся. Моей маленькой дочке не исполнилось еще и полгода. Поэтому я не готов к тому, что кто-то когда-то определил столь короткий "век" моей любимой малышке. Я откладываю конец света до тех пор, пока не погуляю на свадьбе моей Мари-Мишель и не увижу внуков.
  • – Вашему сыну от первого брака 20 лет. Замечаете ли вы за ним сходства и различия с собой в 20-летнем возрасте? Существует ли в ваших отношениях с сыном "проблема" отцов и детей"?
    – Я в 17 лет покинул отчий дом. А через год был абсолютно самостоятельным человеком. Мой мальчик в свои 20 лет совершенно не подготовлен к самостоятельной жизни. То есть абсолютно. Он инфантилен, как и все его поколение. Он мало чего хочет от этой жизни. И мне кажется, что не совсем понимает свое будущее. Но конфликтов между нами не существует. Я даже голос на него повысить не могу. Все по той же причине: он - инфантил. Такой нежный и ранимый юноша, что даже мое стариковское брюзжание может нанести ему долго не заживающую душевную рану.
  • – Вы знали, что едете не просто в Ульяновск, а на родину Ленина?
    – Конечно. Я даже очень хорошо знаю, кто такой Ленин. Я рабоче-крестьянского происхождения. И моему папе были не чужды идеи марксизма-ленинизма. В нашей семье нередко звучала фамилия Ленина как имя борца за освобождение рабочего класса. Оказавшись в вашем городе, я почувствовал легкую ностальгию по детству. Для меня Ленин и отец неразрывно связаны в моей памяти. Можно сказать, что Ленин мне как папа (улыбается).
  • – Известно, что это не первая ваша русская "одиссея", и вы стали большим знатоком и поклонником российских барышень. Что, на ваш взгляд, в основном отличает их, скажем, от американок или ваших соотечественниц?
    – Американки чересчур прагматичные. Итальянки излишне самостоятельные. И это накладывает отпечаток на их внешность. Она какая-то очень повседневная, такой, как говорят в Америке, "casual". Тогда как у русских девушек и женщин свой особый и неповторимый стиль. Они очень скромны и даже незаметны на первый взгляд. Но это такая маскировка. Копнешь поглубже - а там богатый внутренний мир. И это впечатляет и завораживает. Это и есть любовь, достойная быть воспетой, в стихах, песнях, живописи, великой литературе... Потом, я считаю, что идеальная дама не должна быть очень худой. Мы, итальянские мужчины, любим, когда есть за что ухватиться и подержаться (улыбается). В России, к счастью, мало анорексичных моделей.
  • – Однако же ваш не столь давний роман с русской девушкой закончился ничем. Что не сложилось?
    – Априори должно было так случиться: началось и сразу же кончилось. Россиянки более других нацелены на быт. Вашим женщинам нужен прочный дом, крепкий тыл. Мужчина в семье, одним словом. Для моей русской подружки отношения, когда меня по полгода не бывает дома из-за активной гастрольной деятельности, оказались немыслимыми. А я не захотел делать ее несчастной. Это было бы нечестно по отношению к ней с моей стороны. И мы расстались. Но в сердце эту любовь я сохранил навсегда. Как храню в душе каждую мою любовь к каждой женщине, встретившейся на моем жизненном пути. Именно эта любовь во всех моих песнях...
  • – Говорят, у вас существует собственный рецепт поедания русского борща?..
    – О, да. Я вообще люблю русскую кухню: пампушки, блинчики. В моем меню это отличное дополнение итальянской кухни. Но борщ - это что-то особенное. Я начинаю с того, что отодвигаю мясо на край тарелки. Густо поливаю капусту сметаной. Макаю хлеб в жижу и с удовольствием съедаю. Затем выпиваю бульон. И только после этого принимаюсь за оставшееся мясо. Очень вкусно!.. Еще меня поражают своеобразие и красота русского языка, который я понемногу учу. Недавно узнал новую шутку. В ответ на вопрос "Как дела?" надо отвечать "Пока не родила..." Смешно...
  • – Ваш нынешний тур по России длится с лета. Вы рассказывали о пяти свитерах, взятых с собой, чтобы не замерзнуть. Свитера спасают?
    – Я пока надевал лишь три из них - белый, красный и синий. Зеленый и желтый пока ждут своего часа. В России в этом году слишком теплая, итальянская зима. Я пока холодов не почувствовал.
  • – Для многих ваших русских коллег по поп-сцене считается пафосным выступить перед двумя главными российскими политиками - Путиным и Медведевым. А как складываются ваши отношения с итальянским экс-премьером Сильвио Берлускони, его сменщиком Марио Монти и президентом страны Джорджо Наполитано?
    – Никак. Для меня было бы удивительно узнать, что те, кого вы назвали, еще помнят о существовании такого певца, как Риккардо Фольи. У нас в Италии среди эстрадных исполнителей немодно, что ли, дружить с политиками. Мы даже не пересекаемся в повседневной жизни. У нас и без этого все хорошо. А "придворных" концертов в моей стране тоже не существует. Нет такого явления.
  • – В одном из недавних интервью вы сказали: "Страна, где мое сердце, - это Россия". Если продолжить анатомические сравнения, каким органом вы в родной Италии?
    – В первую очередь, желудком. Люблю поесть: пицца, паста, макароны. Еще глазами. Как человек, который любит смотреть на красоту, я возделываю ее у себя на Фаттории. Люблю выращивать плодовые деревья, обожаю возиться с цветами. Вот думаю, когда окончательно выйду на пенсию и уйду с эстрадной сцены, перееду в Россию и попрошусь к вашему президенту Путину в садовники. Он же наверняка еще долго будет главой государства...
  • – Вы один из самых спортивных певцов в мире. Активно занимаетесь футболом. Уже пять раз бегали марафонскую дистанцию, причем трижды - в Сахаре. Расскажете о главных трудностях пустынной 42-хкилометровки?
    – Постоянно хочется пить. Ноги приходят в негодность. От засушливого климата я уже трижды серьезно их лечил. На ногах образуются неприятные язвы. Еще портится зрение оттого, что несколько дней видишь только солнце и песок. Но все эти неприятности - ничто по сравнению с самими ощущениями - кажется, что бежишь по Марсу. Чувствуешь себя минимум первым человеком на "красной планете", максимум - марсианином...
  • – Через месяц Новый год. Вспомните, какие подарки от Деда Мороза вы любили получать в детстве?
    – У нас в Италии он называется "Баббо Натале". В переводе - Рождественский Дед. Похож больше на Санта-Клауса. Мои родители жили небогато. И в нашей семье рождественские подарки были скромными, бесхитростными. Помню, отец поднакопил деньжат и я нашел на Рождество в сугробе подарок от Натале - игрушечный пароходик. Он заводился ключом, и, пока хватало пружинки, у него крутился винт на юте. Я очень ждал весны, чтобы запустить свой кораблик в первую же лужу. Радости было до небес.
  • – Чего хочется попросить у Баббо Натале сегодня?
    – Для себя - ничего. У меня уже есть все, чтобы быть счастливым. Хотя я попросил бы на время волшебные способности, чтобы сделать столь счастливым все человечество. Планета не должна страдать так, как страдает сегодня. Люди рождаются для счастья.

Наши гости
РИККАРДО ФОЛЬИ

Фольи – один из немногих молодых эстрадных артистов, который верен итальянской песне, ее музыкальным традициям» - так сказал известный композитор Маурицио Фабрицио, который вместе с популярным итальянским певцом принимал участие в концертах, проходившим летом нынешнего года в нашей стране.

Огромный концертный зал «Олимпийский» в Москве плохо приспособлен для сольных концертов. Но лишь зазвучала первая песня программы Риккардо Фольи – «Меланхолия», грустная песня об одиночестве, о вечном желании человека любить и быть любимым, написанная Фабрицио на стихи певца, - зал горячо зааплодировал.

Мелодия песни, свободно льющаяся, красивая – именно такой представляет себе обычно каждый из нас итальянскую песню. Этот момент узнавания (не только произведений действительно хорошо знакомых нашей публике, но традиций, манеры, стиля) не мало содействовал успеху Фольи в его концерте, как бы приблизил певца к слушателям, помог перешагнуть барьер из десятков метров, который отделяет в «Олимпийском» комплексе зал, даже его первые ряды, от сцены.

У Риккардо Фольи сильный, гибкий голос, и в отличие от многих современных певцов, итальянский артист не признаёт пения под фонограмму. Да и это и противоречило бы искренности, простоте, непосредственности Риккардо, сдерживало бы его природный темперамент.

В московской программе певца мы услышали более двадцати песен, различных по темам, трактовкам, манере исполнения. Пожалуй, особенно запомнились «Повседневные истории», «Как быстро меняется небо», «Завтрашняя газета», «Компания», «Для Лючии», «Моё большое будущее». Яркие образы создал в этих песнях Фольи – это и уличный музыкант с гитарой на спине, ждущий свою публику, и нежный влюбленный, который больше не в силах таить слова любви, и человек из толпы, с его повседневными историями, и молодой парень, компания для которого – часть мира, убежище, остров.

Хотя большинство песен Риккардо Фольи написано для него одним композитором – Маурицио Фабрицио, все они разные по образной структуре. За кантиленой «Я тебя люблю», например, следует «Как быстро меняется небо», в которой традиционный итальянский запев взрывается припевом, аранжированным по законам диско-музыки – так в кино, с помощью особой техники съемки, замедленные движения по воле авторов внезапно набирают темп. Такая смена настроений характерна для творческого содружества Фабрицио – Фольи. При этом самые современные по ритмам произведения они стремятся решить так, чтобы у слушателя не возникало сомнений в происхождении той или иной композиции. «Сделано в Италии» - это, по их мнению, должно ощущаться мгновенно.

Аплодисментами встретил зал лирическую песню «Но я тебя люблю» - один из лучших образцов творческого дуэта Фабрицио – Фольи. В этой песне жесткий ритм, подчеркнутый ударными – словно современная рамка для старинной картины, с приглушенными пастельными тонами, с мягкими, чуть размытыми красками.

Тепло принимали слушатели и песни, создавшие на последних итальянских фестивалях славу Риккардо Фольи и Маурицио Фабрицио. Это «Меланхолия», с которой в 1981 году Фольи завоевал главный приз в Сан-Винсенте (затем она была признана лучшей песней года), и «Повседневные истории», принесшая в 1982 году Фольи первое место на фестивале в Сан-Ремо. Тексты их принадлежат перу Риккардо Фольи. Впрочем, это не просто тексты. Фольи пишет стихи для своих песен, в которых и глубина, и поэтичность образов, и точность наблюдений, и игра воображения.

Успеху Фольи в нашей стране способствовало и то, что накануне его приезда в Советский Союз фирма «Мелодия» выпустила диск «Коллекция», куда вошли песни, о которых шла речь, и многие другие из репертуара певца. Приятная оперативность!

После выступления Риккардо Фольи в Москве я попросила певца дать интервью журналу «Музыкальная жизнь»:

Риккардо, как складывалась ваша творческая судьба?

- В пятнадцать лет я начал сочинять музыку. Жил тогда в маленьком городке Понтедера в Тоскане, работал на заводе слесарем, вечерами играл на гитаре в дискотеке и пел. В те годы у нас были очень популярны «Битлз» и, конечно, без подражательства им дело не обошлось. Хотя, честно говоря, для итальянского музыканта трудно приспосабливать на себя «чужие одежки», но «Битлз» - хорошая школа. Пришло время, и у меня появились уже собственные композиции. В Милане, где решил испытать счастье, я встретился с популярным в конце шестидесятых годов ансамблем «Пу», который выступал в дискотеке. Мы быстро нашли общий язык, я стал бас-гитаристом. Вместе мы проработали несколько лет. Поворотным моментом в моей биографии считаю 1973 год – год начала моей карьеры как эстрадного певца. Конечно, успех, популярность пришли не в один день, так это бывает только в кино, а в жизни, прежде чем певец завоюет эстраду, приходиться не мало работать. Я считаю, что удачу мне принес диск «Мир», который вышел в Италии в 1976 году и разошелся моментально. А потом, как вы знаете, были фестивали в Сан-Винсенте, в Сан-Ремо. Мы с Фабрицио радовались как мальчишки, когда «Повседневные истории» получили первое место в Сан-Ремо. Наверное, эта песня «родилась в рубашке», она мгновенно стала популярной. Мне приятно, что у нее такой, всем понятный текст.

Я пою о любви, потому что я верю в любовь, в дружбу, в гармонию человеческих отношений. Не терплю песен, спекулирующих на сексе, откровенно эротических. К сожалению, в Италии есть певцы, которые в поисках дешевой популярности эксплуатируют эту тему, надеясь, что таким образом добьются популярности. Для меня любовь – высшая степень дружбы, доверия, нежности. Я – итальянец и пою о своих чувствах так, как пели бы мои сверстники с улицы, где родился. Верю в итальянскую песню, в итальянскую музыку и во время гастролей в вашей стране еще раз убедился, что придерживаюсь правильного пути.

Вы приехали в нашу страну с женой – Виолой Валентино – певицей, имя которой известно и у нас. Она не участвовала в ваших концертах?

В общем-то нет. Мы и в Италии никогда не выступаем вместе. Виола скорее романтическая певица, ей близок стиль «ретро», стиль тридцатых годов. Я написал для нее несколько песен, а вот в ее последнем альбоме «Виола Валентино – ангел» (это как бы музыкальный мини-фильм о судьбе певицы 30-х годов) не участвовал. Но все-таки один совместный концерт у нас состоялся, мы дали его в Ленинграде – в Фонд мира. Для меня, без преувеличения могу сказать, - это концерт исторический. Царила какая-то особенная атмосфера приподнятости, мы были очень тронуты и горды, когда представители Советского Комитета защиты мира вручили нам медали. Было сказано немного слов, но значительных для всех нас, ведь это слова о самом главном сегодня – о мире. Я исполнил в этом концерте и свою песню «Мир», которую очень люблю.

Ленинград запомнился мне теплым приемом зрителей – мне подарили столько цветов, что сцена казалась прекрасной весенней поляной. Дни, проведенные в вашей стране, на всю жизнь останутся для меня светлым радостным воспоминанием о любви, которую испытывает ваша публика к моей стране, к ее музыке, ее песням.

Студийные альбомы Riccardo Fogli
Избранная дискография Риккардо Фольи. В нее не вошли сборники, концертные альбомы и некоторые альбомы-полусборники, в том числе и выходившие в других странах. Но очень скоро мы их все представим в этом разделе.

Риккардо Фольи в СССР был весьма популярен. Для многих он стал символом итальянской эстрады. Malinconia и другие хиты в исполнении Фольи и сейчас слушатели старшего поколения узнают по первым аккордам, после чего предаются ностальгическим воспоминаниям о далеких 80-х.

Детство и юность

К трудностям Фольи не привыкать. В биографии звезды нашлось место и полуголодному послевоенному детству, и тяжелой работе на фабрике, и извилистой дороге к славе. Жителям Пондетеры, где начался жизненный путь Риккардо, было не до музыки и искусства. Чтобы выжить, приходилось много и тяжело работать.

Предки Риккардо возделывали плодородные тосканские земли. Но положение крестьян в XX веке в отдельных итальянских регионах стало невыносимым. Многие покидали родные места. В городе жилось лучше. Однако дети бывших крестьян, в том числе и будущая эстрадная звезда, с отрочества трудились на заводах и фабриках наравне со взрослыми.

В 14 лет Фольи уже работал на предприятии по изготовлению мотоциклов. Работал усердно. К 16 годам прослыл смекалистым и опытным слесарем. Знакомые пророчили молодому человеку блестящую карьеру на заводе, а мать мечтала, что сын получит высшее образование. Риккардо тем временем постигал азы игры на гитаре.

Лирические песни под звуки струнного инструмента привлекали молодого тосканца куда больше, нежели гул заводских агрегатов. Риккардо терпеливо копил на гитару, затем брал уроки пения. В музыкальных грезах Фольи был отнюдь не одинок. Песни ливерпульской четверки уже проникли в сердца юных итальянцев. Музыкантом мечтал стать каждый второй. Но только единицы обладали упорством, целеустремленностью Фольи.

Сначала Риккардо пел для друзей и близких. Мать, будучи от природы очень музыкальной, поддерживала начинания сына. Однако музыкальные занятия Фольи окружающие воспринимали как нечто временное, несерьезное. Родители немало удивились, когда Риккардо начал зарабатывать игрой на гитаре.


Риккардо выступал в ночных заведениях, коих немало на тосканском побережье. Затем уехал в столицу, где играл то в одном, то в другом ансамбле. Некоторое время выступал в составе Pooh – группы, основанный в середине 60-хх. Фольи исполнилось 26 лет, когда он решил, что дальнейший путь пройдет один. Распрощался с друзьями и начал сольную карьеру. Уже в 1973 году вышел альбом молодого итальянца, завоевавшего впоследствии сердца миллионов поклонниц проникновенным голосом и яркой внешностью.

В начале 80-х Фольи дает сольные концерты и пишет музыку. Музыкальные пристрастия формируются под влиянием творчества . А ведь легендарные рок-н-рольщики исполняли исключительно авторские песни. К слову, преданность британской группе он сохранит на всю жизнь. Даже став известным музыкантом, в интервью он будет с ностальгией вспоминать годы подростковой битломании.


Мать Фольи к тому, что сын стал звездой, отнеслась неспокойно. Однако с Риккардо однажды взяла слово: он непременно получит высшее образование. Фольи сдержал обещание. Спустя много лет, став 50-летним седовласым импозантным мужчиной, фото которого украшали обложки глянцевых журналов, он получил диплом. Этот документ к эстрадному творчеству не имеет отношения. По образованию Фольи – бухгалтер.

Музыка

Первые пять лет ушли на поиск собственного пути. На итальянской сцене царила жесткая конкуренция. Первые альбомы Фольи не выделялись на пестром фоне итальянской эстрады. В конце 70-х Риккардо стал неплохим, но малоизвестным исполнителем, выступления которого не отличались оригинальностью, а песни не запоминались. Но Риккардо не остановился. Продолжал петь, накапливать мастерство и опыт.


Риккардо Фольи в Сан-Ремо

Признание европейской публики пришло не сразу. Сперва предстояло покорить соотечественников. В одиночку преодолеть путь к славе, даже имея редкие вокальные данные, невозможно. К счастью, Риккардо встретил Джанкарло Лукарьелло. Этот человек выступил в роли продюсера, со временем стал его единомышленником.

Когда же на творческом пути итальянского исполнителя появился талантливый композитор, имя Фольи узнала вся страна: от Сицилии до Тосканы. Песня на музыку, сочиненную им, стала хитом. Слова Che ne sai принадлежат Риккардо Фольи.

Свое место на эстраде Фольи занял благодаря труду и упорству. Но едва ли удалось бы победить в Сан-Ремо без участия опытного продюсера и талантливого композитора. Впервые на советском телевидении выступление итальянского певца транслировали в 1981 году. К тому времени на родине Фольи уже пользовался благосклонностью слушателей и даже победил в значимом конкурсе.

В Сан-Ремо певец спел Storie Di Tutti I Giorni. Само пребывание на санремовской сцене начинающими исполнителями воспринималось как великое счастье. Фольи победил, а слова его песни теперь наизусть знал каждый итальянец. Певец ещё долго ассоциировался со знаменитыми «Повседневными историями».

После блистательного выступления об итальянском исполнителе узнали в Швейцарии, ФРГ, Польше. Именно тогда, в начале 80-х, в его творчестве появились философские мотивы.


Разочарованность в жизни, чувство одиночества, неумирающая надежда – все это присутствовало в трогательных песнях Фольи. Однако их полюбили и те, кто ни слова не понимал по-итальянски. Пластинка «Коллекция», в которую вошла Compagnia и прочие хиты, хорошо продавалась даже в Японии.

Спустя год после триумфальной победы в Сан-Ремо Фольи участвовал в «Евровидении». Несмотря на любовь европейских меломанов, он занял 11-е место. В середине 80-х впервые побывал в стране, где его ждали самые преданные поклонники – в СССР.


Западных исполнителей здесь не жаловали. Исключение делали для итальянцев, граждан государства, с которым стране удалось наладить теплые отношения. Это одна из причин, по которой пластинки Фольи и его соотечественников в СССР раскупались в считанные дни.

В Сан-Ремо певец выступал и позже. В последний раз в 1990 году. Но победить ему удалось лишь в начале 80-х. Далее он неизменно занимал 4-е место.

Личная жизнь

В 1971 году Фольи женился на Виоле Валентино – эстрадной певице, с которой ранее записал сингл. Звездный брак оказался на редкость прочным. Просуществовал более 20 лет. Затем итальянский исполнитель жил в гражданском браке со Стафанией Брасси.

В 1993 году родился сын, который, по словам отца, вырос мечтателем и романтиком, но музыкой не интересуется. Фольи и Брасси расстались в 2005 году. Спустя пять лет певец женился на женщине вдвое моложе. Его избранницей стала эффектная брюнетка Карин. В 2012 году 65-летний певец снова стал отцом. Дочь назвали Мари.

Риккардо Фольи сейчас

В 2015 году Фольи вернулся в состав Pooh. Всё это время, более сорока лет, певец поддерживал дружеские отношения с участниками группы. В 2016 году состоялся тур Reunion, посвящённый пятидесятилетию музыкального коллектива. Сейчас итальянский певец мало гастролирует по Европе, но так же любим в русскоязычных странах.


Фольи охотно выступает в городах России. Хотя суровый климат уроженец Тосканы переносит тяжело, в чем однажды признался самарскому журналисту во время зимних гастролей. Фольи почти не снимает клипов. Поклонники творчества звезды 80-х довольствуются концертными записями.


В 2017 году вышел альбом, записанный с Роби Факкинетти. Подошли к концу совместные выступления с Pooh, о чём певец объявил 31 декабря. Тогда же Фольи сообщил журналистам и о выходе книги воспоминаний.

Дискография

  • 1973 – Ciao amore, come stai
  • 1978 – Io ti porto via
  • 1979 – Che ne sai
  • 1981 – Campione
  • 1982 – Compagnia
  • 1984 – Torna a sorridere
  • 1988 – Amore di guerra
  • 1990 – Sentirsi uniti
  • 1992 – Teatrino meccanico
  • 1997 – Greatest Hits
  • 2005 – Ci saranno giorni migliori