Рогнеда история жизни. История святого Князя Владимира и его одной из супруг, княжны Рогенды

На прочный союз с молодым Полоцким государством мог прежде всего рассчитывать тот, кто возьмет в жены дочь полоцкого властелина Рогволода красавицу Рогнеду.
Сначала Полоцк принимал сватов от киевского князя Ярополка. Рогволоду выгоднее всего было, чтобы Киев и Новгород враждовали, а он бы тем временем расширял границы княжества и выходил на волоки, которые соединяли Двину с Ловатью, позволяя держать в руках важную часть торгового пути «из варяг в греки». Но в таком случае Полоцк мог оказаться между двух огней. Князь вынужден был выбирать и предпочел более сильный, по его мнению, Киев.
Выполняя отцову волю, двенадцатилетняя Рогнеда (в таком возрасте девочка уже считалась тогда невестой) дала Ярополковым сватам согласие и стала готовиться к свадьбе. И тут нежданнонегаданно заявились сваты из Новгорода, от Владимира Святославича.
Вот что рассказывает об этом Лаврентьевская летопись: «Когда Рогволод держал власть и княжил в Полоцке, Владимир был еще ребенком и язычником и жил в Новгороде. И был у него дядька Добрыня, храбрый воевода... И послал тот к Рогволоду людей, и просил его отдать дочь за Владимира. Спросил у дочери Рогволод: «Хочешь ли за Владимира?» Она же ответила: «Не хочу разуть рабынича, а Ярополка хочу».
«Не хочу разуть» - бытовавшая в те времена форма отказа сватам. Существовал обычай, согласно которому молодая жена перед первой брачной ночью снимала с ног мужа обувь. Однако тут не просто отказ, но и оскорбление, ибо полоцкая княжна вслух заявила о том, что жених - сын рабыни, а такой безродный ей не пара.
Далее летописи рассказывают о гневе Владимира и его дядьки, которые собрали из новгородцев, псковичей, чуди, мери и веси, а также смоленских и изборских кривичей громадное войско и двинулись на Полоцк. С Владимиром шла дружина варягов. Князь пообещал им всех женщин и гривну серебра с каждого захваченного двора.
Следует заметить, что летописцы часто редактировали исторические события - делали их более романтическими, приближали к литературному произведению. В действительности главная причина нападения на Полоцк - не отказ сватам, а поход полочан на новгородские волости с целью захвата волоков.
Гдето на подходе к городу вражескую рать встретила дружина Рогволода. Владимир напал внезапно и разбил полочан. «И полонили Рогволода,- сообщает летописец,- и жену его, и дочь. И унижал Добрыня его и припомнил Рогнеде, как назвала князя рабыничем, и велел Владимиру быть с нею перед отцом и матерью. Потом же Владимир убил отца ее, а саму взял в жены. И назвали Рогнеду Гориславой». Другие летописцы добавляют, что на глазах у княжны предводитель чужаков лишил жизни еще двоих ее братьев и мать, вырезал весь род.
Драма на берегах Полоты разыгралась около 980 года, а несколько месяцев спустя Владимир Святославич уже расправился с Ярополком и стал великим князем киевским. Знатную полочанку он поселил не в столице, а в деревне под Киевом. Владимир был язычником, а эта религия позволяла многоженство. Кроме полочанки киевский князь имел еще семь или шесть жен и держал для утех несколько сотен наложниц.
Рогнеда родила от Владимира сына Изяслава, но и после этого князь навещал жену совсем редко. В ее душе зрела жажда мести. «Однажды,- свидетельствует летопись,- когда Владимир пришел к ней и уснул, она вознамерилась умертвить его. И случилось ему в ту минуту проснуться, и схватил он ее за руку. И сказала она в печали: «Ты отца моего убил и землю его захватил ради меня, а теперь не любишь меня и дитя это». И повелел ей Владимир нарядиться поцарски, как перед свадьбой, и сесть в тереме на белом ложе, а он придет и убьет ее... Она же мужнину волю исполнила. И дала сыну своему Изяславу обнаженный меч и научила: «Когда войдет твой отец, скажи ему: не думай, что ты один тут». И сделал так Изяслав. Владимир же промолвил: «А кто знал, что ты тут». И опустил он меч и, созвав бояр, рассказал им все. Они же дали совет: «Не убивай ее ради этого дитя, а верни ей с сыном вотчину их». И построил Владимир город, отдал его им и назвал город этот Изяславлем. И от того меч поднимают Рогволодовы внуки против внуков Ярославовых».

Рогнеду с сыном ждала неизвестная, опасная от мужниной немилости жизнь в затерянном среди лесов маленьком деревянном Изяславле. Владимир же вскоре обвенчался с греческой принцессой Анной и приступил к крещению подвластных земель. Если верить летописцам, перед своим венчанием князь предложил Рогнеде выйти замуж за одного из бояр, но гордая княгиня предпочла посвятить себя Христу и стала первой на восточнославянских землях монахиней, приняв имя Анастасия. Могло быть и иначе: Рогнеду сделали Христовой невестой без ее согласия, а малолетнего Изяслава разлучили с ней и увезли в Полоцк.
Сын пережил мать всего на несколько месяцев, и это дает основания предположить, что Владимир мог отравить их, чтобы не позволить Полоцку укрепиться, а сыну когдалибо претендовать на киевский престол. Даты выстраиваются в загадочную цепочку: 1000 год - умирает Рогнеда, 1001й - Изяслав, 1003й - маленький Всеслав Изяславич...
«Бысть же сий князь,- сообщает об Изяславе Никоновская летопись,- тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпив». Изяслав - первый из восточнославянских князей, кого летописцы называют «книжником». Именно он ввел в Полоцке письменность и обучение грамоте. Печать с его именем считается древнейшим (после сосуда с надписью «Гороушна», найденного под Смоленском) памятником белорусской письменности и вторым по времени у всех восточных славян. О государственной деятельности сына Рогнеды ничего не известно. Он остается в истории как первый белорусский просветитель и как князь, восстановивший в древней столице кривичей полоцкую династию.
Начиная с него, все потомки Рогволода неизменно именовали себя Рогволодовичами, а не Рюриковичами, как остальные «русские» князья.

На страницах древнейших летописей Рогнеда Рогволдовна выступает как одна из наиболее ярких личностей, уступая в этом отношении только княгине Ольге. Летописца или заказчика летописи почему-то не заинтересовала участь горькая монахини-гречанки и судьба многочисленных жен и наложниц князя Владимира. Причина, видимо, в том, что те ничего не сделали для изменения своей жизни к лучшему.Иной была полоцкая княжна.

Молодая княжна, отказавшая великому князю и воину в грубой форме - вот прекрасный материал для легенд и былин...
Некоторые исследователи полагают, что летописный рассказ о Владимире и Рогнеде всего лишь легенда, встречающаяся в эпосе других стран. Однако ничего нереального в описанных событиях нет, к тому же они находят подтверждение археологическими раскопками. Согласно им, в конце X в. Полоцк был полностью разрушен и восстановился только в XI в., но уже на новом месте. К тому же, как отмечалось, для летописца середины XI в. 80-е гг. X в. были совсем недалеким прошлым, и он мог найти немало очевидцев событий того времени.
В летописях сватовство Владимира к Рогнеде теснейшим образом связано с его борьбой с Ярополком. Узнав о том, что невеста отказала ему в грубой форме и хочет выйти замуж за его противника, новгородский князь собирает большое войско. В него вошли: наемники-варяги, словене, кривичи и чудь, т. е. те племена, которые объединялись в союз еще при Рюрике. Естественно, что полоцкий князь Рогволд не мог сражаться с такой большой силой. Он, видимо, попытался отправить Рогнеду к Ярополку, но не успел. Полоцк был захвачен, и семья правителя оказалась в плену у Владимира. Возможно, Рогволд и его два сына пытались оказать сопротивление, но в ходе боя были убиты. Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал ее своей женой. После этого ее, видимо, отправили в Новгород. Войско же во главе с Владимиром направилось в Киев против Ярополка. Тот не смог дать отпор младшему брату и вскоре был убит.
Владимир въехал в Киев победителем. Ему досталась не только казна Ярополка, но его беременная жена-гречанка. В отместку Рогнеде вдову брата Владимир также сделал своей супругой. Возможно даже, гречанка осталась хозяйкой в киевском дворце. Рогнеду же поселили в пригороде Киева, на р. Лыбедь для нее построили отдельный двор. Этим Владимир еще больше унизил заносчивую полоцкую княжну.

В летописи Владимир представлен большим женолюбом: «Бе же Володимер побежен похотью женьскою, и быша ему жены водимыя: Рогнед…, от нея же роди 4 сыны: Изеслава, Мьстислава, Ярослава, Всеволода, а 2 дщери; от Грекине Святополка; от Чехине Вышеслава; а от другое Святослава и Мьстислава и Станислава; а от Болгарыни Бориса и Глеба; а наложниц бе у него 300 в Вышгороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове»
Если проанализировать перечень жен и сыновей Владимира, то можно заметить, что больше всего детей ему родила Рогнеда: 4 сына и 2 дочери.
Судя по количеству сыновей и дочерей у Рогнеды, Владимир жил с ней почти до самого брака с византийской принцессой Анной. Ее терем он навещал не так уж и редко, но, видимо, не для того, чтобы высказать свою любовь, а чтобы в очередной раз унизить.
Один раз, когда тот пришел в ее терем и заснул после удовлетворения похоти, княгиня взяла кинжал и решила вонзить его в грудь неверного супруга. Но тот внезапно проснулся и перехватил ее руку. Возможно, Владимир хотел нанести тем же кинжалом ответный удар Рогнеде, но она стала просить его сжалиться и понять причину ее поступка. Оправдываясь, княгиня сказала следующее: «Отца моего уби и землю его полони, мене деля; и се ныне не любиши мене и с младенцем сим». Услышав обвинения в свой адрес, Владимир решил сразу не убивать супругу, но приказал ей приготовиться к смерти на следующий день. Однако хитрая Рогнеда решила спастись с помощью маленького Изяслава. Ему она дала меч и научила словам, которые тот должен был сказать при виде отца. Сама же надела лучшие одежды и приготовилась ждать. Когда Владимир вошел в покои, навстречу ему вышел Изяслав и, протягивая обнаженный меч, сказал: «Отче! Еда един мнишися ходя?», намекая на то, что Владимир собрался жить один и решил избавиться от близких людей.
Слова сына заставили князя уйти. Он рассказал боярам о случившемся и спросил их совета. Те, видимо, сочувствуя Рогнеде, которая была знатного рода и не заслуживала крайне небрежного отношения к себе и постоянных унижений со стороны супруга, посоветовали отдать Рогнеде с сыном Изяславом ее родное Полоцкое княжество и отправить их туда на постоянное местожительство. Поскольку Полоцк был полностью разорен, Владимир отстроил новый город для жены и сына и назвал его Изяславль.

Все сообщенные о Рогнеде сведения позволяют реконструировать ее биографию приблизительно так. Княжна родилась, видимо, в первой половине 60-х гг. X в. На момент сватовства к ней Владимира ей должно было быть от 16 до 20 лет. Младше она не могла быть, поскольку отец предлагал ей самой выбрать жениха, старше - тоже вряд ли, ведь в то время девушки долго не засиживались в невестах.
Отец Рогнеды, варяжский князь Рогволд, принадлежал к знатному скандинавскому роду, мать тоже, очевидно, была ему под стать. В противном случае Рогнеда не могла бы обвинить Владимира в низком происхождении. В источниках нет сведений о том, как Рогволд оказался правителем Полоцкого княжества. Может быть, его дед прибыл в славянские земли вместе с Рюриком и получил в управление городок, стоявший на важном торговом пути из Прибалтики в Черное море. Сам он не мог быть основателем Полоцка, поскольку тогда бы город был назван в честь него, а не по названию реки Полоты.
К началу 80-х гг. Рогволд, видимо, был достаточно видным и богатым князем, поэтому и киевский князь Ярополк, и новгородский князь Владимир захотели с ним породниться. Для самого полоцкого князя наиболее выгодным был союз с Ярополком, владевшим выходом в Черное море. В этом отношении Владимир был ему совсем не нужен. Поэтому отец наверняка посоветовал дочери выбрать киевского князя. Предлогом же для отказа Владимиру стало его не совсем законное происхождение. После этого в Киев было отправлено посольство, сообщившее о желании Рогнеды стать женой Ярополка.
Рогволд, видимо, рассчитывал, что после этого киевский князь защитит его семью от отвергнутого жениха. Но оказалось, что Владимир уже готов к междоусобной борьбе, а Ярополк - нет. В том же 980 г. новгородские дружины подошли к Полоцку, быстро сломили сопротивление Рогволда и превратили в пленников его самого и всех членов его семьи. Так Рогнеда стала пленницей-рабыней.
В присутствии родителей победитель надругался над ней и, фактически, превратил в наложницу. После этого он вполне мог бы расправиться со всеми членами семьи слишком заносчивых полоцких князей. Однако Рогнеду он почему-то оставил в живых и даже официально назвал своей женой, прекрасно зная, что та его ненавидит. Возможно, Владимиру доставляло удовольствие унижать знатную варяжку, чувствовать свою власть над ней и заставлять ее страдать.
Поскольку Полоцк был полностью разгромлен и разрушен, Рогнеду, видимо, отправили в Новгород, где она узнала, что у мужа уже есть жена-чешка, Малфрид, родившая сына Вышеслава. Значит, собственные дети Рогнеды уже не могли стать первенцами и рассчитывать на верховную власть.
Пока Рогнеда осваивалась со своим достаточно унизительным положением второй жены новгородского князя, сам Владимир расправился с Ярополком и получил в качестве трофея его беременную супругу. Гречанка тоже официально была названа женой победителя, а ее неродившегося ребенка тот соглашался признать своим. Получалось, что в любом случае ребенок Рогнеды становился третьим.
В итоге в новгородской княжеской резиденции хозяйкой осталась чешка, в киевском дворце продолжала жить гречанка, а Рогнеду поселили на р. Лыбедь, в пригороде, на специально для нее отстроенном дворе. Так гордая полоцкая княжна превратилась в третью жену любвеобильного Владимира.
Как уже отмечалось, спальни Малфред и гречанки князь скорее всего не посещал. Рогнеда же постоянно должна была исполнять супружеский долг и рожать детей. При этом она с горечью узнавала о появлении у Владимира все новых и новых жен, а также многочисленных наложниц сразу в трех городах. При этом всех родившихся детей он признавал своими законными наследниками. Некоторые исследователи полагают, что у князя было около 20 детей.
Бесконечные унижения и оскорбления, а также беспокойство за судьбу детей, которые могли остаться без уделов и приданого, видимо, заставили Рогнеду пойти на отчаянный шаг - убийство супруга. Данный инцидент мог произойти в 987 - начале 988 г., когда Владимир задумал жениться на византийской принцессе. Раньше это быть не могло, поскольку с момента замужества в 980 г. Рогнеда не успела бы родить 6 детей. Позже это также быть не могло, поскольку после крещения князь не имел права быть многоженцем.

Замышляя убийство, Рогнеда, видимо, опиралась на каких-то лиц из окружения мужа, обещавших ей в случае успеха всяческое содействие в получении престола вместе со старшим сыном. Ведь в противном случае ее поступок был бы бессмысленным. Эти люди, возможно, и спасли потом княгиню от немедленной расправы, когда ее попытка убийства не удалась. Конечно, ослабленной бесконечными родами женщине трудно было одолеть крепкого мужчину-воина.

Следует отметить, что Рогнеда не растерялась даже тогда, когда Владимир схватил ее за руку с занесенным кинжалом. Она сама стала обвинять его в том, что он довел ее до отчаянного и жестокого поступка. Именно это остановило князя от немедленной расправы с супругой-убийцей. Потом, видимо, не только хитрость княгини, но и советы бояр склонили его к решению о высылке Рогнеды в Полоцкую землю. Ведь ее казнь могла произвести самое негативное впечатление на новую невесту-христианку. В ее глазах Владимир не желал представать кровавым варваром. Кроме того, в случае расправы над Рогнедой князь мог навсегда лишиться любви ее сыновей. В будущем они могли превратиться в тайных врагов, мечтающих отомстить за мать. Ведь по сути, хотя поступок княгини был и недопустимым, вполне оправданным, никто не может терпеть оскорбления и унижения до бесконечности.

Владимир, очевидно, и сам осознал, что удаление Рогнеды из Киева со старшим сыном и исключение ее из числа жен очень выгодно для него в период подготовки брака с византийской царевной; можно предположить, что в это время он расстался и со всеми другими женами, отправив их вместе со старшими сыновьями княжить в различные города.
Регентство княгини, вероятно, продолжалось около 10 лет. За это время она с готовностью приняла христианство вместе с сыном и занялась его распространением среди подданных. Ей удалось собрать вокруг себя достаточно много опытных людей, сформировать княжеский двор, набрать дружину для юного сына; покровительствуя сельскому хозяйству, ремеслу и торговле, она с помощью налогов наполнила свою казну. Когда Изяслав подрос, Рогнеда нашла ему подходящую супругу, несомненно, знатного рода. Та вскоре родила двух сыновей-наследников - Всеслава и Брячислава. После этого княгиня, уверенная в продолжении своего рода, очевидно, ушла на покой. Она основала около Изяславля Спасский монастырь и стала его постриженницей с новым именем Анастасия. После всех перенесенных страданий и унижений христианские идеалы, видимо, оказались для нее особенно близки.
Деятельность Рогнеды надолго запомнилась жителям Полоцкой земли. Поэтому они из поколения в поколение передавали устные рассказы о ней.
Подводя итог жизни и деятельности Рогнеды-Анастасии Рогволдовны, следует отметить, что она во многом походила на свою предшественницу княгиню Ольгу-Елену. Подобно ей она стремилась быть независимой в своих симпатиях и антипатиях, бесстрашно выражала свое мнение, яростно отстаивала честь, боролась за права детей. При этом она с готовностью приняла крещение и активно начала распространять идеалы православия среди подвластного ей окружения. Память об основанном ею монастыре и построенном Спасо-Преображенском соборе надолго запечатлелась в людской памяти.

В отличие от Ольги, Рогнеде удалось привить собственные идеалы детям, в первую очередь сыновьям, поскольку дочери ее, очевидно, были оставлены Владимиром в Киеве. Изяслав вместе с матерью возрождал Полоцкое княжество, строил храмы, покровительствовал церковным деятелям, стремился быть милостивым и справедливым. Еще больше удалось достичь второму сыну Рогнеды Ярославу, прозванному за свои благие деяния Мудрым. Правда, полностью под опекой матери он находился только в раннем детстве. Потом с юных лет ему пришлось самостоятельно править Ростовской землей. Но можно предположить, что мать навещала его и давала полезные советы. Она же могла помочь ему в христианизации Ростовской земли, привила любовь к книгам и чтению. К концу жизни Ярослав собрал большую библиотеку, одну из первых на Руси. Следуя примеру матери, он строил храмы и основывал монастыри. Возведенный им в Киеве Софийский собор стал шедевром древнерусского искусства. Второй Софийский собор был построен сыном Ярослава Владимиром в Новгороде, третий же Софийский собор возвел в Полоцке правнук Рогнеды Всеслав Брячиславич, прозванный в народе Чародеем за хитрость, бесстрашие и умение внезапно появляться в самых неожиданных местах.
Думается, что для Рогнеды прекращение ненавистных супружеских отношений с Владимиром и переезд в Изяславль явились величайшим благом. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы. Укрепив власть сына, она ревностно занялась распространением христианства в Полоцкой земле. Основала один из первых на Руси женских монастырей и стала в нем наставницей для своих последовательниц. Правда, после ее смерти и переноса столицы в Полоцк эта обитель, видимо, заглохла. Поэтому православная церковь забыла одну из первых подвижниц.


Биография Рогнеды Рогволодовны включает в себя трагическую историю соперничества двух великих русских князей и Ярополка Святославичей, поднявших мечи друг на друга в кровавой междоусобной войне.

Княжна Рогнеда происходила из древнего и знатного скандинавского рода. Предки ее отца, влиятельного и богатого полоцкого князя Рогволода, попали на территорию Руси вместе с Рюриком в составе варяжских племен и были связаны кровным родством со старинными средневековыми европейскими династиями. Кроме дочери у князя было еще два сына-наследника.

Владения отца Рогнеды располагались между Новгородским и Киевским княжествами, которыми владел сын княгини Ольги князь , и были невероятно важны как в экономическом, так и в политическом смысле. Полоцкие земли являлись важнейшей артерией, соединяющей северо-западные и южные области Древней Руси, образуя так называемый путь "из варягов в греки".


После смерти князя Святослава его владениями стали править сыновья Олег, Владимир и Ярополк. Вскоре между ними вспыхнула междоусобная война, в результате которой Олег погиб, а Владимир вынужден был бежать из Новгорода за море. Но через два года он вернулся с дружиной, отбил у Ярополка Новгород и заявил о своих претензиях на оставшуюся часть отцовских земель.

Сватовство и свадьба

Оба брата, решив заручиться поддержкой влиятельного полоцкого князя, направили сватов к дочери, красавице Рогнеде. Князю Рогволоду выгоднее было породниться с киевским князем Ярополком. Он считал его сильным и могущественным, да и владения Киевского княжества богаче Новгородского. Рогнеда также приняла сторону отца и предпочла Ярополка Владимиру. Для нее веской причиной для отказа стало его низкое происхождение. Владимир, как известно, был сыном рабыни-ключницы своей бабки княгини Ольги, с которой согрешил его отец. Поэтому в Киев отправили гонцов с согласием княжны стать женой Ярополка, а в Новгород – с унизительным отказом.


Разгневанный Владимир не пожелал уступить брату невесту, а уж тем более не мог допустить невыгодный для себя военный союз Рогволода и Ярополка. Собрав дружину, он отправился в поход и вскоре осадил мятежный Полоцк. Войска Рогволода были разгромлены, а он сам и сыновья жестоко убиты. Некоторые исторические источники сообщают, что перед этим князь Владимир надругался над Рогнедой на глазах у отца.


Отпраздновав победу окончательным разгромом Полоцка, Владимир присоединил оставшихся в живых дружинников Рогволода к своему войску и двинулся на Киев. Рогнеду он насильно сделал своей женой и увез с собой.

Хитростью выманив Ярополка из осажденного города, Владимир хладнокровно его убил и стал единовластным правителем всех русских земель.

Жизнь в Киеве

Через девять месяцев Рогнеда родила князю сына Изяслава. Владимир очень скоро потерял к ней интерес и отправил с малолетним наследником в загородную резиденцию на реке Лыбидь. Периодически он навещал супругу, о чем свидетельствуют еще трое их общих сыновей и две дочери.


Рогнеда была не единственной супругой сластолюбивого князя. Помимо нее у Владимира было еще пять жен и огромное количество наложниц. Такое положение дел очень удручало гордую Рогнеду, к тому же она так и не смогла простить мужу смерть отца и братьев. В один из визитов Владимира Рогнеда задумала убить спящего супруга. Владимир вовремя проснулся, благодаря чему остался в живых. В ответ казнить Рогнеду ему помешал малолетний Изяслав, вставший на защиту матери с мечом в руках.


Гравюра "Покушение Рогнеды на Владимира". Художник Б. А. Чориков

Впечатленный этим поступком, князь сменил гнев на милость и простил супругу. Посоветовавшись со старцами, он решил отправить Рогнеду с сыном в родовые земли ее отца, основав там в честь храброго наследника город Изяславль. Он стал новой столицей Полоцкого княжества, а Рогнеда – его полноправной владычицей до совершеннолетия сына. Ее правление длилось около десяти лет, за которые она сумела обустроить княжеский двор, возродить ремесло и сельское хозяйство и даже собрать для малолетнего сына дружину.

Принятие христианства и смерть

Вскоре Владимир принял христианство и женился на византийской принцессе , отрекшись от всех предыдущих жен, в том числе и от Рогнеды. Она с покорностью приняла это известие, а вскоре и сама стала ревностной христианкой. Княгиня принялась активно распространять новую веру среди своих детей и подданных и даже основала недалеко от Изяславля первый русский монастырь.


Перед смертью она приняла постриг, став монахиней и сменив имя Рогнеда на Анастасию. Там же, скорей всего, она и была похоронена, хотя упоминаний места погребения не сохранилось.

Дети Рогнеды

Великая княгиня воспитала преданных, умных и образованных детей, которые внесли великий вклад в историю Руси.

Из двенадцати сыновей князя Владимира именно сын Рогнеды , остановил междоусобную войну, которую затеял старший сын Владимира Святополк после кончины отца.


Он стал достойным продолжателем династии Рюриковичей, посвятив свою жизнь созданию прогрессивного российского законодательства и заботе о просвещении населения. За годы его правления Киевская Русь превратилась в крупнейшее государство в Европе, завоевав безусловный авторитет на международной арене.

Память

Многие летописцы и историки упоминают имя княжны Рогнеды в своих исследованиях. Она стала своеобразным символом несгибаемой гордости, преданности родной земле, супружеской верности и материнской любви. Великие поэты воспевали ее в стихах, знаменитые художники старались передать ангельскую внешность полоцкой княжны на портретах, композитор А. Серов посвятил ей одноименную оперу.

В конце 2016 года состоялась всероссийская премьера крупномасштабного фильма « », который стал главным кинематографическим событием уходящего года. Картина основана на реальных событиях, посвященных временам правления Владимира и его борьбе за власть в русских землях. Немаловажное место в картине отведено и Рогнеде, роль которой исполнила молодая белорусская актриса .


Ее партнерами стали , сыгравший роль Владимира, и в образе князя Рогволода. Актриса признается: чтобы полностью вжиться в роль и достоверно передать на экране отношения с князем, ей пришлось подучить историю. Кстати, сравнивая фото Александры с портретами Рогнеды, сразу бросается в глаза их поразительное внешнее сходство.

Образ средневековой княгини в кино и народной памяти соткан из мифов и легенд. Чтобы разобраться, где правда, а где - вымысел, корреспондент «СВ» отправился в Заславль, город неподалеку от Минска, где прошли последние годы жизни супруги князя Владимира

Актриса Александра Бортич. Кадр из фильма

ПОКУШЕНИЕ РЕВНИВОЙ ЖЕНЫ

Однако сцена воспроизведена неточно.

Князь отправил Рогнеду в Заславль после своего крещения, поскольку теперь мог жить только с одной супругой - дочерью византийского императора, - рассказывает Татьяна Горанская , много лет проработавшая старшим научным сотрудником Историко-культурного музея-заповедника «Заславль» . - Когда его новая спутница царевна Анна была на пути в Киев, Рогнеда из ревности попыталась убить Владимира. Их сыну Изяславу тогда было уже около шести лет. Мальчик пытался защитить мать от отца, даже смог поднять меч. Законы чести не позволили Владимиру казнить их обоих, поэтому князь решил сослать жену и сына на родину Рогнеды, в землю полоцкую. В фильме это событие почему-то происходит до рождения Изяслава, перед походом на Корсунь.

Своих жен и сыновей Владимир одаривал вотчинами. Это были форпосты на границах Киевского княжества. Ученым известно более десятка таких поселений. Некоторые назывались в честь сыновей. Так, Заславль ведет свое название от имени Изяслав - сына Рогнеды. Город был построен специально для них. Гордой княжне Владимир предложил взять в мужья любого из своих знатных воинов, но она отказалась. В новый удел уехала с ребенком одна.

Образ на почтовой марке тоже выдуманный, но явно ближе к оригиналу, чем в фильме

От возможных ухажеров Рогнеду охраняли наемники. Археологи нашли фрагменты трех поясов знатных венгерских рыцарей. Традиция нанимать их в дружину (а не только варягов, как в кино) существовала еще до Владимира.

Главное, чтобы на «викинге» костюмчик сидел

Нашумевшая лента продолжает бить рекорды. Только за первые девять дней в российском и белорусском прокате картина собрала больше миллиарда рублей - небывалая сумма для отечественного кино. Художник Екатерина Шапкайц рассказала о том, как шили средневековую одежду для масштабного проекта


ЯЗЫЧНИЦА ИЛИ ХРИСТИАНКА?

В фильме отец Рогнеды - варяг, говорят герои между собой на языке викингов. Рогволд действительно был пришлым, но скандинавом ли? Вопрос спорный. Если это действительно так, вполне вероятно, ему пришлось покинуть родину из-за веры.Большинство викингов были язычниками. И когда некоторые из них крестились, соплеменники этот поступок не одобрили. Так что и Рогнеда могла быть христианкой. По крайней мере, об этом говорит ее желание выйти замуж за Ярополка: среди историков распространена версия, что незадолго до гибели брат Владимира собирался креститься. В Заславле княжна стала монахиней - этот факт, хоть и косвенно, тоже говорит о ее раннем крещении.

БЫЛА ЛИ ЛЮБОВЬ?

Рогнеда с детства училась верховой езде, владела мечом - могла коня на скаку остановить и в горящую избу войти.

Княжна Полоцкая - вовсе не хрупкая женщина. Явно была широкоплечей, мускулистой, - говорит Татьяна Горанская. - Хотя, судя по всему, реальная Рогнеда тоже голубоглазая блондинка, как и сыгравшая ее актриса Александра Бортич .

До конца не ясно, правдива ли сцена насилия над Рогнедой, когда Владимир после захвата Полоцка мстит княжне за оскорбление, надругавшись над ней прямо при своих воинах и ее родителях. Эта история взята из более поздних летописей, которым не следует слишком доверять.

Была ли любовь между Владимиром и Рогнедой? Доподлинно неизвестно. Нет и доказательств того, что княжна родила ему еще нескольких детей.


МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ ОБЪЯТА

Точно известно, что Рогнеда похоронена в Заславле, но вот где именно? По одной версии, могила княжны находится в городище у Спасо-Преображенской церкви. Каменный крест там действительно древний, но историки убеждены: останки Рогнеды покоятся не там, а в Замэчеке или Замчище - самом древнем заславльском городище.

Историк Юрий Заяц откопал там остатки терема - добротного двухэтажного дома, где пользовались дорогой посудой и другими предметами быта из Византии. Скорее всего, там и жили Рогнеда с Изяславом. Посередине городища сегодня стоит каменный крест, установленный в начале 90-х годов прошлого века. В народе это место называют могилой княжны.


Пока историки спорят, где упокоилась княжна, крест поставили в городище на Замэчке. Фото: Василий Малашенков

ЧУДОТВОРНЫЕ «СЛЕЗЫ»

Считается, что в честь Рогнеды в Заславле названы две реки - Княгинька и Черница. Первый топоним говорит о знатности женщины, второй - о монашестве. В городе есть Черная гора, где было капище язычников, а потом там построили монастырь - молва говорит, специально для Рогнеды. После ее кончины обитель будто бы поглотило озеро. Хотя, на самом деле, там мог быть только большой пруд.

После смерти княжны в окрестностях Заславля чудесным образом появилось несколько родников. Их назвали «Слезами Рогнеды». До революции город был лечебным курортом, куда приезжали знатные господа и дамы: зарядиться здоровьем и бодростью от чудотворной воды.

Речушка Княгинька в Заславле названа в честь гордой полочанки. Фото: Василий Малашенков

КСТАТИ

Из варяг в греки с остановкой в Подвинье

Археологи нашли уникальное городище викингов в Витебской области.

Оказывается, важный пункт на пути «из варяг в греки» находился на берегу Западной Двины между Витебском и Полоцком. Поселение специалисты нарекли Кордоном - в честь близлежащей деревни, а Национальная академия наук внесла открытие в топ-10 событий за 2016 год.

На следы поселения мы вышли после мониторинга сайтов черных копателей, - рассказала корреспонденту «СВ» заведующая археологическим центром Института истории Национальной академии наук Беларуси Ольга Левко. - Городище уникально тем, что в чистом виде отражает IX - X века - слабо уловимый период для археологов. Часто мы имеем дело с многослойными памятниками, где эта эпоха смешивается с другими. Но, самое главное, сейчас можно сказать уверенно: основа пути «из варяг в греки» была заложена именно на территории белорусского Подвинья. Известный смоленский маршрут, проходящий через деревню Гнездово, моложе на целый век.
В Кордоне нашли огромное количество артефактов, в том числе римские монеты. Самая старая отчеканена в 79 году. Откопаны и арабские дирхемы. Видимо, на этом месте был большой центр торговли. От нападений с реки его защищал массивный земляной вал. Была и бухта для купеческих кораблей. Скорее всего, центр потерял свою значимость и прекратил существовать из-за расширения Полоцкого княжества в сторону Витебска.

Цитата сообщения История князя Владимира и княгини Рогнеды

Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне - красавице Рогнеде. (ок. 960 - 1000)
Знатное происхождение, могущественное положение и богатства отца, яркая внешность, неистребимое жизнелюбие и страстность великолепной Рогнеды - все, казалось, сулило ей любовь, преклонение, обожание, счастье. Но эти упования рухнули в одночасье. Вовлечённая бурных событий, прекрасная и гордая Рогнеда стала жертвой непримиримого политического столкновения и мужского соперничества двух родных братьев - Ярополка и Владимира Святославичей.


Лосенко Антон Павлович. «Владимир и Рогнеда» 1770 г.

В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он «держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю».
Современные исследователи установили, что имя «Рогволод» - чисто славянское, двусложное, наподобие славянского имени «Володимер». И означает оно «владелец рога», то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения ее в Западную Двину.

Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало por: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, «имяше свою волость в Полотьске» - Рогнеда.
Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил «великий путь«из варяг в греки» - торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси.

Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Святославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, пекрасную Рогнеду.
Первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Ярополк был старшим сыном великого князя Святослава Игоревича. Перед своим последним дунайским походом Святослав дал ему стол в Киеве, среднему сыну Олегу выделил древлянскую землю со стольным городом Овручем, а младшего его сына Владимира, по совету Добрыни, выпросили себе новгородцы.

Через несколько лет после смерти отца между старшими братьями Святославичами началась борьба, в результате которой Олег погиб во время взятия киевлянами города Овруча.
Когда весть об этом пришла в Новгород, Добрыня, чтобы спасти своего юного племянника, четырнадцатилетнего княжича Владимира, бежал с ним за море.

Но уже через два года возмужавший Владимир вернулся в Новгород с варяжской дружиной, прогнал из города посадников Ярополка, объявив, что будет вести борьбу за великое княжение. Тогда же, прослышав о необычайной красоте дочери полоцкого князя Рогнеде, он решил отбить у Ярополка невесту. Тем более что по принятому в то время обычаю многоженства Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке, расстриженной православной монахине.

Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа).
Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Оба юные соперника-князя просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила:
«Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка».

Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава. Его матерью была пленная «ключница» княгини Ольги - Малуша. А по бытовавшему в те времена древнерусскому свадебному обряду новобрачная должна была разуть своего мужа в знак преданности и покорности. Как истинная славянка, Рогнеда знала об этом не понаслышке.
Глубоко оскорбился таким ответом молодой князь Владимир, а еще больше его дядя и наставник Добрыня, родной брат той самой Малуши, которую Рогнеда назвала «рабыней». Кроме того, Добрыня рассудил, что этот ответ был произнесен не без влияния отца. А значит, в предстоящей борьбе Рогволод поддержит своего будущего зятя Ярополка.

Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке.

После непродолжительной осады город был взят, вся княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда сочеталась с Владимиром и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву.

Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк.

Одолев Ярополка, Владимир в 978 году стал единовластным князем всей русской земли. А Рогнеда, его первая «водимая», то есть «законная», жена получила титул великой киевской княгини. Полоцкие земли, прежде принадлежавшие отцу Рогнеды, князю Рогволоду, Владимир присоединил к своим землям. Чудесный край и весь путь «из варяг в греки» теперь принадлежал ему. Богатое приданное!

Владимир и Рогнеда. Художник А. И. Транковский.

А что же Рогнеда? Через девять месяцев после столь печально начавшегося супружества с Владимиром она родила сына-первенца Изяслава. Владимир, проливший столько крови ради брачного союза с Рогнедой, очень скоро разлюбил ее, забыв и о несчастной супруге, и о маленьком сыне. Осиротевшая, униженная дочь Рогволода жила уединенно в тереме на реке Лыбеди, недалеко от Киева. С ней находился маленький сын Изяслав, отныне единственная ее родная душа и отрада.
О страданиях Рогнеды, о нежных, сердечных отношениях матери и сына проникновенно поведал в своей поэме «Рогнеда» К. Рылеев:

Как месяц утренний, бледна,
Рогнеда в горести глубокой
Сидела с сыном у окна
В светлице ясной и высокой.
Oт вздохов под фатой у ней
Младые перси трепетали,
И из потупленных очей,
Как жемчуг, слезы упадали.
Глядел невинный Изяслав
На мать умильными очами,
И, к персям матери припав,
Он обвивал ее руками.
«Родимая! - твердил он ей,
Ты все печальна, ты все вянешь:
Когда же будешь веселей,
Когда грустить ты перестанешь?
О! полно: плакать и вздыхать,
Твои мне слезы видеть больно,
Начнешь ты только горевать,
Встоскуюсь вдруг и я невольно.
Ты б лучше рассказала мне
Деянья деда Рогволода.
Как он сражался на войне,
И о любви к нему народа».

Любящая мать, целиком посвятившая себя воспитанию юного княжича Изяслава, Рогнеда волновалась о его будущей судьбе. Она была первой, но отнюдь не единственной женой Владимира. Погубив своего родного брата Ярополка, Владимир сделал его бывшую супругу-гречанку своей женой-наложницей. Изяслав был еще младенцем, когда от этой прежней монахини-гречанки родился другой сын Владимира - Святополк. Тот самый «Святополк Окаянный», по приказу которого впоследствии будут убиты братья-князья Борис и Глеб.

Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Как говорится «жил на всю катушку».

Иванов Всеволод Борисович. Капище у озера.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон - поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

Удаленную из Киева великую княгиню Рогнеду мучили не только ревность и оскорбленное достоинство, но и тревога за маленького Изяслава. Равнодушие Владимира к их сыну-первенцу переполнило чашу терпения Рогнеды.
Однажды Владимир охотился в дубраве на берегу Лыбеди и решил навестить Рогнеду и сына Изяслава. Когда гонец сообщил княгине об этом, она пришла в негодование:

- «Итак, он вспомнил о жене...
Но не желание свиданья...
О нет! влечет его ко мне-
Одна лишь близость расстоянья!»

Попытка Рогнеды-Гориславы убить мужа, князя Владимира.
Миниатюра Радзивилловской летописи. XV в.

Когда после богатого пира утомленный охотой Владимир крепко заснул, Рогнеда решилась на мужеубийство. Она тихонько встала с супружеского ложа, зажгла свечу, сняла со стены тяжелый меч и занесла его над Владимиром. В тот самый момент Владимир внезапно проснулся и, выхватив у нее меч, вскричал:
- «На что дерзнула в исступленьи?..
Но долг супруги, но любовь?..»

Покушение Рогнеды на Владимира. Б. А. Чориков. 1836. Гравюра.

Прекрасная Рогнеда, стойко перенесшая столько злосчастий и страданий, без страха отвечала разгневанному мужу:

- «Любовь! к кому?.. к тебе, губитель?..
Забыл, во мне чья льется кровь,
Забыл ты, кем убит родитель?

Ты, ты, тиран его сразил!
Горя преступною любовью,
Ты жениха меня лишил
И братнею облился кровью!
Испепелив мой край родной,
Рекою ты кровь в нем пролил всюду
И Полоцк, дивный красотой,
Преобратил развалин в груду.
Но недовольный... местью злой
К бессильной пленнице пылая,
Ты брак свой совершил со мной
При зареве родного края!
Повлек меня в престольный град;
Тебе я сына даровала...
И что ж?.. еще презренья хлад
В очах тирана прочитала!..

Владимир промолчал. Да и что мог он ответить на справедливые упреки Рогнеды?! По языческим законам славян того времени, покушение на убийство мужа каралось смертью виновной. Княгиню же, по традиции, мог казнить только сам князь.

Владимир велел Рогнеде надеть свадебную княжескую одежду, сесть на богато убранную постель в своей горнице и ждать его. Рогнеда знала, что ее ждет неминуемая смерть, что на утренней заре роскошное брачное ложе станет для нее плахой, на которой беспощадный Владимир пронзит ее своим мечом.
Без боязни и без слез ждала мужественная Рогнеда назначенной супругом казни. Казалось, все слезы она уже выплакала! Одно-единственное чувство теплилось в ее груди: она желала хотя бы еще раз увидеть юного Изяслава.

Тайком пробралась она к сыну. И только здесь, у постели сына, невольно разбудив его бурны ми поцелуями и объятиями, Рогнеда не выдержала и разрыдалась.
Встревоженному, горячо любящему мать и рано повзрослевшему княжичу Изяславу она поведала, что через несколько часов он осиротеет.

Васнецов. Владимир-язычник.

Когда с первыми лучами багровой зари Владимир вошел с мечом в руке к Рогнеде, его встретил четырехлетний княжич Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь гневному родителю, Изяслав сказал ему:
«Отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль можешь - убей, жестокий, мать при сыне!»

И грозный Владимир, увидев сына и услышав его речь, не посмел осуществить то, что ему повелевал языческий закон. Ошеломленный, он растерянно произнес: «А кто же знал, что ты здесь?!» Бросил меч и приказал позвать бояр, чтобы спросить их совета. А бояре посоветовали Владимиру не убивать жену, простить ее ради сына-малютки и даже вернуть ей и Изяславу землю Рогволода.

Владимир так и поступил. Смилостивившись над Рогнедой, «воздвигнул ей отчину», «устрои город и нарече имя городу тому Изяславль» - по имени их первого с Рогнедой сына.

Ефошкин Сергей. Князь Владимир. Встреча византийской принцессы Анны.

Многие биографы великого князя киевского Владимира Святославича не без оснований усматривают в столкновении с княгиней Рогнедой и его исходе проявление глубокого и благотворного нравственного переворота, совершившегося в его душе еще до принятия христианства. В молодом князе, до случая с Рогнедой неукоснительно следовавшего языческим обычаям в том, что касалось мести, насилия, захвата «трофейных» жен и наложниц, произошла перемена. Защищая свою женскую гордость, человеческое достоинство, Рогнеда отказывалась жить по привычным для своего времени нормам и побуждала к этому своего мужа.
Готовая заплатить жизнью за свое достоинство и права своего ребенка, она пробудила в нем совесть, подвигла его на искания нравственных законов.

Но: "Был князь Владимир «ненасытен в блуде» и после крещения!"

Известен случай, произошедший уже после принятия крещения. Речь идет о знаменитом корсуньском походе Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. После изнурительной осады византийцы вынуждены были сдаться на милость победителя. Каковой же оказалась "милость" новокрещеного великого князя - рассказывается в его Житии особого состава: "А князя Корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их перед ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...".

Княгиня оценила и милосердие, и благородство Владимира, сохранившего ей жизнь, вопреки языческим законам. Прощенная, уверенная отныне в будущности своего сына Изяслава, Рогнеда примирилась с мужем. Более того, она снова оказалась в почете как великая киевская княгиня, верная супруга и заботливая мать. В последующие годы у Рогнеды и Владимира родились еще три сына и две дочери, среди которых были будущий великий князь Ярослав Мудрый. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.

Владимир и Рогнеда. Дудченко Н.И. Момент решения Владимира принятия хрестьянства на Руси.

Счастливая мать, Рогнеда не догадывалась, что впереди ее ждут новые горести.
В 989 году Владимир, приняв христианство, обвенчался в Корсуне с византийской царевной Анной. На обратном пути в Киев он послал сказать своей первой жене Рогнеде: «Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак; ты же выбери себе мужа из моих бояр, кого пожелаешь».

Замечателен ответ Рогнеды Рогволодовны, который она велела передать Владимиру: «Я - природная княжна, ею была, ею и останусь... А если ты принял святое крещение, то и я могу быть невестой Христовою».

Печальная судьба прекрасной славянки Рогнеды вызывала сочувствие. За горести, слезы и страдания современники прозвали ее «Гориславой». Умерла Рогнеда на рубеже двух тысячелетий, в 1000 году.
Письменные источники не сохранили сведений о том, где она похоронена.

Великая княгиня Рогнеда Рогволодовна воспитала замечательных детей, любящих, преданных, умных, образованных.
Старший сын Рогнеды Рогволодовны, Изяслав Владимирович, впоследствии стал родоначальником новой династии полоцких князей. Летописи характеризуют Изяслава Владимировича как мудрого и просвещенного правителя.

Его внук, полоцкий князь Всеслав. Брячиславич, за военное искусство, находчивость и отвагу был прозван «Чародеем». Его полная приключений жизнь нашла отражение в песнях, легендах и сказаниях. «Вещему» и «храброму» князю Всеславу посвятил немало строк автор «Слова о полку Игореве».
Родной внучкой Всеслава Брячиславича была преподобная Евфросиния Полоцкая, стараниями которой древнерусское искусство обогатилось непревзойденными шедеврами.

Из двенадцати сыновей Владимира Святославича не кто иной, как младший сын Рогнеды; Рогволодовны, Ярослав Владимироич Мудрый, стал великим киевским князем и продолжателем сей последующей династии Рюриковичей.

Его отношения с двенадцатью признанными сыновьями (сколько же было непризнанных детей от 800-дущного гарема да несметного количества обесчещенных жен и девиц - одному Богу известно) особой теплотой не отличались. В конце концов дело дошло до того, что Владимир Святославич вынужден был пойти войной на собственного старшего сына Ярослава (~980 - 20 февраля 1054) от полоцкой княжны Рогнеды, княжившего в Новгороде и не посылавшего положенной дани в Киев.

Великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси Владимир I Святославич скончался 15 июля 1015 года. Смерть крестителя Руси была насильственной. Когда в 30-е годы XVII века по указанию митрополита Петра Могилы в Киеве производились раскопки Десятинной церкви, разрушенной еще во времена Батыева нашествия, был найден мраморный саркофаг-гробница с именем Владимира Святославича, а в нем - кости со следами глубоких разрубов и отсеченной головой, при этом некоторые части скелета вообще отсутствовали.

Один из самых образованных правителей своего времени, Ярослав Мудрый был прекрасным семьянином, нежно любящим упругом, братом и отцом. Ярослав Мудрый высоко ценил достоинства своей жены Ирины-Ингигерды, дочери шведского ороля Олафа, которая занималась не только воспитанием де:й, но и вникала во все государственные дела, создавая особую культурную и духовную атмосферу при дворе своего мужа, великого князя киевского.

Ярослав Мудрый заботился о прекраснм образовании и «поучении книжнем» не одних лишь сыной, но и дочерей. Чрезвычайно взыскательно относился он и претендентам на руку каждой из них. Три его дочери - Еливета, Анна и Анастасия - стали первыми коронованными ссиянками.

Верный супруг, отрицательно относившийся к многоженству, Ярослав Владимирович Мудрый никогда не забывал печальной участи, постигшей в свое время его мать Рогнеду Рогволодовну. Составитель «Русской Правды», он юридически закрепил право женщин на проявление собственной воли при выборе супруга.

Так, в статьях Устава князя Ярослава Владимировича предполагалось наказание родителей, не считавшихся со свободной волей невесты в делах замужества не только в тех драматических ситуациях, когда девушки совершали самоубийство из-за брака поневоле, но и в тех случаях, «аще девка восхощет замуж, а отец и мати не дадять».
Такого гуманного отношения к женшине, как в русском праве, не знало в Xl веке законодательство ни одной европейской страны.

Памятник Рогнеде и Изяславу в Заславле.

Яркий образ прекрасной и сильной славянки Рогнеды не померк со временем. В Тверской и Лаврентьевской летописях под 1128 годом есть ее жизнеописание, которое звучит как легенда. Возвышая личность Рогнеды, летописцы отдают должное ее несомненным достоинствам: безграничной преданности родному краю, женской гордости, супружеской верности, самозабвенной материнской любви.

Незаурядная судьба и личность Рогнеды вдохновляла художников, музыкантов и поэтов. Живописцы А. Лосенко и Н. Грибков создали замечательные полотна: «Владимир и Рогнеда» и «Ревность Рогнеды». Композитор А. Серов написал оперу «Рогнеда». С огромным успехом она прошла на сцене Мариинского театра в 1865 году. 0 Рогнеде писали свои поэмы и стихи К. Рылеев, Т. Шевченко, Я. Купала.