Сагаалган боги мистерии цам. Монгольские маски и их значения — символика тибетского буддизма

Которым, мне кажется, Википедия и пользовалась)

«Нет такого места, где бы не присутствовал Будда. А раз так, священные танцы с подношениями Будде, наполненные верой и благими намерениями, имеют двойную цель. Люди, наблюдающие за танцами, могут получить пользу через приятные ощущения радости, а сами участники танцев совершают подношения всем Буддам, Бодхисаттвам и другим просветленным существам»

Цам — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
Истоки Цам - в религии Бон - это древнейшая форма гималайского язычества. Люди, живущие в необычайно суровом и непредсказуемом климате Тибета и не имеющие возможности что-либо изменить в окружающем их мире, отождествляли все, что их окружало со своенравными и враждебными духами, которых они не видели, но которых, как они полагали, можно было контролировать только с помощью оккультного мастерства. Большинство бонских духов были враждебны человеку и имели ярко выраженные черты демонов дре. Но были также и духи, которых можно было задобрить или победить. Они превращались в благодетелей и защитников и рассматривались после этого как боги - лха.
Умилостивлять одних духов и подчинять других должен был шаман, бон-по.
Считается, что Цам возник и развился в Тибете, и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма. Традиция приписывает идею исполнения первых священных танцев в масках богов Гуру Падма Самбхаве - великому деятелю буддийской веры, при сооружении монастыря Самьяй в VIII веке. Якобы тогда этот торжественный обряд богослужения помог великому Учителю, главе секты красношапочников победить сопротивление местной религии бон-по. Предполагается происхождение этих танцев из Индии, где в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей. Хотя, исходя из всего вышеизложенного, становится понятным, что священные танцы пришли в тибетский буддизм из традиции Бон.

Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок
В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Изначально, в классическом варианте, маски изготавливались из дерева и были очень тяжеловесными. Но из-за их непрактичности, на смену им пришли маски в более облегченном варианте - из папье-маше. Маски, изображающие высших тантрических божеств, наделены тремя глазами. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда докшитов - персонажей докшитского Цама - "защитников закона" - хранителей веры. Один их внешний вид должен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска «лиц» у них зловещая: красная, синяя, зеленая, выражение хищное, свирепое, кровожадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внешний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы в масках, смотрят не через глаза, а через ноздри и рот. Перед использованием маска должна быть освящена. Лама читает соответствующие молитвы, бросая зерна освященного риса. Маски, особенно те, что передаются из поколения в поколение, считаются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами.

Сама по себе мистерия - это тайная религиозная церемония. А "цам" это целостный многочасовой комплекс танцев-пантомим монахов и лам в специальных ритуальных масках, изображающих различных божеств, духов и героев. Религиозная мистерия, ставшая храмовым ритуалом во многих крупных буддийских монастырях, преследует несколько целей. Прежде всего, это способ усмирения и нейтрализации злых духов, которые мешают вере. Кроме этого, танец призван очистить сознание и душу. Практически каждая маска у высших дхармапал, а точнее, черепа в ее венце, олицетворяют какой-нибудь из пяти пороков - зависть, жадность, гнев, гордыню, корысть. Однако праведный гнев приветствуется, потому что таким гневом можно очиститься. Во время танца докшитов (суровых, «гневных» хранителей веры), происходит уничтожение духовного негатива. Во-вторых, мистерия Цам проводится, когда человек готовился к состоянию «бардо», то есть умирал. Или, согласно буддизму, переходил в другое состояние, именуемое «бардо», когда душа человека должна за короткое время найти себе место, новое обиталище. В-третьих, Цам - это средство, ведущее к просветлению.
Не следует забывать и о главной задаче мистерии Цам - распространение блага для местности, где она проводится.

Энергия, излучаемая монахами-танцорами и их энергетика, проецируемая на зрителей, просто зашкаливала все разумные и неразумные пределы.
Танец Цам не является сам по себе «конечным» ритуалом. Он представляет собой лишь часть, хоть и довольно обширную часть, тантрической практики целостного ритуала. Танец есть дополнением к другим более значимым составляющим. Особый метод позволяет исполнителю представить в танце движения, которые он визуализировал до начала танца и в его процессе, а потому эту сложную форму поклонения способны выполнять лишь немногие исполнтели в каждом поколении, достигшие высоких результатов.

И несколько слов от себя. Во-первых, хотя для многочисленных зрителей танец - это представление и развлечение (зрителей потом покажу отдельным постом), по сути - это сложный ритуал, к которому ламы специально готовятся, и во время танца находятся в измененном состоянии сознания, чпстично перевоплощаясь в духа, маску которого они носят.
Воздействие танца на зрителя зависит от его подготовки. Нам, непосвященным, не удалось погрузиться в состояние транса и отправиться "за грань своего сознания". И однако же воздействие очень сильное. И сознание - да, меняет.

Мы были зрителями танца Цам в течение двух дней подряд. Первый покаду без комментариев, о втором немн6ого скажу.
В первый день мы приехали не к началу (которое во времени жестко не фиксировано), а немного позже


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.Второй день. Начинается все с выхода музыкантов, часть из которых потом занимеет места "оркестра", и лам без масок


24.


25. Совсем маленькие мальчики


26. Портрет в хоте церемонии находится над оркестром


27. А потом уже выходят маски

Приветствуем вас, наши дорогие читатели!

Сегодня наша беседа будет посвящена загадочному искусству Монголии: мы с вами узнаем, что такое монгольские маски и поговорим об их значениях.

Ритуальные маски очень древние: их возраст насчитывает несколько столетий и используются они во время религиозного обряда Цам, что означает «танец богов».

Мистерия Цам

Религиозный обряд Цам берет свое начало из древних шаманских таинств, которые были очень популярны в Тибете. Впоследствии к этим обычаям добавилась индийская танцевальная пантомима, и в итоге сложился танцевальное действо под названием Цам. Этот обряд — один из важнейших аспектов, которые отражают учение буддизма.

Именно как часть религиозной церемонии эти танцы начали исполняться с подачи бодхисаттвы Падмасамбхавы. Произошло это событие в 8 в. н.э.

Цам представляет собой следующее зрелище: буддийские ламы надевают ритуальные слепки, изображающие докшитов или другие божества буддизма, и исполняют танец по кругу. Обычно такая церемония проводится перед самими буддийскими храмами. Маски могут изображать злых и добрых персонажей, а также различных животных, символизирующих разные грани буддийского учения.

Цель этого необычного обряда — отогнать злых духов и показать, что защитники, т.е. добрые духи, есть на земле. Также считается, что душа того, кто посмотрел подобную мистерию, непременно придет к просветлению.

В конце всего действия происходит уничтожение линга, то есть зла. Линг делают из бумаги, гипса или теста, а в конце церемонии его сжигают или рассекают, что символизирует очищение храма.

Теперь давайте обратимся к участникам этой церемонии и более подробно разберем значения образов, в которых выступают монахи.

Виды масок и их значения

Первый образ, о котором мы поговорим, это маска «хранителя кладбищ» — Читипати, или Хохимой. Хранители одеты в костюмы в виде скелета, а на головах у них маски в виде черепа. Они являются спутниками бога смерти Ямараджи и танцуют в самом начале представления.

Далее появляется сам бог смерти Ямараджа, или Чойчжал. Он выступает в обличье быка. Это одна из самых больших масок во всей мистерии, которая изображает голову быка с тремя глазами и открытой пастью, «венчает» которую пять черепов.

Вслед за богом смерти идет его свита в виде быка и оленя. Персонаж в маске оленя является спутником бога смерти. Лама, изображающий его, движениями старается напоминать самого животного. Он появляется в оленьей голове с рогами и высунутым языком.


Бычья маска представляет собой голову быка, или яка, черного или темно-синего цвета, с открытой пастью. Он также, как и олень, находится в свите бога смерти. Вместе они танцуют необычный танец, напоминающий скорее нападение, в котором участники враждебно наскакивают друг на друга, но настоящей битвы не случается, т.к. появляется сам Хохимой.

Следующий персонаж этого удивительного действа — Джамсаран, или Бегдзе. Он является одним из главных членов всего представления и обязательно присутствует во всех церемониях Цам.

Джамсаран был древним богом войны до того, как буддизм распространился в Тибете, Монголии и других восточных странах. В 16 веке его назвали защитником Далай-лам и по этой причине в честь него стали устраиваться различные торжества и ритуальные действа.

Джамсаран считается докшитом, причем одним из самых гневных: докшиты — это защитники буддистской религии. Его маска поистине ужасна — она сделана с 3-мя выпученными глазами, оскаленным ртом, короной из черепов и украшена множеством коралловых бусин разного размера. Один из таких древних слепков находится в музее в Монголии.

Танец Джамсарана тоже наводит ужас, причина такого заключается в том, что муляж Бегдзе такого огромного размера, что актер, исполняющий его роль, возвышается над остальными людьми. Вместе с богом войны танцуют восемь его спутников, роли которых исполняют маленькие мальчики-послушники.

Следующие участники действия — это сопровождающие Джамсарана маленькие спутники. Они одеты в красные костюмы и маски, названия которых «Дитик-чжад».

Все маски выполняются из материала папье-маше.

А теперь мы поговорим еще об одной необычной участнице церемонии — богине Лхамо. Лхамо вместе с Джамсараном является одной из гневных Дхармапал, тех, кто защищает учение, и одной главных участниц мистерии. Ее маска синего цвета, с тремя глазами и короной и пяти черепов. В руках у нее находится жезл, который она использует, чтобы управлять погодой.


Свита богини Лхамо состоит из нескольких действующих лиц. Давайте рассмотрим, какие это божества:

  • Симхамукха — дакини долголетия, которая также является йидамом. Ее изображения часто можно увидеть на фото: синее тело и белая голова льва, украшенная пятью черепами. Богиня появляется в сопровождении хранителей четырех сторон света в масках Льва, Тигра, птицы Гаруды и Дракона.
  • Гаруда — это птица бога Вишну. В Ваджраяне эта вахана является символом просветления. Ее маска чаще всего бывает оранжевого цвета с рогами, а вот количество глаз различается: бывают и двухглазые, и трехглазые.
  • Макаравактра — это сестра Симхамукхи, которая тоже является божеством долголетия и знания. Ее изображают с синим телом и головой, напоминающей крокодила и слона. Маска может быть разноцветной: красной, зеленой с позолотой.

Персонаж Белого Старца. Согласно истории, Белый Старец в древние времена был большим шаманом, которого впоследствии в буддизме произвели в статус божества. Он считается покровителем рек, лесов, земель, а также дарует долголетие.


Этот образ — один из самых популярных в церемонии Цам. Актер в этой роли изображает смешные сцены, а не устрашающие. Его одежды всегда белого цвета, а маска напоминает лысого старика с длинной бородой.

Бог богатства Кубера является популярным божеством в буддизме и индуизме. Его маска изображает лицо желтого цвета с двумя глазами, полными губами, серьгами в ушах и короне на голове.


Ваджрапани — один из бодхисаттв, охраняющих Будду и его учение. Ваджрапани — это бог целительства. Его лицо воплощают синего, черного или темно-коричневого цвета, с тремя глазами, вздыбленными рыжими волосами, короной и ваджрой в одной из рук.

Черный Махакала — один из защитников Будды и один из главных персонажей Цам. Махакала представляет собой следующее: свирепое лицо синего цвета с тремя глазами и пятью черепами, возвышающихся в виде короны.

Белый Махакала — божество, обозначающее сострадание. Оно является покровителем Монголии. Этот герой выглядит следующим образом: гневное лицо белого цвета с тремя глазами, оскаленным ртом и короной из пяти лепестков. Часто Белый Махакала выступает вместе с Куберой.


Безусловно, это не все участники такого редкого и необычно процесса, но мы постарались рассказать обо всех самых почитаемых и популярных.

Заключение

Уважаемые читатели, наш рассказ подошел к своему завершению. Сегодня мы с вами узнали о самых известных персонажах обряда Цам, о ритуальных монгольских масках и их значениях.

Мы надеемся, что вам было интересно окунуться в столь необычную культурную церемонию.
Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях. До новых встреч!

В Занскар мы собирались съездить просто так, но повезло с тем, что в дни нашего приезда там в Карше намечался монастырский праздник. Я давно хотела попасть на такой праздник как раз в такой глуши, как Занскар. В прошлом году недалеко от Ле в гомпе Хемис было столько белых туристов, что местных среди них сложно было заметить. И, соответственно, фотографов десятки, так что отпало всякое желание бегать среди них и урывать свои куски. Слишком напомнило работу. К тому же, вся красота танца Чам проходила на фоне толп зевающих престарелых европейцев в темных очках и с видеокамерками. А в Карше наоборот было очень много местных, пришедших из самых дальних уголков Занскара, полтора фотографа и человек 15 случайных туристов-трекеров, которым так же как нам просто повезло со временем приезда.
В этом фоторассказе я, пожалуй, буду вставлять цитаты из разных материалов о танце Чам (мистерии Цам, как это называют в России и Монголии). Обозначу их курсивом, а источники приведу в конце.
Вот немного для затравки:
"Являясь частью крупномасштабных ритуалов, костюмированные танцы мистерии Цам (тиб. Чам) уходят корнями в древние церемонии, исполняемые священнослужителями добуддийской тибетской традиции бон. Они были дополнены и отточены основателем тибетской тантры Падмасамбхавой и другими высокими буддийскими ламами на основе откровений, полученных ими в сновидениях и медитативных странствиях. Впоследствии, Великий Пятый Далай-лама описал целый ряд танцев и утвердил порядок их проведения. Эти описания были внесены в Чам Иг, особый текст, посвященный исключительно ритуальному танцу. С появлением этого сборника монашеский танец прочно вошел в жизнь монастырей всех традиций."
Другие описывают так:
"Первоначально цам проводился как религиозное действо внутри монастыря: на монастырском дворе или храме, где видеть его могли лишь посвящённые. Его сложное магическое и мистическое содержание было доступно только для тех, кто имел специальное духовное посвящение, и тщательно охранялось от мирян. С течением времени действо цама было перенесено на площадь перед монастырём, и грозная мистерия, сделалась средством для сбора пожертвований, переродилась в театральное зрелище. "

Ну, начнем с того, как я добиралась до Карши и ждала начала церемонии.

Карша находится километрах в девяти от Падума на север, но видна издалека даже при въезде в долину. Большой комплекс белостенных зданий гомпы "прилепился" к очень крутому склону горы, который с Падума кажется почти вертикальным.
Небо в то утро затянуло тучами, дорога до Карши - в основном по хорошему асфальту (прям как назло дороге из Каргила), поэтому мы стучали зубами, пока летели на байке до гомпы. Аджей подвез меня до основания горы, а сам вернулся заниматься байком.
1

Пока ползла по крутому подъему, встретила спешащего на праздник монаха при всем параде. Только байк у него не тянул в гору, и он какое-то время пыхтя помогал ногами, потом плюнул и оставил байк у забора.
2

Подъем к гомпе выложен аккуратной дорожкой. Столпотворения не видно, значит еще не началось.
3

Во дворе гомпы монашонки балуются с инструментами, приготовленными для музыкантов.
4

5

6

Я поднялась еще выше, обнаружила часть гомпы на реставрации.
7

Некоторых стен не было, а их обломки с фресками лежали рядом.
8

Пока очень тихо, словно ничего и не намечается.
9

Поднялась еще выше.
10

Встретила "коллегу" в смешных носках))
11

Младшие монахи стали трубить. "Первый звонок" к действию.
12

Крутышки и модники те еще.
13

В главном зале гомпы лежали приготовленные маски.
"Цам исполняется в специальных костюмах, неотъемлемой частью которых является маска. Маски для Цама изготавливаются из различных материалов. В Гималаях их, как правило, вырезают из дерева, и их изготовление приравнивается к высокому искусству. Имена искусных резчиков увековечены в религиозной традиции и передаются из уст в уста. Деревянные маски достаточно тяжеловесны, и поэтому прежде чем надеть их, монахи обматывают мягкой материей голову, шею и плечи. Облегченный вариант масок изготавливается из папье-маше.
14

Маски, изображающие высших тантрических божеств, наделены тремя глазами. Маска божества, относящегося к гневной форме, украшена короной с определенным числом миниатюрных человеческих черепов: пять – у высших дхармапал, три – у божеств рангом пониже и один – у местных защитников. Волосы традиционно изготавливались из хвостов черного яка. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы в масках, смотрят не через глаза, но через ноздри и рот. В этой связи маска слегка наклонена назад, что производит странный эффект - как будто все персонажи, танцуя, пристально вглядываются в небо. Перед использованием маска должна быть освящена. Лама читает соответствующие молитвы, бросая зерна освященного риса. Маски, особенно те, что передаются из поколения в поколение, считаются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами."

Ламы ходили туда-сюда, но еще не начали переодеваться.
15

На их обычных "служебных" местах сидели призраки)
16

В зал с несколькими статуями божеств за стеклом стремились все местные и паломники, пришедшие на праздник.
Поклоны, простирания, подношения.
17

Все хотят перекинуться несколькими словами с ламами.
18

19

Подношения принимал очень обаятельный и веселый лама. Накормил меня булочками и совсем не важничал, давал фотографировать все и отовсюду.
20

Я следила за симпатичной девушкой, стесняясь навести на нее объектив, она была очень занята поклонами. Делала вид, что снимаю не ее, но она вдруг посмотрела на меня, я аж вздрогнула и нечаянно нажала на спуск.
21

"Ну что, начал ли там кто-нибудь переодеваться?"
22

Дедушке-ламе, который исполнял роль "белого старца", все нетерпелось начать, он то одевал, то снимал маску. Кривлялся и смешил паломников.
23

Тем временем, кое-кто уже был готов к выходу. Это ламы-музыканты и один загадочный персонаж с мечом, роль которого я еще не понимала.
24

25

Готовятся самые младшие - помощники белого старца, пара мальчишек в масках мальчишек)
26

Дедуля приподнимает маску старца, чтобы не навернуться, перешагивая высокий порог гомпы. А тут я под ногами мешаюсь.
27

"Цам обычно исполняется на переднем дворе монастырского храма, при этом сам храм служит превосходной декорацией для костюмированной мистерии. Иногда его фасад украшается тханками, живописными изображениями божеств, представленных в танце, и буддийских учителей. Поскольку мистерия исполняется на открытом воздухе, хорошая погода имеет чрезвычайно важное значение, ведь в противном случае могут пострадать дорогостоящие маски и костюмы. В этой связи накануне Цама многие монастыри традиционно обращались за помощью к магу, который мог разогнать тучи, прибегнув к соответствующим ритуалам."
На снимке же видно, что погода еще не очень, но дождь маскам не грозит. Через тучи начинает пробиваться солнце, и некоторые дамочки развернули зонтики, чтобы не дай бог не загореть.
28

Белый старец и мальчишки готовы к выходу, прячутся пока в лестничном пролете гомпы.
29

"Всеобщий смех вызывает появление Белого старца - он пытается заснуть посреди танцующих, выпрашивает табак у зрителей и раздаёт сладости детям. Белый старец - покровитель всех живых существ, глава духов земли и воды. Согласно народным преданиям, в прошлом он был одним из больших шаманов, прожившим праведную жизнь и в дальнейшем канонизированным в буддизме. Он был одним из популярных ламаистских божеств. В цаме он - персонаж комический, изображал простолюдина, чем был привлекателен для зрителей мистерии... Иногда Белый старец, сокрушаясь, что совсем одинок, похищал у Хашин хана одного или двух его сыновей, страшно радовался, что обрел наследников, забавлял их и, разыгравшись, по слепоте своей вроде бы не мог найти спрятавшихся от него детей. И начинал какую-либо другую сценку. Запас интермедий у него был большой. Он нюхал табак, попрошайничал, собирал деньги, хадаки и оставался на круге до конца."

Пока старец смешил зрителей на площадке, я пыталась затесаться среди местных.
30

31

Но тут мне пришлось понять роль человека без лица и с мечом. Это был так называемый ацзар. Он всегда находился вне круга танца и следил за тем, чтобы зрители не заходили на площадку и не мешали танцорам. Еще он "расчищал" от "лишних" зрителей проход, по которому переодетые ламы спускались из гомпы в круг танца. Там то я и ошивалась и все время попадала по его меч. Он не жалел никого, ни старушек, ни детей, ни фотографов) Один ряд зрителей на лестнице еще был приемлим, но второй он разгонял.
32

В общем, мне больше нравилось находиться в гомпе и снимать приготовления))
Вот готовится к выходу главный церемониймейстер обряда. Очень важный дядя. Один из шанаков, так называемых "черных шапок", участвующих в танце, повествующем о подвиге монаха Палдже Дордже. Цитату о танце приведу позже.
33

34

Старшие ламы переодеваются в главных божеств.
35

"Большинство исполнителей Цама - ламы или простые монахи, лишь некоторые из ролей, например, роли воинов или клоунов, могут исполняться мирянами. В Цаме могут принимать участие только мужчины. Роль, которая доверяется тому или иному ламе, зависит, прежде всего, от его знаний в области буддийской философии и мистических основ Цама. Так, например, только высоким ламам доверяются роли главных божеств и ведущего исполнителя в танце «Черных шапок», ламы среднего уровня могут исполнять роли божеств свиты и основных участников танца «Черных шапок». Младшие же монахи обычно заняты в танцах скелетов, хотя иногда, им разрешается исполнять роли небесных посланниц дакинь."

"Костюмы для Чама, как правило, шьют из парчи и шелка. Некоторые из них скроены по типу одеяний тибетской знати, которые монастыри в древние времена получали в качестве подношений. Как и тибетские оракулы, исполнители Чама надевают костюмы поверх монашеских одежд. Костюм высшего тантрического божества обычно состоит из одеяния с широкими, длинными рукавами и надеваемого поверх него красивого резного воротника. Широкие рукава по форме напоминают колчан – подразумевается, что все божества-защитники скрывают в них лук и стрелы, чтобы в любой момент, если это необходимо, иметь возможность поразить врагов учения.
Для некоторых танцев обязательно нагрудное украшение из деревянных, но чаще костяных бусин или даже целый тантрический костюм, который называют «шесть костяных украшений». Иногда нагрудные украшения заменяются так называемым «зеркалом» - металлическим медальоном с изображенным в центре семенным слогом данного божества. Разным тантрическим божествам соответствуют разные виды оружия и ритуальные объекты: треугольные флаги, чаши, мечи, жезлы и т.д."

36

"Маски выходили на круг либо по одному, либо попарно, или группами. Протанцевав и выполнив пантомиму, они удалялись в храм или оставались на площадке сбоку, не мешая другим участникам."
37

За мной по прежнему следит ацзар, хоть я и постаралась как можно сильнее вжаться в шеренгу зрителей))

Солнце уже вовсю начало припекать бедных паломников в ячьих шапках.
38

39

"Очень важная роль в Цаме отводится музыкантам, которые аккомпанируют танцующим монахам. На особо важных церемониях может быть привлечено до ста монахов-музыкантов, облаченных в обычные монашеские одеяния. В Цаме используются практически все инструменты, которые звучат в обычных храмовых ритуалах: длинные трубы, раковины, ганлины, большие барабаны и цимбалы всевозможных видов, создающие ритмический рисунок для танца."
40

Танец оленя и быка - самый энергичный.
41

"Танец состоял в том, что "маски" то медленно, то быстро в такт музыке принимали различные пластические позы, скакали с одной ноги на другую, кружили по сцене, двигались взад и вперед. При этом они держали в руках какие-либо предметы символического содержания и манипуляция этими предметами во время танца имела особый смысл. Танцевальные движения некоторых "масок" были более живые, легкие и быстрые и не так однообразны. Однако в цаме были персонажи, которые кружились в вихре настоящей бешенной пляски. Вот как описывает очевидец действия масок быка и оленя, танцевальные партии которых сочетали выразительную пантомиму с пляской. "Под скорый темп музыки бык и олень исполняют быстрый танец, затем приостанавливаются, враждебно смотрят друг на друга и проделывают ряд неприязненных угрожающих движений. С наклоненными головами, яростно потрясая рогами, они готовы броситься один на другого..."

Не смотря на это, самый главный лама, сидящий на почетном троне, почти спит)))
42

Хотя, вру. Это он скорее всего тоже вошел в транс вместе с шанаками, исполняющими танец черных шапок.
43

Вот что пишут об этом танце:
"Экспрессивный «Танец черных шапок» рассказывает о подвиге монаха Палдже Дордже, защитника веры, убийцы злого царя Ланг Дармы, который в годы своего правления поставил целью искоренить буддизм в Тибете. Монаху удалось убить царя и скрыться с места преступления целым и невредимым, используя простой трюк с переодеванием. Вымазав сажей собственное лицо и свою белую лошадь, облачившись в черный плащ с белой подкладкой и черную шапку, спрятав в широких рукавах своих одежд лук и стрелы, он отправился ко двору. В таком облачении он скорее походил на злобного духа, нежели на служителя Дхармы. Представ перед дворцом, он принялся исполнять неистовый ритуальный танец мага-колдуна. Когда же царь, заинтересовавшись, приблизился к нему на расстояние выстрела, Палдже Дордже тотчас же поразил его стрелой, вскочил в седло и помчался к реке. Переплыв реку и смыв сажу с себя и коня, он вывернул плащ и шляпу белой изнанкой кверху и превратился в белого мага - преследователи уже не могли обнаружить на другой стороне реки черного колдуна..."

"Шанаки, как уже упоминалось, масок не надевают, но взамен них облачаются в особые шапки, состоящие из черной овальной тульи с широкими полями. Шапки эти увенчаны миниатюрным человеческим скелетом, вырезанным из дерева и усеченным до пояса. Над всей этой пирамидой, начинаясь от полей, возвышаются два дугообразных, сделанных из папье-маше рога, которые соединяются вставленным между ними изображением Чинтамани - драгоценности, исполняющей любые желания."
44

Одно из грозных божеств-защитников тоже "волнуется" перед выходом. Девченки хихикают и боятся.
45

"По традиционной аналогии защитников сравнивают с родителями, напускающими на себя грозный вид для того, чтобы уберечь детей от совершения ошибок."
46

Молодые ламы начинают переодеваться в скелетов.
47

Они, видимо, жутко популярны у зрителей. Тут же выстраивается очередь на фотографирование.
48

Каждый из четырех скелетов насыпает в рукава муку. Я пока не нашла этому объяснения в текстах.
49

"Эти скелеты принадлежат к божествам высокого ранга и потому украшены короной с тремя или пятью миниатюрными черепами. К их маске, которая является увеличенной копией человеческого черепа, крепится пара вееров радужных цветов. Эти веера тибетцы называют «украшения защитников кладбищ». Монголы же называют их «бабочками» и так же именуют танцоров, исполняющих этот вид танца. Они одеты в белые обтягивающие костюмы с прорисованным на них скелетом."
50

51

Когда приходит их черед, скелеты выбегают к зрителям, кидась на них, обсыпая мукой и всячески кривляясь. Народ визжит.
52

53

"После начинался хурал Линка - чтение молитв против врага веры. Во время этого молебствия несколько грозных богов танцуют вокруг приготовленной из теста фигурки Линка - врага веры, воплощения грехов, произнося заклинания (тарни), а затем рассекают Линка на части."
Линка олицетворяет того самого злого царя, который хотел искоренить буддизм. В нашем случае, фигурку из теста терзал кто-то вроде оленя. А один из ведущих церемонию лам в это время снимал все на мобильник)
54

Это была кульминация. В ключевой момент все зрители подняли страшный шум - свистели, кричали, топали и смеялись.

В конце на круг снова вышли шанаки и начали танцевать. Их медитативный, вводящий в транс танец длился оооочень долго, больше часа. Этим все и закончилось.
55

Музыканты, свободные от толп зрителей, оттрубили последние звуки.
56

Теперь можно снять маски и костюмы и попить чай в гомпе.
57

"Конечных целей у Цама всегда было несколько, и в разных школах упор делался на разное: Цам как средство, ведущее к просветлению; Цам как способ умиротворения и нейтрализации злых духов, чтобы наступающий год прошел благополучно для проводящего мистерию сообщества людей; Цам как подготовка к тому, что ожидает человека после смерти в период его пребывания в переходном состоянии бардо."

Раньше я уже наблюдала не раз Цам, но только краем глаза, поэтому в Карше, где я могла находится среди масок сколько угодно, и где ничто не мешало восприятию, меня это действо особенно впечатлило. Не знаю, насколько я просветлела, но только благодаря этому дню я, наконец, почитала о Цаме подробнее, чтобы узнать что вообще к чему. Так что, хоть просвятилась)
Да и умиротворению, в принципе, любой поход в гомпу способствует. Особенно в такую красивую, как Карша. Там все все лето цветет шиповник, который называют в этих местах дикой розой.
58

Обратно часть пути прошла пешком, чтобы еще раз посмотреть на гомпу, прилипшую к склону...
59

и вообще на окружающий меня дикой красоты Занскар.
60

В следующий раз "погуляем" с вами по округе Падума, чтобы еще ближе разглядеть эту красоту.))

Источники цитат:
http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/informations/religious-mask-tsam.shtml
http://www.gnozis.info/?q=node/3518&page=0%2C0
www.savetibet.ru
v-svjatogor.narod.ru

Цам (монг. Цам; тиб. Чам; бур. Сам)

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Исторический фон

Торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Забайкалья, Монголии и Тибета.

По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский ритуальный комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных религиозных мистерий.

Монастырский Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его - показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.

Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.

Цам проводится во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Типы Цама

  • разговорный - с диалогами и импровизациями, актёры-ламы разговаривают со зрителями;
  • пантомима - с участием от 4-5 до 108 человек;
  • посвящённый какому-либо персонажу или событию буддистской истории и мифологии. Исполняется только посвящёнными монахами, незначительные роли доверяются монастырским послушникам.

Функции Цама

  • средство, ведущее к просветлению;
  • способ умиротворения и нейтрализации злых духов;
  • подготовка человека к смерти, переходу в состояние бардо.

Сюжеты танцев

Одним из популярных сюжетов является история попытки тибетского царя Ландармы уничтожить буддизм в Тибете.

Главные сцены мистерии

  • танец с мечами в исполнении мирян;
  • танец чёрных шапок с участием 13, 17, 21 или 23 танцоров;
  • танец с барабанами;
  • танец читипати - «хранителей кладбищ»;
  • танец зверей: птица, олень, як, лев;
  • танец стражей сторон света, в котором участвуют 4 или 8 человек.

Действующие лица Цама: быкоголовый Чойчжал (Эрлик-Хан), Махакала, Джамсаран, докшиты - гневные защитники веры, Белый Старец.

Заканчивается Цам умерщвлением линга. Его рисуют на бумаге, или делают фигуру из теста. Бумажное изображение сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей. Линг - олицетворение Ландармы или его министра Машанги.

В дацанах Бурятии Цам проводится в летние праздники.

Портфель экскурсовода


National Library of Russia , Public Domain

Источники

  • Цам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вестник Академии наук СССР. М ., 1982. С. 117.
  • Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М .: Наука, 1988.
  • Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб. , 1887. С. 392-403.