Самые древние произведения искусства. Древнее искусство

Искусство почти настолько же древнее, как и сами люди, и мы стараемся сохранить и защитить те предметы искусства, которые находим. Чем старее найденное нами произведение искусства, тем оно ценнее из-за того, что оно может нам поведать о людях, которые жили задолго до нас.

10. Самое древнее доисторическое наскальное произведение искусства
290 000 - 700 000 лет до нашей эры

Самыми древними примерами доисторического наскального искусства, найденными на сегодняшний день, являются своего рода пиктограммы, которые учёные называют «cupules» (отметины в виде чашек), которые иногда включают в себя линейные вырезанные канавки. Эти пиктограммы являются углублениями, вырезанными как на вертикальных, так и на горизонтальных скалах. Зачастую они распределены систематически в ряды или колонки. Их можно найти на любом континенте и древние люди делали их на протяжении нескольких временных периодов. Например, некоторые представители аборигенов из Центральной Австралии до сих пор используют их.

Самый древний пример такой пиктограммы был обнаружен в Скальных жилищах Бхимбетка (Bhimbetka Caves) в центральной Индии. Благодаря отличным условиям в пещерах образцы замечательно сохранились. Это позволило учёным почти со 100 процентной вероятностью заключить, что эти пиктограммы относятся к периоду раннего палеолита. Кроме того, в пещерах был обнаружены доказательства того, что остальные девять примеров этих пиктограмм относятся к тому же периоду времени. Несмотря на то, что в пещерах ещё не было проведено определение возраста радиоуглеродным методом, считается, что индийские артефакты времени существования Ашельской являются настолько же древними, как и артефакты, найденные в Африке и Европе. Их возраст составляет поразительные 290 000 лет.

Вторая коллекция, состоящая приблизительно из 500 пиктограмм и относящаяся примерно к тому же периоду, была найдена в пещере Дараки-Чаттан (Daraki-Chattan), наряду с целым кладом ранних каменных орудий. Дараки-Чаттан является одним из самых богатых пиктограммами мест в мире.

Некоторые археологи считают, что пиктограммы не должны рассматриваться как произведения искусства, потому что они могли обладать потребительским назначением. Вполне возможно, что они использовались в качестве ступок для толчения или же для церемониальных целей, как их в настоящее время используют некоторые народности. Тем не менее, они являются одной из наиболее распространённых форм доисторического наскального искусства сечения по камню и обладали целым рядом назначений. Поэтому, вполне логично предполагать, что по крайней мере некоторые из них были созданы в артистических или эстетических целях. Кроме того, многие пиктограммы, вырезанные в вертикальных скалах, просто не могли обладать потребительским назначением.

9. Самая древняя скульптура
230 000 – 800 000 лет до нашей эры



Фотография: Хосе-Мануэль Бенито (Jose-Manuel Benito)

Самым древним неоспоримым изображением человеческого тела является «Венера из Холе-Фельс» (Venus of Hohle Fels). Этой статуэтке 40 000 лет.

Тем не менее, недавно была обнаружена гораздо более древняя статуэтка, которая, хоть и является предметом горячей полемики, обладает всеми шансами отобрать звание самой древней статуэтки у «Венеры из Холе-Фельс». Эта статуэтка, обнаруженная на Голанских высотах (Golan Heights) в Израиле, называется «Венерой из Берехат-Рама» (Venus of Berekhat Ram). Если эта статуэтка действительно является произведением искусства человека, то она старше, чем неандертальцы и, скорее всего, была сделана человеком прямоходящим (Home erectus).

Статуэтка была обнаружена между двух слоёв вулканического камня и почвы. Её возраст может составлять от 233 000 до поразительных 800 000 лет. Изначально статуэтка считалась камнем, который просто выглядит как человек. Тем не менее, микроскопический анализ, проведённый Александром Маршаком, отчётливо показал, что на камне видны следы деятельности человека. Считается, что «Венера из Берехат-Рама» изначально обладала немного антропоморфической формой, которая была ещё более акцентирована с помощью человеческих орудий. Если рассматривать основание статуэтки, то отчётливо видно, что оно было вырезано так, чтобы быть плоским, то есть, чтобы статуэтка стояла прямо.

Предположения относительно человеческого участия в создании статуэтки приобрели ещё большее основание, когда похожие находки были сделаны в других частях этого региона. Одной из таких находок стала «Венера из Тан-Тана» (Tan Tan) обнаруженная в Марокко. Её возраст составляет от 300 000 до 500 000 лет. По всей видимости, обе статуэтки использовались в церемониальных или религиозных целях. «Венера из Тан-Тана» была окрашена в коричневато-жёлтый цвет, который часто использовался для церемоний.

8. Самая древняя гравировка на яичной скорлупе
60 000 лет до нашей эры



Фотография: Винсент Мурр (Vincent Mourre)

Скорлупа яиц страуса была важным инструментом для многих ранних культур, а их украшение стало важной формой самовыражения для людей.

В 2010 году учёные, проводившие раскопки в пещере Дипклоф (Diepkloof Rock Shelter) в Южной Африке, обнаружили огромный клад из 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки, созданные представителями охотников-собирателей из культуры Ховисонс-портской индустрии (Howiesons Poort). Фрагменты были обработаны при помощи многочисленных пигментов и выгравированы узорами на тематику вылупливания из яйца. Были зарегистрированы два главных типа узоров: узоры, связанные с вылупливанием птенцов и ещё один тип узоров, где использовались суб-параллельные или сходящиеся линии. Из-за того, что узоры со временем изменились, а также благодаря тому, что учёные наконец-то нашли достаточно большой образец, они смогли установить существование традиций узоров у культур, относящихся к каменному веку, по крайней мере, в отношении того, что касалось гравировки.

Большие дыры, проделанные в скорлупках яиц, позволили предположить, что скорлупы яиц страусов использовались в качестве доисторической версии сосудов для хранения жидкостей.

7. Самые древние наскальные рисунки в Европе
42 300 – 43 500 лет до нашей эры


До недавнего времени неандертальцы считались неспособными к созданию каких-либо произведений искусства (недавнее обнаружение украшенных камней и фрагментов скорлупы яиц положило конец данному мнению). Учёные также были уверены в том, что неандертальцы не создали никаких примеров наскального искусства. Это изменилось в 2012 году, когда учёные, работавшие в пещерах города Нерха (Nerja), испанской провинции Малага (Malaga), обнаружили рисунки, которые были сделаны более чем на 10 000 лет раньше, чем знаменитые наскальные доисторические рисунки в пещере Шове (Chauvet), находящейся на юго-востоке Франции. Остатки древесного угля, найденные рядом с шестью рисунками, были подвергнуты определению возраста радиоуглеродным методом, который показал, что рисункам от 42 300 до 43 500 лет.

На рисунках изображены тюлени, обитавшие в этом регионе на тот момент, которые являлись основным продуктом питания неандертальцев. Руководитель проекта по имени Хосе Луис Санчидриан (Jose Luis Sanchidrian) из Университета Кордовы (University of Cordoba) также отметил, что у рисунков нет ничего общего с другими произведениями людей, созданными в эпоху палеолита. Кроме того, он сказал, что в той части полуострова, где расположены пещеры Нерха, не было обнаружено никаких останков современных людей.

6. Самые ранние рисунки, сделанные с помощью отпечатков рук
37 900 лет до нашей эры


Наскальные рисунки в пещерах Сулавеси (Sulawesi Caves) в Индонезии являются одними из самых древних примеров репрезентативного искусства в истории. Учитывая тот факт, что их возраст составляет 35 400 лет, можно говорить о том, что они почти настолько же древние, как некоторые примеры древнего нерепрезентативного искусства, включая примеры наскальной живописи в пещерах Эль-Кастильо (El Castillo Cave Paintings) (возраст которых 40 800 лет) и наскальные доисторические рисунки в пещере Шове (возраст которых составляет 37 000).

Однако самым потрясающим примером доисторической наскальной живописи в пещерах Сулавеси является рисунок, сделанный с помощью отпечатка руки. В настоящее время он считается самым древним из всех рисунков подобного плана, обнаруженных на сегодняшний день. Возраст этого рисунка составляет 39 900 лет. Этот узор является частью коллекции из 12 наскальных рисунков. Возраст был определён при помощи метода радиоизотопного уранового датирования минерального покрытия на осадочном слое, на котором были нанесены рисунки (сами рисунки могут быть ещё более древними). Если радиоизотопное датирование покажет, что рисунки являются более древними, чем осадочный слой, они могут стать самыми древними изображениями любого типа из когда-либо обнаруженных.

Доисторические люди выдували краску охры через трубочки на руки, чтобы создать отпечатки. Этот трюк до сих пор используется детьми. Всё доисторическое искусство является западающим в память, а в рисунках отпечатков рук есть что-то особенно запоминающееся. Возможно это осознание того факта, что каждый из них представляет собой реального человека, который давно затерялся в песках времени.

5. Самые древние фигурки, вырезанные из слоновой кости
30 000 лет до нашей эры



Фотография: Тюбингенский университет (Universitat Tubingen)

В 2007 году археологи из Тюбингенского университета работали на Швабском Альбе (Swabian Jura), плато, расположенном в федеральной земле Баден-Вюртемберг (Baden-Wurttemberg) в Германии. Они обнаружили тайник полный маленьких фигурок, вырезанных из слоновой кости. Возраст этих фигурок составляет приблизительно 35 000 лет. Они считаются первыми фигурками, вырезанными из слоновой кости, о которых мы знаем на сегодняшний день.

Всего пять фигурок, вырезанных из кости мамонта, были найдены в пещере Фогельхерд (Vogelherd Caves) на юго-западе Германии. Многочисленные пещеры этого региона богаты археологическими находками. Именно здесь археологи обнаружили знаменитого Человекольва (Lion Man of Hohlenstein Stadel) и статуэтку «Венеры из Холе-Фельс». Среди находок были останки фигурки льва, два фрагмента мамонта и две неопределённые фигурки.

Датирование с помощью радиоактивного углерода и геологический контекст находок позволили предположить, что фигурки были сделаны представителем Ориньякской культуры (Aurignacian), группы людей, ассоциируемых с первым прибытием современного человека в Европу. Анализ показал, что возраст фигурок равен 30 000 - 36 000 лет, а некоторые тесты указывают на ещё более древний возраст.

Четырьмя годами ранее исследователь Николас Дж Конард (Nicholas J Conard) сообщил об обнаружении трёх других фигурок в этом же регионе, которые относятся к тому же временному периоду. Среди них было самое древнее из известных репрезентаций птицы, а также фигурки, обладавшей образом получеловека-полузверя и фигурки, похожей на лошадь. Всем найденным фигуркам не менее 30 000 лет.

4. Самый древний пример керамического искусства
24 000 – 27 000 лет до нашей эры



Фотография: Пётр Новак (Petr Novak)

Статуэтка Вестоницкой Венеры (Venus of Dolni Vestonice) похожа на другие статуэтки Венер, которые были обнаружены по всему миру. Длина статуэтки равна 11,3 сантиметра. Она представляет собой пышнотелую женщину с большими грудями и выступающим задом. На голове статуэтки были сделаны два углубления вместо глаз. Это первая известная керамическая статуэтка, сделанная из глины, обожжённой при низкой температуре. Она была сделана на 14000 лет раньше, чем люди начали использовать метод обжига глины в гончарном деле. Фигурка была выкопана 13 июля 1925 года в Дольни-Вестонице (Dolni Vestonice), в Южноморавском крае, Чехословакия.

Эта фигурка, а также несколько других и тысячи маленьких фрагментов указывают на то, что эта технология была новой для того времени. Согласно результатам тестов, предметы обжигались при низкой температуре в 700 градусов Цельсия, поэтому на большинстве кусочков отчётливо видны трещины, образовавшиеся при нагревании, включая саму Венеру, которая была разломана напополам, когда её нашли.

Венера была сделана представителями Граветтской культуры (Gravettian), примерно 22 000 – 28 000 лет назад. Изделия из керамики не прижились у этой культуры и после этой культуры предметы из керамики не создавались долгое время. Эти произведения искусства, по всей вероятности, происходят из периода артистических экспериментов этой культуры. На голове фигурки проделано четыре дырочки, возможно для того, чтобы держать в ней цветы, либо в церемониальных целях.

В 2002 году на левой части статуэтки был обнаружен отпечаток пальца, принадлежавший ребёнку в возрасте от 7 до 15 лет. В то время как исследователи не считают, что эту статуэтку на самом деле сделал ребёнок, они расценивают этот отпечаток как свидетельство социального аспекта производства керамических изделий Граветтской культуры.

3. Первый известный рисунок ландшафта
6000 - 8000 лет до нашей эры



Фотография: Библейское археологическое общество (Biblical Archaeological Society)

Если фреска, вызвавшая горячую полемику и найденная в Чатал-Хююке (Catalhoyuk mural), окажется подлинной, то она будет официально признана самым древним известным изображением ландшафта. Хотя, её скорее можно назвать серией абстрактных форм, наряду с изображением шкуры леопарда. Она может быть и тем и другим.

В 1963 году археолог Джеймс Меллаарт (James Mellaart) работал в Чатал-Хююке на территории современной Турции, одном из самых крупных городов периода Каменного века из когда-либо обнаруженных. Он обнаружил одну из многих фресок, которые использовались для украшения жилищ в форме коробок. Меллаарт считает, что на этой фреске изображён вид на город, а то, что многим кажется шкурой леопарда, на самом деле является близлежащим вулканом Хасандаг (Hasan Dag), который извергался на момент нанесения фрески. Другие археологи считают, что предметы в виде коробок являются абстрактными формами, а предполагаемое извержение вулкана является шкурой леопарда, так как жители города также изображали диких животных различными способами. Исследование, проведённое в 2013 году, дало результаты в поддержку гипотезы о ландшафте, когда было обнаружено, что близлежащий вулкан действительно извергался в период времени, соответствующий написанию фреске.

Существуют два других претендента на звание самого древнего изображения рельефа. Оба из них являются картами. Одна из них, как мы ранее упоминали, была обнаружена в Западной Европе, а другая известна как Карта Павлова (Pavlov map) (она была создана в период с 24 000 – 25 000 лет до нашей эры). Тем не менее, фреска из Чатал-Хююка, скорее всего, не имела потребительского назначения, что делает её первым ландшафтным изображением, созданным исключительно в эстетических целях.

2. Самая ранняя христианская иллюминированная рукопись
330 – 650 год нашей эры



Фотография: Эфиопский фонд наследия (Ethiopian Heritage Fund)

В период средневековья и задолго до этого книги были необычайно редким удобством и по праву считались драгоценными сокровищами теми немногими, которые могли их приобрести. Возможно, понимая это, христианские писцы украшали обложки книг драгоценными камнями и раскрашивали страницы потрясающими красками и затейливой каллиграфией, создавая изысканные иллюминированные рукописи.

В 2010 году в изолированном монастыре эфиопского региона Тыграй (Tigray) исследователи обнаружили Евангелия Гаримы (Garima Gospels). Изначально считалось, что ранняя христианская иллюминированная рукопись была создана в 1100 году. Однако определение возраста радиоуглеродным методом показало, что рукопись намного старше и была создана в 330 - 650 годах нашей эры. Это делает её самой ранней христианской иллюминированной рукописью из когда-либо найденных. Она на 500 лет старше других аналогичных рукописей, найденных в это регионе.

Эта поразительная книга, возможно, связана с периодом жизни абба Гаримы (Abba Garima), основателя монастыря в котором была обнаружена эта книга. Согласно легенде, он написал все Евангелия за один день. Чтобы помочь ему в этом, Бог остановил движение солнца, пока абба не закончил свою работу.

Ещё одним претендентом на это звание является «Россанский кодекс» (Rossano Gospels) из Россанского Собора (Cathedral of Rossano) на юге Италии. Эта рукопись была создана в шестом веке и на неё можно посмотреть онлайн.

1. Самые старинные картины, написанные маслом
Седьмой век



Фотография: Государственный научно-исследовательский институт Нары по изучению Культурных Ценностей (National Research Institute for Cultural Properties), Токио

В 2008 году новая буддистская фреска и несколько других работ были обнаружены в Бамианских пещерах (Bamiyan) в Афганистане. В этих произведениях искусства были найдены следы связующего вещества на основе масла, что делает их самыми ранними картинами, написанными маслом. Эти картины были созданы как минимум за 100 лет до того, как техника написания картин маслом стала использоваться в регионе Средиземноморья или Европе. Связующее вещество, судя по всему, использовалось для того, чтобы позволить краске быстрее высохнуть на каменной поверхности пещер.

Начиная с 2003 года, учёные из Японии, Европы и США работают над тем, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства из Бамианской Долины (Bamuian Valley) в рамках проекта, частично спонсируемого ЮНЕСКО. Они обнаружили это вещество, проводя химические тесты на некоторых из картин. Используя метод газовой хроматографии и масс-спектрометрии, учёные обнаружили, что образцы из 12 пещер, а также те, что были взяты с двух разрушенных статуй Будды, содержали краски на основе масла и смолы.

Эти фрески, относящиеся приблизительно к седьмому веку нашей эры, являются частью сети пещер, украшенной картинами, изображающими Будду и мифологические фигуры. Сеть пещер также украшена декоративными узорами и затейливыми спиральными эскизами. Исследователи считают, что изучение этих изображений может дать ценную информацию о культурном обмене между народами восточной и западной Азии, а также о знаменитом Великом шёлковом пути (Silk Road).

+ Самая древняя деревянная статуя
Приблизительно 7 500 лет до нашей эры



Славянские идолы старой Руси, редкие и бесценные археологические артефакты из дерева и камня, представляли собой славянских богов. Редкость деревянных артефактов обусловлена хрупкостью этого материала, а также ранними христианскими гонениями язычников и их работ. Многие из этих идолов были сделаны из скоропортящейся древесины, так как считалось, что деревья были магическими. Идолы совмещали в себе силу богов с магией деревьев. Славянские язычники обычно устанавливали своих идолов на горах с безлесными вершинами. В те времена, когда строился Стоунхендж (Stonehenge) и египетские пирамиды, по крайней мере, один идол, изображавший бога, был уже старым.

Если заявления исследователей подтвердятся, то самой древней известной нам деревянной скульптурой станет Шигирский идол, сделанный из лиственницы. Он был создан в эпоху мезолита (середина каменного века), приблизительно 9 500 лет назад. Шигирский идол сохранился на протяжении всех этих веков только потому, что он находился на глубине 4 метров в торфяном болоте, благодаря чему до древесины не могли добраться бактерии.

Идол был изначально обнаружен в январе 1890 года на Среднем Урале, к северо-западу от Екатеринбурга. Он находился в тайнике, наряду с другими артефактами из рогов животных, костей, дерева и глины, такими как кинжалы, гарпуны и вёсла. Высота идола составляет 280 сантиметров. По всей длине монументальной фигуры располагаются семь лиц, различные резные узоры и религиозные мотивы. Идол увенчан головой. Тем не менее, приблизительно 2 метра идола были потеряны во время русских политических волнений и, если интерпретация структуры идола, сделанная в 1914 году археологом Толмачёвым, является верной, вполне возможно, что изначальная высота идола составляла 5,3 метра.

Идол был подвергнут определению возраста радиоуглеродным методом в Институте истории материальной культуры в Санкт-Петербурге командой учёных под руководством Галины Зайцевой. Результаты анализа были подтверждены Геологическим институтом Российской академии наук в Москве и лично Леопольдом Дмитриевичем Сулержицким. Тесты показали возраст, варьирующий всего лишь на несколько сотен лет. Если результаты тестов правдивы, Шигирский идол будет официально признан самой древней деревянной статуей в мире и самой древней скульптурой любого типа во всей Европе.

Из-за государственного переворота об этом артефакте на время забыли, но начиная с 2014 года немецкие исследователи из Государственного ведомства Нижней Саксонии, занимающегося Культурным Наследием (Lower Saxony State Office for Cultural Heritage) пытаются расшифровать значение резных узоров и гравировок. Они проведут ещё одну серию тестов с помощью метода масс-спектрометрии для получения более точных данных. Результаты этих исследований должны быть опубликованы в начале 2015 года.

Античное искусство – это искусство Древней Греции, Рима, Египта и других стран и народов, культура которых развивалась под влиянием культурной традиции этих стран.

Впервые, об «античном искусстве» заговорили в период Возрождения, когда творения мастеров Древней Греции и Рима считались эталоном красоты и стали классическими для всех творцов Европы.

Античное искусство различных стран имело очень много общего из-за того, что оно основывалось на едином эстетическом идеале. В скульптуре, прикладном искусстве и живописи активно использовался образ прекрасного внешне, гармонически развитого человека, хорошего воина, патриота, гражданина с богатым внутренним миром.

Мастера Древней Греции очень долго изучали строение человеческого тела, пластичность движений и соразмерность пропорций. Главными кандидатами на то чтобы стать образом для очередной картины или статуи были участники Олимпийских Игр.

Главной задачей художников было реалистическое изображение правдивого образа человека в скульптуре и вазописи.

Мирон «Дискобол»

Афинский Акрополь (статуи Фидия)

Нельзя оценить тот вклад, который сделали в мировое искусство архитекторы Древней Греции. Им удавалось создавать величественные сооружения прямоугольной формы с логически обоснованными системами отношений между несущими частями здания и несомыми.

Все памятники античного искусства вызывают в людях эстетическое наслаждение и яркий образ единства архитектуры и скульптуры Древней Греции.

В конце IV в. до н. э. на смену классицизму в античном искусстве приходит интерес к внутреннему миру человека, правдивости передачи динамики. Таким образом, в искусстве данного периода отмечается увлечение огромными размерами и многофигурными композициями.

Последние 300 лет существования греческой цивилизации традиционно называют эллинистической эпохой.

Искусство Древнего Рима

Наследником культуры Древней Греции стал Древний Рим. За короткий промежуток времени Рим прошел путь от маленького города до величественной столицы самой могучей империи того времени. Жители Рима очень высоко ценили искусство в различных его проявлениях (литературу, архитектуру, скульптуру, театр и науку).

Их архитекторы построили прекрасные мосты и водопроводы, дороги и общественные здания. В строительстве они создали особую систему арочного строительства, что позволило серьезно увеличить ширину перекрытий. Во 2-ом веке впервые был использован купол. К началу четвертого века в искусстве Древнего Рима сформировалось целое направление строительства куполообразных перекрытий. Использовалось два типа куполостроения – центрально-купольное и базилика.

Базилика Святого Петра в Риме

Особенного внимания заслуживает скульптурный портрет этого периода. Этому искусству характерно правдоподобие образов. В честь римских императоров устанавливали огромное число монументов, ансамблей, термов. Говоря об архитектуре Рима нельзя не упомянуть, конечно же, Колизей, колонну Трояна и Пантеон.

Античное искусство оказало огромное влияние на развитие всего мирового искусства последующих эпох.

Искусство первобытного общества в поздний период своего развития подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры. В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имевшего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Эти качества привлекали внимание после дующих поколений. Даже тогда, когда глубокие противоречия привел к гибели древний мир.

Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития различных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчики, литейщики, живописцы и т. д.

Если в доклассовом обществе искусство являлось частью материально-трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно стало своеобразной формой сознания и приобрело важное значение в общественной жизни и классовой борьбе. Художественное творчество в своей основе сохраняло народный характер, формируясь в сфере мифологического мышления. Усложнение общественной жизни способствовало расширению образно-познавательного диапазона искусства. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки - дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств - важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира.

В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыcлить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот период, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.
В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлениям о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.
При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для них были характерны две формы.
Первая - восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальными устоями. Здесь рабовладение развивалось в замедленных темпах; гнет эксплуатации ложился и па рабов, и на большую часть свободного населения. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тыс. до н. э. в долинах и дельтах больших рек - Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Идейное содержание искусства древних деспотий определялось главным образом требованием прославления власти богов, легендарных героев, царей, увековечения общественной иерархии. Художники черпали также сюжеты из современной жизни, уделяя особое внимание сценам коллективного труда, охоты, празднествам; (Египет), военным историческим событиям (Передняя Азия), воспроизведенным в монументально-эпическом плане. Длительное сохранение общинных отношений тормозило развитие интереса к отдельному человеку, его личным качествам. Искусство Передней Азии подчеркивало в образе человека общие родовые начала, иногда заостряло этнические черты. В Египте, где личность человека приобрела большое значение, портрет впервые в истории получил совершенное художественное воплощение, в значительной мере определив путь дальнейшего развития этого жанра. В искусстве древневосточных деспотий живое наблюдение натуры сочетается с народной художественной фантазией или условностью, оттеняющей социальную значительность изображаемого персонажа. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражена устремленность к значительному и совершенному.

Вторая форма рабовладельческого общества - античная - характеризуется быстрой сменой примитивной эксплуатации развитой, вытеснением деспотий греческими государствами-полисами, общественной активностью свободного населения, занимающегося трудом. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, тенденции гармоничного развития обусловили гражданственность и человечность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно связанной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в древнем жире. Мироздание перестало быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным неодолимым силам. Ужас перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо человека. В искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции и Риме обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.

В эпоху эллинизма - следующий этап развития античной художественной культуры - искусство обогатилось новыми разнообразными аспектами восприятия жизни. Оно стало эмоционально напряженным, проникнутым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясности. На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально неповторимой личности. Искусство эпохи поздней империи - эпохи упадка античной культуры - содержало в зародыше то, что принесло плоды впоследствии. Мыслители и художники обращались к внутреннему миру человека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения.
Исторически обусловленная ограниченность античного искусства заключалась в том, что оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам.

Человек начал творить с момента своего появления. Живопись, скульптура и другие артефакты, возраст которых впечатляет, учёные находят и сегодня. Мы собрали 10 древнейших произведений искусства, найденных в разное время и в разных уголках мира. И можно не сомневаться, что источником вдохновения для древних мастеров были женщины.

1. Доисторическое наскальное искусство - 700 - 300 тыс. лет до н.э.


Древнейшие образцы доисторического наскального искусства, найденные на сегодняшний день, представляют собой одну из форм пиктограмм, называемую археологами "чашечки", на которых иногда вырезаны продольные канавки. Чашечки - это углубления, высеченные на стенах и вершинах скал. При этом они часто упорядоченно складываются в строки и столбцы. Такие наскальные артефакты находили на всех континентах. Некоторые коренные народности в Центральной Австралии используют их до сих пор. Старейший пример подобного искусства можно найти в пещере Бхимбетка в центральной Индии.

2. Скульптуры - 230 000 – 800 000 до н.э


Старейшим скульптурным изображением человека является Венера из Холе-Фельс, которой исполнилось 40 000 лет. Однако, существует намного более древняя статуя, вокруг подлинности которой ведутся бурные споры. Эту статую, обнаруженную на Голанских высотах в Израиле, назвали Венера из Берехат-Рама. Если это на самом деле настоящая скульптура, то она старше неандертальцев и, вероятно, сделана предшественником человека разумного, а именно - Homo erectus. Фигурка была обнаружена между двумя слоями вулканического камня и почвы, радиологический анализ которых показал ошеломляющие цифры - от 233 000 до 800 000 лет. Прения вокруг открытия этой фигурки усилились после того, как в недалеко расположенном Марокко нашли фигурку, названную "Тан-Тан", которой исполнилось от 300 000 до 500 000 лет.

3. Рисунки на скорлупе страусиных яиц - 60 000 до н.э.


Страусиные яйца были важным инструментом во многих ранних культурах, а украшение их скорлупы стало важной формой самовыражения для людей. В 2010 году исследователи из Дипклофа в Южной Африке обнаружили большой тайник, в котором хранились 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки. Двумя различными основными мотивами на этих рисунках были заштрихованные полосы и параллельные или сходящиеся линии.

4. Старейшие наскальные рисунки в Европе - 42 300 – 43 500 до н.э.


До недавнего времени думали, что неандертальцы не умели создавать художественные произведения. Это изменилось в 2012 году, когда исследователи, работающие в пещерах Нерха в Малаге, Испания обнаружили рисунки, которые старше знаменитых рисунков в пещере Шове на юго-востоке Франции более чем на 10 000 лет. Шесть рисунков на стенах пещеры были сделаны углем, а радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы за 42 300 - 43 500 лет до нашей эры.

5. Старейшие отпечатки рук - 37 900 до н.э.


На стенах пещер Сулавеси в Индонезии были найдены одни из старейших когда-либо созданных рисунков. Им почти 35,5 лет, и они почти такие же древние, как рисунки в пещере Эль-Кастильо (40 800 лет) и наскальные рисунки в пещере Шове (37 000 лет). Но самым оригинальным изображением в Сулавеси являются 12 отпечатков рук, сделанных при помощи охры, которым исполнилось как минимум 39 900 лет.

6. Старейшие фигурки из кости - 30 000 до н.э.


В 2007 году археологи из университета Тюбинген проводили раскопки на плато в земле Баден-Вюртемберг в Германии. Они обнаружили тайник с небольшими вырезанными из кости животными. Костяные статуэтки были сделаны ни много, ни мало - 35 000 лет назад. Еще пять фигурок, вырезанных из бивня мамонта, были обнаружены в пещере Фогельхерд на юго-западе Германии. Среди этих находок были остатки двух фигурок льва, два фрагмента фигурок мамонта, и двое неустановленных животных. Радиоуглеродный анализ и слой породы, в котором они были обнаружены, показывают, что скульптуры из кости были сделаны во время ориньякской культуры, которую связывают с первым появлением современного человека в Европе. Тесты показывают, что фигуркам 30 000 – 36 000 лет.

7. Старейшая керамическая статуэтка - 24 000 – 27 000 до н.э.


Вестоницкая Венера похожа на другие фигурки Венеры, которые находят по всему миру, и представляет из себя 11,3-сантиметровую обнаженную женскую фигуру с большой грудью и широкими бедрами. Это первая известная керамическая скульптура, изготовленная из обожженной глины, и она старше периода, при котором начала массово употребляться обожженная глина для изготовления посуды и статуэток, на 14 000 лет. Фигурка была обнаружена во время раскопок 13 июля 1925 года в Долни Вестонице, Южная Моравия, Чехословакия.

8. Первая пейзажная живопись - 6000 - 8000 до н.э.


Чатал-Хююкская роспись является старейшей из известной в мире пейзажной живописи. Тем не менее, это утверждение оспаривается многими учеными, утверждающими, что это изображение абстрактных форм, а также кожи леопарда. Что это на само деле - не знает никто. В 1963 году археолог ДжеймсМеллаарт проводил раскопки в Чатал_Хююке (современная Турция) - в одном из крупнейших городов каменного века, которые были найдены. Он обнаружил, что одна из многих фресок, используемых для украшения жилища, по его мнению изображает вид на город, с извергающимся рядом вулканом Хасан Даг.Исследование, проведенное в 2013 году, частично подтвердило его теорию о том, что это на самом деле пейзаж. Было обнаружено, что рядом с древним городом в тот период времени было извержение вулкана.

9. Самая ранняя христианская иллюстрированная рукопись - 330-650 н.э.


В средневековые времена и ранее книги были чрезвычайно дефицитным товаром, и считались фактически сокровищами. Христианские книжники украшали обложки книг драгоценными камнями и разрисовывали страницы узорами с каллиграфией. В 2010 году в удаленном монастыре в Эфиопии исследователи обнаружили Евангелие Гаримы. Первоначально думали, что этот христианский манускрипт был написан в 1 100 году, но радиоуглеродный показал, что книга намного старше и датируется 330-650 годами нашей эры. Эта замечательная книга может быть связана со временем аввы Гаримы, основателя монастыря, где была обнаружена книга. Легенда гласит, что он написал Евангелие за один день. Чтобы помочь ему с этой задачей, Бог остановил движение Солнца, пока книга не была закончена.

10. Самая старая картина, написанная маслом, - 7 век н.э.


В 2008 году в бамианском пещерном монастыре в Афганистане ученые обнаружили самую древнюю в мире картину, написанную маслом. Начиная с 2003 года, ученые из Японии, Европы и США работают, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства в монастыре Бамиан, полуразрушенном талибами. В лабиринте пещер были обнаружены стены, исписанные фресками и картинами, которые изображают Будду и прочих персонажей мифологии. Исследователи полагают, что изучение данных изображений позволит получить неоценимую информацию о культурном обмене вдоль между разными частями света на Шёлковом пути.

Стоит отметить, что сегодня среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие, такие как .

В Египте развитие искусства было тесно связано со строительством городов, религией и культом мёртвых. Архитектура находилась под влиянием религиозных верований и представлений о божественности монарха. Египтяне возводили монументальные усыпальницы, в которых оставляли одежду, украшения, оружие усопшего, - гробница должна была служить вечным пристанищем фараону. Древнейшими погребальными сооружениями, появившимися ещё в додинастический период, были мастабы - помещения из камня или кирпича, которые имели вид трапеции в разрезе.

Новым типом усыпальницы была ступенчатая пирамида. Её первым строителем считается Имхотеп - визирь фараона Джосера. Такой вариант постройки появился в результате расположения нескольких мастаб разного размера друг над другом. Заполнение пустот между ступенями привело к возникновению классического типа пирамид, ставших символами египетской цивилизации. Наибольшую известность приобрели пирамиды, построенные в Гизе. Большинство ученых считают, что пирамиды были построены в качестве усыпальниц (могил) для фараонов Древнего царства Хеопса, Хефрена и Микерина. После них размеры пирамид стали уменьшаться, а эпоху Среднего царства их возводили уже очень редко.

В период Нового царства для защиты от расхитителей гробниц в скалах стали высекать гипогеи - царские усыпальницы, состоявшие из множества помещений и длинных коридоров. Входы в них украшали барельефами и статуями. Подобные погребальные сооружения расположены в Долине Царей близ Фив.

Выдающимися памятниками египетской архитектуры являются храмы, впечатляющие своими гигантскими размерами, композицией и великолепием.

Сохранились остатки храмов, построенных в честь бога Амона-Ра в Луксоре и Карнаке. Эти комплексы состоят из более чем 100 просторных помещений, внутренних дворов, статуй богов, сфинксов, обелисков. Особый тип храмов представляют святилища, высеченные в скалах. Среди них выделяется храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад обращён к Нилу, по обе стороны от входа - колоссальные статуи сидящего фараона.

Египетская пластика представлена статуями и рельефами, украшавшими дворцы, усыпальницы и храмы. О мастерстве египетских художников свидетельствуют изделия из золота и драгоценных камней, найденные в гробницах фараонов. Стены сооружений покрывали изображения фараонов и богов, сцен загробной жизни и пр.

В Месопотамии архитектура носила монументальный характер. На юге Двуречья испытывали дефицит камня и дерева, зато в изобилии была глина. Её в необожжённом виде применяли на всех стройках. Публичные и религиозные сооружения возводились из кирпичей голубого, белого, зелёного, желтого цветов, что придавало им особый облик. В Месопотамии искусство было поставлено на службу царям и храмам. Поражают воображение огромные храмы - зиккураты.

Они имели пирамидальную форму с нечётным количеством сужавшихся к верху террас, каждая из которых окрашивалась в разные цвета при помощи керамической плитки. Зиккураты служили святилищами и астрологическими обсерваториями. В дальнейшем обрело масштабы строительство дворцов. В Вавилоне их воздвигали из кирпича, а в Ассирии из камня. В центре дворца находился внутренний двор, через который проникал свет, вокруг располагались церемониальные комнаты, покои монарха, хозяйственные и административные помещения. Особое внимание уделялось пышному декорированию храмов и дворцов изображениями людей, животных, фантастических существ. Каменные дворцы ассирийцев окружали высокие стены с башнями, руины которых сохранились до наших дней. Города также защищали крепостные стены. Например, в Уруке (2300 до н. э.) была двойная стена длиной 9 км с 800 башнями.

Жители Двуречья были искусными мастерами в создании барельефов, декоративных изделий, оружия и украшений.

Древнейшие архитектурные памятники на территории Индии относят к цивилизации Инда. В бассейне этой реки обнаружены города Хараппа и Мохенджо-Даро, в которых были дома в два-три этажа, мощёные улицы, системы водоснабжения и канализации, святилища, ритуальные бассейны. Индийские храмы впечатляют своей величиной, большим количеством внутренних и внешних деталей декора. В этом регионе существовало несколько типов религиозных сооружений: храмы-гипогеи, ступы, храмы из дерева. Для раннего периода характерны святилища, вырубленные в скалах, с изображениями на колоннах и внутренних стенах. В III веке до н. э. появляются памятники буддистского искусства - ступы. Их возводили из камня и украшали статуями и барельефами, отражавшими сюжеты буддистских легенд. В представлениях буддистов храм воплощал структуру вселенной: купол символизировал небесный свод, вершина - символ веры, помещение с четырьмя входами - четыре стороны света. Храмы из дерева - пагоды - имели форму очень высокой призмы, их крыша была заострённой. Этот вид строения переняли китайцы.

В Китае архитектура достигла расцвета в I тыс. до н. э. В качестве строительного материала в этой стране широко использовались дерево и кирпич. Храмы - пагоды - состояли из нескольких этажей с балюстрадами и террасами. Колоссальным защитным сооружением является Великая Китайская стена, которая начала возводиться в 215 г. до н. э. силами 300 000 человек по приказу императора Цинь Шихуанди в целях защиты от нашествий с севера. Длина стены - 2000 км, а толщина настолько велика, что на её гребне свободно могли разъехаться два всадника. Великая стена была реконструирована в XV веке, приобретя современный облик.

Искусство Греции и Рима

Греческий мир внёс фундаментальный вклад в развитие европейского искусства. Находясь в тесной связи с религией, греческое искусство достигло высочайшего уровня. Апогей в его развитии приходится на V век до н. э. Греческий народ, вдохновлённый своими победами, возводил великолепные храмы со статуями, общественные сооружения. В их строительстве использовали камень, мрамор. Самыми красивыми памятниками греческой архитектуры являются храмы, которые не похожи ни на египетские святилища, ни на зиккураты. Греческий храм был монументальным сооружением, в котором находились только статуя бога и сокровищница; он не был рассчитан на приём множества верующих. Линии этого сооружения просты и гармоничны, одним из основных его элементов является колонна. По форме и орнаментации выделяют три стиля колонн: дорический, ионийский и коринфский. Дорический стиль отличается простотой, мощностью. Капитель (верхняя часть колонны) - строгая, геометрически правильная. В дорическом стиле построен Парфенон - храм богини Афины на афинском Акрополе, а также святилище Аполлона в Дельфах.

В ионийском стиле формы легче, колонна становится более грациозной, а для капителей характерно украшение завитками. В этом стиле создан Эрехтейон, посвящённый богине Афине, храм Афины Ники (Афины-победительницы) и святилище Артемиды в Эфесе. Коринфский стиль получил распространение в конце V века до н. э. Основные его черты: стройная колонна с каннелюрами (желобками) и капитель, охваченная букетом из листьев. Данный стиль применялся в строительстве храма Зевса-олимпийца, что у подножья афинского Акрополя.

Особенно много монументальных зданий - храмов и публичных строений - было сооружено в Афинах при Перикле. Работами руководил архитектор и скульптор Фидий. В результате за 20 лет Афины стали одним из красивейших городов мира.

Скульпторы, как и архитекторы, искали вдохновения в мифологии и в окружающем мире. На первый план стал выходить образ человека, его физической и духовной красоты. Творения великих греческих скульпторов отличает гармония и умиротворённость. Фидий создал из слоновой кости и золота статую Зевса Олимпийского, отнесённую в древности к семи чудесам света, и богини Афины-девы (Парфенос). Греки устанавливали статуи не только богов, но и атлетов - победителей Олимпийских игр. Работы в бронзе Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор», или «Копьеносец») изображают атлетические фигуры в движении. Поликлет разработал канон классического искусства, определив идеальные пропорции человеческого тела.

В эллинистическую эпоху стали появляться скульптуры нового типа, отражавшие эмоции и отходившие от религиозных аспектов. Новые, грациозные образы выходили из под резца Праксителя. Это мраморные статуи «Эрос», «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская». Лисипп был мастером в литье из бронзы и в изображении движения. Он оставил серию портретов-бюстов Александра Македонского, статуй богов. Скульптор и художник Скопас в своих произведениях выражал страсть, беспокойство и боль. Греческая живопись на керамике прошла путь от геометрических, растительных и зооморфных мотивов к изображениям людей в сценах из мифов, эпизодах из «Илиады» и «Одиссеи». Вазы были двухцветными: чёрный фон и красные фигуры либо красный фон и чёрные фигуры. Греческое искусство VI-V веков, характеризовавшееся соблюдением пропорций, равновесием, гармонией с природой, называют классическим. Эллинистическое искусство было отличным от классического, оно сочетало в себе греческие и восточные традиции.

Римляне добились выдающихся успехов в архитектуре, заложив ее основы в этрусский период, которая носила прикладной, градостроительный характер, будучи подчинённой общественным потребностям. Римляне ввели такие элементы, как свод и купол. Их широко использовали в строительстве больших зданий. Публичная жизнь в Риме была сосредоточена на центральной площади - Форуме. Здесь строились дворец сената, административные сооружения, базилика, где проходили заседания суда и заключались сделки. В римском градостроительстве существовала тенденция к сосредоточению в одном месте всех строений общественного, религиозного и административного назначения. Все императоры украшали Рим монументальными форумами. В память о римских победах возводились триумфальные арки и колонны (колонна Траяна, колонна Марка Аврелия). Римские амфитеатры представляют собой внушительного размера конструкции. В них проходили представления, собиравшие огромное множество людей. Самым знаменитым среди них является Колизей, где одновременно около 50 000 человек могли наблюдать за боями гладиаторов.

Древнейшие храмы в Риме возводились по этрусским образцам. В последующие периоды появлялись монументальные святилища из мрамора. Среди общественных зданий можно отметить термы (публичные бани), где граждане встречались, чтобы побеседовать о политике и философии. Важными сооружениями были мосты, соединявшие пути сообщения, и акведуки, обеспечивавшие водоснабжение города.

В римской скульптуре, представленной статуями и барельефами, доминировал реализм. Из всех жанров римляне отдавали предпочтение портретам, не зря до нас дошли многочисленные бюсты известных людей. О римской живописи можно судить по ярким, многоцветным фрескам в Помпее и Геркулануме, изображающим сцены из мифов. Развитым было и искусство напольной мозаики с геометрическим чёрно-белым орнаментом или стилизованными изображениями людей и животных. В отличие от эллинистической, в римской живописи предпочтение отдавалось событийным, историческим или обыденным аспектам.