Сборник идеальных эссе по обществознанию. Сборник идеальных эссе по обществознанию В10 Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении

«На дне» М. Горький

Лука (задумчиво, Бубнову ). Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил...

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле – особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду... а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю...» Одна у него радость была – земля эта...

Пепел. Ну? Пошел?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!..

Пепел (негромко ). Ну? Нету?

Бубнов хохочет.

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?

Лука. Человек – не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет... Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав .) А после того пошел домой – и удавился!..

Все молчат, Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

Пепел (негромко ). Ч-черт те возьми... история – невеселая...

Наташа. Не стерпел обмана...

Бубнов (угрюмо ). Всё – сказки...


Показать ответ

Реализм – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Степень реалистичности произведения определяется степенью проникновения в реальностью, глубиной и полнотой ее художественного познания.

Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.


реализм


Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

Каким раз­ме­ром на­пи­сан пуш­кин­ский «Евгений Онегин»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.

I

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом. II

Зима!...Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно... III

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Всё это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег;

Он вас пленит, я в том уверен,

Рисуя в пламенных стихах

Прогулки тайные в санях;

Но я бороться не намерен

Ни с ним покамест, ни с тобой,

Певец финляндки молодой! IV

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьёв военных и поход.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Укажите ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра «Евгения Онегина».

Пояснение.

А. С. Пуш­кин опре­де­ли жанр сво­е­го про­из­ве­де­ния как роман в стихах. Роман в сти­хах - это ли­те­ра­тур­ный жанр, со­че­та­ю­щий при­су­щие ро­ма­ну свой­ства композиции, си­сте­мы пер­со­на­жей со сти­хо­твор­ной формой.

Ответ: роман.

Ответ: романвстихах|роман

Екатерина Камалова 28.09.2017 14:41

В пояснении написано, что это роман в стихах, а в ответе написано просто роман.

Татьяна Стаценко

В ответе оба варианта.

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, рас­цвет ко­то­ро­го пришёлся на вто­рую по­ло­ви­ну XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё от­ра­же­ние в «Евгении Онегине».

Пояснение.

Такое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализмом. Дадим определение.

Реализм — это ос­нов­ной метод ис­кус­ства и литературы. Его основа — это прин­цип жиз­нен­ной правды, ко­то­рым ру­ко­вод­ству­ет­ся ху­дож­ник в своём творчестве, стре­мясь дать наи­бо­лее пол­ное и вер­ное от­ра­же­ние жизни и со­хра­няя наи­боль­шее жиз­нен­ное прав­до­по­до­бие в изоб­ра­же­нии событий, людей, пред­ме­тов вещ­но­го мира и при­ро­ды такими, ка­ки­ми они яв­ля­ют­ся в самой действительности.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Текст «Евгения Онегина» чле­нит­ся на 14-строчные про­ну­ме­ро­ван­ные строфы, име­ю­щие сход­ную рит­ми­че­скую структуру. Какое на­зва­ние по­лу­чи­ла такая строфа?

Пояснение.

Онегинская стро­фа - строфа, ко­то­рой на­пи­сан роман А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин».

Онегинская стро­фа со­сто­ит из трёх чет­ве­ро­сти­ший (катренов) и за­клю­чи­тель­но­го двустишия, на­пи­сан­ных четырёхстопным ямбом. Пер­вое чет­ве­ро­сти­шие - с перекрёстной рифмой; во вто­ром - риф­му­ют­ся смеж­ные строки; в тре­тьем - рифмы охватные; в за­клю­чи­тель­ном дву­сти­шии - смеж­ная рифма.

Ответ: онегинская.

Ответ: онегинскаястрофа|онегинская

В пер­вой стро­фе даётся опи­са­ние зим­ней природы. Как на­зы­ва­ет­ся такое опи­са­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение.

Такое опи­са­ние на­зы­ва­ет­ся пейзажем. Пей­заж - изоб­ра­же­ние при­ро­ды в ли­те­ра­тур­ном произведении. Чаще всего пей­заж не­об­хо­дим для того, чтобы обо­зна­чить место и об­ста­нов­ку дей­ствия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, по­ме­щи­чья усадь­ба и т. д.).

Ответ: пейзаж.

Ответ: пейзаж

Описывая зим­нюю пору, автор не­од­но­крат­но при­бе­га­ет к об­раз­ным определениям, не­су­щим осо­бую смыс­ло­вую и экспрессивно-эмоциональную на­груз­ку («кибитка удалая », «холодною красою» и т. п.). Как они называются?

Пояснение.

Такие на­груз­ки на­зы­ва­ют­ся эпитетами. Эпи­тет - это ху­до­же­ствен­ное определение, при­да­ю­щее вы­ра­же­нию об­раз­ность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная ха­рак­те­ри­сти­ка предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, при­ла­га­тель­ным с ино­ска­за­тель­ным значением. Эпи­тет обыч­но вы­пол­ня­ет в пред­ло­же­нии син­так­си­че­скую функ­цию определения, по­это­му его можно счи­тать об­раз­ным опре­де­ле­ни­ем.

Ответ: эпитеты.

Ответ: эпитеты|эпитет

Укажите фа­ми­лию героини, о ко­то­рой го­во­рит­ся в приведённом фрагменте.

Пояснение.

Фамилия этой героини — Ларина. Среди мно­же­ства дей­ству­ю­щих лиц, в ро­ма­не самым круп­ным пла­ном по­ка­за­на Та­тья­на Ларина, ко­то­рую автор на­зы­ва­ет своим «милым идеалом». Это неслучайно. Пуш­кин вы­де­ля­ет Та­тья­ну из мно­гих пред­ста­ви­тель­ниц дво­рян­ско­го общества, по­ка­зы­ва­ет ее как цель­ную натуру, спо­соб­ную на глу­бо­кие и ис­крен­ние чувства.

Ответ: Ларина.

Ответ: Ларина

Пояснение.

В романе «Евгений Онегин» перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа - во всем ее многообразии и изменчивости.

Однако природа в романе - это не просто картины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравственные идеалы. Именно поэтому положительные герои произведения, как, например, Татьяна, рисуются в окружении природы. Татьяна, «русская душою», сама сродни русской природе во всем ее многообразии и несомненной прелести, для неё, как и для поэта природа и Родина неразрывны. Легкая авторская ирония ощущается в обращении к читателю, который, возможно, не найдет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как указывает Пушкин, уже описан «роскошным слогом» и изображен «певцом финляндки молодой». Однако автор показывает нам, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но не всегда замечаемых нами картинах.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны кар­ти­ны рус­ской природы? Что сбли­жа­ет эти про­из­ве­де­ния с со­от­вет­ству­ю­щи­ми стра­ни­ца­ми «Евгения Онегина»?

Пояснение.

Картины природы в романе «Евгений Онегин» превращаются в важнейший структурный элемент повествования. Пушкинские пейзажи не бывают статичны, в них передается вечное движение, наполняющее жизнь.

В пятой главе поэт рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег». Изображение природы в романе чаще всего соотносится с образом Татьяны. Для Пушкина связь героини с природой – это показатель её нравственного превосходства, духовного родства с Россией.

Подобный подход можем наблюдать и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Всем известна сцена, когда князь Андрей видит дуб: сначала засохший, безжизненный, а потом - зеленеющий, оживший с приходом весны. Болконскому близко это состояние: сначала он, уставший от бесполезной суеты, разочаровавшийся в жизни, как старый засыхающий дуб; потом, вдохновлённый живостью и непосредственностью Наташи, пробуждающийся к новому чувству, к новому смыслу своего существования.

Традиция изображать природу живым участником происходящих событий восходит ещё к древнерусскому памятнику «Слово о полку Игореве», где природа не только внешний пейзаж. Природа предсказывает (в сцене затмения пред походом Игоря) и сострадает (в сцене пленения князя и сцене плача Ярославны).

Таким образом, природа для Пушкина, Толстого, неизвестного древнерусского автора одухотворена: она живет, дышит, грустит вместе с героями, она сама полноправный герой произведения.

Пояснение.

Данное про­из­ве­де­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «ямб». Дадим определение. Ямб — это дву­слож­ный размер, в ко­то­ром уда­ре­ние па­да­ет на 2-ой слог.

Ответ: ямб.

Ответ: ямб

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ C ПО C терлитамакский индустриально-промышленный колледж

Тесты по литературе

Зотова Наиля Рашитовна,

преподаватель

Вариант 1

1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину 19 века и нашел свое отражение в творчестве И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского.

    классицизм;

    сентиментализм;

    романтизм;

2. В ком из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» воплощен авторский идеал?

А. Евгений Онегин Б. Татьяна Ларина

В.Владимир Ленский

3. Укажите название стиха Пушкина, в котором звучит призыв

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порыв!

    «К Чаадаеву»;

    «Вольность»;

А.С.Пушкина, написанные в 1825 г.

а. любви; б. лицейской дружбе; в. поэта и поэзии

5. С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Герой нашего времени»?

а. даёт возможность объективно раскрыть «историю дуэли» человека;

б. стремление к оригинальности;

в. чтобы пробудить интерес читателя к герою;

г. для постепенного – от «внешнего к внутреннему» - раскрытию характера главного героя

6. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя?

    определение, обозначающее умершего крестьянина;

    бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой; обозначение «омертвения» помещиков и чиновников;

    противопоставление в художественном мире произведения понятий «мёртвого» и «живого»

7. Какое произведение не было написано А.Н. Островским?

а. «Ревизор»; в. «Снегурочка»;

б. «Бесприданница»; г. «Банкрот»

8. Какой предмет не является характерной деталью для создания образа Обломова в романе

А. С. Гончарова?

    большой диван;

    кожаное кресло;

    удобный халат;

    мягкие туфли

9. Что в образе Базарова было чуждо автору романа «Отцы и дети»?

а. отрыв от какой-либо практической деятельности;

б. нигилистическое отношение к культурному наследию России;

в. непонимание роли народа в освободительном движении;

10. Кого считает счастливым в поэме Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»?

а. царя; б. попа; в. Гришу Добросклонова; г. пьяного.

11. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как

  1. фельетон;

12. Кем является Порфирий Петрович из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а. следователем; б. письмоводителем; в. Судьей.

13. Лирический герой – это

    специфический образ человека в лирическом произведении;

    все герои произведения.

14. Как называется разговор двух действующих лиц?

15. Как называется изображение природы в художественном произведении?

Вариант 2

1. Какому литературному направлению русской литературы XIX века присуще отображение действительности, указывающее важные, типические черты жизни, описанные объективно?

А. классицизм;

Б. сентиментализм;

В. романтизм;

г. реализм

2. К какому типу людей относится главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

А. «лишний человек» ; Б. «новый человек»;

В. «маленький человек»

3. Какой теме посвятил А.С.Пушкин строчки

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

    памяти;

    дружбе;

в. любви

4. Кому посвящены стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…»

    А.П.Керн

    Н.Н.Н.Гончаровой

в . М.Н.Раевской

5. Описание внешности, портрета Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимычем, потому что он (М. М.)

    не наблюдателен;

    не способен к обобщениям;

    не мог быть объективен в описании внешности Печорина;

    слишком прост, не может понять Печорина, т. к. тот – человек другого круга

6. Почему Н. В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов – Коробочка – Ноздрёв – Собакевич – Плюшкин) последовательности?

    герои располагаются по степени деградации, омертвления;

    герои располагаются по принципу «оживления»;

    каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему;

    посещение Чичиковым помещиков не построено по схеме

7. Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):

а. Тихон; б. Кабаниха; в. Дикой; г. Кулигин

8. Каково происхождение героя романа «Обломов» А. С. Гончарова Обломов?

    дворянин; б. мещанин; в. купец

9. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а. ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым;

б. конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым;

в. борьба дворян и разночинцев - демократов

10. О ком эти строки Н.А. Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь

а. о Ермиле Гирине; б. о Савелии; в. о Григории Добросклонове

11. Какая из приведенных ниже сказок не принадлежит М.Е. Салтыкову-Щедрину?

а. «Карась-идеалист»; б. «Три медведя»; в. «Премудрый пескарь»; г. «Дикий помещик»

12. Какую часть в романе «Преступление и наказание» занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую – наказание его?

а. одну часть; б. пять частей

13. К родам литературы относятся

    роман, повесть, трагедия;

    стихи, проза, драматургия;

в. эпос, лирика, драма

14. Речь героя представляет высказывание,

обращенное к людям. Назовите термин

15. Как называется описание внешнего облика героя?

Лирические отступления

связанные с сюжетом прямо не связанные с сюжетом
Функции: - переход от одного повествовательного плана к другому; - приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью); - обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования
Могут состоять из одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру »), из нескольких строф (прощание с читателем)
Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д.
С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень - «довольно скучная пора», весна - грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов
I В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. II Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... III Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут. Согретый вдохновенья богом, Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег И все оттенки зимних нег; {27} Он вас пленит, я в том уверен, Рисуя в пламенных стихах Прогулки тайные в санях; Но я бороться не намерен Ни с ним покамест, ни с тобой, Певец финляндки молодой! {28} IV Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иний в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».


В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?

В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?

В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.

В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?

С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

В1. Роман в стихах

В2. Реализм

В3. Онегинская

В4. Пейзаж

В5. Эпитеты

В6. Ларина

Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,-
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.

XV
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,-
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

XVI
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». )

B1 . Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.

ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?

B4 . В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?

B5 . Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

B6. Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.

B7 . Каким размером написан «Евгений Онегин»?

С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?


B2 роман в стихах

B5 антитеза


"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Еще приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?

В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?

В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?

В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?

В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?

В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, А.С.Пушкин разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует А.С.Пушкин в выделенном обороте.

С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?

В1. Роман в стихах

В2. Зарецкий

В3. Сон Татьяны

В4. Элегия

В5. Лирическим отступлением

В6. Метафора

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1

А) Почему в изображении дуэли столь большое место А.СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?

Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям А.С.Пушкин использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2

А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.

Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?

Вот пистолеты уж блеснули.

Гремит о шомпол молоток.

В гранёный ствол уходят пули,

И щёлкнул в первый раз курок.

Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется. Зубчатый,

Надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё. За ближний пень

Становится Гильо смущённый,

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развёл по крайний след,

И каждый взял свой пистолет

"Теперь сходитесь".

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить - но как раз

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?

В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.

В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина.

В5. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?

В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,

«Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).

В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гр емит о шомпол мол оток.//В гр анёный ствол уходят пул и…»)?

С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?

С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?

В1. Кульминация

В3. Реализм

В4. Роман в стихах

В5. Строфа

В6. Анафора

В7. Аллитерация


Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Все это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Что он опаснейший чудак.

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, -

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

"Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с". Таков был общий глас.

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.


(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Укажите жанр произведения.

В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?

В3. Откуда герой прибыл в деревню?

В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:

«…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?

В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?

В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный ,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».

Как называется этот изобразительный и композиционный приём?

С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях

Пушкина герой – модой дворянин?

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют: вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

В1. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».

В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

В3. Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».

В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?

В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?

В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?

В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

В1. Реализм

В2. Роман в стихах

В3. Сравнение

В4. Лирическое

В5. Риторические

В6. Эпитет

В7. Онегинская строфа

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, рас­цвет ко­то­ро­го при­шел­ся на вто­рую по­ло­ви­ну XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в горь­ков­ской пьесе.


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.

Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт...

Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные...

Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»

Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?

Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай... Дальше!

Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно... жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»

Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?

Барон (хохочет) . Настька! Да ведь... ведь прошлый раз — Гастон был!

Настя (вскакивая) . Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь — лежа кофей пил...

Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!

Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!

Наташа. Не слушай их... что они? Они — из зависти это... про себя им сказать нечего...

Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я — одна... я — таковская! Пускай уж я... погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)

Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь... не надо!

Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.

М. Горький «На дне»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса М. Горь­ко­го «На дне».

Пояснение.

Пьеса М. Горь­ко­го «На дне» от­но­сит­ся в жанру драмы. Дадим определение.

Драма — ли­те­ра­тур­ный (драматический), сце­ни­че­ский и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский жанр. По­лу­чил осо­бое рас­про­стра­не­ние в ли­те­ра­ту­ре XVIII-XXI веков, по­сте­пен­но вы­тес­нив дру­гой жанр дра­ма­тур­гии - трагедию, про­ти­во­по­ста­вив ему пре­иму­ще­ствен­но бы­то­вую сю­же­ти­ку и более при­бли­жен­ную к обы­ден­ной ре­аль­но­сти стилистику.

Ответ: драма.

Гость 12.02.2015 00:47

Если я не ошибаюсь, Драма это род литературы, а жанр - Пьеса

Татьяна Стаценко

Всё верно, в пояснении правильно всё разъяснено.

Юлия Худякова 18.12.2016 22:35

Ответ социально-философская драма будет верным?

Татьяна Стаценко

Чаще обращайтесь к кодификатору: в нём нет такого деления.

Начало фраг­мен­та пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тое ав­тор­ское описание, вос­со­зда­ю­щее обстановку, в ко­то­рой про­ис­хо­дит действие. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные за­ме­ча­ния или по­яс­не­ния ав­то­ра ха­рак­те­ри­зу­ю­щие про­ис­хо­дя­щее на сцене или ком­мен­ти­ру­ю­щие дей­ствия персонажей?

Пояснение.

Такие за­ме­ча­ния или по­яс­не­ния ав­то­ра на­зы­ва­ют­ся ремарками. Дадим определение.

Ремарка — ука­за­ние ав­то­ра в тек­сте дра­ма­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния на по­ве­де­ние героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, об­ста­нов­ку действия, смыс­ло­вое под­чер­ки­ва­ние тех или иных высказываний.

Наташа (грызет семечки). Ишь! Видно, прав­ду говорят, что сту­ден­ты - отчаянные...

Ответ: ремарка.

Ответ: ремарка|ремарки

В при­ве­ден­ном фраг­мен­те раз­ви­тие дей­ствия про­ис­хо­дит бла­го­да­ря че­ре­до­ва­нию ре­плик дей­ству­ю­щих лиц. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся такая форма ху­до­же­ствен­ной речи.

Пояснение.

Такая форма об­ще­ния на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог - раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении. В дра­ма­тур­ги­че­ском про­из­ве­де­нии диа­лог дей­ству­ю­щих лиц - одно из ос­нов­ных ху­до­же­ствен­ных средств для со­зда­ния образа, характера.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог|полилог

В дан­ной сцене про­ти­во­по­став­ле­ны «мечтания» Насти и обстановка, в ко­то­рой зву­чит ее рассказ. Как на­зы­ва­ет­ся прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии пред­ме­тов или явлений?

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся антитеза. Дадим определение.

Антитеза - сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии по­ня­тий и образов, чаще всего ос­но­вы­ва­ет­ся на упо­треб­ле­нии антонимов.

Пустырь - за­со­рен­ное раз­ным хла­мом и за­рос­шее бу­рья­ном дво­ро­вое место. «…» А на­ле­во - серая, по­кры­тая остат­ка­ми штукатурки стена того дома, в ко­то­ром по­ме­ща­ет­ся ноч­леж­ка Костылевых. «…»Направо у стены - куча ста­рых досок, брусьев.

И вот - от­ве­чаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе не­воз­мож­но жить на свете... по­то­му как люблю я тебя безум­но и буду любить, пока серд­це бьет­ся во груди моей! Но, говорю, не лишай себя мо­ло­дой твоей жизни... как нужна она до­ро­гим твоим родителям, для ко­то­рых ты - вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я - одна... я - таковская! Пус­кай уж я... погибаю, - все равно! Я - ни­ку­да не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...»

Убогая об­ста­нов­ка и про­ти­во­по­став­ле­на неж­но­му рас­ска­зу Насти.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

lidana dronenko 08.12.2016 18:57

почему антитеза, а не контраст, по сути же одно и тоже???

Татьяна Стаценко

Верно, ответ добавлен.

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством вы­ра­же­ния ав­тор­ско­го от­но­ше­ния к изоб­ра­жа­е­мо­му (например, семечки, ко­то­рые гры­зет Наташа, слу­шая На­сти­ну историю)?

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­таль или ху­до­же­ствен­ная деталь. Дадим определение.

Художественная де­таль - особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: деталь.

Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь

Кристина Воздушная 11.05.2016 14:53

Здравствуйте. Если я напишу "Художественнаядеталь" вместо "деталь" это будет ошибкой?

Татьяна Стаценко

Дарья Колюкаева 25.09.2016 13:54

Здравствуйте, простите меня, но я слегка запуталась.

Разве не ремаркой зовется значимая подробность с выражением авторского отношения?

Татьяна Стаценко

По сути Вы правы. Ремаркой можно назвать композиционный прием, который включает в себя отстранение литератора от сюжетной линии. Это отстранение имеет буквальное или опосредованное отношение к изображенным явлениям, героям. Но если внимательно изучить кодификатор ЕГЭ по литературе, то мы с Вами не найдём в нём такого элемента содержания, как ремарка, а вот деталь есть. Советую Вам чаще обращаться к кодификатору - это позволит снять некоторые спорные вопросы.

Реплики персонажей, их ре­ак­ции на про­ис­хо­дя­щее пе­ре­да­ют внут­рен­нее со­сто­я­ние героев, их ду­шев­ные движения. Как на­зы­ва­ет­ся изоб­ра­же­ние внут­рен­ней жизни че­ло­ве­ка в ху­до­же­ствен­ном произведении?Пояснение.

Горький мастерски раскрывает основной конфликт пьесы, показывая отношение обитателей ночлежки к рассказу Насти. Главный вопрос, который стоит перед автором: «Правда или сотрадание?», предстает перед нами с разных сторон, обнажая мысли каждого персонажа. Лука замечает в Насте сострадание, стремление осуществить свою мечту и хоть понимает, что многое в рассказе девушки - выдумка, все равно продолжает поддерживать ее. Барон жалеет Настю, считая ее глупой, но очень доброй, что говорит о его нейтральном отношении к вопросу о важности правды. И, конечно, крайне интересно мнение Бубнова: он насмехается над девушкой, так как всякая ложь ему противна. Лишь Сатин считает, что любая жалость унижает человека, ведь с ней всегда следует презрение, хуже которого ничего не может быть.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки изоб­ра­же­ны «книжные» ге­ро­и­ни и в чем их можно со­по­ста­вить с горь­ков­ской Настей?

Пояснение.

##«Книжные героини» - тра­ди­ция сентиментализма. Де­вуш­ки с воз­вы­шен­ны­ми чувствами, с ра­ни­мой душой, вос­пи­тан­ные на лю­бов­ных ро­ма­нах и свято ве­ря­щие в необыкновенную, «неземную» лю­бовь - это Лиза Ка­рам­зи­на («Бедна Лиза»), это Настя Горь­ко­го («На дне»), это в какой-то мере и пуш­кин­ская Татьяна.

Пояснение.

В горь­ков­ской пьесе нашли свое во­пло­ще­ние прин­ци­пы реализма. Дадим определение.

Реализм — прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности. Во вся­ком про­из­ве­де­нии изящ­ной сло­вес­но­сти мы раз­ли­ча­ем два не­об­хо­ди­мых элемента: объ­ек­тив­ный - вос­про­из­ве­де­ние явлений, дан­ных по­ми­мо художника, и субъ­ек­тив­ный - нечто, вло­жен­ное в про­из­ве­де­ние ху­дож­ни­ком от себя. Оста­нав­ли­ва­ясь на срав­ни­тель­ной оцен­ке этих двух элементов, тео­рия в раз­лич­ные эпохи придаёт боль­шее зна­че­ние то одному, то дру­го­му из них (в связи с ходом раз­ви­тия искусства, и с иными обстоятельствами). От­сю­да два про­ти­во­по­лож­ных на­прав­ле­ния в теории; одно - ре­а­лизм - ста­вит перед ис­кус­ством за­да­чу вер­но­го вос­про­из­ве­де­ния действительности; дру­гое - иде­а­лизм - видит на­зна­че­ние ис­кус­ства в «пополнении действительности», в со­зда­нии новых форм. Причём ис­ход­ным пунк­том слу­жат не столь­ко на­лич­ные факты, сколь­ко иде­аль­ные представления.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм