Шедевры лувра - самые знаменитые экспонаты музея лувр. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре Шедевры Лувра - Самые знаменитые экспонаты музея

Лувр – уникальный музейный комплекс, один из крупнейших в мире. Экспозиции занимают 58 470 квадратных метров, а общая площадь музея – 160 106 м². История Лувра богата событиями, насчитывает примерно 700 лет. Изначально это была крепость, которую потом преобразовали в королевский дворец.

Лувр был основан в XII веке Филиппом-Августом (королем Франции). С момента основания Лувр подвергался многочисленным перестройкам и реконструкциям. Все французские короли, которые даже и не жили постоянно в Лувре, пытались внести что-то новое в облик здания.

Для короля Филиппа-Августа Лувр был крепостью, главная задача которой состояла в защите западных подступов к Парижу, поэтому Лувр представлял собой мощное сооружение с центральной башней.

При правлении Карла Пятого крепость превратили в королевскую резиденцию. Именно этот король стал инициатором перестройки крепости в здание, которое было бы пригодным для пребывания короля. Воплощением задумки занялся архитектор Реймон де Тамплю, который также позаботился о надёжной защите короля, окружив здание мощными крепостными стенами.

Примерно к концу XVIII века все работы по строительству Лувра были успешно закончены.

Музей принял своих первых посетителей в ноябре 1793 года. Первое время главным источником пополнения фондов Лувра были королевские коллекции, собранные Франциском I, Людовиком XIV. На момент основания музея коллекция уже насчитывала 2500 полотен.

На сегодняшний день в Лувре насчитывается 350 000 экспонатов, часть из которых содержится в хранилищах.

График работы:
Понедельник - 9:00-17:30
Вторник - Закрыто
Среда - 9:00-21:30
Четверг - 9:00-17:30
Пятница - 9:00-21:30
Суббота - 9:00-17:30
Воскресенье - 9:00-17:30

Официальный сайт музея: louvre.fr

Большинство парижан считает, что Лувр - их самая главная достопримечательность. Но стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Йео Минг Пео, по мнению горожан, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.

История

Исторически так сложилось, что в архитектуре Лувра всегда было совмещено множество стилей. Начало этому положил король Филипп-Август, который построил в 12 веке на западной приграничной стороне Парижа оборонительную крепость. За одно, она выполняла функции хранилища королевских архивов и казны.

Далее, при короле Карле Пятом она преобразилась в королевские аппартаменты. Архитекторы периода Возрождения перестраивали дворцовый ансамбль, стремясь исполнить фактически неосуществимую цель – удовлетворить вкусы двух королей: Франциска Первого и Генриха Четвертого, статуя которого нынче стоит на Новом мосту. Была разрушена основная часть крепостной стены и построена огромная галерея, которая соединяла Лувр с дворцом Тюильри, тогда ещё существовавшим.

В начале 17 века Генрих Четвёртый, испытывавший огромную симпатию к искусству, предложил художникам жить во дворце. Он пообещал им просторные залы под мастерские, жилища и чин дворцовых живописцев.

Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Среди их числа были Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден, Гийом Кусту. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса.

По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств. В это же время Наполеон Третий воплотит в реальность то, о чем мечтал Генрих Четвёртый – было пристроено к Лувру крыло Ришелье. Оно стало зеркальным отображением галереи О-Бор-де-л’О. Но Лувр совсем не надолго стал симметричным – во времена Парижской коммуны дворец Тюильри сгорел, а вместе с ним и основательная часть Лувра.

Коллекция

Сегодня Лувр - это более 350 тысяч произведений искусства, и приблизительно 1600 сотрудников, которые организуют функционирование музея. Коллекция располагается в трёх крыльях здания: вдоль улицы Риволи расположено крыло Ришелье; параллельно Сене тянется крыло Денон и квадратный двор окружает крыло Сюлли.

Древний Восток и Ислам. В залах выставлены предметы древнего искусства областей от Персидского залива до Босфора, в частности Междуречья, стран Леванта и Персии.

Коллекция Лувра насчитывает более 55 000 экспонатов древнеегипетского искусства. Экспозиция демонстрирует результаты промыслов древних египтян – чучела животных, папирусы, скульптуры, талисманы, картины и мумии.

Искусство Древней Греции, этруссков и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Собственно, именно эти залы презентуют главные скульптурные достояния Лувра – те, которые посетители музея обычно хотят посмотреть в первую очередь. Это статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, а также изваяние Ники Самофракийской, которое было найдено в виде 300 фрагментов через тысячу лет после её создания.

Декоративно-прикладное искусство представлено на втором этаже. Вы увидите всезозможные предметы: трон Наполеона Первого и уникальные гобелены, миниатюры, фарфоровые и ювелирные изделия, мелкую бронзу и даже королевские короны.

Цокольный и первый этажи крыла Ришелье и крыла Денон занимает обширное собрание работ французских скульптуров, а также небольшое количество экспонатов из Италии, Голландии, Германии, и Испании. Среди их числа две работы великого Микеланджело, которые носят название «Раб».

В Лувре хранится одна из самых обширных мировых коллекций живописи, и естественно, французская школа, представлена в музее наиболее всеобъемлюще.

Джоконда

Главное произведение, которое в первую очередь хотят увидеть туристы, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи. Эта картина находится в крыле Денон, в отдельном маленьком зале - Саль дез Эта, в который можно попасть только из Большой галереи.

Эта комната была построена совсем недавно, специально для того, чтобы туристам было удобно рассматривать самую узнаваемую картину в мире не натыкаясь друг на друга, хотя она и хранится за двумя слоями стекол.

Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.

Несмотря на своё величие, сама «Джоконда» по размеру даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Быть в Париже и не заглянуть в Лувр - просто преступление. Это вам любой турист скажет. Но если вы заранее не подготовились, то рискуете затеряться среди толпы людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей.

Лувр огромен и прекрасен. Насладиться всеми его экспонатами даже за один день не получится - их более 300 000. Чтобы не получить эстетический шок от перенасыщения прекрасным, приходится делать выбор. сайт решил вам его облегчить.

Итак, зачем же идти в Лувр? В первую очередь, конечно же, за «Джокондой».

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи - главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.

«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.

Венера Милосская

Вторая звезда Лувра - статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Знаменитый античный идеал красоты, созданный за 120 лет до н. э. Рост богини - 164 см, пропорции - 86×69×93.

По одной из версий, руки богини были утрачены в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками - владельцами острова, где она была обнаружена. Эксперты уверяют, что руки статуи были отбиты задолго до ее обнаружения. Однако местные жители островов Эгейского моря верят в другую красивую легенду.

Один знаменитый скульптор искал модель для создания статуи богини Венеры. До него дошел слух о женщине необычайной красоты с острова Милос. Художник помчался туда, отыскал красавицу и без памяти влюбился в нее. Получив согласие, он принялся за работу. В день, когда шедевр был почти готов, не в силах больше сдерживать страсть, скульптор и модель бросились в объятия друг к другу. Девушка так сильно прижимала к груди скульптора, что тот задохнулся и умер. А скульптура так и осталась без обеих рук.

«Плот «Медузы» Теодор Жерико

Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Хотя после смерти художника в 1824 году представители Лувра не готовы были заплатить за нее достойную сумму, и картину приобрел на аукционе близкий друг художника.

При жизни автора полотно вызывало возмущение и негодование: как посмел художник использовать столь большой формат не для принятого в те времена героического или религиозного сюжета, а для изображения реального события.

В основе сюжета картины лежит происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 140 человек попытались спастись на плоту. Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших - убийства, людоедство - потрясли общество и обернулись скандалом.

Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Прежде чем изобразить последних, художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.

Ника Самофракийская

Еще одна гордость музея - мраморная скульптура богини победы. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до н.э в знак греческих морских побед.

У скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является реконструкцией, гипсовой копией левого крыла. Неоднократно пытались восстановить и руки статуи, но безуспешно - все они портили шедевр. Статуя теряла ощущение полета и стремительности, неудержимого стремления вперед.

Первоначально Ника стояла на отвесной скале над морем, а ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Сегодня статуя расположилась на втором этаже Лувра на лестнице Дару галереи Денон и видна издалека.

«Коронация Наполеона» Жак Луи Давид

Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона.

Полное название картины - «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII дает ему свое благословение.

Картина была создана по заказу самого Наполеона I, который хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. Поэтому он попросил Давида изобразить в самом центре картины свою мать, которой не было на коронации, себя сделать чуть выше, а Жозефину - чуть моложе.

«Амур и Психея» Антонио Канова

Существует две версии скульптуры. В Лувре хранится первая версия, подаренная музею в 1800 году мужем сестры Наполеона Иоахимом Мюратом. Вторая, более поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ее подарил музею князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году.

Скульптура изображает бога Купидона в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура». На создание шедевра итальянского скульптора Антонио Канова вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

«Рабы» Микеланджело

Лувр обладает одной из богатейших в мире коллекций египетских древностей. Шедевр древнеегипетской культуры, который нужно непременно увидеть своими глазами - это статуя знаменитого фараона Рамзеза II.

Оказавшись в зале египетских древностей, не пропустите также статую сидящего писца с удивительно живым выражением лица.

«Кружевница» Яна Вермеера

Картины Вермеера интересны тем, что в них исследователи находят того, что великие художники, начиная с эпохи Возрождения, пользовались оптикой для написания своих реалистичных картин. В частности при создании «Кружевницы» Вермеер, предположительно, использовал камеру-обскуру. На картине можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии, например: размытый передний план.

В Лувре также можно посмотреть картину Вермеера «Астроном». На ней изображен друг и посмертный распорядитель художника Антони ван Левенгук, ученый и микробиолог, уникальный мастер, создававший собственные микроскопы и линзы. По всей видимости, он и снабжал Вермеера оптикой, с помощью которой художник писал свои шедевры.

Имя гения итальянской эпохи Возрождения Леонардо да Винчи знакомо всем, от мала до велика. Ученый, писатель, изобретатель, художник и скульптор оставил после себя множество великолепных произведений искусства. Мистики, астрологи, историки и обыватели ищут в них скрытые знаки и смыслы вот уже несколько столетий. Мы же предлагаем вам просто насладиться их великолепием.

Перед вами выдающиеся работы эпохи Ренессанса, картины Леонардо да Винчи с названиями и кратким описанием истории их создания, шедевры, которые по праву считаются лучшими в галерее великого мастера.

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Портрет супруги торговца шелком из Флоренции Ф.Д. Джокондо Лизы Герардини был написан приблизительно в 1503-1505 годах. Ныне картина считается самой известной не только в творчестве Леонардо да Винчи, но и вообще в мировой живописи всех времен и народов. Биографы великого мастера всегда писали о месте полотна в творчестве художника, его отношении к портрету и о том, с какой страстью он отдавался работе над ним.

Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. Биографы и искусствоведы уже не первое столетие бьются над многими вопросами о ее создании. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет.

В настоящее время картина хранится в Лувре (Париж).

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

«Мадонна Бенуа»

Называя лучшие картины Леонардо да Винчи, нельзя не вспомнить о прекрасной «Мадонне Бенуа». Это ранняя работа мастера (1478-1480 гг.), которую он предположительно не завершил. Вполне вероятно, что эта картина и «Мадонна с гвоздикой» стали первыми самостоятельными работами живописца. На тот момент Леонардо было 26 лет, он уже покинул своего учителя и мастерскую.

Любуясь полотном, нельзя не отметить характерный и уже сложившийся в определённой степени стиль да Винчи, хотя он еще по-прежнему опирается на опыт флорентинцев 15 века. Одну из первых самостоятельных работ мастера отличает новая трактовка библейского сюжета, который определен как обычная сцена их жизни. Вы видите молодую мать, одетую и причесанную по моде тех лет, которая играет с сыном и протягивает ему цветок крестоцвета (традиционный символ распятия).

В 1912 г. «Мадонна Бенуа» принадлежала частной коллекции придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. По его просьбе она была оценена европейскими антикварами. Однако жена архитектора пожелала оставить картину в России и уступила ее Эрмитажу (в котором она ныне и хранится) за 150 тыс. рублей вместо определенных 500 тысяч франков.

Незаконченное полотно «San Girolamo»

Картина «Святой Иероним» осталась незавершенной. Леонардо выполнял ее по поручению церковных властей Флоренции в ранний период своего творчества, в тот момент, когда работал в мастерской А. Верроккьо. Отбыв в 1482 г. в Милан, он оставил ее.

Сюжет картины, как следует из названия, - религиозный. Зритель видит кающегося Святого Иеронима. Его фигура является центральной, она выразительна и даже в незавершенном виде позволяет заметить тщательную проработку выражения лица, строения тела. В ногах у святого лежит лев - его обычный спутник.

До нас картина дошла в довольно потрепанном виде. Ее сильно обрезали, а затем распилили на две части; предполагается, что нижняя могла служить крышкой ларя. Воедино все элементы были соединены кардиналом Фешом. В настоящее время картина «Святой Иероним» хранится в Ватиканской пинакотеке.

«Благовещение»

Картину религиозной тематики «Благовещение» Леонардо да Винчи писал в молодом возрасте, находясь «под крылом» своего учителя Верроккьо, в 1472-1475 гг. Сюжет полотна обращается к евангельскому тексту, который повествует о возвещении Девы Марии архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.

Композиция проста и в некоторым смысле традиционна. На переднем плане мы видим коленопреклоненного архангела с белой лилией в левой руке и Марию. Горизонтальная линия на заднем плане заполнена обширным пейзажем.

Можно сказать, что до великого мастера перспектива в изобразительном искусстве не применялась, да и сам он к этому пришел не сразу, что наглядно демонстрирует это раннее произведение («Благовещение»). Картина Леонардо да Винчи подверглась небольшим изменениям. Изначально крылья архангела были меньшего размера и смотрелись намного гармоничнее. Однако неизвестным художником они были дорисованы и в результате стали более громоздкими.

Картина с 1867 года хранится в одной из самых старых галерей Европы Уффици (Флоренция, Италия).

«Иоанн Креститель»

Данная работа принадлежит к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи. Картина написана на дереве маслом предположительно в период с 1514 по 1516 год. Считается, что вместе с «Джокондой» и «Святой Анной» он привез ее в 1516 г. во Францию, когда поселился в замке Клу. В 1517 г. он показал все три работы кардиналу Арагонскому, и вскоре они были куплены королем. С тех пор картины не покидали королевской коллекции и были унаследованы Лувром.

Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Данный прием был разработан самим да Винчи. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. К таковым относится изнеженность юноши, его женоподобная улыбка и взгляд, кольцами вьющиеся волосы.

Композиция и история «Поклонения волхвов»

Неоконченная картина «Поклонение волхвов» была заказана в 1481 г. монахами-августинцами из монастыря Сан Донато (Скопето). Однако она так и осталась незавершенной, так как через год после начала работы мастер уехал в Милан. Заказчики, озабоченные слишком долгим его отсутствием, желая получить картину как можно быстрее, обратились к другому художнику, к Филиппино Липли. Оба произведения в настоящее время хранятся в галерее Уффици.

Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг - паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане - развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Существует мнение, что молодой человек, изображенный справа - это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю.

«Мадонна Литта»

Известные всему миру картины Леонардо да Винчи, с названиями и краткой историей создания представленные в статье, никогда не подвергались сомнению в плане авторства, чего нельзя сказать о полотне «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что ее вполне мог написать один из его учеников. Другие в качестве доказательства подлинности приводят эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре.

В центре сюжета женщина с ребенком на руках, которого она кормит грудью. Фон заполнен стеной с двумя арочными окнами, из которых на зрителя падает свет. Сама же Мадонна словно озарена изнутри.

Леонардо писал картину в 1490-1491 гг. для правителей Милана. Позже полотно перешло к знатной аристократической семье Литта. В их частной коллекции оно хранилось несколько столетий, благодаря чему и обрело свое современное название. В 1864 г. «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем, где выставлена и поныне.

Картины Леонардо да Винчи, с названиями и фото представленные выше, бесспорно, являются лучшими в творчестве художника. Это настоящие жемчужины не только его личной галереи, эпохи Ренессанса, но и всей мировой живописи.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.

Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.

«Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.

Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.

По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.

Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.

Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.

Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.

Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.

2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org

Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.

Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.

Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.

Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.

Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.

Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.

3. Тайная вечеря. 1495-1598 гг.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.

Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.

Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.

Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.

Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины 19 века. Когда цветными тени стали писать .

Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).

О других необычных деталях росписи читайте в статье

4. Мона Лиза. 1503-1519 г.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. . Wikimedia.commons.org

На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.

До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье .

Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.

Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.

Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.

В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?

Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.

Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!

5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu

“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.

Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.

В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.

Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит ? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.

Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.

Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.

Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.

Жаль, что человечество не смогло воспользоваться в полной мере его гениальностью.

Интересно, Леонардо – исключение, равных которому больше не появится на Земле? Или это сверхчеловек будущего, который случайно родился раньше времени?

Ещё об одном шедевре Леонардо, который хранится в , читайте в статье

Проверьте свои знания, пройдя

Мона Лиза (Джоконда). 1503-1506. Дерево, масло. Л y в p , Париж

Мадонна в гроте. Около 1483. Холст, масло. Лувр, Париж

Мадонна Дрейфус. 1470-1475. Дерево, темпера.

Благовещение. 1472-1475. Дерево, темпера. Лувр, Париж

Мадонна Литта. 1490-1491. Темпера, холст (переведено с деревянной доски). Государственный Эрмитаж, Санкт – Петербург

Тайна вечеря. 1495-1498. Темпера на мастике. Церковь Санта Мария дель Грацие, Милан

Иоанн Креститель. 1515-1516. Дерево, масло, Л увр, Париж

Святая Анна с Марией и младенцем Христом. Около 1510. Дерево, масло. Лувр, Париж

Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани (?). 1485-1490. Дерево, масло. Национальный музей, Краков

Бахус. 1513 - 1515. Масло, темпера, дерево. Лувр, Париж

*Первоначально картина называлась «Иоанн в пустыне»

Поклонение волхвов. 1481-1482. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция

Автопортрет. Около 1515. Сангина на бумаге.

Мадонна с гвоздикой. 1478 - 1480. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен .

Портрет Джиневры де Бенчи. 1474. Дерево, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Святой Иероним. 1480-1482. Дерево, масло. Музей Ватикана, Рим

Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. / 507-1508. Бумага, уголь, мел. Национальная галерея, Лондон

Витрувианский человек. Около 1490 - 1492. Бумага, коричневые чернила, свинцовый карандаш, перо. Академическая галерея, Венеция.

Битва при Ангьяри. 1503-1506. Бумага, уголь, тушь, перо, акварель. Лувр, Париж

Пейзаж. 1473. Бумага, тушь, перо. Галерея Уффици, Флоренция

Голова девушки. Около 1483. Тонированная бумага, свинцовый карандаш. Королевская библиотека, Турин

Набросок мужской головы к картине «Тайная вечеря». Около 1495. Тонированная бумага, тушь, перо, серебряный карандаш, Музей графики Альбертина, Вена .

Штудия для картины «Поклонение Марии». Около 1481. Бумага, тушь, перо, серебряный карандаш. Галерея Уффици, Флоренция

Аллегория. Около 1516. Бумага, сангина. Королевская библиотека, Виндзор

Леда. 1503-1507. Бумага, тушь, перо, уголь.

Штудии человеческого черепа. 1489. Бумага, тушь, перо, уголь. .

Гигантский арбалет. 1480-1482. Бумага, коричневые чернила, свинцовый карандаш, перо. Библиотека Амброзиана, Милан

Анатомические зарисовки плечевого пояса человека. 1509-1510. Бумага, коричневые чертога, свинцовый карандаш, перо. Королевская Библиотека, Виндзор

Зарисовки кошек, драконов, и других животных. 1513-1515. Бумага, тушь, перо, уголь. Королевская библиотека, Виндзор

Звезда Вифлиема. 1505-1507. Бумага, тушь, перо, сангина. Королевская библиотека, Виндзор

Рисунок мужской головы. 1504-1505. Бумага, свинцовый карандаш. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Эскиз драпировки для сидящей фигуры. 1470-1484. Холст, темпера. Лувр, Париж

Андреа дель Верроккио . Крещение Христа. 1472-1475. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция

Мадонна с веретеном. 1501. Дерево, масло. Частное собрание, Нью-Йорк

Известны три версии этой композиции, эта наиболее близка к манере Леонардо да Винчи.

Портрет Лукреции Кривелли (?). 1490-1495. Дерево, масло. Л увр, Париж

Леда с лебедем. 1510 - 1515. Масло, дерево. Галерея Боргезе, Рим

*Картина «Леда и лебедь» кисти Леонардо да Винчи до нашего времени не сохранилась. О ней можно удишь лишь по копии, сделанной неизвестным художником в начале 16 века

Мадонна Бенуа. 1478. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт - Петербург

Портрет музыканта. 1485. Дерево, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан

Портрет Беатриче д"Эсте. Около 1485. Дерево, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан

Профиль воина в шлеме. Около 1472. Бумага, свинцовый карандаш. Британский музей, Лондон

Женщина с распущенными волосами. 1508. Дерево, темпера. Национальная галерея, Парма