Шекспир – гуманист, драматург, человек Возрождения. Уильям шекспир - величайший драматург-гуманист англии Основные гуманистические идеи уильяма шекспира

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды,
мнения, некоторые документы и его великие произведения.

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке - о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Шекспир", например) - все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.

Из биографии
Уильям Шекспир родился с Стратфорде, небольшом городке на берегу реки, 23 апреля 1564 года. Его мать, Мари Ардэн, происходила из дворянского рода, отец был зажиточным горожанином и одно время играл серьезные роли в местной политике - был мэром городка и олдерменом. Отцу принадлежало несколько домов в Стратфорде, он торговал зерном, шерстью и мясом, поэтому у маленького Уильяма была возможность учиться в местной "грамматической" школе.
В школе преподавали основы риторики и грамматики, однако основным предметом была латынь: ученики читали в подлинниках великих мыслителей и поэтов древности - Сенеку, Овидия, Виргилия, Горация, Цицерона. Знакомство с произведениями лучших умов своего времени отразилось в дальнейшем на его творчестве. В то же время, живя в маленьком провинциальном городке, где все друг друга знали и общались независимо от сословий, Шекспир был хорошо знаком с жизнью простых горожан. Он стал знатоком фольклора, и многие черты будущих героев были списаны с местных жителей. Смекалистые слуги, чопорные вельможи, страдающие люди, кому было тесно в рамках условностей - все эти герои появились впоследствии в его комедиях и трагедиях.


Телец по гороскопу, Уильям отличался трудолюбием, тем более что начать работать ему пришлось очень рано - с 16 лет, потому что его отец запутался в делах и не мог содержать всю семью. Биографические сведения об этом времени разнятся. По одним данным, Уильям работал сельским учителем. По другой легенде он был подмастерьем в лавке мясника, и, по преданию, уже тогда был гуманистом - перед забоем животных "он произносил над ними торжественную речь". В восемнадцатилетнем возрасте Уильям женился на Анне Хатауэй, которой было в то время 26 лет. Через три года после женитьбы он переехал в Лондон. По легенде, Шекспир бежал от местного помещика, который преследовал его за то, что Уильям убивал оленей во владениях вельможи (убить оленя богача считалось доблестью).
В Лондоне Шекспир получил работу в театре. Он присматривал за лошадьми приезжающих, и был поначалу "штопальщиком пьес" ("playpatcher"), или, говоря современным языком, рерайтером - перерабатывал старые пьесы для новых постановок. Вероятно, он пробовал себя как актер, но не стал знаменит. Вскоре Шекпир стал драматургом театра. Его творчество еще при жизни было оценено современниками по достоинству - в 1599 году, когда был образован театр "Глобус" (Globe), Шекспир стал одним из пайщиков. Видимо, в материальном плане его жизнь сложилась благополучно.


О творчестве
Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин. В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. Но ценность его творчества была не только в этом. За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени. Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени - эпохи Возрождения.
Известная и любимая всеми комедия "Укрощение строптивой" - один из примеров. В основу комедии лег сюжет домостроевского фарса, когда мужчина, в общем-то грубый и недалекий - Фернандо, укрощает "строптивую" и сварливую Катарину. В конце Катарина произносит монолог, в котором прославляет патриархат, и суть которого в том, как прекрасно быть замужней покорной женой. Шекспир в своей комедии "Укрощение строптивой" пошел дальше фарса, показав гуманистические идеалы того времени. Катарина уже не сварливая тетка, а девушка, которая страдает от условностей того времени и от поведения своего отца, которому просто необходимо быстрее выдать замуж дочерей для приумножения капитала. Красавица-сестра Бьянка пользуется успехом у мужчин и очень хочет замуж, а Катарина, из-за своего характера - от рождения сильного и активного (идеал эпохи Возрождения), борется за свое счастье. Она не хочет просто так выходить замуж, лишь бы порадовать отца - она хочет любить и быть любимой.


В то же время, образ отца комичен - он и сам страдает от неадекватного поведения дочки, которая пользуется дурной славой среди местного мужского населения, и поэтому спит и видит, когда найдется смелый - и обязательно очень богатый! - мужчина, чтобы поскорее избавиться от проявлений характера старшей дочери. В этой комедии помимо интересного сюжета и веселых диалогов, Шекспиру удалось показать несколько идей, которые по сей день современны, а в некоторых странах их даже можно назвать передовыми. В общем-то, суть пьесы не в прославлении находчивости мужчин, и даже не равноправия мужчины и женщины. Шекспир здесь показал "равноценность" мужчины и женщины, которые гармонично дополняют друг друга, и последний монолог "покорной" жены Катарины как раз об этом. В ее словах звучит уважительное отношение к мужу:

"... В заботах о тебе
Он трудится на суше и на море,
Не спит ночами в шторм, выносит стужу,
Пока ты дома нежишься в тепле,
Опасностей не зная и лишений.
А от тебя он хочет лишь любви,
Приветливого взгляда, послушанья -
Ничтожной платы за его труды".

Катарина не просто скандалила, а доказывала свою ценность как личности, которой нужен достойный партнер. Петруччо оказался таким - смелым и находчивым, который искренне заинтересовался девушкой (хотя деньги сыграли первоочередную роль). Второй идеей, которая достаточно завуалирована, но отражает русскую пословицу "Не все то золото, что блестит" стало поведение прелестницы Бьянки, которая также обнаружила свой характер: "Так ты ведешь себя еще глупее, коль ставишь деньги на мою покорность". С другой стороны, почему бы в этой фразе не увидеть то, что Бьянка просто по ходу пьесы кое-чему научилась у своей сестрицы?

Первый период творчества отличается особенной яркостью и жизнерадостностью. Шекспир в эти годы создал блестящий ряд комедий: кроме "Укрощения строптивой", широко известны пьесы "Двенадцатая ночь", Сон в летнюю ночь", "Как вам это понравится", "Много шума из ничего". К первому периоду творчества Шекспира относятся его сонеты. Они широко известны, но интересно, что в отличие от предшественников, поэт в сонетах воспевает дружбу. По мнению Шекспира, она богаче любовной страсти. В сонетах нашли выражение разные мысли и чувства поэта. Он рассуждает о дружбе, любви, и о... государстве. Даже цикл исторических хроник - кровавых драм ("Генрих IV", "Генрих V"), написанных в это время, не так мрачен: все завершается торжеством главного героя, есть и комедийный персонаж - сэр Фальстаф. Пожалуй, здесь Шекспир - желая того или нет - старался показать жизнь, как она есть - с радостью и трагедией. Позднее он уже не будет так весел.
Трагедия "Гамлет" открывает второй этап творчества поэта и драматурга. Здесь уже нет разудалого веселья, и герои из победителей все чаще превращаются в жертв, однако они все равно борются и живут. Почти все актеры мечтают сыграть Гамлета, потому что на сцене разворачивается внутренний мир Гамлета, его метания, страдания, муки выбора. В то же время Гамлет пытается осмыслить свои действия, он тяжело размышляет о жизни и не видит выхода даже в смерти.

Когда б не страх чего-то после смерти,
Неведомой страны, откуда ни один
Еще доселе путник не вернулся.
Вот что колеблет и смущает волю,
Что заставляет нас скорей сносить страданья,
Чем убегать к иным, неведомым бедам,
Да, малодушными нас делает сомненье...


После встречи с призраком отца - жизнь Гамлета переворачивается. И если он раньше был нежным мечтателем и просвещенным человеком, то теперь мир перевернулся и предстал своей другой стороной: "Каким докучным, тусклым и ненужным, Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!". Поклявшись отомстить отцу, Гамлет совершает тяжелый выбор и решается уничтожить убийцу отца - Клавдия. Но ненависть и убийство влекут за собой тяжелые последствия: Гамлет убивает невинного Полония, став причиной сумасшествия и гибели любимой женщины Офелии. Его мать, королева и нынешняя жена Клавдия, тоже становится жертвой, хотя цели и Гамлета, и Клавдия совпадают - первый хочет убрать королеву от "плотного сгустка мяса", как он называет Клавдия, а Клавдий хочет оставить себе трон и жену. Но королева выпивает яд, предназначенный для Гамлета, и умирает. В трагедии от одного убийства - разворачивается целая серия смертей. Попутно Шекспир в "Гамлете" показывает и другие стороны жизни общества, которое Гамлет (вслед за автором) считает несправедливым. Речь идет о сцене, где 20 тысяч солдат - простых людей - посланы вельможей на смерть ради кусочка земли в Польше, за аренду которого жалко отдавать "пять дукатов". И хотя Гамлет делает свой вывод - о собственной нерешительности, но тема неценности человеческой жизни уже обозначена. Толкований "Гамлета" написано тысячи томов - каждый исследователь находит в нем что-то свое. Каждый актер и режиссер ставит трагедию, чтобы также показать свое, выделить какие-то свои акценты, и все они оказываются справедливы. И это еще раз подчеркивает грандиозность Шекспира как драматурга. Умирая, Гамлет все же спас одну жизнь - своего друга Горацио, найдя для него нужные слова: "Дыши в суровом мире, чтоб мою поведать повесть". В этот же, второй период творчества, написаны и другие известные трагедии - "Отелло", "Король Лир", "Макбет". Произведения третьего творческого цикла не так известны: "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря".

Они написаны в жанре аллегорической фантастики, так как заказчиком театра, для которого писал Шекспир, уже становится знатная публика, которая хотела веселья и развлечений. Но и здесь гуманистические идеалы тоже находят свое выражение - это вера талантливого поэта и драматурга в светлое будущее человечества, обещание безмятежного спокойствия.

Интересно, что почти в это же время в Англии, где уже состоялась национальная государственность, установилась централизованная власть, Уильям Шекспир (1564-1616), крупнейший гуманист эпохи Позднего Возрождения, художественно осмысливает противоречивость, трагичность уже сложившихся отношений "человек-общество-государство".

В шекспировских трагедиях ("Король Лир", "Макбет" и др.), явно или нет, всегда присутствует природный космос, несущий совершенно противоположную, нежели у Монтеня, смысловую нагрузку. В этом космосе отражено смутное ощущение того, что над личной жизнью, сознанием "естественного" человека высится еще какой-то всеопределяющий мир, в рамках которого герои действуют. Этот мир надличной воли есть сфера общественно-государственных связей, подчиняющих без остатка "естественного" человека нормативам государства и делающих из него "государственного человека".

Разгадка шекспировских героев в том, что их жизнь протекает в двух планах: личном ("естественной индивидуальности") и общегосударственном (социально-гражданском). Однако герои не различают этих миров: субъективность их потрясает основы мира, даже если они действуют в кругу собственных "естественных" мотивов. В противоречивом единстве индивидуального и общегосударственного скрыто "ядро" трагедий Шекспира. Например, в "Отелло" личный мир героя окутан в покровы надчеловеческих космических сил. Совершившему преступление Отелло начинает казаться, что "сейчас луна и солнце затмятся совершенно, земля от ужаса затрясется". Этот образный ряд оттеняет то безликое, общественно-государственное, что вторгается в судьбу героя.

Отелло - гениально угаданный образ человека, пребывающего в непротиворечивом (вроде бы) единстве собственной естественности и социальности, "государственности, гражданства". Отелло - " естественный " человек (это усилено тем, что он - мавр), имеющий право любить, ненавидеть, быть нежным, постоять за нанесенное личное оскорбление. Вместе с тем он наделен "набором" определенных прав, обязанностей. В душе его столкнулись нормы двух сфер жизни - и он погиб. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006, с.92

Сцена убийства Дездемоны - далеко не кульминация трагедии, как это иногда представляют в плохом театре. Трагедия - в сцене самоубийства. После выяснения того, что Дездемона невиновна, Отелло еще силен духом, чтобы жить, и требует от окружающих, чтобы ему не мешали свободно удалиться. Однако все рушится, когда Отелло слышит, что республика лишает его чести, что он пленник и лишен власти. Жить больше невозможно. Бесчестья от государства он перенести не смог. Умирает Отелло не как убийца жены (ведь он "из чести исходил"), но как человек, в защите своей личной чести потерявший честь гражданина. Пребывание в двух сферах этической жизни - источник и сила трагического в судьбе Отелло.

На закате Возрождения Шекспир показал существующий разлад между личной "естественной" и общественной жизнью. И вместе с тем показал, что разрубить внутреннюю связь между этими двумя сферами жизни одного и того же человека никому не дано - гибель неизбежна. Но как тогда жить? Человек оказывается персонажем в поисках автора.

Трагедия возрожденческого гуманизма в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса

Театр сыграл особую роль в возрождении. В XVI-XVII веке театр выполнял особую функцию. То, что давалось на театре, часто больше привлекало своей злободневностью, чем какой-то глубокомысленностью, которую ныне мы привыкли ждать от театра, той учительской ролью, которую мы связываем с именами великих драматургов. В эпоху Возрождения в центр всей драматургии была поставлена моральная философия, в рамках которой четко обозначалась линия светской этики. Впервые в литературе (и особенно в драматургии) поэт, драматург или писатель прямо осуждает своего персонажа, рассуждает о его поведении, дает ему моральные советы. Все это должно было служить определенным воспитательным целям, выполнять назидательные функции. В драматургии разрабатываются проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования, дается новая оценка труда, творчества, волевой активности человека и, конечно, выстраиваются принципы повседневной жизни.

Творчество Уильяма Шекспира впитало в себя все важнейшие излучения эпохи Возрождения - эстетические (синтезируя традиции и мотивы популярных романтических жанров, таких как ренессансная поэзия и проза, фольклор, гуманистическая и народная драма) и идеологические (Шекспир рассуждает о миропорядке, критикует защиту феодально-патриархального уклада и политическую централизацию, ставит под сомнение мотивы христианской этики, ренессансные неоплатонизм и стоицизм, идеи сенсуализма и макиавеллизма и пр.) Пинский Л. Шекспир. М.: Худож. лит., 1971. . Идеологию гуманизма вместе с идеалами народа всегда можно считать основой пьес Шекспира. Шекспир умел чутко уловить противоречивость Возрождения, отсюда - динамика и драматизм его пьес, именно поэтому они полны столкновений, конфликтов. Шекспир постиг тенденции времени и потому для него характерно динамичное отношение к действительности, что во многом определяет эволюцию его творчества.

Шекспир осознавал комические и трагические несообразности жизни, но изображал их традиционно: трагическое ужасно, комическое - это фарс. Будучи гуманистом, он верил в гармоническое разрешение жизненных противоречий. Суть пьес определяют те, кто вносит гармонию в государство, в общественные и личные отношения (Ромео и Джульетта, Виола, Генрих V). Носителей зла (Тибальда, Шейлока, Мальволио) - Шекспир оставляет в одиночестве. Безоговорочное торжество принципов гуманизма, умение растворить идеи в ситуациях и сложных образах свидетельствуют о высоком мастерстве Шекспира. Если сфера хроник - человек и государство Левидова И.М. Шекспир: Библиогр. рус. пер. и Крит. лит. на рус. яз., 1748-1962. / Отв. ред. М.П. Алексеев. - М.: М.: Книга, 1964 , то темой большинства трагедий является отношение человека и эпохи, внутренний мир человека. Социальный конфликт у Шекспира - прежде всего противоречие нравственное, семейное ("Гамлет", "Король Лир"), личное ("Отелло"). Основной темой трагедий Шекспира является человек и общество. Тема раскрывается через столкновение отдельных личностей, но конфликт охватывает всю цепь бытия: приобретая всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируется в сознание героя. Независимо от этого суть трагического гуманизма Шекспира заключается в образе главного героя. Герои трагедий - титаны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Сама грандиозность достоинств - разума (Брут, Гамлет), чувства (Ромео, Отелло), силы характера (Макбет) - влечёт героя к гибели. В финале трагедий всегда есть возврат к некоему равновесию, существовавшему вначале. Драматизируя историю, Шекспир рисует её через столкновения отдельных людей. Человек - средоточие всей драматургии Шекспира, и изображение человеческой личности во всей её многогранности, значительности и величии, сложности и динамике духовного развития - важнейшее художественное достижение Шекспира.

Франсуа Рабле - типичный человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, об этом говорит и его необычная - странническая, почти бродячая жизнь, и разнообразие занятий. Рабле - не только гуманист, но и медик, юрист, филолог, археолог, натуралист, богослов. Все эти занятия, как и все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразились в его романах. ПО форме романы мифологически-аллегорические. Великое значение книг Рабле ("Гаргантюа" и "Пантагрюэль" составляют одно нераздельное целое) заключается в соединении отрицательных и положительных сторон. Стоя на почве несомненной исторической действительности, Рабле сатирически клеймил существовавшую систему воспитания, с преобладанием в ней сухой и нелепой схоластики. Объект его критики - система гражданского права, приемы медицины, направление политики, вечные войны, с их ужасными последствиями, и победы, с их гнусными результатами, злоупотребления в судопроизводстве. Самой жесткой критике подверглась церковь в лице ее высших и низших представителей, причем он стоит вне и выше всяких партий, с одинаковой строгостью осуждая все, что находит дурного у католиков, лютеран, кальвинистов и т.д. Орудие сатиры Рабле - смех. В положительной стороне его романов на первом плане теория воспитания, в которую он вложил все, что почерпнул из своего житейского опыта и из своих научных знаний.

Главная тема произведений Мигеля де Сервантеса - человеческие свойства и человеческие отношения. Проступающие в "Назидательных новеллах" Сервантеса, они еще более глубоко выражены в "Дон Кихоте". Идея "Дон Кихота" - создать пародию на рыцарские романы. Дон-Кихот, бедный провинциальный идальго, сведенный с ума чтением рыцарских романов и решивший восстановить древний институт странствующего рыцарства, подобно героям рыцарских романов, выезжает на подвиги в честь своей воображаемой "дамы" для защиты всех обиженных и угнетенных в этом мире. "Дон Кихот" очень важен для понимания последующей литературной традиции. Разрушив старый рыцарский роман, Сервантес вместе с тем заложил фундамент для нового типа романа, что означало огромный шаг вперед в развитии художественного реализма. Здесь по-новому трактуются гуманистические идеалы Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. М.: РОССПЭН, 2007. . Подход к действительности становится разносторонним и расширяется в философскую концепцию жизни без какого-либо ущерба для конкретности и живости образов. Значительно превосходя в этом отношении существовавшие в ту пору жанры психологического, социально-сатирического и бытового романа, роман Сервантеса был вначале XVII в. явлением исключительным, значительно опередившим свою эпоху. Идеи, образы, манера повествования, общий тон и отдельные стилистические черты "Дон Кихота" находят широкий отклик в европейской литературе.

Возрождение в Германии

Гуманизм зародился в Германии в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием ее культуры. Его первые веяния проявились в пору Базельского собора...

Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков

Константин Алексеевич Коровин 1861--1939 Оба родителя хорошо его рисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы Л. Л. Каменев и И. М. Прянишников. Тринадцати лет вслед за старшим братом...

Истоки театрального искусства эпохи античности

Сам Аристотель в «Поэтике» обращает внимание на то, что постепенно развиваясь, трагедия приобретает самостоятельный вид, отделившись от сатировской драмы, возникая при тирании, которая способствовала её развитию...

Круг идей и противоречия эпохи Возрождения

Однако, возвеличивание индивидуальности - это только одна сторона ренессансной идеологии. Ведь гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутвержденной человеческой личности чрезвычайно остро...

Музыкально-театральные жанры

Трагедия (от нем. Tragцdie из лат. tragoedia от др. - греч. фсбгщдЯб) - жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью...

Пластическая выразительность в создании сценического образа

Сцена поединка Гамлета и Лаэрта, завершающая трагедию, дает основания для разнообразных толкований образа Гамлета, служит ключом к его пониманию. Гамлет -- философ, Гамлет -- мыслитель, Гамлет -- прозревший мститель, Гамлет, борющийся за трон...

Портретисты первой половины XIX в.

"Первая четверть XIX века ознаменовалась в искусстве созданием романтического портрета. Основная линия развития русского романтического портрета прошла в творчестве О.А. Кипренского, раннего Тропинина и раннего Венецианова"...

Постмодернизм и особенности его проявления в музыкальном искусстве

Один из самых ярких представителей постмодернизма в музыке - английский композитор М. Найман. Его музыка внешне кажется удивительно простой и вместе с тем в ней скрывается внутренняя сложность и глубина. Она отмечена сильным и выпуклым ритмом...

Религиозные мотивы в творчестве Репина

Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Репин долгие годы был со Стасовым в тесной дружбе. В своих мемуарах он называет его "рыцарем в благороднейшем смысле слова", "рожденным для искусств"...

Сравнение экранизаций "Гамлета" в различных версиях

Творчество Моне

"Моне - Это просто глаз, но, Боже, что за глаз!" Именно так охарактеризовал великого художника, своего друга и соратника, французский импрессионист Поль Сезанн...

Творчество Федерико Феллини

феллини кино режиссер неореализм Во все годы своего развития кинематография Италии считалась одной из сильнейших в Европе. Она прошла все этапы становления и развития искусства кино, характерные также для других стран...

Творчество Шекспира

Шекспир был коренным жителем графства Варвик.Предки его обживали Варвикшир с давних пор. По всему краю прослеживаются их фамильные связи и среди простых землепашцев, и среди ремесленников, и в дворянских семействах...

Итальянский гуманизм - представляет собой сложное и многогранное историческое явление. Гуманизм тесно связан с различными сферами социально-политической и культурной жизни Италии 14-16 вв., с общественным сознанием отдельных классов и слоев...

Человек в искусстве эпохи Возрождения

В течение 15 века, в Италии сложилось мощное гуманистическое движение. Центрами Ренессансной культуры этого периода не только Флоренция, Милан, Венеция, Рим, но и Феррара, Мантуя, Урбино, Болонья. Сформировалась новая интеллигенция...

Автор проекта

Литвинва Инга Сергеевна студентка 4 курса ПГУ им. С.М.Кирова факультета иностранных языков г. Псков

Название проекта

Проект: Уильям Шекспир - величайший драматург-гуманист Англии

Предмет, класс

9-10 классы, английский язык

Тема исследования

Биография и творчество Уильяма Шекспира

Вопросы исследования

Основополагающий вопрос

Какие тайны скрывает личность Уильяма Шекспира?

Проблемные вопросы

Какие факты, относящиеся к биографии Уильяма Шекспира известны? Какие самые знаменитые произведения Уильяма Шекспира? Какие самые популярные цитаты Уильяма Шекспира?

Ход исследования

Предварительная работа

Поиск информации

Создание буклета и презентации учащихся

Анализ собранного материала и художественных произведений

Завершающий этап: вики-статья проекта

Начало работы

Уильям Шекспир – великий английский драматург, поэт, актёр. Его творчество является вершиной мировой драматургии, вершиной литературы эпохи Возрождения. Нет ничего удивительного в том, что в наше время пьесы Шекспира не сходят с подмостков театров мира. Великий драматург говорил о вечном и неизменном, - о человеке, поэтому он всегда современен и востребован зрителем. О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир (1564-1616) не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов, в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов, даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и истолкован. Редчайшими историческими ценностями считаются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись.

Публикация ученика

Презентация учеников

Основная статья

Метрические церковные записи свидетельствуют о том, что он был крещен в соборе Святой Троицы в Стрэтфорде-на-Эйвоне, графство Уорикшир, Англия, 26 апреля 1564 года. Его отец, Джон Шекспир, преуспел в торговле и в 1568 году стал мэром Стрэтфорда. Его мать, Мария, была дочерью преуспевающего помещика. Истории мало известно о школьных годах Шекспира: известно лишь, что, согласно мнению его современника Вена Джонсона, он знал немного по-латыни и еще меньше по-гречески. В его гороскопе много напряженных моментов, которые осложняли его жизнь. Наиболее сильно проявлены сложности с женщинами - Луна в соединении с Черной Луной и в оппозиции с Плутоном и поэтому фигура «сварливой жены» и тема смерти очень хорошо представлена в его творчестве. А вот соединение Венеры с Нептуном заставляет немного идеализировать любовь и из-за оппозиции с Ураном придумывать резкие перевороты в любовных историях. Но все это не объясняет его выдающееся положение в Истории. В университете он не учился. Согласно двум распространенным легендам молодой Шекспир был сначала помощником мясника, а впоследствии ему пришлось покинуть Стрэтфорд за то, что он убил оленя во владениях сэра Томаса Люси Чарликоута. Достоверно известно, что 27 ноября 1582 года 18-летний Шекспир женился. Его невеста, Энн Хезэвэй, была уже, очевидно, беременной, так как в церковной книге имеется запись о крещении их дочери Сюзанны. Судя по надписи на надгробном камне Энн Хезэвэй была на восемь лет старше Шекспира. Церковные записи свидетельствуют о рождении еще двоих их детей - близнецов Хэмнета и Джудит. Данных о жизни Шекспира в последующие 7-8 лет нет, и лишь в 1592 году он упоминается в памфлете лондонского драматурга Роберта Грина, который предостерегает своих друзей об актере, который имеет дерзость сам писать пьесы. В гороскопе Шекспира есть удивительное, редко встречающееся соединение Юпитера и Сатурна, «королевское соединение». Это дает возможность человеку менять программу целого поколения. Это космическое явление дает новый взгляд на социум и на его законы. Под этим соединением рождаются такие титаны, как Паскаль, Достоевский, Галилео Галилей, Нострадамус, Фламмарион, Паганини, Академик Сахаров, Некрасов, Леннон, Брюс Ли. С 1595 года Шекспир упоминается как лидер и совладелец «Труппы лорда Чемберлена» (позднее она стала называться «Королевская труппа Джеймса I»). Не осталось записей о том, в каких именно ролях и в каких пьесах играл Шекспир, хотя считается, что он играл роли второго плана, наподобие призрака в «Гамлете». В 1599 году он стал совладельцем театра «Глобус», а в 1608 - совладельцем Доминиканского театра. Четыре или пять лет спустя он вернулся в Стрэтфорд и стал жить в доме, который купил на свои театральные заработки в 1597 году. Шекспир скончался 23 апреля 1616 года, так как был в то время серьёзно болен. Спустя три дня тело Шекспира было захоронено под алтарём стратфордской церкви. На его надгробии написана эпитафия:

«Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят – тронувший мой прах».

Все двадцать лет пребывания Шекспира в Лондоне Энн Хезэвэй жила в Стрэтфорде. В своем завещании он оставил ей «вторую и лучшую кровать», а на своем надгробии заказал написать проклятие, которое выполнило свое предназначение - не допустить того, чтобы жена была похоронена рядом с ним. Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор, волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль. Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том, кто создал эти произведения. Но это не так просто. Нужно было положить очень много труда, чтобы мы могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать о нем каждый образованный человек. Вильям Шекспир родился 21 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей. Однако наука не может признать их вполне достоверными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон. Оказавшись в незнакомом городе без средств, без друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, случалось, заменял суфлера. Словом, задолго до того, как великий драматург вывел на сцену своих героев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра. Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать маленькие роли в театре, позднее получившем название «Глобус», спектакли которого пользовались успехом в Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказывания об актерском искусстве, а главное, великолепное мастерство в построении пьесы, свидетельствуют о поразительном знании законов сцены. Впрочем, Шекспир писал не только пьесы. Его стихотворения - сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. Огромно мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира. Ликующая радость жизни, прославление здравого, сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - комедиях: «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанных в1593-1600 гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не по платью, не по знанию, не по сословию и богатству, а по его поведению и личным качествам. Шекспир - автор 37-ми пьес, 2-х поэм, а также 154-х сонетов, отличающихся горячим чувством, насыщенных мыслью. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения. В 1612 году Шекспир написал свою последнюю пьесу «Буря». Вскоре он оставил театр. Может быть Шекспир пережил разочарование в английском театре, уходившем от того великого пути, по которому он его вел. А может быть в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий, которым так и не суждено было появиться.

Вся история жизни и творчества Шекспира ведётся в сослагательном наклонении. Первая биография Шекспира была написана, когда никого из его современников уже не было в живых. Бедность биографических данных привела к возникновению так называемых антишекспировских теорий, т. е. предположений о том, что актер Вильям Шекспир не был на самом деле автором пьес, известных под его именем, что их написал тот или иной из его современников-аристократов, уплативший Шекспиру за право подписываться его фамилией. Сторонники этих теорий приписывали творения Шекспира различным лицам, например выдающемуся английскому ученому и философу Бэкону или графу Ретленду, в биографии которого ряд фактов совпадает с некоторыми моментами шекспировских пьес. Все работы, посвященные проблеме авторства произведений Шекспира свидетельствуют о том, что шекспироведы делятся на два лагеря: на стратфордианцев, т.е. тех, кто считает, что человек, который в 1564 году родился в Стратфорд-на-Эйвоне, играл в театре в Лондоне и был захоронен там же, в Стратфорде, в 1616 году, есть тот самый Шекспир, и на нестратфордианцев, т.е. тех, кто считает, что создателем пьес, поэм и сонетов является другой автор или авторы.

Выводы

Вера в тайны и загадки истории - одна из удивительных склонностей нашего ума, здоровая интеллектуальная потребность видеть явления более сложными, чем они кажутся на первый взгляд, обнаруживать необычное за, казалось бы, плоским и обыденным. Это наш бунт против банальности. Пока тайна дразнит разум, мы будем продолжать искать ответы на поставленные нами или придуманные вопросы, а попутно открывать для себя и глубже постигать эпоху Шекспира, кем бы он ни был. Интерес к Шекспиру неуклонно растет. Все больше людей приобщается к его произведениям, и в связи с этим, естественно, расширяется круг тех, кто хочет узнать о его жизни и о том, какой он был человек.

Использованные ресурсы

Другие документы

Материалы на печатной основе:

М. Морозов, Шекспир. М.:. Молодая гвардия (Серия ЖЗЛ), 1947

В собрании музея-заповедника «Парк Монрепо» хранится семь книг величайшего поэта и драматурга английского Возрождения – Вильяма Шекспира (1564–1616). Книги изданы в разные годы (с 1886 по 1927) и на разных языках: русском, английском и немецком.

Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как Пушкин для России. Чем же объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? Прежде всего тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Шекспир буквально «взорвал» драматургию того времени, он сумел показать на сцене внутренний мир человека, превращая простые фарсовые и назидательные сюжеты в бессмертные произведения. За 20 лет своей творческой жизни он создал то, что остаётся актуальным на протяжении почти пяти столетий. Никто не превзошёл его талант драматурга. Его сонеты, трагедии и комедии стали бессмертной классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. Он вывел на театральную сцену живых людей, а не носителей строго определённых идей, как это было свойственно драматургии того времени. При этом Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые потом органично вошли в литературный язык.

В собрании нашего музея в числе прочих есть интересное издание одной из лучших комедий Шекспира – «Сон в летнюю ночь». Перевёл её на немецкий язык Август Шлегель, иллюстрации выполнены Джулиусом Хёппнером. Книга была издана в Мюнхене.

Как будто о нашем времени, гениальный Шекспир более четырёхсот лет назад написал «Сон в летнюю ночь». Люди в борьбе за выживание в новых жизненных реалиях забыли о главном. А главное – не в распрях и ссорах, а в любви и милосердии, не в разъединении людей, но в их объединении и взаимопонимании. В мифологии часто встречается понятие «золотой век», так говорят о времени, когда люди жили в гармонии с природой. А природа, окружающая нас, намного сложнее и необычнее, чем мы можем себе представить. Она представляет собой не только живое тело Земли, но и её душу. И как техногенное вмешательство может разрушить биосферу, точно так же человеческие ссоры, непонимание и агрессия по отношению к себе подобным могут погубить эту душу и повлечь за собой всевозможные природные катаклизмы.

… Смешались
Благостная осень, сердитая зима,
Весна и лето; изумлённый мир
По их плодам уж не узнает больше их.
Но бедствия такие появились
Всё из-за наших ссор и несогласий:
Мы их причина, мы их создаём.

Так говорит одна из героинь комедии царица фей и эльфов Титания (фантастическое воплощение сил природы), чья любовь к Оберону, её мужу, переживает далеко не лучшие дни. Свою лепту в этот вселенский разлад вносят и молодые герои, которые также не могут разобраться со своими чувствами, и герцог Тезей, мечом сватающий себе в супруги царицу амазонок Ипполиту. Вообще в пьесе Шекспира молодые и не очень молодые герои совершают бесконечное количество ошибок, там происходит сумасшедшая путаница в отношениях между людьми и волшебниками, которую создаёт неугомонный лесной дух Пак. (Кстати, такая путаница часто происходит и в других комедиях Шекспира, вспомните хотя бы Двенадцатую ночь и Комедию ошибок ). Но гений Шекспира, в конце концов, распутывает всё при помощи самого действенного средства – при помощи любви. Оказывается, всё очень просто: чтобы восстановились гармония и порядок вселенского масштаба, нужно, чтобы гармония воцарилась в душах людей.

При жизни сочинения Шекспира публиковались лишь в отдельном виде. Первое полное собрание сочинений силами друзей было подготовлено и опубликовано только в 1623 году. В так называемый шекспировский канон вошли 37 пьес, лишь 18 из них увидели свет при жизни драматурга.

Творчество Шекспира ознаменовало собой окончание процесса создания английского языка, подвело черту под европейским Возрождением. Гуманистическое начало, уважение к человеческой личности и идеалам этой великой эпохи, где главным стал Человек, сила его личности, умение любить и прощать – всё это делает его очень близким нам, людям, живущим совсем в другую эпоху. В разное время затевались различные «антишекспировские» кампании, где оспаривалось его авторство, но это только подчёркивает значимость его творчества.

И по сей день его пьесы являются неотъемлемой частью и основой репертуара театров всего мира. А в наш современный век, в век кино, почти все шекспировские пьесы были экранизированы.

Материал подготовила Просина Татьяна Леонидовна,
хранитель музейных предметов ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо»