Симфоническая сказка прокофьева петя и волк. Сергей Прокофьев

Тема: Симфоническая сказка «Петя и волк».

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

Цель: формирование понятия "выразительность звучания музыкальной речи"

Задачи:

- Учить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
- Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
- Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
- Воспитание слушательской культуры учащихся, любви к музыке.

Планируемый результат:

- Научить детей различать музыкальные инструменты симфонического театра.

Познакомить детей с произведением Прокофьева С.С. «Петя и волк».

Оснащение: Презентация, изображения инструментов, аудиосказка «Петя и волк».

Ход урока.

Этапы. Формируемые УУД.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

3. Решение проблемы.

4. Первичное закрепление.

5. Организация самостоятельной работы.

6. Информация о домашнем задании.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Здравствуйте дети! Сегодня мы познакомимся с Симфонической сказкой Прокофьева Сергея Сергеевича (1891- 1953), «Петя и Волк».

Повторение……

…..

В: Посмотрите на доску. Как называется сказка?

Сказка «Петя и волк»

В: А какая это сказка?

Симфоническая

В: -А почему именно симфоническая?

Ее играет симфонический оркестр

Сказка «Петя и волк» была написана в 1936г. И это не просто сказка, которая научит нас узнавать звучание инструментов симфонического оркестра не только в музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыки. Музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. Мы убедимся в этом, познакомившись с симфонической сказкой.

Прослушивание Симфонической сказки «Петя и Волк»

А можете мне назвать всех героев сказки и их музыкальный инструмент?

Петя – струнный квартет: скрипка, альт, виолончель, контрабас;

Дедушка – Фагот;

Птичка – флейта;

Кошка – Кларнет;

Утка – Гобой;

Волк – Валторны

Охотники – Литавры и Большой барабан

Сегодня я вам предлагаю нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инструментов, его изображающих.

Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, какую сказку в его исполнении мы сегодня слушали?

Приветствие.

Дети участвуют в беседе.

Дети слушают учителя.

Слушают сказку.

Дети называют инструменты.

Скрипка Смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра

Альт Струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре.

Виолончель Струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра

Контрабас Струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый большой по размерам и самый низкий по звучанию инструмент скрипичного семейства

Флейта деревянный духовой музыкальный инструмент.

Кларнет язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент

Фагот язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра

Волторн медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.

Гобой деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент

Литавры ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания

Большой барабан ударный музыкальный инструмент

Данная презентация

Знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра;

С лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»;

Развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки.

Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Аннотация к презентации урока во 2 классе по теме симфоническая сказка «Петя и волк» Данная презентация знакомит детей с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра; с лейтмативами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»; развивает звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкальных образов симфонической сказки. Данный материал можно использовать на уроках по темам: «Портрет в музыке», «Музыкальные инструменты».

С.С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

Прокофьев Сергей Сергеевич Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии 23 апреля 1891 года в семье агронома. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. Уже в это время проявлял выдающиеся музыкальные способности. К десяти годам он уже написал несколько произведений, среди которых была и опера «Гигант». В возрасте 12 лет Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где проучился 10 лет. Окончил ее в 1909 году по классу композиции, в 1914 – по классам фортепиано и дирижирования.

Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке, но сказка Прокофьева кардинально отличалась от других. Композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя. Это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева- это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру. Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом.

Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года, оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка "Петя и волк" стала необыкновенно популярной во всём мире. Сюжет и музыка сказки по сей день вдохновляют мультипликаторов, танцовщиков, театральных режиссёров, цирковых артистов

Первым "Петю и Волка" (1946) экранизировал Уолт Дисней, которому С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил партитуру ещё неопубликованного произведения. В 2006г. в Польше была создана новая мультипликационная версия "Пети и волка". Балетное искусство тоже не стоит в стороне от сюжета "Пети и волка". На сегодняшний момент имеются несколько балетных интерпретаций этой сказки, как русских, так и иностранных. Оригинальная постановка Королевской Балетной школы Великобритании (Royal Ballet School) на музыку Сергея Прокофьева интересна тем, что главные роли в ней исполняют дети (в роли Пети - юный Дэвид Джонсон).

Сюжет: Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем. Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Из леса выходят Охотники. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи.

Герои сказки дедушка утка волк птичка охотники кошка Петя

струнный квартет- две скрипки, альт и виолончель Петя

Птичка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Флейта

Утка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ Гобой

Кошка ДЕРЕВЯННЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ КЛАРНЕТ

Дедушка ДЕРЕВЯНЫЙ ДУХОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ФАГОТ

Волк Три валторны

Охотники Литавры и большой барабан

Проверь себя: Какой композитор сочинил симфоническую сказку «Петя и волк»? Назовите героев этой сказки. Какие инструменты симфонического оркестра изображают пионера Петю? Тему какого героя изображает кларнет? Литавры и большой барабан изображает. Какой инструмент высвистывает птичку? Какой инструмент передает ворчливые интонации дедушки?

Проверь себя Петя Птичка Утка Кошка Дедушка Волк Охотники Кларнет Гобой Струнный квартет Флейта Три валторны Литавры и барабан Фагот

Презентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия № 34» Красильникова И.Ю. г.Саратов


Петя и волк. Предисловие автора к партитуре Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: птичка – флейтой, утка – гобоем, кошка – кларнетом стаккато в низком регистре, дедушка – фаготом, волк – тремя валторнами (аккордами), Петя – струнным квартетом, выстрелы охотников – литаврами и большим барабаном. Перед оркестровым исполнением желательно показать эти инструменты детям и сыграть на них лейтмотивы. Таким образом во время исполнения дети без всякого усилия выучиваются распознавать целый ряд оркестровых инструментов. -"-"- Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно», – весело зачирикала она. Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами: «Какая же ты птица, если ты летать не умеешь!» – сказала она. На что утка ответила: «Какая же ты птица, если ты плавать не умеешь!» и плюхнулась в лужу. Они ещё долго спорили – утка, плавая по луже, птичка, прыгая по берегу. Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердить закрякала на кошку. Кошка ходила вокруг дерева и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь, птичка всё равно улетит». Вышел дедушка. Он сердился, что Петя вышел за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Петя не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что пионеры не боятся волков. Но дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко запер калитку. И действительно, не успел Петя уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Кошка быстро полезла на дерево. Утка закрякала и бросилась вон из лужи. Но как она ни старалась, а волк бежал скорее. Вот он ближе… ближе… вот он нагнал её… схватил… и проглотил. Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке, птичка на другой… подальше от кошки. А волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами. Между тем пионер Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел всё происходящее, нисколько не испугался. Он побежал домой, взял толстую верёвку и влез на высокий каменный забор. Одна из веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора. И, ухватившись за неё, Петя ловко перелез на дерево. Петя сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только осторожней, чтоб он тебя не сцапал». Птичка почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все стороны. Ах, как птичка раздражала волка! Как он хотел схватить её! Но птичка была ловкая, и волк ничего не мог с ней поделать. Петя же, сделав на верёвке петлю, осторожно спустил её вниз, накинул волку на хвост и затянул. Волк почувствовал, что его поймали, и в бешенстве стал прыгать, стараясь вырваться. Но Петя привязал другой конец верёвки к дереву. От прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте. В это время… из лесу показались охотники. Они шли по следам волка и стреляли из ружей. Но Петя сказал с дерева: «Не стоит стрелять, мы с птичкой уже поймали волка! Помогите отвести его в зоологический сад». И вот… Представьте себе торжественное шествие: впереди шёл Петя. За ним охотники вели волка. Позади шёл дедушка с кошкой. Дедушка недовольно качал головой: «Ну, а если бы Петя не поймал волка? Что тогда?» Наверху летела птичка и весело чирикала: «Вот какие мы с Петей! Вот кого мы поймали!» А если послушать внимательно, то слышно было, как в животе у волка крякала утка, потому что волк так торопился, что проглотил её живьём.

Сюжет

Музыка

Адаптации

См. также

  • Peter and the Wolf , альбом (1966) американского джазового органиста Джимми Смита
  • (англ.) Peter and the Wolf, короткометражный фильм 2006 года, выигравший в 2007 году «Оскар »

Примечания

Смотреть что такое "Петя и Волк" в других словарях:

    - «Петя и Волк» симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева, написанная в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац (премьера состоялась 2 мая 1936). Произведение… … Википедия

    Волк: В Викисловаре есть статья «волк» Волк хищное млекопитающее. Волк (созвездие) созвездие южного полушария неба … Википедия

    Петя и Красная Шапочка … Википедия

    Петя и Красная Шапочка Тип мультфильма рисованный Режи … Википедия

    Тип мультфильма рисованный Режиссёр Евгений Райковский Борис Степанцев Автор сценария Владимир Сутеев Роли озвучивали … Википедия

    Волк и семеро козлят на новый лад … Википедия

    Волк и телёнок … Википедия

    Крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» начала свою работу в Москве в 1936 году с создания мультфильма «В Африке жарко». За более чем 70 ти летнию историю студия выпустила более 1500 рисованных … Википедия

    Союзмультфильм *25 е, первый день, (1968) *38 попугаев, (1976) *38 Попугаев. А вдруг получится!, (1978) *38 Попугаев. Бабушка удава, (1977) *38 Попугаев. Великое закрытие, (1985) *38 Попугаев. Завтра будет завтра, (1979) *38 Попугаев. Зарядка для … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 сентября 2012. Дата постановки к улучшению 3 сентября 2012 … Википедия

Книги

  • Петя Иванов и волшебник Тик-Так , Сутеев Владимир Григорьевич. Владимир Григорьевич Сутеев сочинял не только сказки для малышей, он ещё придумывал поучительные истории для школьников. В книгу "Петя Иванов и волшебник Тик-Так" вошли сказки" Мы ищем…

Сергей Прокофьев.
Петя и волк.
Симфоническая сказка

Исполнители: Наталия Сац, Государственный академический симфонический оркестр СССР

Описание:
Симфоническая сказка Сергея Прокофьева в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР. Это произведение, специально написано для того, чтобы представить слушателям выразительные возможности различных инструментов и познакомить их с основами музыкального языка. Наталья Сац расскажет об симфо-оркестре и инструментах-персонажах сказки.

Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом...
© 1970 г.