Сказание о написании иконы богоматери одигитрии. Что такое одигитрия

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков.

В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь.

В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск.

Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска.

Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм, с тех пор здесь вновь зазвучала молитва пред одним из списков Одигитрии. Возрождение самой обители началось в 1994 г., когда в Новодевичий вернулись инокини во главе с игуменьей Серафимой (Черной) – внучкой святителя-мученика Серафима (Чичагова), скончавшейся в 1999 году; ее преемницей стала игумения Серафима (Исаева).

…Последние достоверные известия о самом чудотворном первом образе относятся к 1941 году. Закрытый в 1929 году, Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. 1 августа 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная, икона… находится на изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно ее судьба начнет проясняться - подобно тому, как происходит с другой пропавшей было в ту войну чудотворной, Тихвинской.

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею и обтянута холстом; Пречистая изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель Своей десницей благословляет молящихся, шуйцею же держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие; одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было. Особенности Смоленской иконы – это фронтальное положение Младенца; очень небольшой поворот Богоматери в Его сторону Младенца; Ее чуть голова склоненная голова; характерное положение рук.

Празднование Смоленской иконе совершается 28 июля по христианскому летоисчислению. Некогда в этот день в первопрестольной совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь. К началу ХХ столетия насчитывалось более трех десятков чудотворных и особо чтимых списков Смоленской, посвященные этому образу храмы стояли во многих городах, весях и обителях русской земли, в одной только Москве было четыре Смоленских храма, в Петербурге – пять. И сегодня по всем Смоленским церквям России звучит тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Одигитрия»:

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Смоленская икона Божией Матери известна как одна из ранних христианских святынь, написанная при жизни Богородицы. Авторство приписывают евангелисту Луке. Таково предание. Икона первоначально находилась в Иерусалиме, откуда и попала в Константинополь, где зарождалось христианство.

Любопытно происхождение названия иконы – с ним связано первое чудо, которое явила Богородица людям. Было это в 842 году. По преданию, явилась Богоматерь двум незрячим людям, велела придти на поклон иконе Божией Матери, которая находилась во Влахернском храме. Слепцы наставление исполнили и обрели зрение. А икону назвали “Одигитрия” (“Путеводительница”)

В начале 12 века христианская святыня оказалась волею судеб у Владимира Мономаха, который в 1101 году пожертвовал ее Смоленской Соборной церкви в честь Успения Богородицы. Тогда и стала “Одигитрия” путеводной звездой для простого люда земли древней, ее защитников.

Смоленская икона Божией Матери. Фреска. Дионисий, 1482 г
(Изображение с сайта vladimirskaya-ikona.prihod.ru)

Какие только войны не сотрясали землю Смоленскую! Во времена бесчинств орды хана Батыя, в 1238 году явила Богородица первое чудо жителям земли Смоленской, когда татары напали на Смоленскую землю. Остановилось войско хана Батыя лагерем в 25 верстах от города, в деревне Долгомостье. Жители же собрались в соборе и обратились с молитвой к Заступнице Небесной. И было видение пономарю церковному – найти воина Меркурия, которого избрала Богоматерь для спасения древнего града.

Идти надлежало Меркурию в стан врага и убить богатыря иноземного. Сказала тогда Богородица воину: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди навстречу врагу тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».

Без страха пошел Меркурий на врага, ведомый Одигитрией, чей величавый лик появился над полем брани, наводя ужас на врага. Самоотверженный воин Меркурий перебил множество татар, но и сам принял смерть – спящему победителю отрубили голову. По преданию, похоронен мужественный воин в стенах древнего собора Смоленска. Славный воин был причислен к лику святых и получил имя Меркурия Смоленского.

В 14 веке Смоленск попал под власть литовских князей, и святой образ Божией матери был перевезен в Москву. Столетие спустя, вернулся он в Смоленск после освобождения города, по просьбе смолян. В Москве златоглавой остались копии иконы, одна – в Благовещенском соборе, другая – в Новодевичьем монастыре, который и был основан в память возвращения Смоленска России. Тогда же определи и день празднования чудотворного образа – 28 июля (10 августа по новому стилю) 1525 года. День освобождения русского города от иноземного владычества. Звучат в этот день торжественные песнопения Матушке-Заступнице, совершается Крестный ход вокруг храма на Соборном холме, откуда хорошо просматривается весь город.

Позже с “Одигитрии” был воспроизведен точный список, который воспринял всю силу древней иконы.

Историки свидетельствуют, что именно этот список отправился с русскими войсками, когда в 1812 году они оставляли Смоленск французам. Образ Божией Матери оберегал русские войска от неприятеля. Известно, что в канун Бородинского сражения Смоленскую “Одигитрию” носили по лагерю, дабы укрепить силу духа русских воинов. А накануне Бородинской битвы икону Смоленской “Одигитрии” вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери носили вокруг кремлевских стен в Москве. Матерь Божия через свои образы даровала победу русским войскам.

После победы наших войск над французами Смоленская “Одигитрия” и ее более поздний список возвратились в Успенский собор. И долгое время обе иконы не покидали Смоленск, даруя благодать его жителям.

Известно, что к началу прошлого столетия в Свято-Успенском соборе находились две иконы Божией матери. Древний образ был очень темный, породу дерева иконы из-за старости невозможно было определить. На обратной стороне иконы изображено распятие Господа и надпись «Василевс еставрофи» – «Царь распят».

Такой была икона до своего таинственного исчезновения, накануне оккупации города немцами 6 августа 1941 года. После освобождения Смоленска в 1943 году смоляне первый раз вошли в собор на богослужение и не обнаружили икону Заступницы Небесной, которая всегда находилась на 25-метровых хорах. С тех пор нет никаких упоминаний и рассказов о древней иконе, только предположения: может быть, спрятали ее местные жители где-то на территории храма перед оккупацией. И придет время – явит еще чудо древняя икона Смоленской Божией Матери. Надеются христиане на ее чудесное возвращение!

После тщательных поисков в 1943 году нашли прихожане в соборе, в груде мусора большую Надвратную икону-список Смоленской Божией Матери “Одигитрии”, датируемую 16 веком. Автором списка, как предполагают, является иконописец Постник Ростовец.

С той поры список не покидал Смоленск. Сегодня он находится на месте древней чудотворной иконы, в главном престоле. Славится Успенский собор тем, что в нем освящены два престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрии”.

Икона Смоленской Божией Матери “Одигитрия”. XIX в
(Изображение с сайта livejournal.com)

Еще один список Смоленской иконы, датируемый 15 веком, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Список конца 16 века сохранился в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Более поздний список Смоленской иконы Божией Матери помещен над захоронением Михаила Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

В Смоленске к главной святыне Успенского собора православные поднимаются по высокой чугунной лестнице, чтобы поклониться чудесному исцеляющему образу. Доподлинно известно, что в 18 веке получил исцеление псаломщик со скрюченными руками. Во сне явилась ему Божия Матерь, и исцелился больной, что засвидетельствовали врачи.

Среди православных христиан икона Божией Матери Смоленская “Одигитрия” чтится как символ мира и здравия. К Богоматери обращались с просьбой защитить от войн и эпидемий. Особо чтится эта икона семейными людьми – дарует Божия Матерь любовь и укрепление семьи.

Молятся Богородице путешественники и странники, чтобы защитил их светлый образ Богоматери в чужих краях.

Одигитрия – один из самых почитаемых в Православии иконописных образов. Это изображение Богоматери с младенцем, которое получило широкое распространение в русской иконографии. Само слово «Одигитрия» переводится с греческого как «Указывающая путь» или просто – «Путеводительница».

Икона Божией Матери Одигитрии была известна христианам еще в самые первые века. Первоначально она встречалась на территории Палестины, затем получила известность в Византии, Древней Руси и в других православных странах.

Одноклассники

Сегодня существует множество разновидностей этой иконы, но в России особо почитается Смоленская Одигитрия. Также икона послужила источником вдохновения для других известных образов Богоматери, например, «Неопалимая купина».

Описание иконы

Известно несколько вариантов Одигитрии , однако, у них всех есть характерные черты, которые всегда остаются неизменными.

Традиционно на этой иконе изображен отрок Христос на руках Богородицы. Правая рука Христа обязательно запечатлена в благословляющем жесте, а в другой руке он чаще всего держит книгу или свиток. Обычно Христос обращен лицом к зрителям, однако иногда его изображают и в полупрофиль.

В Одигитрии обычно используется поясное изображение Божией Матери . Но также встречаются и оплечные варианты (например, ), а иногда Богородицу даже рисуют сидящей на троне.

Голова Божией Матери слегка наклонена. Рукой она указывает на Иисуса, словно говоря: «Вот Спаситель всего человечества!». Главное же значение иконы – это поклонение царственному Младенцу, а также приход на Землю небесного Царя и Судии.

Появление Одигитрии

По преданию, автором самой первой иконы был евангелист Лука – ученик и сподвижник апостола Павла. Этот образ он написал еще при жизни Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила. Также в этой иконе первоначально хранилась частица мафория (ризы) Божией Матери.

В дальнейшем икона Божией Матери Одигитрии попала из Антиохии в Иерусалим, а оттуда византийская императрица Евдокия перевезла ее в Константинополь. Одигитрия была размещена во Влахернском храме, откуда и возникло ее второе название – Влахернская икона.

Что же касается происхождения самого слова «Одигитрия» , то здесь существуют сразу три версии:

  1. После Влахернского храма икона долгое время хранилась в византийском монастыре Одигон, от которого и образовалось ее название.
  2. Согласно преданию, однажды перед двумя слепыми предстала Божия Матерь и чудесным образом провела их в храм во Влахернах. Представ перед ее иконой, они сразу же прозрели, а образ с той поры стали называть Одигитрия, то есть «Путеводительница».
  3. Списком этой иконы император Константин благословил свою дочь Анну, которая выходила замуж за русского князя и должна была отправиться в русские земли. Ее путешествие было долгим и трудным, и лишь благодаря чудотворному образу, царевна смогла добраться до своего будущего мужа.

Долгие годы икона (самая первая) была охранительницей Константинополя . Во время осады города ее выносили на стены и совершали с ней крестные ходы. Однако в 1453 году турки смогли все-таки захватить византийскую столицу и уничтожили Одигитрию. Википедия рассказывает, что османские солдаты разрубили чудотворный образ на части, чтобы добраться до оклада и драгоценных камней.

На территорию Руси икона впервые была привезена в XI столетии царевной Анной , которая вышла замуж за Великого князя Всеволода Черниговского. Образ с самого начала стал почитаться русскими христианами как чудотворный.

После смерти Всеволода, его старший сын, Владимир Мономах, перевез образ в Смоленск, где его разместили в Успенском соборе. С той поры образ стал называться «Одигитрия Смоленская».

С иконой было связано множество чудес . Например, огромную известность получил подвиг смоленского воина Меркурия. По гласу, исходящему от Одигитрии, он ночью напал на монгольский лагерь и перебил множество врагов. Сам же Меркурий принял мученическую смерть и был позднее причислен к лику святых.

В XIV столетии Смоленск перешел к Литовскому княжеству. София, дочь литовского князя Витовта, была выдана замуж за московского князя Василия. В качестве преданного она забрала с собой Одигитрию, которую разместили в Благовещенском соборе Кремля. Однако уже в XV веке, по прошению смолян, образ Богоматери снова вернули в родной город.

Во время войны с Наполеоном , когда солдаты оставляли Смоленск, они захватили с собой Одигитрию. С этой иконой священнослужители обходили русский стан накануне Бородинской битвы, чтобы испросить у Богородицы благословения и ободрить войска.

К сожалению, в годы Великой Отечественной войны икона была вывезена немцами и с тех пор о ней ничего не известно. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится очень древний список с Одигитрии, который также почитается как чудотворный.

Некоторые другие древние копии иконы хранятся в музеях и храмах Москвы, Владимира и Костромы. Кроме того, в каждом храме сегодня есть свой вариант Одигитрии, а сотни церквей в России были освещены в честь этого образа Богородицы с младенцем.

Некоторые известные варианты Одигитрии

С Одигитрии неоднократно делались списки . А поскольку первоначально никакого иконописного канона еще не существовало, то стали появляться многочисленные вариации образа, которые сохранили лишь общие с Одигитрией черты.

Из них огромную известность получили следующие иконы Богоматери с младенцем:

  • Тихвинская,
  • Казанская,
  • Грузинская,
  • Иверская,

Также есть греческие варианты этого образа – «Психосострия» и константинопольская «Перивлепта».

Наряду со Смоленской Одигитрией на Руси очень почитается и Тихвинская Божия Матерь . По преданию, она первоначально находилась в Константинополе, а после его падения чудесным образом оказалась в городе Тихвине. Во времена СССР, когда закрывались храмы, этот образ вывезли в США. И только в наше время его снова вернули в Тихвинский монастырь.

Другая икона с непростой судьбой – Грузинская . Долгие годы она находилась в Грузии, но в 1622 году, после завоевания страны, ее увезли в Персию. Спустя годы, образ оказался в Архангельске, где и хранился долгое время. Сегодня он считается утраченным, но существует множество его списков. Считается, что этот образ помогает во время эпидемий.

История еще одной почитаемой иконы, Иверской Божией матери , началась в IX веке в Византии. В то время как раз шла эпоха иконоборчества, и одна женщина, чтобы спасти этот образ, опустила его в море. Икона чудесным образом доплыла до знаменитой горы Афон, где ее увидели монахи. Этот образ Богородицы до сих пор хранится на Афоне в Иверском монастыре.

Праздник Смоленской Одигитрии отмечается 10 августа (по старому стилю – 28 июля). Он был установлен после того, как Смоленск в 1525 году вернулся в состав России. Но существуют и другие праздники Одигитрии, установленные в честь известных ее списков.

Значение иконы Божией Матери Одигитрии для православных людей трудно переоценить. Традиционно Богородица почитается выше всех святых и ангелов, а выше нее только сам Христос. Православные христиане любят ее словно родную Мать, и для них она всегда остается источником любви и понимания.

Именно поэтому Одигитрия стала одной из наиболее почитаемых православных святынь, покровительницей и заступницей Русской земли . К образу «Путеводительницы» часто обращаются за помощью христиане. Считается, что искренняя молитва перед Богородицей помогает отвести любую беду и напасть.

В данной статье будет рассмотрен вопрос: “Одигитрия - что это такое?” Помимо того, более подробно узнаем о происхождении этой иконы, а также о древности образа, о котором ходят легенды. Рассмотрим существующие иконы и списки от первоначального образа.

Одигитрия - что это такое?

Откуда же появился этот образ? По преданию первоначально он был написан еще при жизни Богоматери. Этот образ, который впоследствии стали называть Богоматерь Одигитрия, в пятом веке был прислан в Константинополь. Долгое время находился в монастыре Одегон. Некоторые исследователи считают, что эта икона была списком с Влахернской. В том первом образе хранилась и небольшая часть мафория Богородицы.

На сегодняшний день в Третьяковской галерее хранится один из древнейших подобных образов, который остался таким, как был раньше. ведет свое происхождение из Пскова и датируется концом XIII века. Раньше она находилась в церкви Николы от Кож.

Следует заметить, что название этого образа имеет свою легенду. По ней Божья Матерь появилась перед двумя слепцами и каким-то непостижимым образом привела их в храм во Влахерне. Поставила страдальцев перед одноименной иконой, и они прозрели. С тех пор этот образ и получил название "Одигитрия", что с греческого переводится как “путеводительница”.

По другой легенде икона стала благословляющей на свадьбу Анны, которая была дочерью греческого императора Константина Порфирородного. После долгого путешествия на Русь она и приобрела свое название.

"Одигитрия" на Руси

На территорию нынешней России икона попала где-то в середине XI века. Ее привезла царевна Анна, которая через некоторое время стала супругой Всеволода Ярославича Черниговского. Этот образ изначально был чудотворным и пользовался особым почитанием христиан. Через некоторое время "Одигитрия", стала называться Смоленской.

Множество списков с этой иконы очень быстро распространилось по Руси. Конечно, сам образ претерпевал некоторые изменения, так как строгого иконографического канона для этого типа Богоматери не было, и никто не требовал точного копирования святыни. Однако общие черты иконы сохранялись.

Особое отношение к Богородице на Руси

Итак, икона "Одигитрия" на Руси довольно популярна и очень почитаема. Свидетельством этому являются многочисленные списки первого образа, которые разошлись по Древней Руси. Следует заметить, что Богоматерь благосклонна к людям, живущим на этой территории, так как во многих местностях она считается покровительницей и заступницей.

Очень часто искренняя молитва спасала человека от какой-либо напасти или беды. Об этом существует множество свидетельств как в древности, так и на сегодняшний день.

Иконография образа

Икона "Одигитрия" - это особое изображение Богоматери. В переводе с греческого, как уже упоминалось, это “путеводительница”. Икона имеет особое значение для христиан. На этом образе обычно изображается Богоматерь с Младенцем. Ее рука - это перст, указывающий на Сына (расположена перед грудью), а также на спасение всего человечества. Данный момент очень важен. На левой же руке сидит сам Младенец. Его левая рука занята свернутым свитком, а правая поднята в благословляющем жесте. Ножки Младенца либо скрещены, либо располагаются прямо. Обычно Сын изображается фронтально, однако иногда может быть нарисован и вполоборота. В любом случае благословляющий жест сохраняется. Богородицу иногда изображают на троне, иногда в полный рост или по пояс.

Следует заметить, что этот образ был известен довольно давно, еще до VI века, в Палестине и Египте. После чего произошло его широкое распространение по всему православному Востоку. В III веке происходит богословское осмысление этого образа, а именно толкование момента Боговоплощения у Богоматери. Следует заметить, что именно из этого сюжета появляются новые, которые напрямую связаны с Божьей Матерью. Это и “Неопалимая купина”, и “Нерушимая стена”, и множество других.

Смоленская икона - наиболее популярная для этого типа

Икона "Одигитрия Смоленская" считается прообразом всех подобных икон на Руси. История ее уходит в глубь веков, однако это в основном легенды, которые передавались из уст в уста. Считается, что она является списком той, первой иконы, которая была написана апостолом Лукой. На Русь она попала, как было написано выше, с дочерью императора Константина.

После того как умерли князь Всеволод Ярославович и его жена Анна, икона перешла по наследству их сыну - Владимиру Мономаху. Он и перенес чудотворный образ в Смоленск и поставил его в храме Успения Богородицы. С тех пор икона и стала Смоленской.

По количеству совершенных чудес она находится на одном из первых мест из ей подобных. Именно "Божья Матерь Одигитрия Смоленская" в 1239 году была заступницей и спасительницей русской земли от нашествия войск хана Батыя.

В начале XV века икону перенесли в Москву и поставили в Кремле в Благовещенском соборе. Через некоторое время её опять вернули на родину, в Смоленск. После этого образ совершил еще немало путешествий и переселений, особенно во время войн, захватнических действий, однако всегда возвращался на свою родину. К сожалению, после событий Второй мировой войны судьба образа неизвестна.

В свое время с этой иконы было написано множество списков, которые распространились по всей территории России. В Смоленске на месте древней иконы находится сейчас другая, которая также имеет чудотворные свойства. Она считается одной из самых главных святынь Русской земли.

Тихвинская икона

Наравне со Смоленским образом почитается и "Тихвинская Одигитрия". имеет такую же древнюю историю, во время которой были и чудесные моменты. Считается, что образ пропал из Константинополя после его падения, а через некоторое время появился в России возле Тихвина.

По легенде сам Патриарх Царьграда сказал, что это та самая икона, которая когда-то находилась во Влахернском храме. В Тихвинском же монастыре образ был размещен так же, как первоначально в храме Константинополя. Там он находился все время до тех пор, пока монастыри и церкви не начали закрываться по всей стране (времена СССР).

В советские годы икона находилась в Америке, а с 2004 года вернулась в Россию, где начал воссоздаваться Тихвинский монастырь.

Казанская икона

Еще одна известная "Богоматерь Одигитрия" находится в Казани. Эта икона была обретена в 1579 году в городе Казани, после того как в нем случился страшный пожар, который уничтожил почти все поселение. Образ Богородицы был явлен маленькой девочке, которая и выкопала икону из-под пепла.

Чудесное обретение образа после страшной трагедии поразило всех очень сильно. Многие в то время шли поклониться ей, она давала надежду на спасение (ведь наступали холода, а многие люди оставались на улице, без крова и какого-либо имущества).

Впоследствии по велению Ивана Грозного был выстроен Казанский собор, а возле него основан Чудеса стали случаться возле иконы сразу после обретения (прозрение двух слепцов).

На сегодняшний день оригинала иконы не существует, он через некоторое время был утрачен. Однако многочисленные списки с нее существуют и поныне, славясь своими чудесами.

Другие известные иконы этого типа

Икона "Одигитрия Смоленская", конечно, самая известная среди других такого типа. Однако существует еще и множество других, ей подобных. Одной из таких икон является Грузинская. Изначально она находилась в Грузии, однако после 1622 года ее вывезли в Персию (случилось покорение страны Ее путешествие было долгим, и остановилось оно в Архангельской губернии в Красногорской обители. На сегодняшний день подлинник образа утрачен, но есть списки с него. Молитвы перед иконой возносят ради избавления от различных эпидемий, а также чтобы излечиться от ушных и глазных болезней.

Еще одной, не менее важной, иконой, где изображена Божья Матерь Одигитрия, является Иверская. Этот образ обладает не менее загадочной историей. В IX веке она находилась в доме одной благочестивой женщины. Это был иконоборческий период, и она решила спасти икону от уничтожения, опустив ее в воды моря. Появилась икона только через два века близ горы Афон возле Иверской обители. Для нее была выстроена надвратная церковь, где образ хранится и до сих пор.

Конечно, это далеко не все образы данного типа, которые хранятся и чтятся во многих обителях и храмах. Их довольно много, и все они имеют свою особую силу и дают покровительство.

Храмы, которые посвящены образу “Одигитрия”

Рассмотрев вопрос: “Одигитрия - что это такое?” - следует заметить, что данному образу соответствуют и другие святыни. К примеру, во многих городах как России, так и других стран, существуют храмы, которые построены в честь образа “Путеводительница”. Рассмотрим список:

  • церковь в Кимже, находится в Архангельской области (не действует);
  • церковь в городе Дисне, Беларусь (действующая);
  • часовня-храм Одигитрия, она находится в Симферополе, Крым (действующая);
  • церковь в Касимове, находится в Рязанской области (действующая).

И таких церквей, часовен и храмов довольно большое количество, так как почитание Богородицы православными велико.

Заключение

Итак, теперь вы знаете ответ на вопрос: “Одигитрия - что это такое?” А также о том, откуда возник данный иконографический тип и какие существуют самые знаменитые иконы, посвященные ему. Вполне понятно, почему на Руси этот образ так почитаем, ведь не раз Богородица спасала людей от различных бед, вселяла веру и надежду, не давала падать духом.

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят ее за то, что она является путеводной нитью, ведущей к спасению.

В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Смоленская икона Божией Матери оказывает помощь и поддержку каждому обратившемуся к ней с молитвами, исцеляя от недугов , помогая в укреплении веры, ограждая просящих от негатива и искушений на жизненном пути.

История иконы

Предание гласит, что Смоленская икона «Одигитрия» была написана самим святым Лукой во время земной жизни Богородицы. Точных сведений о том, как святой образ попал в Россию, нет, однако известны упоминания об иконе уже в середине 11 века. Этот лик стал родовой святыней русских князей, которые передавали ее преемникам с величайшим трепетом.

Святая икона Смоленский Божией Матери является одной из самых главных святынь Русской Церкви. Верующие получают от нее помощь, которая связывает их с православной верой, не позволяя дьявольским проискам очернить души, стремящиеся к свету и Божьей благодати.

Описание иконы «Одигитрия»

На иконе изображена Богоматерь по пояс, на правой руке которой расположен Младенец. Правую руку он держит в благословляющем жесте. В левой руке Младенца расположен свиток — символ учения и просвещения. Спаситель изображен в царственных одеяниях, что означает образ Вседержителя. Его одежды выписаны искусно, с использованием пурпурного и золотого цветов. Часто Младенец на иконе облачен в корону.

Где находится икона

В России насчитывается более двухсот храмов, церквей и приходов, где можно поклониться образу Смоленской Божией Матери. Кроме того, списки с иконы хранятся во многих музеях. Среди копий икон более 30 обладают чудотворными способностями.

Поклониться образу можно в следующих местах:

  • город Москва, собор Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре;
  • город Санкт-Петербург, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Сергиев Посад, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре;
  • город Суздаль, церковь Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Кострома, церковь Смоленской иконы Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре;
  • город Орел, кафедральный собор Смоленской иконы Божией Матери;
  • город Нижний Новгород, церковь Смоленской иконы Божией Матери.

В чем помогает икона Смоленской Божией Матери

Святой лик обладает многими чудотворными способностями, и православные христиане обращаются к Смоленской Богоматери с молитвами:

  • о защите отчизны от войн и вражеских набегов;
  • о здоровье военных, находящихся в горячих точках;
  • о здоровье близких людей и всех живущих на Земле от эпидемий;
  • о защите дома от негатива и недоброжелателей;
  • об укреплении веры и силы духа;
  • о противостоянии искушениям и обману, вводящим души в заблуждение.

Молитва перед образом

«Царица Богородица, Путеводительница и защитница всего рода людского. К Тебе обращаемся с молитвами смиренными. Избави нас от скорбей и печалей, настави на путь истинный да убереги плоть и кровь нашу от недугов и болезней. Помоги, Богородица, обрести веру истинную да укрепиться в ней, не позволяя проискам дьявольским бросить семя сомнений и раздора. Сохрани мир на всей земле да не позволь недругам разорить отчизну нашу. Повлияй на умы недоброжелателей наших, избавив их от скверны гнева. Аминь».

Дни почитания иконы

Икона Божией Матери «Одигитрия» почитается три раза в год:

  • 10 августа (28 июля), когда святой лик был перенесен из Московского Кремля в Новодевичий монастырь;
  • 18 ноября (5 ноября) в честь чудотворной помощи иконы и одержания победы в Отечественной войне 1812 года;
  • 7 декабря (24 ноября) в честь победы жителей славного города Смоленска над Золотой Ордой.

Каждый из этих праздников сопровождается литургией и вознесением молитв Высшим Силам, не позволившим Руси пасть под натиском недругов и обидчиков.

Смоленская икона является помощницей и покровительницей каждого уверовавшего в Господа. Искренние молитвы помогут вам обрести веру и начать праведный путь, который будет каждый день менять вас и вашу жизнь в лучшую сторону. Желаем вам радости и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.08.2017 03:01

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...