Сказочные элементы в снегурочке островского. А.Н






Творческая история пьесы «Снегурочка» Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Индивидуальная работа со статьёй (с): Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки? Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки?











Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие сюжета 4. Кульминация 5. Развязка Присутствие старшего и младшего поколений. Отлучка старших. Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же нарушается запрет,за этим следует беда. Поиск потерянного или недостающего, исправление ошибки Главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её Преодоление потери, или недостачи, воцарение (получение более высокого статуса)




Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка Знакомство с родителями Снегурочки Чудесное дитя Мороза и Весны просится к людям. Запрет Мороза: «бойся Леля, речей его и песен» Испытание героини, оказавшейся среди людей: конфликт с Бобылём и Бобылихой, конфликт с девушками Берендеева царства, конфликт с Купавой, конфликт с Лелем Приобретение запретного качества – любви Гибель героини. Торжество Солнца и гармонии в жизни берендеев


Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев. Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.


Тест на гениальность Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. Брехт улыбнулся и посоветовал: Брехт улыбнулся и посоветовал: - Очень просто. Начните с … - Очень просто. Начните с … Бертольт Брехт немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, основатель театра «Берлинский ансамбль». Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).


Мир Берендеева царства Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев?

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013

Уроки 1 - 2. Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

1.Прослушайте сообщение учителя об А.Н. Островском. Заполните вторую часть таблицы.

Биографические сведения

Мои замечания об услышанном

Николай Фёдорович Островский, Любовь Ивановна Саввина - отец и мать

Начальное домашнее образование

В 1835 - 1840 годах - учёба в Московской губернской (первой) гимназии

1840 - 1843 годы - учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром

1843 - 1851 годы - служба в суде, первые литературные опыты

Темы творчества А.Н. Островского

2.Составьте вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы “Снегурочка”»

3.Запишите наиболее характерные черты литературной сказки.

_________________________________________________________________

4.Соотнесите события пьесы-сказки с событиями волшебной сказки. Заполните третью часть таблицы по образцу. В чём сходство композиции волшебной сказки и пьесы-сказки А.Н. Островского?

Композиция волшебной сказки

События пьесы-сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия

«Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста её душа,

Не властен он вредить Снегурке».

«Снегурочка, беги от Леля!»

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

Развязка

Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя

5.Выпишите во вторую часть таблицы названия обрядовых песен, вариаций и обработок по образцу.

Русские песни и обряды

Песни

Обработки и вариации народных песен

«Собирались птицы, собирались певчи»; «Каково птицам жить на море»; «Земляничка-ягодка…»; «Хмелинушко, тычинная былинка…»

Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая

Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы

Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи)

Элементы свадебного обряда

6.Назовите источники, послужившие основой создания пьесы-сказки.

_________________________________________________________________

Уроки 3 - 4. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

1.Выпишите из монолога Весны в Прологе словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Составьте краткую характеристику жителей Берендеева царства и царя Берендея, заполнив четвёртую часть таблицы по образцу.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героев

Бобыль

Бедный крестьянин, не владеющий землёю; одинокий, живёт в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах

Пролог, явл.4; д.1, явл.1 «И кланяйтесь, а я ломаться буду». «Сам ленив, так нечего пенять на бедность. Бродишь без дела день-деньской».

Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны

Бобылиха

Бобылиха - жена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения

«Да что твоя работа! Кому нужна! От ней богат не будешь, а только сыт; так можно, без работы, кусочками мирскими прокормиться».

Мечта героев: «что день, то пир, что утро, то похмелье»; «с рогами кика», глядя на которую «боярыни умирали бы от зависти»

Мураш

Муравль, насекомое, мелкий вид муравышек, мурашка, водится в жилых домах и кухнях

Д.1, явл.1

«Поди-ка, поклонами обманывай других; а мы тебя, дружка, довольно знаем. Что бережно, то цело, говорят»

Берендей и берендеево царство

Берендеи, кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды

Д.2, явл.1

Диалог царя с Бермятой.

Д.2, явл.2

«Воруют понемножку, благополучие - велико слово, не вижу я давно его в народе».

«В сердцах людей заметил я остуду немалую».

«Тщеславие, к чужим нарядам зависть».

«Супружеская верность утратила немного незыблемость свою и несомненность»

3.В чём видит Берендей причину несчастий?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4.Запишите краткую характеристику Леля, Купавы, Снегурочки, Мизгиря в четвёртую часть таблицы.

Герои

Значение имени

Цитаты для комментирования

Краткая характеристика героя

Лель

Названье старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей

Д.1, явл.3

«Вон видишь, ждут меня и ручкой манят. Побегаем, пошутим, посмеёмся, пошепчемся у тына под шумок, от матушек сердитых потихоньку».

Купава

Купава, купавна (пск. твер.), пышная, гордая.

Купало, божество лета

Д.1, явл.5

«Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! Без милого не проживёшь, придётся кого-нибудь любить, не обойдёшься».

«Тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, на всём виду богатою хозяйкою забарствую».

Д.2, явл.3

«Всех-то забыла я… Знаю да помню лишь друга любезного»

Д.3, явл.6

«Моя любовь, до веку и до часу, голубчик сизокрылый»

Мизгирь

Паук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Мизгиря убьёшь - сорок грехов сбудешь

Д.1, явл.5

«Хорош-пригож, румяный, круглолицый, красен, кудряв».

«Торговый гость из царского посада».

Д.1, явл.6

«Однако нам Мизгирь в глаза смеётся (Брусило)».

Д.1, явл.7

«И для любви погасшей возврата нет, Купава».

«Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными красу твою осыплю и жизнь отдам в придачу»

Снегурочка

Д.1, явл.1

«Моя беда, что ласки нет во мне».

Д.1, явл.4

«Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».

Д.2, явл.5

«Её краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить».

Д.3, явл.1

«Люби меня немножко; дожидайся, - Снегурочка сама тебя полюбит».

Д.4, явл.2

«Хочу любить; но слов любви не знаю».

«Что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове. Это слово: Любовь»

5.Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6.Чем близки образы Мороза и Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7.Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8.Почему Лель не может полюбить Снегурочку?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

9.Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

10.Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут»?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

11.Запишите имена композиторов, написавших музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Урок 5. Защита рефератов

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Как в литературоведении называют произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов - установленных действий, имеющих для исполнителей религиозное, бытовое или ритуально-игровое значение?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Выпишите примеры инверсии. Запишите определение данного литературоведческого термина.

Идём скорей! Бледнеют тени ночи.

Смотри, заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край,

Растёт она, яснее ширясь. Это

Проснулся день и раскрывает веки

Светящих глаз. Пойдём! Пора приспела

Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

Перед толпой покажет Солнцу Лель

Любимую свою подругу.

_____________________________________________________________

3.Для каких произведений устного народного творчества характерны следующие особенности: принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека; передача внутреннего состояния героя через внешние формы; разнообразные композиционные и стилевые приёмы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)?

Выпишите из текста пьесы-сказки наиболее характерный пример.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.Как в литературоведении называется род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене?

________________________________________________________________

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

«Пьеса Гроза» - Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу? Система образов драмы. С.Шевырев. А.Н.Островский. Гроза. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти.

«Пьесы А.Н.Островского» - Что такое музыка? Вывод: Роль музыки в пьесах А.Н.Островского. Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. Романс. «Земляничка-ягодка». Романс передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния.

«Островской Снегурочка» - А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Основные вопросы. Драматическое произведение, пьеса (произведение, предназначенное для постановки на сцене). Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности драматического произведения. Дом семьи Островских. Современные издания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».

«Герои «Грозы»» - Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Как воспитывалась Катерина. Драма «Гроза». Любовь. Творчество драматурга. Два конфликта. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Кудряш. А.Н.Островский написал 50 пьес. Национальный театр. Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Общественная деятельность А.Н.Островского.

«Пьеса «Бесприданница»» - Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. О Паратове сказано: «Блестящий барин». И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Ларису в Бесприданнице окружают не звери.

«Драма Гроза» - Гроза (значение названия пьесы). Гроза. Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Катерина. Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой. Малый театр. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. В. Зорин. Кустодиев. Кулигин любуется прелестью волжских пейзажей: «Чудеса!

Всего в теме 22 презентации

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку». А. Р. Кугель

2 слайд

Описание слайда:

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. . В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными.

3 слайд

Описание слайда:

Драма - (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля. Пьеса - драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. Сказка - один из жанров фольклора. Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору Конфликт - (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия Антитеза - греч. "Αντιθεσις, противоположение) - фигура (см.) состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения.

4 слайд

Описание слайда:

Родословная Снегурочки невнятна и темна. Невозможно точно сказать, когда Снегурочка утвердилась в статусе «внучки» Деда-Мороза. Бесспорно, образ Снегурочки является мутацией и трансформацией многих дохристианских верований, мифов и обычаев. Прежде всего, это касается таких праздников, как Масленица, Красная горка, когда поселяне закликали-зазывали весну, Ярилино гульбище, похороны Костромы. Русское православие впитало в себя многие языческие представления. Так, православный праздник Троицы, отмечаемый как день сошествия Святого Духа на апостолов, на Руси слился с древнеславянским праздником семик, связанным с почитанием духов растительности.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

1. одно ключевое слово (существительное); 2. два прилагательных, характеризующих слово в первой строке; 3. три глагола; 4. короткая фраза, умозаключение, в котором показано отношение к проблеме; 5. одно существительное (синоним к первой строке).

7 слайд

Описание слайда:

Самое известное литературное произведение о Снегурочке – одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году. В драме «Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка») А.Н. Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии. Произведение “Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.

8 слайд

Описание слайда:

Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».

9 слайд

Описание слайда:

В 1873 г. музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка» написал П.И. Чайковский (1840-1893). Отклики на музыкальное сопровождение пьесы были разноречивыми. Некто П. Акилов в «Театральных заметках» замечал, что музыка к «Снегурочке» монотонна «до усыпления». Возможно, такому впечатлению способствовало отвратительное исполнение музыкальных номеров оркестром под управлением И.О. Шрамека. Солнечная музыка к весенней сказке А.Н. Островского не может не вызывать положительных эмоций. Не случайно П.И. Чайковский определял свой замысел так: «В этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение».

10 слайд

Описание слайда:

В 1900 г. свой вариант музыки к спектаклю «Снегурочка» написал А.Т. Гречанинов (1864-1956). Премьера состоялась 24 сентября 1900 г. во МХАТе. Роли исполняли: Царь Берендей – В.И. Качалов, Снегурочка – М.П. Лилина, Лель – М.Ф. Андреева. В 1880 г. из-под пера Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908) вышла опера «Снегурочка» – одна из вершин русской музыкальной классики. Композитор был полностью захвачен темами и образами А.Н. Островского. Двухъярусная беседка Считается, что здесь Островскому А.Н. пришла в голову идея создания пьесы "Снегурочка".

11 слайд

Описание слайда:

Музыка Н.А. Римского-Корсакова пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами. Первое представление оперы состоялось 29 января 1882 г. в петербургском Мариинском театре. Дирижировал Э.Ф. Направник. 8 октября 1885 г. «Снегурочка» была поставлена в Москве на сцене Частной русской оперы С.И. Мамонтова. Опера Н.А. Римского-Корсакова с успехом шла в лучших российских театрах. Эскиз декорации к спектаклю

12 слайд

Описание слайда:

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

14 слайд

Описание слайда:

Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века. Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссер Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры.