Скифские мифы. Легенды о скифах

Скифы - древние племена в Северном Причерноморье, жившие в VII-III веках до н. э. и сумевшие создать достаточно высокую для того времени культуру, которую впоследствии впитали в себя народы Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. В истории цивилизации скифы занимали второе место после греков и римлян, более того, они были прямыми наследниками их культурных традиций. Происхождение скифов до сих пор неизвестно. Несмотря на наличие огромного количества гипотез, и сейчас нельзя с уверенностью сказать, откуда пришел этот народ.

Древнегреческий ученый, «отец истории» Геродот, живший в V веке до н. э., во время одного из своих путешествий посетил Северное Причерноморье и познакомился с нравами и обычаями скифов. Именно он записал две легенды о происхождении скифов, причем одна из них была рассказана ему самими скифами, а другая - эллинами.

Согласно первой легенде, в земле скифов, которая была в то время безлюдной пустыней, у бога Зевса и дочери реки Борисфена родился человек по имени Таргитай. Мальчик быстро рос и вскоре превратился в красивого, сильного юношу. Он женился на прекрасной девушке, которая подарила ему трех сыновей: Липоксая, Артоксая и Колаксая.

Однажды братья шли по полю, и вдруг с неба упало 4 золотых предмета: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший брат первым заметил их и захотел взять. Но как только он подошел поближе, золото неожиданно воспламенилось. Затем предметы попытался поднять второй брат, но и его постигла та же участь. Когда же к вещам приблизился младший брат, горение золота прекратилось. Колаксай поднял предметы и отнес их к себе. Старший и средний братья поняли символичность этого события и уступили младшему право управлять царством.

Далее Г еродот рассказывает: «И вот от Липоксая произошли те скифы, которые носят название рода авхатов; от среднего брата Артоксая - те, которые называются катиарами и трапиями, а от младшего царя - те, что называются паралатами; общее же название всех их - сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины».

В легенде эллинов рассказывается о Геракле, который, «гоня быков Гериона», прибыл в страну, где ныне проживают скифы, и «так как его застигла вьюга и мороз, то он закутался в львиную шкуру и заснул, а в это время его лошади каким-то чудом на пастбище исчезли». Достаточно интересная оговорка: гнал Геракл быков, а пропали у него лошади. Кто допустил неточность - эллины или Геродот, до сих пор неизвестно.

Согласно данной легенде, в поисках быков (лошадей) обошел Геракл всю землю и пришел в Полесье. Там в одной из пещер он обнаружил странное существо - полудеву-полузмею. Геракл поинтересовался, не видела ли она его лошадей, на что полудева ответила, что кобылицы у нее, «но она не отдаст их ему прежде, чем он не сообщится с нею».

Геракл согласился на ее условия, но полудева, желая продлить их связь, все тянула с возвращением животных. Долго прожили они вместе и нажили трех сыновей. В конце концов она решила отдать Гераклу кобылиц, но перед этим спросила его, что делать с сыновьями, когда они вырастут: оставить у себя или отослать к отцу.

Геракл ответил так: «Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить предлагаемой мною задачи, того вышли из страны». Сказав это, Геракл протянул полудеве лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки.

Когда сыновья повзрослели, мать подвергла их предложенному Гераклом испытанию. Старший - Агафирс - и средний - Гелон - не смогли повторить отцовский подвиг и были изгнаны из страны. Младший сын - Скиф - в точности воспроизвел движения отца и стал родоначальником династии скифских царей.

Между тем у древнегреческого историка была собственная точка зрения на проблему происхождение скифов. Согласно его гипотезе, кочевые скифы, жившие в Азии, уставшие отражать постоянные набеги массагетов, удалились в киммерийскую землю и спустя несколько веков основали там свое государство.

Обосновавшись на новых землях, скифы наладили торговые отношения с греками, о чем свидетельствуют найденные археологами посуда и металлические изделия греческого происхождения. Товарно-денежные отношения в те далекие времена еще не были развиты, поэтому за греческую посуду, золотые и бронзовые украшения скифские племена были вынуждены расплачиваться продуктами собственного производства, в основном хлебом.

В те далекие времена у скифов происходил процесс разложения родовых отношений, который нашел отражение в погребальных обрядах. Покойников хоронили в деревянных сооружениях на столбах, в ямах, имитирующих жилище, в катакомбах и в насыпи курганов. Среди погребального инвентаря можно встретить боевые топоры, мечи, панцири и шлемы греческой работы, различного рода украшения, зеркала.

О патриархальном характере отношений свидетельствует факт захоронения свободных женщин в курганах, насыпанных для мужских погребений. Особого внимания заслуживают захоронения молодых женщин, в которых, помимо украшений, было обнаружено оружие. По всей видимости, в то время, пока мужчины совершали завоевательные походы, женщины были вынуждены с оружием в руках защищать свой дом от набегов кочевников.

У скифов существовал институт рабства. На ранних стадиях развития общества рабами становились пленники, захваченные в военных походах. Когда умирал хозяин, его рабы отправлялись вслед за ним в могилу. Несчастных хоронили в согнутом положении с прижатыми к животу коленями.

Основу экономики Скифского государства составляли завоевательные походы на соседние племена. Геродот повествует о походе на мидийцев, который длился целых 28 лет. Уставшие, возвращались скифы в родные места, надеясь найти там уют и покой. Однако их надеждам не суждено было сбыться. Вернувшись домой, «они встретили выступившее против них немалое войско, потому что скифские женщины, вследствие продолжительного отсутствия своих мужей, вступили в связь с рабами...»

Юноши, родившиеся в результате подобных мезальянсов, решили выступить против скифов. Они вырыли глубокий ров протяженностью от Таврических гор до озера Меотиды. Тем не менее скифы сумели преодолеть это препятствие, после чего произошло несколько сражений, победу в которых одержали возвратившиеся воины. Принесенные из похода ценности, принадлежавшие классовым обществам Переднего Востока, оказали огромное влияние на формирование художественного стиля скифов.

В конце VI века до н. э. на скифов пошел войной Дарий - царь могущественной Персидской державы. В количестве 700 тыс. человек войско персов вторглось на территорию Скифии.

Скифская разведка работала великолепно. Военачальники имели представление не только о численности персидских войск, но и о пути их следования. Скифы поняли, что победить персов в открытом бою не удастся. Тогда они пригласили на военный совет царей соседних народов - тавров, агафирсов, невров, андрофагов, будинов и савромат.

Следует заметить, что большинство царей отказалось помочь скифам, утверждая, что «скифы первыми начали войну и теперь персы по внушению божества платят им тем же». Тогда скифы разделили все имеющиеся военные силы на 3 фронта и приступили к защите своей территории, используя методы партизанской войны.

Долгое время скифам удавалось сдерживать натиск персов. За этот период они успели нанести значительный ущерб армии персов. Тогда Дарий послал к ним гонца с предложением или сразиться в открытом бою, или покориться и признать персидского царя своим владыкой.

В ответ скифы сообщили, что сразятся лишь тогда, когда им будет это угодно, и пообещали в ближайшее время отправить Дарию подарки, но не те, которые он ожидает получить. В конце послания скифский царь Иданфирс позволил себе высказать угрозу в адрес персидского царя: «За то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне поплатишься».

Военные действия продолжались, а силы персов все таяли. Геродот рассказывает, что в последние дни войны, когда уже было понятно, за кем останется победа, скифский царь отправил Дарию послов с подарками, состоящими из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Никаких комментариев к дарам не прилагалось.

Дарий так понял смысл этих подарков: скифы отдаются ему с землей и водой. Стрелы же, по его мнению, символизировали отказ скифов от продолжения военных действий. Однако другой перс, Горбия, знакомый с нравами и обычаями скифов, по-другому истолковал смысл этих подарков: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел».

После отправки даров скифы приготовились к решительной битве. Неожиданно перед строем пробежал заяц и скифы бросились его преследовать. Узнав об этом случае, Дарий сказал: «Эти люди относятся к нам с большим пренебрежением, и мне теперь ясно, что Горбия правильно объяснил мне смысл этих даров». В тот же день скифы окончательно разбили персов и изгнали их из страны.

После победы над персами скифы долгое время жили в мире со своими соседями. Однако нашествие сармат заставило скифов бросить насиженные места и переместиться в Крым. Новая столица Скифского государства стала называться Неаполь скифский.

Последний этап истории скифов связан с их сосредоточением на Крымском полуострове. Территория Скифского рабовладельческого государства стала намного меньше прежнего, сократилось и число соседей. На юге, в Крымских горах, это потомки киммерийцев - тавры, на Керченском полуострове - Боспорское царство и на западном побережье - греческий город Херсонес. Выход в украинские степи им перекрывали сарматские племена.

В этот период особенно тесные отношения сложились у скифов с таврами. Последние, по-видимому, были втянуты в общую политическую жизнь Крыма и уже не были такими дикарями, как рисовали их греческие историки. О контакте скифов с таврами стало известно после изучения погребальных памятников степного Крыма. В частности, в некоторых могильниках археологи обнаружили коллективные захоронения рядовых скифов, характерные для тавров.

Интересно, что в них отсутствовало вооружение. Подобные каменные ящики встречаются в основном в предгорной части Крымского полуострова, то есть рядом с территориями тавров. В начале нашей эры появился новый термин - «тавроскифы», обнаруженный на одной из боспорских надписей. Некоторые исследователи считают, что он может свидетельствовать о частичной ассимиляции тавров со скифами.

Исследованные в последние годы крымские поселения скифов этого периода носят в основном античный характер. Это видно по системе укреплений и жилым постройкам. Наиболее показательным в этом отношении являются Неаполь скифский - город, совместивший в себе варварские и греческие черты; турецкий вал и ров, ограничивающие Крым по линии Перекопа.

Во II веке до н. э. Ольвия, расположенная на периферии государства, стала терять свое былое значение. Все большую роль, особенно в торговле, приобретал Херсонес. Скифское государство, несмотря на то что потеряло значительную часть своих территорий и ослабело экономически, продолжало вести в Крыму довольно активную политику. В первую очередь скифы попытались овладеть Херсонесом и подчинить его себе полностью.

Но Херсонес, заручившись поддержкой понтийского царя Фарнака, который обещал защищать город от варваров, разбил армию скифов и тавров. Война закончилась поражением скифской армии.

Несмотря на наступившие для Скифского царства тяжелые времена и поражение в Крыму, эти события не привели к гибели государства. Историки свидетельствуют, что большую часть войн скифы начинали из-за недостатка денег в государстве. Но после того как они лишились своего былого могущества, поправить свое положение скифы решили другим способом.

Государство решило передавать во владение свои земли тем, кто хотел их обрабатывать, и довольствовались оговоренной платой. С теми, кто отказывался им платить, они воевали.

В этот период скифы уже не могли удерживать в своей-постоянной власти Ольвию, и в I веке до н. э. ее разгромило воинственное племя гетов. После этого скифы частично заселили и восстановили Ольвию, но она уже ничем не напоминала некогда богатый и цветущий город. Тем не менее в знак своей независимости город выпускал монеты с именами скифских царей Фарзоя и Инисмея.

В этот период Ольвия находилась под протекторатом скифов, но они не влияли на общую политическую обстановку, и когда во II веке до н. э. римляне решили включить ее в свою империю, Скифское государство не в силах было противостоять этому.

Следует отметить, что в это время Скифская держава не могла вести самостоятельную политику на Черноморском побережье и тем более противостоять римскому вмешательству. В течение II-I веков до н. э. между Боспором и скифами регулярно происходили конфликты, в результате которых перевес постоянно оказывался на стороне более могущественного Боспорского государства.

Таким образом, Скифская держава к I веку до н. э. уже не была жизнеспособной: ее экономика оказалась окончательно подорванной, торговые связи распадались из-за недоступности пунктов, через которые она постоянно вела торговлю. К тому же в это время началось массовое движение варваров. Большую роль в этом сыграло государство Германариха, объединившее в себе многие племена Северного Причерноморья, которые вместе с сарматами, праславянами и готами проникли в Крым.

В результате их нашествия оказался разрушен Неаполь и многие другие скифские города. После этого набега у Скифского государства не нашлось сил для восстановления. Именно с этим событием историки связывают окончательную гибель Скифского государства, существовавшего с V по II век до н. э.

(Памяти Ю. Кулаковского)

Б. ВАРПЕКЕ

Геродот приводит о происхождении скифов две различные легенды. По одной (кн. IV, гл. 5 – 7), это самое юное изо всех племен произошло от Таргитая, сына Зевса и дочери бога реки Борисфена. У него было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай, из которых, как всегда в сказках, в итоге царем оказался младший. От каждого из них будто бы ведут начало различные скифские племена. Но через несколько глав историк приводит рассказы самих скифов (гл. 8 – 10): будто Геракл, гоня быков царя Гериона, прибыл в места, впоследствии заселенные скифами, и здесь нашел в пещере деву змеиного облика, захватившую его коней. Она обещала вернуть их Гераклу только в том случае, если он согласится с ней сожительствовать. И от Геракла у нее родилось три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. И из них, опять-таки по сказочному закону, достойным своего великого отца оказался только младший, и от него пошли все скифские цари.

В. Клингер в своем прекрасном исследовании «Сказочные мотивы в истории Геродота» (Киев. Унив. Изв. 1902, №11, стр. 103-109) обстоятельным разбором этой второй легенды доказал ее близость к сказкам древних и новых народов, а Ф. Мищенко в статье «О легендах о царских скифах у Геродота» (Журн. Мин. Нар. Просв. 1886, янв., 39-43) правильно противопоставил первой скифской легенде с чисто туземными именами греческое происхождение второй с Гераклом (гл. 8 – 10), и хотя первая объясняет происхождение всех скифов, а вторая, как заметил Ф.Мищенко (стр. 43), «касается только скифских владык, вовсе не относясь к тем скифским народам, которые почитались за рабов», однако ясно, что в итоге одна исключает другую, и поэтому уместно поставить вопрос о том, что заставило Геродота за первой легендой поместить еще вторую.

Для правильной оценки ее основного смысла, по-моему, надо исходить из образа Геракла. Его сделать родоначальником скифов могло стремление подчеркнуть их связь с дворянами. Ведь, что бы не возражал Ю.Белох (История Греции. Т. I, стр. 98, перевода М.Гершензона), Геракл c’est la personificftion de la race dorienne (Словарь Даремберга и Салио, т. III, стр. 80), но связь дворян с греческой колонизацией Скифии слишком слаба (Ю.Кулаковский. Прошлое Тавриды. Киев, 1914, стр. 6), чтобы ее стал особенно подчеркивать Геродот, хотя в своем родном Галикарнассе он и мог услышать это лестное для самолюбия дворян толкование. Но из сложного облика Геракла можно выбирать и другие черты, и здесь прежде всего припоминается стремление древних представить именно Геракла героем, повсеместно заменявшем прежнее варварство более культурными и человеческими условиями жизни. Так, Дионисий Галикарнасский говорит о нем (A.R. I 41): «если где было тягостное владычество, прискорбное для подчиненных, или город, кичившийся и оскорблявший соседей, или поселения людей с грубым образом жизни и беззаконным истреблением чужоземцев, Геракл это устранил, устанавливая законную царскую власть, согласный с нравственностью образа правления и жизни, благожелательные и соответствующие требованиям общежития нравы». Поэтому и Гораций (оды III, З.9) ставит в пример Августу Геркулеса, как повсеместного насадителя культуры и нравственности, а Лукреций прославлял Геракла наряду с Церерой и Дионисом, как освободителя человечества от первоначальной дикости.

Легенда заставляет Геракла сочетаться со змеевидной девой. Связь змеи с землей общеизвестна (В.Клингер. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911, стр. 155-175), таким образом, этот брак, по сказочной символике, должен знаменовать победу принесенной в лице Геракла греками культуры над первичной туземной дикостью; она выставляет греков в благородном виде устроителей варварской Скифии.

Вместе с тем эта легенда вскрывает и другое намерение: известно, как усердно старались древние историографы из чисто политических видов подчеркнуть племенное родство италийцев с Грецией. Этому служила вся легенда о приходе Энея в Италию из-под Трои, восходящая еще к Стесихору и Гелланику, но затем под влиянием политических соображений получившая особое развитие.

Если эта легенда о троянском происхождении Рима связывала внутренними узами Грецию с новым государственным образованием на Западе, то той же цели служила и Геродотова легенда о Геракле - отце скифских царей, подводя под общее с греками происхождение и крупную восточную область. Вместе с тем такие легенды должны были очень облегчать дело греческой колонизации в Скифии, примиряя туземцев с пришельцами и устраняя хоть отчасти те трения и недовольства туземного населения, по поводу проникновения всего греческого в местную жизнь, которые привели, например, к гибели чересчур дружившего с греками скифского царя Скилы (Геродот. IV гл., 78-80).

Безусловно, лучше всего характер любого народа помогают раскрыть созданные им легенды и героические сказания. Одна из них дошла до нас благодаря древнегреческому писателю Лукиану (около 125-180 гг. н.э.), который записал ее со слов скифа Токсариса. Она повествует о двух скифских юношах - Дандамисе и Амезоке…

Лукиан (около 125-180 гг. н.э.)

На четвертый день, после того, как два юных скифа стали побратимами, на их лагерь, расположенный на берегу Танаиса (Дона), внезапно напали огромные полчища сарматов. Захватив богатую добычу и множество пленных, они двинулись на восток, за Танаис.

Сарматские воины с захваченной добычей

Рисунок Торопа С.О.

Среди пленных скифов был и Амезок. Узнав об этом, Дандамис кинулся в реку и поплыл к вражескому берегу. Когда его обнаружили сарматские воины, он громко крикнул: «Зарин!» (золото, выкуп). Тогда сарматы повели Дандамиса к своему царю, который спросил юношу о том, что он имеет и что хочет отдать за жизнь своего друга. Дандамис сказал, что у него кроме жизни ничего нет, но если царю захочется, он может отдать ее за своего побратима. Жестокий царь рассмеялся и ответил: «Твоя жизнь мне не нужна, но если ты хочешь вызволить своего побратима, отдай лишь часть того, что предлагаешь - глаза»…

Сарматский царь

Рисунок Торопа С.О.

Назад Дандамис возвращался с пустыми орбитами, крепко держась за освобожденного из сарматского плена товарища. Глядя им вслед, царь сарматов произнес: «Людей, подобных Дандамису, можно пленить, неожиданно напав на них, но каким же будет результат битвы с ними?». И отдал своему войску приказ об отступлении. Благодарный Дандамису за свое спасение Амезок, ослепил и себя. Они прожили еще много лет и еще при жизни вошли в легенду, которую рассказывали не только по всей Скифии, но и за ее пределами.

Дандамис и Амезок

Рисунок Торопа С.О.

Упомянутые в легенде сарматы были восточными соседями скифов. Гиппократ (V в. до н.э.) рассказывает об их расселении «вокруг озера Меотиды» (Азовского моря) в Европе, к западу от Танаиса (Дона), считавшегося в то время границей между Европой и Азии. В V-IV вв. до н.э. проникновение сарматов на запад происходило мирным путем и практически не сопровождалось серьезными конфликтами и грабительскими набегами.



Сарматский воин, вынимающий меч из ножен

Рисунок Торопа С.О.

Отношения скифов с сарматами попеременно носили то союзнический, то враждебный характер. Сарматы оказались одним из немногих народов, оказавших скифам помощь в отражении агрессии персидского царя Дария I (см. статью «Скифское войско»). Однако в середине III в. до н.э., согласно переданной Полиеном легенде, против скифов, осаждавших Херсонес, выступило войско сарматов. Массовый характер передвижение сарматов на запад приняло во II в. до н.э.

Сарматский воин с копьем

Рисунок Торопа С.О.

Греческие писатели Диодор Сицилийский (I в. до н.э.) и Лукиан Самосатский (II в. н.э.) изображают это передвижение в виде опустошительных набегов, превративших значительную часть Скифии в пустыню. В данное время, скорее всего, и была создана легенда о Дандамисе и Амезоке.

Сарматский воин

Рисунок Торопа С.О.

Попавшим в плен скифам угрожали смерть или рабство, а спасти их от такой участи мог лишь выкуп. Паролем, означавшим отправку посольства с целью переговоров о выкупе, являлось слово «зарин» или «зирин» («золото», «выкуп»). В качестве выкупа использовались золото и драгоценности, овцы, коровы (иногда даже целые стада), лошади. Естественно, что оказаться спасенными в таком положении могли в первую очередь скифские богачи и знать, а не рядовые скифы. Вполне возможно, практиковался и обычный обмен пленными, что оставляло для последних шансы на спасение.

Пленные скифы

Рисунок Торопа С.О.

Описан в античной литературе и особый обряд побратимства, существовавший у скифов с давних времен. Будущие побратимы надрезали пальцы и капали в сосуд с вином кровь. После этого в сосуд погружалось оружие: меч, стрелы, секира и дротик. Затем будущие побратимы одновременно, держась друг за друга, пили из сосуда. Скрепленная таким образом дружба считалась у скифов священной - крепче и неразрывнее любых уз родства. Каждый воин, пройдя через этот обряд, был готов пожертвовать для спасения друга всем своим имуществом и даже собственной жизнью.

На одной из обнаруженных в Куль-Обе (Крым) золотых рельефных пластинок, очевидно изготовленных в IV в. до н.э., изображена сцена братания скифов. Два воина, стоя на коленях и держась друг за друга, пьют из одного ритона.

Скифы-побратимы. Рельефная пластинка. Золото. IV в. до н.э. Куль-Оба

Некоторые исследователи считают, что бляшка из Куль-Обы изображает не абстрактый ритуал братания, а именно легенду о Дандамисе и Амезоке, дошедшую до нас, благодаря древнегреческому писателю Лукиану. Правда, в записанной им легенде речь идет о скифских юношах, а на рельефной пластинке из скифского захоронения изображены скорее вполне зрелые воины, о чем красноречиво свидетельствуют их усы и бороды. Да и сама легенда, когда-то рассказанная скифом Токсарисом, скорее всего, была создана гораздо позже IV в. до н.э. Хотя, вполне возможно, у скифов существовала не одна, посвященная побратимам, легенда. Быть может, на пластинке из Куль-Обы изображены герои более древней, чем записанная Лукианом, легенды. Увы, об их подвиге и именах мы уже никогда не узнаем.

Интересные факты

· Главным предметом культа у сарматов, как и у скифов, был меч, олицетворявший бога войны: «Они втыкают в землю меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу» (Аммиан Марцеллин). Сарматы также поклонялись водяным божествам и великой богине - покровительнице коней и плодородия. С ней был также связан культ солнца и огня, хранительницами которого были специальные жрицы.

Мраморная плита из Танаиса с изображением сарматского воина. II в. н.э.

· Некоторые античные историки называют сарматов «гюнайкократуменами» («управляемыми женщинами»). Сарматские женщины отличались воинственным и смелым характером, всегда ходили на войну вместе с мужчинами и выполняли функцию жриц.

Сарматская жрица

Рисунок Торопа С.О.

· До ІІІ в. до н.э. античне авторы называли сарматов савроматами («опоясанными мечом»). Плиний и Мела употребляют наименование «сарматы» как собирательное название для разных племен, которые «составляли одно племя, но разделенное на несколько народов с разными названиями».

Расселение сарматских, позднескифских и славянских племен

на территории современной Украины. Начало I тыс. н.э.

· С приходом сарматов в Северное Причерноморье получили широкое распространение тамгообразные знаки, встречающиеся на монетах, бронзовых котлах, глиняных сосудах, зеркалах, пряжках, браслетах, конской упряжи и других предметах. Одни из них служили родовыми и семейными знаками, а также знаками собственности, другие имели религиозно-культовое значение.

Диадема знатной сарматки

Браслет знатной сарматки

· В некоторых скифских курганах встречаются следы сарматского влияния. Например, в Александропольском кургане (Днепропетровская область) среди конской упряжи найдены круглые флары сарматского типа, с рельефными украшениями. В мужской и женской одежде скифов широкое применение в качестве застежек получили железные и бронзовые фибулы, также заимствованные у сарматов.

Александропольский курган

Рисунок начала 1860-х гг.

Мифы и легенды народов Кубани дошли до нас лишь в пересказе античных авторов. Их дополняют изображения на золотых и серебряных сосудах, оружии, украшениях и бытовых предметах, найденных при раскопках богатых погребений.
Наиболее ценным источником сведений о происхождении, истории и обычаях скифов и их соседей по праву считают труд Геродота «История».
много путешествовал по странам Востока, побывал в Вавилоне и на Сицилии, на берегах Нила и островах Эгейского моря. Посетил он и Скифию. Всё увиденное и услышанное сложилось в яркую, пёструю картину быта и нравов скифов, общественного устройства, военного дела, верований и обрядов.
Образ жизни, обычаи, легенды и мифы, описанные Геродотом, дают много информации о народах Прикубанья, которые были близки скифам по языку и занятиям.

Легенды о происхождении скифов

Одну из них, по свидетельству Геродота, ему рассказали сами причерноморские скифы.
«Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошёл следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай.
У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю три золотых предмета: плуг, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошёл ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенялось. Затем подошёл второй, но с золотом повторялось то же самое.
Таким образом, золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он взял золото.
Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему всё царство». По утверждениям скифов, они произошли от сыновей Таргитая, которого считали сыном Зевса.
Вторую легенду о происхождении скифов Геродот приписывает грекам-колонистам. По этой легенде, первыми людьми в скифской земле были Агафйрс, Гелон и Скиф, родившиеся от греческого героя Геракла и местной полудевы-полузмеи. Покидая её, Геракл сказал: «Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить моей задачи, того вышли из страны. Поступая таким образом, ты сама останешься довольна и этим исполнишь моё желание».
Натянув луки и показав способ опоясывания, Геракл оставил лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки и удалился. Двое из сыновей не смогли выполнить наказ отца и были изгнаны родительницей из страны. А самый младший, Скиф, исполнив задачу, остался. «От этого-то Гераклова сына, - пишет Геродот, - и произошли скифские цари, а от чаши Геракла - существующий до сих пор у скифов обычай носить чаши на поясах. Так рассказывают живущие у Понта эллины».
Существуют и другие легенды о происхождении скифов. Во всех легендах обосновывается божественное происхождение власти.
Греческие и скифские мифы, пересказанные разными людьми, в чём-то совпадают, но и различаются в описании событий и героев.

Сколоты (др.-греч. Σκόλοτοι)- самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот применил его в следующем контексте:

По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший - Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами

Геродот. История. IV.5 - 6

Вместе с тем зачастую игнорируются другие принципиально важные свидетельства Геродота

IV.7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет (примерно 1514-1512 гг. до н. э.; комментарий). Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснет под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе (претендуя на более глубокую память: комментарий) . Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею Богиня со змеями(родоначальница скифов известна по ряду античных изображений: коммент.) Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя - змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

Геродот. История. IV.7 - 12

Отсутствие в легенде о происхождении скифов от Геракла, в частности, «золота» указывает на её большую древность по сравнению со сказаниями самих скифов о временах Таргитая. При этом по одной из версий скифы существовали и до Геракла, которого обучал стрельбе из лука скиф Тевтар.

По мнению ряда современных лингвистов, «сколоты» является формой иран. *skuda-ta- «лучники», где -ta- являются показателем собира­тельности (в том же значении -тæ- сохранилось в современном осетинском). Примечательно, что самоназвание сарматов «Σαρμάται» (Sauromatæ), как считает Я. Харматта, имело то же значение.