Склонение числительных. Склонение числительных Правило склонение числительных 40 90 100

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: «Склонение количественных числительных 40, 90, 100»

Цель: повторить склонение количественных числительных, познакомить учащихся со склонением числительных 40. 90, 100, продолжить работу над правильным употреблением числительных в речи.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Развивать речь, мышление, память.

Оборудование: таблица склонения числительных 40,90, 100; ромашка с записанными на лепестках пословицами.

ХОД УРОКА.

1.Введение в урок.

В тетрадях записать число, классная работа.

НА ДОСКЕ:

У про рожа

Непро рный дом:

Ча в нем ножка

Ходит под лом.

Дорожит ножка

Чи тою ног

И личной ваксой

Чистит сапог.

Ребята, перед вами зашифрованное шуточное стихотворение. Рассмотрите запись и догадайтесь, какое числительное нужно вставить в прямоугольники.

Прочитайте то, что получилось.

Итак, числительное сто является одним из числительных, которые мы будем изучать сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и цели урока.

Запишите тему: «Склонение количественных числительных 40, 90, 100»

Сегодня на уроке мы повторим склонение изученных числительных, рассмотрим особенности склонения числительных 40, 90, 100, будем тренироваться в употреблении числительных в речи.

3.Повторительная беседа.

Прежде чем приступить к новой теме, повторим материал прошлого урока.

Скажите, что обозначают количественные числительные?


На какой вопрос отвечают?

Как изменяются?

Как склоняются количественные числительные от 5 до 20 и 30?

(Склоняются, как существительное кость 3 склонения).

Как склоняются сложные числительные от 50 и далее?

(При склонении сложных числительных от 50 и далее изменяется каждая часть слова. Например, двести – двухсот – двумстам).

Просклоняйте числительное 375.

И. триста семьдесят пять.

Р. трехсот семидесяти пяти.

Д. тремстам семидесяти пяти.

В. триста семьдесят пять.

Т. тремястами семьюдесятью пятью.

П. о трехстах семидесяти пяти.

4.Новая тема.

Приступаем к изучению темы урока. К уроку я просила вас подготовить небольшие сообщения об истории числительных 40 и 90.

Послушаем их.

Выступления учащихся.

Вот такие интересные сведения мы узнали о числительных 40 и 90. Теперь познакомимся с их склонением и склонением числительного 100.

Рассмотрите таблицу.

Девяносто


Девяноста


Сколько форм образуют при склонении числительные 40, 90, 100?

Сравним ваш вывод со сведениями учебника. («Теория. Параграф 111. Стр.121).

Работа с учебником.

5.Закрепление.

1).Просклонять словосочетания, выделить окончания (по вариантам).

1 вариант – девяносто километров

2 вариант – сто рублей

3 вариант – сорок деревьев

ПРОВЕРКА.

Ребята, найдите среди прочитанных предложений поговорку и объясните ее смысл.

2)Упражнение 480.

1 вариант – 1 и 2 предложения;

2 вариант - 3 и 4 предложения.

ПРОВЕРКА.

6.Итог урока.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с особенностями склонения числительных 40, 90, 100, историей числительных 40 и 90. Учились употреблять числительные в речи. Оценки…

7.Домашнее задание: параграф 111, найти сведения о или Буйском районе, где употребляются числительные. Записать в тетрадь 6-7 предложений.

Числительное девяносто.

Числительное 90 имеется только у восточных славян. В памятниках отмечается с 14 века. У всех славян число 90, как и название десятков от 20 до 80,обозначалось сочетанием слов – девять десятков, что сохранилось в большинстве славянских языков.

Восточные славяне унаследовали название количества 90 (девятый десяток), как полагают, в связи с тем, что в древности считали девятками. Остатки этого счета можно найти в русских сказках: в тридевятом царстве, за тридевять земель.


Название «девятый десяток» подверглось существенным звуковым изменениям на восточно-славянской почве. Оно испытало влияние других числительных. Первая часть слова «девятый» стала звучать подобно девять, а вторая «десяток» была сближена с числительным сто.

Числительное сорок.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил . В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок - сначала мешок, затем – мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

Количественные числительные обозначают количество предметов (две тетради, шесть учеников) или отвлеченное число (три, десять, сорок два).

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?

Изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один).

Количественные числительные обозначают количество предметов (две тетради, шесть учеников) или отвлеченное число (три, десять, сорок два).

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?

Изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один).

Количественные числительные от 5 до 20 и 30 склоняются, как существительное кость 3 склонения.

При склонении сложных числительных от 50 и далее изменяется каждая часть слова. Например, двести – двухсот – двумстам.

Количественные числительные обозначают количество предметов (две тетради, шесть учеников) или отвлеченное число (три, десять, сорок два).

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?

Изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один).

Количественные числительные от 5 до 20 и 30 склоняются, как существительное кость 3 склонения.

При склонении сложных числительных от 50 и далее изменяется каждая часть слова. Например, двести – двухсот – двумстам.

1.До станции оставалось не менее сорок… верст.

2.Не ищи ст… рублей, а ищи ст.. друзей.

3.Все палатки были заняты девяност… пятью туристами, прибывшими в лагерь накануне.

4.Сорок… лучшим выпускникам школы вручили почетные грамоты.

5. Вес тела благородного оленя достигает ст… девяност… двух килограммов.

1.До станции оставалось не менее сорок… верст.

2.Не ищи ст… рублей, а ищи ст.. друзей.

3.Все палатки были заняты девяност… пятью туристами, прибывшими в лагерь накануне.

4.Сорок… лучшим выпускникам школы вручили почетные грамоты.

5. Вес тела благородного оленя достигает ст… девяност… двух килограммов.

1.До станции оставалось не менее сорок… верст.

2.Не ищи ст… рублей, а ищи ст.. друзей.

3.Все палатки были заняты девяност… пятью туристами, прибывшими в лагерь накануне.

4.Сорок… лучшим выпускникам школы вручили почетные грамоты.

5. Вес тела благородного оленя достигает ст… девяност… двух килограммов.

Сорок


девяносто

сто

Р.,Д.,Т., П

сорока

девяноста

ста

  1. Склонение числительных от 50 до 80 , от 500 до 900 ; 200, 300, 400

от 50 до 80

500 до 900

200, 300, 400

Им., В.п.

пятьдесят

пять сот

двести


Р.п.

пяти десяти

пяти сот

двух сот

Д.п.

пяти десяти

пяти стам

двум стам

Т.п.

пятью десятью

пятью стами

двумя стами

П.п.

(о) пяти десяти

(о) пяти стах

(о) двух стах

Склонение собирательных числительных оба, обе
мужской и средний род
женский род

Им.п.

П.п.


оба студента, стола, письма

обоих студентов , столов, писем

обоим студентам, столам, письмам

обоих студентов , оба стола, письма

обоими студентами, столами, письмами

об обоих студентах, столах, письмах


обе студентки, книги

обеих студенток, книг

обеим студенткам, книгам

обеих студенток, обе книги

обеими студентками, книгами

об обеих студентках, книгах


6. Склонение числительных полтора, полтораста

Задание № 49. Прочитайте вслух приводимые ниже предложения , поставив числа в соответствующей падежной форме.

А. 1.Частное от деления 8648 на 8 равно1081, сумма этих чисел равна 8656, а разность равна 8640. 2. Произведение 99 на 85 равно 8415, сумма этих чисел равна 184, а разность равна 14. 3. Сумма 2194 и 756 равна 2950, а разность этих чисел равна 1438.

Б. Нет 700 учащихся, гордиться 284 участниками финала, договорились о 199 книгах, раздать номера 455 участникам эстафеты, гордиться собранными 955 центнерами зерна, по рецептуре требуется около 320 граммов масла и 90 миллилитров ликера, у нас более 875 книг, на 2080 страницах, рекорд в беге на 800 метров, к 345 прибавить 20, от 964 отнять 12, 10 сложить с 798, деревня находится в 364 км от города , предложение принято 475 голосами против 44, опрос среди 635 руководителей, 88,9% опрошенных считают, стеллаж с 785 книгами, расстояние в 1985 км, это произошло в 1985 году, не достиг 17 лет, книга с 2647 иллюстрациями, строительство должно завершиться к 2008 году, с 1000 (рубли) в кармане, на сборы в поход ушло 22 (сутки).

Задание № 50. Перепишите, заменяя цифры словами.

1. Прибыл океанский лайнер с 2485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 576 книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. 4. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина с результатом 128,55 балла победила молодая спортсменка. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800. 7. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334. 8. Фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 9. Книга издана с 85 иллюстрациями.

Задание № 51 . Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение числительных.

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Из 596 вычесть 387. 6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 8. К 1778 прибавить 852. 9. От 17 464 отнять 11 090. 10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. 11. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов. 12. Он чувствовал себя уверенно с 400 рублями, полученными от отца на мелкие расходы. 13. Экспедиция будет длительной , вряд ли она закончится за 32 (сутки).

Задание № 52 . Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте выбранную форму, обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

1. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 2. Большинство предметов, лежащих на столе, был… покрыт… пылью. 3. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 4. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 5. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты. 6. На областной выставке особым успехом пользовал… вагон-весы отечественного производства. 7. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 8. Печать, в том числе областные , городские и районные газеты, должн… сыграть важную роль в развитии производства.
Материал для справок № 2


  1. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т.п.) в сочетании с Р.п. мн. числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе , если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе , если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

  2. Если подлежащее выражено так называемым с ч е т н ы м о б о р о т о м, т.е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько ) с существительным в Р.п. мн. числа, то сказуемое обычно согласуется так же , как с подлежащим – собирательным числительным (см. п. 1). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.)

  3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс.

  4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

  5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки ; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.

  6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели; Пробило десять часов; Так прошло пятнадцать лет.

  7. При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: профессор сделал доклад ;

  8. При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Профессор Сергеева прочла лекцию.

  9. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована; песня-романс стала весьма популярной ; книга-справочник весьма полезна.

  10. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.

Задание № 53 . Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали , младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

Задание № 54. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

Задание № 55 . Прочитайте данный ниже текст, обращая внимание на правильное произношение числительных.

Гражданка Мухина, найдя кошелёк с 562 рублями , приобрела самовар стоимостью около 250 рублей , а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 рублей , прибавив к найденным 562 рублям ещё что-то около 29 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал некто Пауков. Спас ее оперуполномоченный Комаров – это была его 265 операция . Видно, жалеет теперь Мухина о 590 рублях, потраченных на гостей.
БЛОК 3. Трудные случаи именного и глагольного управления

Склонение числительных 40, 90, 100.

Цели:

1)обучающая: создать у учащихся представление о склонении числительных сорок, девяносто, сто; учить изменять данные числительные по падежам;

2)развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3)воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

1. По следам домашних заданий.

1) Слово учителя.

Сегодня нас ждёт достаточно простая тема, поэтому я решила предложить вам, дорогие мои дети, соревнование , состязание между мальчиками и девочками. Итак, счёт 0:0! Вперёд!

2) Фронтальная работа. Лексический поединок.

Знать как свои … пальцев

похожи как … капли воды

знать как дважды … …

Что представляют собой данные сочетания слов? В каком значении употребляются? Почему нельзя их разделить?

Вставьте необходимые по смыслу числительные. Расскажите о них всё, что можете.

Приведите ещё примеры фразеологизмов, в которых употребляются числительные.

Составьте с получившимися фразеологизмами предложения. Каким членом предложения является фразеологизм в вашем предложении?

Мальчики Девочки

3) Индивидуальные задания.

1. «Я знаю всё!»

Сорок восемь рублей

шестеро котят

две трети яблока

четырнадцатая фотография

Рассказать всё, что возможно, о данных числительных, т.е. указать разряд по значению и разряд по составу (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики Девочки

2. «Мне покорились падежи!»

17 велосипедов (в дат. пад.)

19 томов (в твор. пад.)

9 крыш (в род. пад.)

11 мальчиков (в предл. пад.)

30 дисков (в твор. пад.)

8 тарелок (в род. пад.)

13 учениц (в дат. пад.)

18 лет (в твор. пад.)

5 стульев (в дат. пад.)

16 метров (в дат. пад.)

Заметь цифры числительными и записать получившиеся словосочетания в указанном падеже (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

3. «Адресные» карточки.

4) Проверочная работа и задание на развитие.

18 километров (в род. пад.)

17 гаражей (в предл. пад.)

1 котёнок (в род. пад.)

2 подруги (в дат. пад.)

20 часов (в предл. пад.)

Записать под диктовку учителя сочетания слов в указанных падежах. Где возможно, указать и другие грамматические категории числительных.

2. Интрига.

1) Фронтальный опросик.

Как изменяются все числительные?

Какую работу будем выполнять сегодня?

3. Движение темы.

1) Анализ примеров.

Изменяем по падежам вместе с детьми сорок поваров и сто рублей .

Вывод: при изменении по падежам числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы.

2) Работа с учебником.

Самостоятельное чтение статьи учебника на стр. 152.

О чём не сказали сегодня?

3) «Я это знаю!»

40 богатырей (в род. пад.)

100 литров (в дат. пад.)

90 лет (в предл. пад.)

Записать в указанных падежах сочетания слов (2 человека у доски, не видя друг друга, работают с сочетаниями слов, желательно, чтобы дети были примерно равны по силам).

Мальчики проверяют работу девочки, а девочки проверяют работу мальчика.

Мальчики Девочки

4) Синтаксическая минутка.

До моей дачи ехать 40 минут.

Моему дедушке исполнилось 90 лет.

100 – чётное число.

Записать цифры словами, в получившихся предложениях подчеркнуть числительные как члены предложения.

Самопроверка.

4. Итог. Д/з.

1) Итог.

Сегодня, с моей точки зрения, победили все, точнее, каждый из вас, ведь с урока унесли новые знания!

2) Д/з: - стр. 152;

Название: Склонение числительных .

Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: Сколько? Который? Какой?

Числительные делятся на три лексико-грамматических разряда:
1. Собирательные (оба, двое, пятеро)
2. Количественные (два, пять, двадцать, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один)
3. Порядковые (первый, второй, сотый).

При этом в количественные числительные входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

Количественные числительные обозначают собственно количество, а собирательные - количество как совокупность: в комнате четыре мальчика, у троих темные волосы.

Склонение числительных пять, шесть, семь, восемь, девять происходит по образцу существительных третьего склонения (ночь, тень)

Но: творительный падеж: восьмью и восемью.

-дцать , такие как одиннадцать, двенадцать, тридцать и другие склоняются следующим образом:

Числительные, оканчивающиеся на -десят , такие как пятьдесят, шестьдесят и др., склоняются следующим образом:

Но: творительный падеж - восьмьюдесятью и восемьюдесятью

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

Склонение числительных 40, 90, 100.

Склонение собирательных числительных оба, обе

Склонение количественных числительных

B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже.
Например: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками.
Но: в пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка).

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на -а; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

Памятка :

Числительные сорок, девяносто и сто имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (и. п., в. п.) и сорока, девяноста, ста (во всех остальных падежах). Поэтому правильно: с девяноста рублями, о сорока учениках, со ста проблемами, а НЕ *с девяностами рублями, о сороках учениках, со стами проблемами.

Числительное полтора имеет две формы именительного падежа – полтора (м. р. и с. р.) и полторы (ж. р.): полтора литра, полтора бревна, полторы жизни. Форма всех косвенных падежей (кроме винительного) – полутора. Правильно: о полутора днях, а НЕ *о полуторах днях, *полторах днях.

ПРАВИЛЬНО: До скольких работает библиотека? Она работает до стольких-то, НЕ *до скольки, до стольки-то.

ПРАВИЛЬНО: тысяче сотрудников, миллиону сотрудников, трем тысячам сотрудников (д. п.), тысячей сотрудников, миллионом сотрудников, тремя тысячами сотрудников, тысячью сотрудниками и одной тысячей сотрудников (т. п.).
ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов, но обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.