Славянская мифология: домовой, леший, русалки. Сказки или реальность

Наши предки верили в безоговорочное существование русалок. Ходила легенда, если обидеть девушку с рыбьем хвостом, то она способна причинить непоправимый вред обидчику, а если угодить - можно получить подарок или исполнить заветное желание. Действительно ли эти мистические существа способны творить добро, и что необходимо для осуществления своей мечты, узнаем в данной статье.

Наиболее удачное время для вызова русалки

Осуществлять обряд по вызову следует в летнее время, ведь, согласно поверьям, эти существа в зимнее время предаются сну в своих хрустальных замках глубоко под водой. Летом они пробуждаются, находятся в хорошем настроении, играют в игры и проявляют желание общаться с людьми. Самые удачные дни для вызова - это среда, пятница и суббота в полнолуние. Можно осуществлять ритуал и в другое время, но вероятность того, что русалка будет не в духе и причинит вам вред, довольно велика. О том, как вызвать русалку, чтобы она удлинила волосы или по любым другим вопросам, мы поговорим далее.

Вызов с помощью обручального кольца

Если вы задались вопросом, как вызвать русалку, значит, скорее всего, вы хотите попросить её об осуществлении заветного желания. Если же вашей целью является наблюдение, попробуйте следующий метод.

Приготовьте любую яркую безделушку. Это может быть заколка, брошь, браслет, гребень - все, что угодно. Возьмите с собой обручальное кольцо. Отправьтесь на водоём в полнолуние, расположитесь на берегу. Кольцо поместите в левую ладонь и на расстоянии вытянутой руки расположите его перед собой так, чтобы сквозь него было видно воду. Произнесите следующие слова:

«У луны есть звёзды, а у воды - русалка. Как за звёздами я наблюдаю, так и ты русалка покажись мне на глаза». Как только вы заметите в воде какое-либо движение, тут же бросьте подготовленный подарок в воду.

Как вызвать русалку с помощью гребешка?

Для этого ритуала следует приобрести деревянный гребешок, украшение из ракушек или блестящую бижутерию. Отправляйтесь на водоём. Найдите камень близ воды и поудобнее расположитесь на нём. Распустите волосы и начинайте их расчёсывать с помощью деревянного гребешка. Волосы, оставшиеся на гребешке, снимайте и бросайте в воду. Приговаривайте такие слова:

«Волосок ты мой, волосок. Притяни ко мне духа вод. Чтоб русалка приплыла и расчесать мне волосы помогла».

После этих слов старайтесь не смотреть в воду, иначе русалка может закружить вам голову и утащить на глубину. Как только она появится, задайте ей интересующий вопрос. После общения сразу бросьте приготовленные украшения, иначе она от вас не отстанет. Главное - не молчите, русалки этого не любят. Данный ритуал следует осуществлять до восхода солнца.

Вызов с помощью захода в воду

Если интересуетесь тем, как вызвать русалку днём, попробуйте следующий метод. Но помните, в дневное время обряд может не произойти, так как русалки не очень любят свет.

Итак, приготовьте блестящие подарки и зайдите по колено в озеро или реку. Начинайте сильно хлопать по воде, произнося следующие слова:

«Ты, русалка, дух воды, побыстрей ко мне приди, о судьбе мне расскажи».

Через некоторое время должна появиться рябь в воде. Возможно, вам повезёт, и вы увидите русалку. После того, как вы зададите ей вопрос, бросьте украшение в воду.

Вызов русалки дома

Интересует вопрос о том, как вызвать русалку дома, попробуйте следующий вариант. Наберите в таз или ванну холодную воду. Сядьте рядом, расслабьтесь, закройте глаза и произнесите следующие слова три раза:

«Русалка, приди ко мне!»

Если вода потеплела, значит, дух водяной девы посетил вас. Немедленно загадывайте желание.

Как вызвать русалку с помощью озёрной воды дома?

Наберите стакан воды в озере или реке. Принесите его домой, бросьте туда ракушку и щепотку соли. Поставьте на подоконник так, чтобы в стакане отражалась полная луна. Произнесите трижды:

«Русалка, приди!»

Затем отправляйтесь в ванную комнату и наберите полную ванну воды. Погасите свет и зажгите 3 свечи, повторите 5 раз:

«Русалка, приди, и хвост свой мне покажи!»

Как послушать пение русалки?

Если интересует вопрос относительно того, как вызвать добрую русалку, помните, нет ни добрых, ни злых. Есть потустороннее существо, которое опасно в любом проявлении. Поэтому осторожность в данном случае никогда не помешает. Итак, что делать, если хочется услышать пение русалки?

Отправьтесь в полночь на водоём и прихватите с собой два бокала, бутылку белого и красного вина. Наполните оба бокала вином и поставьте их так, чтобы они касались воды (можно воспользоваться прибрежным камнем). Отпейте немного и произнесите следующие слова:

«Дева воды, приди ко мне и песню свою мне запой!»

Поскольку опасность того, что от песен русалки вас потянет к воде, огромна, лучше привязать себя к дереву. Когда она вдоволь нарезвится и нырнёт в воду, подойдите к водоёму и бросьте подготовленный подарок, а также произнесите несколько слов благодарности.

Помните, если в течение всего дня вас преследуют неудачи или появляются нехорошие знаки, проводить данный ритуал не следует.

Заключение

С вопросом о том, как вызвать русалку, мы разобрались. Главное - чётко для себя определить, для чего вы это делаете. Ради забавы? Это может закончиться плачевно. Кроме того, обязательно подготовьте талисманы и амулеты, отпугивающие злых духов, чтобы потусторонняя сущность не смогла проникнуть в наш мир сквозь открытые двери.

Рыбка с настоящим колокольчиком на хвосте, которую видел Сфинкс, это конечно Русалка. Сфинкс оторвал колокольчик и унёс с собой, и в тот же вечер к нему пришла Русалка, которую он несколько месяцев до этого не мог найти. Колокольчик этот - подарок Слепого: Опять рассказывает Курильщик, последняя Ночь Сказок:

"— Ой, я не успею переодеться! — спохватилась Спица и убежала.
— А ты? — спросил я Русалку. — Ты не будешь переодеваться?
— Я — уже, — сказала она, покраснев, — уже переоделась, по правде говоря.
— Ох, да, конечно. Как я мог не заметить! Ты очень нарядная сегодня!
Я отчаянно искал, что бы похвалить. Что-то такое, чего я не видел на ней ежедневно. Не нашел.
Русалка кивнула. И, вытянув длинную прядь волос, показала мне рыбку. Совсем крохотную. Сделанную из полосатой косточки неизвестного мне плода. Она потрясла ее, и в рыбке что-то застучало. Не звон, но и не совсем стук, что-то среднее.
— Там внутри одно очень звонкое семечко, так что это и рыбка, и колокольчик, — объяснила Русалка.
— Здорово! — восхитился я. — А из чего он?
Она пожала плечами.
— Слепой подарил."

Из монолога Сфинкса у разрушенного Дома:

"...легче думать, что Слепой лгал про Русалку, чем что ее действительно нет в этом мире, как и ее странных родителей, и их адреса, который они так охотно мне вручили, намного легче верить в это, чем в то, что вы подарили мне ее, надеясь однажды этим удержать, только этим, а не хитростью и не силой…"

Слепой это Дом, душа Дома, так это понимает Сфинкс и несколько раз прямо это проговаривает. Дом создал = Слепой создал. Табаки рассказывает интересую историю о двух подарках:

"Лишь один-единственный раз у него попросили сон. Очень хитрый сон - обучающий видеть чужие сны. Попросил его маленький мальчик и унес с собой одну из тыкв-горлянок с заткнутым дурман-травой горлышком. Через несколько лет этот же, уже подросший, мальчик пришел с еще более странной просьбой. Старичок был заинтригован. Он выбрал самое красивое из имевшихся у него яиц - зеленое с белыми крапинками.
- Они очень нежные, - предупредил он. - Будь осторожен. Грей его у сердца, а когда она вылупится, пусти в ручей, где нет хищных рыб. На сороковой день она созреет.
- А на двадцатый? - спросил мальчик.
Это был очень странный мальчик, и старичка немного встревожила встревожила судьба зародыша в яйце, но он любил дарить необычные вещи, а мальчик был единственным за много лет, кто просил не то, что просили все."

Слепой умеет видеть чужие сны, об этом рассказывается, когда он приходит к Горбачу на дуб (наверняка это дуб, который стоял на краю дороги, когда мимо ехал князь Андрей). Значит, и второй подарок попросил тоже Слепой. Зародыш, она, которую надо пустить в ручей, это рыбка - Русалка. На сороковой день она станет рыбой, а на двадцатый, видимо, девушкой с зелёными глазами.

Так что когда в последнем разговоре со Сфинксом Слепой надеялся, что его удержит Русалка, это было не предположение, это был расчёт.

Курильщик о Сфинксе: "У него жена-невидимка - то она есть, то её нет, и каждое исчезновение растягивается на годы."

Русалки в славянской мифологии.

В отечественной мифологии так же существуют мифы о хвостатых девах, которые занимали большую часть легенд. Как считали славяне, значительная часть русалок - это души утонувших женщин, которые покончили жизнь самоубийством. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел из Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с "дедушкой водяным". Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить.

Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", а также одноименного диснеевского мультика. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что русалка выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких русалках рассказывали, что они "кудлатые как ведьмы", "горбатые и старые", "черные, заросшие шерстью", что у них "груди как каменья" или "железные цыцки"; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест.


"Русалка" Аксели Галлен-Каллела.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие - нибудь предметы, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже (С.Б.: Явное смешение с Кикиморой и Ветшицей). В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства.

Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред. "Против чар и козней русалок, - пишет фольклорист С.Максимов, - отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, - это полынь, трава окаянная, бесколенная. Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: "Что у тебя в руках: полынь или петрушка?" - "Полынь". - "Прячься под тын", - громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать "петрушка", то русалка ответит: "Ах ты, моя душка", - и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена и не повалится он, как мертвый, ничком".

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем, не выполняли никаких полевых и огородных работ, не подмазывали печь и стены избы, не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русалью неделю получают свободу и скрываются на дне речном.


Ольшанский "Русалки".

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи.
Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему - в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

У русалок есть родственницы - мавки. В мавок, по поверьям, превращаются дети, умершие без крещения. Та же судьба ожидает и тех несчастных младенцев, которых проклинают матери еще в утробе или до совершения над нами таинства крещения; они исчезают из дому и становятся русалками. Живут мавки в лесах и являются людям под видом молодых красивых девушек. Так же как и русалки, они завлекают мужчин, заговаривают их, принимаются щекотать и не отпускают, пока не защекочут до смерти. Мавки стараются мстить людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства.
В некоторых местах, где русалки считались водным духом, их называли фараонками. Фараонки - родные сестры зарубежных русалок, то есть ундин, потому что у всякой фараонки непременно есть рыбий хвост. Они водятся преимущественно в морях, и уж конечно, на ветвях сидеть никак не могут.


Берегиня.

Берегини в славянской мифологии духи в обличие женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.
Одна из наиболее оригинальных трактовок образа берегинь принадлежит Д.К.Зеленину: «Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было бы к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под "берегинями" в слове (т.е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям XIV- XV вв. –М.В.) разумеются скорее не русалки, а весьма близкие к русалкам сестры- лихорадки (трясавицы)».

Согласно народным верованиям, вода – традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следую логике Д.К.Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестер – лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификациями болезней.)

Образец домовой (корабельной) резьбы - "Русалка-берегиня".

Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси. О ней неоднократно (и, конечно, с осуждением) говорится в различных сочинениях отцов церкви: «Одна из вставок в «Слове о том, како первое погани кланялись идолам» приписывает восточным славянам веры в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: и начаша жрети... упирем и берегыням... – и далее: и рекам, и источникам, и берегыням». [Кагаров, 1918]. Е.В.Аничков считал «требы упырям и берегиням» «ядром древнерусских верований» [Аничков, 1914]. Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

Берегиня. Рисунок Романа Папсуева.

Бродницы - у древних славян - женские добрые духи охранительницы бродов. Они смотрели чтобы никто не утонул. Отгоняли злых русалок и лесных духов, которые могли навредить людям. Схожи по функциям с берегинями.

Лобасты (албасты, лопасты, лобосты) - по славянский поверьям это были злые русалки. Они селились по берегам рек, в камышах, они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух с отвисшими грудями.

«Тута камышами по ночам албаста шатается» (Перм.). «Глядь, ан за ериком-то девка – знать лобаста – нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое» (Астр.).
Слово албаста, по-видимому, заимствовано из тюркских языков. У татар и киргизов албаста – злой дух.
В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и исчезает.

Лобаста, лобоста, лопаста – несколько видоизмененное название той же «страшной» русалки. Однако в некоторых районах средней и нижней Волги (например, в Саратовской, Астраханской губерниях) лобосту описывали как женщину огромного роста – «величиной от неба до земли».

Тело ее – серая масса, голова косматая, с оскаленными клыками, руки очень длинные, пальцы скрючены. Лобоста появляется в бурю. Она возникает из тучи, оглушительно смеется. Встреча с нею гибельна.
«Страшная» албаста-лобоста, скорее всего, отголосок распространенного у многих народов образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависит и жизнь и смерть человека.
Так, у татар албасты (албасти) – огромное, опасное существо. Издали албасты не более собаки, но, приближаясь к человеку, становится величиной со стог. Альбасти (альмасти) таджиков, как и албасты турков, – дух, опасный для родильниц и новорожденных. Албасты киргизов – злой дух рожениц. Однако, по поверьям, подобное существо не только опасно, но и необходимо для появления ребенка на свет.
Лобоста Астраханской и Саратовской губерний напоминает албасты татар и киргизов. Но это не обязательно заимствование. Такие образы могли возникнуть у разных народов независимо друг от друга.
Длинноволосая, с огромными грудями русалка, именуемая албастой, очевидно, тоже связана с плодородием и деторождением, что, правда, почти не отражено в поверьях XIX-XX вв., где албаста чаще всего просто «появляется – исчезает» у воды.


Лобаста.

Лоскотуха , Лоскотка, особый вид русалок.
«Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». По мнению Д.К.Зеленина, лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т.е. щекочущая, щекотунья. В наших источниках (относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии) нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей» <3еленин, 191б>.
Лоскотухи - русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек (Чубинский, 1872).

Согласно поверьям многих губерний России (редко - Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (см. Русалки) (в севернорусских и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему).

Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с собой отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы.

Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

Мавки - в славянской мифологии - русалка. Это название характерно для поверий южной, юго-западной (реже – центральной) России. Крестьяне Орловской губернии считали, что «дети, родившиеся мертвыми и некрещеные, превращаются в мавок (то же, что русалок) и что тоскующие души их... просят себе крещения». Стать мавками-русалками могли, по поверьям, и девушки-утопленницы.

Особенно Мавки любят при полном месяце появляться. Плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.

Вообще мавки красивые, какими при жизни никогда не были. Некоторые страхолюдины для этого специально топятся. Только красота эта у них обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и тогда можно увидеть позеленевшие, без воздуха легкие, небьющееся сердце. Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок. Шутки они любят, только это и спасти может.

Мавка.

Мемозина - Водяной дух в облике женщины в славянской мифологии.

Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго - западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. "Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки (Зеленин 1916). Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.

Фараонки.
Фараонка, Фараон, Фараончик - в славянской мифологии - фантастическое существо с человеческой головой, туловищем и рыбьим хвостом; русалка.

«А мужики видели, как из реки выходила женщина. Она первый раз вышла и говорит: "Фараон, фараон", - и ушла в воду» (Волог.).

Фараоны, мифические полулюди-полурыбы (и женского и мужского пола -произошли от потонувшего в Чермном море (в Красном море) «войска фараонова» (при преследовании евреев, выводимых Моисеем из Египта).

В основе таких представлений лежат апокрифические легенды, возникшие в результате народной переработки библейского сюжета о переходе Мот через Красное море, когда вода расступилась, пропустила Моисея и ведом им народ, но сомкнулась над головами преследователей; «люди фараона обратишася рыбами», «у тех рыб главы человеческие, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечи; а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никтоже».

Обратились рыбами и оружие, кони воинов: «...а на конских рыбах шер конская, а кожа на них толста на перст, ловят их и кожи в них снимают тело мечут, а в кожах перед ы и подошвы шьют; а воды те кожи не терпят») в сухоноско, на год станут» [Сказание о переходе Чермного моря по списку 1602 г.] (Черепанова, 1983).

Фараонки.

Образ «фараона лютого», по-видимому поразивший народное воображение нередко появляется в старинной русской литературе, в сказаниях, легендах «Переход библейско-книжного образа в сферу народных мифологических представлений осуществлялся несколькими путями: через официальную книжное" через литургику, через апокрифическую литературу, народную трансформацию духовной литературы, в частности, духовные стихи. В канонической церковной и светской книжности и сам библейский сюжет, и образ фараона, преследовавшего. В народных верованиях образы фараонов и фараонок сливаются с образами сеяных и русалок, однако из-за «книжного» происхождения представлений о ("войске фараоновом" полулюди-полурыбы часто воображаются обитающими далеко, в морях; например, фараончики - «чудные белотелые девы с русыми кудрями, которые плавают в море. У них рыбьи хвосты» (Сарат.). В Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Случается, что в ясную погоду они выскакивают из воды и кричат: «Царь Фараон в воде потонул».

Иллюстрация Виктора Королькова "Морские девы".

"В ину пору корабль плывет, хоша по обнаковенной воде, но зато по сторонам-то его бесперечь выныривают чудовища: от головы до пояса человек, от пояса до ног - соминый плеск. Вынырнет это чудовище, встряхнет длинными волосами, индо брызги на версту летят, да закричит глухим хриплым голосом: „Фараон!" Это фараоновы воины, что за Мысеим гнались, да потонули. В ину пору эти самые чудовища, их тоже зовут фараонами, ухватятся за корабль ручищами, словно граблями, да спрашивают:
Когда Осподь с судом сойдет?" - „Завтра" иль-бо „Послезавтра"", - скажут с корабля, чтоб только отвязаться. Ну, и отстанут, а без того ни за что не отстанут, такие привязчивые, право. Им, вишь, узаконено жить в море до преставленья света. Тогда, вишь, их рассудят с царем фараоном: из-за него погибли и сделались получеловеками. Это море так и прозывается: фараонское море» (Железнов, 1910).

По рассказам жителей Смоленщины, фараоны - «египетские цыгане», по мановению жезла Моисея. Они похожи на людей, но покрыты рыбьей чешуей, одноглазы, могут обитать лишь в воде. Фараоны любят ненастье а в хорошую погоду интересуются «у своего фараона» - когда переменчивая погода. Его же они вопрошают и о конце света, ибо обречены существовать полурыбьем-получеловеческом обличье вплоть до Светопреставления. Фараонки опасны - они людоеды. Иногда их ловят и «показывают», содержа в чанах с водой (Добровольский, 1891).

Таким образом, в народных повествованиях о фараонах и фараонках, наряду с «библейским происхождением», подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым, проклятым людям, а так же особый, «глухой и хриплый», но влияющий на людские судьбы голос и дар пророчества, предвиденья.

Крым. Мисхор. Мисхорская русалка.
По давней легенде в Мисхоре жила прекрасная девушка Арзы, которая была украдена разбойниками и продана в гарем турецкому султану. Через год Арзы бросилась со скалы и, проплыв все Черное море, вернулась с ребенком к родным берегам. Оригинальная скульптура архитектора Адамсона, установленная в 1907 году, была смыта штормом через два года. На второй русалке во время Великой Отечественной фашистские асы отрабатывали свою меткость в стрельбе по людям. Сейчас фигура женщины с ребенком, изрешеченная пулями, находится среди экспонатов музея Поляны сказок и продолжает улыбаться гостям Крыма, напоминая о трагичной судьбе Арзы и ее каменной «сестры».

Наверное, нет человека, который бы хотя бы раз не слыхал о русалках, ведь это один из самых распространенных сказочных персонажей. Удивляет, насколько перекликаются русалочьи темы в разных культурах, что позволяет нам говорить об архетипическом значении данного образа, который является продуктом коллективного бессознательного.

Кто такие русалки?

Русалки в восточнославянских поверьях – это женский демонологический персонаж, своеобразная химера (состоящая из несопоставимых частей) или гибрид. Русалка связана со стихией воды, является водным духом. Связь с водой подчеркивается как внешне (самое распространенное представление о русалке –как о полуженщине-полурыбе),так в названии: "русалка" - означает водяную деву. Во многих славянских землях (Россия, Польша, Сербия, Болгария) встречаются родственные этому имени названия источников, рек и прибрежных стран: Руса, Россь, Русиловка, Ruseca, Ras, Rasa и др. Все это свидетельствует о наличии в них древнейшего корня, служившего для обозначения воды. В санскрите "rasa" - жидкость, влага, вода; у кельтов "rus", "ros" - озеро, пруд; в переводе с латинского "ros" означает "роса" (орошать, росинец - дождь), наше "русло" - середина речного ложа.

Также рассматриваетсяпроисхождение названия "русалка" (в слав. миф) от слова "русый", что означает на древнеславянском "светлый","чистый" .

Типичный атрибут русалки – простоволосость (распущенные волосы), что было совершенно недопустимо в обычных бытовых ситуациях для крестьянских девушек.

Где они живут?

Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, омутов, колодцев, которые считались путем в подземное царство. В зависимости от места обитания, русалки делятся на водяных и морских (живущие в море) По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах..

Основное время русалки проводят на дне реки. Днем они спят, а под вечер всплывают на поверхность.

Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческим глазом, хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена.

Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся так называемые натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, так же как и характер, довольно отвратительная: тело - сплошь зеленого цвета, такого же цвета глаза и волосы, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей. Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с ним руководит действиями русалок природных, которые относятся к низшему виду.

"Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее активны те из русалок, кто умер неудовлетворенной, с каким-нибудь желанием, или те, кто при жизни обладал беспокойным характером."

Откуда берутся русалки?

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых; ср. варианты названий РУСАЛКИ в разных традициях: «навки», «мавки» (от навь - «души умерших»), «мертвушки». Мавки внешне выглядят как живые, но если мавка обернется к вам спиной, вы увидите ее внутренности, поскольку на спине у нее кожный покров отсутствует. Поэтому их еще называют "не имеющие спины". Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. По представлениям словинцев, мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц, с большим клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти. Если на них брызнуть водой и сказать: "Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа", они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой. Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.

В 2007 году в Крыму я приобрела украшение, которое обладает для меня многими смыслами, но в том числе, оно символизирует и русалку:

Сравните также эти изображения с изображением Хель, в скандинавской мифологии - это Хель, повелительница мира метрвых, одна их хтонических чудовищ, дочь Локи и великанши Ангрбоды.Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Считалось, что русалками становились:

· девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные («зарученные») невесты, не дожившие до свадьбы,

· утопленницы-самоубийцы

· девушки и девочки, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период),

· либо младенцы, умершие не окрещенными.

· мертворожденные девочки

· украденные русалками младенцы

· Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла». Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали РУСАЛКАМИ.

Что они делают?

В описании того, что творят русалки есть много амбивалентности.

Свидетельства их помощи и защиты:

Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод.

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов.

Русалки, наравне с эльфами, по древним поверьям, обладали высоким даром мудрости.

Встреча с русалкой могла сулить несметные богатства.

Русалки также известны и своими проказами:

· "сидя в омутах, они путают у рыбаков сети, цепляют их за речную траву, ломают плотины и мосты, заливая окрестные поля, перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им крылья одно за другое так, что птица не в силах их расправить".

· О морских русалках в Астраханской губернии рассказывают, что, появляясь из воды, они поднимают бурю и качают корабли.

· Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.

· Встреча с русалкой могла обернуться несчастьем: Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам.

"В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь."

Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба.

Праздники русалок.

Русалки в славянской мифологии подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.

Спустя 50 дней после Пасхи начинается Троица, вслед за которой начинается русальная неделя, которая идет вплоть до праздника Ивана Купалы. На русальной неделе проводятся русалии - обряды, связанные с проводами русалок. В эту самую неделю русалки становятся особенно активными.

"Появление на берегу русалок знаменует собой не только окончательное пробуждение природы, но и начало широко отмечаемой в прошлом русальной недели, в течение которой очнувшиеся от долгой спячки русалки шалили напропалую. Хотя слово шалили здесь вряд ли уместно. Шалости у представителей царства мертвых, как известно, специфические и ничего общего с проделками земных людей не имеют."

На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить - все эти занятия в ведении русалок, которых лучше не искушать напрасно.

"Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг. Зазевавшихся, далеко заплывших или просто пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями."

В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. После этого, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай."

Другие разновидности русалок

Мавки - славянские мифические существа (у украинцев Мавки, майки, нейки, у болгар навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье). Название это происходит от старославянского навь - мертвец. Мавки - дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озерах, часто сближаются с русалками, сбивают путников с дороги, заводят в болота и убивают.

Лоскотухи (лоскотки)– русалки, которые щекочут до смерти парней и девушек.

Водяницы

Сирены-заманивающие своими песнями и топящие корабли.

Нереиды - Судя по их именам, они - олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды . Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции - вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.

М.Ю. Лермонтов

РУСАЛКА

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка - и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: "На дне у меня

Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада;

Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков

Под тенью густых тростников

Спит витязь, добыча ревнивой волны,

Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей

Мы любим во мраке ночей,

И в чело и в уста мы в полуденный час

Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,

Остается он хладен и нем;

Он спит - и, склонившись на перси ко мне,

Он не дышит, не шепчет во сне!"

В глазах у нее, ускользая, играет волна,

В зеленых глазах у нее глубина - холодна.

Приди - и она обоймет, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя,

Но все же она поцелует тебя - не любя.

И вмиг отвернется, и будет душою вдали,

И будет молчать под луной в золотистой пыли,

Смотря равнодушно, как тонут вдали - корабли.

Русалка

В лазоревой воде, в жемчужныхберегах,

Плыла русалка в блеске чудном.

Она глядела вдаль, скользила в тростниках,

Была в наряде изумрудном.

На берегах реки, из цельных жемчугов,

Не возникало трав на склонах.

Но нежный изумруд был весь ее покров,

И нежен цвет очей зеленых.

Над нею догорал оранжевый закат,

Уже зажглась луна опалом.

Но устремляла вдаль она лучистый взгляд,

Плывя в течении усталом.

Пред ней звезда была меде дымных облаков,

И вот она туда глядела.

И все роскошества жемчужных берегов

За ту звезду отдать хотела.

Русалки

Мы знаем страсть, но страсти не подвластны.

Красою наших душ и наших тел нагих

Мы только будим страсть в других,

А сами холодно-бесстрастны.

Любя любовь, бессильны мы любить.

Мы дразним и зовем, мы вводим в заблужденье,

Чтобы напиток охлажденья

За знойной вспышкой жадно пить.

Наш взгляд глубок и чист, как у ребенка.

Мы ищем Красоты и мир для нас красив,

Когда, безумца погубив,

Смеемся весело и звонко.

И как светла изменчивая даль,

Когда любовь и смерть мы заключим в объятье,

Как сладок этот стон проклятья,

Любви предсмертная печаль!

Владимир Набоков

Русалка

Пахнуло с восходом огромной луны

сладчайшею свежестью в плечи весны.

Колеблясь, колдуя в лазури ночной,

прозрачное чудо висит над рекой.

Все тихо и хрупко. Лишь дышит камыш;

над влагой мелькает летучая мышь.

Волшебно-возможного полночь полна.

Река предо мною зеркально-черна.

Гляжу я - и тина горит серебром,

и капают звезды в тумане сыром.

Гляжу - и, сияя в извилистой мгле,

русалка плывет на сосновом стволе.

Ладони простерла и ловит луну:

качнется, качнется и канет ко дну.

Я вздрогнул, я крикнул: взгляни, подплыви!

Вздохнули, как струны, речные струи.

Остался лишь тонкий сверкающий круг,

да в воздухе тает таинственный звук...

Николай Гумилев

"Русалка"

На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны.

У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.

Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.


Часть 7. Русалки.

В отечественном бестиарии русалки занимают особое место. Они, в отличие от иных представителей нечистой силы, не имеют, как правило, отталкивающего вида. Происхождение русалок - не демоническое, а вполне человеческое. Благодаря этим особенностям романтизированный образ русалки был широко представлен в литературе и живописи.

В разных местностях русалок именовали по-разному: водяница, лоскотуха, берегиня, вила, мавка, навка, мертвушка, лохматка, шутовка, купалка, озерница, водяная дева, водяная баба, водява, щекоталка, святёха, криница, казытка, хитка, белая баба. И выглядели русалки в разных регионах различно: в суровых северных краях, например, они представали отнюдь не в виде обольстительных дев, а совсем наоборот - безобразных тёток.

Вопреки расхожим представлениям, русалки, обитающие в наших внутренних водоемах, отродясь не имели ни рыбьего хвоста, ни чешуи. Эти атрибуты присущи морским русалкам, имеющим совсем другое происхождение.

Итак, ниже мы попытаемся разобраться в нюансах русалочьего происхождения и внешнего вида, особенностях их взаимотношений с людьми, познакомимся с их средой обитания, характером и повадками.

Использованные материалы :
К.Никифоровский, "Нечистики", Вильна, 1907;
Д.Зеленин, "Очерки русской мифологии", 1916;
С.Максимов, "Нечистая, неведомая и крестная сила", СПб, 1903;
Н.Маркевич, "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" 1860;
Е.Левкиевская, "Русская народная мифология", 2009;
Н.Шапарова, "Краткая энциклопедия славянской мифологии", 2001;
"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера", сост. О.Черепанова, 1996.

Русалки - существа исключительно женского пола, вечно юные красавицы с чарующим и обаятельным обликом; они есть или выродки людских дочерей, или дочери, проклятые родителями еще в материнской утробе, умершие некрещеными, загубленные своими матерями вскоре после рождения, непременно в воде, или же молодые утопленницы, покончившие жизнь самоубийством. Как ни различны возрасты этих жертв людской небрежности, злобы, насилия, малодушия, в состоянии русалок они объединяются, так что каждая из них представляет существо в пору наилучшего развития девичества, и только опытный глаз улавливает между ними рознь возрастов при жизни, а также крещеных особей. Последнее сказывается едва заметным оттенком креста меж персей, что можно наблюдать на расстоянии девяти шагов от русалки.

"Нечистики"



Русалками становились заложные покойники: девушки, умершие до вступления в брак, особенно «зарученные» (просватанные) невесты, не дожившие до свадьбы; женщины-самоубийцы; дети и девушки, умершие (прежде всего утонувшие) на Русальной неделе; девочки, родившиеся мертвыми или умершие неокрещенными. Кое-где полагали также, что русалкой может стать проклятая матерью и похищенная нечистой силой (в первую очередь - русалками) девушка или вообще ребенок, украденный нечистыми духами. Часто считалось, что русалки смертны, как и люди; в облике русалок они лишь «доживают свой земной срок», а потом наступает их естественный конец. Считалось также, что русалки имеют тот же характер, привычки и вкусы, какие были у покойниц. Наиболее активна бывает та русалка, которая умерла неудовлетворенной, с каким-нибудь страстным желанием, или та, которая при жизни обладала беспокойным характером.


Русалок обычно представляли юными прекрасными девами с длинными, преимущественно светлыми волосами и белыми телами, обнаженными или одетыми в белые рубашки. В некоторых местах облик русалки был весьма близок к облику покойницы: так, русалки могли иногда появляться в том виде, в каком их похоронили: в нарядном убранстве, иногда - в подвенечном платье, с распущенными волосами и с венком на голове. Кроме того, в разных местах про русалку рассказывали, что она, подобно мертвой, «вся в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»; «волосатая, с закрытыми глазами и в белой одежде».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


На севере России русалок представляли по большей части в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывают за плечи. Такие безобразные русалки в некоторых рассказах очень похожи на чертовок или шишиг, а также ведьм или бабу-ягу. Так, например, по многим поверьям, русалки «кудлатые, как ведьмы», «горбатые и старые», «черные, косматые, заросшие шерстью», «лохматые, с большим брюхом и острыми когтями», у них «груди как каменья», «железные цыцки» и т.п. Ходят они голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пест или железный крюк, которым они ловят людей. Тела у них могут быть голубоватого, синеватого или черного цвета, как у чертей или бесов.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Однако чаще всего между лесными и водяными русалками не делалось различия ни во внешнем виде, ни в их занятиях. Считали, что русалок можно встретить в самых разных местах: не только у воды или в лесу, но и в полях и на полянах, на деревьях, на перекрестках, на мосту, в огороде, на кладбищах, в банях, в овинах. Они могли появляться в домах, где прежде жили, и прятаться за печью или по углам, могли приходить под окна родного дома, подходить к избам, стучаться в дома. Вообще же, весной русалки пребывают преимущественно в лесу, по большей части у воды, а с середины весны и летом обитают в полях, особенно во ржи и в коноплях. Русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Показываться людям русалки могут и днем (особенно в полдень), но чаще являются вечером, в сумерках или ночью, до первых петухов; появляются они и в одиночку, и группами.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"




В русальную неделю (восьмую по Пасхе) русалки выходят на сушу на более продолжительные сроки, причем устраняется помянутая опасность погибнуть на суше. Они безбоязненно и весело размещаются на берегу водоема, далее уходят в ближайшие рощи, на луга и поля, взбираются на деревья, чтобы покачаться на сучьях и верхушках их. Всем этим русалки освежают памятование о покинутой земле и о людях, между которыми они не преминут уловить и жертву. Это достигается так: обольстительницы кувыркаются, играют, ведут беговые игры, хороводы, пляшут, хохочут, поют песни и приманчивыми движениями они скопом обступают жертву, жмут ее в объятиях, щекочут до смерти, причем, слыша веселый хохот и песни, никто не подает помощи, не решится подозревать опасности там, где идет игривое веселье молодежи.

"Нечистики"


Известно о русалках, пойманных людьми; считалось, что пойманные русалки живут среди людей до года, а затем исчезают. Однако, говорили, что русалку можно «вернуть», т.е. сделать ее опять человеком, после чего она сможет жить так же, как живут обычные люди. Правда, вернуть можно было не всякую русалку: так, чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять навсегда право и возможность снова стать человеком, необходимо четыре года. Возврата назад нет и для девушек-самоубийц, ставших русалками; все же остальные русалки могут снова стать людьми, если только кто-нибудь сумеет их «окрестить». Известны рассказы, повествующие о русалках, которые с помощью священника или даже простого мужика снова стали обыкновенными женщинами и вышли замуж. Так, например, на Новгородчине деревенский парень, ночью в лесу услышавший причитания утонувшей девушки, спас ее тем, что надел на нее свой крест, а потом женился на ней.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


- В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки, и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили ее дубинами, и русалка ушла.

"Очерки русской мифологии"



Русалки - веселые, шаловливые, но нередко и вредоносные существа: они могут напугать человека или подшутить над ним, не причинив вреда, но нередко «ради шутки» причиняют большой вред. Русалки часто сбивают с пути людей, аукаются из чащи, заводя человека в лесную глушь; душат или щекочут до смерти; заманивают в воду и топят; утаскивают под воду купающихся; превращают людей в животных или предметы; путают сети и уводят от них рыбу; насылают болезни на скот; уводят с собой проклятых и вообще неосторожных людей; топят рыбацкие лодки; портят жернова и плотины у мельников; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; заезжают лошадей; иногда отбирают молоко у коров. Русалки иногда выходят к дороге с корзинками разной еды, подзывая к себе детей и обещая им угощение, либо с хохотом качаются на качелях, сплетенных из древесных ветвей, зовут прохожих, в первую очередь, детей и подростков: «Ходите к нам на рели (качели) качаться!», но человека, который подойдет к ним, они немедленно защекочут до смерти.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Кроме враждебных нападений, при которых беспощадно преследуются люди всех возрастов, от младенцев до стариков, известны еще заигрыванья русалок, особенно тех, кои при земной жизни не знали людей, умерших младенцами. Эти заигрыванья, менее враждебные и не столь опасные, больше всего приходятся на молодых мужчин, особенно парней, сношение с которыми ново и заманчиво для русалок. Тут русалка подхватывает какой-нибудь его предмет - одежду, обувь, рыболовный снаряд, и, готовясь затопить его, тем заставляет владельца бросаться без разбору за поимкою предмета, сама же незримо подталкивает предмет все дальше и дальше, в опасное место, куда, конечно, увлекает и хозяина. Если тот благополучно избежал опасности и спас похищенный предмет, он все равно обязательно затеряется впоследствии, или будет украден, испорчен. Много приходится терпеть от заигрываний русалок молодым рыболовам: русалки обманывают удильщиков фальшивым клёвом, выворачивают сети, набивают их тиною и травою, вырывают весло, шест, или качают рыболовное судно, чтобы перевернуть его вместе с рыбаком.

"Нечистики"


Как ни красна жизнь русалок, у них есть много скорби, которую не подавить развлечениями. Им с завистью приходится смотреть на свободу земных женщин, так же завидно созерцать материнские ласки, которые многим из были незнакомы. Самоубийцам приходится томиться из-за минутного, быть может, необдуманного решения покончить жизнь, чтобы потом наложить на себя вечную неволю. Но что всего скорбнее, так это - подневольная связь с ненавистным водяником, в области которого они живут и которому подчинены. Не скорбь только, а наивысшая степень бессильной злобы должна охватывать существо русалки, когда ей приходится видеть молодую, счастливую чету, гуляющую по берегу обиталища русалок, или катающуюся в лодке там же. Зато какой радостный возглас раздается иногда здесь, при получении известия о гибели ненавистного водяника! Но это - их последний радостный возглас, потому что вместе с гибелью водяного начинается и их собственная, если только русалки не успели удалиться из осушенного обиталища и переместиться в новое. Но тут из одной неволи они попадают в новую, быть может, более тягостную.

"Нечистики"


Судя по этой картинке, не всегда отношения русалок с курирующим их водяным были такими уж скорбными.

Когда жертва заполучена, русалки уносят ее в свое обиталище и здесь окружают самыми нежными заботами: в жертве-женщине они видят возможную супругу своего властелина - водяного, новую подругу себе, а в мужчине, особенно, когда тот молод и красив - возможного любовника одной из них. Разумеется, больше других ухаживает за погибшим та русалка, которой он пришелся по нраву. Забота об избраннике доходит до мелочей: русалка чешет голову его, трет тело, отгоняет водных животных, убирает ложе лучшими водорослями, а в русальную неделю выводит его на сушу, даже позволяя заглянуть в родственный дом и на людей, чтобы ослабить скорбь по земной жизни. Остальные жертвы остаются без внимания: русалки позволяют ракам и насекомым уродовать их тело, а если жертва оказалась почему-либо несимпатичной, они выталкивают труп на поверхность воды, к берегу.

"Нечистики"



- Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло, сразу. Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та й стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне. Женщина тогда опомянулась, бросилась домой, молилась долго, много. Снилось ей все долго еще, потом прошло. А сына тело так и не нашли, глубоко больно. А хто они? А хто знает. У нас иногда говорят, что это девушки, умершие перед самой свадьбой. Они вот и томятся всю жизнь, и людям жить мешают

"Мифологические рассказы и легенды Русского Севера"




Иногда считалось, что русалки могут появляться не только весной и летом, но даже и зимой. На Владимирщине говорили о русалке, которая «вся во льду» пришла погреться в овин. По рассказу из Архангельской губернии, девка-русалка ходит к промысловику на зимовку и затем рожает от него ребенка; промысловик, возвращаясь домой, уезжает потихоньку, «... а как судно понеслось, она (русалка) увидела, выбежала на гору, ребенка разорвала, половину себе взяла, а другу - свись на судно! Судно бы обернулось, дак она не попала - только одна капелька крови на борту. Стало судно опруживать: ну, стесали топором, оно и выпрямилось».

Однако, по большинству поверий, зимой русалки пребывают где-то вне мира людей, а на земле появляются ранней весной и остаются до поздней осени (уходят они при первых заморозках, тогда же, когда исчезают последние перелетные птицы и вся нечистая сила проваливается под землю).

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



Вышеприведенные цитаты убеждают, что русалки - существа коварные, вредоносные и опасные. Поэтому существовали различные способы противодействия им. Существовали даже специальные обряды, способствовавшие глобальному изгнанию русалок из данной местности.
«Проводы русалки» («похороны русалки», «русальское заговение») устраивались обычно в воскресенье перед Петровым днем или в «русальное» воскресенье, за Троицыным днем. Этот обряд проводился в разных местах по-разному; завершался же он обычно символическим изгнанием или похоронами русалки и возвращением ее в породившую ее воду.

Для обряда «похорон русалки» делали из тряпок куклу, наряжали ее в платье, клали в гроб, украшали цветами и несли в сопровождении торжественной процессии на берег реки; в некоторых местах при этом девушки наряжались священниками, дьяконами, делали кадило из яичной скорлупы, шли со свечами из стеблей и пели: «Господи, помилуй!», а у реки прощались с чучелом, изображающим русалку, и, заколотив гроб и привязав к нему камень, бросали его в воду.

В других местах этот обряд проводился так: девушки наряжали избранную из своей среды «русалку», надевали на нее венки, увешивали ее зеленью и поздно вечером в последний день русальной недели выводили ряженую за село в ржаное поле, к реке или на кладбище. Там девушки срывали с «русалки» венки, бросали их в воду, в костер и т.д. и разбегались с места проводов, чтобы «русалка не догнала и не навредила». Бывало и так: какая-нибудь девушка, изображающая русалку, с распущенными волосами, в одной рубашке, с венком на голове ехала верхом на кочерге, с помелом через плечо; ее весело провожали до леса или до поля, засеянного рожью, где она и скрывалась от провожающих.

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"



К возможной встрече с русалками следует быть готовым зарвнее, и если таковая произойдет, необходимо действовать, иначе неприятностей не избежать.
Средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, которые необходимо иметь при себе наготове: тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются голоса их. Однако, и при такой предосторожности, лучше всего избегать в русальную неделю берегов водоемов, не купаться и не ловить рыбы.

Спасшийся от русалок, даже видевший или слышавший их издали, не всегда остается безнаказанным. Так, иной приобретает привычку беспричинно и неудержимо хохотать, иной кривляется, точно развинченный, во время походки, гримасничает, у иного поражается то или другое чувство, чаще всего слух. Чем крепче натура жертвы, тем разительнее будут полученные органические повреждения, с которыми человек не может справиться всю жизнь.

"Нечистики"



Кроме церковного ладана, против чар и козней русалок отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, - это «полынь, трава окаянная». Надо только пользоваться ее силою и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
- Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
- Полынь.
- Прячься под тын,- громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит:
- Ах ты моя душка,- и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена, и не повалится он, как мертвый, ничком.

"Нечистая, неведомая и крестная сила"



Для защиты от вредоносных русалок, нападающих на людей, повсеместно использовали различные обереги: растения (полынь, любисток, хрен, чеснок, освященную вербу), церковный ладан и железные орудия. Еще русалки боятся очерченного круга, креста, молитвы. Полагали, что для того, чтобы уберечься от нападающих русалок, следует «начертить на земле крест и, обведя его кругом чертою, в этом кругу и стать». Если к русалкам подъехать на кочерге, они испугаются и убегут, так как решат, что это едет ведьма, а ведьм они боятся.

Были и словесные обереги от русалок. Так, знахари некогда сохраняли в великой тайне заумный заговор от русалок:

«Ау, ау шихарда, кавда! Шивда, вноза, митта, миногам, каланди, инди, якуташма, биташ, окутоми ми нуффан, зидима ».

"Краткая энциклопедия славянской мифологии"


Запомнили? Рекомендую, может быть, когда-нибудь сгодится!

Знаете ли вы, как отличить русских русалок от малороссийских? Если нет - ниже приводится способ, как можно это сделать.

Многие из наших малороссиянок, купаясь у мельниц, видали как русалки, сидя на вертящемся мельничном колесе, чесали себе волосы, с хохотом кидались с колеса в воду, шутя вертелись с ним, и ныряли под мельницу с криком «куку!»

Русские русалки, по словам г-на Сахарова, поют таинственную песню, которая так начинается:

Шивда, винза, каланда, виногама;
Ийда, ийда, акумалима, битама;
Нуффаша, зинзама, oxутo ми;
Копоцо, копоцам, копоцама;
Ябудалла, викгаза, мейда;
Иo, иa, о иo, иa цок, иo, иa, паццо, иo, иa, папаццо
Пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац, пац
.

Малороссийские русалки этого не поют, но зато они любят задавать загадки. Если одна из них спросит вас: «Ой що росте без кореня?» отвечайте: камень. «Ой щo цвите да без цвету?» Отвечайте: папорот. Если вы не будете отвечать, русалка вас защекочет.

"Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян"


Теперь попробуем разобраться в типах и разновидностях русалок, зависящих и от их происхождения, и от среды обитания, и от региона проживания. Например, русалки, водившиеся на болоте, вследствие, видимо, экологических причин, отличались от своих сестер, обитавших в чистых водах.

Ну, на последней картинке болотная русалка не сказать, чтоб была страшна, а даже и где-то симпатична.
Озерницы , водившиеся в Белоруссии, представляют собой уже отдельную разновидность русалок. Анатомически они отличались от обычных русалок: ступни у них были в форме плавников, тела костлявые, волосы зеленые, вид несимпатичный. Говорят на непонятном языке, похожем на птичий. При свете луны выходят на берег и поют соловьями. А бывает, что поют и под водой, и тогда их пение легко спутать с лягушачьим кваканьем.

Мавки (навки, нявки, у болгар - наявки) известны в Малороссии, Польше, Болгарии. Ими становятся девочки мертворождённые, либо умершие некрещёнными, либо те, что умерли на Русальной неделе.

Происхождение слово "мавка" связывают с древнеславянским "навь" - мертвец, то есть, получается - "мертвушка". В некоторых местностях их название объясняют еще тем, что они якобы кричат по-кошачьи, "мявкают".

По некоторым сведениям, у мавок, или у какого-то их подвида, отсутствует кожный покров на спине, и поэтому виден их хребет и даже внутренности.

Мавки считаются более опасными, чем обычные русалки. Встреча с ними практически всегда смертельна. Полынь, верба, чеснок, ладан, железо на них не действуют. Говорили, что вроде бы как можно спастись от мавки, бросив ей заранее приготовленный гребешок - тогда она якобы переключала внимание на расчесывание волос и отпускала жертву.

Еще бытовало поверье, что мавку можно было побрызгать водой, перекрестить ее со словами: «Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа», и тогда она превратится в ангела, который будет всячески помогать по жизни окрестившему ее. Но такой способ был действенным только для тех мавок, которые просуществовали в этом качестве не более семи лет.

Лобаста (лобоста) - так называли страшную и злую русалку на юге России и на Кавказе. Название это перекликается с тюркским "албасты" - мифологическим женским персонажем, особой крайне малопривлекательной, но не имеющей отношения к русалкам.

В Астраханской губ. русалку называют лобаста.
- «Глядь, ан за ериком-то (протоком) девка - знать лобаста - нагишом, чешит голову, а волосы-то длинные - предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое, - да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пушше тово испужались: как бы не защикотала».

В Терской обл. лобаста - нагая женщина большого роста, весьма полная и обрюзгшая до безобразия и отвращения, с громадными, приблизительно в аршин, отвислыми грудями, закинутыми иногда через плечи на спину, и с косами, достигающими до земли; в общем наружный вид ее крайне и невыносимо безобразный, отталкивающий и наводящий страх. Она живет в больших болотах, озерах и омутах. Своим видом она наводит страх на людей и, кроме того, захватывает людей, проходящих мимо ее жилища, затаскивает в болото и щекочет сосками своих грудей, щекочет иногда до смерти.

"Очерки русской мифологии"



У южных славян (Болгария, Сербия, Македония) аналогом наших русалок были вилы , или самовилы. В некоторых поверьях они имели прозрачные крылышки. Вилы, в целом, были дружелюбны к людям. В Болгарии водяные вилы назывались "юды", и вот они уже считались злыми и опасными для людей. Видимо, оттуда и пошла юдофобия:)

Вилы носили прозрачные платья. Если мужчине удавалось стянуть с нее платье, вила подчинялась ему до конца дней. Еще виды отличались музыкальностью: пели, водили хороводы, играли на разных инструментах.

В европейских преданиях (Германия, Прибалтика) роль наших русалок играли ундины , духи девушек, утопившихся из-за несчастной любви. Считалось, что если ундине удастся родить ребенка от земного человека, она обретет бессмертную душу.

По всей видимости, все перечисленные виды и подвиды русалок восходят корнями к древнегреческим наядам - нимфам рек, ручьев и озер. Они были долговечными, но не бессмертными. Совокупляясь с людьми, они давали потомство, причем особи мужского пола были жизнеспособны, но бесплодны.

А теперь поговорим про тех обитательниц вод, которых многие ассоциируют с понятием "русалка", но при этом, строго говоря, данные персонажи русалками-то и не являются. Речь идет о сиреноподобных существах с рыбьим хвостом и чещуей - морских русалках, которые у нас назывались фараонками, или фаляронами, а также мелюзинами.

Есть у наших русалок родственницы - русалки из Европы. У тех вместо ног - хвост, как у рыбы. И все они обросли рыбьей чешуей. Андерсоновской русалочке даже пришлось обратиться к ведьме, чтобы та из хвоста сделала ей ноги, и ей больно было потом ходить по земле. Перед нашими русалками такие проблемы не стоят. Наши бегают - будь здоров. А все потому, что у наших и европейских русалок разное происхождение. Про то, что наши русалки происходят из наших же утонувших девушек, мы уже поняли. И хвосту у них взяться просто неоткуда.

Европейские русалки совсем другого происхождения. Когда Моисей выводил еврейский народ из Египта, и за ними по пятам гналось войско фараона, как известно, по Божьему велению воды Красного моря расступились, чтобы Моисей мог провести свой народ на другой берег. Но когда в море вступили воины фараона, волны сомкнулись и поглотили все фараоново войско. А воины фараона превратились в полулюдей-полурыб. Вот из этого фараонова войска происходят все европейские русалки, и живут они в основном в морях. В русской традиции такие хвостатые русалки тоже немного известны. В народе их называют фараонками - в намять о фараоновом войске. О том как воины фараона превратились в прекрасных и соблазнительных девушек, народная традиция умалчивает. В Нижегородской области раньше даже любили вырезать изображения хвостатых фараонок на оконных наличниках. Еще таких хвостатых русалок иногда называют мелюзинами.

"Русская народная мифология"



Яснее и прозрачнее всего отражение в русалках образа древнегреческих сирен. Правда, это отражение, проникшее на русскую почву, по-видимому, книжным путем, далеко не всеобщее. Встречаемся мы с ним главным образом в южной России, и то далеко не везде. Явные следы этого влияния: рыбообразный хвост морских русалок и их чарующее пение, которого заслушивается даже бурное море.

Замечательно, что сиренообразные русалки носят и особые названия, безусловно заимствованные и притом чисто книжного происхождения: фаляроны (фараоны) и мемозины (мелюзины). О «фараонах» или «фараонове войске» знают и великорусы но отличают их от русалок. Во Владимирской губ. рассказывают, что „в Чермном море и поныне еще плавает фараоново войско, причем женщины как есть настоящие: с волосами и с титьками, только плеск (хвост) у них рыбий - ноги срослись; а мужики все даже с бородами ".

"Очерки русской мифологии"


Относительно появления фараонок в балтийских и беломорских водах сведений нет. Наблюдали их рыбаки и моряки в Черном, возможно, и в Азовском морях. Могли бы они оттуда попасть во внутренние воды? Теоретически - да. Хотя непонятно, зачем им было менять привычную среду на пресноводную, где и хвост-то их становится не подспорьем в плавании, а обузой...

Тем не менее художники часто изображают именно хвостатых русалок в исконно российском антураже.

А вот еще какая-то разновидность морской русалки: обратите внимание, у нее нет рыбьего хвоста, а вместо ступней - плавники.

И в завершение, как обычно - забавная картинка. На этот раз - с маскаевским котом и фараонкой-мелюзиной, неизвестно как заплывшей в наши воды.