Социальные процессы и социальные изменения. Социальные процессы, их типы и функции Социология социальные процессы и их основные виды

Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, Р. Парк и Э. Берджес разработали классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: «ко» – «вместе» и «операри» – работать.

Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости.

Конкуренция – это один из методов распределения недостаточного награждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. Последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции.

Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но как только задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт.

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды.

Компромисс – это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, грани между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, в появлении общей идентификации членов группы.

Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений

Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Таким же образом все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, также нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Если отсутствие значимых границ приводит к тому, что данная группа полностью сливается с обществом или какой-либо другой группой, то отсутствие у нее взаимосвязей с другими группами приводит к ее изоляции, потере возможностей для роста, исполнению не свойственных для нее функций. Даже относящиеся ко всем с ненавистью и крайне замкнутые кланы в примитивных обществах иногда обращались к системе «молчаливого бартера» со своими врагами. Не вступая с ними в личностный контакт, они оставляли в определенном месте товары для обмена, которые представители других кланов обменивали на свои товары.

. Социальный процесс - последовательная смена состояний общества или его отдельных систем

Социальный процесс проявляется как движение во времени ряда социальных событий или явлений определенной направленности. В нем диалектически сочетаются изменение и постоянство, прерывность и непрерывность. Социальная система не может е существовать без процесса, что приводит к определенным изменениям. Процессы происходят на разных уровнях социальной системы: отдельного индивида, социальной группы, организации, общества. Важнейшими признаками соц иально процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Функционирование и развитие общества происходят в разных формах социальных процессецесів.

Можно осуществить классификацию социальных процессов по определенным критериям частности, по формам развития социальные процессы разделяют на следующие виды:

Направленные (предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении). Они являются предполагаемыми или явными. Например, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, создания единого европейского общ сообществева.

Не направленные (носят случайный, хаотический характер). Например, эмоциональные семейные конфликты, мобилизации в социальных движениях

Обратные (процессы, которые вызывают в системе определенные изменения). Эти изменения могут быть и радикальными, что может привести к возвращению в прежнее состояние. Например, усиление девиантного поведения людей в пере иод экономического кризиса время следует помнить о том, что возвращение к прежнему состоянию не означает полную идентичность системы: восстанавливаются лишь основные структурные элементы, а второстепенные могут изменений юватись навсегдажди.

Необратимые (отражают изменения, которые нельзя вернуть). Например, старение человека, урбанизация населения

Восходящие (предусматривают развитие системы, если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом)

Нисходящие (вызывают негативные дисфункциональные изменения в системе, состояние регресса)

Линейные (постепенные непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе)

Циклические (периодическое повторение определенных фаз развития системы). Например, выборы и перевыборы президента или парламента. Такие процессы можно рассматривать также как круговые

Спиральные (представляют собой восходящий или нисходящий циклическое движение)

По степени общности различают:

Социетальных процессы (глубокие процессы экономических, демографических, экологических и других изменений);

Общие (функционирование таких социальных институтов, как системы управления, здравоохранения, образования);

Особые (адаптация, урбанизация)

По характеру изменений: эволюционные и революционные процессы. По направленности: прогрессивные и реакционные процессы. По содержанию:

Сотрудничество;

Соперничество;

Конкуренция;

Конфликт;

Приспособления

В реальной жизни все перечисленные формы социальных процессов могут чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно. Могут налагаться или противостоять друг другу. При этом, как правило, от дни процессы являются основой социальных изменений, а другие - остаются нейтральными к этим изменениям. Они могут способствовать восстановлению, сохранению, а не трансформации системеми.

Конкретные взаимодействия людей в сфере материального или духовного производства общества определяют особенности структуры социального процесса. Структурно-организационная упорядоченность процесса является его меха низма, с помощью которого обеспечивается переход от одной стадии к другой стадии процесса и осуществления его как определенной целостности. Сам же переход от одной стадии к другой характеризуется скоростью, темпами и вектором, указывающим на восходящую или нисходящую линию развитияку.

Реформирование общественных отношений требует особого внимания к факторам социальных процессов, условий их течения и направления, своевременного выявления застойных явлений, которые тормозят процессы развития. Прове едення широкомасштабных социологических исследований всех сфер общественной жизни является эффективным средством выяснения состояния тех социальных структур в обществе, которые определяют характер, особенности и оптимал ьни условия социальных процессев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по дисциплине «Основы социологии и политологии» на тему:

«Социальные процессы»

Преподаватель д.и.н., к.п.н.

Дзюбан В.В.

Выполнил: Студент гр.211-ст12

Логвинов Е.А.

Брянск 2016

социальный процесс цивилизация общество

Введение

Заключение

Введение

История человечества свидетельствует о том, что за последние сто лет объем знаний и технических достижений вырос больше, чем за все предыдущие эпохи. Ускоряется изменение и социальных характеристик.

Важнейшие свойства социальной системы заключаются в самообновлении, самовоспроизведении, прогрессивном развитии.

Преобразование материально-технического базиса производства закономерно ведет к изменениям его социальных характеристик.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы .

Социальные процессы, изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами - опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах .

1. Понятие социального процесса

Под социальным процессом понимается последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов. Он совершается под влиянием определенных внутренних и внешних условий, обладает устойчивым порядком взаимодействия составляющих его компонентов, продолжительностью и направленностью к определенному результату.

Все социальные процессы, происходящие в отрасли, взаимосвязаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из общей системы. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего. Например, инновационный процесс, преобразующий технику или технологию, способствует изменению профессиональной структуры, а это, в свою очередь, может привести к мобильности. Процессы управления вообще оказывают прямое воздействие на интенсивность и содержание всех остальных процессов.

Совокупность социальных процессов в рамках социальной организации представляет собой непрерывное движение всех ее структурных элементов, приводящее к изменению социальной организации в целом, или к ее воспроизводству.

Социальный процесс - это такое взаимосвязанное действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы.

Социальный процесс -- это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса.

Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик».

Понятие «социальный» (от лат. socialis - общественный) и соответствующий ему термин употребляются по меньшей мере в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком значении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе.

В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

Социальная сфера - это сфера взаимодействия имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов (предпринимателей, наемных работников и т.д.), профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу таких условий их жизни и деятельности, которые способствуют воспроизводству их жизненных сил:условия производственной деятельности; уровень материального благосостояния; решение проблем здравоохранения, образования, социального обеспечения; соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ; разрешение противоречий, обусловленных социальным расслоением общества на богатых и бедных; социальная защита определенных слоев населения.

Все эти обстоятельства и обусловленные ими проблемы характеризуются в современной науке как социальные в узкоспециальном смысле этого понятия. Их решение зависит от уровня развитая экономики страны, величины созданного в ней общественного богатства, характера экономических отношений между людьми. Поэтому происходящие в социальной сфере процессы, в ходе которых решаются названные проблемы, нередко называют не просто социальными в узком значении данного понятия, а социально-экономическими, что указывает на существенную внутреннюю связь собственно социальных (происходящих в социальной сфере) и собственно экономических процессов (происходящих в экономической сфере).

2. Классификация социальных процессов

Классификация социальных процессов требует четких критериев в связи с характером, содержанием, направленностью, качественным состоянием и эффективностью социальных процессов.

По характеру социальные процессы бывают эволюционными и революционными. Эволюционные процессы предполагают постепенное развитие социальных систем без изменения их сущности, без перехода в иные качественные состояния. Революционные процессы, наоборот, предполагают перерыв постепенности в развитии социальных систем, закономерный скачок от одного качественного состояния к другому, подготовленный эволюцией данного общества, характеризуются принципиальными структурными изменениями в основных элементах общества.

По направленности - прогрессивными и регрессивными.

По отношению к качественному состоянию различают социальные процессы функционирования (имеет место воспроизводство качественного состояния) и развития (имеет место переход к новому качеству).

По эффективности социальные процессы характеризуются как эффективные, недостаточно эффективные и неэффективные.

Еще можно выделить социальные процессы стихийные и организованные. Любой социальный процесс противоречив, ибо означает движение, изменение, имеющие источником противоречия, столкновения противоположных сторон.

Существует также более детальная классификация социальных процессов, которая была предложена американскими социологами Р. Парком и Э. Берджессом. Они выделили кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп).

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Приспособление принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками.

Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение.

3. Виды социальных изменений. Теория модернизации

Социальные изменения -- представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.

В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:

Содержательные изменения. Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.

Структурные изменения.Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.

Функциональные изменения. Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.

Развитие. Особый тип изменения - развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности -- это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.

Изменения и развитие являются одним из основных аспектов рассмотрения всех наук.

Модернизация - это переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Суть модернизации связывают с распространением по всему миру ценностей и достижений индустриального общества - рационализма, расчетливости, урбанизации, индустриализации.

Индустриализация - создание крупного машинного производства.

Урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.

Различают два вида модернизации.

1. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например, переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции 18 в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возникает как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

2. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Петровские реформы, сталинская модернизация 30-х годов, перестройка 80-х и последующие экономические реформы преследовали именно эту цель.

Неорганическая модернизация предполагает, что страна догоняет более передовые страны и заимствует у них передовые технологии. Модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашением специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Именно такой вид модернизации присутствует в постсоветских обществах.

У. Ростоу оптимистично смотрит на перспективы модернизации традиционных обществ. Он уверен, что рациональные фрагменты (коммуникации, товарообмен, рост знаний, универсализация отношений), постепенно закрепляясь, создадут более или менее органичную модернизованную социальную систему.Японии потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий срок неорганическая модернизация сменилась органической.

Американский социолог М. Леви в концепции «осовременивания вдогонку» или «запаздывающей модернизации» обращает внимание на то, что патриархальные общества, соблазняясь достижениями индустриальных, заносят в свой актив их элементы. Вторжение готовых индустриальных («модернизированных») моделей взрывает структуру патриархального общества, однако не превращает его в индустриальное. «Осовременивание» не происходит одновременно во всех секторах общественной жизни. Технологические новшества при отсутствии рациональной культуры трудовых отношений и парламентской демократии оказываются бесполезными, вызывают напряжение и хаос. Отдельные социальные институты, выступая как современные, «индустриальные», в действительности продолжают функционировать как традиционные. Возникает эффект «квази»: квазипарламент, квазипартия, квазирынок. Иррациональность, парадоксальность, спонтанность, по мнению Г. Алмонда, становятся характерными чертами общества, формирующегося при столкновении западной (рациональной) и местной (традиционной) культур. Все эти аспекты важны при анализе трансформационных процессов в Украине. Следует также учитывать и то, что:

- «запаздывающая модернизация» может поставить общество во внешнюю зависимость;

модернизация может быть успешной при резком увеличении численности среднего класса, его высокой социальной мобильности;

успех модернизации зависит от организационных усилий центральной власти, ее умения локализовать, блокировать социальные конфликты.

успешная модернизация требует широкой социальной поддержки, мобилизации социального потенциала, способности спрогнозировать выгоды от нее, авторитета лидера.

4. Глобальный характер современной цивилизации

Глобальная цивилизация -- современный этап развития общества. Отличительные черты:

Возрастающая целостность мирового сообщества (общепланетарная цивилизация);

Интернационализация всей общественной деятельности на Земле (единая система социально-экономических, политических и культурных связей);

Унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара (общественное разделение труда, унификация средств связи, транспорта, информации и т.п.).

В диалоге мировых культур, как отмечают исследователи, сейчас преобладает западное влияние, ценности западной техногенной цивилизации. Однако, в последние десятилетие возрастает значение социально-экономических и культурных ценностей восточных обществ .

Современная цивилизация характеризуется своими особенностями и противоречиями.

Основу современной цивилизации составляет научно-технический и информационный прогресс. Посредством автоматизации и кибернетизации производства он привел к достижению такого уровня хозяйственной жизни, которого никогда в прошлом не знала история. Научно-технический прогресс произвел революционный переворот в системе производительных сил общества, ведущими направлениями в которых стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, лазерная техника, приборостроение, ядерная энергетика и др. Все это привело к беспрецедентному повышению производительности труда. Характер и уровень современного производства таковы, что человечество впервые за всю свою историю имеет материальную возможность создать нормальные условия для жизни каждого человека. Правда, эта возможность пока еще остается нереализованной. Развитие современного производства ведет к колоссальному увеличению массы и ассортимента продуктов и товаров, материальных благ и услуг, потребных для жизни людей. Все это делает жизнь человека более богатой и многогранной.

Научно-технический прогресс вызывает изменения в социальной структуре общества. В ней все большее место занимают социальные слои и группы, связанные с развитием производственных отраслей и сфер жизни, определяющих состояние и развитие современной цивилизации. Изменяются характер и содержание труда, осуществляется переход к более сложным видам труда, создающим в единицу времени значительно больше продукции. В промышленном производстве сокращается число рабочих, но существенно увеличивается количество специалистов и роботов. Возникает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией.

В сложившейся ситуации существенно возрастают требования к человеку как агенту производственного процесса и главной производительной силе общества. Для обслуживания современного производства нужен специалист с богатым и постоянно пополняемым багажом знаний, с незаурядными способностями и большим творческим потенциалом. Необходимо существенное повышение общей культуры, способствующей формированию широкого кругозора личности.

Таким образом, процессы, происходящие в современном мире, предъявляют к человеку новые требования, изменяют его.

Противоречия современной цивилизации. С одной стороны, человечество демонстрирует высочайшие достижения общечеловеческого прогресса, выраженные в высоких технологиях, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, утонченном искусстве, в ряде стран высоком уровне благосостояния и т.д. С другой стороны, сохранение архаичных образований в ряде регионов мира, низкий уровень их экономического развития, массовая бедность, всеобщая неграмотность, бурный рост населения и т.п. свидетельствуют о том, что значительная часть человечества не имеет возможности пользоваться благами цивилизации.

Выходит, что прогресс общества в одном отношении неизбежно сопровождается застоем или даже регрессом в другом. Создавая и развивая производительные силы и общественные институты, цивилизация облекает их в такие формы, которые приводят к негативным последствиям.

На волне научно-технического прогресса перед человечеством возникли глобальные проблемы современности, требующие решения. К их числу относятся:

1. экологическая проблема;

2. беспрецедентное накопление оружия массового поражения;

3. исчерпаемость ресурсов, в частности, источников энергии;

4. демографическая проблема;

5. голод, нищета, неграмотность;

6. наркомания и алкоголизм;

7. проблема СПИДа и другие.

Глобальные проблемы взаимосвязаны, и в этой взаимосвязи они влияют на все стороны жизни человека и общества, а именно материальное производство и культуру, политику и идеологию, мировоззрение и мораль .

Заключение

Социальный процесс - последовательная смена состояний общества или его отдельных систем. Проявляется как движение во времени ряда социальных событий или явлений определенной направленности. В нем диалектическое сочетаются изменение и постоянство, прерывность и непрерывность. Поэтому рассматривая определенный социальный процесс, нужно выяснить, в каких условиях идут изменения, которая их причина и какое направление. Далее из числа составляющих социального процесса следует выделить такие, которые образуют и его самого, и его условия, то есть то, что, собственно, процесса является. Важно также знать, с помощью чего обеспечивается превращение исходного состояния процесса в его результат.

В процессах развития условия всегда внутренне необходимыми его компонентами. В тех процессах, которые не являются развитием (случайные, статические, ривновисни т.п.), их условия могут быть и внешними (среда, средства, обстоятельства) его компонентами. Напр., К продуктивной деятельности, как процесс "угасает" в продукте, Маркс включал субъективную цель, средства реализации цели, предмет деятельности, саму деятельность ("операции") и результат деятельности. Материальные условия, отмечал он, прямо не входят в этот процесс, но без них он или совсем невозможен, или возможен только в несовершенном виде. Относительно социального процесса, двигателем которого в конечном счете является деятельность людей, определенные условия реализации этой деятельности выступают как средства только в сопоставлении с ее целью. Они могут привлекаться к процессу и как внутренние условия достижения цели (например, планирующие органы, учреждения организации и управления процессом), и как внешние (например, материально-техн. Поставки, социальная инфраструктура).

Список используемой литературы

1. Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Луганск: Элтон-2, 2008. 296 с.

2. Михаелян Е.Е., Лысенко М.В. Социология. Учебное пособие: практикум для подготовки бакалавров и специалистов. 2-е изд. перераб. и доп. Краснодар, 2011. 248 с.

3. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000. 290 с.

4. Социология [Текст]: учеб. пособ. для студ. высших учеб. заведений / И. З. Танчин. 2-е вид., перераб. и доп. Киев.: Знания, 2007. 351 с.

5. Социология: курс лекций / Отв. ред. И.А. Батанина. Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. 451 с.

6. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. 320 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Понятие социальных изменений. Многообразие социальных изменений. Виды социальных изменений: структурные, процессиальные, функциональные, мотивационные. Инновационный процесс. Взаимосвязь изменений в обществе.

    реферат , добавлен 14.11.2003

    Социальные изменения - нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Модели социальных изменений по мнению социолога Мура. Виды социальных изменений: открытие, изобретение и диффузия.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Сущность социальных процессов, их влияние на формирование социальной структуры общества и его качественной определенности. Основные критерии функционирования и развития социальных процессов. Социальное развитие как форма, раскрывающая потенциал системы.

    реферат , добавлен 05.04.2011

    Сущность концепций социальных изменений в современной социологии. Теория революционного преобразования общества К. Маркса и Ф. Энгельса. Циклические теории Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Теория модернизации и причины появления эффекта "квази".

    реферат , добавлен 26.07.2009

    Понятие социальных изменений, их сущность и особенности, причины возникновения и факторы влияния, место в социологических исследованиях. Разновидности социальных изменений, их характеристика и отличительные признаки, модели и основные тенденции развития.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Универсальные принципы организации научного знания. Социальные связи и отношения. Определение и свойства социальных процессов. Описание социального процесса. Глобальная коммуникация: поток информации. Социальные изменения, происходящие в обществе.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Характеристика основных функций социального управления: социально-экономической, духовно-идеологической и общественно-политической. Разработка предложений по регулированию социальных процессов в современной России. Построение "дерева принятия решений".

    реферат , добавлен 08.09.2013

    Рассмотрение критериев социальной стратификации и их изменений, характеристика социальных слоев российского общества. Анализ и исследование социально-демографического потенциала и социально-экономического статуса социальных слоев, их статусных различий.

Социальный процесс (от лат. «продвижение») – это последовательная смена состояний, ход развития общества, любого социального явления. Он представляет собой совокупность устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения (или сохранения) общественного положения или образа жизни больших групп людей, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми.

Структура социального процесса:

1. причины и условия изменений;

2. сами изменения и их результаты;

3. механизмы преобразований.

Особенности социальных процессов: они не происходят сами по себе, а являются результатом взаимодействия людей; социальные процессы длительны по времени; им присущи устойчивость, логическая последовательность, непрерывность и идентичность, а также неравномерность; для них характерны массовый характер и общественное содержание.

Типы социальных процессов:

2. по качеству они делятся на процессы воспроизводства (поддержания существующих отношений), процессы развития (качественное изменение состояния) и трансформационные процессы (переходные);

3. по уровню системы процессы бывают микро- (на уровне личности), макро- (на уровне общества) и мегапроцессами (на планетарном уровне);

4. по направленности социальные процессы могут быть прогрессивными, регрессивными, стагнационными;

5. по степени управления они различаются на стихийные, целенаправленные и естественноисторические.

Все типы социальных процессов могут быть как позитивными, так и негативными, как функциональными, так и дисфункциональными.

Примеры социальных процессов: социализация личности, глобализация, урбанизация и т.д.

32. Социальная мобильность: типы и особенности проявления в различных общественных системах.

Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным.Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную

В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью. Социальное неравенство предполагает различия в распределении благ и ответственности, а социальная стратификация – структурированную систему неравенства, социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Вертикальная мобильность изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. восходящей мобильности, нисходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). значит часть, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий.

Причины и следствия социальной мобильности. На социальную мобильность могут также оказывать воздействие более медленные и менее заметные изменения, например перемещение индивидов или групп из бедных аграрных регионов в более богатые, городские. В масштабе истории человечества важным фактором вертикальной мобильности служила международная миграция, XIX в. представителей рабочего класса и крестьянства из Европы в США; . Социальные последствия мобильности, особенно вертикальной, трудно поддаются измерениям. Одни ученые придерживаются мнения, что крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое существующее положение, на самом деле укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. Третьи выдвигают предположение, что классовые различия можно ослабить, но не за счет индивидуальной мобильности, а путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества. Положительным следствием мобильности можно считать более полное раскрытие индивидуальных дарований. Этому способствует сложившаяся система образования в современных индустриальных странах. Но высокий уровень вертикальной мобильности приводит к индивидуальной и общественной аномии. В период аномии индивид чувствует себя изолированным от общества и испытывает беспокойство; в контексте же всего общества наблюдается ослабление или исчезновение общепринятых убеждений и стандартов поведения. Считается, что повышенная мобильность свела классовые различия к минимуму, так что современные западные страны развиваются в направлении относительно бесклассового (или среднеклассового) общества. Но другие аналитики утверждают, что в настоящее время формируется новый высший класс, новая верхушка, состоящая из организаторов производства и менеджеров как государственного, так и частного секторов экономики.

Понятие «социальный процесс»

Замечание 1

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Замечание 2

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Замечание 3

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.