Сообщение о генри кратко. Краткая биография О

Биография О. Генри (Уи́льям Си́дни По́ртер) невероятно интересна.

Родился писатель 11.09.1862 года в семье врача в городе Гинсборо, штат Северная Каролина. Он рано лишился матери, и отец отдал ребенка на воспитание тетке, которая содержала небольшую частную школу.

С 16 лет О. Генри начал работать. Сначала в аптеке, потом на ранчо в Техасе, куда писатель был вынужден переехать из-за поставленного диагноза – туберкулез, потом бухгалтером, чертежником, кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остин.

Первые литературные опыты и тюремный срок

Биографы писателя считают, что писать О. Генри начал приблизительно в 1880 году, а в 1894 он стал издавать в Остине журнал «The Rolling Stone». Почти все рассказы и новеллы, опубликованные в журнале, принадлежали перу О. Генри.

В 1895 году журнал был закрыт, а писатель уволен из банка и обвинен в растрате 6 тысяч долларов. Скорее всего, он не был виноват (большую часть средств вернули владельцы банка и только 500 семья самого писателя), но был осужден и посажен в тюрьму на три года. Первый свой рассказ, опубликованный в 1899 году, он написал именно в тюрьме.

Псевдоним

В тюрьме писатель выбрал себе псевдоним. Причин подобного выбора он не объяснил, сказав только что буква «О» – самая простая буква алфавита, а «Генри» – случайное имя из колонки светской хроники.

Биографы писателя пытались найти другие версии выбора этого псевдонима. Одна из них сводится к тому, что псевдоним – сокращенное название тюрьмы, в которой писатель отбывал срок.

Активный период творчества

Активно писать и публиковаться О. Генри начал с 1904 года. К тому времени он уже перебрался в Нью-Йорк и стал сотрудничать с несколькими издательствами. Всего им был создан один роман и 12 сборников рассказов, куда вошли почти 300 произведений. Еще один сборник, «Постскриптум», вышел уже после смерти автора и включил в себя неизвестные ранее юмористические рассказы и фельетоны.

В 1904 году О. Генри был написан его единственный роман «Короли и капуста». Хотя некоторые специалисты считают, что признать его полноценным романом нельзя: это скорее сборник новелл, объединенных общим местом действия и общими героями.

Личная жизнь

Писатель был женат 2 раза. Первая жена умерла в 1897 году от туберкулеза. Второй раз О. Генри женился в 1907 году на своей давней поклоннице Салли Коулмен. От этого брака у писателя была дочь Маргарет Уорс Портер. Брак не был счастливым.

Если следовать краткой биографии О. Генри, умер писатель в 47 лет (1910 год) в Нью-Йорке, похоронен на одном из кладбищ Северной Каролины.

Другие варианты биографии

  • Большое количество рассказов автора экранизированы, но чаще всего режиссеры интерпретировали такое произведение, как «Вождь краснокожих». Интересно, что в одном из фильмов снялась совсем юная Мэрилин Монро .
  • Интересно, что писатель, скрываясь от преследования полиции и пытаясь снять с себя обвинения по сроку давности, целых полгода прожил в Гондурасе.
  • В тюрьме и без того хрупкое здоровье писателя было подорвано, хотя, отбывая наказание, он работал тюремным аптекарем и имел гораздо больше свободы, чем другие заключенные.
  • О. Генри настоящий мастер слова. Его рассказ «Дары волхвов» множество школьников используют при написании итогового сочинения по литературе в 11 классе. Его произведения полны смысла, не лишены иронии, его герои – реальные люди, со своими достоинствами и недостатками.

Свыше двухсот восьмидесяти рассказов, юморесок, скетчей и всего один роман - все это вошло в библиографию Уильяма Сидни Портера, известного во всем мире под псевдонимом О. Генри. Он обладал тонким юмором. Каждое произведение завершал неожиданной развязкой. Рассказы Уильяма Сидни Портера легкие, непринужденные, лаконичные. Многие из них экранизированы. А какой была жизнь этого удивительного человека? Предлагаем вам рассказ о замечательном писателе О. Генри, произведения которого вы, без сомнения, отлично знаете.

Детство

Будущий гений "пера и бумаги" потерял мать в трехлетнем возрасте. Женщину в могилу свел туберкулез - заболевание, ставшее роковым в жизни Уильям Сидни Портера. Биография нашего героя начинается в 1862 году в печально известном городе Гринсборо, расположенном в штате Северная Каролина.

Отец после смерти жены быстро спился. Вилли (так его называли в узком кругу) воспитывался в семье тети, зарабатывать себе на жизнь начал в возрасте пятнадцати лет. Он получил специальность фармацевта, устроился в аптечный прилавок. Такая работа не лучшим образом повлияла на его слабое здоровье. Молодой человек каждодневно вдыхал ароматы порошков и микстур, что было ему противопоказано, учитывая заболевание легких, передавшееся по наследству от матери.

Будущий писатель Уильям Сидни Портер своего отца ненавидел. Сверстники называли его не иначе как сыном безумного изобретателя Элджернона. Почему изобретателя? Элджернон Портер слыл неудачником, жил в нищете, потерял любимую жену - все это усиленно заливал спиртным и в конце концов окончательно сошел с ума. В пьяном угаре его нередко посещали «гениальные» идеи.

Техас

Вилли проработал в аптеке недолго. В начале восьмидесятых он отправился в край ковбоев и фермеров, где прожил на ранчо своих знакомых несколько месяцев. У будущего прозаика в возрасте шестнадцати лет врачи обнаружили признаки туберкулеза. Требовалась смена климата.

На ранчо он помогал по хозяйству, не оплачивая проживание и питание. Но и жалования не получал. Восстановив здоровье, герой нашего повествования уехал в Остин. Здесь он работал и счетоводом, и бухгалтером, и чертежником, и кассиром. Возможно, уже тогда он мечтал стать писателем, а потому перепробовал множество профессий, пообщался с различными людьми, пережил немало невзгод, словом, приобрел богатый жизненный опыт. Это стало основой для литературного творчества.

Первые рассказы Уильяма Портера вышли в свет в начале 80-х годов 19 века. Короткие произведения, наполненные юмором и тонкими наблюдениями, мгновенно приобрели популярность. Наряду с другими материалами - стихами и рисунками, они присутствовали почти в каждом выпуске юмористического журнала The Rolling Stone.

Читатели не знали настоящего имени автора. Им было невдомек, что этот талантливый писатель не где-нибудь, а в тюрьме создал свой первый рассказ. Уильям Сидней Портер интервью не давал, не фотографировался с читателями и не подписывал им книги. Редакторы долгое время ломали голову над тем, откуда взялся этот литературный самородок. Журналисты по своему обыкновению сочиняли фантастические истории.

Растрата

Будущий прозаик устроился работать в банк, но вскоре уволился, а затем был привлечен к делу о растрате. До сих пор ведутся споры о виновности О. Генри. Он действительно нуждался в деньгах, которые требовались для лечения жены, больной туберкулезом.

В тюрьме незадачливый кассир оказался год спустя. Он пустился в бега, прожил некоторое время в Новом Орлеане, затем отправился в Гондурас, где познакомился с замечательной личностью - Эллом Дженгсоном, профессиональным грабителем, впоследствии написавшим мемуары.

Из путешествия О. Генри вернулся в 1897 году. Жена к тому времени находилась при смерти. В июле того же года она скончалась. Беглеца задержали, судили, отправили в тюрьму Колумбус, что в штате Огайо. На каторге он провел более трех лет и, как утверждают биографы писателя, сочинил первое произведение.

Географическое сообщество

Уильям Сидни Портер псевдоним себе придумал в самом начале творческого пути. Но здесь есть несколько версий. О псевдониме Уильяма Сидни Портера, точнее, истории создания имени О. Генри речь дальше. Уточним подробности литературного дебюта.

Некоторые исследователи полагают, что О. Генри взялся за перо задолго до печальной истории с пропажей банковских денег. На ранчо Вилли стал предметом ковбойских издевок. А потому и сбежал в Остин, где нашел работу картографа, не приносящую ни удовольствия, ни денег. Так бы и прозябал несостоявшийся О. Генри, если б не счастливый случай.

Начальник доверил молодому человеку написание заметки о географическом обществе. Тот блестяще справился с задачей. Денег заплатили немного, но дело в другом: Уильям понял, в чем его призвание.

Этол Роуч

Фото Уильяма Сиднея Портера мечтали увидеть поклонники его творчества. Но был он человеком непубличным. Он обладал редким талантом рассказчика, умел привлекать внимание окружающих остроумными историями. Однако успехом своим не спекулировал, ловеласом никогда не был. Этол Роуч, с которой он познакомился в возрасте 22 лет, стала главной женщиной в его жизни. Мастер малой прозы женился и во второй раз. Но это произошло уже в другой жизни - в жизни знаменитого писателя О. Генри.

Этол была дочерью начальника того самого Географического сообщества. То есть, богатая невеста. Родители выбор дочери не оценили. Свадьба была скоропалительной, так как Этол ждала ребенка.

Итак, Уильям распрощался с холостяцким образом жизни. После свадьбы мистер Роуч выхлопотал новоиспеченному зятю должность, которая вскоре сделала полунищего писателя вором и растратчиком. Еще одна деталь, в которой следователи увидели мотивы преступления, заключается в том, что прозаику нужны были деньги на издание литературного журнала.

Псевдоним

К началу 90-х новеллы О. Генри были широко известны. Немногие знали его настоящее имя. Уильям Сидней Портер во время заключения трудился в тюремном лазарете и что удивительно, там у него было время для написания рассказов. Однажды в колонке светских новостей он увидел фамилию "Генри". Добавил к ней инициал «О», таким незамысловатым образом создал псевдоним, ставший всемирной известным в начале XX столетия.

Есть и другие версии. Уильям Сидни Портер «О. Генри» образовал от имени некоего французского фармацевта или от названия тюрьмы, в которой провел чуть более трех лет. За «хорошее поведение» его освободили досрочно.

Творчество

Пик литературной карьеры пришелся на 1904-1905 года. К началу века у него была уже широкая читательская аудитория, так как его рассказы издатели публиковали с удовольствием. Малая форма, интересная, неожиданная развязка, легкая сатира - вот основные особенности уникального литературного почерка американского классика.

В 1902 году О. Генри переехал в Нью-Йорк. Здесь он зажил на широкую ногу, приучился тратить больше, чем зарабатывать. И конечно, погряз в долгах. Писать приходилось много, интенсивно. Для журнала «СандиУорлд» он создавал по одному рассказу в день, получая за каждое маленькое произведение 100 долларов. Это по тем временам весьма внушительная сумма. Так оплачивался труд признанных романистов.

Со временем Портер снизил темпы литературной производительности. «Дары волхвов», «Четыре миллиона», «Комната на чердаке», «Золото и любовь» - в этих рассказах автор поведал о своем творчестве. Что еще написал Уильям Сидни Портер? «Последний лист», «Благородный жулик», «Коловращение». Единственный его роман называется «Короли и капуста». Впервые его опубликовали в 1904 году. На русский язык большую часть новелл перевел Корней Чуковский.

«Короли и капуста»

Действие романа происходит в вымышленном государстве - Анчурии. Жители страны проводят свои дни в праздности, их не смущает нищета. Правительство Анчурии устраивает одну революцию за другой.

О. Генри завершил работу над произведением в 1904 году, но в книгу «Короли и капуста» вошли и рассказы, изданные отдельно. Многие новеллы написаны им еще во время пребывания в Гондурасе, где он прятался от правосудия. Среди них «Лотос и бутылка», «Денежная лихорадка», «Игра и граммофон», «Художники». После 1904 года произведения отдельно не издавались.

В названии романа аллюзия на стихотворение из книги Льюиса Кэрролла. Пароходная компания - один из главных образов в произведении. Ее прототипом послужила фирма Сэмюэла Земюррэя - знаменитого бизнесмена и филантропа.

«Благородный жулик»

Это сборник рассказов, вышедший в свет в 1905 году в Нью-Йорке. Во всех произведениях присутствует персонаж по имени Джефф Питерс. От его имени ведется повествование. Джефф и еще один герой, Энди Таккер, зарабатывают на жизнь мошенничеством. Они эксплуатируют человеческую глупость, жадность, тщеславие. Нет этих ярких, интересных героев только в двух рассказах - «Стихший ветер» и «Заложники Момуса».

Как и многие другие произведения О. Генри, «Благородного жулика» впервые перевел на русский язык а позже Иосиф Бейкер. Книга была экранизирована четырежды. Последний фильм по рассказам из сборника вышел в 1997 году. Это белорусская кинолента «Дела Лоховского», в которой авторские сюжетные линии использованы весьма вольно.

«Коловращение»

Сборник впервые издан в 1910 году. Он также состоит из нескольких рассказов, а именно: «Двери мира», «Теория и собака», «Девушка», «Жертва невпопад», «Оперетка и квартальный», «Перспектива» и т. д. Один из фильмов, снятых по мотивам новелл, называется «Деловые люди». Он вышел на экраны в 1962 году.

Тайна О. Генри

Вернемся к биографии писателя. В тюрьме у него было достаточно времени, чтобы поупражняться в написании новелл. Найти издательство, которое согласилось бы печатать уголовника, было невозможно. Он отправлял рукопись друзьям. Те, в свою очередь, относили сочинения О. Генри в издательство. Редакторы долгое время не знали имени автора, ставшего всего за несколько лет одним из самых читаемых

После обвинения Вилли в растрате родители Этол забрали внучку Маргарет. Почти все деньги, которые он зарабатывал после освобождения, уходили на образование девочки. Он сделал все для того, чтобы окружающие не узнали, что она дочь преступника. Маргарет училась в лучших и самых дорогих заведениях.

Под псевдонимами пишут практически все писатели. Но немногие скрывают свое настоящее имя столь тщательно, как это делал Уильям Портер. Это неудивительно, ведь в его биографии присутствовали факты, которые тогдашним американским обществом воспринимались слишком негативно. Сегодня бывший заключенный может написать роман, издать его. Уголовное прошлое сделает его еще более популярным. В начале минувшего столетия все было иначе.

О. Генри стеснялся своего прошлого. Однажды одному из друзей он сказал, что похоронил Уильяма Сидни Портера. Но прошлое забыть не так просто. Писателя нашла его старая знакомая, помнившая его еще по тем временам, когда он был скромным фармацевтом. Она начала его шантажировать. Портер стал все чаще выпивать.

Под конец жизни у писателя развился цирроз печени, диабет. Он женился на милой и простой женщине по имени Салиха Коулмен, которая немало сил приложила, дабы отвадить его от выпивки. О. Генри умер в возрасте 47 лет. Вдова вернула ему настоящее имя, написав на могильной плите, что на одном из кладбищ Эшвилля, «Уильям Сидней Портер».

Американский прозаик О. Генри (настоящее имя и фамилия Вильям Сидней Портер) родился 11 сентября 1862 года в Гринсборо, штат Северная Каролина. Он является автором свыше двухсот восьмидесяти рассказов, скетчей, юморесок. Жизнь Вильяма Портера была нерадостной c самого детства. В три года он потерял мать, а отец, провинциальный врач, став вдовцом, начал пить и вскоре превратился в никудышного алкоголика.

Покинув школу, пятнадцатилетний Билли Портер стал за аптечный прилавок. Работа в окружении микстуры от кашля и порошков от блох пагубно повлияла на его и без того подорванное здоровье.

В 1882 году Билли отправился в Техас, два года жил на ранчо, а затем устроился в Остини, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Из банковской карьеры ничего путного у него не вышло. Портера обвинили в растрате 1150 долларов - очень серьезной суммы на то время. Биографы писателя и доныне спорят, был ли он в действительности виновен. С одной стороны, он нуждался в деньгах для лечения больной жены (и для издания "Rolling Stone"), с другой - кассир Портер уволился из банка в декабре 1894 года, тогда как растрата была раскрыта только в 1895 году, причем владельцы банка были на руку нечисты. Против Портера возбудили уголовное дело, и в феврале 1896 года он в панике убегает в Новый Орлеан, а оттуда - в Гондурас. В этой стране судьба свела Портера с приятным джентльменом - профессиональным бандитом-грабителем Эллом Дженнингсом.
Много позже Дженнингс, отложив револьвер, взялся за перо и создал мемуары, в которых вспоминал интересные эпизоды латиноамериканских приключений. Друзья принимали участие в местном гондурасском путче, потом убежали в Мексику, где Дженнингс спас будущего писателя от неминуемой смерти. Портер неосторожно поухаживал за какой-то замужней женщине; муж, который был где-то поблизости, мексиканец-мачо достал ножичек с лезвием длиной в два фута и хотел защитить свою честь. Ситуацию урегулировал Дженнингс - выстрелом от бедра выстрелил ревнивцу в голову, после чего они с Вильямом сели на коней, и конфликт остался позади.
В Мексике Портер получил телеграмму, в которой сообщалось о том, что его любимая жена, - Атолл Эстес умирает. Во время отсутствия мужа, она не имела средств к существованию, голодала, а заболев, не могла купить лекарства, однако в преддверие Рождества продала за двадцать пять долларов кружевную накидку и выслала Биллу в Мехико подарок - золотую цепочку для часов. К сожалению, именно в тот момент Портер продал свои часы, чтобы купить билет на поезд. Он успел увидеться и попрощаться с женой. Через несколько дней она умерла. Агенты полиции с жалобной повязкой молча шли за гробом. Сразу после похорон они арестовали кассира-растратчика, который не сказал ни одного слова на суде и получил пять лет тюрьмы.

В ссылке Портер пробыл три года и три месяца. Освободился досрочно (за образцовое поведение и хорошую работу в тюремной аптеке) летом 1901 года. Тюремные годы он никогда не вспоминал. Помогли воспоминания Элла Дженнингса, что по иронии судьбы опять очутился бок о бок с писателем в каторжной тюрьме Коламбуса, штат Огайо.

Вместе с Портером и Дженнингсом сидел двадцатилетний "медвежатник" (взломщик сейфов) Дикий Прайс. Он сделал хорошее дело - спас из сейфа, который неожиданно закрылся, маленькую дочь богатого бизнесмена. Срезав ножом ногти, Прайс открыл сверхсекретный замок за двенадцать секунд. Ему обещали помилование, но обманули. По этому сюжету Портер составил свой первый рассказ - о взломщике Джимми Валентайне, который спас племянницу своей невесты из огнеупорного шкафа. Рассказ, в отличие от истории Дика Прайса, заканчивался счастливо.

Прежде чем послать рассказ в газету, Портер прочитал его сокамерникам. Элл Дженнингс вспоминал: "С той минуты, как Портер начал читать своим низким, бархатным, слегка заикающимся, голосом, воцарилась мертвая тишина. Мы абсолютно замерли, затаив дыхание. Наконец грабитель Рейдлер громко вздохнул, и Портер, будто проснувшись от сна, взглянул на нас. Рейдлер улыбнулся и взялся тереть глаза своей искалеченной рукой.- Черти бы вас взяли, Портер, это впервые за мою жизнь. Накажи меня Господь, если я знал, как выглядит слеза!" Рассказы в печать взяли не сразу. Три следующих были опубликованы под псевдонимом.

Находясь в тюрьме, Портер стеснялся печататься под своей фамилией. В аптечном справочнике он натолкнулся на фамилию известного в то время французского фармацевта О.Анри. Именно ее в той же транскрипции, но в английском произношении (О.Генри) писатель избрал своим псевдонимом до конца жизни. Выходя из тюремных ворот, он вымолвил фразу, которую цитируют уже в течение если не века: "Тюрьма могла бы сделать большую услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать".

В конце 1903 года О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "World" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по сто долларов за одно произведение. Этот гонорар на то время был достаточно большим. Годовой заработок писателя равнялся прибыли популярных американских романистов.

Но бешеный темп работы мог убить и более здорового человека, чем О. Генри, который не мог отказать еще и другим периодическим изданиям. В течение 1904 года О. Генри напечатал шестьдесят шесть рассказов, за 1905 - шестьдесят четыре. Иногда, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом переминался редакционный художник, ожидая, когда можно будет начать иллюстрировать.

Читатели американской газеты не могли осилить большие тексты, терпеть не могли философствование и трагические истории. О. Генри стало недоставать сюжетов, и он в будущем чаще брал, а то и покупал их у друзей и знакомых. Постепенно он стал уставать и снижал темп. Однако из-под его пера вышло 273 рассказов - свыше тридцати рассказов за год. Рассказы обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри - непрактичного, который привык к полубогемной жизни. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и шел: "Я должен мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет считать, а я нет...".

Он избегал обществ литературных побратимов, стремился к одиночеству, чурался светских приемов, не давал интервью. По несколько суток без уважительной причины блуждал Нью-Йорком, потом запирал дверь комнаты и писал.

В блужданиях и отчужденности он узнавал и "переваривал" большой город, Вавилон-на-гудзоне, Багдад-над-подземкой, - его звуки и огни, надежда и слеза, сенсация и провалы. Он был поэтом нью-йоркского дна и самых низких социальных слоев, мечтателем и фантазером кирпичных закоулков. В унылых кварталах Гарлема и Кони-Айленда волей О.Генри появлялись Золушки и Дон Кихоты, Гарун аль-рашиды и Диогены, которые были всегда готовы прийти на спасение к тем, кто погибает, чтобы обеспечить реалистичному рассказу неожиданную развязку.

Последнюю неделю жизни О.Генри провел в одиночестве, в нищем гостиничном номере. Он болел, много пил, уже не мог работать. На сорок восьмом году жизни в нью-йоркской больнице он перешел в другой мир, в отличие от своих героев, так и не достав чудодейственной помощи.

Похороны писателя вылились в настоящий огенриевский сюжет. Во время панихиды к церкви ввалилась веселая свадебная компания, и не сразу поняла, что придется подождать на входе.

О.Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений. Гуманизм, независимая демократичность, бдительность художника, к социальным условиям в свое время, его юмор и комедия преобладают над сатирой, а "утешительный" оптимизм - над горечью и возмущением. Именно они создали уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополии - многоликого, привлекательного, загадочного и жестокого мегаполиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев". Интерес и сочувствие читателя к жизненным перипетиям, клеркам, продавщицам, бурлакам, безвестным художникам, поэтам, актрисам, ковбоям, мелким авантюристам, фермерам, и тому подобным, считается особенным даром, что свойственно О.Генри как пересказчику. Образ, который возникает будто на глазах, откровенно условен, приобретает быстротечную иллюзорную достоверность - и навсегда остается в памяти. В поэтике новеллы О. Генри очень важный элемент острой театральности, что, несомненно, связано с его мироощущением фаталиста, который слепо верит в Случай или Судьбу. Освобождая своих героев от "глобальных" размышлений и решений, О.Генри никогда не отворачивает их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют твердые законы этики, человечности, - даже у тех персонажей, чьи действия не всегда соглашаются с законами. Чрезвычайно богатой, ассоциативным и изобретательным является язык его новеллы, насыщенный пародийными пассажами, иллюзией, скрытой цитатой и всяческими каламбурами, которые ставят чрезвычайно сложные задания перед переводчиками, - ведь именно в языке О.Генри заложен "формообразовательный фермент" его стиля. При всей своей оригинальности новелла О.Генри - явление сугубо американское, что выросло на национальной литературной традиции (от Э. По к Б. Гарта и М. Твена).

Письма и незаконченная рукопись свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О.Генри подошел к новому рубежу. Он жаждал "простой честной прозы", стремился освободиться от определенных стереотипов и "Розовых концовок", которых ожидала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, которая публиковалась в периодике, вошла в сборники, которые были выданы при его жизни: "Четыре миллиона" (1906), "Пылающий светильник" (1907), "Сердце Запада" (1907), "Голос города" (1908), "Благородный плут" (1908), "Дорога судьбы" (1909), "На выбор" (1909), "Деловые люди" (1910), "Заразиха" (1910). Посмертно выдан еще больше десяток сборников. Роман "Короли и капуста" (1904) состоит из условно связанных сюжетом авантюрно юмористических новелл, действие которой происходит в Латинской Америке.

Судьба наследства О.Генри была не менее тяжелой, чем личная судьба В. С. Портера. После десятилетия славы наступила пора беспощадной критической переоценки ценности - реакция на тип "хорошо выполненного рассказа". Впрочем, приблизительно с конца 50-х лет прошлого века в США опять возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О.Генри, как и раньше, занимает постоянное место среди авторов, которых любят перечитывать во многих странах мира.

псевдоним О. Генри

американский писатель, признанный мастер короткого рассказа

Сидней Портер

Краткая биография

О. Ге́нри (англ. O. Henry, настоящее имя Уи́льям Си́дни По́ртер , англ. William Sydney Porter; 11 сентября 1862 года, Гринсборо, Северная Каролина - 5 июня 1910 года, Нью-Йорк) - американский писатель, признанный мастер короткого рассказа. Его новеллам свойственны тонкий юмор и неожиданные развязки.

Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо (Северная Каролина) в семье врача. В трёхлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался своей тёткой по отцу, которая являлась владелицей частной школы. После школы (в 16 лет) начал работать в аптеке у дяди, продавцом и фармацевтом. Быстро учился и через год получил лицензию фармацевта.Через три года уехал в Техас, так как были серьезные симптомы заболевания туберкулёзом, и требовалось сменить климат. Там жил на ранчо сына знакомого доктора Холла - Ричарда Холла, помогал в работе (раз-два в неделю привозил почту из городка Конулла, помогал с приготовлением еды для ковбоев) но не работал, не получал жалованье и не платил за еду и кров. Через два года, излечившись и окрепнув, переехал в город Остин (Техас) пробовал разные профессии - работал бухгалтером в фирме недвижимости, чертёжником в земельном управлении. Затем работал кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остине.

Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х. В апреле 1894 года Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник «The Rolling Stone» , почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся из-за нехватки средств, в декабре Портер был уволен из банка и привлечён к суду в связи с недостачей (тёмное дело, в банке почти не велась отчётность, деньги порой брались из кассы даже без ведома кассира, из 6000 долларов недостачи 5500 были возвращены владельцами банка, они же свидетельствовали в пользу Портера на суде, 500 долларов внесли родственники жены Рочи).После обвинения в растрате он полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, в Южной Америке. Вернулся в январе 1897, дабы ухаживать за больной женой (всё тем же роковым туберкулёзом). В июле она скончалась. В феврале 1898 был осуждён в растрате и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо (март 1898), где провёл три года и четыре дня (1898–1901). Его тюремный номер был 30664.

В тюрьме Портер работал в лазарете фармацевтом (пригодилась редкая в тюрьме профессия) и писал рассказы, подыскивая себе псевдоним. В конце концов, он остановил свой выбор на варианте О. Генри (часто неверно записывается наподобие ирландской фамилии O’Henry - О’Генри). Происхождение его не совсем ясно. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливье), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry.

По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время.

Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» - не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Oh io Peniten tiary (Ohio State Penitentiary). Также известна как Arena District, которая 21 апреля 1930 года сгорела дотла.

Эл Дженнингс, который сидел с Портером в тюрьме и стал известен как автор книги "Сквозь тьму с О.Генри" (есть вариант перевода названия "С О.Генри на дне"), в своей книге сообщает, что псевдоним взят из известной ковбойской песни, где есть такие строчки: "Вернулся любимый в 12 часов. Скажи мне, о Генри, какой приговор?" .

Есть мнение, что «Известный американский писатель У. Портер взял псевдоним О. Генри в честь физика Дж. Генри, имя которого постоянно с восхищением произносил школьный учитель: «О! Генри! Это он открыл, что разряд конденсатора через катушку носит колебательный характер!» Первый свой рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 году в «Журнале Макклюра» (McClure’s Magazine), - он написал в тюрьме.

Единственный роман О. Генри - «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) - вышел в 1904 году (который является не романом, а сборником рассказов, якобы объединённым общим местом действия). За ним последовали сборники рассказов: «Четыре миллиона» (число жителей тогдашнего Нью-Йорка)(The Four Million, 1906), «Горящий светильник» (The Trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» (Heart of the West, 1907), «Голос города» (The Voice of the City, 1908), «Благородный жулик» (The Gentle Grafter, 1908), «Пути судьбы» (Roads of Destiny, 1909), «Избранное» (Options, 1909), «Деловые люди» (Strictly Business, 1910) и «Коловращение» (Whirligigs, 1910).

В конце жизни Портер страдал циррозом печени и диабетом. Портер скончался 5 июня 1910 года в Нью-Йорке в возрасте 47 лет. Похоронен в Эшвилле (Северная Каролина), на кладбище Риверсайд.

В сборник «Постскриптумы» (англ. Postscripts), изданный уже после смерти О. Генри, вошли фельетоны, наброски и юмористические заметки, написанные им для газеты «Почта» (Хьюстон, штат Техас, 1895–1896). Всего О. Генри написано 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

Премия О. Генри

Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри, которая вручается ежегодно.

Библиография

Произведения

  • «Короли и капуста» (роман)
  • Сборники рассказов
    • «Четыре миллиона», 1906
    • «Горящий светильник», 1907
    • «Сердце Запада», 1907
    • «Благородный жулик», 1908
    • «Голос большого города», 1908
    • «Дороги судьбы», 1909
    • «На выбор», 1909
    • «Коловращение», 1910
    • «Деловые люди», 1910
    • «Шестёрки-семёрки», 1910
    • «Под лежачий камень», 1910
    • «Остатки» или «Всего понемножку», 1910

Биографии писателя

  • The Complete Works of O. Henry, Nelson Doubleday, Garden City, N.-Y., 1927
  • O. Henry. A Biography, by Alphonse Smith.
  • Through the Shadows with O.Henry, by Al Jennings
  • Е. О’Brien в кн. The Advance of the American short-story, N.-Y., 1923
  • В. М. Фриче. «Три американца», «Новый мир», 1925, № 5.
  • Танасейчук А. Б. О. Генри: две жизни Уильяма Сиднея Портера. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 267, с., л. ил. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 1602 (1402)). - 5000 экз.
  • Внуков Н. А. Тот, кто называл себя «О" Генри»
  • Семенов Ю. С. «Версии. Псевдоним» (что скрывалось за историей растраты в банке)

Экранизации

  • 1928 - по мотивам рассказа О. Генри «Путь кабальеро» снят первый звуковой вестерн «В старой Аризоне».
  • 1933 - советский режиссёр Лев Кулешов снял фильм «Великий утешитель», в основу которого легли факты из биографии О. Генри, а также две его новеллы.
  • 1952 - по мотивам рассказов О. Генри снят американский фильм «Вождь краснокожих и другие…» с Мэрилин Монро в небольшой роли (новелла «Фараон и хорал»).
  • 1958 - по мотивам одноименного рассказа О. Генри режиссёр Иосиф Шапиро снял короткометражный фильм «Коловращение жизни» .
  • 1959 - по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», режиссёр Анри Верней снял художественный фильм «Большой начальник/Le grand chef» с Фернанделем в главной роли.
  • 1962 - советский режиссёр Леонид Гайдай снял трилогию «Деловые люди», в которую вошли короткометражные фильмы «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души», «Вождь краснокожих».
  • 1972 - режиссёр Валентина Марушевска сняла по одноименному рассказу О.Генри киноновеллу «Дары волхвов», включенную в польский телефильм «Декамерон 40».
  • 1978 - по мотивам романа «Короли и капуста» режиссёр Николай Рашеев снял одноимённый фильм.
  • 1978 - режиссёр Альгимантас Пуйпа снял фильм «Не буду гангстером, дорогая» по мотивам рассказов американского писателя О. Генри «Персики», «Русские соболя», «Дары волхвов», «Фараон и хорал».
  • 1982 - по мотивам рассказов О. Генри из сборника «Благородный жулик» снят трехсерийный фильм «Трест, который лопнул» режиссёра Александра Павловского, с главными героями Энди Таккером (Регимантас Адомайтис) и Джефферсоном Питерсом (Николай Караченцов).
  • 1984 - режиссёр Тынис Каск снял фильм «Две пары и одиночество» по мотивам рассказов О. Генри.
  • 1981 - режиссёр Арнольд Буровс на Рижской киностудии по мотивам рассказов О. Генри снял кукольный мультфильм «Бимини»
  • 1984 - режиссёр Арнольд Буровс по новелле «Последний лист» снял одноимённый кукольный мультфильм
  • 1987 - режиссёр Арнольд Буровс по новелле «Принцесса и пума» снял одноимённый кукольный мультфильм.
  • 1996 - режиссёр Мария Муат создала кукольный мультфильм «Короли и капуста» по мотивам одноимённой повести О. Генри.
  • 1997 - режиссёр Борис Берзнер снял фильм «Дела Лоховского», состоящий из трёх киноновелл. Первая новелла - «Привет от тёзки» - обыгрывает новеллу «Поросячья этика».
  • 1998 - режиссёр Боб Кларк снял фильм «Похищение вождя краснокожих» по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих».
  • 1999 - серия «Маски-шоу» - «Маски в криминале» снята как пародия на рассказ «Вождь краснокожих».
  • 2009 - Казахскими кинематографистами на студии "Балапан-фильм" по мотивам новеллы «Родственные души» снят фильм «Вор» (режиссёр и автор сценария - Гани Кураш), но в данном случае фильм наполнен местным колоритом и откровенно пропагандирует мусульманские духовные ценности.
  • 2010 - Пятая серия ("С волками жить…") мультипликационного сериала «Маша и Медведь», представляет собой пародию на рассказ «Вождь краснокожих».
  • 2012 - по мотивам рассказа «Вождь Краснокожих» Егор Анашкин снял фильм-пародию «Вождь разнокожих».
Категории:

О.Генри — известный американский писатель. Годы его жизни 1862-1910. Он родился и жил в Америке, сменил много профессий, путешествовал, сидел в тюрьме. Завоевал популярность своими короткими рассказами с неожиданным концом. Самые известные рассказы О. Генри: « Дары волхвов» (The Gift of the Magi ), «Последний лист» (The Last Leaf ), «Обращение Джимми Валентайна» (A Retrieved Reformation ).Мне очень нравится не такая известная, но очень трогательная история . Вы можете прочитать чуть позже, а сейчас давайте познакомимся с этим писателем поподробнее. Вот биография О. Генри (на русском языке).

О. Генри. Биография (на русском языке)

«И руки судьбы дергают за веревочки….»

О. Генри

Часть 1. Детство

Уильям Портер родился в 11 сентября 1862 г в городке Гринсборо в Америке (штат Северная Каролина).

Детство у Уильяма было несчастным. Когда ему было всего 3 года, а его брату Шелл – 5 лет, его мать умерла от туберкулеза. Уильям совсем ее не помнил. Однако он унаследовал от нее любовь к литературе и искусству и особый жестковатый юмор. Что-то было и от отца, Олджернона Синди, доброго и рассеянного чудака, который после смерти жены стал пить. А передав детей на воспитание тетке, отец Уильяма вообще поселился в сарае над домом, где проводил время, изобретая вечный двигатель и летательную машину.

Тетка Лина (Эвелина) была типичной американкой и терпеть не могла Олджернона из-за его фантазий.

Но после смерти матери именно она, «мисс Лина», занялась воспитанием Уильяма и Шелла. Она организовала свою собственную школу, где учились около 40 детей. Занятия проводились в гостиной дома Портеров.

Школа была «домашне — семейной», поэтому по пятницам в ней бывали угощения и рассказывание историй по кругу, а летом экскурсии в лес, на речку… Уильям проучился в ней 9 лет. А в 12 лет, увлеченный жаждой приключений, убежал к океану вместе со своим другом. Но денег не хватило и на крыше товарного вагона мальчики вернулись домой.

Со сверстниками Уильям сходился плохо, со старшим братом отношения не ладились. Тетка была сурова. Спасали книги. С тринадцати до девятнадцати лет Уильям прочитал В. Скотта, Ч. Диккенса, У. Теккерея, А. Дюма, В. Гюго, М. Рида, а также «Энциклопедический толковый словарь» Вебстера, с которым не расставался несколько лет.

В 1878 году Уильям поступает на работу в аптеку своего дяди Кларка и через некоторое время становится фармацевтом. Но однообразная повседневность тяготила юного Уильяма и заставляла искать увлечений. В основном они сводились к розыгрышам знакомых и карикатурным рисункам. И в том и другом Уильям был большой мастер. Однако вскоре у Уильяма открылся сильный кашель (предвестник туберкулеза матери). И когда Уильяму предложили поехать в Техас и поработать на ранчо он с радостью согласился. Сухой и жаркий климат Техаса как нельзя лучше подходил для лечения. В марте 1882 года Уильям покидает Гринсборо.

Часть 2. Юность на ранчо в Техасе

Техас называют диким Западом. Уильям поселился на ковбойском ранчо. Поголовье овец и мустангов достигало несколько десятков тысяч голов. Обязанности у Портера были незначительные: он пас овец, кашеварил, иногда ездил в заброшенный порт. Ночевал прямо на улице под деревьями. Уильям вызывал всеобщую симпатию, он хорошо играл на гитаре, забавно рассказывал интересные истории. Портер начал изучать иностранные языки. Время было сколько угодно, и, главное, было желание. Так он в совершенстве овладел испанским. Чуть хуже немецким и французским. Здесь на ранчо он снова начал рисовать. Однажды к ним на ранчо приехал золотоискатель из Колорадо, который писал свои воспоминания. И Портер нарисовал 40 иллюстраций к его записям.

Но вскоре дела на ранчо пошатнулись, и в 1884 году Уильям переехал в столицу Техаса, г.Остин.

Часть 3. Любовь и творчество

Уильям влюбился в семнадцатилетнюю школьницу Этол Эстес, очаровательную тоненькую, темноглазую с каштановыми волосами. Она стала его настоящей любовью. Они очень подходили друг другу. Этол была тоже творческим человеком, она увлекалась книгами, танцами, пением, музыкой, театром. Однако ее родители были не в восторге от этой партии. Ведь у Этол в роду тоже были туберкулезники, и это могло плохо повлиять на здоровье будущих детей. К тому же Уильям, хотя и был приятным и воспитанным молодым человеком, но не отличался состоятельностью.

Однако 1 июля 1887 года Этол и Уильям тайно обвенчались. Сначала они жили у друзей, но спустя некоторое время родители Этол смирились с этим браком и молодые переехали к ним в дом.

К этому времени, Уильям уже имел определенный доход. В январе 1988 года он устроился в земельное управление штата чертежником. Работа увлекла его, он не только чертил земельные планы, но и создал целую фреску на тему нравы местных служащих. Вскоре он начал писать юморески, а одна детройтская газета взялась их публиковать. Этол всячески поддерживала Уильяма в его литературных начинаниях. Но вскоре в семье начались несчастья: сначала умер новорожденный сын, затем, после родов дочки Маргарет Роуз в 1889г, тяжело заболела и Этол. Уильям оказался хорошим отцом и мужем. Он много занимался с дочерью, читал ей сказки, рассказывал разные истории, придумывал игры. Отношения с женой однако становятся напряженными: она стала капризной, истеричной. Но Уильям все переносил стойко, он не хотел обижать жену.

В 1891 году Уильяму приходится искать новую службу. По знакомству он устраивается на работу кассиром в Остинском национальном банке. Это шаг впоследствии оказался роковым. Работа в банке была не только нудной, но и связанной с определенными опасностями. Дело в том, что директора имели привычку брать крупные суммы из банка, часто не ставя кассира в известность.

Вскоре Уильям, Этол и Маргарет переехали в отдельный дом. В 1894 году Портер за 250 долларов выкупил право на издание газеты «Айконокласт» и типографское оборудование и быстро превратил газету в еженедельник «Роллинг стоун».
Первоначально дела шли хорошо, но постепенно интерес к еженедельнику, главным редактором которого был сам Уильям Портер (он помещал здесь юморески, стихи, рисовал карикатуры), стал падать. В банке начались проверки, и Портер вынужден уволиться. В 1895 году еженедельник закрылся. Портеры переехали в Хьюстон. Еще летом 1894 года ревизоры обнаружили в банке недостачу. Дело удалось замять. Однако в 1896 году Портер оказался под следствием. Его обвиняли в растрате 5000 долларов. Он даже был арестован, но выпущен под залог. С этого момента его жизнь делает резкий поворот. Он вступает в период, который можно назвать временем приключений, страданий и мытарств.

Часть 4. Арестант

В июле 1986 года Портер должен был явиться в суд, но он не поехал в Остин, а направился в Новый Орлеан. Там можно было на какое-то время скрыться от правосудия, а главное быстро перебраться в Центральную и Южную Америку. Но Портер не спешил за границу, его держали здесь жена и дочь. Под псевдонимом он устроился на работу местным репортером, под чужими именами посылал деньги жене и дочери. Судьба сводит его с братьями Дженнингсами. Один из них «позаимствовал» в техасском банке 30 000 долларов. Они поддерживают Портера материально.

В январе 1897 года Ему все же пришлось вернуться в Остин. Этол стало хуже. Он знал, чем грозит ему возвращение, однако он приехал к жене и дочери, которых любил. До суда его оставили на свободе. 25 июля 1897 года Этол умерла. Смерть любимой жены сломала его, ему стало безразлично, что будет дальше. А дальше тюрьма (штат Огайо). Остинский суд приговорил его к пяти годам заключения. От дочери Маргарет скрыли, что случилось с ее отцом.

В тюрьме Колумбуса он снова встречает Эла Дженнингса. Портер делает для него много доброго и не только потому, что он в долгу перед ним. Помочь Элу он мог потому, что работал в тюремной аптеке. Это место давала ему особое положение: он жил при больнице, питался отдельно. А Эл сидел в одиночной камере и выполнял самую тяжелую работу.

Был ли виновен Портер в растрате- никто этого не знает. С одной стороны, он мог, пользуясь неразберихой с банковскими счетами, взять деньги на нужды семьи. С другой стороны, он мог прикрыть одного из директоров, которому был многим обязан. Возможно, явись он в суд, был бы и оправдан. Но Портер усложнил себе жизнь.

25 июля 1901 года Портер вышел на свободу и всю государственную субсидию (5 долларов) для начала честной жизни он отдал арестантам на табак.

Биография О. Генри. Часть 5. На вершине

Портер вернулся в Питсбург. Еще находясь в тюрьме, О.Генри посылал свои рассказы в разные издания, но чаще всего получал отказ. Теперь нью-йоркские журналы оказались более благожелательными. Его начали печатать. Но настоящая слава пришла, когда он стал сотрудничать в «Санди Уорлд». Уже в 1904 году он напечатал в этом журнале 66 рассказов. Контракт предусматривал 52 рассказа по 100 долларов каждый. О.Генри избегал общения с коллегами по «писательскому» цеху. Он, как и в юности, вел богемный образ жизни: посещал танцзалы, клубы. Много пил.

Летом 1905 года он неожиданно возвращается к своей первой любви Саре Коулмен. В Гринсборо, в далекие детские годы, он воровал для нее цветы в саду. Теперь Саре 37 лет. Она учительница. Они поженились в его день рождения 11 сентября 1907 года. Но со стороны О. Генри это был шаг отчаяния. Он был очень одинок. Он не мог забыть Этол, а с дочерью после выхода из тюрьмы теплых отношений не получилось.

Не сложились отношения и с новой женой, хотя Маргарет ничего не имела против мачехи. Какое-то время они все вместе жили в Нью-Йорке. Однако последний год жизни О. Генри жил один в отеле «Каледония». 3 июля 1910 года ему стало плохо, и его отвезли в больницу. Через три дня он и скончался от диабета и цирроза печени.

Библиография: О. Генри. Собрание сочинений. Том 1. М: Рипол классик, 2009г.