Сообщение о оноре де бальзак. Оноре де бальзак - биография, информация, личная жизнь

Один из величайших прозаиков XIX века - О. де Бальзак. Биография этого писателя ничем не уступает бурным приключениям героев, которых он создал. До сих пор мир интересуется его личной жизнью.

Горькое детство

Основоположник реализма родился 20 мая 1799 года, в городе Тур, который находится в центре Франции. Прозаик происходил из простой, но предприимчивой семьи. Отец, местный юрист, Бернар Франсуа Бальсса скупал и перепродавал земли разоренных дворян. Такой бизнес принес ему прибыль. Это стало причиной того, что он сменил фамилию и хвастался своим родством с популярным писателем Жаном-Луи Гез де Бальзаком, к которому не имел никакого отношения.

Впоследствии приобрел дворянскую приставку «де». Бернар женился на девушке, Анне-Шарлотте-Лауре Саламбье, которая была на 30 лет моложе его. Мать Оноре родом из аристократичной семьи. Женщина была свободолюбивой и не скрывала своих романов. От связей на стороне появился брат писателя, который был любимцем Анны. А будущего писателя отдали кормилице. После он жил в пансионате.

В доме, где на первое место ставили все, кроме семьи, мальчику было нелегко. Мало внимания в детстве получал Оноре де Бальзак. Биография кратко описана в некоторых его произведениях. Проблемы, которые он пережил, когда был маленьким, позже присутствовали в его работах.

Несостоявшийся юрист

Видимо, гений унаследовал основные черты родителей, поскольку в дальнейшем они были ярко выражены в его характере. По желанию отца и матери сына отправили в Вандомской колледж, где он изучал право. Заведение отличалось суровой дисциплиной, которую мальчик постоянно срывал. За это заслужил репутацию бездельника и разбойника. Там ребенок открыл для себя мир книги. В 12-летнем возрасте впервые попробовал себя в роли писателя. Тогда над его произведениями насмехались все одноклассники.

Из-за постоянных стрессов и недостатка внимания дитя заболело. Родители забрали его домой. Болел парень несколько лет. Многие врачи не давали гарантии на то, что ребенок будет жить. Тем не менее он выкарабкался.

Юноша продолжал изучать дело юриста в Париже, куда переехали его родители. В школе права учится в 1816 - 1819 годах. Одновременно работает нотариусом. Но по-настоящему его манил только мир литературы. К нему и тянулся Бальзак. Биография могла бы сложиться иначе, но родители решили поддержать увлечение сына и дать ему шанс.

Первая любовь

Отец пообещал в течение двух лет поддерживать Оноре. За это время юноша должен был доказать, что сможет работать в выбранном направлении. В течение этого времени будущий талант активно работал, но ни к одному из его произведений не отнеслись серьезно. Первая трагедия «Кромвель» была безжалостно осуждена. В общем, до 1823 года он написал около 20 томов. Позже сам литератор называл свои ранние труды сплошной ошибкой.

Время от времени юноша выезжал из Парижа в провинцию, куда переехали родители. Там он познакомился с Лаурой де Берни. Тесно сплелась с этой женщиной его биография. Бальзак Оноре, который получал минимум материнской ласки, нашел в объятиях мадам (старше его на 20 лет) тепло и нежность. Несчастная в семейной жизни, с шестью детьми на руках, она стала его любовью и поддержкой.

Когда пришел срок отчитываться родным за те два года, которые они финансировали его увлечение, Бальзаку нечего было предоставить. Все попытки ворваться в мир слова провалились. Поэтому семья отказала ему в денежных средствах.

Жилка предпринимателя

С детства мастер слова мечтал неприлично разбогатеть. Пока с литературой не складывалось, прозаик пытался заработать. Сначала он выдает однотомные издания классиков. Также организует издательство. Затем отправляется в Сардинию, чтобы найти в шахтах серебро древних римлян. Еще один план, который не оправдал себя - выращивание ананасов под Парижем. Сложными и фантастическими бизнес-схемами полна биография Бальзака. Кратко описать все его замыслы можно одним словом - фиаско.

От неудач и без того большие долги еще больше выросли. От тюрьмы за векселя его спасла мать, которая частично погасила займы.

В течение долгого периода жизни гения преследовала бедность. Так, одной ночью в его простую квартиру забрался вор. Наощупь он искал то, что можно было бы украсть. Хозяин, который в то время был в комнате, не растерялся и сказал: «Напрасно вы ищете в темноте то, чего я даже при свете не вижу».

Путь к успеху

Покорность не входила в число достоинств, которые имел Оноре де Бальзак. Биография писателя не вызывала бы столько эмоций, если бы не его непоколебимая вера в свою судьбу. Мастер продолжал трудиться, невзирая ни на что.

В 1829 году прозаик снова взялся за перо. Он составил для себя жесткий график. Ложился спать в 6 вечера, просыпался в полночь. Все время писал. Десятки страниц выходили из-под его руки. Силы в себе он поддерживал многочисленными чашками крепкого кофе.

Старания увенчались успехом. Известность ему принес исторический роман «Шуаны». Мир тогда еще не знал, кто такой Бальзак. Биография автора отмечает, что до сих пор он использовал различные псевдонимы.

Действия в этой книге происходят во время Великой французской революции. Здесь талантливый автор умело описал борьбу республиканских войск с шуанами.

Фундамент главного труда

На крыльях успеха мастер решает в 1831 году создать серию повестей. Это должно было быть описание тогдашней морали. Название - «Человеческая комедия». Началась работа со сцен жизни Парижа XVIII-XIX века.

Многие двери открывало перед собой имя Оноре де Бальзак. Биография мужчины после молниеносной популярности приобрела новые цвета. В самых модных салонах его принимали как уважаемого гостя. Там автор познакомился со многими героями своих будущих произведений, которые вошли в «Человеческую комедию». Цель труда заключалась в том, чтобы соединить все свои написанные работы в один цикл. Он взял все ранее изданные романы и частично изменил их. Герои разных книг обзавелись между собой семейными, дружескими и другими связями. Эпопея должна была состоять из 143 романов. Но довести замысел до конца французу не удалось.

Теория комедии

«Непревзойденный романист» - вот какое имя получил от критиков Бальзак. Биография писателя навсегда связана с «Человеческой комедией». Состоит она из трех частей. Первая и самая широкая, в которую вошли предыдущие работы - «Этюды о нравах». Тут аудитория встречается со скрягой Гобсеком, бескорыстным отцом Горио, французским офицером Шабером. Второй раздел - «Философский». Он помогает читателю рассуждать о смысле жизни. Сюда вошел роман «Шагреневая кожа». Третья часть - «Аналитические этюды». Книги в этом фрагменте выделяются чрезмерными размышлениями, и иногда ставят сюжет на второй план.

Полна курьезных ситуаций биография Бальзака. Творчество приносило прибыль, но не покрывало всех расходов и прошлых долгов. Есть история о том, что автор еженедельно ходил к своему редактору, чтобы попросить аванс в счет будущих гонораров. Начальник отличался скупостью, поэтому редко выдавал деньги. Однажды писатель, как всегда, пришел за выплатой, но секретарь заявил, что сегодня хозяин не принимает. На что Бальзак ответил, что это ему безразлично, главное, чтобы руководитель дал деньги.

Женщины бальзаковского возраста

Непривлекательный на вид Оноре все же покорил многих дам. Их поражали запал и страсть, с которой говорил прозаик. Поэтому все свободное время от написания мужчина проводил с многочисленными любовницами. Его внимания добивались многие знатные леди, но часто впустую. Женщин «элегантного» возраста любил Бальзак. Биография писателя полная романтических приключений. Их героинями становились дамочки, которым далеко за 30. Таких особ он и описывал в своих произведениях.

Самым популярным стал персонаж романа «Тридцатилетняя женщина». Главная фигура - девушка Жюли. Сквозь этот образ автор четко передает психологию прекрасного пола. Именно из-за этой работы родилось выражение «женщина бальзаковского возраста», то есть дама от 30 до 40 лет.

Исполнение мечты

Любовь играет большую роль в жизни человека. Польская графиня Эвелина Ганская стала самой большой страстью, которую когда-нибудь чувствовал Оноре де Бальзак. Биография кратко описывает их знакомство. Женщина, как и сотни других поклонниц, отправила писателю признание. Мужчина ответил. Началась переписка. Долгое время они встречались тайно.

Эвелина отказывалась бросить супруга и выходить замуж за прозаика. Отношения продолжались на протяжении 17 лет. Свободной она стала, когда овдовела. Тогда пара обвенчалась. Это произошло в мае 1850 года, в украинском городе Бердичев. Но насладиться супружеской жизнью у Бальзака времени не было. Он долгое время тяжело болел и умер того же года 18 августа, в Париже.

Мастер вытесывал каждого из своих героев. Он не боялся делать их жизнь не только яркой, но и реалистичной. Именно поэтому персонажи Бальзака до сих пор интересны читателю.

Бальзак выходец из крестьянской семьи, его отец занимался скупкой дворянских земель, которые были конфискованы у владельцев, затем перепродавал их.

Оноре не был бы Бальзаком, если б его отец не поменял фамилию и не купил бы частицу «де», ведь прежняя казалась ему плебейской.

Что касается матери – то она была дочерью торговца из Парижа. Отец Бальзака видел сына лишь в сфере адвокатской деятельности.

Именно поэтому в 1807-1813 годах Онере был учеником Вандомского колледжа, а в 1816-1819 г. Парижская школа права стала местом его дальнейшего обучения, в это же время молодой человек работал писцом у нотариуса.

Но юридическая карьера не прельщала Бальзака, и он выбрал литературный путь. Со стороны родителей он внимания почти не получал. Не удивительно, что в Вандомсом колледже он оказался против своей воли. Там посещение родных разрешалось раз в год – на рождественские каникулы.

За первые годы, проведенные в колледже, Оноре часто находился в карцере, после третьего класса он начал привыкать к колледжской дисциплине, но смеяться над учителями не переставал. В 14 лет в связи с болезнью его забрали домой, пять лет она не отступала и надежды на выздоровление иссякли. И вдруг, в 1816 году после переезда в Париж он окончательно выздоровел.

Начиная с 1823 года, Бальзак опубликовал несколько произведений под псевдонимами. В этих романах он придерживался идей «неистового романтизма», это было оправдано стремлением Оноре следовать моде в литературе. Этот опыт позже он и вспоминать не хотел.

В 1825-1828 годах Бальзак пробует себя в профессии издателя, но безуспешно. Как писатель, Оноре де Бальзак, формировался под влиянием исторических романов Вальтера Скотта. В 1829 году издается первый под именем «Бальзак» - «Шуаны».

Далее последовали такие произведения Бальзака: «Сцены частной жизни» - 1830 г. Повесть «Гобсек» - 1830 г., роман «Эликсир долголетия» - 1830-1831 гг., философский роман «Шагреневая кожа» - 1831 г. Начинает работу над романом «Тридцатилетняя женщина», циклом «Озорные рассказы» - 1832-1837 гг. Частично автобиографический роман «Луи Ламбер» - 1832 г. «Серафита» - 1835 г., роман «Отец Горио» - 1832 г., роман «Евгения Гранде» - 1833 г.

В результате его неудачной коммерческой деятельности возникли немалые долги. Слава к Бальзаку приходила, но материальное состояние не увеличивалось. Богатство оставалось лишь в мечтах. Оноре не переставал усердно трудиться – за написанием произведений в сутки проходило по 15-16 часов. В результате получалось публиковать до шести книг в день. В своих первых произведениях Бальзак поднимал различные темы и идеи. Но все они касались разнообразных сфер жизни Франции и ее жителей.

Главными героями были люди из различных социальных слоев: духовенство, купцы, аристократия; из различных социальных институтов: государство, армия, семья. Действия же происходили в деревнях, провинциях и в Париже. В 1832 году Бальзак начал переписку с аристократкой из Польши - Э. Ганской. Проживала она в России, куда в 1843 году он и приехал.

Последующие встречи состоялись в 1847 и 1848 гг. уже в Украине. Официально брак с Э. Ганской был зарегистрирован незадолго до смерти Оноре де Бальзака, умершего в Париже 18 августа 1850 года. Там он и был похоронен на кладбище Пер Лашез. Биография Оноре де Бальзака была написана его сестрой госпожой Сюрвилль в 1858 году.


Биография

Мировой литературе известно много французских писателей , особенного внимания заслуживает Оноре де Бальзак - известный драматург. Родился 8 (20) мая 1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь - это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество пронизано стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.

Писателю досталось мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре , это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Под псевдонимом он пишет ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его работ.

В процессе жизненных испытаний в писателе просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 - 1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена . Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые он должен был уступить своим компаньонам.

Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах “Карикатура” и “Силуэт” .

С появлением в 1829 году его романа “Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800” начинается известность Бальзака . С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет “величайшее собрание документов о человеческой природе” . Он типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 - 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.

Романы “Шагреневая кожа”, “Тридцатилетняя женщина” и особенно “Евгения Гранде” (1833), появившиеся в начале тридцатых годов, доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год. Из его известных романов наиболее известны: “Сельский врач”, “В поисках абсолюта”, “Отец Горио”, “Утраченные иллюзии”, “Сельский священник”, “Хозяйство холостяка”, “Крестьяне”, “Кузен Понс”, “Кузина Бетта” .

Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая комедия” , и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. В предисловии к “Человеческой комедии” он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. - такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. - виды общего животного типа.

Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене. В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской аристократки Ганской , урожденной графини Ржевусской . Между романистом и почитательницей его таланта завязалась переписка (издана к столетию со дня рождения Бальзака ). Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую , между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение Бальзака , но еще несколько лет по разным причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным существованием, смерть уже ждала его.

Представление Бальзака о смысле современной жизни, о факторах, управляющих современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника Вотрена , поучающего молодого студента: “Выскочить в люди - вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы - единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в нее, как язва” .

Французская литература

Оноре де Бальзак

Биография

БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799−1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806−1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816−1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж. Ж. Руссо, В. Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835−1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826−1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны - Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833−1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен - частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды - выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э. Сведенборга и других мистиков, физиогномики И. К. Лафатера, френологии Ф. Й. Галля, магнетизма Ф. А. Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845−1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832−1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833−1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869−1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих - Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов - Дело об опеке (L"Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов - Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов - Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837−1843); мелких фабрикантов и торговцев - История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831−1834), Дочь Евы (Une Fille d’ve, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни - Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841−1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) - Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них - ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d"oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l’absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834−1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838−1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка - La Fille aux yeux d’or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г. Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э. Золя и натуралисты, М. Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l’trangre, тт.1−2 опубл.1899−1906; тт.3−4 опубл.1933−1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.

Бальзак Оноре родился в крестьянской семье в 1799 году в южной Франции. Его отец сменил фамилию Бальзас на Бальзак в 1767, когда начинал свою работу чиновником в Париже, которую продолжил и после переезда в Тулу. Уже в 1830, к фамилии прибавилась приставка «де». С 1806 года Бальзак в течение 6 лет обучался в Вандомском колледже. Окончил обучение он уже в Париже и Туле.

С 1816 работал в судейской конторе письмоводителем, но спустя три года ему удалось переубедить родителей и попробовать свои силы в литературной деятельности. За 5 лет он, работая под псевдонимом, создает 6 романов, на которые его вдохновили произведения Ж-Ж Руссо и В. Скота. Кроме того, Бальзак выпускает большое количество коммерческих романов. В 1822 он встречает мадам де Берни, которая была старше писателя в два раза. Их страстные отношения вскоре перешли в платонические. В 1836 после её смерти, в память об их чувствах, Бальзак написал Лилию в долине.

С 1826 он попытался разбогатеть на издательско-типографическом деле, но его планы не осуществились и писатель оказался в огромных долгах.

Бальзак вновь попробовал писать, и в 1829 на свет появилась первая книга под его именем. Первые произведения заинтересовали читателей. С этого момента все книги с его фамилией на обложке получают успех, он заключает контракты с издательствами, иногда даже на ещё незавершенные произведения.

Бальзак стремится описать социальную историю своей страны, указать читателям на болезни общества и способы излечения.

Бальзак работает день и ночь, создавая всё новые и новые творения. Но работа не мешает его любовным увлечениям. Новой возлюбленной Бальзака стала замужняя женщина – польская графиня Эвелина Ганская. Именно ей были посвящены прекрасные Письма к незнакомке. Графиня уверяла, что сразу после смерти её мужа – украинского помещика, они будут вместе. В 1841 этот день настал.

Через некоторое время Бальзак серьезно заболел. Его усталость и нерешительность возлюбленной только ухудшали состояние писателя. Только в 1850 Ганскую и Бальзака объединили брачные узы. Писатель прожил пять месяцев браке с возлюбленной, а 18 августа этого же года Ганская во второй раз стала вдовой.

Произведения

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac). Родился 20 мая 1799 года в Туре - умер 18 августа 1850 года в Париже. Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Крупнейшее произведение Бальзака - серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателя французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу , Фолкнера и других.

Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746-19.06.1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца.

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском колледже, в 1816-1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил... В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга - исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L"Élixir de longue vie, 1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832-1837) - ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал вести усердную трудовую жизнь, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.

Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности - авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа . Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив - победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия.

В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию, Санкт-Петербург.

С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в доме Титова на Миллионной улице, 16 в Санкт-Петербурге.

В неоконченном «Письме о Киеве», частных письмах оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

«Человеческая комедия»

В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение - «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».

Наиболее обширна первая часть - «Этюды о нравах», в которую вошли:

«Сцены частной жизни»
«Гобсек» (1830), «Тридцатилетняя женщина» (1829-1842), «Полковник Шабер» (1844), «Отец Горио» (1834-35) и пр.;
«Сцены провинциальной жизни»
«Турский священник» (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (1837-43) и пр.;
«Сцены парижской жизни»
трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834), «Цезарь Биротто» (César Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838), «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847) и пр.;
«Сцены политической жизни»
«Случай из времён террора» (1842) и др.;
«Сцены военной жизни»
«Шуаны» (1829) и «Страсть в пустыне» (1837);
«Сцены деревенской жизни»
«Лилия долины» (1836) и др.

В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).

«Философские этюды» представляют собой размышления о закономерностях жизни: «Шагреневая кожа» (1831) и пр.

Наибольшая «философичность» присуща «Аналитическим этюдам». В некоторых из них, например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.

Личная жизнь Оноре де Бальзака

В 1832 году познакомился с Эвелиной Ганской (овдовевшей в 1842 году), с которой венчался 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847-1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне (ныне - село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).

Романы Оноре де Бальзака

Шуаны, или Бретань в 1799 году (1829)
Шагреневая кожа (1831)
Луи Ламбер (1832)
Евгения Гранде (1833)
История тринадцати (1834)
Отец Горио (1835)
Лилия долины (1835)
Банкирский дом Нусингена (1838)
Беатриса (1839)
Сельский священник (1841)
Баламутка (1842)
Урсула Мируэ (1842)
Тридцатилетняя женщина (1842)
Утраченные иллюзии (I, 1837; II, 1839; III, 1843)
Крестьяне (1844)
Кузина Бетта (1846)
Кузен Понс (1847)
Блеск и нищета куртизанок (1847)
Депутат от Арси (1854)

Повести и рассказы Оноре де Бальзака

Дом кошки, играющей в мяч (1829)
Брачный контракт (1830)
Гобсек (1830)
Вендетта (1830)
Прощай! (1830)
Загородный бал (1830)
Супружеское согласие (1830)
Сарразин (1830)
Красная гостиница (1831)
Неведомый шедевр (1831)
Полковник Шабер (1832)
Покинутая женщина (1832)
Красавица Империи (1834)
Невольный грех (1834)
Наследник дьявола (1834)
Жена коннетабля (1834)
Спасительный возглас (1834)
Ведьма (1834)
Настойчивость любви (1834)
Раскаяние Берты (1834)
Наивность (1834)
Замужество красавицы Империи (1834)
Прощённый мельмот (1835)
Обедня безбожника (1836)
Фачино Кане (1836)
Тайны княгини де Кадиньян (1839)
Пьер Грассу (1840)
Мнимая любовница (1841)

Экранизации Оноре де Бальзака

Блеск и нищета куртизанок (Франция; 1975; 9 серий): режиссёр М. Казнёв
Полковник Шабер (фильм) (фр. Le Colonel Chabert, 1994, Франция)
Не стоит трогать топор (Франция-Италия, 2007)
Шагреневая кожа (фр. La peau de chagrin, 2010, Франция)