Составить описание характера мцыри из цитат. М.Ю

М.Ю. Лермонтов любил тему Кавказа. Его приводили в восхищение виды и красоты этих краев. В произведение он постарался вложить и передать любовь к этим местам, а романтическое начало внесло в поэму особый колорит. Образ и характеристика Мцыри является ключевым и сюжетообразующим. Одиночество главного героя и тоска по родным местам, толкают его на побег. Рискуя жизнью, он покидает стены монастыря с единственной целью – вернуться домой. Мцыри воплощение человеческого достоинства. Пример настоящего мужества и беззаветной отваги.

Образ и характеристика

Не по своей воле Мцыри оказался в монастыре. Маленьким ребенком он попал в плен. На тот момент ему было всего 6 лет. Русский генерал решил, что ему здесь будет лучше, даже не догадываясь, какой трагедией обернется его, как он считал, благородный поступок.

Дитя гор. Мцыри рожден на Кавказе. До шести лет прожил с семьей в ауле.

Образ отца остался в памяти до сих пор. Известно, что мужчина воевал.

«Мой отец? Он как живой в своей одежде боевой являлся мне, и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья…»

Терпеливый. Горделивый. Будучи ребенком проявлял силу воли и стойкость характера. Терпел боль, когда болел, не издавая звука.

«Даже слабый стон из детских губ не вылетал, он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал».

Воля манила, будоража воображение. Монастырская жизнь сродни плену. Душа рвалась из заточения. Эта жизнь не по нему. Он бы все на свете отдал за пару минуток проведенных с родными.

«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог…»

Любит природу. Дни, проведенные на воле, запомнятся навсегда. Они самые счастливые. Он восхищался природой. Ловил звуки, понимая их, чувствовал красоту, гармонию. Среди людского общества ему это не удалось сделать. Общение с ней помогало заглушить тоску по родному аулу. Стихия для него родственная душа.

«Как брат, обняться с бурей был бы рад».

Целеустремленный. Мечта сбежать из заточения зрела давненько.

«Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля. Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Юноша ожидал подходящего случая. Этим случаем стал день, когда началась страшная буря. Ради свободы он готов на все: преодолевать трудности, бороться со стихией, терпеть голод, жажду, палящий зной. Даже девушка, встреченная им у водоема, не смогла нарушить его планы, хотя герой явно к ней испытывал симпатию. Огонек сакли, где она жила манил его, но Мцыри отбросил подальше мысль заглянуть внутрь, помня какую цель преследует и ради чего. Он предпочел любви долгожданную свободу. Оказавшись перед выбором не поддался искушению.

Бесстрашный. В смертельной схватке с хищником он проявил себя настоящим героем. Зная, что силы неравны, вступил в борьбу с диким зверем. Раны, полученные в бою, не смогли остановить юношу. Он упорно двигался вперед. Дорогу не знал, обессилев.

«Ко мне он кинулся на грудь, но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое ружье…Он завыл».

Одинокий. Угрюм по жизни. Жизнь взаперти сделала его таким нелюдимым. Он отвык от общения. Люди для него являлись чужаками.

«Я сам, как зверь, был чужд людей». «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»

Жажда самопознания. Мцыри жаждал познать себя. Осуществить задуманное удалось, оказавшись на воле.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей»

Мцыри не удалось обнять родных. На смертном одре, он нисколько не раскаивался в совершенном поступке. Юноша был абсолютно уверен, что действовал правильно. Последние слова просьба похоронить в саду, подальше от ненавистных стен. Это подтверждает, что он не собирался изменять убеждения и свои принципы.

«Сияньем голубого дня упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет, пришлет с прохладным ветерком…»

Поэму «Мцыри» критик Белинский не зря назвал любимым детищем Лермонтова, подчеркнув, что в ней великий поэт отразил свои заветные мечты и идеалы. Поэма носит автобиографический характер, содержит тонкие намёки на личность и судьбу самого поэта.

Да, автор и его герой духовно близки друг другу. Характеристика Мцыри, история его жизни позволяют заметить прямые аналогии. Подобно Лермонтову, Мцыри - яркая, неординарная натура, готовая бросить вызов всему свету и рвануться в бой во имя свободы и ради обретения Родины. Тихая, размеренная жизнь в монастырских стенах, бесконечные посты и молитвы, полное смирение и отказ от любого сопротивления не для молодого послушника. Точно так же и Лермонтов отказывался ручного придворного поэта, слащавого завсегдатая балов и великосветских гостиных. Михаил Юрьевич ненавидел страну рабов и господ в такой же степени, как его Мцыри душную келью и весь уклад монашеской жизни. И оба они - автор и плод его творения - были бесконечно одинокими, лишенными счастья быть понятыми, находиться рядом с близкой, родной, любимой душой. Радость истинной дружбы, сладость настоящей, преданной, взаимной любви, возможность жить там, куда рвётся сердце - всё это прошло мимо них, отравив душу горечью разочарования и болью неисполненных надежд.

Романтические черты поэмы

Герой поэмы - яркое воплощение романтического мировоззрения Лермонтова. В свете этого характеристика Мцыри, равно как и всего произведения, отражает основные черты данного Место действия в романтическом произведении - экзотические страны, далёкие от оков цивилизации и её тлетворного влияния. У Лермонтова это Кавказ, ставший в его творчестве символом свободы. Быт и нравы горцев, иной раз дикие, непонятные европейскому сознанию, их родовая гордость и воинственность, обострённое чувство чести и достоинства, мощь и первозданная красота гор и всей кавказской природы пленили поэта ещё в раннем детстве и завоевали сердце на всю жизнь. А по роковой игре случая именно Кавказ стал вторым домом Михаила Юрьевича, местом его бесконечных ссылок и неиссякаемым источником творчества. Вот и в поэме весь сюжет разворачивается в Грузии, близ монастыря, стоявшего на месте слияния Арагвы и Куры.

Характеристика Мцыри включает в себя мотив отверженности, непонимания с одной стороны и гордости, непокорности, вызова, борьбы - с другой, что тоже является типичным для романтических произведений. Главный герой поэмы годы, проведённые в монастыре, считает пропащими, потерянными, вычеркнутыми из жизни. Исповедуясь старому монаху, который когда-то выходил его, истощённого ребёнка, спас от смерти физической, но обрёк на духовную, ибо не сумел стать ему ни отцом, ни другом, так вот, повествуя о том, что видел и делал на воле во время побега, Мцыри заметил: он бы и три жизни в монастыре не пожалел ради одной, наполненной действием, движением, борьбой и свободой.

Монахам никогда не понять юношу. Свою жизнь они проводят, смиренно склонив голову в молитвах и упованиях на Господа. Герой уповает на себя, на свои силы и возможности. Показательная характеристика Мцыри - он бежит из своей тюрьмы во время страшной грозы, и разгул стихии радует его, для него буря - сестра, тогда как монахи в ужасе молятся о спасении. И бой с барсом, взятый Лермонтовым из горских легенд (тоже элемент романтизма - связь с фольклором) и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели и так гениально переосмысленный и переработанный, удивительно органично вписывается в содержание произведения и помогает раскрыть лучшие черты личности юноши. Здесь и отвага, и удивительное мужество, владение собой, вера в свои силы и возможности и проверка их на прочность, полное слияние гордого, непокорного духа с такой же непокорной природой. Без эпизода «Бой с барсом» характеристика героя Мцыри была бы неполной, а сам его образ не до конца раскрытым.

О чём же ещё, кроме свободы, мечтает юноша? Прежде всего обрести свою семью, обнять родных, оказаться под крышей отчего дома. Ему снятся отец и братья, припоминаются отголоски колыбельной, что пела когда-то мать. В мечтах он видит дымок над родным аулом, слышит гортанную речь своего народа. По сути, это то, что составляет основу, духовный стержень каждого человека: семья, дом, родной язык и родная земля. Отними что-то одно - и человек почувствует себя осиротевшим. А Мцыри лишили всего - и сразу! Но Лермонтову важно, что он сберёг воспоминания, сохранил их в себе как самое дорогое и сокровенное. Как и сам Лермонтов берёг и лелеял в глубинах сердца образ народной России с её безбрежными лесами, подобными морям реками и белеющими на пригорке берёзками.

Герой и время

Его поэмы позволяют понять: автор не случайно подарил Мцыри только три дня яркой, насыщенной, полнокровной жизни. Для бунтарей такого склада ещё не пришло время, равно как и сам поэт намного опередил свою эпоху. Общество, находясь в духовном унынии после разгрома декабристов и гибели Пушкина, в разгул реакции не могло подняться на борьбу. А редкие одиночки типа Мцыри были обречены на гибель. Ведь героем времени, портретом целого поколения современников Лермонтова стал не горский юноша, а Печорин, Грушницкий, доктор Вернер - «лишние люди», разочарованные в жизни или играющие в таковых.

И всё же именно Мцыри стал воплощением романтических идеалов поэта, символом яркой, целеустремлённой личности, которая готова сгореть в один миг, но ярко, а не тлеть никчемной головешкой долгие годы.

(378 слов)

Поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году. Это произведение по праву считают образцом русской романтической поэзии, и у него есть интересная предыстория. Автор часто бывал на Кавказе, и, считается, что сюжет книги был основан на реально произошедших с писателем событиях. Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, он набрел на главный собор Грузии – Мцхете и встретил одинокого монаха, который рассказал ему историю своей жизни, и позже благодарный слушатель описал ее в стихах.

История Мцыри – это повесть об одиноком мальчике-горце, который волею случая оказался воспитанником в обители храма (с грузинского языка “мцыри” переводится как “послушник”, “не служащий монах”). За свою недолгую жизнь пленник выучил местный язык, традиции и привык жить в неволе, но он так и не сумел понять, кем он является на самом деле, потому что большую роль в формировании личности играет семья, которой, к несчастью, у него никогда не было.

Образ Мцыри – это, в первую очередь, образ одинокого человека, находящегося в поиске смысла жизни. Проведя долгое время в монастыре, он решает, наконец, выбраться на волю, испытать новые чувства, познать свободу. Прожив три дня вне монастыря, юноша вспоминает свой родной язык, лица родных: отца, сестры и брата. В его сердце вселяется надежда, что он сможет отыскать отчий дом, но этому мечтанию не суждено сбыться. Пленник погибает после схватки с тигром. Перед смертью, исповедуясь священнику, беглец изливает свою душу, проливает свет истины на свою судьбу. Он умирает с мыслью, что остался рабом, заключенным и не сумел увидеть место, где родился.

Безусловно, Мцыри мог бы быть предан своей стране, семье, дому, мог бы состояться, как личность, но его скитания – метафора жизни каждого из нас. За три дня пленник пережил основные чувства и впечатления: борьба, страсть, восхищение природой и разочарование в себе и мире. Мы тоже испытываем все это и томимся по недостижимому идеалу. В религиозном смысле это Эдем, в практическом – высшая ступень потребления, в личностном – счастье, в творческом – признание и т.д. Поэтому драма свободолюбивого юноши – история взлетов и падений каждого из нас, в этом образе отражен лик человечества.

В предсмертной исповеди он говорит, что хочет быть похороненным в дальнем углу монастырского сада, чтобы вид с его могилы выходил на родные горы героя. Мцыри – романтический герой, и, несмотря на то, что в последней сцене мы видим его сломленным, он умирает с мыслью, что, возможно, когда-нибудь он все-таки встретится со своими родными и близкими.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

План характеристики
1. История жизни Мцыри.
2. Причины бегства.
3. Взаимоотношения с монахами.
4. Отношение к миру.
5. Закономерность судьбы. Характеристика Мцыри Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет шести...
...Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел... Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу вдруг бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалёку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить. ...Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью.
Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нём
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли...
Он на допрос не отвечал...
...Тогда пришёл к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрал остаток сил,
И долго так он говорил... Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и всё это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить её в жизнь монаха: Я мало жил, и жил в плену. Он стремился узнать свободную жизнь, «Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны как орлы». Он вовсе не раскаивается в своём поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы. Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил! Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было. Я молод, молод...
Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я также мог бы жить! Мцыри, вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя его органичной частью, включённой в общий водоворот событий. Он даже не чувствовал себя человеком. ...Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался как змей.
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
...Ия висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна! Новые впечатления пробудили в нём давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться.
У него появилась цель. «И вспомнил я отцовский дом...» Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе даже в её неблагоприятных проявлениях. Но верь мне, помощи людской
Я не желал...
Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил - клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык. Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречён на неудачу: он сравнил себя с темничным цветком, попавшим под солнечные лучи. Но что ж?
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжёг
В тюрьме воспитанный цветок... Но он нисколько не раскаивается в своём поступке; если что и вызывает его сожаление - так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его по ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманные. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри - трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Чёткое понимание и осознание своих поступков - привилегия человека.

Которую изучают в школе. Само же произведение знакомит нас с его судьбой, и показывает насколько важна для человека свобода выбора и к чему может привести неволя. Знакомясь с поэмой Мцыри и составив план работы, мы сможем дать главного героя произведения.

Характеристика Мцыри

Мцыри, это мальчик, который был захвачен в плен русским генералом в возрасте шести лет. По дороге Мцыри заболел и генералу пришлось оставить его в монастыре. Так свободолюбивый мальчик, горец, вынужден был там жить в окружении монахов. Монастырь стал для него настоящим пленом, поэтому он постоянно думает о Родине, Кавказе, и о том, как ему туда вернуться.

Из произведения мы узнаем, что наш герой сидит взаперти угрюмый и одинокий. Он отвык от людей, да и людям он стал давно чужим. Но не может Мцыри смириться с уготованной ему судьбой стать монахом. Юноша бросает вызов несправедливости. Он решает бороться за свою свободу и накануне принятия монашеского обета, убегает из монастыря. И вот на свободе, которая длится лишь три дня, и раскрывается настоящий характер юноши.

Мцыри — человек с несгибаемым духом и сильным характером. Не зная, где именно находятся его родные края, он бежит. Бежит в неизвестность, бежит навстречу свободе лишь с одной мыслью: он хочет узнать, как это жить по-настоящему свободным. Один, окруженный дикой природой, именно здесь он смог увидеть проблеск света в своей мрачной и печальной судьбе.

Встреча Мцыри с девушкой показала нам, что юноше не чуждо такое чувство, как любовь. Но, при этом он очень целеустремленный человек. Ведь, несмотря на возникшие прекрасные чувства, о которых юноша сперва и не подозревал, на желание пойти за девушкой, он остановил себя. Ведь его целью было вернуться на Родину и найти свой дом. Встреча Мцыри с барсом раскрывает нам новые черты характера нашего героя. Это бесстрашный, мужественный и сильный человек. И здесь мы видим насколько широкими могут быть возможности, казалось бы в неравном поединке.

Но, Мцыри сбился с пути. Он не был подготовлен к побегу и не до конца был готов столкнуться с окружающим миром вне стен монастыря. Весь израненный, он вновь оказывается в стенах своей тюрьмы и от полученных ран умирает. Кто знает, от ран ли скончался этот свободолюбивый человек, или его убили стены темницы, в которых ему было суждено вновь оказаться. Умирая, юноша нисколько не жалеет о своем побеге из ненавистных стен. Те три дня свободы были для него лучшими днями в его жизни, а смерть стала для него освобождением.