Спасла ли Соня Раскольникова? В чем смысл эпилога? (По роману Ф. М

  1. Бунт Раскольникова.
  2. Нравственная чистота Сони Мармеладовой.
  3. Духовное возрождение Раскольникова.

Поступок Раскольникова произошел не спонтанно. Эту идею молодой человек вы-нашивал в течение нескольких недель. Убийство - это бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Главный герой убежден, что человек" в таком обществе не может быть не преступен. Поэтому он предпочитает играть по правилам этого мира. Молодой человек делит всех на «право имеющих» и «вошь». Безусловно, он старается доказать, и, прежде всего самому себе, что относится именно к первой категории. Поэтому, подготавливая убийство старухи-процентщицы, он уверен, что принесет этим только благо окружающим. Однако в жизни происходит совсем не так, как задумывалось. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и ее случайно появившуюся сестру и еще не рожденного ребенка. Главный герой практически незамеченным покидает место преступления, однако не в состоянии воспользоваться украденными вещами. Раскольников ругает себя за малодушие, однако приходит в полицию с повинной. Бунт главного героя полностью «отрезает» его от прошлого. Осознание своего поступка приводит к дистанцированию от людей настолько, что Родион не решается даже обнять сестру и мать при встрече.

Соня Мармеладопа противопоставлена Родиону. В ее образе воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Молодая девушка вынуждена торговать своим телом для того, чтобы прокормить своих сводных сестер и брата. Несмотря на «физическую грязь», в Которой приходится существовать главной героине, она сумела сохранить свою нравственную чистоту. Соня смиряется со своей долей. Страдание только укрепляет ее веру. Однако она считает, что Бог не допустит, чтобы ее сестренки повторили ее жизнь. Соня жертвует собой ради семьи. Однако сердце этой девушки не ожесточается.

Соня любит и жалеет своего непутевого пьяницу-отца и даже иногда дает ему деньги. Она жалеет жену отца, Катерину Ивановну и ее детей.

Нравственная чистота девушки не может быть не замечена окружающими людьми. Мачеха первая заступается за Соню, когда Лужин обвиняет ее в воровстве. Она говорит о том, что он и мизинца ее не стоит. Катерина Ивановна понимает, на какую жертву пошла падчерица ради чужих детей и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Соню любила случайно убитая Раскольниковым Ли-завета. Впоследствии в остроге заключенные именно к этой девушке станут относиться с сочувствием и пониманием. Когда девушка узнает о поступке Родиона, она упрашивает его пойти на перекресток и покаяться в содеянном. Она полностью не согласна с теорией Раскольников. «Это человек-то вошь?» - недоумевает Соня. Для нее человек - это создание Божье, и только Бог вправе распоряжаться его судьбой. Девушка воспринимает несправедливые правила этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище. Соня не отталкивает главного героя, наоборот, она проникается к нему жалостью: «Что это вы над собой сделали?» Девушка чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Она верит, что Родион по сути своей не злой человек: отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника. Но он запутался. Его идея представляется ей что-то вроде болезни, которая обязательно пройдет. Соня полюбила Раскольникова и всей душой ждала его выздоровления. Именно поэтому девушка настаивала на добровольном признании Родиона. По ее мнению, нельзя носить в душе такой грех. Только раскаявшись, можно ожидать прощения.

В эпилоге автор кратко повествует о дальнейшей жизни главных героев. Однако основное внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за ним на каторгу. Долгое время герой не чувствует своей вины за содеянное, наоборот, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Переломным моментом явилась болезнь главного героя. Даже в бреду в Раскольни-кове совершалась душевная борьба. Ему казалось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Именно эти существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, что больны, считая свое мнение самым правильным. Родиону казалось, что, заражаясь, человек сам начинает убивать, пожирать окружающих. Поборов болезнь, Раскольников уже чувствует свое обновление. Его чувства обостряет весть о том, что Соня болеет. Он стремиться увидеть ее. Во время свидания с девушкой Родион вдруг понимает, что любит ее. Он осознает, сколько страданий принес ей, поэтому бросается к ее ногам и плачет. Раскольников наконец-то полностью раскаивается в содеянном. Это приносит ему духовное облегчение и позволяет повернуться лицом к новой жизни. Безусловно, немаловажную роль в «выздоровлении» главного героя сыграла Соня.

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом ""Преступление и Наказание"" и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ""идейное"" убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ""Тихая, слабенькая"" Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ""теории"", воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. ""Воспитания, как и представить можете, Соня не получила"". Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ""принуждена была взять жёлтый билет"".

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ""переступила"", чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что ""люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово"". Отнеся себя к ""высшему разряду"", Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников ""переступил"" через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше – подлецу ""жить и делать мерзости"" или умирать честному человеку? ""Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?"" Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога. Именно ""в отходе от Бога"" видит Соня причину преступления Раскольникова: ""От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!"" сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ""Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она"".

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. ""Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками"". После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: ""ну да, чтоб ограбить"". Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ""хотел помочь матери"". Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ""хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил"", но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ""Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! "" Следующая причина: ""…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…"" – тоже не является истиной. ""Ох, это не то, не то!"" – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ""Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?"" Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ""Тварь ли я дрожащая или право имею…"". Раскольников ""захотел осмелиться и … убил"".

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ""Человека-то я убил, а принцип – нет."" Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства...

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ""матушка ты наша… нежная, болезная."" А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ""высшему разряду"", презирая их: "" Ты барин!"" – говорили они ему. Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о ""моровой язве"", который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ""люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе."" После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ""Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…"", теперь Раскольников понял, что только ""бесконечной любовью искупит он все страдания"", всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ""Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…""

Книга Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в "Преступлении и наказании". Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова.

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить "духом и разумом", но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: "Из-под этой... шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами". Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: "Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! " Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня - исключительный человек: "Юродивая, юродивая! " На что Соня ему отвечает: "Да ведь я... бесчестная... я великая грешница". Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: "Перекрестись, помолись хоть раз". Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: "Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...". Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: "Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания". Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня - идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.


Одним из главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова – девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ей автор отводит важнейшую роль в судьбе Раскольникова.

Внешность Сони описывается в двух эпизодах. Первый – сцена смерти её отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка … Она была тоже в лохмотьях, наряд её был разукрашен по-уличному … с ярко и позорно выдающейся целью».

Другое описание её внешнего вида появляется в сцене знакомства Сонечки с Дуней и Пульхерией Александровной: «это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку … с ясным, но запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице…». Оба этих портрета разительно отличаются друг от друга, что отражает одну из ключевых особенностей характера Сони – соединение духовной чистоты и морального падения.

История жизни Сони в высшей степени трагична: неспособная равнодушно наблюдать, как её семья погибает от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижение и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и бескорыстность заставляли Сонечку отдавать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соня обладает многими прекрасными чертами человеческого характера: милосердием, искренностью, добротой, пониманием, нравственной чистотой. Она готова в каждом человеке искать нечто хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин такого отношения. Соня умеет прощать.

В ней развита бесконечная любовь к людям. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка полна решимости сознательно отдавать всю себя ради них.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек-то вошь!») во многом связаны с христианским мировоззрением Сони. Её вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что я бы без Бога - то была!». В этом плане она является противоположностью Раскольникова, который противостоит её своим атеизмом и теорией о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Именно вера помогает Соне сохранить чистоту души, защититься от окружающей её грязи и порока; недаром почти единственной, прочитанной не один раз ею книгой является Новый Завет.

Одной из самых значимых сцен в романе, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия про воскрешение Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…».

Сонечка играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова сознаться в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от признания до каторги, и именно её любовь смогла вернуть его на истинный путь.

Соня проявила себя как решительная и деятельная личность, способная принимать непростые решения и следовать им. Она убедила Родиона донести на себя: «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

На каторге Соня делала все, чтобы облегчить участь Раскольникова. Она становится известной и уважаемой личностью, к ней обращаются по имени-отчеству. Каторжники полюбили её за доброе отношение к ним, за бескорыстную помощь – за то, что Раскольников пока не хочет или не может понять. В финале романа он наконец осознает свои чувства к ней, осознает, как много она страдала за него. «Разве могут теперь её убеждения не быть моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…». Так любовь сони, её самоотверженность и сострадание помогли Раскольникову начать процесс становления на путь истинный.

Автор воплотил в образе Сони лучшие человеческие качества. Достоевский писал: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос». Соня же стала для него источником собственных верований, решений, продиктованных совестью.

Таким образом, благодаря Сонечке Раскольников сумел найти новый смысл жизни и снова обрести утраченную веру.

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом
""Преступление и Наказание"" и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ""идейное"" убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело.
Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой.
Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ""Тихая, слабенькая"" Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает
Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ""теории"", воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка.
""Воспитания, как и представить можете, Соня не получила"". Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, наконец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ""принуждена была взять жёлтый билет"".

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ""переступила"", чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу- отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что
""люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших
(обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово"". Отнеся себя к ""высшему разряду"",
Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно.
Раскольников ""переступил"" через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования.
Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше
– подлецу ""жить и делать мерзости"" или умирать честному человеку? ""Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?"" Несмотря на все попытки
Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога.
Именно ""в отходе от Бога"" видит Соня причину преступления Раскольникова:
""От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!"" сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в
Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ""Что же бы я без
Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она"".

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней
Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы.
""Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками"".
После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: ""ну да, чтоб ограбить"".
Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ""хотел помочь матери"". Постепенно
Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ""хотел
Наполеоном сделаться, оттого и убил"", но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ""Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! "" Следующая причина: ""…я и решил, завладев старухиными деньгами
, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…"" – тоже не является истиной. ""Ох, это не то, не то!"" – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ""Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?""
Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ""Тварь ли я дрожащая или право имею…"". Раскольников ""захотел осмелиться и … убил"".

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ""Человека-то я убил, а принцип – нет.""
Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный
– нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства...

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ""матушка ты наша… нежная, болезная."" А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к
""высшему разряду"", презирая их: "" Ты барин!"" – говорили они ему. Только
Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о ""моровой язве"", который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ""люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе."" После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ""Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…"", теперь
Раскольников понял, что только ""бесконечной любовью искупит он все страдания"", всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ""Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…""