Спектакль «Где тонко, там и рвётся. Любовь — материя тонкая… Где тонко там и рвется камерный театр

Камерный театр Объединенного музея писателей Урала приглашает на премьеру спектакля «Где тонко, там и рвётся». Режиссёр-постановщик — Владимир Данай, художник-постановщик — Дмитрий Разумов.

В спектакле заняты народный артист РФ Валентин Воронин и заслуженный артист РФ Виктор Поцелуев, артисты Марина Савинова, Сергей Белов, Юлия Родионова, Сергей Шляпников, Александра Симоненко, Ильдар Гарифуллин, Вадим Долганов.

К творчеству И. С. Тургенева Камерный театр обращается впервые. Выбор литературной основы нестандартен: для постановки взяты пьеса-водевиль «Где тонко, там и рвётся» и рассказ «Уездный лекарь» из цикла «Записки охотника». Оба произведения написаны Тургеневым в 1848 году.

Режиссёр Владимир Данай ломает жанровые границы произведений Тургенева, объединяет две истории в одну, цельную по мысли и форме. Художником Дмитрием Разумовым придумано оригинальное художественное решение спектакля, являющееся своеобразным мостом, который связывает время Тургенева и наши дни, и в котором есть «точки безвременья» — код, считываемый каждым зрителем.

11 октября в 18.30 Камерный театр Объединенного музея писателей Урала приглашает на премьерные показы спектакля «Где тонко, там и рвётся». Режиссёр-постановщик - Владимир Данай, художник-постановщик - Дмитрий Разумов.
В спектакле заняты народный артист РФ Валентин Воронин и заслуженный артист РФ Виктор Поцелуев, артисты Марина Савинова, Сергей Белов, Юлия Родионова, Сергей Шляпников, Александра Симоненко, Ильдар Гарифуллин, Вадим Долганов.
К творчеству И. С. Тургенева Камерный театр обращается впервые. Выбор литературной основы нестандартен: для постановки взяты пьеса-водевиль «Где тонко, там и рвётся» и рассказ «Уездный лекарь» из цикла «Записки охотника». Оба произведения написаны Тургеневым в 1848 году. Режиссёр Владимир Данай ломает жанровые границы произведений Тургенева, объединяет две истории в одну, цельную по мысли и форме. Художником Дмитрием Разумовым придумано оригинальное художественное решение спектакля, являющееся своеобразным мостом, который связывает время Тургенева и наши дни, и в котором есть «точки безвременья» - код, считываемый каждым зрителем.

» добрых 15 лет жила на сцене Камерного театра объединённого Музея писателей Урала (ул. Пролетарская, 18). И вот Иван Сергеевич Тургенев снова придёт в этот театр, но уже не персонажем в спектакле-«байопике», а собственной пьесой «Где тонко, там и рвётся ». Снова о любви.

Спектакль начали репетировать в Камерном театре ещё в те жаркие дни, когда весь Екатеринбург, изменив уральскому дресс-коду, наконец-то оделся по-летнему. Потому и артистов — Валентина ВОРОНИНА, Марину САВИНОВУ, Вадима ДОЛГАНОВА, Сергея БЕЛОВА и Юлию РОДИОНОВУ — мы видим на этом снимке совсем не в тургеневских одеждах. На репетиции и без жары было жарко в пылу работы. Наденут ли артисты сюртуки, пышные юбки, тальмы в спектакле? Режиссёр Владимир ДАНАЙ (СМИРНОВ) на этот вопрос ответил так:

— Мы не станем заниматься на сцене реконструкцией времени написания пьесы — воспроизводить с исторической точностью особенности этикета, костюмов середины XIX века. В этом, наверное, есть смысл в каком-то другом спектакле. А в нашей постановке будет «костюмная» нейтральность. Может быть, некая тактичная стилизация эпохи…

Пьеса Ивана Сергеевича ТУРГЕНЕВА «Где тонко, там и рвётся » — всего вторая по счёту среди драматургических произведений писателя. Потом в этом списке появятся «Нахлебник », и «Провинциалка », и «Месяц в деревне », востребованные театрами до сих пор. А эта почти «салонная вещица» ставится очень редко. Наши вопросы — постановщику спектакля Владимиру Данаю.

Владимир ДАНАЙ на репетиции спектакля «Где тонко, там и рвётся ». Фото: Стеша ВЕЛЬМЕ.

Главный режиссёр Камерного театра Дмитрий КАСИМОВ в своё время ставил Тургенева — «Два приятеля » в Театре драмы. Тургеневская пьеса для вашей постановки — чей всё же выбор?

— Общий. И театра, и мой. Художник спектакля Дмитрий РАЗУМОВ. У Тургенева жанр обозначен: «комедия». Но, наверное, жанр своему спектаклю определим иначе, не так литературно, что ли.

— Да, именно так и было. Такая уж получилось композиция. И здесь я пробую сделать спектакль из двух произведений Тургенева — «Где тонко, там и рвётся » и «Уездный лекарь » из «Записок охотника ». Это и будет определять жанр. В пьесе доктор только упоминается в разговоре, а у нас он будет включён в историю, в действие. Его сыграет артист ТЮЗа Виктор ПОЦЕЛУЕВ.

Виктор ПОЦЕЛУЕВ сыграет Доктора, которого в пьесе только упоминают. Фото: Стеша ВЕЛЬМЕ.

— Он не «этакий», он и есть своего рода «Печорин ». Не люблю делить персонажей на главные-неглавные. Но всё-таки здесь история возникает вокруг Веры. В дом Либановой все съезжаются из-за Веры…

У входа в Камерный театр уже висит афиша с лицами всех артистов, занятых в спектакле. Среди исполнителей и ещё неназванный артист Камерного театра Сергей ШЛЯПНИКОВ, который репетирует роль Станицына. Все они смотрят на нас — каждый отдельным «портретом» — из «прорехи» в листве, словно прорвав тонкое кружево-зелень ушедшего лета. А вот их персонажи как будто спрятались «в кустах». Кстати, режиссёр, известный многим как СМИРНОВ (в том числе и по экрану — в его фильмографии около сорока лент), тоже «спрятался» под арт-псевдонимом: ДАНАЙ. Имя из древнегреческой мифологии, дедушкой Даная был сам Зевс: «Ну, Зевс — это чересчур, его все знают…» Премьера Камерного театра в постановке Владимира Даная — в середине октября.

В спектакле заняты народный артист РФ Валентин Воронин и заслуженный артист РФ Виктор Поцелуев, артисты Марина Савинова, Сергей Белов, Юлия Родионова, Сергей Шляпников, Александра Симоненко, Ильдар Гарифуллин, Вадим Долганов.
К творчеству И. С. Тургенева Камерный театр обращается впервые. Выбор литературной основы нестандартен: для постановки взяты пьеса-водевиль «Где тонко, там и рвётся» и рассказ «Уездный лекарь» из цикла «Записки охотника». Оба произведения написаны Тургеневым в 1848 году.
В 1840-е годы Тургенев, находящийся под влиянием друга и учителя В. Г. Белинского, всерьёз занялся драматургией – для него она имела особое значение. Как и Белинский, он высоко ценил А. В. Гоголя как теоретика и практика театра, и полагал, что сможет добиться высоких результатов, лишь следуя его драматургическим принципам. Тургенев писал: «Гоголь сделал всё, что возможно сделать первому начинателю, одинокому гениальному дарованию: он проложил, он указал дорогу, по которой со временем пойдет наша драматическая литература; но театр есть самое непосредственное произведение целого общества, целого быта. Семена, посеянные Гоголем, безмолвно зреют теперь во многих умах, во многих дарованиях».
В отличие от пьес «Нахлебник» и «Месяц в деревне», вошедших в классический «багаж» русской драматургии, «Где тонко, там и рвётся», хоть и была положительно встречена критиками, при жизни автора в театрах не пошла. Эта несправедливость была «ликвидирована потомками» в конце XIX начале XX вв. Исследователи считают, что эту пьесу Тургенев задумал, будучи впечатлён успехом пьес-пословиц А. Мюссе на французской сцене. Однако «Где тонко, там и рвётся» представляет собой лёгкую салонную комедию с остроумными диалогами только на первый взгляд.
Под более взыскательным взором она преображается в произведение совсем иного свойства: вдруг обнаруживается богатое внутреннее действие, герои пьесы вырастают из своих «жанровых одёжек», а конфликт приобретает яркие драматические черты. Это доказывает, что Тургенев оттолкнулся от отточенной французской формы, но наполнил свою пьесу совершенно иным содержанием, выступив как новатор, предвозвестник русской психологической драмы.
В своих произведениях Тургенев подробно, отчаянно и смело описывает нюансы и переливы человеческих чувств, исследует любовь в условиях родной ему современности, с поразительной социальной точностью воспроизводя человеческие типы. Французский классик Гюстав Флобер в одном из писем писал Тургеневу: «Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж».
В конце 1840-х Тургенев создаёт «Записки охотника», которые, по признанию М.Е. Салтыкова-Щедрина, «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды» и значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции». Среди рассказов, вошедших в знаменитый сборник, несколько особняком держится «Уездный лекарь», привлёкший внимание режиссёра спектакля как необходимая пара пьесе.
Режиссёр Владимир Данай ломает жанровые границы произведений Тургенева, объединяет две истории в одну, цельную по мысли и форме. Художником Дмитрием Разумовым придумано оригинальное художественное решение спектакля, являющееся своеобразным мостом, который связывает время Тургенева и наши дни, и в котором есть «точки безвременья» – код, считываемый каждым зрителем.