Список основных сочинений Н. Мясковского

За время преподавания в Московской консерватории Мясковский воспитал около 80 композиторов, среди которых Д. Б. Кабалевский, А. Ф. Козловский, А. Л. Локшин, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, Л. Н. Оборин, Н. И. Пейко, Л. В. Фейгин, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, Б. А. Чайковский, В. Г. Фере. Несмотря на разность дарований и увлечений, каждый из учеников Мясковского нашёл свой стиль, жанр и интонацию

По воспоминаниям учеников, Николай Яковлевич был добрым, отзывчивым человеком, никогда не позволявшим себе грубости. Эрудиция, наблюдательность и точность его замечаний восхищали не одно поколение музыкантов. Дарование Мясковского-педагога, его умение услышать, «схватить» самое главное в сочинении, увидеть и достоинства, и недостатки, ценили не только ученики, но и коллеги, обращавшиеся к нему за советами — Прокофьев, Шостакович, Вайнберг и многие другие.

Произведения

Творчество Н. Я. Мясковского представлено широким жанровым диапазоном исключая произведения для музыкального театра и киномузыки. Композитор создал 27 симфоний, 13 квартетов, 9 сонат для фортепиано, другие сочинения оркестровой и камерной музыки, кантаты и романсы, а также переложения для фортепиано и оркестра. Номер опуса был присвоен 87 сочинениям. Кроме этого Мясковским написан ряд доопусных произведений за годы обучения в консерватории и сочинения, которым автор не присвоил номер опуса (безопусные). Среди неосуществлённых замыслов — оперы «Идиот» по одноимённому роману Ф. М. Достоевского (в ранние годы), «Первая девушка» по повести Н. В. Богданова (в зрелые годы), «Король Лир» по одноимённой трагедии Шекспира. Мясковский, в отличие от Прокофьева, не был сторонником сочинения программной музыки и, как писал Кабалевский, тяготел к так называемой «чистой музыке». Сочетание «чистая музыка» принадлежит самому Мясковскому: «Театр никогда меня к себе не привлекал ни в опере, ни в балете. Я и здесь всегда предпочитаю то, что несет в себе наибольшее количество черт „чистой музыки“ и симфонической жизни — оперы Вагнера, Римского-Корсакова»

Никола́йЯ́ковлевичМяско́вский (8 (20) апреля 1881, Новогеоргиевск — 8 августа 1950, Москва) — русский композитор, педагог и музыкальный критик. Основоположник и глава московской композиторской школы советского периода. Доктор искусствоведения (1940), народный артист СССР (1946), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950, 1951 — посмертно).

Камерное и хоровое творчество Н.Я. Мясковского

Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма П. И. Чайковского, модернизма И. Ф. Стравинского и С. С. Прокофьева, импрессионизма Дебюсси. Также заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина.

Среди симфоний Мясковского особенно выделяются лирико-трагические Вторая (1912), Третья (1914), Четвёртая (1917) и Пятая (1921), монументально-трагическая Шестая (1923), героико-драматическая Шестнадцатая (1936), задумчиво-ностальгические Двадцать первая (1940) и Двадцать пятая (1946), патриотическая Двадцать вторая (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны, а также последняя Двадцать седьмая (1950).

Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний (1908—1927) отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.

Монументально-трагическая Шестая симфония, написанная в память об отце (1923), отразила трагедию русского народа, расколотого гражданской войной. Как символ нового, социального раскола XX века в России, в её финале звучит мрачный старообрядческий хор.

В 1925—1927 годах Мясковский много экспериментировал: интонационный стиль Седьмой симфонии лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма, для Восьмой симфонии применены атональные построения в духе А. Шёнберга. Опус № 26 отличается «ярко выраженным национальным колоритом», воплощает образ Степана Разина, в нём использованы мелодии одной башкирской и нескольких русских песен. Свои Десятую и Тринадцатую симфонии Мясковский создавал в русле исканий Шёнберга

В начале 1930-х годов, начиная с Симфонии № 11, из-за давления, оказываемого властями, стиль Мясковского изменился на более светлый, в его музыке начали доминировать мажорные тональности, а полифония упростилась. Он написал Двенадцатую симфонию, посвящённую коллективизации, — по мнению современных критиков, она стала худшей в его творчестве. В том же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Единственное мрачное произведение этого периода — Симфония № 13, своего рода прощание композитора с модернизмом и авангардом. Мясковский был вынужден представить её на закрытой премьере, что аналогично ситуации, сложившейся вокруг Четвёртой симфонии Шостаковича

Д. Б. Кабалевский отмечал яркий оптимизм 14-й и 15-й симфоний, в которых всё большее место занимает «песенно-танцевальная стихия народной музыки». Соглашаясь с такой оценкой о ведущем значении народно-песенного начала в этих двух симфониях, А. А. Иконников выделял 15-ю из ряда интонационно связанных с народной песней и танцем сочинений (12-я, 8-я, 6-я, 5-я симфонии), поскольку она «ни одной подлинной фольклорной темы не содержит», но отмечал, что её некоторые темы «настолько типичны в жанровой характерности, мелодически выразительны, что воспринимаются как родственные фольклорным».

Среди других работ этого периода выделяется Симфония № 16, посвящённая советской авиации. Её драматизм навеян катастрофой самолёта «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года. Оценка С. С. Прокофьева Шестнадцатой симфонии может быть распространена на многие сочинения Мясковского, или даже воспринята как творческое кредо композитора: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности построения — это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой. Тут не было ни слащавых наивностей, ни залезания в гробы умерших композиторов за вчерашним материалом. Весь зал единодушно приветствовал симфонию Мясковского». После первого исполнения посвящённой А. В. Гауку Семнадцатой симфонии Г. Г. Нейгауз писал, что это «своего рода совершенство», в котором Мясковский достиг необычайной «ясности и простоты (преодоления сложности) изложения»

Особой силой отличается Симфония № 21 (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества Мясковского. В ней нашли своё отражение и тягостные раздумья о правильности пути страны, и искренняя вера в светлое будущее. В произведении соединяются чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов и философская глубина сочинения.

Во время войны композитор создал несколько струнных квартетов и три патриотические симфонии: № 22, 23 (на кабардино-балкарские темы) и 24. В Симфонии № 25 (в 3-х частях, 1946), ставшей высочайшим образцом вдумчивого классического романтизма, Мясковский достиг вершины полифонического мастерства.

Сергей Прокофьев писал о композиторе: «В нём больше от философа — его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты». Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Малера симфонисте, среди произведений которого целый ряд является просто шедеврами симфонического искусства.

Симфонические произведения Н. Я. Мясковского

Виолончелист Мстислав Ростропович назвал Виолончельный концерт Мясковского среди десяти своих любимейших произведений, когда-либо написанных для этого инструмента, а дирижёр Евгений Светланов, сделавший в 1991—1993 годах запись всех симфонических произведений Мясковского, назвал композитора прямым наследником русских классиков XIX века. Для Ростроповича Мясковским написана Вторая виолончельная соната, op. 81

Тем не менее, в настоящее время музыкальное наследие Мясковского не пользуется особой известностью. Работая на стыке различных течений, композитор не был полностью признан ни радикальными модернистами, ни сторонниками классического романтизма XIX века. Его работы несколько тяжеловаты, а лирическая составляющая осталась там в достаточно архаичной форме. Исследователь жизни и творчества Мясковского Дмитрий Горбатов и дирижёр Геннадий Рождественский указывали на то, что причина невысокой популярности композитора кроется в том, что для одних он слишком тяжёл и авангарден, а для других — чересчур консервативен.

В последнее время заметен повышенный интерес к творчеству Мясковского за границей, распространяющийся в свою очередь и на родине композитора в условиях отсутствия окончательного его осмысления. В этой связи ценна оценка В. Я. Шебалина: «В настоящее время еще невозможно дать исчерпывающую или даже сколько-нибудь приближающуюся к этому характеристику Мясковского как композитора. Каждое следующее поколение будет находить в его произведениях все новые черты. То, что писалось о нем в последние годы, — это лишь первые шаги на пути к осмыслению его творческого пути. <…> Вклад, сделанный Мясковским в русскую и советскую музыкальную культуру, столь огромен и своеобразен, что понадобятся еще долгие годы, чтобы ориентироваться в его музыкальном и литературном наследии и дать себе отчет в том, насколько велика и плодотворна его роль в общем течении русской и советской музыкальной жизни»

Мясковский Н. Я.

Николай Яковлевич (8 (20) IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша - 8 VIII 1950, Москва) - советский композитор, педагог, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших сов. симфонистов, воспитатель мн. сов. композиторов. Муз. дарование М. проявилось рано. Занятия музыкой начал в 10 лет, сочинять - в 17 лет. Формированию его художеств. вкусов способствовало знакомство в юношеские годы с рус. классич. музыкой, к-рая навсегда становится близкой композитору, и с нем. муз. классикой. Благотворную роль в этом отношении сыграло общение М. с семьями известных петерб. пушкинистов М. Л. Гофмана и Б. Л. Модзалевского, в среде к-рых были и проф. музыканты.

По семейной традиции М. получил военно-инженерное образование (отец композитора Я. К. Мясковский был крупным воен. специалистом). Ему пришлось преодолеть большие трудности, чтобы наряду с занятиями в Военно-инженерном уч-ще приобрести необходимые проф. муз. знания. В спец. подготовке М. помогли занятия в Москве с Р. М. Глиэром (1903) и в Петербурге с И. И. Крыжановским (1903-06). Известное влияние на формирование молодого М. оказали Вечера современной музыки, среди постоянных участников и руководителей к-рых был ряд музыкантов и художеств. деятелей модернистской ориентации. "Правда, - писал М., - я не сделался в этом кругу "своим", т. к. и тогда стремление к "последнему слову" музыкальной техники и изобретения не имело для меня самодовлеющей цены. Во всяком случае атмосфера чрезвычайно напряженных музыкальных исканий и строжайшей оценки плодов их не могла как-то меня не заразить". В 1911 М. окончил Петерб. консерваторию; его учителями были А. К. Лядов (класс композиции, гармонии, полифонии), Н. А. Римский-Корсаков (инструментовка), Я. Витол (муз. формы). Углублению интереса к творчеству способствовали и друзья по консерватории - С. С. Прокофьев, дружбу с к-рым М. сохранил до конца жизни, Б. В. Асафьев и др. По окончании консерватории М. сотрудничал в моск. журн. "Музыка", выступая защитником талантливых отечеств. авторов (в т. ч. Прокофьева), поборником рус. и заруб. классич. иск-ва. Особенно примечательна его статья "Чайковский и Бетховен" (1912), написанная в противовес модернистской критике, принижавшей значение великого рус. композитора. Прогрессивная оценка М. общих путей развития симфонизма и симфонизма Чайковского имела большое значение для последующей рус. критич. лит-ры. Лит. деятельность М. продолжалась в 20-е гг. в журн. "К новым берегам", "Музыкальная культура", "Современная музыка", а затем на протяжении всей жизни композитора - в форме бесчисленных консультаций, офиц. отзывов на новые соч. композиторов и музыковедов, переписки и т. п.
Пребывание на фронте (1914-16) в качестве офицера сапёрных войск прервало интенсивную творч. работу композитора, к-рый ко времени мобилизации был уже автором 3 симфоний, 2 симф. поэм, симфониетты, увертюры и соч. др. жанров. В условиях фронтовой жизни им был сделан ряд записей народных песен.
С 1918 до конца жизни М. жил в Москве. Придя к Окт. революции 1917 уже сформировавшимся художником, М. подчинил свои дальнейшие устремления задачам, выдвинутым новым социальным строем жизни. Это стало решающим фактором творч. биографии М. Широко развернулась деятельность М. на разл. участках строительства сов. муз. культуры. Композитор активно содействовал организации Гос. муз. изд-ва (член жюри, редактор, консультант, 1919-30), редактировал произв. рус. муз. классиков, в т. ч. академич. издания. В 1919 М. был избран чл. правления "Коллектива московских композиторов", одноврем. являлся зам. зав. Муз. отделом Наркомпроса РСФСР (1921). После демобилизации с воен. службы в Красной Армии, с 1921, М. - профессор класса композиции Моск. консерватории. Среди учеников М. (ок. 70) композиторы: А. С. Абрамский, И. М. Белорусец, В. А. Белый, Ю. С. Бирюков, Н. П. Будашкин, А. М. Веприк, Ф. Е. Витачек, Г. В. Воробьёв, В. А. Гайгерова, Г. С. Гамбург, Г. Г. Галынин, В. П. Герчик, Б. Д. Гибалин, Б. К. Голубев, Г. Е. Егиазарян, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Киркор, А. Ф. Козловский, В. Н. Крюков, З. А. Левина, А. Л. Локшин, Н. В. Макарова, К. Д. Макаров-Ракитин, Е. И. Месснер, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, И. Надиров, Н. В. Нариманидзе, Ю. С. Никольский, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, С. А. Разорёнов, М. Л. Старокадомский, М. Т. Тулебаев, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян, К. С. Хачатурян, М. А. Цветаев, Б. А. Чайковский, М. М. Черёмухин, В. Я. Шебалин, Б. С. Шехтер, В. П. Ширинский, А. Я. Эшпай, В. М. Юровский. Высокий проф. уровень творческой деятельности учеников М. - одно из отличительных свойств его школы.
Способность мыслить в музыке широкими обобщениями - черта, заметная уже на раннем этапе творчества М. Крупная симф. форма, могущая широко и полно раскрыть концепцию художника, всегда привлекала композитора. Среди ранних произв. М. самым монументальным, представляющим характерные для той поры черты стиля, круг образов, явилась 3-я симфония (1913-14). Пафос страстных порывов, трагич. исход - главное в содержании симфонии. К ней примыкают симф. поэмы "Молчание" (1909-10), "Аластор" (1912-13), 2-я симфония (1910-11), 2-я фп. соната (1912). В кон. 1917 (в Петрограде) М. пишет 4-ю симфонию, связанную с его пребыванием на фронте. Впечатления от фронтовой жизни, от людей, с к-рыми он прошёл войну и встретил революцию, расширили творч. горизонт композитора. Симфонию отличает от предыдущих произв. иная муз. драматургия - "быстрый, восторженно-светлый", по собств. определению композитора, финал. Просветлённый характер носит 5-я симфония (1918), ряд тем к-рой взят композитором из его фронтовых записей. Это первая среди симфоний М., пронизанная колоритными мелодиями нар. песен или близкими к ним. В произв. есть страницы светлой пейзажной лирики, слышатся отголоски грозных дней и праздничная "нота" в финале. Соч. быстро завоевало популярность. 6-я симфония (1921-23) для большого оркестра и хора с особой наглядностью выявила в целом новые черты творчества композитора. Произв. связано с широким кругом жизненных впечатлений тревожного сурового времени Гражд. войны, первых лет революции, личными потрясениями и образами драмы "Зори" Верхарна, рассказом знакомого художника об исполнении революц. песен рабочими Парижа. Рус. раскольнический стих "Что мы видели" (хор) введён в финал симфонии как образ нар. плача (расставание с погибшими). Как символ смерти использован в финале напев из католич. заупокойной мессы "Dies irae". Образам, символизирующим силы рока и смерти, противопоставлены образы борьбы, волевой устремлённости, революционной стихии ("Карманьола", "Зa ira"). Завершается симфония музыкой просветлённого умиротворяющего характера.
Стремление выразить "объективные" настроения, о чём не раз упоминает в своих высказываниях М., выявляется, в частности, в обращении композитора к нар. песне, как творч. сфере, рождённой не узко личным миром собственного "я". Это находит отражение в 7-й симфонии (1922), и ещё более полно в 8-й (1923-25), первоначальный замысел к-рой был связан с образом Степана Разина, в 9-й (1926-27), выявившей заметное тяготение композитора к душевности, теплоте тона высказываний, орк. сюитах на песенно-танц. темы - симфониетте, серенаде, лирическом концертино (все - 1929), в 12-й симфонии (1931-32), посв. социальному преобразованию деревни (к 15-й годовщине Октября). В последней автор следовал такому замыслу: образ старой деревни (1-я часть), борьба за новый уклад жизни (2-я часть), победа колхозного строя (3-я часть). Симфония не принесла самому М. полного удовлетворения; по его мнению, замысел финала был раскрыт "недостаточно убедительно".
Стремление композитора передать в своей музыке "пульс времени" нашло более яркое и цельное воплощение в 16-й симфонии (1935-36), замысел к-рой связан с героич. темой авиации. Мужественный, скорбный траурный марш (3-я часть) служит контрастом к общему активному тонусу соч. В финале использована тема массовой песни М. "Летят самолёты". К широким кругам слушателей обращена 19-я симфония (1939), написанная к 21-й годовщине Красной Армии, - первая в рус. и сов. муз. лит-ре симфония для дух. оркестра. В 18-й (1937), 20-й (1940) симфониях, концерте для скр. с оркестром (1938), композитор обращается с целью демократизации симф. жанра к нар. темам и интонациям. В элегической 21-й симфонии (1940) с её явно выраженным нац. колоритом преобладают лирич. образы; музыка проникнута глубоким, сосредоточенным раздумьем. В этой симфонии явственно обнаруживается эволюция стиля М. Темы её отличаются широтой, певучестью, пластичностью мелодич. рисунка, они как бы "вокализируются", вбирая более широкий круг общезначимых интонаций. Исчезает характерная для раннего творчества композитора прерывистость муз. речи. Вместе с тем ритм (особенно в главных темах сонатного allegro) остаётся активным, действенным. Диатонич. склад мелодики определяет более плавную и неторопливую смену гармоний. Иск-во полифонич. разработки - одна из сильных сторон мастерства композитора. При сохраняющейся полифонич. насыщенности муз. ткань постепенно освобождается от гипертрофии самодовлеющих контрапунктич. приёмов. В оркестровке возрастает роль чистых тембров, солирующих инструментов.
В произв. М. периода Великой Отечественной войны 1941-45 нашла отражение героич. борьба сов. народа. Ясно выраженная программа присуща 22-й симфонии-балладе (1941). В ней (три её части исполняются без перерыва) воплощены образы мирной Родины, нашествия, глубокая печаль и сила преодоления. Различные по характеру 24-я (1943) и 25-я (1945-46) симфонии свидетельствуют о поисках композитором героич. начала. Событиями грозных военных лет навеян и концерт для виолончели с оркестром (1944), в к-ром темы сдержанно-элегич. характера соединяются с мужественными, полными энергии, устремлённости. В 26-й симфонии (1948) образы Родины воплощены средствами жанрово-эпич. симфонизма; в финале этого соч. использованы древнерус. напевы.
27-я симфония (1949) - своего рода итог творч. пути композитора. Суровому драматизму и напряжённой лирич. экспрессии первых двух частей противопоставлен органически увенчивающий симф. концепцию торжественный марш в финале.
Патриотическим характером содержания отличаются крупные вок.-симф. произведения М. Музыка кантаты "Киров с нами" (1942) пронизана интонациями сов. массовой песни, в частности песен Великой Отечеств. войны, с их маршевой поступью, энергичным ритмом, суровым строем. В кантате-ноктюрне "Кремль ночью" (1947) патриотич. тема решена композитором в мягких лирич. тонах.
Значит. место в творчестве М. занимают квартеты - своеобразные камерные симфонии. В них отчётливо проступает нац. песенная мелодич. основа, своеобразие колорита нар; ладов, диатоника, мастерски обогащённая хроматикой. Первые три квартета, относящиеся к консерваторскому периоду (1907, 1909, 1909-10) уже обнаруживали характерные черты творчества М.: мастерство лепки крупной формы, масштабность мышления, верность реалистич. традициям, восходящим, с одной стороны, к А. К. Глазунову (элементы жанровой картинности), с другой - к П. И. Чайковскому (тяготение к лирико-драм. концепции). В квартетах зрелого периода (30-40-е гг.) отчётливо выявилось стремление к демократизации жанра, к воплощению общительной проникновенной лирики, чувствам мужественным, светлым. Вершинами квартетного жанра М. стали квартет No 5 (1938-39), No 9 (1943) лирико-героич. характера и последний квартет No 13 (1949), подобно 27-й симфонии (1949), воплотивший в наиболее совершенной художеств. форме идейно-творч. устремления композитора. К камерным ансамблям относятся также 2 сонаты для виолончели и фп. и соната для скрипки и фп. К наиболее зрелым соч. М. принадлежит 2-я соната для виолончели и фп. Бё отличает высокое мастерство, искренность настроений, светлый порыв и возвышенная лирика.
Фп. наследие М. включает 9 сонат и св. 100 небольших пьес, сгруппированных (за небольшим исключением) в циклы и сборники. Они стали для композитора и своеобразной лабораторией муз. тематизма (многие послужили непосредственным источником тем симфоний или этюдным материалом). Эволюция стиля М. особенно заметна в сонатах, к-рые отличаются масштабностью содержания, монументальностью форм - романтически-патетической 1-й (1907-09), трагедийных одночастных 2-й (1912) и 3-й (1920), драматически-скорбной и динамичной 4-й (1924-25) и, отчасти, в Песне и Рапсодии (1942), объединённых общим тематическим материалом. Фп. пьесы М. наследуют и продолжают направление психологич. реализма (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), программности и нац. характерности ("Могучая кучка", А. К. Лядов); ощутима связь фп. пьес М. с рус. песенностью.
М. - автор св. 100 романсов. В ранних вок. соч. композитор обнаружил склонность к настроениям индивидуалистич. плана. Но и здесь M. удавалось преодолевать субъективистский характер поэтич. текстов (З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванов, К. Д. Бальмонт) и создавать эмоционально правдивые произв. ("Внезапно", "Заклинания", сл. Гиппиус), отмеченные драматизмом образов, интонационной выразительностью вок. партии. К лучшим образцам ранней лирики М. относится цикл "Размышления" (сл. Е. А. Баратынского, 1907), из более поздних - цикл на сл. М. Ю. Лермонтова (1935-36), включающий ряд популярных романсов - "Выхожу один я на дорогу", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Они любили друг друга", лирич. миниатюры "В альбом", "К портрету".
Основные даты жизни и деятельности
1881. - 8 IV. В крепости Новогеоргиевск (г. Модлин), близ Варшавы, в семье воен. инженера Я. К. Мясковского родился сын Николай.
1890. - Начало занятий музыкой под руководством тётки Еликониды Константиновны.
1893. - Зачисление в Нижегородский кадетский корпус (интернат).
1895. - Перевод в Петерб. кадетский корпус после переезда семьи в Петербург. - Уроки фп. у А. С. Стунеева; одноврем. обучение игре на скрипке в кадетском корпусе. - Участие в корпусном оркестре.
1896. - "Потрясающее впечатление" от 6-й симфонии и баллады "Воевода" Чайковского (исп. под упр. А. Никита), послужившее, по признанию М., "последним толчком к музыкально-творческим устремлениям".
1898. - Первые опыты соч. музыки (фп. прелюдии).
1899. - Поступление в Военно-инженерное уч-ще.
1902-1903. - Окончание уч-ща. - Служба в воен. частях Зарайска, Москвы. - Встреча с С. И. Танеевым. - Занятия гармонией с Р. М. Глиэром. - Знакомство и дружба с театр. и муз. критиком В. В. Яковлевым. - "Сильнейшее впечатление" от оперы Римского-Корсакова "Кащей бессмертный".
1903-1905. - Возвращение в Петербург. - Занятия полифонией, фугой, инструментовкой с И. И. Крыжановским, учеником Н. А. Римского-Корсакова. - Знакомство с ведущими деятелями и участниками "Вечеров современной музыки" поэтами С. М. Городецким, М. А. Кузминым, Вяч. И. Ивановым.
1906-1911. - Годы учения в Петерб. консерватории (классы А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Я. Витола). - Зарождение творч. связей с С. С. Прокофьевым, Б. В. Асафьевым. - Знакомство с организаторами моск. "Вечеров современной музыки" дирижёром К. С. Сараджевым, издателем журн. "Музыка" В. В. Держановским, его женой певицей Е. В. Копосовой-Держановской.
1911-1914. - Публикации статей в журн. "Музыка". - Первые исп. в Москве симф. поэм "Молчание" (31 V 1911) "Аластор" (5 XI 1914) и 2-й симфонии (11 VII 1912); в Павловске - 1-й симфонии (20 V 1914).
1914-1917. - Служба в действующей армии. - Назначение на Юго-зап. фронт. - Участие в осаде крепости Перемышль. - Контузия. - Служба в Двинске, затем в Ревеле (Таллин). - Отрицательное отношение к войне, рост демократич. убеждений под влиянием революц. событий 1917. - Солдаты посылают М. в полковой комитет своим представителем. - Назначение в Военно-морской генеральный штаб (Петроград). - Замысел оперы "Идиот" по Достоевскому; работа над либретто с П. П. Сувчинским.
1918. - Переезд в Москву в связи с переводом Военно-морского генерального штаба из Петрограда.
1919. - Участие в моск. муз. жизни. - Начало деятельности в Гос. муз. изд-ве (чл. жюри и ред. Художеств. отдела), Коллективе моск. композиторов, Муз. отделе Наркомпроса и Художеств. секции Гос. учёного совета. - Начало дружеств. отношений с П. А. Ламмом, одним из организаторов Гос. муз. изд-ва, профессором Моск. консерватории. - Муз. вечера у Держановских и Ламма. - Встречи с художником Лопатинским (у Держановских), послужившие толчком к созданию 6-й симфонии.
1920. - Первое исп. в Москве 5-й симфонии (18 VII).
1921. - Демобилизация с воен. службы в Красной Армии. - Приглашение на пост профессора класса композиции Моск. консерватории (занимал эту должность до конца жизни с перерывом в 1948).
1923. - Выступления в журн. "К новым берегам", "Музыкальная культура", "Современная музыка". - Участие в организации Ассоциации совр. музыки.
1924. - Первое исп. 6-й симфонии в Москве (4 V).
1925. - Исп. 5-й симфонии в Ленинграде и Лондоне, в Лондоне - симф. поэмы "Аластор". - Первое исп. 7-й симфонии в Москве (8 II).
1926. - Поездка в Варшаву (вместе с Б. Л. Яворским) на открытие памятника Ф. Шопену и в Вену в связи с подготовкой там к изд. партитур 7-й и 8-й симфоний (единственная поездка М. за границу). - Исп. в Праге 6-й и 7-й симфоний; в Вене - 7-й симфонии; в Филадельфии и Нью-Йорке - 5-й; первое исп. 8-й симфонии в Москве (23 V). - Присвоение звания засл. деят. иск-в РСФСР (в связи с 60-летием Моск. консерватории).
1928. - Первое исп. в Москве 9-й (29 IV) и 10-й (7 IV) симфоний.
1931. - Выход из состава Ассоциации совр. музыки (вместе с группой композиторов - В. Я. Шебалиным, А. А. Шеншиным, Д. Б. Кабалевским, М. Л. Старокадомским и др.).
1932. - Избрание М. в состав оргкомитета Союза сов. композиторов. - Первое исп. в Москве 12-й (к 15-й годовщине Октября), т. н. "Колхозной" симфонии (1 VI).
1933-1939. - Многосторонняя муз. обществ. деятельность. Активное участие в художеств. советах Радио, филармонии, Комитета по делам иск-в при Совете министров СССР, Комитета по присуждению Гос. пр. СССР (до 1948), в жюри разл. конкурсов.
1940. - Присуждение степени доктора искусствоведения без защиты диссертации. - Участие в работе редколлегии журн. "Советская музыка" (до 1948). - Первое исп. 21-й симфонии в Москве (16 XI).
1941. - Присуждение Гос. пр. СССР за 21-ю симфонию. - Эвакуация в г. Нальчик в связи с начавшейся Великой Отечеств. войной 1941-45. - Переезд в Тбилиси.
1942. - Первое исп. 22-й симфонии-баллады (Тбилиси, 12 I). - Первое исп. 23-й симфонии (Москва, 20 VII). - Переезд во Фрунзе. - Замысел оперы "Царь Фёдор" (по трагедии А. К. Толстого).
1943. - Награждение орденом Ленина. - Возвращение в Москву. - Первое исп. 9-го струн. квартета (Москва, 30 X), 24-й симфонии (Москва, 8 XII).
1944. - М. - пред. юбилейного комитета по проведению торжеств в честь 100-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова.
1945. - Первое исп. концерта для виолончели с орк. (Москва, 17 III).
1946. - Присвоение почётного звания нар. арт. СССР. - Присуждение 2 Гос. пр. СССР - за 9-й квартет и за концерт для виолончели с оркестром.
1947. - Первое исп. 25-й симфонии (Москва, 6 III).
1948. - Первое исп. в Москве 26-й симфонии (28 XII).
1949. - Уточнение и редактирование, а также переложения предыдущих соч.; приведение в порядок личного архива.
1950. - Переработка ранних романсов, уточнение партитур и переложений 26-й и 27-й симфоний. - Развитие болезни. - Операция. - 8 VIII. Смерть композитора. - 10 VIII. Похороны на Новодевичьем кладбище. - 21 X. Первое исп. 13-го квартета в Малом зале Моск. консерватории Квартетом им. Бетховена. - 9 XII. Первое исп. 27-й симфонии в Колонном зале Дома Союзов.
Сочинения : для хора и голосов с орк. - поэма-кантата Киров с нами (к 25-й годовщине Октябрьской, революции, сл. Н. С. Тихонова, 1942), кантата-ноктюрн Кремль ночью (к 30-й годовщине Октябрьской революции, сл. С. А. Васильева, 1947); для орк. - симфонии No 1 (c-moll, 1908; 2-я ред. 1921), No 2 (cis-moll, 1910-11), No 3 (a-moll, 1913-14), No 4 (e-moll, 1917-18), No 5 (D-dur, 1918), No 6 (es-moll, по желанию - с хором, 1921-23; 2-я орк. ред. 1947), No 7 (h-moll, 1922), No 8 (A-dur, 1923-25), No 9 (e-moll, 1926-27), No 10 (f-moll, по гравюре А. Н. Бенуа "Медный всадник" и по поэме А. С. Пушкина, 1926-27), No 11 (b-moll, 1931-32), No 12 (g-moll, к 15-й годовщине Октября, 1931-32), No 13 (b-moll, 1933), No 14 (C-dur, 1933), No 15 (d-moll, 1933-34), No 16 (F-dur, 1935-36), No 17 (gis-moll, 1936-37), No 18 (к 20-летию Октябрьской революции, C-dur, 1937), No 19 (к 21-й годовщине Красной Армии, Es-dur, для духового орк., 1939), No 20 (E-dur, 1940), No 21 (fis-moll, 1940; Гос. пр. СССР, 1941), No 22 (симфония-баллада, h-moll, 1941), No 23 (симфония-сюита на темы песен и танцев народов Сев. Кавказа, a-moll, 1941), No 24 (f-moll. 1943), No 25 (Des-dur, 1945-46), No 26 (на др.-рус. темы, C-dur, 1948), No 27 (c-moll, 1949; Гос. пр. СССР, 1951, посмертно); симфониетты - A-dur (1910-11; 2-я ред. 1943), h-moll (для струн. орк., 1929), a-moll (для струн. орк., 1945-46), симф. притча Молчание (по Э. По, 1909-10), симф. поэма Аластор (по П. Шелли, 1912-13); увертюры - (1909; 2-я ред. 1949), Приветственная (1939), Драматическая (для духового орк., 1942), Патетическая, к 30-летию Сов. Армии (1947), Славянская рапсодия (увертюра-фантазия на старослав. темы, 1946), Серенада (1929), Лирическое концертино (для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струн. орк., 1929), Звенья (6 набросков для симф. орк., 1944), Дивертисмент (1948); концерты для инструментов с орк. - для скр. (1938), для влч. (1944; Гос. пр. СССР, 1940); для духового орк. - марши: Торжественный (1930), Драматический (1930), Героический (1941), Весёлый (1941); камерно-инстр. ансамбли, струн. квартеты; No 1 (1929-30), No 2 (1930), No 3 (1910; 2-я ред. 1930), No 4 (1909-10; 2-я ред. 1937), No 5 (1938-39), No 6 (1939-40), No 7 (1941), No 8 (1942), No 9 (к 20-летию квартета им. Бетховена, 1943; Гос. пр. СССР, 1945), No 10 (1907; 2-я ред. 1945), No 11 (Воспоминания, 1945), No 12 (1947), No 13 (1949; Гос. пр. СССР, 1951, посмертно); для скр. и фп. - соната (1946-47); для влч. и фп. - 2 сонаты (1911, 2-я ред. 1930; 1948, Гос. пр. СССР, 1950); переложения симф. и камерных произв. М.: для фп. - автора (13-я симфония); для фп. в 4 руки - автора (большинство симфоний и др. симф. произв., 3-й, 7-9-й квартеты), Д. Б. Кабалевского (6-я, 12-я, 18-я симфонии), А. А. Винклера (8-я симфония), В. Н. Крюкова (10-я симфония), А. П. Долуханяна (24-я симфония), К. А. Сорокина (25-я симфония, Звенья No 1-5); для 2 фп. в 8 рук - П. А. Ламма (все симф. произв.); для духового орк. - И. В. Петрова (18-я симфония); для струн. орк. - В. В. Держановского (2 части из 11-й и 12-й симфоний); для фп. - сонаты: No 1 (1907-09), No 2 (1912), No 3 (1920; 2-я ред. 1939), No 4 (1924-25; 2-я ред. 1946), No 5 (по старым эскизам, 1907-08; 2-я ред. 1917; 3-я ред. 1944), No 6 (по старым эскизам, 1908; 2-я ред. 1944), No 7 (1949), No 8 (1949), No 9 (1949); 94 пьесы, часть из к-рых вошла с последующей ред. в сб.: Причуды (6 набросков, 1917-22), Воспоминания (6 пьес, 1927), Пожелтевшие страницы (6 незатейливых вещиц, 1928), Десять очень лёгких пьес (1938), Четыре лёгкие пьесы в полифоническом роде (1938), Простые вариации (лирическая сюита, 1937), Стилизации (9 пьес в форме старых танцев, 1946), Из прошлого (6 импровизаций, 1946), Полифонические наброски (2 тетр., 1948); романсы: на сл. К. Д. Бальмонта - Из юношеских лет (12 романсов, в т. ч. Колыбельная песня, Побледневшая ночь, Цветок, 1903-06), Мадригал (сюита из 5 романсов, 1908-09); Е. А. Баратынского - Размышления (6 романсов, в т. ч. - Муза, Наяда, Очарованье красоты в тебе, 1907), В борьбе с тяжелою судьбою, Все мысль да мысль (1908); Р. Бёрнса (в пер. М. А. Мендельсон, 1946); А. А. Блока (1921); В. Я. Брюсова (1906); З. Н. Гиппиус (1904-08, 1905-08, 1913-14); А. А. Голенищева-Кутузова (1903); А. А. Дельвига (1926); Джамбула (1936); А. Ф. Ерикеева (в пер. С. Липкина, 1935); Вяч. И. Иванова (1908); Л. М. Квитко (в пер. С. В. Михалкова, 1938); А. В. Кольцова (1901); А. Лахути (в пер. Ц. Бану, 1936); М. Ю. Лермонтова - 12 романсов, в т. ч. Выхожу один я на дорогу, Нет, не тебя так пылко я люблю, К портрету, Они любили друг друга (1935-36); А. Н. Майкова (1906); М. А. Мендельсон (1946); Микельанджело (в пер. Ф. И. Тютчева, 1909); Э. По (в пер. К. Д. Бальмонта, 1908); Т. С. Сикорской (1936); А. К. Толстого (1903); Ф. И. Тютчева (1921); A. А. Фета (1908); С. П. Щипачёва - Из лирики Степана Щипачёва (10 романсов, в т. ч. Русый ветер, Мне кажется порой. Легко, любимая, с тобой, 1940), и др.; хоры и хоровые песни: на сл. H. H. Асеева (1931); К. Д. Бальмонта (1909); B. В. Винникова (1934); М. В. Исаковского (1941); С. И. Кирсанова (1932); С. Г. Острового - Наливались тополи, Партизанская комсомольская (1934); И. Н. Строганова - Летят самолеты (1931); А. А. Суркова - Ленинская (1932), Походная (1934); И. Я. Френкеля (1931); эскиз к гимну РСФСР (1946); песни для голоса с фп.: на сл. А. И. Безыменского (1930); В. В. Винникова (1941); М. А. Светлова - Песня (1939), Боец молодой (1941), и др.; переложения произв. др. композиторов - Б. В. Асафьева (вступление и отрывки из балета "Белая лилия", для фп. в 2 руки), Д. М. Мелких (симф. поэма "Аладина и Паломид", для 2 фп. в 8 рук), М. П. Мусоргского (муз. картина "Иванова ночь на Лысой горе", для фп. в 4 руки), С. С. Прокофьева (музыка к спектаклю "Египетские ночи", для фп. в 4 руки; симф. сюита "1941 год", для фп. в 4 руки; эскиз "Осеннее", для 2 фп. в 8 рук), М. О. Штейнберга (3-я симфония, для фп. в 4 руки; симф. картина "Принцесса Мален", для 2 фп. в 8 рук), Ф. Э. Баха (2-я ч. концерта D-dur для 4 виол, флейты и фп.), А. П. Бородина (романсы "Морская царевна", "Песня тёмного леса", каватина Кончаковны из оперы "Князь Игорь", переложение аккомпанемента для струн. квартета) и др. произв. Литературные сочинения : Игорь Стравинский. "Жар-птица", сказка-балет, "Музыка", 1911, No 45; Петербургские письма (I-XVI). там же, 1911, No 49, 51, 53; 1912, No 57, 61, 63, 67, 69. 101, 103; 1913, No 113, 118, 125, 156, 160; 1914, No 171, 178; "Петрушка", балет Игоря Стравинского, там же, 1912, No 59; Чайковский и Бетховен, там же, 1912, No 77; С. Прокофьев. Ор. 2. 4 этюда для фп., там же, 1912, No 94; H. Метнер. Впечатления от его творческого облика, там же, 1913, No 119; Сергей Прокофьев. Ор. 4. "Воспоминание"; "Порыв"; "Отчаяние"; "Наваждение". Ор. 11. Токката для фп., там же, 1913, No 151; О "Весне священной" Игоря Стравинского, там же, 1914, No 167; С. Прокофьев. Ор. 10. Первый концерт для фп. с оркестром, там же, 1914, No 194; С. Прокофьев. "Мимолетности". Ор. 22, "К новым берегам", 1923, No 1 (подписано - А. Версилов); Сергей Прокофьев. Третья соната ("Из старых тетрадей") для фп. Ор. 28, там же, 1923, No 3; Автобиографические заметки о творческом пути, "СМ", 1936, No 6, и др. Письма : С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Письма, М., 1956, 1961; Н. Я. Мясковский. Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна, М., 1959-60 (т. 1 - Статьи. Письма. Воспоминания, т. 2 - Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы), 1964 (т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, т. 2 - Литературное наследие. Письма. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы); Н. Я. Мясковский - Д. М. Мелких, "СМ", 1960, No 8; Н. Я. Мясковский - Б. В. Асафьеву (1909-1917), там же; В. В. Держановский - Н. Я. Мясковскому, в кн.: Б. Яворский. Воспоминания. Статьи. Письма, т. 1, М., 1964, 1972; Н. Я. Мясковский - Б. Л. Яворскому, Б. Л. Яворский - Н. Я. Мясковскому, там же; Б. В. Асафьев - Н. Я. Мясковскому, Я. К. Мясковский - Н. Я. Мясковскому, в кн.: Иконников A., Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Кунин И., Н. Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах, М., 1969; Н. А. Малько - Н. Я. Мясковскому, Н. Я. Мясковский - Н. А. Малько, в сб.: Н. А. Малько. Воспоминания. Статьи. Письма, Л., 1972. Литература : Среди печати (о первом исп. 2-й симфонии М.), "Музыка", 1912, No 93, 1913, No 138; Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), "Аластор" Мясковского, "Музыка", 1914, No 198; его же, Петроградские куранты. О творческом пути Н. Мясковского, там же, 1915, No 219, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Мясковский как симфонист, "Современная музыка", 1924, No 3; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Сонаты Мясковского, "Современная музыка", 1926, No 12; его же, Николай Яковлевич Мясковский, в сб.: Советская музыка, вып. 2, M.-Л., 1944; то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Не заключение, а пролог, там же; его же, Симфония, там же; его же, Пути развития советской музыки, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, М., 1947, то же, в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Николай Яковлевич Мясковский, "СМ", 1955, No 8; Беляев В., Русская симфония и симфоническое творчество H. Я. Мясковского, "Современная музыка", 1924, апрель; его же, Н. Я. Мясковский, там же, 1925, No 8; его же, Николай Яковлевич Мясковский, М., 1927; Шебалин В., Мясковский - учитель, "СМ", 1941, No 4; его же, Учитель и друг, там же, 1961, No 4; Яковлев В., В юные годы (к 75-летию со дня рождения M.), "CM", 1956, No 5; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; Pере Вл., Московская консерватория в 20-е годы, "СМ", 1958, No 11; его же, Наш учитель - Николай Яковлевич Мясковский, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Кабалевский Д., Николай Яковлевич Мясковский (к 70-летию со дня рождения), "СМ", 1951, No 4; его же, Чудесная дружба (о переписке М. с С. С. Прокофьевым), там же, 1961, No 4; то же, в его кн.: Избр. статьи о музыке, М., 1963; Келдыш Ю., 12-я симфония Мясковского и некоторые проблемы советского симфонизма, "СМ", 1934, No 2; Иконников A., H. Я. Мясковский, "СМ", 1941, No 4; его же, Н. Я. Мясковский, М., 1944; его же, Мясковский - художник и гражданин, "СМ", 1957, No 11; его же, Мясковский и современность, там же, 1964, No 3; его же, Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Житомирский Д., К изучению стиля Н. Я. Мясковского, "СМ", 1941, No 4; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; Васина-Гроссман В., Русский романс конца XIX - начала XX века, в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века, кн. 1 (1895-1907), М., 1968; Шлифштейн С., Мясковский и оперное творчество, "СМ", 1959, No 5; Шостакович Д., Творческие итоги 1943 г., "Информационный сборник ССК СССР", 1945, No 7-8; Скребков С., Симфонический тематизм Мясковского, "СМ", 1946, No 4; Данилевич Л., Н. Я. Мясковский (к 75-летию со дня рождения), в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 2, М., 1956; Очерки советского музыкального творчества. Сб. статей, M.-Л., 1947; Ливанова T. H, H. Я. Мясковский. Творческий путь, М., 1953; Виноградов В., Справочник-путеводитель по симфониям H. Я. Мясковского, M., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Хачатурян A., Из воспоминаний (к 75-летию Н. Я. Мясковского), "СМ", 1956, No 5; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, М., 1964; его же, Н. Я. Мясковский (к 80-летию со дня рождения), "СМ", 1961, No 4; Бэлза И. Ф., Двадцать первая и двадцать седьмая симфонии Н. Я. Мясковского, М.-Л., 1960; Тараканов М., О симфонизме Н. Я. Мясковского, "СМ", 1961, No 4; Белецкий И., Скрипичные и виолончельный концерты Н. Я. Мясковского, М., 1962; Боганова Т., Принципы полифонии в творчестве Н. Я. Мясковского, в сб.: Музыкально-теоретич. проблемы советской музыки, М., 1963; Раабен Л., Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; его же, Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Ярустовский Б., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Филатова М., О роли гармонии в симфониях Мясковского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Moренов В., Трактовка тонической функции в гармонии Мясковского, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Николаева Н., Н. Я. Мясковский (к 90-летию со дня рождения), "МЖ", 1971, No 9; Карклиньш A., Гармония Н. Я. Мясковского, М., 1971; Ершова Е., К изучению камерного творчества Н. Я. Мясковского, в сб.: Вопросы музыковедения, вып. 2, М., 1973 (Труды Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных); Гаук А. В., Н. Я. Мясковский, в сб.: А. В. Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников, М., 1975; Светланов Е., Николай Мясковский, в сб.: Музыка сегодня, М., 1976; Milhaud, Neuste russische Musik (Myaskowski N.), "Anbruch", 1923, April, S. 118-19; Laux K., Der Meister der 27. Sinfonien. Vor fьnf Jahren starb. Nikolai Mjaskowski, "Musik und Gesellschaft", 1955, No 11, S. 10-12; С. П. (Peтров Ст.), Н. Я. Мясковски (по случай 75 годин от рождениетому), "Българска музыка", 1956, No 6, с. 33-40.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Н. Мясковский - старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. «Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», - писал Б. Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его «духовной летописью». Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г. 27 симфоний Мясковского - это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой. Помимо симфоний Мясковский создал, 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную Сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (ок. 100), кантаты, вокально-симфоническая поэме «Аластор».

Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая «была очень умной и доброй женщиной... но ее тяжелая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах», - писали впоследствии сестры Мясковского, который, по их словам, был в детстве «очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным».

Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. - во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты - фортепианные прелюдии - относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. «Из всех закрытых военно-учебных заведений - это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», - писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... «с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации - на Могучую кучку». Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским.

В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», - так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? - писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».

Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шенберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов - появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.

В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», - пишет Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую!»

После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев: ...«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность.

С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает в журнале «Современная музыка».

После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.

От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Асафьев характеризовал как «два течения - самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Сам Мясковский писал о симфониях, «что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые». Примером первых может служить Десятая, которая «явилась ответом... на давно мучившую... идею - дать картину душевного смятения Евгения из „Медного всадника“ Пушкина». Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии - вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского - один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность» (Асафьев).

Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности. От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса. Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.

О. Аверьянова

Советский композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Родился в семье военного инженера. Образование получил в кадетском корпусе. С детства обучался музыке. В 1899-1902 годах учился в Военно-инженерном училище, затем состоял на военной службе в Москве и Петербурге (до 1908 года). Одновременно занимался музыкально-теоретическими предметами под руководством Р. М. Глиэра и И. И. Крыжановского. В 1911 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова ). В консерватории началась большая дружба Мясковского с С. С. Прокофьевым, продолжавшаяся до конца жизни. Тогда же произведения Мясковского начали исполняться в концертах и издаваться (1-я симфония, 1908; симфониетта, 1910; симфоническая притча "Молчание", 1909; 2 струнных квартета, соната и др. пьесы для фортепиано, ряд вокальных сочинений). С 1911 года выступал как музыкальный критик в московском журнале "Музыка". Особенно большое значение имела его статья "Бетховен и Чайковский" (1912). В начале 1-й мировой войны 1914-1918 годов был мобилизован, находился на передовых позициях. По признанию композитора, впечатления войны послужили к "просветлению" его музыкальных мыслей (4-я и 5-я симфонии, 1918). После Великой Октябрьской социалистической революции Мясковский работал в Морском генеральном штабе, в 1921 году был демобилизован и жил в Москве. Один из авторитетнейших русских музыкантов, Мясковский с первых лет Советской власти трудился на пользу нового общества. С 1919 года он работал в Наркомпросе, музыкальном издательстве; в 1932-1948 годах был членом оргкомитета Союза советских композиторов. С 1921 года профессор Московской консерватории, воспитавший более 80 композиторов, среди которых - В. Я. Шебалин , А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Фере, Г. Г. Галынин.

Николай Яковлевич Мясковский - один из крупнейших симфонистов современности, автор 27 симфоний и ряда др. сочинений для симфонического оркестра. Для творчества Мясковского характерны: самостоятельное претворение классических традиций, многообразие содержания при воплощении тем, образов и эмоций современной действительности, сложность и серьёзность музыкального мышления, неустанные поиски нового, неоднократное обращение к народным образцам при весьма свободной их трактовке, высокое художественное мастерство. Почти каждая симфония ставит новую творческую задачу. Особенно выделяются песенные образы 5-й симфонии, трагические - 6-й (1923), героические - 16-й (1936), лирические - 21-й (1940; Государственная премия СССР, 1941), 27-й (1950; Государственная премия СССР, 1951) симфоний; 19-я симфония (1939) написана для духового оркестра. Мясковский - автор ряда камерных ансамблей, прежде всего 13 струнных квартетов (в том числе 9-й - Государственная премия СССР, 1946, и 13-й - Государственная премия СССР, 1951). В тесной творческой связи с советскими исполнителями созданы Мясковским концерты с оркестром - для скрипки (1938) и для виолончели (1944; Государственная премия СССР, 1946).

I. Симфоническая музыка

Симфонии

Первая симфония c-moll, op. 3, в трех частях. 1908. Посвящена И. И. Крыжановскому. Вторая редакция 1921.

Вторая симфония cis-moll, op. 11, в трех частях. 1910-1911.

Третья симфония a-moll, op. 15, в двух частях. 1913-1914. Посвящена Б. В. Асафьеву.

Четвертая симфония e-moll, op. 17, в трех частях. 1917-1918. Посвящена В. В. Яковлеву.

Пятая симфония D-dur, op. 18, в четырех частях. 1918. Посвящена В. M Беляеву.

Шестая симфония es-moll, op. 23, в четырех частях. 1921-1923. Вторая редакция 1947-1948 гг.

Седьмая симфония h-moll, op. 24, в двух частях. 1922. Посвящена П. А. Ламму.

Восьмая симфония A-dur, op. 26, в четырех частях. 1923-1925. Посвящена С. С. Попову.

Девятая симфония e-moll, op. 28, в четырех частях. 1926-1927. Посвящена Н. А. Малько.

Десятая симфония f-moll, op. 30, в одной части. 1926-1927.

Одиннадцатая симфония b-moll, op. 34, в трех частях. 1931-1932. Посвящена М. О. Штейнбергу.

Двенадцатая симфония g-moll, op. 35, в трех частях. 1931 -1932. К XV-летию Октябрьской революции.

Тринадцатая симфония b-moll, op. 36, в трех частях (исполняется без перерыва). 1933.

Четырнадцатая симфония C-dur, op. 37, в пяти частях. 1933. Посвящена В. Л. Кубацкому.

Пятнадцатая симфония d-moll, op. 38, в четырех частях. 1933-1934.

Шестнадцатая симфония F-dur, op. 39, в четырех частях. 1935-1936. Посвящена оркестру Московской государственной филармонии.

Семнадцатая симфония gis-moll, op. 41, в четырех частях. 1936- 1937. Посвящена А. В. Гауку. Восемнадцатая симфония C~dur, op. 42, в трех частях. 1937. К ХХ-летию Октябрьской революции.

Девятнадцатая симфония Es-dur (для духового оркестра), ор. 46, в четырех частях. 1939. К XXI годовщине Красной Армии.

Двадцатая симфония E-dur, op. 50, в трех частях. 1940. Посвящена Ю. А. Шапорину.

Двадцать первая симфония fis-moll, ср. 51, в одной части. 1940.

Двадцать вторая симфония-баллада h-moll, op. 54, в трех частях. 1941.

Двадцать третья симфония-сюита a-moll, на темы песен и танцев народов Северного Кавказа, ор. 56, в трех частях. 1941.

Двадцать четвертая симфония f-moll, op. 63, в трех частях. 1943. Посвящена памяти В. В. Держановского.

Двадцать пятая симфония Des-dur, op. 69, в трех частях. 1945-1946. Посвящена Л. Т. Атовмьяну.

Двадцать шестая симфония C-dur на древнерусские темы, ор. 79, в трех частях. 1948-1949.

Двадцать седьмая симфония c-moll, op. 85, в трех частях. 1947-1949.

Симфониетты, поэмы, увертюры и пр.

«Молчание», симфоническая притча (по одноименной сказке Эдгара По) f-moll, op. 9. 1909-1910. Посвящена К. С. Сараджеву.

Симфониетта A-dur, op. 10, в трех частях. 1910-1911. Вторая редакция 1943 г.

«Аластор», симфоническая поэма (по одноименной поэме Шелли) c-moll, op. 14, 1912-1913. Посвящена С. С. Прокофьеву.

Серенада Es-dur для малого симфонического оркестра, ор. 32, № 1, в трех частях. 1928-1929. Посвящена А. И. Дзимитровскому.

Симфониетта h-moll для струнного оркестра, ор. 32, № 2, в трех частях. 1928-1929. Посвящена А. Ф. Гедике.

Лирическое концертино G-dur для струнного оркестра, ор. 32, № 3, в трех частях. 1929. Посвящена Б. В. Асафьеву.

Приветственная увертюра для симфонического оркестра C-dur, op. 48. 1939.

Марш героический f-moll для духового оркестра, ор. 53, № 1. 1941.

Драматическая увертюра g-tnoll для духового оркестра, ор. 60. 1942.

Славянская рапсодия d-moll (Увертюра-фантазия на старославянские темы XVI в.) для симфонического оркестра, ор. 71. 1946. Посвящена И. Ф. Бэлзе.

Патетическая увертюра c-moll для симфонического оркестра, ор. 76. 1947. К ХХХ-летию Советской Армии. Дивертисмент Es-dur для симфонического оркестра, ор. 80, в трех частях. (Вальс. Ноктюрн. Тарантелла.) 1948.

II. Концерты

Концерт для скрипки с оркестром d-moll, op. 44, в трех частях. 1938. Посвящен Д. Ф. Ойстраху.

Концерт для виолончели с оркестром c-moll, op. 66, в двух частях, 1944. Посвящен С. Н. Кнушевицкому.

III. Камерные инструментальные ансамбли

Соната для виолончели и фортепиано D-dur, op. 12, в двух частях. 1911. Вторая редакция 1931 г.

Струнный квартет № 1 a-moll, op. 33, № 1, в четырех частях. 1929- 1930.

Струнный квартет № 2 c-moll, op. 33, № 2, в трех частях. 1930. Посвящен Г. С. Гамбургу.

Струнный квартет № 3 d-moll, op. 33, в двух частях. 1910 .

Струнный квартет № 4 f-moll, op. 33, № 4, в четырех частях. 1909- 1910. Вторая редакция 1936-1937.

Струнный квартет № 5 e-moll, op. 47, в четырех частях. 1938-1939. Посвящен В. Я. Шебалину.

Струнный квартет № 6 g-moll, op. 49, в четырех частях. 1939-1940. Посвящен Государственному квартету имени Бетховена: Д. М. Цыганову, В. П. Ширинскому, В. В. Борисовскому, С. П. Ширинскому.

Струнный квартет № 7 F-dur, op. 55, в четырех частях. 1941. Посвящен Е. М. Гузикову.

Струнный квартет № 8 fis-moll, op. 59, в трех частях. 1942. Посвящен памяти З. П. Фельдмана.

Струнный квартет № 9 d-moll, op. 62, в трех частях. 1943. К 20-ле-тию Квартета имени Бетховена.

Струнный квартет № 10 F-dur, op. 67, в четырех частях. 1907-1945.

Струнный квартет № 11 «Воспоминания» Es-dur, op. 67, № 2, в четырех частях. 1945. Посвящен А. А. Иконникову.

Соната для скрипки и фортепиано F-dur, op. 70, в двух частях. 1946-1947.

Струнный квартет № 12 G-dur, ср. 77, в четырех частях. 1947. Посвящен Д. Б. Кабалевскому.

Вторая соната для виолончели (или альта) и фортепиано a-moll, op. 81, в трех частях. 1948-1949. По предположению С. И. Шлифштейна квартет был переработан композитором летом 1930 г.

Струнный квартет M 13 a-moll, op. 86, в четырех частях. 1949. Посвящен Квартету имени Бетховена: Д. М. Цыганову, В. П. Ши-ринскому, В. В. Борисовскому, С. П. Ширинскому.

IV. Произведения для фортепиано

Соната № 1 d-moll, op. 6, в четырех частях. 1907-1909. Посвящена Н. Л. Гофман.

Соната № 2 fis-moll, op. 13, в одной части. 1912. Посвящена Б. С. Захарову.

Соната № 3 c-moll, op. 19, в одной части. 1920.

Соната № 4 c-moll, op. 27, в трех частях. 1924-1925. Посвящена С. Е. Фейнбергу.

Соната № 5 H-dur, op. 64, № 1, в четырех частях. 1944.

Соната № 6 As-dur, op. 64, № 2, в трех частях. 1944.

Соната № 7 C-dur, op. 82, в трех частях. 1949.

Соната № 8 d-moll, op. 83, в трех частях. 1949.

Соната № 9 F-dur, op. 84, в трех частях. 1949.

Разные пьесы

«Причуды», шесть набросков, ор. 25, 1917-1922.

«Воспоминания», шесть пьес: 1. Напев. 2. Шутка. 3. Безнадежность. 4. Воспоминание. 5. В бессонницу. 6. Снежная жуть, ор. 29. 1927.

«Пожелтевшие страницы», семь незатейливых вещиц, ор. 31. 1928. Посвящены А. А. Алявдиной.

«Стилизации», девять пьес в форме старых танцев, ор. 73. 1946.

«Из прошлого», шесть импровизаций: 1. Вступление. 2. Порыв. 3. В дреме. 4. Звоны. 5. Сумрак. 6. Конец сказки. Ор. 74, 1906-1946.

«Полифонические наброски», шесть фуг в двух тетрадях, ор. 78. 1907-1908-1948.

V. Вокальные произведения

«Размышления», семь романсов для голоса с фортепиано на слова Е. Баратынского. Ор. 1. 1908: 1. Мой дар убог. 2. Чудный град. 3. Муза. 4. Болящий дух. 5. Бывало, отрок звонким кликом. 6. Наяда. 7. Очарованье красоты в тебе. Посвящены Б. В. Асафьеву.

«На грани», восемнадцать романсов для голоса с фортепиано на слова З. Гиппиус. Ор. 4. 1904-1908: 1. Пиявки. 2. Ничего. 3. В гостиной. 4. Серенада. 5. Пауки. 6. Надпись на книге. 7. Мгновение. 8. Страны унынья. 9. Стук. 10. Тетрадь любви. 11. Христианин. 12. Другой христианин. 13. Луна и туман. 14. Пыль. 15. Цветы ночи. 16. Нескорбному учителю. 17. Кровь. 18. Предел.

Шесть романсов для голоса с фортепиано на слова А. Блока. Ор. 20. 1920-1921: 1. Полный месяц встал над лугом. 2. Ужасен холод вечеров. 3. Милый друг. 4. Медлительной чредой нисходит день осенний. 5. Встану я в утро туманное. 6. В ночь молчаливую. Посвящены М. Г. Губе.

«Венок поблекший», восемь романсов для голоса с фортепиано на слова А. Дельвига. Ор. 22. 1925: 1. К чему на памятном листке. 2. Что ты, пастушка, приуныла? 3. Любовь. 4. Близость любимого. 5. Жаворонок. 6. Нет, я не ваш. 7. Песня. 8. Осенняя картина.

Три боевые комсомольские песни для одноголосного массового хора с фортепиано. 1934: 1. Партизанская («Наливались тополи») на слова С. Острового. 2. Походная («По полям идут колонны») на слова А. Суркова. 3. Пограничная песня на слова B. Винникова.

Двенадцать романсов для голоса с фортепиано на слова М. Лермонтова. Ор. 40. 1935-1936: 1. Казачья колыбельная. 2. Выхожу один я на дорогу. 3. Нет, не тебя так пылко я люблю. 4. К портрету («Как мальчик кудрявый, резва»). 5. Солнце. 6. Они любили друг друга. 7. Как одинокая гробница (В альбом). 8. Ты идешь на поле битвы (Романс). 9. Она поет. 10. Не плачь, не плачь, мое дитя. 11. Любил и я в былые годы (Из альбома). 12. Прости - мы не встретимся боле.

«Киров с нами», поэма-кантата к XXV годовщине Октябрьской революции, для двух солистов, смешанного хора и оркестра, на слова Н. Тихонова. Ор. 61, в четырех частях. 1942.

«Кремль ночью», кантата-ноктюрн к ХХХ-летию Октябрьской рево люции a-moll, для соло, смешанного хора и оркестра, на слова С. Васильева. Ор. 75, в пяти частях. 1947.