Стили современной архитектуры. Оригинальная архитектура

При всей своей заметности архитектура уступает в популярности другим публичным искусствам, например, литературе или кино. У всех на слуху нашумевшие фильмы и книги, а что мы знаем о современной архитектуре? Esquire начинает цикл публикаций об архитектуре. В нем мы будем рассказывать об интересных и необычных сооружениях. Архитектор, партнер бюро Kleinewelt Architekten Николай Переслегин предлагает посмотреть на подборку из зданий зарубежных музеев, театров, филармоний и студенческих кампусов, которые можно смело причислить к знаковым объектам современности

Jose Fernando Vazquez

Музей кёльнского диоцеза «Колумба», Кельн

Архитектор: Петер Цумтор

Фундаментом этой необычной постройки стали руины романской церкви св. Колумбы в сердце немецкого города. Церковь была разрушена во время авианалета во Второй мировой войне и до 90-х годов прошлого века представляла собой своего рода мемориальный сквер. Потом она была передана музею диоцеза, и для экспозиции коллекции религиозного искусства потребовалось новое здание. В конкурсе 1997 г. победил проект архитектора Петера Цумтора, который сумел виртуозно объединить в единый ансамбль фрагменты истории Кёльна. Он включил руины в новый объем, достроив своды, колонны и оконные арки старой церкви.

Для контраста стены новой части музея выложили из плоского и широкого светло-серого кирпича. Облегчить конструкцию Цумтор решил с помощью перфорированных фасадов, которые пропускают внутрь здания рассеянный свет. Таким образом, руины римской постройки и обломки стен самой церкви стали первым этажом музея. На верхних уровнях символично соседствуют средневековое и современное искусство.


Kiasma Museum

Музей современного искусства KIASMA. Хельсинки

Архитектор: Стивен Холл

Здание музея современного искусства KIASMA сами финны называют архитектурной достопримечательностью. Объект был построен американским архитектором Стивеном Холлом и открыт для публики в 1998 г. Главным строительным материалом зодчий выбрал… естественный свет, с учетом которого были спроектированы форма и текстура здания. Естественное освещение в музее меняется в зависимости от заданного направления, а искусственное подстраивается под естественный световой поток.

Главный вход приводит посетителя в просторное лобби под высоким стеклянным потолком. Отсюда в разные стороны разбегаются лестницы; извилистые коридоры и пандусы открывают доступ к экспозициям на всех пяти этажах. За единицу масштабирования в KIASMA принят рост среднего человека, и многие элементы дизайна расположены на уровне 165 см. А название музея было образовано от греческого «хиазма», что переводится как точка пересечения зрительных нервов.


Getty Images

Музей в замке Морицбург (расширение). Галле

Архитекторы: Nieto Sobejano Arquitectos

Замок Морицбурга в городе Галле — ценный образец готической военной архитектуры, типичной для Германии конца XV в. Несмотря на бурную историю, он сохранил аутентичную структуру: крепостная стена, три из четырех круглых бастионов и центральный двор. С XIX в. крепость является музеем. После возведения северного и западного крыльев в 2005—2008 гг. и расширения выставочных площадей дворец открылся вновь.

Проект новой части музея реализовала испанская студия Nieto Sobejano Arquitectos, построив за полуразрушенными стенами замка стеклянный корпус. Его крыша устроена как большая платформа, которая пропускает в помещение естественный свет и создает уникальные возможности для организации выставочного пространства. Проект дополнен двумя вертикальными коммуникационными центрами: первый находится в северном крыле, а второй — башня высотой 25 м на месте разрушенного бастиона — обеспечивает доступ к новым выставочным площадям.


Iwan Baan

Музей современного искусства Африки Zeitz (MOCAA). Кейптаун

Архитекторы: студия Томаса Хизервика

Крупнейший в мире музей, посвященный африканскому современному искусству. Расположенный в районе знаменитой набережной V&A, он занимает девятиэтажное здание бывшего элеватора, ставшего символом промышленной истории Кейптауна. Архитекторы студии Томаса Хизервика признаются, что маскировать брутальный, индустриальный облик 57-метрового здания не имело никакого смысла. Надо было лишь понять, как лучше его использовать. В центральной части был устроен атриум с примыкающими к нему галереями, который из-за стеклянной крыши получился очень светлым. Часть труб элеватора пришлось срезать, их место заняли выставочные площади. Теперь в культурном центре размещены 80 галерей, лаборатории, книжный магазин, ресторан, бар и сад на крыше. Он назван в честь немецкого бизнесмена и филантропа Йохана Цайца, который подарил музею свою коллекцию.


Jean-Pierre Dalbéra

Национальный музей искусств XXI века (MAXXI). Рим

Архитекторы: бюро Захи Хадид

Первый государственный музей современного искусства в Италии включает два направления: MAXXI Art и MAXXI Architecture. Основой для реализации проекта Захи Хадид стал комплекс казарм Монтелло: классический фасад разместил главный вход MAXXI. Его продолжает бетонный объем нового сооружения, напоминающий, что новое в Вечном городе всегда появляется поверх старого. Одной из архитектурных особенностей музея стали огромные окна и стеклянные потолки. «В Риме чудесный свет, — объясняла Заха Хадид. — Идея этого проекта в наслоении элементов и освещении залов естественным способом».

Внутреннее пространство организовано вокруг двухъярусного атриума, соединяющего хаотично разбросанные помещения: залы постоянной экспозиции и временных выставок, а также лекционный зал, вестибюль, кафе и книжный магазин. Черные переходы и лабиринты лестниц, поднимающихся из атриума, контрастируют со светлыми бетонными стенами. Выставочная часть решена более нейтрально, ее линии не отвлекают внимание от экспонатов.


Getty Images

Музей современного искусства Аструп-Фернли. Осло

Архитектор: Ренцо Пьяно

Музей расположен в новом районе Тьювхольмен на насыпном мысе, замыкающем центральную часть городской гавани. Главный фасад здания, переходящий в стеклянную крышу в форме паруса, развернут к воде. Так архитектор Ренцо Пьяно отсылает к истории района: раньше здесь была промышленная зона с верфью. Зодчий не приветствует искусственное освещение в музеях, считая, что электричество искажает экспонаты и пространство. В данном случае прозрачная крыша призвана впустить в залы как можно больше неяркого северного света.

Три корпуса музея, разделенные каналом, имеют разное назначение: один размещает временные выставки, другой — постоянную экспозицию и культурный центр, третий — офисные площади. Дань местной традиции — использование дерева в отделке фасадов всех трех зданий. Обустроенные рядом пляж и сад скульптур привлекают горожан, которые не планируют посещать музей, а хотят отдохнуть и полюбоваться видом Осло-фьорда и города.


Raimund Koch/Getty

Музей Конфлуанс. Лион

Архитекторы: бюро Coop Himmelb (l)au

Музей Конфлуанс построили в месте слияния рек Роны и Соны. Он стал символом и частью крупного проекта редевелопмента всего района Конфлуанс. Деконструктивистская форма напоминает большое плывущее облако из стекла и стали. Образ «оторванности» от земли здание обрело благодаря поддерживающим его колоннам, которые помимо дизайнерских соображений понадобились бюро Coop Himmelb (l)au еще и по причине пересечения в этом месте пешеходных маршрутов. Также под основным объемом устроили кафе.

Сердце музея (оно так и называется — «Облако») вмещает девять залов временных и постоянных экспозиций на площади 5 тыс. кв. м. «Кристал» —монументальное, залитое светом фойе музея с винтовым пандусом, лестницей и лифтами. На крыше располагается терраса, откуда открывается вид на Лион и окрестности, включая цепь Альпийских гор. Консольные выносы постройки вдохновлены сливающимися рядом водными потоками.


Getty Images

Город культуры Галисии. Сантьяго-де-Компостела

Архитектор: Питер Айзенман

В 1985 г. Сантьяго-де-Компостела был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а «Город культуры Галисии», спроектированный Питером Айзенманом, призван поддержать культурную составляющую этого исторического места. В «Городе», вырастающем прямо из земли, всего шесть объектов: Национальный архив и Галисийская библиотека, Центр изучения наследия, Музей галисийской истории, Международный центр искусств и театр на 2 тысячи зрителей. Наложив карту старого города на рельеф горы Гаяс, Айзенман гармонично вписал свой проект в окружающий ландшафт и сгладил все острые углы. Сверху «Город» напоминает створку морской раковины, которая была символом паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Визуально привлекательный центр культуры не менее интересен с содержательной точки зрения.

Архитектурные стили и особенности характерны для каждой исторической эпохи. Еще со временем средневековья все строения, которые сохранились до наших дней, имели массу отличий от зданий другой эпохи. Для построек и зданий характерна своя особенная мода, которая хоть и меняется не так часто и скоропостижно, как мода в одежде и стиле, но все же имеет свое постоянное развитие. Есть свои определенные особенности и в архитектуре нашего времени. Не смотря на то, что даже прошлый век для нас пока не стал далекой историей, уже с того момента архитектура претерпела массу значительных изменений. Прежде всего, главным отличием современной архитектуры от строений прошлого является стремление к разнообразию. Не только масштабные постройки, но даже частные дома люди хотят возводить так, чтобы не нашлось в мире ничего даже примерно на них похожего.

Не менее важной особенностью является и то, что для современных архитектурных изысков характерна максимальная функциональность. Если раньше больше внимания уделяли экономии материальных средств, то теперь вместе с этим не меньшее внимание уделяется практичности. Функциональность стала во главе большинства проектов, ведь современные ритмы жизни требуют от нас высокой мобильности и продуктивности везде и всегда, будь мы дома или на работе. Если взять хороший журнал по архитектуре, то можно самостоятельно убедиться в том, что строительство все меньше ограничено техническими условиями, и все больше внимания уделяет тому, чтобы создать для человека максимально комфортный уголок обитания, в котором он мог бы не только проводить ночь, но и вести полноценную активную жизнь.

Не удивительно, что при таких условиях появилось множество архитекторов и дизайнеров, которые стремятся предложить вам свои решения, как единственно верные. Но не стоит всецело полагаться на чужое мнение. Будь дизайнер хоть самым известным, он по-своему видит мир и приоритеты в нем, так что для вас его идеи не всегда будут уместны. Например, все больше архитекторов утверждают, что для настоящего комфорта и соответствия моде важно построить дом с высокими потолками. Но не если вы не видите в этом преимущества, то просто отбросьте все советы и сделайте так, как велит вам душа. Только так вы сможете добиться настоящего комфорта и полного удовлетворения проделанной работой.



Волна нестихающего музейного бума принесла немало ярких объектов. Музейному не уступает и библиотечный бум. Здания книгохранилищ - это уже не только величественные дворцы с колоннами, но и образцы ультрасовременной архитектуры. Ренцо Пьяно завершил свой первый объект в Испании, а небоскреб в Нью-Йорке построит московское архитектурное бюро. Вспоминаем эти и другие проекты, обратившие на себя внимание в уходящем году.

Филиал Лувра в Абу-Даби

Миграция коллекций крупнейший музеев - тренд последнего времени. , открывшийся в Абу-Даби как часть амбициозного проекта на острове Саадият, реализован звездным архитектором . Первый аванпост парижского храма искусств за пределами Франции, как и ожидалось, впечатлил своим великолепием: объем, накрытый двойным перфорированным куполом, составлен из 7850 звезд. Блики от солнца заиграли на белом полу музея, окруженного водой.

Photo: Marc Domage, Roland Halbe, Kamran Jebreili

Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше

Первый музей в Африке, посвященный истории моды служит увековечиванию памяти легендарного кутюрье. с элегантным терракотовым фасадом и узором, который так любил использовать Ив Сен-Лоран в своих работах, открыл двери в Марракеше близ сада, разбитого художником Жаком Мажорелем . Авторы здания - архитекторы бюро Studio KO . Сценограф и декоратор Кристоф Мартин сотворит интерьер с использованием традиционных марокканских материалов.

Photo: Nicolas Mathéus

Photo: Nicolas Mathéus

Photo: Nicolas Mathéus

Музей современного искусства Zeitz MOCAA в Кейптауне

Йохан Цайц , немецкий филантроп и коллекционер, бывший гендиректор компании PUMA, приспособил под элеваторное зернохранилище в Кейптауне. Команда вырезала огромные секции из трубчатого интерьера бывших силосных башен и развернула там восемьдесят галерейных пространств. В проемы вставлены граненые выпуклые окна, создающие визуальный эффект калейдоскопа и делающие пребывание в музее еще более фантастическим. Томас Хезервик в уходящем году прослыл настоящим ньюсмейкером. Об архитекторе-романтике постоянно говорили - то в связи с над Темзой, то в связи с озелененным плавучим пирсом вдоль Гудзона в Нью-Йорке с бюджетом в $250 млн. Оба проекта были заморожены.

Courtesy Heatherwick Studio

Courtesy Heatherwick Studio

Courtesy Heatherwick Studio

Centro Botín

Притцкеровский лауреат реализовал свой первый объект в Испании, и, разумеется, это музей, вернее , основанного семейством банкиров Ботин. Расположивший на набережной Сантандерской бухты центр искусств общей площадью 10 285 кв. м «парит» над землей и состоит из двух D-образных блоков, соединенных подиумами и металлическими лестницами, смахивающими на корабельные трапы.

Photo: Belén de Benito, Gerardo Vela

Публичная библиотека в Тяньцзине

Голландская фирма реализовала проект в Тяньцзине, третьем по величине городе Китая. Футуристический интерьер пятиэтажного здания фокусируется вокруг сферического зала, центр которого подобен глазному яблоку. Обтекающая линия террас книжных стеллажей и читательских мест вторит его очертаниям. Библиотека в Тяньцзине стала примером стремительного воплощения идеи в жизнь: от первого эскиза до церемонии открытия прошло всего три года.

Photo: Ossip van Duivenbode

Photo: Ossip van Duivenbode

Кампус Apple Park

Стив Джобс в 2009 году пригласил архитектора: «Норман, мне нужна помощь». Тот почти сразу приступил к проектированию гигантского кольцеобразного офисного комплекса в городке Купертино в 75 км от Сан-Франциско. Именно здесь основатель Apple запланировал - сердце своей компании. Заказчик, увы, не дожил до того момента, когда наконец сооружение, напоминающее приземлившуюся летающую тарелку, было сдано в эксплуатацию.

Courtesy Foster+Partners

Courtesy Foster+Partners

Притцкеровская премия

«Архитектурный Нобель», самая престижная награда за достижения в области архитектуры была вручена в тридцать девятый раз. Ее лауреатом стало в 2017 году испанское бюро RCR Arquitectes , основанное в 1988 году каталонскими архитекторами Рафаэлем Арандой, Карме Пижем и Рамоном Вилальтой. Среди других заметных работ фирмы - здание винодельни в Жироне.


Photo: Hisao Suzuki

Здание винодельни Bodegas Bell-Lloc в Жироне
Photo: Hisao Suzuki

Премия Людвига Мис ван дер Роэ

Премия в честь немецко-американского архитектора - самая престижная награда за лучшее здание, построенное в Европе за последние два года. Ее вручают в Барселоне, в павильоне Германии, прославленном творении Мис ван де Роэ. В 2017 году лауреатами стали два голландских бюро - NL Architects и XVW Architectuur . Архитекторы буквально спасли от сноса ветхую постройку 1960-х годов на юго-восточной окраине Амстердама, превратив его в комплекс жилых апартаментов .

Photo: Marcel van der Brug

Photo: Marcel van der Brug

Премия Стерлинга

Премии Стерлинга , в двадцать второй раз вручаемой Королевским институтом британских архитекторов RIBA , в этом году удостоилось бюро dRMM за проект реконструкции на южном побережье Англии. Восстановление объекта 1871 года постройки было профинансировано местным сообществом.

Photo: Alex de Rijke, James Robertshaw

Дэвид Aджайе стал рыцарем

Великобритания до сих пор поддерживает институт рыцарства. Глава ордена Британской империи королева Елизавета II ежегодно назначает рыцарей, выбирая из личностей, внесших особый вклад в развитие британского общества. В 2017 году титул рыцаря-бакалавра получил пятидесятилетний уроженец Танзании, архитектор , являющийся, кстати, автором бизнес-школы Сколково в Москве. В ноябре же команда под руководством Дэвида Аджайе (в нее также вошли и Кэтрин Густафсон) выиграла международный архитектурный конкурс на проект в Лондоне, обойдя в творческом соревновании Нормана Фостера, бюро и др.

Courtesy Adjaye Associates

Adjaye Associates and Ron Arad Architects

Парк «Зарядье» в Москве

Самым спорным событием и самым обсуждаемым проектом в Москве стал рельефный . Бюджет сданного в эксплуатацию с большими недоделками объекта составил 27 млрд рублей. Автором выступило американское бюро Diller Scofidio + Renfro , выигравшее в 2013 году архитектурный конкурс. Теперь в историческом районе столицы у кремлевских стен разбиты типичные российские природные ландшафты - хвойный и смешанный леса, заливные луга, степи и тундры. Над водой повис мост, не имеющий опор и поддерживающих конструкций.

Небоскреб 262 Fifth Avenue в Нью-Йорке

Российское архитектурное бюро «Меганом» , возглавляемое архитектором Юрием Григоряном, выступило автором проекта сверхтонкого небоскреба, который будет реализован в Нью-Йорке на Манхэттене. Супертолл, получивший название , взметнется в небо на высоту 305 м в так называемом квартале NoMad близ Madison Square Park. Башню увенчает прямоугольная «корона», которая также будет служить смотровой площадкой.

Photo: DBOX

Photo: DBOX

Нравится

Оригинальные проекты будут всегда. Люди устают от стандартных кирпичных зданий, и тогда у архитекторов появляется возможность сделать оригинальный проект, благо современная архитектура это широкое поле для экспериментов. Продолжая цитату Фридриха Шеллинга «Любая архитектура - это музыка в пространстве, застывшая музыка», желаю приятного прослушивания.

Steel House. Однажды художник Роберт Бруно (Robert Bruno) задумал создать стальную скульптуру, а получился целый дом. Расположен в Техасе.








Горбатый дом (Crooked House). Это здание находится в Польше в курортном городе Сопот и пользуется большой популярностью у туристов. Проект разработан Яцеком Карновски из Szotynscy & Zaleski. В «сказочном» доме проживает польский иллюстратор детских книг Ян Марсин Сзенсер и шведский художник Пер Далберг, ниже находятся самые настоящие магазины, бары и кафе.






Benton House in Brentwood. Спроектирован Рэем Каппой (Ray Kappe): Древесина, Скатные крыши, экологически чистые решения (фотоэлектрические батареи, использование "серой воды", для полива). Многим памятен по сериалу "Californication" (Todd: - I own a Ray fucking Kappe house. Hank: - Ray fucking Kappe house!)





Dome of a Home , Pensacola Beach, Florida. Футуристический дом на побережье Флориды, с бетонным куполом, способным выдержать ураган, шторм.. что угодно.




Дом-гриб (Mushroom/Tree house). Его спроектировал и построил профессор университета Цинциннати (Огайо, США), архитектор Терри Браун (Terry Brown).





Здание музея Ripley’s Believe It Or Not , в городе Брэнсон, штат Миссури, США.В соединенных штатах расположены несколько таких музеев, обьединяет их оригинальная архитектура постройки. К примеру музей в городе Брэнсон выглядит как будто пережил несколько землятрясений.



Longaberger house, представляет собой товарный знак "Longaberger" - компании, производящей корзины. Две корзины ручки крепятся к зданию с помощью медных и деревянных заклепок. Ручки подогреваются в целях антиоблединения. Общий вес здания: около 9000 тонн.Площадь здания: 180 000 квадратных футов.Общий вес ручки: около 150 тонн.Количество окон: 84. Здание в 160 раз длиннее, шире и выше, чем средняя по размеру корзина.












Танцующий дом The Dancing House, расположен в деловом центре Праги, Чехия. Здание известно под именами «пьяный дом»,«джинджер и фред», его спроектировали чешский архитектор Владо Милунич (Vlado Milunic) и известный канадско-американский архитектор, лауреат премии Прицкера Фрэнк Гери (Frank Gehry).






Habitat 67, Montreal - жилой комплекс в Монреале, который был спроектирован архитектором Моше Сафди в 1966-67 г. Комплекс был построен к началу выставки Экспо-67, одной из самых крупных мировых выставок того времени, темой которой были дома и жилое строительство. Куб является основой этого строения. 354 кубов, нарощенных друг на друга, позволили создать это серое по цвету здание со 146 квартирами. Стиль постройки - брутализм.





Nakagin Capsule Tower , в Токио, творение Кисё Курокаву (Kisho Kurokawa) было построено в 1972 году, и является символом стиля "японский метаболизм". Здание символизирует возраждение послевоенной Японии, на данный момент находится в списке всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International.





HSB Turning Torso - это небоскрёб в Мальмё, Швеция, расположенный на шведской стороне пролива Эресунд. Здание спроектировано испанским архитектором Сантьяго Калатрава и официально открыто 27 августа, 2005 года. Высота пятидесятичетырёхэтажного здания составляет 190 метров.



Kansas City Public Library . Этот проект, расположенный в самом центре Канзас-Сити, является одним из первых проектов, за возрождение города. Жителям Канзас-Сити, было предложено помочь подобрать список самых известных книг, которые представляют Канзас-Сити. Эти названия были включены как bookbindings" в инновационный дизайн экстерьера, с целью вдохновить людей посещать библиотеку.








Cub Houses. Оригинальная идея этих кубических домов возникла в 1970-х. Пит Блом (Piet Blom) разработал пару таких домов, которые затем были построены в Хельмонде (Helmond).Когда архитектору поступил заказ на дизайн домов в Роттердаме, он решил использовать кубическую идею и для этого проекта. Ещё один нюанс строительства заключается в том, что каждый дом напоминает абстрактное дерево, следуя этой концепции весь архитектурный ансамбль должен напоминать собой абстрактный лес.