Строение органов дыхания. Конспект урока по биологии на тему "Значение дыхания

1 Открытый урок по биологии 8 класс
«Значение дыхания. Органы дыхания»
Цели: определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь.Развитие творческого мышления детей в решении проблемных вопросов.Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике; выполнять несложные практические задания.
Задачи урока:
Познавательные:

    дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.
Развивающие:
    развивать умение делать выводы на основе полученной информации. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях ситуации выбора. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.
Воспитательные:
    воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; провести аналогию: дыхание – жизнь; лёгкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;- проблемного обучения;- самостоятельная работа;- ИКТ – технологии (сопровождение урока презентацией, слайдами диска «ОК»)
Методы:
    Объяснительно – иллюстративный; Проблемный, частично – поисковый; Самостоятельная работа.
Средства:
Предметные : презентации «Кто как дышит?»; « Эмоциональный фон к уроку», «Дыхательная система». Диск «ОК»; учебные таблицы; влажный материал « Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань».Практические: выполнение заданий «Наблюдение», самостоятельной работы.Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.Эмоциональные: интерес.
Формы: Индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, учебные таблицы, Диск «ОК», влажный материал «Верхние дыхательные пути», «Лёгкие». Модель «Гортань». Портрет Гиппократа.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент:
Приветствие, фиксация отсутствующих.Проверка готовности учащихся к уроку.Организация внимания школьников.
Презентация учащихся.
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идём по тропинке мимо стройных сосен и величавых елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчёлы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.
2.Изучение нового материала
СЛАЙД №1 - о «Дыхательной системе»
СЛАЙД №2 – Цель урока
Эпиграф к уроку: «ПОКА ДЫШУ – НАДЕЮСЬ» - римский поэт Овидий.

Решение биологических задач:

    Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Почему?
(Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха не может прожить и 10 минут. Хотя некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда 6 минут, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти).
    Используя знания, полученные при изучении курса «Зоологии», давайте вспомним и расскажем, у каких животных впервые появились органы дыхания? Какие эволюционные изменения произошли в дыхательных системах позвоночных животных?
Презентация учащихся с комментариями.
(* беспозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела;* у большинства насекомых появляется дыхательная система – трахейная;* рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей;* с переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется:Земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение;* лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение.
    Проблемный вопрос:
Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?
Беседа:
Как вы уже знаете, всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности.Вопрос: Вспомните, откуда добывают энергию растения?(Растения используют Е солнечного света.)Вопрос: Что же происходит с этой энергией дальше?(Она используется на построение органических веществ из углекислого газа и воды).Вопрос: А откуда получают энергию животные?(Животные добывают энергию из готовых органических веществ, получаемых с пищей.
Учитель. Правильно. Но ведь для этого органические вещества должны окисляться.Окисление – это химический процесс, т.е процесс взаимодействия веществ с кислородом.Различают несколько видов окисления:
    Быстрое окисление – горение. Медленное окисление. Биологическое окисление. Биологическое окисление – совокупность реакций окисления, протекающих во всех живых клетках.
Во всех этих процессах окисления участвует кислород и входе процесса выделяется тепловая энергия.Вопрос: много ли кислорода в нашем организме? Давайте решим небольшую задачку.
Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме. (Учащиеся дают свои ответы).
Свободного кислорода в организме человека нет. Кислород в организм поступает в результате дыхания. И полностью расходуется на процессы окисления.
Вопрос: Откуда животные и человек берут кислород? (из воздуха; воды).
Учитель. Совершенно верно. Вот мы и подошли к вопросу о сущности дыхания.
СЛАЙД №3- о сущности дыхания
ДЫХАНИЕ – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.
Поступление кислорода происходит через органы дыхания
Слайд № 5 – о видах дыхания
Дыхание бывает:* легочное (вдох и выдох)* тканевое (клеточное дыхание)
ПОКАЗ ДИСКА – ЛЕГОЧНОЕ И ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИЕ

СЛАЙД № 6- О значении дыхания
Значение дыхания:

    Обеспечение организма кислородом
2) Удаление углекислого газа 3)Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности 4)Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и др.)
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена или дыхательная часть.
СЛАЙД №7- дыхательная система. СЛАЙД №9- верхние дыхательные пути ДИСК ОК- носовая полость
Проблемный вопрос:
«Без носа человек чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, -просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так писал о носе Н.В.Гоголь. (зачитывает учитель)
- А если серьёзно, для чего появился нос у человека? Ведь у предков – человекообразных обезьян, его не было! (записан на доске)
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия.У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи. Её функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой. Лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
СЛАЙД № 10 – Гигиена носового дыхания.
    Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании в лёгкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции
СЛАЙД № 11 Наблюдения «Проверь проходимость воздуха через носовые ходы»
Закроем один носовой ход, а к другому поднесём кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать её при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.Вывод: при нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
СЛАЙД № 12 - гортань и МОДЕЛЬ
ДИСК «ОК» - гортань
Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами.Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.
СЛАЙД № 13 . Наблюдение
1.Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх .
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательные движения. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2.Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать ещё одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
СЛАЙД № 14. –Образование звука
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.
ЗАДАНИЕ В РТ №83: На рисунках изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто молчит, кто поёт. (Ученики дают ответы).У мужчин длина голосовых связок 20-24 мм, у женщин -18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.
Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? (Ответ: при выдохе).
СЛАЙД № 15 – Фонограмма слова мама, на которой чётко видно слово МАМА, на которой чётко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
СЛАЙД № 16. Гигиена голосового аппарата
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь вызывают негативное влияние на голосовой аппарат.
СЛАЙД № 17 – Трахея и бронхи.
ДИСК «ОК».
Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Который выводит пылевые частицы из лёгких.
В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
Носовая полость – глотка – гортань образуют верхние дыхательные пути
Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.
ВЫВОД ПОУРОКУ (Делают учащиеся)
    Закрепление изученного материала.
СЛАЙД № 26. Проверь себя. По предложенным рисункам задаются вопросы классу.
    Домашнее задание: 23. РТ №
Творческие задания:
    В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.


Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

Класс: 8

Тема урока: Значение дыхания. Строение органов дыхания.

Цели урока:

Образовательные:

    дать понятие значения дыхания как важного процесса для жизни;

    знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

Развивающие:

    умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

    развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;

    решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, флипчарт, видеоматериалы «Значение дыхания», «Строение носовой полости», «Чихание и кашель»,

«Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2).

Ход урока:

I . Орг. момент.

II . Изучение нового материала.

(Использование ИСЭТа «Дыхательная система»).

Пока дышу, надеюсь.

(римский поэт Овидий).

1. Дыхание – совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и ОС и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода.

2. Значение дыхания:

Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно – восстанови-тельных процессах;

Окисление (распад) органических соединений с освобождением энергии;

Образование и удаление углекислого газа;

Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака, сероводорода и других газов.

3. Дыхательная система : легкие и воздухоносные пути – носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

Работа в группах по заданию, используя материал параграфа 37 под редакцией Р. Алимкулова, заполните таблицу «Строение и функции органов дыхания»:

Название отдела

Строение

Функции

Полость носа

Гортань

Трахея и бронхи

Легкие

Плевра

4. Жизненная емкость легких – наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она равняется 3500 куб. см.ЖЕЛ измеряется при помощи прибора спирометра.

Выполнение л/р. 9 (6): Измерение ЖЕЛ.

5. Глубины и частоты дыхания от

Нейро - гуморальной регуляции;

Парционального давления кислорода в атмосфере;

Возраста и пола.

Физической нагрузки;

Физического состояния человека.

6. Регуляция дыхания

Нервная регуляция

Непроизвольная регуляция Произвольная регуляция

частоты и глубины дыхания частоты и глубины дыхания

осуществляется

Дыхательным центром продолговатого корой больших полушарий

Воздействие на холодовые, болевые и Мы можем произвольно ускорить

другие рецепторы может приостановить или остановить дыхание

Гуморальная регуляция

Частоту и глубину дыхания

ускоряет замедляет

Избыток СО2 Недостаток СО2

7. Болезни органов дыхания: рак легких, туберкулез, бронхит, ОРВИ, воспаление легких, бронхиальная астма, аллергический ринит, грипп.

8. Факторы, негативно влияющие на дыхательную систему:

Экологическое загрязнение атмосферы;

Уничтожение лесов и загрязнение океанов;

Курение (табачный дым и смола;

Неправильное дыхание;

Возбудители инфекционных заболеваний.

9. Условия правильного дыхания:

Глубокое, ритмичное дыхание через нос;

Для полной вентиляции легких при дыхании используют грудную клетку и диафрагму;

Для облегчения дыхания следить за правильным положением тела во время стояния и сидения;

Проветривать помещения;

Воздух в помещениях не должен быть пыльным, слишком сухим или слишком сырым.

Ш. Закрепление:

1. Человек может прожить без пищи несколько недель, без воды - несколько дней, без кислорода - не больше 10-20 минут. Почему?

2. Римскийпоэт Овидий писал: «Пока дышу, надеюсь». О чём он хотел сказать? Свой ответ обоснуйте.

3 . Объясните слова Маяковского:

Нельзя человека закупорить в ящик.

Жилище проветривай лучше и чаще…

4. Решите задачу: Сколько воздуха (метров кубических) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см кубических воздуха?

5. Ответьте письменно на вопрос:

Как связано строение лёгких с выполняемой ими функцией?

6). Объясните:

    Почему трахея имеет полукольца, а бронхи кольца из хрящевой ткани?

    Как вы считаете , почему у курящих людей часто бывают хриплые голоса?

взрослых?

    Почему при расстройстве дыхания останавливается сердце?

    Почему М.Ломоносов и Э.Золя считали производственную пыль особенно опасной? Мотивируйте свой ответ.

7). Работа с рисунками:

А) . Рассмотрите рис 1 «Органы дыхания», что обозначено на нём цифрами

1- 11.Ответьте письменно: почему следует дышать через нос?

Рис 1 «Органы дыхания».

Б). Рассмотрите рис 2 «Строение гортани», что обозначено на нем цифрами 1 -5. Как вы думаете, почему нельзя громко кричать?

Рис 2 «Строение гортани».

8. Впишите в текст вместо пропусков нужные слова / в нужном падеже/, указанные в скобках:

(гортань, звук, глотка, громкость, рот, тембр, нос, высота).

9 . Восстановите текст:

Б, О, Ь, Д, О, Р, Д,О, Е

Как вы можете это объяснить?

10 . Выпишите номера неправильных суждений:

1. Воздухоносные пути начинаются носовой полостью.

2. Дыхательный центр расположен в мозжечке.

3. Вдох осуществляется без затрат к энергии.

4. Из гортани воздух проходит в трохею.

5. Лёгкие относятся к воздухоносным путям.

6. Заикание – нервное заболевание.

7. Возбудителем туберкулёза является палочка Коха.

8. Во время выдоха объём грудной клетки уменьшается.

Д/З: конспект.

Объясните смысл поговорки:

«Когда я ем, я глух и нем». Почему пища не попадает в гортань?

Приложение к уроку

«Строение и функции органов дыхательной системы»:

Название отдела

Строение

Функции

Полость носа

Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка обильно снабжена кровено-сными сосудами и покрыта мерцатель-ным эпителием, имеющих железы.

Обоняние. Согревание (или охлажде-ние) и увлажнение воздуха. Задерживание и удаление пыли. Рефлекторное чихание. Уничтожение бактерий.

Гортань

Хрящи: щитовидный, надгортанный, черпаловидный и др. Между черпало-видным и щитовидным хрящами натя-нуты хрящами натянуты голосовые связки, образующие голосовую щель. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой.

Образование звуков и речи.

Рефлекторный кашель при раздражении рецепторов от пыли. Надгортанник при глотании закрывает вход в гортань.

Трахея и бронхи

Трубка длиной 10 – 12см с хрящевыми полукольцами. Задняя стенка эластич-ная, граничит с пищеводом. В нижней части трахея разветвляется на два гла-вных бронха. Изнутри трахея и бронхи выстланы слизистой оболочкой.

Обеспечивают свободное прохождение воздуха.

Легкие

Парный орган. Мелкие бронхи, бронхиолы, легочные пузырьки (альвеолы). Стенки альвеол образованы однослойным эпителием и густой сетью капилляров.

Газообмен через альвеоло – капил-лярную мембрану. Клетки эпителия выделяют вещество, которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает м.о., попавшие в легкие.

Плевра

Снаружи каждое легкое покрыто двумя листами соединительнотканной оболочки: легочная плевра прилегает к легким, пристеночная плевра к грудной полости. Между двумя листами плевры находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью.

За счет отрицательного давления в плевральной полости

Осуществляется растягивание легких при вдохе. Плевральная жидкость уменьшает трение при дыхании.

Конспект урока по биологии на тему «Органы дыхания» (9 класс VIII вид)

Цель урока:
1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.
2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания по разделам: «Система органов кровообращения» и «Опорно-двигательная система».
- изучить с учащимися систему органов дыхания, ее части;
- продолжить формировать интерес к строению своего организма;
- продолжить формирование умений и навыков в проектной деятельности при составлении мини-проектов,
-расширять кругозор.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить при выполнении различных заданий;
- корректировать и развивать память, зрительно-моторную реакцию учащихся;
-развивать речь учащихся, мышление, внимание;
- обогащать словарный запас;
- развивать творческое воображение при работе с иллюстрациями
(фото) к тексту;
- на примере презентации показать возможность использования ИКТ.
Воспитательные:
- мотивация здорового образа жизни,
- воспитывать интерес к изучению жизнедеятельности своего организма на примере системы дыхания
- заинтересовывать и побуждать к поиску дополнительной информации на основе межпредметных связей,
- способствовать положительной мотивации учебной деятельности,
-воспитывать самостоятельность при подготовке презентаций, сообщений.
Оборудование к уроку:
1. Презентация на тему: «Органы дыхания».(слайды).
2. Таблица: «Органы дыхания, строение».
3. Таблица: «Выбери правильный ответ».
4. Творческое задание с использованием биологических понятий и иллюстраций.
5. Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
I. Организация учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление новой темы.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Анализ и оценка работы на уроке.
VIII. Рефлексия
IX. Объяснение домашнего задания.

I. Организация учащихся к уроку.
У:Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста готовность к уроку.
Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.
У:Ребята, вспомним изученные системы органов организма человека.
Вы готовили мини-проекты по темам: «Опорно-двигательная система» и «Система органов кровообращения».
Проверим знания.Слово для защиты мини-проекта по теме: «Опорно-двигательная система»предоставляется представителю 1 группы учащихся.
Слово для защиты мини-проекта по теме: «Система органов кровообращения»предоставляется представителю 2 группы учащихся.
У:Вопросы к классу:
1)Назовите органы опорно-двигательной системы.
Ответы:К органам опорно-двигательной системы относятся мышцы и скелет.
2)Назовите органы кровеносной системы.
Ответы:К системе органов кровообращения относятся сердце, кровеносные сосуды, кровь.
3)Назовите факторы отрицательного влияния на органы кровообращения.
Вредное влияние на органы кровообращения оказываю употребление алкоголя, наркотиков, курение.
4)Назовите факторы положительного влияния на органы кровообращения.
Укрепление и оздоровление органов кровообращения вызывают занятия спортом, физкультурой.

III. Изучение новой темы. (сл.1)
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую систему органов. Название системы вы узнаете выполнив задание: расположите буквы в порядке убывания размеров этих букв.(сл.2).

Итак, мы начинаем изучать систему органов дыхания.
Тема нашего урока «Органы дыхания». (сл.3).Открыли тетрадь, записали число и тему урока.
План.(сл.№4)
1. Значение дыхания.
2. Органы дыхания и их функция.
3. Гигиена дыхания.
Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи
он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут. Человек дышит постоянно, когда работает, ест, спит, гуляет.
Дыхание состоит из вдоха и выдоха. (сл.5).Процессы вдоха и выдоха. (сл.6).
Механизм вдоха.(сл.7) Во время вдоха воздух с кислородом поступает в организм человека. Механизм выдоха(сл.8). Во время выдоха воздух удаляется из организма.
Почему так важно дыхание. Работа каждой клетки, каждого органа нашего организма связана с потреблением энергии. Энергию вырабатывает сам организм. В каждой клетке происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия. Для химической реакции необходим кислород, который поступает в организм во время вдоха. В результате химической реакции выделяется углекислый газ и пары воды, которые удаляются во время выдоха. Таким образом видно, что органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом и окружающей средой.
Дыхание – процесс обмена газов между организмом и окружающей средой (сл.№9).
Сделаем вывод и определим, какое значение имеет дыхание. (сл.№10).
Значение дыхания.
1. Поступление кислорода.
2. Удаление углекислого газа.
3. Удаление паров воды.
Газообмен происходит в легких. Но прежде чем воздух с кислородом дойдет до легких, он пройдет через ряд органов. Эти органы составляют систему дыхания (сл.№11). Органы дыхания представлены верхними дыхательными путями (носовая полость, ротовая полость, носоглотка, глотка) и нижними дыхательными путями (гортань, трахея, бронхи, лёгкие).
Начинается дыхание с поступления воздуха в носовую полость (сл.№14,15,16.17).
Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многочисленными волосками и пронизана кровеносными сосудами. Слизь убивает микробы, волоски очищают от пыли, кровеносные сосуды согревают воздух.
Почему не рекомендуется дышать ртом?
Почему нельзя кричать на морозе?
Почему на морозе нос красный?
Из носовой полости воздух поступает в носоглотку (сл.18).

Носоглотка – место соединения носовой полости и ротовой полости. Носоглотка выстлана слизистой и пронизана кровеносными сосудами. Носоглотка участвует в проведении и согревании воздуха.
Из носоглотки воздух поступает в гортань.(сл.№19,20,21,22) Гортань расположена в верхней части шеи. Она образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В гортани находятся голосовые связки и между ними голосовая щель. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связки и возникает звук. Во время вдоха и выдоха воздух проходит через гортань.
Следовательно, гортань участвует в проведении воздуха и голосообразовании.

Из гортани воздух поступает в трахею.
(сл.№23,24).
Трахея – это трубка длиной 10-15 см. Ее составляют хрящевые полукольца. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу. Такое строение не задерживает прохождение воздуха при любых движениях шеи. Трахея участвует в проведении воздуха.

Нижняя часть трахеи делится на два бронха(сл.№25). Крупные бронхи разветвляются на мелкие, как ветки у дерева. Бронхи участвуют в проведении воздуха.
Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками.
Легочные пузырьки пронизаны густой сетью кровеносных сосудов.
Мельчайшие бронхи и легочные пузырьки образуют легкие (сл.№26)
В легких происходит
Газообмен (сл.№27)

После газообмена совершается выдох по тем же органам, только в обратном направлении.
Назовите органы, по которым проходит воздух при выдохе?

IV.Физкультминутка. Релаксационная пауза .(сл.28)

Проведем наблюдения.
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем кусочек ваты. Сделаем вдох и выдох. (сл.№29)

Что мы наблюдаем?

Проведем наблюдения.
Сделаем глубокий вдох и глубокий выдох. Сделаем легкий вдох и попробуем сделать глубокий выдох.
(сл.№30)
Что мы наблюдаем?
Сделайте вывод из полученных наблюдений.

V. Закрепление изученного материала.
Дать определение дыханию.
Какое значение имеет дыхание?
Из перечисленных функций выбрать только те, которые относятся к дыханию.
Учитель переворачивает слова и на обратной стороне получается предложение «Органы дыхательной системы». Учитель предлагает под названием разместить органы дыхания.

Следующее задание связано с определением органов дыхания на иллюстрации.
Определить под какими цифрами обозначены органы дыхания. (сл.31,32)

Следующее задание. По особенностям строения и выполняемым функциям определить орган дыхательной системы.(сл.№33)

Индивидуальная работа по карточкам.
Карточки №1.
Соедини орган дыхания и выполняемую им функцию (сл.№34,35).

Карточки №2.
Расположи органы дыхания в порядке прохождения по ним воздуха от носовой полости к легким.

VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы начали изучать систему органов дыхания.
Какой процесс в организме называется дыханием?
Перечислить органы дыхания.
И в заключении хочется напомнить еще раз, что здоровье надо беречь
смолоду. Помнить, что курение – самая распространенная вредная привычка в нашем обществе, оказывает вредное влияние на все органы и на органы дыхания в том числе.
Сравните легкие курящего и некурящего человека(сл.№36). Надеюсь, что каждый сделает для себя вывод. Тот, кто не начинал и не начинайте курить, а тот кто курит, тот обязательно должен бросить эту пагубную привычку.

VII. Анализ и оценка работы.
Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на уроке.

VIII. Рефлексия (сл.37).
Продолжите предложение:
1.Мне на уроке понравилось…
2.Я на уроке запомнил…
3.Я научился…

IX. Объяснение домашнего задания. 1.Учебник, стр.77-80,читать, пересказывать
2.Творческое задание:
1. Найти на своем теле места, где расположены органы дыхательной системы.
2.Приготовить сообщения, презентации на темы:
Действие табачного дыма на организм человека,
Заболевания дыхательной системы (туберкулёз, пневмония).
(сл.№38)
X.Спасибо за внимание.(сл.39)

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут).Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия .

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О 2 в клетки организма, участие О 2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание . Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости .

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости. <Рисунок 1>

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.<Рисунок 2>

2. Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха , а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Итоги урока. (Оценки за активную работу на уроке, за тест. Домашнее задание: п. 26, ответить на вопросы стр.138-139)

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тема: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути,

Цель:раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие

понятия о связи строения и функций органов на примере органов дыхания; объяснить

функциональную связь кровеносной и дыхательной систем; познакомить с некоторыми

гигиеническими правилами.

Оборудование:таблицы с изображением органов дыхательной системы.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

2. Проверка знаний

Биологический диктант

1.Сосуд, несущий кровь в капилляры (артерия )

2.Омертвление ткани участка сердца (инфаркт )

3.Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены (сердце )

4.Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям (желудочек )

5.Кровоизлияние в мозг (инсульт)

6.Приспособление для остановки артериального кровотечения конечности (жгут)

7.Омертвление участка ткани (некроз)

8.Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нём самом

(автоматизм)

9.Сосуд, в котором происходит обмен газов (капилляр)

10.Сосуд, по которому кровь возвращается к сердцу (вена)

11.Мышечный слой сердечной стенки (миокард)

12.Прибор для измерения давления (тонометр)

13.Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения (предсердие)

14.Магистральная артерия, большого круга кровообращения (аорта)

15.Заболевание, связанное со стойким повышением давления (гипертония)

16.В левой части сердца находится богатая кислородом и бедная углекислым газом

(артериальная кровь)

17.Берёт начало в левом желудочке, доставляет артериальную кровь, обогащенную

кислородом ко всем тканям организма и заканчивается в правом предсердии. (Большой

круг системы кровообращения)

18.Непрерывный ток крови по сосудам называется (кровообращением) .

19.Полый мышечный орган, расположенный в грудной клетки (сердце)

20.Мощные толстостенные камеры, изгоняющие кровь в сосуды во время сокращения

(желудочки)

21.Клапаны, препятствующие движению крови из аорты обратно в предсердия (полулунные

22.Период от одного сокращения до другого называют (сердечным циклом) .

23.Заполненные кровью предсердия сокращаются и проталкивают кровь в желудочки. Эта

стадия сокращения называется (систолой предсердия)

24.Систолы предсердий приводят к попаданию крови в желудочки, которые в этой момент

расслаблены. Это состояние желудочков называют (диастолой желудочков.)

25.Давление крови внутри артерий (артериальное давление)

26.Наибольшее давление в момент систолы сердца называется (систолическим) .

27.Истечение крови из кровеносных сосудов вследствие повреждения их целостности

(кровотечения)

28.Кровотечения, при которых кожные покровы остаются целыми, и кровь изливается в

полости организма (внутренние)

29.Кровотечение, возникающее при повреждении вен (венозное)

30.Мелкие артерии (артериолы)

3. Введение в тему.

Воздух (точнее, кислород) –основа всех жизненных процессов нашего организма, построенных

на окислении. Значит, без кислорода невозможна и сама жизнь.

На этом уроке вы узнаете, как устроена дыхательная система, поставляющая кислород в наш

организм. Кроме того, вы познакомитесь с механизмом образования голоса

4. Изучение нового материала.

КИСЛОРОД –ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

Живые клетки организмов, как правило, получают энергию в результате окисления и распада

органических веществ, поэтомук ним постоянно должен поступать кислород. Например, из

имеющейся в организме глюкозы под действием кислорода образуется углекислый газ и вода и

выделяется энергия. Этот процесс происходит в митохондриях . (органеллы животных и

растительных клеток)

Таким образом, нормальная жизнедеятельность клеток возможна лишь при условии постоянного

поступления кислорода и удаления углекислого газа. Кислород расходуется, а углекислый газ

расходуется так быстро, что необходимо постоянное накопление одного и удаление накоплений

другого.

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ

Обмен газами между клетками и окружающей средой называется дыханием . (совокупность

процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа)

Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам, где он вступает в обмен веществ, и удаление

углекислого газа можно разделить на 4 этапа.

Первый этап –вентиляция лёгких . (поступление из окружающей среды в лёгкие воздуха, богатого

кислородом и удаление из лёгких во внешнюю среду воздуха, богатого углекислым газом)

Второй этап –газообмен между воздухом легких и кровью. Это происходит в капиллярной сети

Третий этап –транспорт газов кровью к тканям и от них.

Первый и второй этапы –называются лёгочным дыханием . (газообмен между воздухом в лёгких и

СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Система дыхания состоит из лёгких (органы дыхания человека, наземных позвоночных и

некоторых рыб. В лёгких кислород воздуха переходит в кровь, а диоксид углерода из крови в

воздух.), которые находятся в грудной полости, воздухоносных путей – носовой полости

(полость, в которой у человека находятся органы обоняния) , носоглотки (отдел дыхательных

путей, верхняя часть глотки) , глотки, гортани (начальный хрящевой отдел дыхательной

системы, расположен между глоткой и трахеей, проводит воздух в трахею и обратно. Участвует в

гортанью и бронхами впереди пищевода), бронхов (ответвление трахеи в лёгких) и бронхиол

(мельчайшие бронхи).

Воздухоносные пути подводят воздух к альвеолам легких - мельчайшим воздушным мешочкам,

где собственно происходит и газообмен. Кислород, попадая в альвеолы, переносится в капилляры

и разносится кровью к клеткам организма.

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ

Воздухоносные пути(каналы, по которым осуществляется транспортировка вдыхаемого воздуха

из окружающей среды в лёгкие, а выдыхаемого –в обратном направлении) разделят на верхние и

нижниедыхательные пути.

Рассмотрим строение верхних дыхательных путей.

Через ноздри воздух поступает в носовую полость. Она разделена хрящевой перегородкой на

правую и левую половину. В каждой из них идут извилистые ходы. Они увеличивают

внутреннюю поверхность носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная

кровь движется по этим сосудам навстречу холодному вдыхаемому воздуху и согревает его,

предохраняя лёгкие от переохлаждения.

Как вы уже знаете, в задней части носовой полости находится орган обоняния. Появление резкого

запаха ведёт к непроизвольной задержке дыхания.

ФУНКЦИИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ

При прохождении через носовую полость воздух увлажняется и очищается. Слизистая оболочка

сильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Благодаря этому она улавливает мелкие частицы, пыль, бактерии. Слизь содержит вещества,

губительно влияющие на микроорганизмы. Одно из них –лизоцим. Кроме того, вслизистой

оболочке носовой полости много лимфоцитов.

Люди, постоянно дышащие через рот, более подвержены воспалительным заболеваниям

дыхательных путей, так как вдыхаемый воздух минует одну из стадий эффективной очистки.

МИНДАЛИНЫ

Из носовой полости воздухпоступает в носоглотку через внутренние ноздри – хоаны . Затем

воздух поступает в гортань. Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (органы

лимфатической системы, участвуют в защите организма от болезнетворных микроорганизмов, в

выработке иммунитета). Они состоят из лимфоидной ткани, подобно той, которая находится в

лимфатических узлах.

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Спереди и боков

гортань образована щитовидным хрящом. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя

кадык. Вход в гортань может закрываться хрящевым надгортанником (хрящ, закрывающий вход в

гортань при глотании пищи).

Вход в гортань находится рядом с пищеводом. Иногда (при разговоре во время еды) надгортанник

не успевает прикрытьвход в гортань, и частицы пищи могут попасть в дыхательное горло. При

воздержаться от разговоров во время еды.

В узкой части гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара связок участвует в

правому и левому –черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут

сближаться и натягиваться.

Приспокойном дыхании связки разведены. При усиленном дыхании они разводятся ещё шире,

чтобы не мешать движению воздуха. Когда человек разговаривает, связки смыкаются, оставляя

лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издаютзвук.

повредиться и от частых воспалений дыхательных путей, курения, злоупотребления алкоголем.

РЕЗОНАТОРЫ ЗВУКА

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются воздушными полостями костей черепа. Эти полости

называются пазухами . В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной кости –

гайморова пазуха. Они служат резонаторами –усиливают звук и придают ему дополнительные

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ

формируются в ротовой и носовой полостях. Они зависят от положения языка, зубов, губ,

челюстей и распределения воздушных потоков между ними. Процесс формирования речи

называется артикуляцией .

Из гортани воздух попадает в трахею. Очевидно, что трахея всегда должна быть открыта для тока

воздуха. Для того, чтобы стенки трахеи не спадались, она укреплена хрящевыми полукольцами.

Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона расположена к пищеводу. При

прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому.