Тема и идея плач ярославны. Подготовка к сочинению

1. «Плач Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве» . Эпизод «Плач Ярославны» является элементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему событиям. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое значение для композиции «Слова о полку Игореве» . Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.
Без этого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема - раздробленность и пути к объединению.

2. Этот эпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для истории Руси это поражение имело немалое значение.
3. Многогранен и страстен патриотизм Ярославны, выраженный в ее плаче. По глубине лиризма, художественной выразительности плач Ярославны является непревзойденным шедевром ораторского искусства, каких не было ни в отечественной, ни в мировой литературе. В нем природа, вся Русская земля сопереживают вместе с Ярославной, скорбят о поражении Игоря, помогают ему бежать из плена. Таким образом, Игорь делает и свою юную супругу непосредственной участницей героико-трагических событий, наделяет ее высоким пониманием патриотического долга, что помогает полнее раскрыть идейный замысел поэмы.

4. Пространство в «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. “Природа в «Слове» - не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, - она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора” (Д. С. Лихачёв) . Обращение ко всем силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир: “...средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира - как бы микромир... ” (Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного пространства) . Употребляется большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке и к солнцу, словно как к живым: “Днепр мой славный! ”, “Солнце трижды светлое! ”, “Что ты, Ветер... ”

Алёна ВОСКРЕСЕНСКАЯ,
8-й класс, гимназия № 1514,
Москва (учитель -
Римма Анатольевна Храмцова)

Идейно-художественная роль эпизода «Плач Ярославны

«Cлово о полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано в XII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась в состоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами и иноземными вторжениями.

«Слово о полку Игореве» , как и каждое произведение литературы, имеет идейное содержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, вся система средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесно связана композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, без которого произведение утрачивает свой смысл и форму.

«Плач Ярославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этом произведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий. Такими эпизодами являются: момент, когда “Солнце ему (Игорю) тьмою путь заступало”; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» - без них утратится ощущение того времени, XII века, когда было написано произведение, так как в Древней Руси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаёт атмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читатель может лучше разобраться в произведении.

В летописи было лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» является элементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучания произведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности после лирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей и их многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным ему событиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразить настоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописном отрывке этого быть не может.

Этот эпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношение автора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде не выражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, тем самым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь для истории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве» проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально-оценочным отношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большое значение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря из половецкого плена.

Без этого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полку Игореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждение междоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема - раздробленность и пути к объединению.

Пространство в «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот момент художественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом же эпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна в своём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силам природы одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. “Природа в «Слове» - не фон событий, не декорация, в которой происходит действие, - она сама действующее лицо, нечто вроде античного хора” (Д.С. Лихачёв). Обращение ко всем силам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромное пространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир: “...средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира - как бы микромир...” (Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественного пространства).

Я читала «Слово о полку Игореве» в двух различных переводах - Д.Лихачёва и в поэтическом переводе Н.Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разных переводов даёт возможность читателю взглянуть на события с разных сторон и лучше их понять. В каждом переводе проявляется личность переводчика - он является как бы автором текста. У Заболоцкого язык больше приближен к общедоступному, даже разговорному:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки...

В то время как у Лихачёва:

О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Но всё же у нас остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведения благодаря инверсии:

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской...

Заболоцкий использует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения, сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски. Например, у Лихачёва нет таких строчек:

Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь...
...................................
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты...

То есть Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёв использует преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самых фразах использует сравнения, например: “...кукушкою безвестною рано кукует” (Д.Лихачёв), “...как кукушка кличет на юру”. В обоих переводах употребляется большое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к реке и к солнцу, словно как к живым: “Днепр мой славный!”, “Солнце трижды светлое!”, “Что ты, Ветер...”

Таким образом, эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так и эмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражает состояние всей русской земли в то время.

Плач Ярославны , пожалуй, самый поэтичный и красивый эпизод произведения.­ Звучит он не просто как стенания и мольба, а как самое настоящее заклинание, наполненное народными напевами и магическими превращениями в животных.­

­Ярославна переживает о неудачном походе дружины своего супруга князя Игоря . В своей печали она не стесняется своих слез и­ обращается к высшим силам природы – ветру, реке и солнцу. Удивительны ее обращения на равных, Ярославна как бы осуждает и отчитывает высшие силы, как старых добрых друзей, которые не оказали должную помощь поддержку ее мужу. Таким приемом автор указывает на ярко выраженные языческие обычаи, которые имели место в то время, несмотря на принятое уже христианство. Необычайно живописно изображена и природа в плаче. Такие описания как преображение в животных, вполне характерны для фольклорного творчества.

В образе Ярославны успешно сочетается тип верной и преданной супруги, которая ради мужа готова на многое, и в кукушку обернутся, и кровь с ран стереть.­ Также упоминает в своей песне и прославленный подвиг Святослава , как бы говоря, что есть чем гордиться, народу русскому.­ Важно, что женский образ представлен наравне с мужскими. Таким образом, автор подчеркивает уверенность и самодостаточность Ярославны.

Итак, можно заключить, что с помощью представленного образа, автор пытается передать скорбь, и в тоже время решительность всех женщин Руси – жен и матерей.­ Каждое слово Ярославны наполнено светом и надеждой на благополучное окончание противостояния.

Тема: Анализ эпизода из «Слова о полку Игореве». Плач Ярославны.

Цель: Развитие умения писать сочинение-анализ эпизода.

Задачи:

    Обеспечить понимание смысла эпизода

    Научить видеть в тексте лексические и синтаксические средства выразительности и определять их роль в тексте

    Учить составлять сложный план

    Учить определять роль эпизода в структуре произведения

Планируемые образовательные результаты:

    Учащиеся узнают о роли данного эпизода в «Слове»

    Усовершенствуют свои умения видеть средства выразительности языка и определять их роль в тексте

    Расширят свой словарный запас

    Научатся писать сочинение-анализ эпизода

Ход:

    Стадия вызова. Приём «Верное-неверное утверждение».

Учащиеся работают индивидуально с таблицей, затем озвучивают результаты.

Анализ ответов.

О каком отрывке пойдёт речь на уроке?

Как вы думаете, с какой целью мы ещё раз возвращаемся к этому эпизоду?

Объявление темы урока.

2. Стадия содержания.

1)Приём «Ромашка Блума».

Учащиеся внимательно читают эпизод, составляют к нему вопросы:

Уточняющие:

    А не кажется ли тебе…

    Правильно ли я понял…

Интерпретационные:

    Почему?

    Объясните…

Оценочные:

    Что вы думаете по этому поводу?

    Как вы относитесь…

Творческие:

    Что было бы, если…

    Как бы изменилось…

Практические:

    Как можно использовать…

    Как я буду использовать…

Учащиеся задают вопросы друг другу и отвечают.

2)Работа со средствами выразительности в группах.

1 группа – синтаксические средства выразительности.

Задание-карточка.

1)Чем являются с точки зрения синтаксиса 2, 4, 6,8 строфы? (прямая речь)

2) Чем являются с точки зрения синтаксиса слова Ветер, Днепр мой славный, Солнце трижды светлое? Какую роль играют данные средства языка в этом эпизоде? (обращение)

3) Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использует автор в эпизоде? О чём это говорит?

4) Найдите синтаксические повторы. С какой целью они введены?

2 группа – лексические средства выразительности.

Задание-карточка.

Впишите в таблицу примеры тропов из эпизода и укажите их роль, верно выбрав её из подсказок.

Подсказки: Придаёт образность тексту; указывает на важность неодушевлённых явлений; указывает на единство с народным творчеством, а значит, и с народом.

3) Работа с текстом. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова, выражения:

Пленительный образ Ярославны – символ ____________________. Она печалится,________________, _____________________, просит,_________________, скорбит о всех русских воинах. _______________ голос преодолевает ______________, долетает до __________________ .

По глубине чувств, задушевности монолог Ярославны близок к ______________ песне.

4)Проблемный вопрос.

Почему плач Ярославны расположен в 3 части? О чём это говорит?

(Примерный ответ: Женщина – это тыл, поддержка, опора, часто невидимая, но действенная. Именно после плача Ярославны мы видим бегущего из плена князя Игоря.)

5)Составление сложного плана.

1) Подготовленный ученик напоминает о структуре сложного плана.

2) Составление плана.

Примерный план.

1.Вступление. Эпизоды «Слова…»

    Ярославна – героиня 3 части «Слова…»

А) 4 части эпизода.

Б) Чувства Ярославны.

В) Близость к народной песне.

Г) Место в композиции данного эпизода.

    Заключение. Важность эпизода «Плач Ярославны» в «Слове о полку Игореве».

3.Стадия рефлексии.

Приём «Интервью участника событий». О чём бы вы спросили автора «Слова о полку Игореве»?

Домашнее задание: написать сочинение – анализ эпизода, используя материалы урока.

    В 1791 году А. И. Мусин-Пушкин был назначен обер-прокурором Святейшего Синода. В том же году, 11 августа, Екатериной II был издан указ, по которому Синоду разрешалось собрать и изъять из монастырских архивов и библиотек рукописи, представляющие интерес...

    В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья - Игорь и его брат Всеволод - оказались в плену. После...

    1. Своеобразие жанра «Слова...». 2. Особенности композиции. 3. Языковые особенности произведения. Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени,...

    Повесть временных лет возникла в Киеве, в знаменитой Киево-Печерской Лавре. В других древних русских городах тоже возникали свои летописи: у Чернигова на юге, а на севере у Новгорода, Суздаля и позже у Владимира на Клязьме (основан в 1108 г.) тоже были...

    За почти двухвековую историю изучения «Слова о полку Игореве» наиболее авторитетные его исследователи - В. П. Адрианова-Перетц, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков, Л. А. Дмитриев, М. В. Щепкина, а до них Вс. Миллер, А. Н. Веселовский, И. Н. Жданов, В. М. Истрин,...