Тест литературе 6. Сказка - быль «Кладовая солнца»

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Итоговый тест по литературе

за курс 6 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2013

Пояснительная записка

Тесты по литературе за курс 6 класса позволяют определить уровень знаний учащихся произведений, изученных в 6 классе по УМК Г.И. Беленького. Работа содержит вопросы о жизни и творчестве писателей и поэтов, вопросы на знание текста, на знание героев изученных произведений, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на заключительном уроке литературы.

Критерии оценивания:

«5» - 90 – 100 %

«4» - 70 – 89 % от общего количества вопросов,

«3» - 50 – 69 % от общего количества вопросов,

«2» - менее 50 % от общего количества вопросов.

I вариант

1. Что такое былина?

1) Это изображение событий далёкого прошлого.

2) Это песни-сказания о богатырях, об их подвигах во славу Родины.

3) Это изображение подвигов богатырей.

2. Из какой былины взяты строки:

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно…

1) «Вольга и Микула Селянинович»

2) «Илья Муромец и Калин-царь»

3) «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

3. Когда началось летописание на Руси?

1) в IX веке

2) в XIII веке

3) в XI веке

4. Какие жанры народного творчества использует в своей летописи Нестор?

1) былины

2) пословицы и поговорки

3) загадки

5. Когда появилась «Повесть временных лет»?

1) в 1423 году

2) в 1113 году

3) в 1876 году

6. Что такое баллада?

1) Это эпическая песня героического характера.

2) Это сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай.

3) Это необычные стихотворения с острым сюжетом.

1) В.А. Жуковский

2) А.Н. Майков

3) И. Гёте

8. Каков жанр «Песни о вещем Олеге»?

1) поэма

2) песня

3) баллада

9. Из какого произведения А.С. Пушкина взяты следующие строки:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

1) «Зимняя дорога»

2) «Зимнее утро»

3) «Бесы»

10. Троекуров из романа А.С. Пушкина «Дубровский»

1) высокообразованный дворянин;

2) человек необразованный и глупый;

3) получил блестящее образование, но нигде не смог применить его должным образом.

11. Старый Дубровский

1) был очень богат;

2) владел 70 крестьянами;

3) служил в армии и получал там жалованье.

12) Владимир Дубровский

1) жил с отцом;

2) жил в Петербурге;

3) жил за границей.

13. Саша – это

1) крепостной Дубровского;

2) брат Маши Троекуровой;

3) брат Дубровского.

14. Какое стихотворение не принадлежит М.Ю. Лермонтову?

1) «Парус»

2) «Три пальмы»

3) «Няне»

15. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Парус».

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

1) ямб

2) хорей

3) дактиль

16. В чём вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

1) потребительское отношение человека к природе;

2) трагическое столкновение красоты с законами бытия;

3) роковой смысл ропота пальм на Бога.

17. Какой из трёхсложных размеров имеет ударение на первом слоге?

1) дактиль

2) амфибрахий

3) анапест

18. Какова тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»?

1) встреча одноклассников;

2) неравноправие людей;

3) приспособленчество.

19. Какова профессия главного героя рассказа А.П. Чехова «Пересолил»?

1) землемер;

2) чиновник;

3) экзекутор.

20. Жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1) сказка;

2) рассказ;

3) сказка-быль.

1) «золотая курочка»;

2) «золотой цыплёнок»;

3) «золотая хозяюшка».

22. Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь?

1) Настя;

2) собака Травка;

3) односельчане.

23. Название произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» говорит о том, что перед нами

1) история дополнительных занятий по французскому языку;

2) рассказ об уроках нравственности и доброты;

3) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка.

24. Рассказчик произведения В.Г. Распутина «Уроки французского», который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является

1) гордость;

2) тоска по дому;

3) скупость.

1) эпитет;

2) гипербола;

3) аллитерация.

26. Ирония – это

1) дружелюбный смех;

2) тонкая, скрытая насмешка;

3) осмеяние человеческих пороков.

II вариант

1. На протяжении многих веков былины существовали только в устной форме. С какого времени они стали записываться?

1) с XVIII века

2) с XIX века

3) с XX века

2. Кто из перечисленных героев не является былинным богатырём?

1) Никифор Прохоров

2) Добрыня Никитич

3) Алёша Попович

3. Что такое летопись?

1) Это историческое произведение, в которых повествование велось по годам.

2) Это описание реальных и легендарных событий.

3) Это эпические песни героического характера.

1) Иван

2) Варфоломей

3) Нестор

5. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

1) Эта книга стала очень редкой.

2) Она была написана в давние времена.

3) Это источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре и истории.

6. Из какой баллады следующие строки:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…

1) «Лесной царь»

2) «Светлана»

3) «Емшан»

7. Кто восхищённо приветствовал А.С. Пушкина надписью на своём портрете: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…» ?

1) Г.Р. Державин

2) В.А. Жуковский

3) А.П. Сумароков

8. Из какого произведения следующие строки:

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю – слава, отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда…

1) «Лесной царь»

2) «Песнь о вещем Олеге»

3) «Канут»

9. Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу

А.С. Пушкина?

1) «Зимнее утро»

2) «Бесы»

3) «Парус»

10. Владимир Дубровский из романа А.С. Пушкина «Дубровский» приехал домой по вызову няни и

1) застал отца живым и здоровым;

2) нашёл его больным;

3) не застал отца в живых.

11. Кистенёвку сожгли

1) случайно;

2) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе;

3) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.

12. Дефорж, появившийся у Троекурова, – это

1) Дубровский;

2) настоящий француз;

3) переодетый крепостной Дубровского.

13. Владимир Дубровский

1) остался разбойником;

2) погиб;

3) уехал за границу.

14. Каков жанр стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?

1) баллада;

2) поэма;

3) элегия.

15. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».

В песочных песках аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

1) амфибрахий

2) ямб

3) дактиль

16. Какое стихотворение не принадлежит М.Ю. Лермонтову?

1) «Утёс»

2) «Парус»

3) «Дорога»

17. Что называется стопой в стихотворении?

1) ударный слог;

2) безударный слог;

3) сочетание ударного и безударного слога.

18. Какое слово находит толстый, чтобы устыдить тонкого (из рассказа Чехова «Толстый и тонкий»)?

1) бесчинство;

2) чинопочитание;

3) чинуша.

19. Какую работу должен был выполнить Глеб Гаврилович Смирнов из рассказа А.П. Чехова «Пересолил»?

1) написать прошение;

2) осмотреть усадьбу;

3) межевание.

20. Действие в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца» происходит

1) до Великой Отечественной войны;

2) после войны;

3) во время войны.

21. Повествование в произведении «Кладовая солнца» ведётся от лица

1) Насти;

2) Митраши;

3) геологов.

22. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу

1) «мужичок в мешочке»;

2) «мальчик с пальчик»;

3) «носик-курносик».

23. Юный герой рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» считал, что французские слова:

1) придуманы для наказания;

2) удивляют своей неповторимостью;

3) совсем не похожи на русские слова.

24. Рассказчик играл в чику, чтобы

1) накопить деньги и отправить их в деревню;

3) каждый день покупать молоко.

25. Какой из перечисленных терминов не является тропом?

1) метафора;

2) эпитет;

3) ассонанс.

26. Какой из размеров стиха имеет ударение на втором слоге?

1) дактиль

2) амфибрахий

3) анапест

Ответы

I вариант

Список использованной литературы

1. Амбушева Т.М. Литература. 5 – 6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам), - Волгоград: Учитель, 2009

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс, - Москва «ВАКО», 2009

3. «Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы: О.М.Хренова, М.А.Снежневская. М.: Мнемозина, 2009

1 - вариант

    Фольклор – это:

    Устное народное творчество

    Художественная литература

    Жанр литературы

    Жанр устного народного творчества.

    Поговорка - это

1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2. вид художественного произведения

3. сказания, передающие представления древних народов о мире.

3. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1. хорей

2. амфибрахий

3. ямб

    Заткнуть за пояс:

    Это пословица

    Это поговорка

    Это афоризм

    Это крылатое выражение

    Ломоносов

    Жуковский

    Дмитриев

    Карамзин

    От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

    От лица самого Тургенева

    От лица охотника

    От лица крестьян

    От лица помещиков.

    Главная идея «Записок охотника» Тургенева:

    Изображение жизни помещиков

    Изображение жизни крестьян

    Борьба против крепостного права

    Изображение жизни России Х1Хвека

    Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

    Крестьянские дети

    Взрослые крепостные крестьяне

    Помещики

    Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:

    Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

    Некрасов

    Фет

    Тютчев

    Пушкин

    Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1-«Уроки французского»

2-«Кладовая солнца»

3-«Тринадцатый подвиг Геракла»

4-«Срезал»

12. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин б. «Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин в. «Бежин луг»

4. И.С.Тургенев г. «Срезал»

    Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать

14. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Платов а) «Левша»

2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

3) Санька в) «Дубровский»

4) Троекуров г) «Алые паруса»

    Какой художественный приём использует

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

(М.Ю. Лермонтов)

16. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

1) построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

    Сатира – это:

    Высмеивание пороков общества

    Высмеивание порок людских характеров

    Реалистическое отображение действительности

    Фантастическое изображение действительности.

    Пришвин

    Платонов

    Распутин

    Астафьев

    Сколько подвигов совершил Геракл:

Итоговый тест по литературе 6 класс. (по учебнику Коровиной).

    - вариант

1 . Пословица – это:

1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3. выражение насмешки.

2. Назовите основные роды литературы:

1.- эпос, повесть, драма

2- эпос, лирика, драма

3- роман, поэма, комедия

    Назовите жанры фольклора:

    Колядки

    Лирическая поэма

    Роман

    Афоризмы

    Назовите имя русского баснописца:

1- И.И.Дмитриев

2- В.А.Жуковский

3- А.А.Блок

4- В.М.Шукшин

    «Дубровский» Пушкина – это:

    Это повесть

    Это рассказ

    Это роман

    Это новелла

    Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:

1.сказка, 3. сказ,

2. притча, 4. рассказ.

7. Композиция - это:

    Выразительное средство языка

    Это структурный элемент драмы

    Это последовательность событий в произведении

    Это построение художественного построения.

    Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1-А.С.Пушкин

2-А.А.Фет

3-Ф.И.Тютчев

4-М.Ю.Лермонтов

    Левша родом из:

    Москвы

    Санкт-Петербурга

    Вологды

    Тулы

    Левша в произведении Лескова символизирует:

    Русский народ

    Крепостное крестьянство

    Русскую интеллигенция

    Русское дворянство.

    Произведение Грина «Алые паруса» относится:

    К романтическим произведениям

    К реалистическим произведениям

    К фантастическим произведениям

    К приключенческим произведениям

    Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

    Дубровский и Маша

    Сильвио и графиня Б..

    Грей и Ассоль

    Ромео и Джульетта

    Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) П. Мериме а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»

14. Какой художественный прием использует

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. (А.А.Ахматова)

15. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

    противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

    Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

16. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна а) «Дубровский»

2) Грэй б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша в) «Алые паруса»

4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»

    Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках. По лицу были крупные, как монетки, веснушки:

    Митраша

    Настя

    Ассоль

    Маша Троекурова

    Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:

    Лидия Валентиновна

    Анастасия Прокопьевна

    Анастасия Ивановна

    Лидия Михайловна.

Критерии оценивания.

«5» - 17-19 б

«4» - 14-16 б

«3» - 10-13 б

«2» - меньше 10 б

Вариант – 1

    1б, 2а, 3г, 4в

    1. Настя (Пришвин «Кладовая солнца»), 2. Лидия Михайловна (учительница фр.языка Распутин «Уроки фр.языка»), 3. Владимир Дубровский (Пушкин «Дубровский»)

    1а, 2г, 3б, 4в

    Олицетворение

Вариант – 2

    1г, 2б, 3в, 4а

    Эпитет

    1а, 2в, 3б, 4г

Итоговый тест за курс литературы в 6 классе

(по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной)

Когда началось летописание на Руси?

1) в 8 веке, 2) в 11 веке, 3) в 18 веке, 4) в 19 веке

Басня - это:

1) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь,

2)краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме),

3)произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле,

4)краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

Няню А.С. Пушкина звали:

1) Ирина, 2) Галина, 3) Арина, 4)Марина

Кто из мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» «лучше других знал сельские поверья»?

1) Костя, 2) Павлуша, 3) Ваня, 4) Илюша.

Что такое «пейзаж»?

1) словесное описание красивого места,

2) словесное изображение природы,

3) картина природы в художественном произведении,

4) жанр изобразительного искусства.

Укажите стихотворение Ф.И. Тютчева:

«Жаворонок»,

«Пороша»,

«Неохотно и несмело…»,

«Еду. Тихо. Слышны звоны».

7.

В каком году было написано стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

1) 1861, 2) 1862, 3) 1864, 4) 1871.

Кому принадлежат слова: «Не порть мне политики!»? (По сказу Н.С. Лескова «Левша»)

1) государю Павлу Александровичу,

2) государю Николаю Павловичу,

3) государю Александру Павловичу,

4) Платову.

Назовите приём, использованный в данных строчках: «Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплилась звезда»:

1) эпитет, 2) сравнение, 3) метафора, 4) олицетворение

Чем отличаются рассказы В.М. Шукшина?

1) его интересует «тихая» лирика,

2) он рисует героев - чудиков,

3) в его произведениях отражаются трудности военного времени,

4) он показывает быт деревни.

Система оценивания: за каждый правильный ответ ставится 1 балл.

10 баллов- «5»,

8-9 баллов-«4»,

7-6 баллов-«3»,

5 и менее баллов-«2»

1. Фольклор - это:

а) Устное народное творчество

б) Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

в) Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

2.Назовите жанр фольклора:

А) Колядки

Б) Лирическая поэма

В) Роман

3.Милые бранятся, только тешатся:

а) Это пословица

б) Это поговорка

в) Это фразеологизм

4.Назовите имя русского баснописца:

А) Жуковский

Б) Дмитриев

В) Карамзин

5.Какому историческому событию посвящена басня Крылова «Волк на псарне»?

А) Отмене крепостного права в России;

Б ) Отечественной войне 1812г.;

В) Восстанию Емельяна Пугачёва

6. Что такое летопись?

А) Это историческое произведение, в котором повествование велось по годам.

Б) Это описание реальных и легендарных событий.

В) Это эпические песни героического характера.

7. Что такое былина?

А) Это изображение событий далёкого прошлого.

Б) Это народная эпическая песня о богатырях, об их подвигах во славу Родины .

В) Это изображение подвигов богатырей.

8. Изображение неживых предметов, явлений природы в виде живых существ это:

А) Метафора

Б) Эпитет

В) Олицетворение

9. В строках «Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела...», -

А) Аллегория

б) Сравнение

В) Антитеза

10. Кому посвящены начальные строки стихотворения А.С.Пушкина "Мой первый, мой друг бесценный…" ?

А) А.Дельвигу

Б) Б.Кюхельбекеру

В) И.Пущину

11. Что объединяет стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс", "На севере диком", "Тучи"?

А) Тема одиночества

Б) Лирический герой

В) Пейзаж

А) А.П.Чехов

Б) И.С.Тургенев

В) Н.В.Гоголь

13. Сколько подвигов совершил Геракл?

А) 12

Б) 13

В) 11

14. Какую работу должен был выполнить Левша и что он сделал?

А) Делал подковы

Б) Выбивал на подковах имена

В) Прибивал гвоздики, на которых держались подковы у блохи

15. Название произведения В.Г. Распутина "Уроки французского" говорит о том, что перед нами

А) История дополнительных занятий по французскому языку

Б) Рассказ об уроках нравственности и доброты

В) Рассказ юного героя о любимых уроках французского языка

16 . Какое стихотворение не принадлежит М.Ю. Лермонтову?

А) "Парус"

Б) "Три пальмы"

в) "Зимний вечер"

17. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее

А) А.С. Пушкин

Б) М.Ю. Лермонтов

В) М.В. Ломоносов

18. Произведение А.С. Пушкина «Дубровский» это :

А) Повесть

Б) Рассказ

В) Роман

19. Одним из центральных эпизодов поэмы Гомера «Одиссея» является эпизод «Одиссей на острове циклопов». Как звали циклопа, в пещеру к которому попал Одиссей с товарищами?

А) Стероп

Б) Ар

В) Полифем

20. Какое мероприятие сорвало урок математики в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

А) Уколы против тифа

Б) Поход в краеведческий музей

В) Профилактические прививки

21. Произведение Н. Лескова «Левша» - это:

А) Повесть

Б) Рассказ

В) Сказ

22. Главного героя произведения «Дубровский» зовут:

А) Григорий Александрович

Б) Владимир Андреевич

В) Родион Романович

23. Главный герой в произведении «Дубровский» в конце произведения:

А) Женится на Маше

Б) Остается благородным разбойником, помогающим обездоленным

В) Уезжает за границу

24. Композиция произведения - это:

А) Выразительное средство языка

Б) Это последовательность событий в произведении

В) Это художественное построение произведения

25. От чьего лица ведется повествование в «Записках охотника»:

А) От лица самого Тургенева

Б) От лица охотника

В) От лица крестьян


26. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

Б) Крестьянские дети

В) Помещики

27. Сколько мальчиков участвует в повествовании рассказа «Бежин луг»:

А) 2

Б) 4

В) 5

28. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

А) А.А.Фету

Б) Ф.И.Тютчеву

В) Н.А. Некрасову

29. Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

А) Н.А. Некрасов

Б) А.А.Фет

В) Ф.И.Тютчев

30. Левша родом из:

А) Санкт-Петербурга

Б) Твери

В) Тулы

33. Творчество А. Грина относится:

А) К началу 19 века

Б ) К началу 20 века

В) К середине 20 века

34. Произведение А. Грина "Алые паруса" относится:

а) К романтическим произведениям

б) К реалистическим произведениям

В) К приключенческим произведениям

А) А.Платонов

б) В. Распутин

В) В. Астафьев

36. Почему герой «Уроки французского» стал играть в «чику»?:

А) Нужны были деньги на учебу

Б) Нужны были деньги на еду

В) Хотел помочь матери в деревне

37. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

А) «Уроки французского»

Б) «Тринадцатый подвиг Геракла»

В) «Срезал»

А) Гомер

Б) Софокл

В) Аристофан


ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС

Часть I

А1. Исследовательское прочтение художественного текста:

а) аллегория б) антитеза в) анализ

А2. Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:

а) сравнение б) метафора в) эпитет

А3. Что объединяет начало былин и сказок?

а) герои б) композиция в) зачин

А4. Рассказы, порождённые народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни

а) сказки б) мифы в) поговорки

А5. Изображение неживых предметов в виде живых существ

а) метафора б) эпитет в) олицетворение

а) пословица б) эпиграф в) эпитет

А7. Эпитет – это …

в) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

А8. Метафора – это…

а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;

б) художественное определение;

в)сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

г)перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

А9. Найдите среди пословиц поговорку.

а)Сказывай тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.

б)Худая та птица, которая гнездо своё марает.

в)Чужими руками жар загребать.

г)Засыпь правду золотом, а она всплывёт

А10. Не является произведением древнерусской литературы

а) «Сказание о белгородском киселе»

б) «Песнь и вещем Олеге»

в)«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

г) «Повесть и разорении Рязани Батыем»

А11. Сколько подвигов совершил Геракл

а) 12 б) 13 в) 11

А12. Кто такой Крылов?

а) баснописец, б) писатель, в) поэт

А13. В.А.Жуковский «Кубок»:

а) поэма б) баллада в) басня

А14. Кому посвящены первые строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...».

а) Дельвигу. б) Кюхельбекеру. в) Пущину.

а) М.Лермонтов б) А.Пушкин в) Н.Гоголь

А16. Солоха – героиня какого произведения?

а) «Левша» б) «Ночь перед Рождеством» в) «Лошадиная фамилия»

А17. Жанр произведения А.С. Пушкина «Дубровский»

а) роман б) повесть в) притча г) рассказ

А18. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровом.

б) уважение к богатому соседу.

в) любовь к Марье Кирилловне.

А19. Почему Марья Кирилловна отказалась от помощи Дубровского?

а) разлюбила его.

б) обиделась за его опоздание.

в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна была хранить ему верность.

А20. Дорога, о которой говорится в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога», была построена между:

а) Москвой и Ярославлем.

б) Москвой и Петербургом

в) Москвой и Петрозаводском.

А21. Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

а) сказка, б) притча, в) сказ, г) рассказ.

А22. Царедворцы терпеть не могли Платова за его:

а) глупость

б) невежество

в) храбрость

А23. Какую работу выполнял левша?

а) делал подковы.

б) выбивал на подковках имена.

в) ковал гвоздики, на которых держались подковы.

а) А.П.Чехов

б) И.С.Тургенев

в) Н.В.Гоголь

А25. В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеон»?

а) Очумелов то снимает, то одевает пальто

б) Надзиратель меняет свои убеждения, как хамелеон меняет свою окраску

а) Н.С.Лесков б) В.П.Астафьев в) М.М.Пришвин

А27. Укажите жанр произведения «Кладовая солнца»:

а) повесть, б) сказка, в) сказка-быль.

Часть II

В1 . Как в литературоведении называется искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в народных массах?

В2. Как в литературоведении называется главная, основная мысль художественного произведения – замысел автора, который определяет содержание произведения?

В3 . Запишите литературоведческий термин, которым называют предмет изображения в художественном произведении (то, о чём говорится в произведении).

В4 . Как в литературоведении называется подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя?

В5 . Как в литературоведении называют обобщённую глубокую мысль, выраженную в лаконичной, краткой, художественной форме?

В6. Узнайте произведение по отрывку: «Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут».

В7. Выпишите эпитеты из отрывка стихотворения А. С. Пушкина.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

Часть III С1.

Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.

Ответы

фольклор

идея

псевдоним

М.М.Пришви «Кладовая солнца»

Голубыми небесами, великолепными коврами

Экспертная оценка экзаменационного тестового материала по литературе за 1-е полугодие 6 класса.

На заседании МО учителей русского языка и литературы рассмотрено содержание экзаменационного тестового материала по литературе за 6 класс.

В результате анализа выявлено, что содержание тестового материала соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, программе по литературе В.Я.Коровиной. Тестовые задания включает вопросы по основным произведениям литературы, изученным в 6 классе. Уделяется внимание вопросам теории литературы.

Работа состоит из трех частей.

Часть I (А) включает в себя 27 заданий тестового характера, проверяющие знания учащегося по темам, изученным в 6 классе и отвечающим основным требованиям образовательных стандартов.

Часть II (Б) проверяет умение анализировать и включает в себя 7 заданий с кратким ответом по предложенному тексту.

Часть III (С) содержит задание открытого типа, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.

Председатель ШМО Н.В.Муравьева