«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ. Анализ рассказа «Тихое утро» (Ю

Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс Пантелеева Е. В.

«Тихое утро» (Рассказ) Литературоведческий анализ

«Тихое утро»

(Рассказ)

Литературоведческий анализ

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» предназначен как для маленького, так и для взрослого читателя, потому что в центре повествования - преодоление ребенком совсем не детского, а большого, «настоящего» страха. И победа над этим страхом достигается за счет борьбы воли и совести с примитивным инстинктом самосохранения. Писатель рассказывает о том, как ранним утром двое друзей - деревенский мальчик Яша и гостивший в деревне москвич Володя отправились порыбачить в топком бочаге (омуте). Пытаясь поймать удочку, которую утянула за собой рыба, Володя начал тонуть. Перепуганный Яша перебирает разные решения, как помочь другу.

Поначалу он подчиняется детскому страху - в омуте якобы обитают осьминоги - и не залазает в воду. Однако затем ребенком овладевает взрослый страх: боязнь увидеть смерть другого человека рядом с собой. И тогда Яшка убегает прочь, оправдывая свое бегство тем, что надо кого-то позвать на помощь. Но затем Яшка понимает, что близ бочага в столь ранний час никого нет. И тогда усилием воли он возвращается к воде. Над страхом берет верх чувство долга: мальчик явно видит, что кроме него, помочь Володьке некому.

Собравшись с духом и прыгнув в бочаг, Яшка испытывает новый страх - боязнь за собственную жизнь. Запаниковавший Володя цепляется в Яшу и мешает ему плыть, утягивая за собой на дно. Перепуганный Яша толкает друга в живот и ищет спасение на берегу. Но и этот страх мальчику удалось одолеть благодаря властному голосу совести: ребенок понял, что стал фактически убийцей, ударив тонущего друга и бросив его в реке. Ужаснувшись собственному поступку, Яша вновь устремился в воду. На сей раз он действует обдуманно и почти что спокойно. Перед мальчиком стоит четкая цель: доплыть, схватить и вытащить на берег. И это ему удается.

Уже на берегу ребенок лишь на мгновение теряется, а затем применяет разные приемы спасения жизни утопленника. Наконец, Яше удается освободить легкие Володи от воды, и похожий на мертвеца друг оживает, приходит в себя. Только тогда, справившись с этим большим, «взрослым» делом, маленький Яшка дает волю своим страхам и начинает рыдать - рыдать «от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось, что Мишка Каюнёнок врал и никаких осьминогов в этом бочаге нет…». И полное драматических событий утро заканчивается тихо, уступая место жаркому солнечному дню.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Утро Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Утро Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать; Зелень вся как будто бы привстала Поглядеть, как будет ночь бежать. В этот час повсюду пробужденье… Облака, как странники в плащах, На восток сошлись на поклоненье И горят в пурпуровых лучах. Солнце выйдет,

Из книги Пощечина общественному вкусу автора Маяковский Владимир Владимирович

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Утро Угрюмый дождь скосил глаза. ????А за????Решеткой????Четкой Железной мысли проводов????Перина. ????И на Нее, легко встающих звезд оперлись????Ноги????Но ги - бель фонарей, ????Царей????В короне газа, ????Для глаза Сделала больней враждующий букет бульварных проституток. ????И

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Басни Литературоведческий анализ Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен.Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глубокого

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Лирику Федора Ивановича Тютчева литературоведы справедливо называют поэзией чувств. В своих произведениях поэт настойчиво ищет - и находит! - пути выражения овладевающих им в разных ситуациях переживаний и настроений. При этом он

Из книги автора

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Литературоведческий анализ Первая книга «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вышла в свет в 1831 г., вторая - в 1832 г. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обратился к Украине. В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Благодаря тому что Фет много лет прожил в деревне, он любил и тонко понимал природу. Поэтому более половины его произведений полны описаний лесов, лугов, полей и других великолепных пейзажей, окружавших Афанасия Афанасьевича в детстве.

Из книги автора

Лирика Литературоведческий анализ Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникнута мыслями о народе, его судьбой - настоящей и будущей. В своих произведениях поэт задается вопросами о предназначении поэзии, о судьбе русского народа, о будущем. Народные произведения

Из книги автора

«Премудрый пескарь» (Сказка) Литературоведческий анализ Одной из множества замечательных сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина является его «Премудрый пескарь». В этом сатирическом произведении писатель поднимает вопрос о гражданском долге и гражданской смелости.Щедрин

Из книги автора

«Песня о соколе» (Поэма в прозе) Литературоведческий анализ Жанр этого произведения - песня. Горький воспевает храбрость, безумство, стремление жить и умереть достойно. Именно поэтому эта песня служила гимном революции.Излюбленный ход Горького - противопоставление

Из книги автора

Поэзия Литературоведческий анализ В 1904 г. вышла в свет его первая книга «Стихи о Прекрасной Даме», вдохновленная идеями Вл. Соловьева о пришествии на землю Вечной Женственности, о грядущем слиянии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате

Из книги автора

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) Поэзия Литературоведческий анализ Творчество выдающегося русского поэта Владимира Владимировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной

Из книги автора

Литературоведческий анализ Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны - времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба

Из книги автора

«О чем плачут лошади» (Рассказ) Литературоведческий анализ Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю. П. Казакова относится к жанру рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема – вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика – совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.
– Какие проблемы затрагивает Ю. П. Казаков в своем рассказе “Тихое утро? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.
– Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой?

(писатель приготовил своим героям тяжелое испытание)
3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.
– Как начинает свой рассказ “Тихое утро”. Ю. П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)
4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова “Тихое утро” выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
(см. характеристики героев)

5) Художественные особенности рассказа.
– Найдите в тексте рассказа синонимы

к слову туман, (большое пуховое одеяло, скупой хозяин)
– Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: “Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…” Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, “открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы”, то “будто скупой хозяин” показывает это все только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: “разливалась глубокими мрачными омутами”, “в омутах раздавались редкие тяжкие всплески”, “пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная”, “было сыро, угрюмо и холодно”. Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: “ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели… все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро…”, но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю. П. Казакова “Тихое утро” помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)
– С какой целью автор приводит описание деревни? (для передачи чувств и настроений героев; деревня в предрассветный час необычайна)
– Объясните смысл названия рассказа Ю. П. Казакова “Тихое утро”? (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова “Тихое утро” запечатлено одно из явлений природы. Действительно, все действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. “Тихое утро” – подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)
– Объясните особенности финала рассказа, (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)


Другие работы по этой теме:

  1. Юрий Павлович Казаков – прозаик второй половины двадцатого века. Писатель обладает особой способностью: писать о типичных вещах, но характеризовать их с несвойственной стороны. В рассказе...
  2. Жанр произведения – психологический рассказ. Героев двое – деревенский житель Яшка и его новый знакомый, приехавший из Москвы погостить, Володя. Основа сюжета – поведение двух...
  3. Анализ произведения Жанр произведения – психологический рассказ. Героев двое – деревенский житель Яшка и его новый знакомый, при­ехавший из Москвы погостить, Володя. Основа сюжета –...
  4. Рассказ Ю. П. Казакова “Тихое утро” предназначен как для маленького, так и для взрослого читателя, потому что в центре повествования – преодоление ребенком совсем не...
  5. Литературоведческий анализ. Рассказ Ю. П. Казакова “Тихое утро” предназначен как для маленького, так и для взрослого читателя, пото­му что в центре повествования – преодоление ребенком...
  6. План пересказа 1. Яшка просыпается очень рано, чтобы пойти на рыбалку. 2. Яшка будит Володю и начинает задирать его. 3. Ребята идут к речке. Они...
  7. Володя Володя – один из главных героев рассказа Ю. П. Казакова “Тихое утро”, московский житель, гостивший в деревне. Володя типичный городской мальчишка. Он более уступчив...

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика - совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.

Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своем рассказе «Тихое утро? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.

Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжелое испытание)

3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.

Как начинает свой рассказ «Тихое утро». Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)

4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
(см.характеристики героев)

5) Художественные особенности рассказа.

Найдите в тексте рассказа синонимы к слову туман, {большое пуховое одеяло, скупой хозяин)

Найдите одно из описаний природы (описание утра, тумана, реки). Определите его роль в тексте художественного произведения. (Природа в данном произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали тёмными пятнами, а ещё дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте...» Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая всё новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это всё только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания писатель использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку. Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не погиб, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели... всё было так же, как и всегда, всё дышало покоем и тишиной, и стояло над землёй тихое утро...», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели. Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.)

Объясните смысл названия рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»? (В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, всё действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с г лавными героями рассказа на рыбалке. «Тихое утро» - подчеркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний.)

Объясните особенности финала рассказа, (в финале дается описание природы, которое вызывает у читателя радостное, светлое чувство; сама природа рада такому благоприятному финалу истории)

Жанр произведения – психологический рассказ. Героев двое – деревенский житель Яшка и его новый знакомый, при­ехавший из Москвы погостить, Володя. Основа сюжета – поведе­ние двух ребят, совершенно разных по характеру и образу мыс­лей, в экстремальной ситуации.

Завязка – подготовка мальчиков к рыбалке, утренняя прогулка по селу. Кульминация – ситуа­ция, когда Володя едва не утонул, и Яшкино бегство с места возможной трагедии. Но Яшка пересилил свой страх, и все закон­чилось благополучно. Развязка – спасение Володи и то, что он жив и может разговаривать. Пережитые эмоции находят выход в слезах.

Писатель рассматривает все нюансы – от раздражения Яшки неумелостью “столичной штучки” до желания городского жителя Володи угодить ему, животный страх и чувство самосохранения, которые отступают перед совестью Яшки и голосом разума. Воло­дина беспомощность является мерилом Яшкиной порядочности.

Сочинения по темам:

  1. Яшка – деревенский мальчик. Он обещал взять москвича Володю с собой на рыбалку. Яшка знает рыбные места, по его словам,...
  2. Ранним утром, когда в избе было еще темно, и мать не доила корову, Яшка встал, отыскал свои старые штаны и...
  3. Когда мы думаем о хороших рассказах, на ум приходят чаще всего Чехов, Тургенев, Бунин. Но ошибкой было бы считать, что,...
  4. Смысл ст-я прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают...
  5. Написанный в 1885 году (и тогда же опубликованный в журнале “Осколки “) рассказ “Пересолил” относится к ранним юмористическим рассказам А....
  6. Ранние рассказы Казакова оставались в кругу дозволенной сердечности. В высшей степени показателен рассказ “Голубое и зеленое” (1956). Казаков говорил, что...
  7. Рассказ Юрия Казакова “По дороге” посвящен теме социальных изменений в селе в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия. Главные герои рассказа –...

Краткий пересказ произведения

В это тихое утро Яшка встал очень рано, накопал червей и отправился будить москвича Володю, которого обещал взять на рыбалку. Володя раздражал Яшку вопросом: «А не рано?» и тем, как надевал ботинки. По дороге они напились чистой колодезной воды. И это их примирило.

Яшка рассказывает Володе о рыбе, о птицах, об осьминогах. Наконец, они дошли до реки. Яшка довел Володю до омута, где, по его мнению, хорошо клевало. Первый раз рыба сорвалась с Яшкиного крючка.

В другой раз он вытащил большого леща. Володя подбежал к нему, оставив свою удочку. Удочку с комом земли потянуло в реку. Володя бросился за ней, оступился и упал в омут. Не умея плавать, он захлебнулся и стал тонуть. Яшка испугался. Он уже пустился бежать. Но, сообразив, что никто кроме него самого не поможет Володе, вернулся.

Яшке стоило больших усилий вытащить Володю и привести его в чувство. После этого он разревелся. И ему стало очень жаль Володю. А солнце светило, и начинался новый светлый день.

Характеристика главных героев:

Яшка – заядлый рыболов, вырос в деревне, любит и понимает родную природу, в минуту опасности находит в себе силы преодолеть страх и спасти товарища.

Володя – мальчик городской, видел, как ловят рыбу только в Москве-реке, теряется в критической ситуации и чуть не гибнет.

Тема: «О необычной рыбалке двух мальчиков ранних тихим утром».

Впечатление о книге: этот рассказ очень поучительный. В жизни могут быть разные испытания. Так важно не оказаться трусом. В экстремальной ситуации Яшка стал победителем, хотя это стоило ему немалых душевных и физических сил.

Обновлено: 2017-12-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме