Толкунова перестала лечиться от смертельной болезни после операции, сделанной три года назад. «Толкунова не верила в то, что ее болезнь неизлечима, поэтому к смерти не готовилась и никакого завещания не написала Звезды - о толкуновой

На 64-м году жизни скончалась известная певица Валентина Толкунова. По предварительным данным, причиной смерти народной артистки России стала сердечная недостаточность. Архивные фото

Москва. 22 марта. сайт - Известная певица Валентина Толкунова скончалась в московской Боткинской больнице на 64-м году жизни. Как сообщили "Интерфаксу" в понедельник источники в московских медицинских кругах, причиной смерти, по предварительным данным, стала сердечная недостаточность.

В ночь на субботу Валентину Толкунову, которая уже более месяца находилась в больнице, перевели в отделение реанимации. Тогда же она попросила привести ей священника. В ее палате была проведена процедура соборования.

Около месяца назад певица была госпитализирована в белорусском городе Могилеве, где она находилась на гастролях. Примерно три недели назад Толкунова была переведена в Боткинскую больницу.

Валентина Толкунова боролась с тяжелой болезнью уже не первый год. Несколько лет назад артистке сделали операцию по удалению рака груди и провели несколько курсов химиотерапии. Летом прошлого года она перенесла операцию по удалению злокачественной опухоли мозга.

Певица будет похоронена в среду, 24 марта, на Троекуровском кладбище в Москве, сообщили "Интерфаксу" в творческом объединении "Арт", которое с 1989 года возглавляла певица. "Отпевание состоится в храме Вознесения на Большой Никитской в 10:00, в 12:00 - гражданская панихида в театре Эстрады. После панихиды пройдут похороны на Троекуровском кладбище", - сказали в творческом объединении в понедельник.

Между тем ведущие российские телеканалы почтят память Валентины Толкуновой специальными фильмами. "Смерть Валентины Толкуновой, безусловно, очень печальное событие для многих и многих россиян, и поэтому мы приняли решение сегодня внести изменения в программу и в 20:20 покажем специальный документальный фильм ее памяти", - сообщили в понедельник "Интерфаксу" в дирекции общественных связей Первого канала.

В свою очередь, на телеканале НТВ агентству сообщили, что специальный фильм, посвященный знаменитой певице, будет показан во вторник в 23:35. Почтить память Толкуновой планируют и на телеканале "Россия". "Безусловно, мы скорбим о смерти Валентины Толкуновой и сейчас рассматриваем возможность, как почтить ее память", - сказали "Интерфаксу" в пресс-службе телеканала "Россия".

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким певицы Валентины Толкуновой, скончавшейся в понедельник в Москве на 64-м году жизни, сообщила пресс- служба президента РФ.

В свою очередь, премьер-министр России Владимир Путин также выразил соболезнования родным и близким Валентины Толкуновой. "Ее уход - большая потеря и большое горе. Валентина Васильевна оставила о себе самую добрую память. Она была необыкновенно светлым, обаятельным человеком, замечательной певицей, настоящей любимицей публики", - говорится, в частности, в траурной телеграмме. Путин отметил, что творчество Толкуновой, песни в ее исполнении "всегда несли заряд положительных эмоций и душевного тепла. И потому - их не забудут".

Толкунова в советские годы была исполнительницей многих популярных песен, в том числе "Стою на полустаночке", "Серебряные свадьбы", "Мой милый, если б не было войны".

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 г. в Армавире Краснодарского края. Через год ее семья переехала в Москву. В 1964 г. поступила на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры, окончив его в 1976 году. В 1971 г. окончила музыкальное училище им.Гнесиных.

В 1966 г. композитор и дирижер Юрий Саульский организовал вокально-инструментальный оркестр "ВИО-66" и пригласил Толкунову в вокальную группу (сопрано). Пять лет она отдала ансамблю. Сольный дебют певицы состоялся в 1972 г. на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где она спела песню Владимира Шаинского "Ах, Наташа".

С 1973 г. солистка Москонцерта, а с 1987 г. художественный руководитель организованного ею Московского театра музыкальной драмы и песни. В феврале 1986 г. состоялась премьера спектакля "Русские женщины" Катаева, где Толкунова исполняла главные роли. Наряду с дебютом в опере, Толкунова снялась в том же году в фильме-фантазии "Верю в радугу".

С 1989 г. - руководитель театра музыкальной драмы и песни творческого объединения "АРТ", в котором был поставлен ряд музыкальных спектаклей. Заслуженная артистка РСФСР (1979), народная артистка России (1984). Гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле. Певицей издано 12 пластинок и компакт-дисков. Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. Толкунова 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса "Песня года".

Умерла Валентина Толкунова - одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы - детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой - вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы - дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора . Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй - с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада - дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло - именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает - в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый по сценарию с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи - «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны - устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим - на рубеже 70-80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм - никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады - кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни - «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей - пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.

Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом - никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».

Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным - рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

Сегодня утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет - «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады», время прощания уточняется.

Народная артистка РСФСР Валентина Васильевна Толкунова скончалась в Боткинской больнице на 64-м году жизни.

Конечно, еще в воскресенье всех обдало холодом. Когда стало известно о том, что Валентина Васильевна снова в реанимации, что просила повидаться со священником, что соборовалась. Все еще пытались себя обмануть: ну что такого, таинство соборования – это обычная вещь для верующего человека, оно силы дает, исцеляет. Казалось, что ее вера в Бога и в себя магически передавалась окружающим, и мысль о том, что такой человек, как она, может быть конечен, отметалась как полный абсурд.

"Я НЕ МОГУ УЙТИ СО СЦЕНЫ"

Николай, сын Валентины Васильевны, ее брат Сергей, коллеги – до последнего говорили планах, концертах, гастролях. Да и сама она говорила о том, как все будет хорошо. Внуков хотела. Дом строить собиралась. В общем, никто не подпускал и близко горестную мысль, что ничего уже не состоится, как будто призывали надежду и заклинали реальность отступиться, дать еще пожить чудесной женщине, певице маме, жене, подруге. Все бодрились. Ради нее. Но глаза-то, полные скорби, горя, осознания неизбежного, не спрячешь, как ни старайся...

Две недели назад Валентина Толкунова устала. Просто устала. Отменила химиотерапию – сказала, что не надо, что и так все нормально уже. Вместо чудесного исцеления наступила кома. И через два - часа смерть. Диагноз пока неточный. Но известно, что у певицы был рак мозга. Осенью Толкуновой делали сложнейшую операцию, удаляли опухоль в височной доле. Потом химиотерапия, это тяжело и больно. Но Валентина Васильевна не сдавалась. Она снова взялась за работу – уж чего-чего, а работы у нее всегда было много.

ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА СОБИРАЛАСЬ ПИСАТЬ КНИГУ

Гастроли, концерты, сольный спектакль... Наконец друзья уговорили ее написать книгу.

Как ни странно, о популярной певице не было написано ни одной книги, - рассказала нам редактор издательства «Зебра Е» Анна Староминская. - И я предложила Валентине Васильевне написать ее. Не скажу, что она пришла в восторг. У нее было много гастрольных поездок. Но от идеи книжки все-таки не отказалась. Мы несколько раз встречались в ее квартире, которую Валентина Васильевна называла своей мастерской, или студией, - на Цветном бульваре. Мне показалась, что она человек очень закрытый, мудрый, очень глубокой, с богатой внутренней и духовной жизнью. В силу этого старавшейся быть терпимой, милосердной и доброжелательной к другим. Она была человеком с чистым сознанием, воспринимающим вещи в их сути (далее).

Анастасия ПЛЕШАКОВА

"ВАЛЕЧКА НЕ ОТКАЗЫВАЛАСЬ НИ ОТ ОДНОГО КОНЦЕРТА"

Ее сын Коля говорил: «Мамочка, вот когда ты перестанешь так усердно работать и будешь больше времени проводить дома, будут тебе внуки!” Валентина Васильевна сопротивлялась: “Я не могу не работать, Коленька! Пока я нужна людям, я не могу уйти со сцены”.

И Эдуард Хиль тоже сокрушенно нам жаловался на свою давнюю подругу:

“Валечка всегда приезжала на юбилейные концерты, никогда никому не отказывала. Вместо одной песни пела три. И никаких денег не требовала. Тут же на поезд, и на другой концерт, в другой город. Вот, когда она узнала о своей болезни, наверное, не надо было делать такое количество выступлений. Организм – он не беспределен. Иногда надо и притормозить лошадей. А она так и ушла – на лету!. Но навсегда осталась в моей памяти поющей красавицей с косой".

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: "КАК МНЕ ВЫЗДОРОВЕТЬ?"

Концертный директор Льва Лещенко и близкий друг Валентины Толкуновой Олег Александрович Дмитриев в субботу пришел в больницу к певице, чтобы поддержать ее, буквально за два дня до того, как ее не стало.

Навестить Валю мы решили вместе с Львом Лещенко. Принесли цветы. Два букета. Он от себя, я от себя. Вошли в палату. Я насторожился. Вдруг со входа прямо заметил, что Валя, увидев нас, как-то искусственно бодрилась. Обрадовалась, конечно: «Ой, ребята, спасибо, что пришли!» Думаю, она почувствовала наше напряжение. Заговорили о литературе. Валя увлекалась историей государства. Мы обсуждали Петра I. Рядом с кроватью на столике у Вали стояли иконы.

«Олег, как мне выздороветь? Думаешь, это возможно?» Я ей ответил: «Валя, все в голове! Ты должна поверить в то, что здорова. Мысль материальна. Своим телом можно управлять. Медитируй. А ты думаешь о другом!»

Напоследок, когда мы уже уходили, Валя растеряно так бросила в спину: «Так о чем же мне думать?» Лева говорит: «Валя, думай о новой концертной программе. О совместной. Давай песню запишем на двоих. Мы через два дня придем и проверим, что ты придумала!».

Увы, ровно через два дня Валечки не стало. Лева очень сильно переживает ее уход. Закрылся ото всех, не разговаривает. Нам всем очень больно.

ВЛАДИСЛАВ ПЬЯВКО: «ОНА ЛЮБИЛА ГОВОРИТЬ О ЦВЕТАХ»

Все - ее друзья, артисты, певцы, - все говорят, что Валентина Толкунова человек закрытый. Была. Но не столько она была скрытной, сколько не хотела нагружать своими проблемами близких и друзей.

Валечка удивительной души и теплоты человек. – рассказывал нам солист Большого театра Владислав Пьявко, - И всегда ранимая. Она могла закрыться, когда чувствовала, что ей наносят удар. Но она справлялась. Она очень сильная. И к людям относилась по-доброму, по-теплому. Ко всем. Но не все ей отвечали тем же. Ира (Ирина Архипова – оперная прима и жена Владислава Ивановича – ред.) говорила, что Валечка Толкунова – жемчужина, чистая, без всяких примесей и налетов пошлости. Валюша не эстрадная, нет. Она песенница. А Валя, скромная, считала это ужасно высокой оценкой, говорила, что Ирочка погорячилась.

ВАЛЕНТИНА ТОЛКУНОВА: "У МЕНЯ ДРУГАЯ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ!"

Накануне 2010 года, когда была еще надежда на выздоровление Валентины Васильевны, Толкунова побеседовала с корреспондентом "КП".

У меня другая цель в жизни: хочу прожить ее с пользой для своей души. Нет смысла прожигать отпущенный вам срок впустую. Лучше побыть наедине с собой, сходить в театр, послушать хорошую музыку или прочитать интересную книгу, чем терять драгоценное время за бутылкой спиртного.

- К такой точке зрения вы пришли с возрастом?

Нет, мне всегда было интересно так жить. Зачем допускать в свой мир лишнее - то, что мешает и даже вредит?

- А что идет во вред именно вам?

Пустопорожние беседы, сплетни, светский бомонд, бесполезное времяпрепровождение, пошлость, вульгарность, глупые люди...

- А вы не боитесь с такими требованиями к окружающим остаться в одиночестве?

Ни в коем случае: двери нашего дома открыты для всех и всегда.

- И что, никогда в эти двери не входили плохие люди?

Случалось, но такие людишки около хорошего, как правило, не задерживаются. Мне кажется, что в ту минуту, когда они входят в дом, им нужно помочь. Появление любого человека не случайно, он в чем-то нуждается: в добром ласковом слове, в чашке чая, в дружеском совете или раскрытом сердце... Каждому - свое, и мы не должны отталкивать зашедшего "на огонек".

- Вас можно отнести к когорте деловых женщин?

Абсолютно нет! Сегодня многие творческие люди занимаются бизнесом, и я рада за них, но они, ко всему прочему, имеют еще и коммерческий талант. Я же больше романтик. Вот как-то недавно я ехала в поезде на гастроли и неожиданно задумалась: а чем еще я могла и хотела бы заниматься, кроме музыки? Сейчас время такое, что каждый может изменить профессию, возможностей для этого достаточно. С удовольствием преподавала бы, если бы было кому. Я часто общаюсь с молодыми, бываю председателем жюри многих музыкальных конкурсов, но те песни, которые сейчас поет молодежь, меня не трогают. Если бы можно было найти "созвучных" моей душе и моему творчеству талантливых исполнителей, то я с удовольствием помогла бы им. Я прожила довольно долгую жизнь, и мне есть что сказать молодежи, о чем поговорить и что обсудить. (Читайте последнее интервью, которое Валентина Толкунова дала "КП")

Мария РЕМИЗОВА

Прощание с легендарной певицей пройдет в среду, 24 марта, в Театре эстрады. Упокоится она в Москве, на Троекуровском кладбище.

С последним мужем Толкунова расписалась, когда узнала о своем недуге

Первым мужем Валентины Толкуновой был композитор Юрий Саульский. С ним певица прожила пять лет. Они расстались из-за нового увлечения Саульского. Вторым мужем Толкуновой стал журналист-международник Юрий Папоров, исследователь творчества Хемингуэя. От него Валентина Васильевна родила сына Николая.

Брак с Папоровым, как говорят родственники Толкуновой, распался из-за бесконечных командировок журналиста. Он постоянно был в разъездах, жил в то в Мексике, то в Латинской Америке (далее).

ЗВЕЗДЫ - О ТОЛКУНОВОЙ

Лев Лещенко : "Настоящая русская певица - ее место никто не сможет занять. Толкунова была и будет"

Иосиф Кобзон : "Благодаря подбору репертуара и исполнению Толкунову можно было слушать бесконечно"

Николай Басков : "Она была невероятным человеком, с доброй, чистой душой. Очень жаль, что от нас уходят такие люди - красивые, тонкие, добрые, талантливые"

Илья Резник : "Знаете, она одна такая была... Другой уже не будет. Валя была воплощением русской женщины, она была голосом русского народа".

Анита Цой : "Это красивая, умная, нежная, интеллигентная женщина всегда держалась достойно и вызывала уважение среди наших родных и близких, среди всех членов семьи разных возрастов - она была и остается звездой большого уровня!"

Таисия Повалий : Валентина Васильевна была не просто мягкой, доброй и отзывчивой русской женщиной, она была матерью. Нашей общей русской матерью...

Ренат Ибрагимов : Когда ездили вместе на гастроли, Валентина часто останавливалась в храмах и монастыря, могла заночевать в келье. Жила по принципу: Бог дал, Бог взял. Я знал о ее болезни, но Валя никогда не жаловалась.

Пять самых известных песен:

«Я не могу иначе»

«Кабы не было зимы»

«Спят усталые игрушки»

«Носики-курносики»

«Стою на полустаночке»

СПОЕМ

Я не могу иначе
(Текст - Николай Добронравов, музыка - Александра Пахмутова)

Нет без тревог ни сна, ни дня,
Где-то жалейка плачет...
Ты за любовь прости меня -
Я не могу иначе.
Я не боюсь обид и ссор,
В речку обида канет.
В небе любви такой простор...
Сердце мое не камень.
Ты заболеешь - я приду,
Боль разведу руками,
Все я сумею, все смогу,
Сердце мое не камень.
Я прилечу - ты мне скажи,
Бурю пройду и пламень,
Лишь не прощу холодной лжи -
Сердце мое не камень.
Видишь: звезда в ночи зажглась,
Шепчет сынишке сказку...
Только бездушье губит нас -
Лечат любовь и ласка.
Я растоплю кусочки льда
Сердцем своим горячим...
Буду любить тебя всегда:
Я не могу иначе.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Валентина ТОЛКУНОВА родилась 12 июля 1946 года в г. Армавире Краснодарского края. Но сама всегда считала себя москвичкой, потому что родители перевезли ее в столицу в год.

10 лет пела в ансамбле Центрального дома детей железнодорожников под управлением С. О. Дунаевского, куда выдержала конкурс еще ребенком. Окончила Музучилище им. Гнесиных. С 20 лет пела в биг-бэнде «ВИО-66» под руководством Юрия Саульского.

С 70-х годов Толкунова - одна из самых любимых певиц в России.

23 раза номинировалась на телевизионный конкурс «Песня года».

Первый муж - Юрий Саульский. Второй - дипломат, журналист-международник Юрий Папоров. Сын Николай, 31 год. Работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Валентина Васильевна заболела четыре года назад. Рак груди. Сначала пыталась лечиться сама - при помощи молитвы. Но не помогло. Пришлось срочно делать операцию. Поначалу болезнь отступила. Толкунова сразу вернулась на сцену и про здоровье даже не думала. Но спустя три года стало понятно - рак не побежден. Артистка какое-то время мучилась от сильной головной боли и была вынуждена пойти к врачу. Оказалось, рак четвертой степени - с метастазами в легкие, печень, мозг...

В сентябре 2009-го в госпитале имени Бурденко ей сделали операцию по удалению опухоли головного мозга. Потом - химиотерапия в Онкоцентре на Каширке.

16 февраля Толкунова снова попала в реанимацию - сразу после концерта в белорусском городе Могилеве. Она неважно себя чувствовала еще перед выступлением, однако вышла на сцену. Как только состояние Валентины Васильевны улучшилось, ее перевезли на реанимобиле в Москву, в Боткинскую больницу. Перед отъездом певица пообещала местным медикам вернуться и спеть лично для них. Увы, этому не суждено было сбыться. Последний месяц она провела в больнице.

В минувшую субботу вечером Валентине Васильевне стало плохо. Она попросила привести к ней священника, который прямо в больничной палате провел соборование.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Идеальная русская женщина

Валентина Толкунова - это голос из нашего детства. Если говорить «взрослым» языком, Толкунова была неким олицетворением стабильности нашей жизни. Чуть позже Валентина Васильевна так же помогала нам начинать входить во взрослый мир - ее, одну из немногих исполнительниц любовной лирики, то и дело крутили на первой кнопке радио с песней «Я не могу иначе». Своим серебристым голосом она говорила с нами на языке любви: «Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками. Все я сумею, все смогу: сердце мое не камень».

Толкунова выглядела как идеальная русская женщина. Чуть полноватая, с доброй, кроткой улыбкой, с тяжелой косой через плечо (зависть многих мам и их дочек!), спокойная, мягкая, прощающая. Со временем образ поменяется, во взгляде появится разочарование. Но она останется все той нашей Валюшей. Слишком рано ушедшей...

Елена ЛАПТЕВА

Чтобы помнили...

Друзья и близкие Валентины Толкуновой даже не подозревали, что раком она болела долгих 15 лет

40 дней назад из жизни ушла любимая певица.

С детства слова «петь» и «дышать» были для нее синонимами. В 11 лет Валентина пришла в ансамбль Центрального дома детей железнодорожников, а уже в 26 на равных делила главные сцены страны с живыми песенными легендами того времени. Своим крестным отцом на сцене она считала Льва Ошанина, который не только написал для нее первые песни, но и торжественно провозгласил со сцены: «Засияла маленькая звездочка на эстрадном небосклоне — Валечка Толкунова». Каждая ее песня становилась настоящей жемчужиной, подобно тем, что перед каждым концертом она вплетала в волосы, — «Где ты раньше был?», «Мы на лодочке катались», «Ускакали деревянные лошадки», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе», «Если б не было войны», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Где ты появился на свет», «Если б не было зимы». Валентина пела их просто, задушевно, безыскусно и, казалось, очень легко. До конца своих дней она оставалась не только истинно народной певицей, но и настоящей женщиной, поскольку обладала главным необходимым для этого качеством — будучи на самом деле мужественной и сильной, казалась нежной, женственной и слабой. Недаром Иосиф Кобзон сказал о ней: «Валя только с виду простушка, внутри у нее железный каркас». Ей удалось прожить жизнь с достоинством. С ним она перенесла все: и непростую личную жизнь, и нелады в семье (отношения с единственным сыном долгое время оставляли желать лучшего), и годы отлучения от телевидения, упорно делавшего вид, что такой певицы просто не существует, и тяжелую болезнь, с которой она сражалась практически в одиночку.

ГИТАРИСТ АНАТОЛИЙ ЯДРЫШНИКОВ: «ВРАЧАМ ОНА СКАЗАЛА: «Я ПРОСТО УСТАЛА»

Музыкант проработал в ансамбле Валентины Толкуновой пять лет и считает, что ему очень повезло.

- Анатолий, Валентина Васильевна была строгим руководителем?

Замечания она всегда делала очень деликатно. Если же человек не понимал, о чем его просят, просто теряла к нему интерес. Для нее было очень важно, чтобы ее слышали, поэтому считала, что лучше расстаться, чем скандалить и выяснять отношения.

Но с ней все работали подолгу: некоторые наши музыканты и костюмер Лена лет по 15 и больше. Толкунова была очень доступной, общалась всегда на равных, никакой звездности у нее и в помине не было. Знаю, что некоторые представители шоу-бизнеса позволяют по-хамски вести себя с теми, кто с ними работает, но к Валентине Васильевне это никакого отношения не имело. Она вообще, если можно так сказать, была из другого профсоюза.

- О ее скромности ходят легенды...

Валентина Васильевна действительно была без звездных запросов. После выступления приходим в ресторан, - для нее, конечно, старались приготовить что-нибудь особенное - а она просит: «Можно мне просто гречку и нарезать туда помидорки?». Даже находясь на гастролях, соблюдала все посты, как того требовали религиозные каноны. Я всегда удивлялся, как Валентина Васильевна при этом выдерживала напряженный гастрольный график, от которого стонали даже молодые члены нашей группы. У нас случались такие тяжелые перелеты и переезды, когда мы неделями не бывали дома. А она, несмотря ни на что, всегда пребывала в прекрасном настроении.

- Неужели у знаменитой певицы не было никаких требований к организаторам гастролей?

Когда полжизни проводишь в поездках, в безликих гостиничных номерах, конечно же, хочется уюта, и мы старались окружить ее максимумом удобств. Но у нее к номеру было только одно требование - чтобы был теплый, без сквозняков. Поскольку нам приходилось много колесить по российскому бездорожью, добираясь в маленькие провинциальные города, Толкунова всегда просила, чтобы автомобиль был максимально комфортным. А уж представительского он класса или нет, ее мало волновало.

Валентина Васильевна в отличие от большинства звезд не считала зазорным выступать в домах культуры. Она в этом смысле была человеком непафосным.

- А какие-то слабости у нее были?

Как у всех. Певица любила сладкое, обожала кофе и могла выпить немного коньяка, но только очень хорошего.

- У каждого исполнителя есть своя аудитория. Кто приходил «на Толкунову»?

Прежде всего люди в возрасте, для которых Валентина Васильевна и ее песни олицетворяли их молодость. Во время концертов они плакали. Потом осаждали гримерку с цветами, просили автограф, признавались в любви. Кто-то говорил: «Ну вот я вас увидел, можно жить дальше!», а кто-то: «Теперь можно и умереть!». Но очень много на ее концертах было и молодежи.

- Как случилось, что никто из зрителей даже не догадывался, что певица тяжело больна?

Что зрители, если даже те, кто общался с ней почти каждый день, ничего не подозревали! Она уже лежала в больнице, а мы еще планировали в апреле репетиции больших концертов, посвященных Дню Победы. У нее дома, на рояле, осталось много дисков с песнями от разных композиторов. Вы, кстати, знаете, что Валентина Васильевна едва ли не единственная из наших звезд, кто никогда не покупал песни у авторов? Ей их всегда только дарили. Она работала до последнего дня, поэтому никто и представить себе не мог, что все так трагически закончится.

- Что произошло на тех злополучных гастролях в Беларуси?

У нас намечался тур по нескольким белорусским городам. Сейчас очень неприятно читать, что это был чес. И даже не потому, что грубо, просто это не про Валентину Васильевну. Это у группы «На-На» чес, а когда человек всю душу вкладывает в каждое свое выступление, это называется по-другому.

Мы только приехали в Могилев - первый город, в котором должны были выступать, и прямо на сцене ей стало плохо. Она все равно отработала, просто вместо двух положенных часов концерт длился полтора. Мы как могли ее поддерживали - некоторые песни она спела сидя. Да и программу по ходу пришлось переиграть, но Толкунова все равно исполнила песни-притчи Светланы Копыловой (в последнее время она увлеклась духовным пением) и прочитала стихи Карины Филипповой.

Прямо со сцены ее увезли - там уже ожидала «скорая помощь»! - в местную больницу. Врачам она тогда сказала: «Я просто устала», но после обследования стало ясно: все гораздо серьезнее. Правда, мы и тогда ничего не заподозрили: мало ли, давление поднялось, гипертонический криз случился...

Почему ее в таком тяжелом состоянии повезли в Москву на «скорой», а не на самолете или поезде - это же долго и неудобно?

Наоборот, выбрали самый комфортный для нее способ передвижения: во-первых, в реанимобиле Валентина Васильевна могла лежать, во-вторых, все время находилась под присмотром врачей. Да и довезли ее до Москвы с мигалкой гораздо быстрее, чем это возможно на любом поезде, - всего за шесть часов. Увы, из Боткинской больницы, куда доставили vip-пациентку, она так и не выписалась.

- Правда, что нитка жемчуга, которую певица неизменно вплетала в волосы, была ее талисманом?

Жемчуг был неотъемлемой частью ее сценического образа. Толкунова действительно не выходила без него на сцену. Но талисман у нее был один - нательный православный крестик, который она носила, не снимая.

КОМПОЗИТОР ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ВАЛЯ ПРЕДПОЧЛА ВНУТРЕННЮЮ СВОБОДУ БРАЧНЫМ УЗАМ»

Евгений Крылатов подарил Валентине Толкуновой песни «Где ты появился на свет», «Вы вспомните меня», «Спаси и сохрани» и «Если б не было зимы» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

- Евгений Павлович, как долго вы знали Валентину Толкунову?

Всю свою творческую жизнь. Впервые мы с ней столкнулись в 86-м году - она принимала участие в моем первом авторском концерте в Колонном зале Дома Союзов. А последний раз виделись 17 ноября прошлого года на концерте, посвященном моему 75-летию. Вместе с Колей Басковым Валя тогда очень задорно спела «Если б не было зимы» (мало кто знает, что в этом мультфильме она озвучивала роль мамы). Когда смотрю сейчас эту запись на видео, не могу поверить, что жить Валюше оставалось менее полугода...

- В свое время певицу часто критиковали за то, что она статична на сцене?

Ее неоднократно пытались изменить в угоду времени, особенно когда вся отечественная эстрада ушла в разнузданный шоу-бизнес без каких-либо границ и пределов. Но Валя - молодец, потому что не поддалась общему поветрию и сохранила себя - свою личность, свой чистый образ. А ведь из-за этого певицу на какое-то время оттеснили с экрана, центральные телеканалы вообще вычеркнули ее из своих эфиров. Лишь когда Толкунова ушла, стало понятно, какое место она занимала на эстраде. У нее была своя тема и своя интонация, которую никто не в состоянии повторить.

- Не за этот ли вклад в искусство она заплатила своим женским счастьем?

После ее смерти много пишут о том, что Толкунова была несчастлива в личной жизни. Но, поймите, это был ее выбор, который мы должны уважать. Мне это напоминает историю с критиком, в своих статьях все время ругавшим жену Пушкина Наталью Гончарову. Однажды кто-то из его оппонентов справедливо заметил: этот критик настолько хорошо знает, какой должна быть жена поэта, что, судя по всему, Пушкину следовало жениться на нем. Так и здесь: Валя сама выбирала, с кем и как ей жить. Очевидно, у нее были очень высокие нравственные требования и к себе, и к другим. Возможно, не все это выдерживали, и в какой-то момент она предпочла внутреннюю свободу брачным узам.

КОМПОЗИТОР МАРК МИНКОВ: «ВАЛЮША ВЫБИРАЛА МУЖЧИН, КОТОРЫЕ НЕ МОГЛИ ЕЕ ОЦЕНИТЬ»

Марк Минков был для певицы не только блестящим автором, но и другом, который знал все ее радости и горести.

- Марк Анатольевич, вы помните свою первую встречу с Валентиной Толкуновой?

Это произошло в Союзе композиторов, куда я поступил года в 24. Она тогда дружила с моим товарищем Юрой Катаевым, который показывал свои композиции к многосерийному фильму «День за днем», а Валя их пела. Причем не только знаменитую песню «Стою на полустаночке», но и инструментальные вещи - все эти «шаба-даба-да», от которых мы тогда были в страшном восторге. Особенно когда услышали, как это делает на далеком Западе Swingle Singers - группа бек-вокалистов под руководством Уорда Свингла. О них сейчас мало кто помнит, а ведь там пели Эдит Пиаф, Шарль Азнавур и Мишель Легран. И Валя делала это ничуть не хуже - так же чисто и красиво, с тонким вкусом.

Когда Толкунова все спела, мы разговорились. С первого дня знакомства у меня возникло ощущение, что я хорошо ее знаю. У Вали был этот редкий дар: куда бы она ни приходила, повсюду была своей, родной, знакомой... Она умела выстраивать почти личные отношения с людьми, оставаясь при этом, как теперь выяснилось, абсолютно закрытым человеком. Наша милая, родная Валюша была просто несгибаемой, железной леди.

Никто из тех, кто был на ее похоронах, не знал, что она болела раком 15 лет. Не знал и я, хотя мы дружили, часто встречались и бывали друг у друга в гостях.

- Странно, что такой женщине не везло в личной жизни...

Валя, самая нежная и хрупкая наша певица, полушутя говорила о себе: «Я - баба-мужик!». Почему-то Валя сама выбирала именно тех мужчин, которые не могли ее оценить. Со своим первым мужем, известным композитором Юрием Сергеевичем Саульским, развелась, потому что не смогла простить ему измену. Юра был очень влюбчив и, увлекшись очередной женщиной, считал, что просто обязан на ней жениться. Думаю, он искренне любил Валю, но устоять перед новым искушением не смог.

После развода с Толкуновой Юрий Сергеевич женился на молоденькой артистке, которая родила ему близнецов - мальчика и девочку. Наши семьи получили квартиры в одном доме, поэтому в то время я часто его видел - он производил впечатление абсолютно счастливого человека.

Второй муж Вали (дипломат Юрий Папоров. - Авт. ) для меня вообще личность непонятная: сделал ей сына Кольку, уехал за границу, и лет 15 не было от него ни слуху ни духу. На похороны, правда, приезжал.

- Какие ваши песни исполняла Валентина Васильевна?

Сначала были «Деревянные лошадки». Валя спела ее так просто, чисто и безыскусно, что песня очень понравилась народу. Потом я попросил ее вместе с Олегом Анофриевым озвучить мультфильм «В порту». Интересная история произошла с песней «Если б не было войны», написанной для художественного фильма «Приказ - огня не открывать». Картина получилась плохой и бездарной, но отмечена Государственной премией СССР.

- Не такая уж редкость для того времени...

Обычная история - в авторах сценария значился Георгий Марков, председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям. Думаю, дальше можно ничего не объяснять? Обычно в фильмах эпизод снимается под песню, здесь же времени на нее не оставили, поэтому прозвучала она в несвойственном быстром темпе. Сам того не желая, я подставил ее первую исполнительницу - певицу Жанну Рождественскую, которая пела хорошо, но темп все погубил.

А невезение песни тем временем продолжалось, на этот раз оно было связано с Аллой Пугачевой. Как-то, вскоре после невероятного успеха «Летних дождей», которые я для нее написал, она пришла ко мне и спросила: «У тебя есть что-нибудь еще?». И я сыграл ей «Если б не было войны». Алла тут же села за рояль и спела ее так, что у меня ком стоял в горле. «Все хорошо, - сказала она, - но стихи придется поменять». - «А чем они тебе не нравятся?» - удивился я. И Пугачева ответила: «Я же еще молодая, а там речь идет о внуках». - «Но ты ведь и в цирке не служишь, - парировал я, - а «Арлекино» поешь». Но Алла пошла на принцип.

В конце концов я показал песню Вале. Она наняла режиссера, который поставил ей мини-спектакль, и сделала из песни судьбу, тем самым подарив ей долгую жизнь.

- Когда вы в последний раз встречались с Валентиной Васильевной?

Когда встречался, уже не вспомню, а вот по телефону с Валюшей разговаривал буквально за несколько дней до ее смерти. Мы весело поболтали, и она сказала: «Надеюсь, ты не забыл, что 9 Мая мы с тобой выступаем?». - «Где?» - удивился я. «На моих концертах, - сказала она, - может, ты еще что-нибудь успеешь для меня написать?». Я обещал подумать, а дня через два узнал, что она соборовалась. И стало ясно, что нынешний День Победы - увы! - пройдет без Вали...

Когда в день похорон мы вышли из Театра эстрады, в котором проходила церемония прощания, на Берсеневскую набережную, то увидели, что вся она запружена людьми. Шли пожилые женщины, несли по два цветочка. Эта деталь поразила меня до глубины души! То есть цветы, как это бывает на пафосных похоронах, не подвозили грузовиками, люди покупали их на свои пенсионные копейки просто потому, что не могли поступить иначе.

Сразу же после похорон я поехал на программу Малахова «Пусть говорят», где рассказывал и о Вале, и об этих женщинах. «Дорогие, - спросил я творческую группу, - а почему, когда Валя была жива, вы не звали ее к себе? Почему истинно народная любовь видна только после смерти?». И попросил объяснить, что означает нелепое и запретное для искусства слово «формат», под который Толкунова якобы не подходила.

- Объяснили?

Они растерялись. А закончил я свои слова строчкой из «Бориса Годунова»: «Они любить умеют только мертвых». Первую строчку сознательно опустил, а она такая: «Живая власть для черни ненавистна». Я считаю, что наше телевидение сегодня в значительной степени работает для черни. И мне очень жаль, что Валя Толкунова, столь любимая народом и востребованная артистка, не была при жизни звана и желанна на телевидении. Изредка можно было увидеть какие-то кусочки из ее выступлений, но ни одного творческого вечера так и не показали.

Что же, пусть теперь Господь Бог упокоит ее душу. Незадолго до смерти она купила себе домик неподалеку от Дивеевского монастыря, часто ездила туда, много общалась со священниками. Вера помогала Вале в последние, такие непростые годы ее жизни.

АВТОР КОНЦЕРТНЫХ КОСТЮМОВ ВАЛЕНТИНЫ ТОЛКУНОВОЙ НАДЕЖДА СТУКАНЦЕВА: «БОЛЬШЕ ВСЕГО МЕНЯ ПОРАЗИЛА ЕЕ ПРОСТОТА И ДОСТУПНОСТЬ»

Самые красивые концертные платья Валентине Толкуновой шили в Архангельске - в Доме моды «Чайка», их автором была мастерица Надежда Стуканцева.

- Надежда, почему Валентина Васильевна заказывала свои платья у вас, в общем-то, в провинции?

Наверное, потому, что мы хорошо ее понимали и знали, что именно ей нужно. А к нашему знакомству привела цепь случайностей, за которые я благодарю судьбу.

Валентина Васильевна, приезжая в любой город, старалась увидеть максимум местных достопримечательностей. Так она попала в Музей изобразительного искусства в Архангельске, где были выставлены коллекционные авторские вещи нашего Дома моды (тогда он еще назывался Домом быта). Певице они очень понравились, и она обратила внимание на фамилию автора. Потом Толкунова пришла в наш магазин, где ее особенно привлекли вещи с вышивкой и кружевом.

В тот день у нас был выходной, но администратор всех обзвонила и попросила встретиться со столичной гостьей. Помню, больше всего меня тогда поразила ее простота и доступность - в ней не было ничего похожего на свойственную звездам заносчивость. Из коллекции Валентина Васильевна отобрала несколько платьев, которые хотела бы иметь. И поскольку на следующий день ей нужно было улетать, мы - буквально за пару часов до самолета - сделали все необходимые примерки.

- Часто она к вам приезжала?

При ее напряженном гастрольном графике это было сложно, к тому же ей удавалось вырваться максимум на день-два. За это время мы старались сделать максимум, чтобы не утомлять ее примерками. Но и ей надо отдать должное - за долгие годы сотрудничества никаких капризов, никакого недовольства. Она была очень интеллигентным человеком. Мы сшили для нее довольно много: и красный костюм-тройку, и белый костюм с накидкой, отделанной ришелье, и ярко-желтое платье с жакетом-фигаро и вышивкой из платков, и костюм для романсов - черный с серебряным шитьем, и наряд «Северная красавица», отделанный мехом норки. Все это были вещи-трансформеры - их можно было комбинировать друг с другом.

- Валентину Васильевну ведь и похоронили в одном из ваших платьев?

Да, мы узнали, что такова была ее последняя воля, о которой она написала в завещании. В этом платье она когда-то исполняла песню «Прости меня, Россия» и очень его любила.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter