толстого в селе красный рог, филиал гбук «брянский государственный краеведческий музей. Литературно-мемориальный музей а.к

В продолжение темы предыдущего поста о вурдалаках:)
Пару недель назад мы с друзьями решили посетить село Красный Рог километрах в пятидесяти от Брянска, где долгое время жил и работал выдающийся поэт и писатель Алексей Константинович Толстой. У нас был грандиозный план заночевать в лесу в окрестностях Красного Рога. Железнодорожная станция с тем же названием, превосходящая село по численности населения, находится от него в семи километрах. Туда-то мы и прибыли на электричке.
Прежде чем отправиться пешком в село, мы заглянули на старое кладбище, где есть несколько могил моих предков (да, мои прародители тоже оттуда). Никто из семьи уже лет двадцать не бывал на исторической родине, никто не помнит, как могилы выглядят и где они хотя бы примерно расположены. Поэтому пришлось искать наощупь. Поиски успехом не увенчались, потому как ввиду отсутствия должного ухода портреты и надписи были, по всей видимости, безвозвратно утрачены. Но у меня есть мысль отыскать реестр захоронений, где наверняка имеются соответствующие записи.
Многие могилы на кладбище находятся в запустении, потому что за ними некому ухаживать. Некоторые уже практически сровнялись с землей.
Пока спрашивали у местных насчет могил предков, выяснили, что люди с такой фамилией еще живут в селении. Наверняка какие-нибудь очень дальние родственники...
Обойдя кладбище, мы отправились в село, что в семи километрах от станции. Если окажетесь в тех местах, не надейтесь получить позитивных впечатлений от музея-усадьбы А.К. Толстого. От поэта там ничего, кроме территории, не осталось. В усадьбе возведена чертова уйма строений (главное здание усадьбы было восстановлено в 1993 году и, как ни странно, не функционирует не то из-за ремонта, не то еще из-за чего-то), но вся экспозиция помещается в одном маленьком флигеле (не знаю, насколько он аутентичен). Экспозиция представляет собой сплошную грусть: портреты, бюсты, стулья XIX века и толком ничего от А.К.
Позже через Википедию вышел на официальную страницу музея-усадьбы. Обратите внимание на цены (4 рубля для взрослых и еще меньше для детей и студентов). За то время, что администрация музея забивала болт на свою страницу, цены возросли почти в 20 раз:) Боюсь представить, сколько лет прошло.
Словом, дичайший мрак и полное разочарование.
Под конец дня мы решили оставить мысль о ночевке в лесу, потому как от жары были настолько грязными, что просыпаться в таком виде утром... лучше не просыпаться вообще. Пригодного для купания водоема поблизости нет. Мы вернулись на станцию и узнали, что электрички по этому направлению ходят не по расписанию, а по своему собственному графику:) К счастью, нам удалось дождаться поезда, хотя и часа на полтора позже, чем было заявлено в расписании.

Дядька с жуткими кошачьими глазами. Не знаю, как так получилось.



Запустение на кладбище.

Дружелюбная собачка, которая нас сопровождала.

Растение, произрастающее в бутылке.

Гусеница, которая явно была раздражена нашим вниманием к ней. Плевалась в нас желтыми струями.

Алексей Константинович Толстой - поэт, писатель, драматург. Многие читали его исторический роман "Князь Серебряный", трилогию "Смерть Иоанна Грозного", а уж строки "Средь шумного бала, случайно…" известны каждому. В усадьбе "Красный рог" Толстой повел детство, отрочество, многократно приезжал сюда в течение жизни, умер и похоронен здесь же.

Изначально усадьба в селе Красный Рог принадлежала К.Г. Разумовскому, прадеду Толстого. При нем был построен главный усадебный дом. К сожалению, в 1941 году его сожгли фашисты. Но спустя время, дом был отстроен заново. И в 1967 году здесь открыли музей Толстого.

А я приглашаю вас на прогулку по усадьбе.

Музей располагается на зеленой огороженной территории. Войдя в ворота, сразу попадаешь в парк. Гравийная дорожка приводит к усадебному дому и бежит дальше по территории парка.





На улице было жарковато и, войдя в дом, нас приятно порадовала прохлада. Кроме нас, из посетителей не было никого.
Во флигеле две комнаты и большая прихожая, где на стенах висят портреты Екатерины и императора Николая.

В комнатах представлены портреты писателя, его родных, близких.



Усадьба «Красный Рог» (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В усадьбе «Красный Рог» рос известный писатель А. К. Толстой, когда его мать переехала сюда к родственникам из Санкт-Петербурга . С матерью литератор не ладил, поэтому предпочел уехать из дома, а вернулся только после ее смерти в 1861 г. Нельзя сказать, что Толстой жил в усадьбе постоянно - очень много времени он проводил в Европе, но здесь были написаны многие исторические произведения: «Царь Борис», «Царь Федор Иоанович» и поэмы «Дракон», «Портрет». В «Красном Роге» писатель умер, тут находится его могила.

В 1967 г. в уцелевшем флигеле открылся Литературно-мемориальный музей А. К. Толстого, а через 5 лет рядом с ним установили бюст писателя. С 60-х гг. планировалось восстановление основного здания усадьбы, сгоревшего во время Второй Мировой войны и прозванного «охотничьим замком». Реализован этот проект был только в 1993 г. С 2014 г. ведутся работы по воссозданию интерьеров дома: организаторы покупают и реставрируют старинную мебель.

Что посмотреть

«Красный Рог» - это настоящая дворянская усадьба с лужайками и прогулочными дорожками. Обширный парк состоит из двух частей: регулярной и ландшафтной. Здесь очень зелено, много деревьев, помнящих писателя и его известных гостей.

С того времени, когда в усадьбе жил А. К. Толстой, сохранились флигель, хозяйственный домик, где раньше была прачечная, и церковь 1777 г. в стиле позднего украинского барокко. Все остальные здания, которые сейчас видят посетители, построили наследники уже после смерти писателя.

Основная экспозиция музея и сейчас находится во флигеле, занимая две комнаты и просторную прихожую. Здесь очень много портретов: в прихожей - преимущественно царских особ, а в комнатах - самого писателя и его близких. Дополняют обстановку мебель, охотничьи трофеи и прочие предметы интерьера, характерные для усадьбы 19 века. Часть экспозиции перемещена в основной дом, но в нем до сих пор продолжаются ремонтные работы, реставрируют мебель, поэтому он не всегда открыт.

В музее проводятся тематические экскурсии, посвященные жизни и творчеству Толстого и персонажа, в создании которого он участвовал - Козьмы Пруткова, прогулки по аллеям старинного парка. Отдельная экскурсия - в церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутреннее убранство которой сохранилось с начала 20 века. Рядом с ней находятся усыпальницы писателя и его супруги.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Почепский район, с. Красный Рог. Координаты GPS: 52°57"17.2"N 33°44"59.8"E. Веб-сайт .

От Брянска на машине нужно ехать по трассе А-240 до с. Красный Рог, затем по указателям к поселку Дом Отдыха еще около 1 км. В общей сложности дорога займет около часа.

Часы работы: вторник-пятница: с 9:00 до 18:00, суббота: с 9:00 до 21:00 в летний период и с 9:00 до 19:00 в остальное время. Воскресенье - с 9:00 до 18:00 час. Понедельник - выходной. Цена билета - 150 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

February 23rd, 2016 , 11:54 am

1) 21 февраля был очень насыщенным днём в плане изучения Брянской области, тем более расстояние между селом Юдиново с увиденным нами историко-краеведческим музеем и селом Красным Рог с усадьбой писателя Алексей Толстого всего 20 км, поэтому всё это было объединено в программу одного выходного дня.

2) Сама усадьба расположена в 2 км от изображённого на фото храма Успения Пресвятой Богородицы,где находится часовня-усыпальница А.К. и С.А. Толстых, построенная в 1825 году из кирпича.

3) Этот храм был выстроен в 1777 году по заказу последнего гетмана Войска Запорожского, графа Кирилла Разумовского, затем перестроен в 1880-х гг. с портиками и колокольней. Здание рублено из бревен и обшито тесом, основание кирпичное. Крестообразная в плане церковь ярусного типа - один из немногих сохранившихся в юго-западной Брянщине позднебарочных памятников украинской архитектуры XVIII века.

4) Объемно-планировочная композиция здания основана на постепенном нарастании масс к центру, имеющему подчеркнуто вертикальную направленность. Над пониженными прямоугольными в плане угловыми прирубами позднейших приделов возвышаются рукава креста. Последние примыкают к более высокому центральному четверику, который несет глухой восьмерик с узкими диагональными гранями и ложными нарисованными окнами. Над его пологой граненой кровлей поставлен еще один небольшой восьмерик, завершенный шатром со слегка вогнутыми гранями. Такая же форма венчания над алтарной частью подчеркивает продольную ось здания. Выразительность общего построения усиливает двухъярусная колокольня: примыкающий к западному рукаву четверик паперти с восьмериком звона и пологой шатровой кровлей над ним.
Скромное убранство фасадов храма с накладными досками на углах объемов, обшитых горизонтальным тесом, простыми карнизами и обрамлениями прямоугольных проемов относится к 1880 году. Главную роль в нем играют позднеклассицистические портики с фронтонами, украшающие главный, западный и боковые входы на концах рукавов креста. Западный и северный портики поддерживают две пары колонн, раздвинутых в центре, южный портик - четырехколонный с одинаковым интерколумнием.

5)

6)

7) Это воссозданная усадьба поэта в начале 1990-х гг. Изначально ещё царствование Екатерины II окрестные земли, как и сам город Почеп, относились к обширным владениям бывшего малороссийского гетмана Кирилла Разумовского и его сына Алексея. Небольшой усадебный дом называли в обиходе «охотничьим замком», поскольку сюда граф Разумовский выезжал из своей почепской резиденции на охоту. Обстоятельства его возведения неизвестны, равно как и архитектор.
Алексей Разумовский завещал Краснорогскую волость своим детям, рождённым вне брака и получившим фамилию Перовских, - Льву и Василию. В 1825 г. в усадьбах Красный Рог и Погорельцы поселился их брат Алексей - известный литератор, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». После разрыва с мужем сюда приехала воспитывать маленького сына и его сестра, графиня Анна Толстая (1799-1857). Вслед за смертью брата она становится в 1837 г. полновластной хозяйкой Красного Рога.

8) Сын Анны Алексеевны - Алексей Константинович Толстой - своими ранними литературными опытами продолжил «готическую» традицию в русской литературе, основы которой заложил его дядя написанной в этих краях фантастической повестью «Двойник, или мои вечера в Малороссии». В 1841 г. молодой граф публикует под псевдонимом Краснорогский повесть «Упырь», где речь идёт о вампирах, избравших своим логовом дворянскую усадьбу.
Из-за натянутых отношений с матерью Толстой свил невдалеке от Петербурга собственное «дворянское гнездо» с поэтичным названием «Пустынька». Только после смерти матери и выхода в отставку (1861) он переезжает на постоянное жительство в Красный Рог. Здесь он работает над поэмами и драматическими сочинениями на исторические темы.

9) В 1875 г. граф Толстой, страдавший от страшных головных болей, умер в Красном Роге от передозировки обезболивающего и здесь же, в сельском храме, был похоронен. Его вдова Софья Андреевна вернулась в столицу. А ещё через 2 года в 1877году в опустевшем имении побывал философ В. С. Соловьёв.
Сам же «охотничий замок» (главное здание усадьбы) сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года. Брянский архитектор В. Городков (автор Кургана Бессмертия и Партизанской Поляны в Брянске) в 60-е гг. подготовил проект реставрации, который был реализован в 1988-1993 гг. при поддержке брянского писателя Николая Грибачёва.

10) От исторических построек сохранился только флигель, где писатель Алексей Толстой и работал. Тут и был открыт мемориальный музей в 1967 году. К сожалению, его собственных вещей почти не сохранилось, вы увидите копии различных картин и мебель того времени.
Давайте заглянем.

11) Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»).
В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр (МХаТ).

12) Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди в селе Погорельцы. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II, вместе с которым в 1838 году ездил на озеро Комо. Впечатления этой поездки были использованы при работе над повестью «Упырь».

13) В 1834 г. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе, в 1843 г. - придворное звание камер-юнкера.
В конце 1830-х - начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования»

14) Зимой 1850-1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

15) После отставки со службы в 1861 году жил периодически в Европе и в усадьбе Красный Рог. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 году.

16)

17) Он создал пародийный образ Козьмы Пруткова, который был литературной маской, издаваемый в журналах «Современник», «Искра», под которым выступали в 50-60 гг. XIX в. сам Алексей Толстой, братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр), возможно ещё штабс-капитан Александр Аммосов, сын изобретателя системы парового отопления для Зимнего Дворца, т.н. "Аммосовских печей". Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное подражательство.
На фото- бюст Козьмы Пруткова скульптора А. Зубарева.

18) Ему создали даже отдельную биографию, генеалогическое древо Прутковых.
Из «Биографических сведений о Козьме Пруткове»: Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.
Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблизи ж/д станции Саблино.
В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл на этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. В это время и привиделся ему сон. Именно: в ночь с 10 на 11 апреля 1823 г., возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку и не дав ему одеться, повлёк его молча по каким-то длинным и тёмным коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их ему одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к его продрогшему телу. Прутков ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события; но вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй он ощутил во всём теле сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению. Но, часто рассказывая о нём впоследствии, он всегда приходил в большое волнение и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!» - Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти, то есть до 13 января 1863 года".

19) Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом - и Орден Святого Станислава 1 степени., который всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».
Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период подготовления реформ прошлого царствования он как бы растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановременности всяких реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!».
Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он написал мистерию: «Сродство мировых сил».
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою - прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.

20) Его известные цитаты:
- Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.
- Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
- Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
- Бди!
- Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
- Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
- Никто не обнимет необъятного.
- Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
- Если хочешь быть счастливым, будь им.
- Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
- Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
- Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
- Усердие всё превозмогает!
- Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
- Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц - ночью.
- Где начало того конца, которым оканчивается начало?
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Легче держать вожжи, чем бразды правления.
- Не всё стриги, что растет.
- Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
- Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
- И устрица имеет врагов.
- Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего табак нередко пахнет духами.
- Держаться партии народной и современно, и доходно.
- Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
- Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.


26)