Урок по творчеству В. Распутина методическая разработка по литературе (11 класс) на тему


В Иркутской ОДБ им. Марка Сергеева школьникам рассказали о жизни и творчестве всемирно известного писателя, классика русской литературы, сибирского прозаика Валентина Григорьевича Распутина.

Уроки памяти «Мир и слово Валентина Распутина» и литературный час «Военное детство» прошли для старшеклассников 39-й и 46-й школ и для учащихся 7-го класса СКШ № 11 г. Иркутска в отделе краеведения и библиографии Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. Все мероприятия были посвящены дню рождения и годовщине со дня смерти всемирно известного писателя, классика русской литературы Валентина Григорьевича Распутина.

Миновал год без В. Г. Распутина, который всего несколько часов не дожил до своего дня рождения. На уроках памяти библиотекари познакомили подростков с биографией знаменитого прозаика, чье детство прошло в глухой сибирской деревне, в 400 километрах от Иркутска. Сюжеты произведений представителя деревенской прозы, прототипы героев взяты в основном из детских лет его жизни. Как отмечал сам Валентин Григорьевич: «…Писатель начинается в детстве от впечатлений, которыми напитывается именно тогда. Он может затем долго не знать себя как писателя, а может быть, и никогда не узнать, однако душа засеяна, вздобрена, и она при направленном обращении к ней в любой момент способна дать урожай».

Беседа со школьниками прошла с показом слайд-презентации. В ней были использованы снимки известного иркутского фотохудожника Бориса Дмитриева, который, в частности, проиллюстрировал сборник очерков Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь...».

И конечно, главное, о чем шла речь с читателями подрастающего поколения, – это о любви писателя к родной России, Сибири, о его борьбе за сохранение чистоты сибирской жемчужины – озера Байкал и реки Ангары, с которой была тесно связана жизнь прозаика.

Старшеклассники с интересом слушали рассказ библиотекаря. Выходец из крестьянской семьи, благодаря таланту и трудолюбию Валентин Распутин стал одним из классиков русской литературы. Вообще, это был замечательный человек, скромный и деликатный в повседневной жизни, непримиримый и твердый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения, публицистика, выступления – это обращение к душе человека. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России.

Затем библиотекари пригласили молодых людей ознакомиться с оформленной в отделе книжной выставкой «Всю жизнь я писал любовь к России», где представлены произведения В. Г. Распутина разных лет. Особенно привлекали внимание читателей юбилейные и подарочные издания книг автора, сборники очерков «Земля у Байкала», а также повесть «Прощание с Матерой», иллюстрированная иркутянином, заслуженным художником РФ Сергеем Элояном.

А в ходе литературного часа «Военное детство» семиклассники посмотрели отрывки из фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского». Во время беседы учащиеся активно задавали вопросы, обсуждали поступки главного героя, сравнивали послевоенную жизнь и отношения людей тех лет с нашим временем. После мероприятия ребята долго не расходились, с интересом рассматривая книги на выставке.

Красной нитью через все мероприятия прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика. Вдохновляюще звучала цитата иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, – его книги. Но прежде их надо прочитать!».


Каширцева Ирина Николаевна, главный библиотекарь,
Журавлева Екатерина Леонидовна, главный специалист по связям с общественностью
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
Фото И. Н. Каширцевой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ты женщина, и этим ты права. В. Брюсов.

Боттичелли «Рождение Венеры»

Валентин Григорьевич Распутин 1937 г.р. «… начала заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие развертывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его.» В.Гюго

«Я верю, что в моем писательском деле, она сыграла не последнюю роль: когда – то… Вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины.» В.Распутин

«… женщина в России всегда была главным оплотом традиционной нравственности и духовности...» В. Распутин

«Долго сидели за столом отец с сыном… Дарья смотрела на них, сидящих рядом, напротив нее, и думала: «Вот она, одна ниточка с узелками. Мой – то узелок вот-вот растянут и загладят, чтоб с другого конца новый подвязать. Куды, в какую сторону натянут эту ниточку дальше? Пошто так охота узнать, что будет?»

«Ты хоть слыхал, что у его, у человека – то душа есть?... В ком душа, в том и Бог… И хоть не верь – изневерься ты, а он в тебе же и есть. Не в небе. А боле того – человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался.» «Прощание с Матёрой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Творчество В. Распутина"

К юбилею писателя В.Г.Распутина. Презентация "Творчество В.Распутина "может использоваться как на уроках, так и на внеклассных мероприятих....

Тема семьи в творчестве В.Распутина

Тема семьи в творчестве В.Распутина. Урок в 11 классе. Краткое описание урока и презентация к нему....

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...

15 марта 2017 года в МКОУ «СОШ№10» учитель Барова М. А. в 6А классе провела всероссийский урок по теме: « УРОКИ ДОБРОТЫ» (по повести В. Г. Распутина «Уроки французского») в рамках изучения наследия российского писателя.

Цель урока:

1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.

2. Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

3. В процессе анализа обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

4. Помочь ребятам обнаружить в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

На урок были приглашены учащиеся 5А класса, администрация и учителя школы

Форма урока - урок - размышление.

Для достижения целей урока были использованы технологии проблемного обучения, ИКТ технологии. В поисках нестандартных путей решения проблемы применен разносторонний анализ поступков героев, был использован метод дискуссии с целью предоставления учащимся возможностей для поиска и закрепления позитивных эталонов жизни: только следуя законам ДОБРОТЫ можно победить зло.

На всех этапах урока была сформирована атмосфера психологического комфорта -такие условия повлияли на большую активность учащихся.

Эмоциональным центром занятия было постижение мысли В. Г. Распутина об уроках нравственной доброты.

Цели и планируемые результаты обучения на уроке достигнуты.

Отчет о проведении юбилейных мероприятий, посвященных 80-летнему юбилею писателя В.Г.Распутина по МКОУ СОШ № 10

15 марта 2017 года российская общественность отмечает юбилей выдающегося российского драматурга, публициста и общественного деятеля В.Г.Распутина.

В связи с юбилеем В.Г.Распутина в МКОУ СОШ № 10 с 6 по 15 марта проводились мероприятия, посвященные его жизни и творчеству.

Мероприятие

Ответственный

Классный час «В.Г.Распутин. Жизненный и творческий путь писателя»

Барова М.А., учитель русского языка и литературы

Организация книжной выставки, посвященной творчеству В.Г.Распутина, с приглашением работников детской библиотеки

с 06.03.17 г. по 15.03.17 г.

Фролова Т.А., библиотекарь школы

Урок доброты по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

Барова М.А. , учителя русского языка и литературы

Презентация-фотовыставка « Родные места В.Г.Распутина»

Урок - дискуссия по рассказам « Последний срок», « Прощание с Матерой»

Курноскина О.Н., учитель русского языка и литературы

На 1-ом курсе прошел Всероссийский урок, посвященный литературному наследию В.Г. Распутина

15 марта в библиотеке им. Н. Старостина для студентов 1-го курса был проведен Всероссийский урок, посвященный литературному наследию российского драматурга, публициста, общественного деятеля В.Г. Распутина.

Валентин Распутин - из плеяды писателей, способных встревожить читательские души, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Подготовили и провели урок с использованием информационных технологий: преподаватель русского языка и литературы Бурова Н.В. и сотрудница библиотеки Березина Т.Б.

Наталья Владимировна рассказала студентам о творчестве писателя, его наиболее известных и значимых произведениях, нравственных вопросах, которые постоянно волновали автора и которые он задавал читателю от имени литературных героев. О любви и преданности, вплоть до самопожертвования, о семейных узах, своих корнях, любви к земле и Родине и о многом другом говорил писатель в своих книгах. Эти нравственные вопросы важны во все времена. О произведении «Дочь Ивана, мать Ивана» и поднимаемых в нем вопросах рассказала Татьяна Борисовна. Студентам были продемонстрированы отрывки из художественных фильмов по произведениям писателя.

Проанализировав полученный материал, студенты затем отвечали на вопросы, выполняли творческие задания, с которыми успешно справились.

Произведения Валентина Григорьевича выделяются в общем потоке современной литературы яркой самобытностью. Интерес к его книгам огромен во всем мире. Повести и рассказы Распутина переведены на все европейские языки, по его произведениям ставятся спектакли и фильмы.

«Уроки нравственности» (по творчеству В. Распутина).

учитель Тележкина Маргарита Вениаминовна

11 класс

Цели и задачи урока:

    раскрыть нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века;

    продолжить знакомство с творчеством В.Распутина;

    дать представления о своевременности и современности произведения «Прощание с Матёрой»;

    продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине;

    ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

    способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

    воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: устный журнал.

Эпиграф:

Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем

вместе править праздники и будни, и

земля, на которой стоит твой дом.

(В.Распутин)

Оборудование:

  • эпиграф на доске;

    портрет писателя;

    презентация.

Словарная работа:

Прощание - расставание

Проститься –

1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться

Матёра - матерый; мать; материк.

Матёрый –

1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;

2) опытный, знающий;

3) неисправимый, отъявленный.

Ход урока:

    Организационный момент.

Записываем дату урока, тему, эпиграф в тетрадь. Определяем цели урока.

    Слово учителя.

В начале урока мы познакомимся с биографией писателя (презентация).

Распутин Валентин Григорьевич родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, поселке Усть-Уда на берегу Ангары в 300 км. От Иркутска, между Иркутском и Братском. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич.

В 1 класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5 и последующие классы, находилась за 50 км от родной деревни, так началась жизнь писателя без родителей и семьи.

В 1959 окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).В 1958--66 занимался журналистикой в Иркутске и Красноярске: в 1958 был корреспондентом газеты «Советская молодежь» Иркутского обкома комсомола, с 1959 работал на телестудии в Иркутске, затем, после переезда в Красноярск, сотрудничал с газетами «Красноярский комсомолец» и «Красноярский рабочий». В качестве корреспондента «Советской молодежи», а позже - «Красноярского комсомольца» и «Красноярского рабочего» обошел пешком междуречье Енисея, Ангары и Лены.

Первый сборник рассказов - «Я забыл спросить у Лешки», вышел в 1961. С 1966 г. Распутин - профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Самостоятельной общественной деятельностью начал заниматься в первой пол. 80-х, став одним из инициаторов кампании за спасение оз. Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

В 1986 был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР.

В марте 1990, после избрания М. Горбачева Президентом СССР, Распутин был указом Президента назначен членом Президентского Совета СССР. По материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик - 98», проведенного Российской государственной детской библиотекой, среди 50 самых популярных авторов подростки называют В.Г.Распутина.

Награды В.Г. Распутина:

    Герой Социалистического Труда (1987),

    Два ордена Ленина (1984, 1987),

    Трудового Красного Знамени (1981),

    Знак Почета (1971),

    Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),

    Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),

    Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),

    Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),

    Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),

    Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,

    Лауреат премии Александра Солженицына (2000),

    Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),

    Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003),

    Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004),

    Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, (2005),

    Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),

    Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010),

    Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).

Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998). Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия.

    Изучение нового материала .

Анализ повести «Прощание с Матёрой».

В своих произведениях В.Распутин говорит читателям об общечеловеческих ценностях – о совести. О родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти.

Писателя волнуют такие вопросы: «Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?»

«Интересно, куда денется жизнь?» - думала старуха Анна из «Последнего срока».

Старая Дарья из повести "Прощание с Матёрой" спрашивала себя и не могла ответить: «Кто знает правду о человеке: зачем он живёт?»

В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).

Произведение рассказывает нам об острове Матёра, который должен затонуть в связи с построением новой ГЭС. А вместе с островом должна будет исчезнуть и та жизнь, которая складывалась здесь в течение трехсот лет, то есть сюжетно эта ситуация изображает гибель старой патриархальной жизни и воцарение жизни новой.

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми

Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара.

Главным патриотом и философом Матёры оказывается, как обычно у Распутина, старуха – Дарья.

«Распутинские старухи» - такое же культурно-историческое понятие, как «шукшинские чудики» или (если заглянуть в ХIХ век) «тургеневские девушки» и «лесковские праведники».

Хозяин - зверь-хранитель острова, царский листвень - его мировое дерево, Дарья - матерь и память Матёры. Этот образ - не просто характер, но - точка зрения, предельный, обобщенный взгляд на мир, приближающийся к авторскому, но не сливающийся с ним.

Дарья - «самая старая из старух», даже не помнящая даты своего рождения: «Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые куда-то увезли - концов не сыскать» (гл. 2). Она уже стоит на переломе, на краю, на границе между миром живых и той беспрерывной чередой безымянных предков, которая уходит в глубину, под землю. «Мне бы поране собраться, я давно уж нетутошняя… я тамошняя, того свету. И давно навроде не по-своему, по-чужому живу, ниче не пойму: куды, зачем? А живу. Нонче свет пополам переломился: евон чо деется! И по нам переломился, по старикам… ни туды мы, ни сюды. Не приведи господь!» (гл. 4).

Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы).

Что такое дом, изба для Дарьи?

(Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.)

Она не только побелила, но выскребла полы, помыла окна, думая при этом: "Чует, ох, чует, куда я её обряжаю".

Деревенский неграмотный человек, она думает о том, что должно беспокоить всех в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения? Дарья понимает, что предшествующая материнская рать отдала для неё всё, что "правда - в памяти".)

    Подведение итогов урока .

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.

Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на эпиграф

Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти 4 подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.

«Она повернула влево и отыскала в глубине леска холмик, под которым лежали отец и мать, те, кто дал ей жизнь. Холмик был запачкан землей от вывернутого креста. Слева, ее клали первой, покоилась мать, справа отец. Дарья поклонилась могильному холму и опустилась рядом на землю. Ветерок сюда не пробивался, было тихо, лишь сухо и колко шуршали трынки. Она прикрыла глаза, чтоб не видеть ни дыма, ни разоренных могил, и, покачиваясь усыпляющими движениями вперед-назад, как бы отлетая от одного состояния и правя к другому, набираясь облегчающей небыти, тихонько объявилась:

Это я, тятька. Я это, мамка.- Голос был неверный, - Вот пришла. Совсем ослобонилась, корову и ту седни увезли. Можно помирать. А помирать, тятька, придется мне мимо Матеры. Не лягу я к вам, ниче не выйдет. И вас хотела с собой взять, чтоб там вместе лягчи, и это не выйдет. Не сердитесь на меня, я не виноватая. Я-то виноватая, виноватая, я уж потому виноватая, что это я, на меня пало. А я бестолковая, не знала, че делать. Ты мне, тятька, говорел, чтоб я долго жила... я послушалась, жила. А нашто было столь жить, надо бы к вам, мы бы вместе и были. А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет.

Она уткнулась лицом в траву на могильном холме, плечи ее вздрагивали. И туда, в траву, в землю, горько пожаловалась: - Ды-ы-ымно, дымно у нас. Продыху нету от дыму. Сами видите. А меня-то вы видите? Видите, какая я стала? Я ваша, ваша, мне к вам надо... рази можно меня к живым? Я ж туда непригодная, я вашего веку. Мне к вам... я бы избу ишо проводила и к вам. Пушай огонь, вода...- Она подняла голову и поправила платок.- Избу нашу, тятька, не седни завтри тоже... тоже туды. А я глядеть буду. Подойду, чтоб не сильно пекло, и буду глядеть, хорошо ли горит. А после приду и скажу тебе. Че я сделаю? Ну? И вдруг ей пришло на ум - будто донесло угадывающимся шепотом откуда-то издалека-издалека: "А избу нашу ты прибрала? Ты провожать ее собралась, а как? Али просто уйдешь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ей жили". Вздрогнув, Дарья торопливо согласилась: "Приберу, приберу. И как я из памяти выпустила? Сама бы должна знать. Приберу". "А ишо че? - надеясь на ответ, спросила она.- Ишо че мне делать? Как быть-то мне?" - и напряглась, натянулась, вслушиваясь, собирая в одно слабые проплывающие мимо звуки. Но нет, ничего не сказалось ей. Самое главное не сказалось. По-прежнему было тихо, шелест листьев и травы не сошелся в ответ.

Она спросила еще раз, уже без надежды,- могилы молчали. И она решила, что не получила прощения. Так ей и надо. За какие такие заслуги она собиралась его получить? Сама себя не может простить, а хочет, чтоб простили они,- не стыд ли?»

    Домашнее задание .

Прочитайте отрывок из повести и ответьте на вопросы:

За что просит Дарья прощение у своих родителей?

Почему в трудную минуту она приходит на кладбище?

Какие нравственные качества в характере Дарьи заставляют нас уважать её?

6. Рефлексия.

- Все ли поняли тему урока?

-Достиг ли урок цели?