Уроки и Упражнения для Баc-Гитариста. Упражнения на технику обеих рук Техники игры на бас-гитаре

Ничто не заменит звучание живых духовых инструментов, но тем не менее во многих композициях звучат виртуальные аналоги, созданные при помощи VST плагинов. В этой статье мы опишем лучшие VST плагины для духовых инструментов. Итак начнем. Fable Sounds — Broadway Big Band Broadway Big Band-Kontakt Edition — это виртуальный инструмент от […]

Любой начинающий гитарист рано или поздно столкнется с вопросом как петь и играть на гитаре одновременно. Если опыта совсем не много, эта задача окажется для вас не простой. Для того чтобы играть на гитаре и петь, вам понадобится сначала научиться играть аккорды. Затем вам нужно будет научиться играть правой рукой […]

Любому музыканту, особенно если он пишет музыку, будет полезно знать все виды музыкальных инструментов. Они все сгруппированы и у них есть классификация. Виды музыкальных инструментов Существуют несколько видов музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные, язычковые, клавишные, электронные и есть еще механические музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, встроенный механизм в часах и т.д.), […]

Всем привет! Здесь вы научитесь играть Собачий вальс на пианино. Это одна из самых простых мелодий, поэтому ее можно научиться играть быстро и без проблем. Собачий вальс на пианино можно играть в разных темпах, но мы советуем советуем начинать с медленного. И, конечно для занятий используйте метроном! Итак, начнем. Ниже […]

Минорная пентатоническая гамма довольно известна, и я думаю, что многие из вас использовали ее в своей игре. Тем не менее, я считаю, что многие музыканты думают об использовании этой гаммы с ограниченной точки зрения. Зачастую это рассматривается в блюзовом контексте. Но если вы посмотрите глубже, вы обнаружите, что пентатоническая гамма […]

Здесь вы можжете скачать Бесплатные сэмплы ударных «ambient». Использование этого набора сэмплов может оказаться для вас полезным, тем более если вы используете триггеры в вашей барабанной установке. У вас появляется возможность смешивать любой звук, который вы хотите. Здесь собраны некоторые наиболее распространенные классические и современные семплы, идеально подходящие для тех, […]

Расстояние между нотами C и G - интервал, и расстояние между нотами C и C# тоже интервал. Проиграйте эти сочетания нот, по меньшей мере в трёх местах грифа. Первый интервал является более подходящим для игры на бас-гитаре. В данном занятии мы рассмотрим наиболее важные интервалы для игры на басе.

Запомните: полутон - расстояние между двумя рядом стоящими нотами (в западной музыке), например расстояние между C и C# = 1 полутону. Между нотами E и F тоже 1 полутон. Проиграйте эти интервалы, по меньшей мере в трёх местах грифа. На вашей бас-гитаре нет E# или Fb!

Разумеется, тон - в два раза больше чем полутон и состоит из 2 полутонов. Например тонами являются интервалы C - D и E - F#. Играйте эти интервалы в трёх различных местах грифа (в дальнейшем я буду опускать эту фразу т.к. лень одно и то же писать, и вообще чем больше и разнообразнее будет ваша игра - тем лучше для вас - прим. пер.).

Определение: тональность - музыкальная структура включающая в себя ноты, связанные между собой каким-либо образом. Тональность песни обычно (но не всегда) определяется основной нотой, ключевой нотой, первой нотой в первой позиции гаммы. Ключевая нота часто называется тоникой.

Наиболее распостраненными являются мажорная и минорная гаммы.

Начиная с ноты C (До), мажорная гамма (тональности До) состоит из следующих нот: C, D, E, F, G, A, B, и C ("октава") просто, потому что пятнадцать сотен лет назад, во время темных веков так решило европейское музыкальное сообщество. Я пологаю, что это решение было основано на идеях и теории того времени. С тех пор так и повелось в западной музыке. Все музыканты использовали и используют эту устоявшуюся системы от Бетховена до Битлз или группы Сливки (если они вообще знают что такое ноты).

Замечание: В дальнейшем, когда я буду говорить о постановке пальцев на грифе, я буду называть пальца не по их названию, а по порядку: 1 - указательный, 2 - средний, 3 - безымянный, 4 - мезинец.

Играйте гамму До мажор или C major на вашей бас-гитаре обращая пристальное внимание на расстановку пальцев (распальцовку). Также обратите внимание, что любая гамма заканчивается той же нотой, что и тоника, но на октаву выше. То есть начинаете с ноты C(До) на второй струне A(Ля) и заканчиваете той же нотой C(До), но на струне G(Соль). Помните! Гаммы играются в обе стороны (вверх-вниз)! Повторяем упражнение от забора и до обеда (шутка). Сыграйте гамму несколько раз и хватит, вы вернётесь к ней чуть позже.

На следующей диаграме всё представлено очень просто и наглядно.

Гамма До мажор / C major:

Палец ~~~~~2~~~~~4~~~~~~1~~~~~2~~~~~4~~~~~1~~~~~3~~~~~4

Нота ~~~~~~C~~~~~D~~~~~~E~~~~~F~~~~~G~~~~~A~~~~~B~~~~~C

Струна ~~~~A~~~~~A~~~~~~D~~~~~D~~~~~D~~~~~G~~~~~G~~~~~G

Лад ~~~~~~3~~~~~5~~~~~~2~~~~~3~~~~~5~~~~~2~~~~~4~~~~~5

Другой способ представления подобной информации - таблатура или просто таб. Это очень простая и эффективная система представления струн и ладов. У табов самая большая популярность среди музыкантов. Табов в Сети великое множество и найти их несоставляет большого труда. В виде табов легко представить не только струны, ноты и зажимаемые лады, но так же и пальцевые техники (техники игры). Цифрами на струнах в табах обозначаются лады, которые нужно зажимать.

Таблатура гаммы До мажор:

~~~~~2~~~4~~~1~~~2~~~~4~~~1~~~~3~~~4~~~~Пальцы

G ________________________2____4___5___

D ___________2___3____5________________

A ___3___5_____________________________

E _____________________________________

Также, вы можете подписывать в табах ноты, которые звучат при зажатии того или иного лада, но в этом нет особой необходимости.

~~~C~~D~~E~~F~~G~~A~~B~~C~~~~~~~Ноты

~~~2~~4~~1~~2~~4~~1~~3~~4~~~~~~~Пальцы

G ________________2__4__5___

D _______2__3__5____________

A _3__5_____________________

E __________________________

Неплохо было бы вам попрактиковаться и написать несколько табов самостоятельно. Вы убедитесь, что табы поистине незаменимы, особенно если вы не владеете нотной записью.

С ноты E (Ми) начинается мажорная гамма тональности Ми. Эта гамма состоит из следующих звуков: E, F#, G#, A, B, C#, Eb, E ("октава").

Играйте эту гамму используя уже знакомую распальцовку, что и в случае с гаммой С мажор. Только начинаете вы с ноты E, на 4 полутона вышепо грифу на струне A, 7 лад, а не с ноты C. Играйте вперёд и обратно.

Гамма E (Ми) мажор:

Палец ~~~~2~~~~~4~~~~1~~~~2~~~~4~~~~1~~~~3~~~~4

Нота ~~~~~E~~~~~F#~~~G#~~~A~~~~B~~~~C#~~~Eb~~~E

Струна ~~~A~~~~~A~~~~D~~~~D~~~~D~~~~G~~~~G~~~~G

Лад ~~~~~~7~~~~~9~~~~6~~~~7~~~~9~~~~6~~~~8~~~~9

Таблатура гаммы E(Ми) мажор:

~~~~E~~~F#~~G#~~A~~~B~~~C#~~Eb~~~E~~~Нота

~~~~2~~~4~~~1~~~2~~~4~~~1~~~3~~~~4~~~Пальцы

G_______________________6___8____9__

D___________6__7___9________________

A___7___9___________________________

E___________________________________

Гаммы можно играть в различных местах (позициях) на грифе, при этом порядок нот не изменяется, изменяется высота звуков, зажимаемые лады и расстановка пальцев (распальцовка).

Часть третья.

Первая позиция Изучать гриф бас-гитары удобнее и правильнее – позициями. Позиции определяются по указательному пальцу левой руки. На каком ладу находится указательный палец такая и будет позиция. На бас-гитаре чаще всего действует правило – каждый палец имеет свай лад. Если указательный палец (напоминаю, обозначается цифрой 1), расположен на первом ладу, следовательно, средний (2) – на втором ладу, безымянный (3) – на третьем, а мизинец (4) – на четвертом. Для того чтобы в последствии научиться играть пассажи, и не смотреть на гриф инструмента, следует неукоснительно выполнять данное правило. Самый простой способ запомнить расположение нот на грифе – это выучить гамму и закрепить полученные знания упражнениями или отрывками из оркестровых и ансамблевых партий.

Выучите гамму ля минор наизусть. Если вы извлекаете звук пальцами, то не имеет значения последовательность чередования пальцев i m, i m, i m или m i, m i, m i, главное чтобы два раза одним и тем же пальцем НЕ играли. Пальцы следует постоянно чередовать. Если вы решили вначале освоить игру медиатором, то следите за значками над нотами (рис. 2), так как при данной технике имеет значение направление извлечения звука.

Во время заучивания гаммы старайтесь петь названия звуков или произносите их вслух (можно про себя). Играйте медленно и ровно. Для закрепления полученных знаний и развития координации пальцев выучите упр. 1 и упр. 2 Обратите внимание, что удар медиатора на счет 1, 2 и т.д. направлен вниз, а на счет «и» вверх. Это правило для четных размеров (2/4, 4/4) и размера 3/4 действует почти всегда.

Упражнения 1 и 2 исполняются на струнах 2 и 3 и состоят всего из шести нот. В этих упражнениях вам встретится термин simile (симиле), что можно перевести с итальянского как подобно или делай подобное, то есть вы продолжаете играть тем же штрихом.

Пауза В упражнении 3 вы встретите четвертную паузу (4, 8, 10, 12 и 16 такты). В музыке пауза это не абстрактное понятие. Пауза имеет четко выраженные временные границы – начало и окончание. Сыграть паузу можно двумя способами.
1. Поставьте палец правой руки на струну, на которой только что была сыграна нота, чтобы прекратить ее звучание. Если играете медиатором, то опустите (коснитесь) ребро ладони на струну, которую хотите заглушить.
2. Ослабьте мышцы левой руки, чтобы нота прекратила звучать, палец далеко от струн отводить не надо.

Оба способа имеют свои недостатки. 1. Сложность при исполнении быстрых пассажей штрихом стаккато. 2. Возможен нежелательный дребезжащий призвук. Начинающим музыкантам рекомендуется применять два способа одновременно, а впоследствии (в каждом конкретном случае), тот который будет наиболее удобен. Итак, когда вы будете играть упражнение 3, то в тактах 4, 8, 10, 12 и 16 на счет «три» приглушите звук, сыгранный перед ним, в данном случае на счет «раз».
В упражнении 4 в тактах 2, 4, 6, 10, 12 и 15 приглушите звук на счет «и», а в тактах 8 и 16 на счет «два».

Чтобы было понятней, в упражнениях 3 и 4 счет (шрифт), во время которого следует приглушить звук, выделен стилем жирный. Для закрепления пройденного материала выучите фрагмент песни В. Цоя «Звезда по имени Солнце» . Структура MIDI файла такова:
* два такта (четыре удара по ободу рабочего барабана) счет;
* звучит фрагмент фонограммы с бас-гитарой;
* затем четыре такта (восемь ударов бас-барабана) проигрыш ударных;
* звучит фрагмент фонограммы без бас-гитары.
Вы должны сыграть свою партию и в том отрезке фонограммы, где дублируете MIDI-бас, и в том, где MIDI- бас отсутствует.

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные. Ключевые знаки альтерации выставляются после басового ключа и действуют на протяжении всех тактов и всех октав. Записываются на тех линиях или между линиями, на которых находятся ноты, к которым эти знаки относятся. Ключевые знаки альтерации могут быть или только бемоли, или только диезы. Случайные знаки альтерации выставляются перед нотой и действуют на протяжении данного такта и данной октавы. Бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.
Выучите гамму фа-мажор, обратите внимание на ключевой знак альтерации – си-бемоль. Нота си большой октавы находится на втором ладу на струне 3, а нота си-бемоль большой октавы находится на первом ладу на струне 3.

Когда будете заучивать гамму фа мажор, обязательно пойте си-бемоль, так как си и си-бемоль это две разные ноты, находящиеся на разных ладах бас-гитары. Выучите украинскую народную песню, обратите внимание на ритм и паузы, если возникнут трудности с исполнением мелодии правильным ритмом, непременно прослушайте MIDI файл.

Выучите фрагменты (собранные в один файл) композиции «No Remorse» (Metallica), обратите внимание на проходящие знаки альтерации. Надеюсь, вы помните, что случайные знаки альтерации действуют до конца такта. То есть на счет «и» (после счета «раз») находится нота фа-диез, перед нотой фа на счет «два» диез не стоит, но играть нужно все ровно фа-диез. Во втором такте чтобы звучала нота фа-диез, снова поставлен знак альтерации. Если эта тема вызовет затруднения, проанализируйте табулатуру, на ней лады проставлены правильно.

Если Вы заучили как расположены ноты на шестиструнной гитаре, то без труда выучите ноты на Бас гитаре. Дело в том, что они полностью повторяют строй шестиструнки, только без первых двух струн, на одну октаву ниже, чем четыре басовые струны на шестиструнной гитаре.

В табличном виде ноты на БАС гитаре выглядят так, кроме этого вы можете скачать любую ноту на гитаре, просто кликнув на ней, если, конечно ваш броузер поддерживает аудио формат:

Струны обозначены от первой до четвёртой , лады от нулевого до двенадцатого . Четвёртая струна самая толстая, на гитару бас гитарист смотрит сверху, как - будто сам на ней играет.

Есть лады необозначенные нотами, значит это полутона, ставьте # или b , которые будут увеличивать или уменьшать ноту на полтона, и получайте соответствующую данному ладу ноту.

Напоминаем, что 12 лад полностью соответствует 0 ладу, просто все ноты на нем становятся на одну октаву выше.

максим

добавлено: 30.01.2018 11:14 [Сообщение N 30]

Ребят что бы перейти с шести на бас то запомните что все ноты переносяться на 3

Tanya

добавлено: 12.09.2017 20:49 [Сообщение N 29]

Да, про ноты. Меня тоже после фано смущает октава на басу.
Если я играю октаву на соль, гамма у меня она получается как до мажор и между фа и соль полтона)))
я в тупике. Слух отказывается брать нормальную фа..
Пока снимала партии по слуху все было нормально -потом осмелела и решила закрепить, выучив раскладку. И все! Детство кончилось.. Сижу, ковыряю

Даша

добавлено: 30.05.2017 14:48 [Сообщение N 28]

Я вот не могу ни как понять ноты на гитаре. Я больше понимаю их на клавишах пианино. На клавишах там идёт всё по порядку, а на гитаре всё разбросанно.

queekeyde

добавлено: 09.08.2015 19:05 [Сообщение N 27]

А что с пятой струной?

MacLEOD

добавлено: 29.10.2014 13:02 [Сообщение N 26]

Цитата: На шестиструнке играю уже года три, но всегда мечтал научиться играть на басу. Пока не могу понять принципов игры.
Вопрос: Например, на гитаре играется аккорд Hm, а за ним Em, затем С, а потом Am. А на басу как это сыграть? где все эти "m" и #m ???

Отвечу челу:) Пусть через два года познает дзен!

Все проще и сложнее одновременно.
Самое простое - это в ритм дергать H, затем E, затем C, затем A. Называется "игра по тоникам", и всякие миноры/мажоры на этом этапе забиваются в пень молотком.
Дальше идет сложнее, и вот тут миноры и мажоры нужны. Берется аккорд, допустим, Am и разбирается на составляющие ноты. И пока шестиструнка держит Am ты на басе играешь составляющие ноты, стремясь сделать как-то красиво. Ну и т.д.

Это вообще все другое, поэтому бас и относят к ритм-секции, он ближе к барабанам чем к гитаре:)

Всего сообщений: 30

Думаю многие басисты рано или поздно задаются вопросом как играть аккорды на басу и заставить инструмент звучать гармонически более полно. Естественным первым шагом является попытка «пристроить» гитарные аккорды на бас гитару. Вооружившись небольшими познаниями в теории и здравым смыслом давайте посмотрим что интересного может из этого получиться.

Часть 1. Теория.

В этой части я кратко расскажу теоретический материал, который необходимо знать для лучшего понимания принципов построения аккордов на басу. Если вы уже знаете, что такое трезвучия, как они строятся, какие у трезвучия есть обращения, то можете смело пропустить эту часть и перейти ко второй. Если нет, то я рекомендую продолжать чтение. Я постарался изложить материал в максимально краткой и доступной форме без лишней «воды». Более подробно об этом написано в любом учебнике по элементарной теории музыки.

Трезвучие — простейший аккорд, состоящий из трех звуков расположенных (или которые могут быть расположены) друг за другом по терциям. Нота от которой строится трезвучие называется тоникой аккорда или примой. Второй звук или ступень трезвучия называется терцией, а третий — квинтой.
Терции в свою очередь могут быть большими (б.3) и малыми (м.3).
Давайте построим теперь несколько трезвучий. За тонику примем ноту G на третьем ладу струны E. Всего их будет четыре, по количеству сочетаний б.3 и м.3 между собой. Вот они (Пример 1):

  • б.3+м.3 — мажорное трезвучие;
  • м.3+б.3 — минорное трезвучие;
  • б.3+б.3 — увеличенное (мажорное) трезвучие;
  • м.3+м.3 — уменьшенное (минорное) трезвучие;

Пример 1. Мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное трезвучия построенные от ноты G

Легко заметить, что мажорность или минорность звучания трезвучия определяется по первой терции: б.3 для мажора и м.3 для минора.
Далее мы пока не будем рассматривать увеличенное и уменьшенное трезвучие, а сфокусируемся на мажорном и минорном, как самых употребительных.
Еще один термин, понимание которого очень важно для правильного голосоведения — обращение трезвучия.

Обращение трезвучия — аккорд, состоящий из звуков основного трезвучия, но построенный не от примы, а от терции (секстаккорд) или квинты (квартсекстаккорд) .
Этого теоретического материала пока что будет достаточно, поэтому перейдем к практике.

Часть 2. Аккорды на бас гитаре в тесном расположении.

Давайте сыграем мажорное трезвучие и его обращения на бас гитаре. За тонику как и раньше примем ноту G на третьем ладу струны E. На рисунке изображены диаграммы этих аккордов и точками обозначены лады, а цифрами обозначены пальцы, которыми нужно прижимать струны. Открытая струна обозначена кружком с цифрой «0». Струны E, A, D и G обозначены горизонтальными линиями в порядке снизу вверх (Пример 2).

Пример 2. G мажорное трезвучие и его обращения

В Примере 3 показаны диаграммы минорного трезвучия и его обращений. Проанализируйте их и обратите внимание что они отличаются от мажорных только одной нотой (терцией) и как эта нота смещается на грифе влево на один лад в каждой диаграмме.

Пример 3. G минорное трезвучие и его обращения

Когда звуки трезвучия располагаются в аккорде один за другим с интервалом не больше кварты, то такое расположение называется тесным . Сыграв эти примеры на басу, вы сразу же обнаружите что аккорды в тесном расположении звучат грязно и некрасиво, поэтому они редко используются в таком виде, особенно в нижнем регистре. Тем не менее эти аппликатуры имеют практическую ценность для арпеджио и они звучат аккордом намного лучше в верхнем регистре инструмента на более тонких струнах. Поэтому их следует хорошо выучить и ориентироваться в их расположении на грифе во всех тональностях. Попробуйте сыграть их за 12 ладом на струнах A, D и G.

Часть 3. Аккорды на бас гитаре в широком расположении.

Как мы выяснили ранее, аккорды в тесном расположении звучат неплохо только в верхнем регистре и на более высоких струнах. Это значит что мы теряем басовую основу аккорда и переходим в средний и верхний регистр инструмента. Это может быть приемлемо в определенных случаях, но как нам вернуть самые нижние ноты? Можно использовать открытые струны, и найти несколько интересных аппликатур с ними, но тогда мы ограничиваем себя в тональностях! Поэтому этот способ можно рассматривать только как дополнительный.

Ответ, как это обычно бывает, лежит на поверхности — нужно найти аппликатуры в широком расположении! Широкое расположение даст нам более «прозрачное» звучание т.к. интервалы между нотами аккорда будут шире — квинта и более, нижняя нота аккорда всегда будет на струне E, что даст нам хороший фундаментальный тон, а две остальные ноты будут браться на струнах D и G.

Вот аппликатуры G мажорного трезвучия и его обращений в широком расположении (Пример 4).

Пример 5. Основные трезвучия в закрытой позиции

Слева изображена аппликатура для C мажорного трезвучия. Она требует некоторой растяжки пальцев и поэтому может быть немного сложна для исполнения. Это зависит от размера ваших рук и мензуры инструмента. Но чем выше на грифе вы будете играть эту аппликатуру, тем она будет легче! Справа дана аппликатура для G мажорного трезвучия, но немного с другим сочетанием струн (E, A и G вместо E, D и G).

Думаю, для одного урока этой информации будет вполне достаточно и у вас появился материал над которым нужно хорошо позаниматься! Когда освоите его, попробуйте найти аппликатуры для минорных трезвучий в широком расположении. За дело!