В чем причина драмы Ларисы Огудаловой в пьесе “Бесприданница”? Сочинения Выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"

Сочинение на тему «Трагедия Ларисы Огудаловой по драме А. Н. Островского «Бесприданница»» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Лариса Огудалова, главная героиня пьесы — молодая девушка, живущая со своей матерью, овдовевшей дворянкой. Лариса чувственная, мягкая и спокойная девушка, ей чужды планы матери выдать его за состоятельного и приличного человека. Девушка ждет настоящей, искренней любви и находит её к бывшему помещику, судовладельцу Сергею Сергеевичу Паратову.
В «светском» окружении матери Ларисы наибольшую ценность имею деньги, о чувствах и любви никогда не говорили. Лариса надеется, что её чистые чувства к Сергею Сергеевичу взаимны, но он даже и думать не хочет, что бы жениться на простой дворяночке без приданного. Единственное приданное Ларисы — это не яркая, но безупречная красота.


Паратов даже не предпринимает попыток предложить Ларисе руку и сердце, но она верит в то что это событие обязательно произойдет. Девушка вечно оправдывает своего кумира, идеализирует его, находит оправдания даже самым неблаговидным поступкам. К примеру сцена, в которой Паратов стреляет в монету, Лариса считает его настоящим героем, но на самом деле этот эпизод говорит нам лишь о его бахвальстве и легкомыслие. А его помощь бедным людям- стремление покрасоваться перед окружающими, наглядно показать свою щедрость, а не души порыв.
Лишь в финале пьесы Лариса начинает понимать всю сущность своего избранника, когда принимает решение выйти замуж за Юлия Капитоныча Карандышева. При приеме устроенном Карандышевым любовь Ларисы к Паратову вспыхивает с новой силой, и она признается ему в этом. Паратов воспользовавшись неопытностью и наивностью девушки, соблазнил её, умолчав о том, что помолвлен с богатой дамой. Герой просто воспользовался ей, как очередной красивой игрушкой, интерес к неё был повышен тем, что права на неё начал предъявлять какой-то Карандышев.
Паратов объясняет Ларисе сложившуюся ситуацию, что у них не может быть ничего личного, велит её идти домой. Лариса испытывает ужасное разочарование в любимом человеке, она осознает, что для мужчин она лишь красивая вещь, безделушка — это её трагедия. Лариса пока не думает об уходе из жизни, размышления о самоубийстве- попытка привлечь внимание Паратова.
Дальнейший разворот событий полностью ломает душу девушки. Юлий Капитоныч, обнаружевший Ларису, рассказывает как Вожевытов с Кнуровым решаю кому из них достанется честь покровительствовать Ларисе. Снисхождение Карандышева становиться последним ударом. И тогда она произносит: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь… ». Лариса не может жить в этом мире лжи, разврата и страсти к наживе, она жаждет развязки и она наступает. Лариса произносит последние слова, признание в любви: «Я вас всех… всех люблю», и тогда даже Патаров понимает низость своего поступка, но ничего исправить уже нельзя.

«Гроза» - «самое решительное произведение Островского», по словам Добролюбова. В драме воспроизводятся сложные явления общественной жиз­ни. Островский обнажил ханжество самодуров, их «жестокие нравы». Но близится конец «темного цар­ства», пробуждается что-то новое в жизни. Это «что-то» и есть фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства.

А. И. Островский в своем произведении показы­вает не только историю трагической любви, но и борь­бу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.

Главная героиня в драме Островского «Гроза» - Катерина Кабанова. Высокой поэзией, выражающей строй чувств и дум Катерины, проникнута ее речь. Создавая образ Катерины, Островский воплотил в ее речи свою глубокую любовь к русскому языку. Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает на­родные песни. В момент наибольшего напряжения душевных чувств и сил она выражается на языке на­родной поэзии: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль - тоску!»

Характер Катерины «сосредоточенно решите­лен, неуклонно верен чутью естественной природы, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Островский как бы дает подслушать Катерину в самых различных эмоциональных состояниях: и тихой радости и неиз­бывной тоске, в чаянии счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в страш­ном отчаянии и в бесстрашном решительном реше­нии принять смерть. Не смерть желанна, а жизнь не­выносима. Жить лишь бы жить - нехорошо, это не достойно человека. Катерина отвергает жизнь вполжизни. Жить - это значит для нее быть самой собой.

Самоубийство Катерины - это страшный вызов «самодурной» силе, протест против кабановских по­нятий о нравственности, доведенной до последнего шага. Гроза в пьесе - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В дра­ме отразились подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.

В «Грозе» отразились впечатления от путеше­ствия по Волге, которое предпринял Островский ле­том 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. В своей драме от отразил не толь­ко волжский город, не какие-то конкретные лица, но и нравы и быт жителей Торжка, Кинешмы, рассказы старожилов Костромы, жизнь Замоскворечья - все это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в глубоко типичные карти­ны русской жизни. А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» утверждает право и обязанность человека быть самим собой.

Похожим темам - борьбе за сохранение чело­веческого достоинства, столкновению живой души с миром чистогана- посвящена и «Бесприданница», которая была закончена через 20 лет после «Гро­зы». В построении обеих пьес есть много общего. Местом действия в них избраны города на берегу Волги. Как и Катерина, Лариса Огудалова засматри­вается с высоты обрыва на реку. В последнем дей­ствии здесь же она размышляет о смерти-избавитель­нице: «А если упасть, так, говорят: верная смерть! (Подумав.) Вот хорошо бы броситься...» Но у Ларисы не хватает сил на самоубийство. Можно сказать, что героиня вынуждает Карандышева убить ее. Она принимает эту смерть как освобождение. На это ука­зывает и, казалось бы, незначительная деталь: она поднимает пистолет, из которого стрелял в нее же­них, чтобы того не обвинили в убийстве. Как ни раз­личны на первый взгляд героини этих пьес Остро­вского по социальному положению, чертам характе­ра, но участь их одинакова. Одинаковы и причины их трагической гибели. Лариса говорит: «Никогда ник­то не постарался заглянуть ко мне в душу: А ведь так жить холодно. Я не виновата, искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего искать». Одиноче­ство этой героини еще больше, чем одиночество Катерины. Казалось бы, все вокруг изменилось, на смену самодурам Диким пришли просвещенные не­гоцианты Кнуровы и Вожеватовы. Но за их мнимой цивилизованностью скрывается та же беспощадная хватка дельца. Они убеждены в собственной влас­ти, во всесилии денег. Кнуров хочет просто купить любовь бесприданницы Ларисы. Того же хочет и Во­жеватов. Они просто разыгрывают ее в орлянку, и Василий Вожеватов проигрывает Кнурову. Затем он отказывается помочь Ларисе, ссылаясь на честное купеческое слово. Паратов, которого Огудалова ис­кренне любит, безжалостно ее бросает. Хотя этот блестящий барин в душе презирает и Кнурова, и Воже­ватова, но следует тем же жизненным принципам: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам что угодно». Он продает даже себя, как он выражается «свою свободу», когда выгодно женится и берет в приданое золотые прииски. Именно это и стало причиной, по которой он бросил девушку, до­верившуюся ему; хотя и понимал всю силу ее чув­ства, яркую одаренность этой натуры. Карандышев любит Ларису Огудалову, мечтает о ней, но стремит­ся с помощью женитьбы на ней войти в круг, избран­ных, «лучших», людей города, пытается стать на рав­ных с Мокнем Кнуровым, Вожеватовым и другими. Он, как мне кажется, на менее других виновен в ги­бели героини. Героиня не смогла обрести счастья, но ее последние слова исполнены не отчаяния, а светлой печали и любви. Она, умирая, произносит: «Вы все хорошие люди- я вас всех... всех люблю». Но именно эти слова звучат и справедливым обви­нением «хорошим людям», которые довели до гибе­ли человека с прекрасной душой и чистым сердцем. Повторилась драма Катерины: в «темном царстве» нет места любви, правде и счастью.

В замечательных пьесах А. Н. Островского нас, читателей, потрясает трагедия честного и великодуш­ного человека в жестоком мире.

Сочинение

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка — Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов — денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах — идеал мужчины, Карандышев — честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов — близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда — результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово — "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход — бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы — это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка - Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов - денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах - идеал мужчины, Карандышев - честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов - близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда - результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово - "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход - бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы - это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/

Похожие работы:

  • Выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"

    Курсовая работа >> Литература: зарубежная

    ... По его сущность, сущность дельца ... страдающий ... Трагедия героини - трагедия одинокой души . Тема урока «Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского « ... мира» . Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа драмы Островского ...

  • Александр Николаевич Островский

    Курсовая работа >> Литература и русский язык

    Просыпается страдающий ... драм Островского . Особенно наглядно эволюция драматургического таланта писателя ощутима в его драме (1879), по ... миром дельцов , где ее красота предается поруганию. Но между Катериной Кабановой и героиней...

Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья. Образ Катерины в пьесе

Воплощение живых народных традиций (проанализировать речь Катерины - она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины - одиночество; муж отталкивает ее, возлюбленный оставляет, Варвара просто не понимает ее (они - носительницы разных типов морали). Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий. Но и над старым миром нависла «гроза».

Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», а Д. И. Писарев -«полоумной мечтательницей». Ошибка Добролюбова в том, что он отделил Катерину от ее среды. Писарев не отрывает Катерину от ее мира, но отказывает ее образу в возвышенном, светлом значении.

Н. А. Добролюбов, «Луч света в темном царстве», (1860, план статьи).

Основы новой критики. Отличие Островского от других писателей, изображавших «внутреннюю сторону жизни”. Основное содержание драм Островского. Причины власти самодура и безответность окружающих его лиц. Необходимость в пьесах Островского второстепенных лиц. Изображение провинциальной жизни. Дикой и Кабаниха. Особенности драмы «Гроза». Особенности характера Катерины, свободолюбие, невозможность компромисса в сочетании с религиозностью и романтической мечтательностью, привитых воспитанием. Катерине свойственны такие качества как честность, ответственность, цельность, гармоничность. Причины выявления сильного характера у женщины. «В цельности и гармонии характера Катерины заключается его сила...Ничего в нем нет внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия». Добролюбов считает, что освобождение ценой собственной жизни «грустно» и «горько», но другого выхода нет. «Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера».