В каких произведениях проявляется добро. Тема доброты в произведениях русской литературы

Сочинение «Что такое доброта?» является одним из вариантов мини-сочинений, предлагаемых выпускникам девятых классов на экзамене по русскому языку.

Алгоритм составления

Для того чтобы успешно справиться с поставленной задачей, написать качественное сочинение на тему «Что такое доброта», необходимо пользоваться определенным алгоритмом. Сначала необходимо изучить высказывание, предлагаемое в задании. Далее нужно прочитать само задание, проанализировать его.

На следующем этапе важно правильно определить основную мысль предложенного высказывания.

Например, сочинение «Что такое доброта» подразумевает анализ данного термина, особенности его проявления.

Далее нужно продумать вариант вступления, которое включает в себя не больше трех предложений. Мини-сочинение «Что такое доброта» предполагает указание позиции автора высказывания, демонстрацию собственного отношения к данной проблеме.

Среди слов, которые можно использовать при составлении введения, выделим «автор рассуждает, анализирует, отмечает».

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было полным и получило высокую оценку экспертов, важно показать свое отношению к данному вопросу, воспользовавшись словами «я согласен с автором, разделяю позицию автора, вынужден согласиться».

В основной части сочинения необходимо рассмотреть проблему более детально, привести пример из литературных источников, добавить описание собственного опыта.

Для того чтобы сочинение «Что такое доброта» было оценено положительно, в нем необходимо привести не меньше двух аргументов.

У любого экзаменационного сочинения, независимо от его тематики, должно быть заключение. Его можно начать словами «таким образом», или «мы убедились в том, что». Далее излагается результат исследований, который был получен автором в результате анализа аргументов.

Схема выпускного сочинения

Сочинение по русскому языку «Что такое доброта» можно написать, воспользовавшись одной из нескольких видов схем.

В одном варианте сначала используется тезис, отражается отношение автора к добру и злу, указывается свое отношение к данному явлению. Далее приводятся два аргумента, которые связаны с темой добра. В конце рассуждения приводится четкий вывод.

По второй схеме, сочинение на тему «Что такое доброта» начинают с авторского высказывания (тезиса). Далее можно представить собственное отношение к добру и злу, привести пример из классической литературы. Потом выбирается второй аргумент, приводится пример, который его подтверждает. В конце сочинения приводится вывод.

Первый пример

Приведем несколько примеров экзаменационных работ, тема которых «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение может основываться на разных литературных источниках, выбор их осуществляет сам ученик.

Доброта - это позитивное качество, обладать которым должен любой живущий на нашей планете. Только добрый человек способен помочь людям, которые оказались в трудных условиях, нуждаются в поддержке. Люди во время войны делятся последним куском хлеба. В мирное время они сдают кровь, помогая выживать тем, кто попал в беду. Настоящая доброта проявляется не в красивых словах, а в поддержке и понимании.

После того как в Японии произошло землетрясение и цунами, в числе пострадавших оказались тысячи мирных граждан. Люди из разных стран мира устремились на помощь японцам, не стала исключением и Россия. Народная мудрость говорит: «Доброта спасет мир».

Люди всегда считали добро тем качеством, которое необходимо любому человеку. Недаром в сказках оно всегда одерживает победу над злом.

Сегодня все меньше людей, которые обладают этим удивительным качеством. Многие взрослые являются эгоистичными и равнодушными, занимаются только собственными делами и проблемами. Вместо нормального человеческого общения, люди пользуются компьютерами и мобильными телефонами. Человек стал зависеть от интернета, он утратил душевность, лишился сострадания.

На мой взгляд, нужно задумываться над тем, как сделать другому человеку добро. Нельзя равнодушно проходить мимо людей, которые просят о помощи. Если человек стремится только к своему личному благополучию, он перестает быть человеком. А.П. Чехов напоминал: «Спешите делать добро». Как актуально его высказывание в настоящее время!

Второй образец

Приведем еще один вариант итоговой работы на тему «Что такое доброта». Сочинение-рассуждение можно начать с проблемы богатства и бедности.

Доброта является положительным качеством, которым должен владеть любой человек на нашей планете. Добро - это приятное и светлое чувство, приносящее радость, улыбки другим людям. Его можно сравнить с настоящим счастьем.

Мои друзья считают, что добрые люди не способны обижать, обманывать, унижать достоинство другого человека.

В моем понимании слово «добро» - это бескорыстная помощь тем, кто нуждается в поддержке и понимании. Для меня приятным поступком будет дело, которое сделано по велению сердца.

Каждый человек рождается добрым, но проявляется это качество у всех по-разному. Кто-то старается поддержать коллег и друзей, кто-то счастлив тогда, когда рядом с ним нет несчастных людей. Я абсолютно убежден в том, что доброта - это огромнейшая сила!

Еще один пример

Порассуждаем над тем, что такое доброта. Сочинение с аргументами по данной тематике является одним из вариантов заданий, предлагаемых выпускникам девятого класса. Приведем вариант готового рассуждения, касающегося данной проблемы.

Что такое доброта? Определение для сочинения можно взять любое. Но все они сводятся к тому, что добро - это понятие, которое не имеет корысти и зависти. Оно ассоциируется с великодушием, милосердием, желанием приносить пользу другим людям.

Этот термин связан с любовью, радостью, позитивным отношением к другим людям, живой природе. В. В. Маяковский рассуждал в своих стихах о зле и добре. Он подтверждает ту тонкую грань, которая существует между двумя этими терминами. Именно они являются основополагающими понятиями морали.

Несмотря на то, что на протяжении нескольких веков человечество борется со злом, люди не спешат творить добро. Я убежден в том, что ситуация, которая сложилась в современном мире, приближает человечество к самоуничтожению. Если добро не сможет себя защитить, исчезнет сострадание, взаимопонимание, люди превратятся в злых и коварных существ.

Соотношение зла и добра

Продолжим разговор о том, что такое доброта. Сочинение ОГЭ, связанное с данной тематикой, должно быть подтверждено аргументами из литературных источников. Многие поступки, которые совершаются людьми, связаны с добрыми намерениями. Но, как известно, «благими намерениями выслана дорога в ад».

Это выражение свидетельствует о том, что изначально люди совершают поступки, которые направлены на помощь другим, но в итоге они далеко не всегда оказываются хорошими делами. Все чаще зло прикрывается добром.

Ситуация, которая в последние годы наблюдается в мире, свидетельствует о том, что люди перестают ценить добро, все чаще их действия связаны только с достижением личной выгоды.

Что такое добро

Данный вопрос должен быть освещен в выпускном сочинении, поэтому остановимся на нем подробнее. Добро является даром, который не предполагает корысти. Люди помогают друг другу, не требуя взамен материальных благ. У многих россиян есть врожденная потребность совершать добрые дела, помогать людям, которые в этом нуждаются.

К сожалению, в мире инновационных технологий все большее внимание уделяется материальным ценностям и благам, и все меньше отводится времени на обычные человеческие отношения, общение с друзьями и родными. Душевное тепло и отзывчивость в наши дни можно смело заносить в Красную книгу.

Подбор аргументов для сочинения

Доброта способна сделать человека счастливым. Счастье и доброту можно считать двумя сторонами одной медали. Отдавая другим свою любовь, человек получает взамен счастье и гармонию.

Примером взаимовыручки можно считать ситуацию, которая произошла в метро Санкт-Петербурга. Не было равнодушных людей, все старались помочь тем, кто пострадал от действий террориста. Данный аргумент является подтверждением того, что люди способны творить добро, не задумываясь о том, какие материальные блага они получат при этом.

Заключение

Любое экзаменационное сочинение, которое пишут выпускники девятых классов, предполагает соблюдение определенной последовательности действий. Например, если ребенок пишет на ОГЭ рассуждение о доброте, сначала он должен указать цитату, показать отношение к той мысли, которая предлагается автором. Для того чтобы сочинение было засчитано, школьником должно быть приведено не меньше двух аргументов. Они подбираются в соответствии с основной тематикой итогового сочинения.

Один из них можно брать из литературных произведений, а второй базировать на личном опыте. В структуре сочинения должны быть соблюдены определенные разделы. Во введении важно показать свою позицию к доброте. Основная часть подразумевает рассмотрение двух аргументов, подтверждение важности и значимости добра. В заключительной части своего сочинения школьник делает вывод о крайней важности добрых поступков, их преобладании над агрессией и злостью.

«Кто людям помогает - лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя», - распевала в своей песенке зловредная героиня детских повестей Эдуарда Успенского старуха Шапокляк. Вместе со своей подопечной крысой Лариской, находящейся в ее ридикюле, она регулярно устраивает жителям города коварные розыгрыши. Но даже ехидная Шапокляк, несмотря на все свои проделки, попав в капкан, встаёт на путь исправления и добрых поступков.

В каждом из нас в той или иной степени присутствует желание творить благие дела. Ведь когда человек совершает добрые и альтруистичные поступки, на душе у него становится легко, а каждое по-настоящему доброе дело вызывает в людях энтузиазм такой силы, что одно маленькое событие способно привести к множеству дел, наполненных любовью, светом и теплом. Одним из таких примеров является международный праздник - День добрых дел , который по традиции отмечается ежегодно 15 марта.

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Лев Толстой

История этого праздника берет свое начало в 2007 году в Израиле. Впервые в этом событии приняли участие около 7000 человек, решившие претворить в жизнь идею о том, что каждый человек может совершать добрые поступки. Это и каждодневная небольшая помощь окружающим, и глобальные социальные проекты, помогающие детям, пенсионерам и нуждающимся людям. Данная традиция не оставила равнодушным и население других стран. С каждым годом в этой акции принимают участие все больше и больше людей из разных уголков мира.

По другой версии - история возникновения Дня добрых дел в России берет свое начало еще в XIV-XV столетии. По преданию, 15 (25) марта точно неизвестно какого года, в Москву въехал купец. Он вмиг стал объектом людской молвы. Купец творил добро, раздавая деньги нуждающимся людям. Но делал это не просто так, а давал определенные суммы на конкретные потребности - ремонт протекающей крыши, покупку домашней утвари, на одежду для детей. Время прошло, но благие дела не забываются, и в память о купце, люди, ставшие свидетелями добрых дел, стали ежегодно 15 (25) марта помогать друг другу.

Во многих странах подобный день отмечается в другие дни календаря и называется «Днем спонтанного проявления доброты» . Например, в это время многие книжные издательства проводят акции под названием «Подари ребенку книгу», где каждый желающий может выбрать любую детскую книгу, оплатить и передать представителю фонда.

Кто свершит прекрасные дела,
В небесный мир он переходит. Будда

Но для совершения добрых дел не обязательны крупные денежные вложения. Можно помочь старушке перейти дорогу или убрать мусор на ближайшей детской площадке, или просто подарить улыбку проходящему мимо человеку - в этом и заключается доброта. Любой благодушный поступок, совершенный одним человеком, может воодушевить на добрые дела многих. Ведь главное - это положительный духовный всплеск в людях, принимающих участие в таких благородных делах, как с одной, так и с другой стороны.

Как известно, реальные и литературные примеры всегда воодушевляют и придают силы. Рассказывая о добрых и положительных поступках своих героев, многие писатели вдохновляют и вселяют уверенность в том, что каждый человек может творить добро, изменяя этот мир к лучшему. Погружаясь в мир литературы, человек облагораживает свой внутренний мир, познавая прекрасное, учится внутренней красоте и возможности видеть ее вокруг себя. Правильно подобранная литература для детей развивает мышление, формирует систему духовных ценностей и идеалы. Очень важно, чтобы у ребенка был близкий ему герой, на которого ему хотелось бы походить.

Давайте вспомним самый яркий литературный пример - повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда» , написанная в 1940 году. После выхода книги и фильма о Тимуре в СССР началось движение юных «тимуровцев», пионеров, помогающих людям, которые нуждались в такой помощи: семьям войны в годы Великой Отечественной войны, старикам. Можно сказать, что тимуровское движение предшествовало современным российским волонтёрским организациям. А главную идею повести выражает, обращаясь к Тимуру, Ольга следующей фразой: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. Борис Пастернак

Еще один яркий герой, столь привлекательный для писателей, поэтов и художников и реализующий принципы добра и взаимовыручки -персонаж средневековых английских легенд Робин Гуд . Ему посвящают литературные произведения, ставят спектакли, снимают фильмы, а его популярность не угасает. Он один из немногих легендарных героев, которые вышли за рамки фольклора и стали источником вдохновения. Существуют десятки художественных версий о Робин Гуде. По одной из них, это лучник, который жил в лесу со своей армией вольных стрелков, людей смелых и по-своему благородных, боролся с несправедливостью и защищал бедных.

А чего стоит ждать от трех свирепых вооруженных разбойников, которые носят черные плащи и высокие черные колпаки? Согласитесь, зрелище весьма устрашающее. Но три разбойника из одноименной книжки-картинки Томи Унгерера совсем не наводят страха на детей. Однажды им попадается карета с одним-единственным сокровищем - девочкой Тиффани. Эта встреча меняет их жизнь, и они решают заняться благородным делом - устроить в шикарном замке приют для сироток! Эта трогательная история сопровождается красочными авторскими иллюстрациями Томи Унгерера.

Все мы помним и светлый поступок маленькой девочки Жени - главной героини произведения В. Катаева «Цветик-Семицветик» . В её руки попадает волшебный цветок с семью лепестками, каждый из которых может исполнить только одно желание. Сначала героиня легкомысленно растрачивает лепестки на свои сиюминутные детские «хочу», но потом приходит осознание, что она делает что-то не так, и самый последний драгоценный лепесток Женя уже использует для того, чтобы помочь больному мальчику.

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

Или другой замечательный пример -знаменитая сказка великолепной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф о заколдованном мальчике Нильсе , который отправился в удивительное путешествие вместе со стаей гусей. Непослушный хулиган Нильс постепенно становится добрым и внимательным мальчиком, его новые друзья помогают ему понять, что значит сочувствие, взаимопомощь и ответственность за других.

Радость, доставленная нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам еще более яркой. Виктор Гюго

Ключевая тема знаменитого цикла Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» - дружба и взаимовыручка. Герои заботятся друг о друге, черпают друг у друга поддержку и утешение (в плену у Бастинды), получают радость от общения и взаимовыручки. Страшила все время просит Железного Дровосека, чтобы он не плакал, а то от этого он может заржаветь. Все вместе они достают Страшилу из реки, спасают Льва из макового поля.

Для самых маленьких читателей хочется отметить удивительно добрые и поучительные сказки детского писателя и художника-иллюстратора Владимира Григорьевича Сутеева . Трогательные истории с зайкой, утенком, ёжиком и котенком непременно оставят глубокий след в душе каждого ребенка, научат доброте и взаимопомощи.

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А. Дюма-отец

Из современных детских книг невозможно не отметить и трогательную книжку-картинку канадской художницы Марианны Дюбюк. «Лев и Птичка» - это нежная история о том, как дружба и забота помогают скоротать долгую зиму. Одинокий лев подбирает раненую птичку, отставшую от своей стаи. Её крыло должно постепенно зажить, да и догонять сородичей уже слишком поздно - и птичка остается зимовать у льва.

Многие педагогические идеи Василия Александровича Сухомлинского сохраняют свою актуальность и сегодня, ведь подход Сухомлинского к воспитанию детей основан на исключительно гуманистических принципах. Как сохранить Человека в себе и как вырастить его в своем ребенке - вечная тема, отраженная Сухомлинским просто и мудро.

Мы постарались собрать для вас лучшие детские книжки, которые смогут рассказать ребенку о важном. Тут есть из чего выбрать! Читайте книги, творите добро, и оно обязательно к вам вернется!

С начала сотворения мира на свете существуют два царства: света и тьмы. Между ними идет вечная борьба. Людей всегда интересовала та неизвестная таинственная грань между добром и злом, которую человечество пыталось, и пыталось небезуспешно, преодолеть.

Итак, что же такое доброта и какова ее роль в психологии, жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы говорим тогда, что торжествует зло?

В понятие доброты входить сердечность, бескорыстие. Не случайно слово «нравственный» имеет в своем корне на языках разных народов такие понятия, как «воля», «желание», «мужество», «храбрость», «дружественный», «герой» и т.д.

Благородство – неотъемлемый признак доброты, и именно оно оказывает самое сильное влияние на души. В произведении «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главным действующим лицом является Юрий Андреевич Живаго. Это доктор, выходец из семьи разорившегося интеллигента. Присвоение Пастернаком профессии доктора Юрию Андреевичу не случайно. Доктор символизирует собой нейтральность между двух противоборствующих лагерей. Всю свою жизнь Живаго посвятил любимым людям, часто принося себя в жертву. Живя с любимой женщиной, в безопасности, уюте, он покидает дом ради спасения ее жизни. Юрий Андреевич обладает чутким, добрым и отзывчивым характером. В его понимании жизнь надо прожить так, чтобы люди запомнили о тебе только хорошее. Трудно приходилось доктору Живаго; сталкивающимися с глупыми, черствыми людьми. Но тяга к добру и надежда на лучшее будущее всегда спасали его. Попав в плен, Живаго видит перед собой кровавый ужас революции. На его глазах погибают невинные жертвы, ему самому грозит смертельная опасность. И при этом он не испытывает страха за собственную жизнь. Юрий Андреевич размышляет о судьбе России, переживает за все человечество. Вот что значит истинная доброта! Решать глобальные проблемы, не думая о своей судьбе. Творя бескорыстно добро для разных людей, Живаго не забывает о своих близких, с которыми он волею судеб был разлучен. «Военное время требовало трудных решений, и все же критерии милосердия и гуманизма должны определять поступки людей». Именно таким человеком был доктор Живаго. И это поистине гуманно! Человечеству остается только надеяться, что в его рядах есть еще такие благородные люди, которые без всякой корысти, искренне стараются помочь людям.

Доброта – это, прежде всего, необходимость быть твердым и мужественным, ибо именно добрый человек, должен первым вступить в борьбу с уродством и злом, быть до конца непримиримым к ним. Понадобилось помочь – отдай последнее, случилось несчастье с кем-то – бросайся на выручку, не рассуждая, забыв все и вся. Доброта – это прямодушие, огромная безграничная вместительность сердца. И проверяется она, в первую очередь, на отношении к беззащитному. Есть замечательная повесть Л. Воронковой «Девочка из города». Эту повесть я прочитала еще в раннем детстве, на рассказ о маленькой девочке-сиротке запомнился мне надолго. Действие повести происходит во время войны. В село Нечаево пришли беженцы, среди которых была Валентинка, девчушка, потерявшая родителей и младшего брата. Тетка Дарья, приютившая Валентинку, была матерью двоих детей. Несмотря на это, она относилась к ней, как к родной дочери: Дарья не сомневается, что сделала правильно, взяв девочку. В письме на фронт мужу она пишет: «… А я взяла в дом девочку Валентинку – сироту, беженку. Думаю, что я хорошо сделала…» Но в деревне так не считали. Дарью уговаривали не брать Валю, смеялись в лицо женщине, совершившей прекрасный поступок. Деревенские жители посмеивались над Валентинкой, робкой и застенчивой. Но Дарья не давала ее в обиду и постепенно все свыклись с новой жительницей. А Валя, доверчиво относящаяся к людям, внимая разговорам детей Дарьи, понимала, что Таиска и Роман не осознают того чувства любви и доброты матери, которым она сама, совсем еще недавно, была обделена. И поэтому поначалу замкнутая, Валентинка раскрывает свою душу перед детьми, чтобы показать, что добрые чувства важнее всего на свете. Даже грозный дед оттаивает под душевной теплотой Вали, он водит девочку в лес, чтобы показать ей лесные цветы, удивляется тому, как много городская девчонка знает. В день рождения Дарьи Валентинку, по совету Таиски, рисует на столешнице красной краской цветы, думая, что это лучший подарок из тех, какие она делала. И это, действительно, оказывается так, Дарья счастлива, что девочка приняла ее. Под крылом «новой» мамы Валентинка находит себе защиту от злых людей, новый дом и много новых друзей. А наградой Дарье послужило слово – мама - , которое Валентинка долго не решалась ей сказать.

Доброта сотворена человеком, она не наследуется при зачатии, не вручается с паспортом. Ее необходимо создавать заново всякий раз, в каждом новом человеке.

Верную характеристику добра дает в своей монографии «Категории этики» доцент Уральского университета имени А.М. Горького – Л.М. Аргангельский: «Добро обобщено включает в себя содержание всей совокупности норм, принципов, морали данного класса или общества в целом, выступает как нравственное основание долга, совести, чести, счастья. В широком смысле добро и доброта – стремление дать полное счастье всему человечеству. Именно доброта станет основным критерием в отношениях между людьми грядущего века, когда навсегда исчезнет ужас войны, исчезнут пороки, разъедающие старое со сцены человеческое общество.

Думается, как высшую форму общественного добра, следует рассматривать такое историческое явление: мы сражались с немецкими войсками насмерть, понесли в этой войне неслыханные потери, принесли огромные жертвы. Но едва пробил час победы, с тем же самоотвержением мы стали помогать германскому народу, обманутому Гитлером и его сворой, строить новую жизнь. Это великая, братская доброта. Одним из лучших примеров такой доброты является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Насколько велико было взаимопонимание в отряде коменданта – старшины Васкова» И хотя весь отряд состоял из девушек, казалось бы, совершенно слабых и беззащитных, все равно их вера в победу, их чистые добрые сердца были так велики, что это помогло им совершить подвиг. Разве не вера в себя и в товарищей помогла им совершить невозможное? В повести Васильева самая страшная беда человечества – война. А где, как не в беде, познаются друзья и проверяются лучшие качества человека. Борис Васильев сумел восстановить страшную картину: ужас, кровь, убийство, но главное то, что в своем произведении он сумел передать чувства, переживания людей, вставших на защиту своей Родины. Ведь на войну ушли совсем молодые девушки, прожившие так мало, еще не сумевшие испытать главных чувств в своей жизни. Кто-то, как Галя Четвертак, еще не познал любви, кто-то, как Рита Осянина, оставил больную маму и маленького сына, а кто-то, как Женя Комелькова, еще только мечтал о будущем. И вот эти молодые девушки попали в капкан, который грозил вот-вот захлопнуться, если к тебе на помощь не поспешат друзья. Чувство доброты, существовавшее между ними, укрепляло им силы, заставляло их идти на неравный бой, но с твердой уверенностью в скорой победе. Все они совершили подвиг. Хотя подвигом является уже то, что они решили пойти на фронт вместе с мужчинами. Рита Осянина, тяжело раненная, зная, что рана смертельная, убивает себя, чтобы не быть обузой в пути. Женька Комелькова уводит за собой немцев и погибает, но этим спасает единственного оставшегося в живых Федота Васкова. Повесть оканчивается трагически, но автор не оставляет надежды, что немало есть на свете людей, готовых жертвовать собой ради спасения человечества.

Есть у А. Солженицына рассказ «Матренин двор». Это произведение автобиографично. Рассказывается в нем, как учитель приехал на новое место работы и искал себе жилье. Ему указали на дом Матрены. Неказистый был домишко, старый. Зато хозяйка была прекрасной женщиной. Не молода была Матрена, да и болела часто, но всегда старалась угодить постояльцу. Вставала рано, готовила обед: для учителя, для себя и для грязно-белой козы, единственной в ее хозяйстве. Безотказная Матрена Васильевна всегда старалась помочь людям; всем кто бы ни просил у нее помощи, всегда была готова помочь. Из разговоров с Матреной учитель узнал, что она была замужем, но ее муж погиб на фронте. Дети, а их было шестеро, умирали один за другим. А приемная дочь Матрены – Кира, вышла замуж и живет в соседней деревне. Свой дом Матрена оставляла ей в наследстве. Узнал учитель, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры, которые даже не навещают ее потому, что боятся, что она попросит их о помощи.

Жила Матрена на маленькую пенсию, которую ей давали за то, что она всю жизнь, не жалея сил, проработала в колхозе. Чтобы получить эту жалкую пенсию, Матрене Васильевне пришлось несколько лет писать заявления и носить их в сельпо, стоящее на краю деревни. Вот так и жила Матрена, не причиняя никому зла, творя вокруг себя добро. Но не судьба была жить ей тихо и мирною, решил брат ее погибшего мужа перевезти хижину Матрены в другую деревню, чтобы в ней могла поселиться Кира. Матрена поехала вместе с ними, чтобы помочь. Но когда они переезжали через железную дорогу, пошел поезд и Матрена бросилась отталкивать сани, успела, но погибла сама. Ее племянник тоже попал под колеса. И вот в день похорон собрались в матренином дворе три ее сестры, приемная дочь и Фадей со своей семьей. Сестрички Матрены вздыхали и плакали, но в глазах у них светилась жадность. На уме у сестер была одна мысль: «Кому же достанется дом Матрены?» Искренне о смерти прекрасной женщины переживали только Кира да Матрена, жена Фадея. Только они понимали, что это был за хороший человек. Учитель, оставшийся один в доме, сразу почувствовал, что означало присутствие Матрены. Без хозяйки дом опустел, пропал домашний уют. Горько было учителю, что родные люди Матрены не знают, какой она была замечательный человек…

Итак, доброта к людям зарождается в опыте гуманного отношения ко всему живому и вопрос этот далеко не праздный, ибо человек начинается с простых чувств и поступков – с заботы о природе, о старшем, с ответа за слабого, с сострадания к ближнему. Эти качества потом переплавятся, социально обогатятся, станут масштабнее.

Вовсе не надо быть сентиментальным, чтобы пожалеть живое, маленькое существо, обреченное на гибель, - это естественное, почти бессознательное движение души. Помните у Толстого в «Казаках»: «… Ерошка поднял голову и начал пристально вглядываться в ночных бабочек, которые вились над колыхавшимся огнем свечи и попадали в него. «Дура, дура» - заговорил он – Куда летишь?...Сгоришь, дурочка, вот сюда лети, места много, приговаривал он нежным голосом, стараясь своими толстыми пальцами учтиво поймать ее за крылышки и выпустить. – Сама себя губишь, а я тебя жалею…» Старый гребенской казак движим могучим чувством добра ко всему живому, и потому активно противится слепой стихии разрушения.

Человек должен быть другом всему живому. Эта старая, как мир, истина помогает нравственному росту. Жестокость рождается легко, и особенно легко отравить ею душу маленького. Если человек в самом нежном возрасте не обладает живым воображением и не способен представить, почувствовать чужую боль, как свою, независимо от того, кто ее испытывает, пусть даже кошка, то будьте уверены, вряд ли его взрослого, очерствевшего с годами, смутят человеческие страдания и боль.

Милосердие! Древнее русское слово, означающее милость сердца, сострадание к слабому, беззащитному, поверженному. Редким оно стало, к сожалению, это мудрое человеческое слово. Человек, понимающий красоту, почти всегда добр сердцем. Мы зачастую холодно, с иронией говорим о жалости. В русской литературе слову «жалеть» всегда отводилось почетной место, и оно было синонимом слова «любить». Пожалеть слабого, в том числе и бессловесное животное, - значит прославить доброту одно из самых чтимых и прекрасных человеческих качеств, которому нет цены. А жалости – в самом широком смысле, именно в смысле любить – учат и учатся с детства. Милосердие в отношениях – это непосредственное, как бы импульсивное движение души; оно по природе своей нерасчетливо, бескорыстно.

Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.

В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.

В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.

В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.

В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.

В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.

В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.

На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок»

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».