Валерий павлович афанасьев. Валерий Афанасьев: “Люди слушают отраву и думают, что это музыка” Пианист афанасьев валерий и рихтер гилельс

Пожалуй, невозможно найти в среде пианистов российской фортепианной школы столь же неординарную фигуру, как Валерий Афанасьев.
Сегодня он занимает почетное место в ряду музыкантов старшего поколения, которые получили в советской России уникальное музыкальное образование. Круг интересов и занятий этого человека, получившего в молодые годы высшие награды в Лейпциге (конкурсы имени Баха) и в Брюсселе (конкурс имени Елизаветы), чрезвычайно широк и многообразен.

Пианист Валерий Афанасьев
Валерий Павлович Афанасьев родился 8 сентября 1947 года в Москве. Музыкальное образование он получил в Московской государственной консерватории у Эмиля Гилельса. Как и у другого знаменитого пианиста Николая Петрова, музыкальным и творческим руководителем Валерия был Якова Зак.
В 1968 году Афанасьев стал победителем Международного конкурса, известного как конкурс молодых исполните им Баха. А через 4 года он стал призером брюссельского конкурса королевы Елизаветы. Следует учитывать, что ценность победы в те времена, когда конкурсов было мало, имела гораздо большее значение. Вскоре после этих побед во время турне по Бельгии Афанасьев решил не возвращаться в СССР и попросил политического убежища. Бельгийское гражданство было ему предоставлено и в настоящее время пианист проживает в Версале. Валерий Афанасьев дает концерты по всему миру, как в Европе, так и в США и Японии. Пианист записал двадцать компакт-дисков на фирме «Денон», самостоятельно составляя тексты для буклетов к ним с целью предоставить слушателю максимально полную картину отношения исполнителя к музыкальному произведению.

В этих аннотациях анализ музыкального произведения объединяется с философскими размышлениями, поэзией, живописью и даже ощущениями от марочных вин. Такое слияние обеспечивает понимание авторского восприятия замыслов композитора. В списке последних записей Валерия Афанасьева – “Хорошо темперированный клавир”, 5 концертов и Вариации на тему Диабелли Бетховена, 3 последние сонаты Шуберта. Произведения Шуберта и Бетховена в репертуаре Афанасьева вызывают наибольший интерес, так как именно их он исполняет с экстраординарной экспрессией. Его интерпретации производят неординарное впечатление своей свежестью и глубиной.
Пианист Валерий Афанасьев выступает с самыми известными оркестрами Европы, не исключая Берлинский и Лондонский Королевский филармонические оркестры, оркестр Мариинского театра.

Писатель Валерий Афанасьев

Много времени Валерий Павлович Афанасьев посвящает литературному творчеству. Его перу принадлежат восемнадцать романов, из которых десять написаны на английском языке и восемь на французском.
Романы Афанасьева опубликованы во Франции, России и в Германии. Кроме того, Афанасьевым созданы четырнадцать циклов стихотворений на английском языке и шесть поэтических циклов на русском.
Он автор книги повестей, книги рассказов, сборника комментариев к «Божественной комедии» Данте, девяти лекций о музыке на французском и нескольких театральных пьес, в которых автор выступает в одно и то же время как актер и как пианист.
Недавно была издана и поставлена еще одна пьеса, принадлежащая перу Афанасьева и написанная им по мотивам произведения Кафки «В исправительной колонии». В ходе спектакля сам автор исполняет пьесу Мортона Фельдмана для фортепиано «Дворец Мари».

Дирижер Валерий Афанасьев

На протяжении нескольких лет Афанасьев успешно дирижирует разными международными оркестрами.
Основное его стремление – максимально приблизиться в качестве звучании и полифонии к эталонам своих любимых дирижеров – Тосканини, Менгельберга, Кнаппертсбуша, Фуртвенглера и Клемперера.
Афанасьев в довольно шутливом тоне рассказал о своем теперешнем образе жизни в одном из множества данных им интервью:
«Я занимаюсь на фортепиано, пишу очень много на двух языках, но не на русском - на русском я пишу только стихи; издаю книжки, пью вино, хожу в рестораны, гуляю по лесу и играю со своим замечательным котом».
Стоит упомянуть, что Афанасьев к тому же известен как коллекционер вин, и коллекция его насчитывает две с половиной тысячи экземпляров.
Еще одно его увлечение, как коллекционера – старинная мебель от Режанс до Наполеона III. Размер личной библиотеки Валерия Афанасьева составляет по его словам около тридцати тысяч томов.
Валерий Афанасьев не просто пропагандирует романтические идеалы, которые можно оспаривать, в своих эссе, он живет ими. Его разносторонней личности недостаточно успешной карьеры пианиста-виртуоза и гастролей по всему миру. Он придумал оригинальный жанр музыкального театра, публикует книги.
Щедрость, с которой Валерий Афанасьев растрачивает свои жизненные и творческие силы трудно ограничить рамками житейской логики, так же как и уместить таланты этого человека в жанровые рамки.
Валерий Павлович Афанасьев – экстраординарный пианист, наследник традиций русской фортепианной школы, и совершенно незаурядная личность, поэт писатель, актер, дирижер и философ. В его игре всегда главенствует интеллектуальная составляющая. Его исполнение глубоко индивидуально, иногда даже экстравагантно.

Пожалуй, невозможно найти в среде пианистов российской фортепианной школы столь же неординарную фигуру, как Валерий Афанасьев.

Сегодня он занимает почетное место в ряду музыкантов старшего поколения, которые получили в советской России уникальное музыкальное образование.

Круг интересов и занятий этого человека, получившего в молодые годы высшие награды в Лейпциге (конкурсы имени Баха) и в Брюсселе (конкурс имени Елизаветы), чрезвычайно широк и многообразен.

Валерий Павлович Афанасьев родился 8 сентября 1947 года в Москве. Музыкальное образование он получил в Московской государственной консерватории у Эмиля Гилельса. Как и у другого знаменитого пианиста , музыкальным и творческим руководителем Валерия был .

В 1968 году Афанасьев стал победителем Международного конкурса, известного как конкурс молодых исполните им Баха. А через 4 года он стал призером брюссельского конкурса королевы Елизаветы.

Следует учитывать, что ценность победы в те времена, когда конкурсов было мало, имела гораздо большее значение.

Вскоре после этих побед во время турне по Бельгии Афанасьев решил не возвращаться в СССР и попросил политического убежища. Бельгийское гражданство было ему предоставлено и в настоящее время пианист проживает в Версале.

Валерий Афанасьев дает концерты по всему миру, как в Европе, так и в США и Японии. Пианист записал двадцать компакт-дисков на фирме «Денон», самостоятельно составляя тексты для буклетов к ним с целью предоставить слушателю максимально полную картину отношения исполнителя к музыкальному произведению.

В этих аннотациях анализ музыкального произведения объединяется с философскими размышлениями, поэзией, живописью и даже ощущениями от марочных вин. Такое слияние обеспечивает понимание авторского восприятия замыслов композитора.

В списке последних записей Валерия Афанасьева – “Хорошо темперированный клавир”, 5 концертов и Вариации на тему Диабелли Бетховена, 3 последние сонаты Шуберта.

Произведения Шуберта и Бетховена в репертуаре Афанасьева вызывают наибольший интерес, так как именно их он исполняет с экстраординарной экспрессией. Его интерпретации производят неординарное впечатление своей свежестью и глубиной.

Пианист Валерий Афанасьев выступает с самыми известными оркестрами Европы, не исключая Берлинский и Лондонский Королевский филармонические оркестры, оркестр Мариинского театра.

Писатель Валерий Афанасьев

Много времени Валерий Павлович Афанасьев посвящает литературному творчеству. Его перу принадлежат восемнадцать романов, из которых десять написаны на английском языке и восемь на французском.

Он автор книги повестей, книги рассказов, сборника комментариев к «Божественной комедии» Данте, девяти лекций о музыке на французском и нескольких театральных пьес, в которых автор выступает в одно и то же время как актер и как пианист.

Недавно была издана и поставлена еще одна пьеса, принадлежащая перу Афанасьева и написанная им по мотивам произведения Кафки «В исправительной колонии». В ходе спектакля сам автор исполняет пьесу Мортона Фельдмана для фортепиано «Дворец Мари».

Дирижер Валерий Афанасьев

На протяжении нескольких лет Афанасьев успешно дирижирует разными международными оркестрами.

Основное его стремление – максимально приблизиться в качестве звучании и полифонии к эталонам своих любимых дирижеров – Тосканини, Менгельберга, Кнаппертсбуша, Фуртвенглера и Клемперера.

Афанасьев в довольно шутливом тоне рассказал о своем теперешнем образе жизни в одном из множества данных им интервью:

«Я занимаюсь на фортепиано, пишу очень много на двух языках, но не на русском - на русском я пишу только стихи; издаю книжки, пью вино, хожу в рестораны, гуляю по лесу и играю со своим замечательным котом».

Стоит упомянуть, что Афанасьев к тому же известен как коллекционер вин, и коллекция его насчитывает две с половиной тысячи экземпляров.

Еще одно его увлечение, как коллекционера – старинная мебель от Режанс до Наполеона III. Размер личной библиотеки Валерия Афанасьева составляет по его словам около тридцати тысяч томов.

Валерий Афанасьев не просто пропагандирует романтические идеалы, которые можно оспаривать, в своих эссе, он живет ими. Его разносторонней личности недостаточно успешной карьеры пианиста-виртуоза и гастролей по всему миру. Он придумал оригинальный жанр музыкального театра, публикует книги.

Щедрость, с которой Валерий Афанасьев растрачивает свои жизненные и творческие силы трудно ограничить рамками житейской логики, так же как и уместить таланты этого человека в жанровые рамки.

Валерий Павлович Афанасьев – экстраординарный пианист, наследник традиций русской фортепианной школы, и совершенно незаурядная личность, поэт писатель, актер, дирижер и философ. В его игре всегда главенствует интеллектуальная составляющая. Его исполнение глубоко индивидуально, иногда даже экстравагантно.

Сейчас, кажется, в российской культуре невозможно появление человека, профессионально совмещающего литературу и классическую музыку. Наш соотечественник, пианист и писатель Валерий АФАНАСЬЕВ еще и утонченный интеллектуал, знаток вин и собиратель старинных интерьеров. Афанасьев уже много лет живет в Версале, однако время от времени приезжает на родину, в Москву. Во время своего последнего визита он дал интервью «Новым Известиям».


– Что сейчас происходит в вашей жизни?

– Видите ли, для меня заканчивается определенный период моей жизни, мне уже 60 лет. И я действительно много написал – романы, пьесы, стихи, эссе – и сейчас отшлифовываю их. Теперь я собираюсь писать гораздо меньше. Всему свое время. Томас Харди писал романы, кажется, до пятидесяти лет, потом только стихи. Толстой закончил «Анну Каренину» где-то в возрасте 50 лет.

– А «Воскресение»?

– Это несколько другой случай. А так, в принципе, он стал отходить от литературы примерно в 50–55 лет. У меня получается примерно так же. Последний, десятый роман я писал по-английски в течение почти десяти лет и закончил в позапрошлом году. Теперь на английском уже писать вообще не буду. Буду больше внимания уделять музыке – играть, расширять репертуар.

– А как же с личной жизнью?

– Вот она сейчас начинается. Я никогда не уделял этой стороне жизни должного внимания, а теперь созрел для этого, потому что пребывать в каком-то четвертом измерении, конечно, хорошо, но когда начинаешь просто жить – это очень приятно. Как говорил Монтень, не думайте о том, что вы сделали сегодня, вы жили – и этого достаточно. Я сейчас понимаю, что такое просто жизнь. Не спрашиваю себя, что я сегодня успел, почему бездельничал. Мне вполне достаточно присутствия любимой, чтобы день не прошел зря, чтобы я чувствовал себя счастливым.

– Если говорить о вашей исполнительской деятельности, сегодняшняя московская публика отличается от публики 33-летней давности, времени, когда вы покинули СССР. И отличается ли от европейской и американской?

– Буду говорить очень простые вещи, но они нас, музыкантов очень расстраивают, когда мы на сцене. Ни в одном музыкально цивилизованном городе мира после частей аплодировать не будут. Может, мне надо говорить более высокопарно, но просто я не могу не высказать своего удивления.

– Понизился образовательный уровень публики?

– Да. Я недавно играл в Одессе, которую вообще очень люблю, и ехал туда с трепетом. Казалось бы, одна из музыкальных столиц мира. В прошлом, к сожалению. Я играл сонату Шуберта. После первой части – аплодисменты. После второй части не аплодировали. После третьей – опять аплодировали. У меня такого за границей не было никогда. До отъезда из СССР я все же довольно много поездил по стране. Я вас уверяю, что в 60–70-е годы такого не было нигде – даже в самой глухой провинции.

– А в XIX веке это была традиция – аплодировать между частями.

– Я знаю, между частями даже арии пели. Но сегодня другая традиция. В России сегодня есть и еще одна дурная традиция. Это ведущие концертов, которые объявляют программу. Ни в одной стране этого нет – ни в Японии, ни в Штатах, ни в Европе. В 60-х годах этого не было и в Москве, а началось с конца 70-х. Это прерывает настрой. Я люблю создавать свое пространство на сцене – мне оно очень важно, а тут кто-то в него вторгается. Я отвлекаюсь. Лишь я сам могу говорить на сцене, хотя и делаю это очень редко и в особых случаях.

Беда в том, что уровень публики сейчас совершенно другой – нет никакого сравнения. Я был на одном из последних концертов Софроницкого. Начало концерта задержалось. Так слушатели не разговаривали друг с другом. В зале минут 15–20 стояла тишина. Было совершенно другое слушание. Тогда слушали даже тишину перед концертом. Сейчас такое невозможно. В Японии никогда не знаешь: слушают они или просто вежливо сидят. Но хотя бы тишина в зале – это очень важно. Американская публика, наоборот, боится тишины.

– Вы продолжаете коллекционировать вина?

– Да, конечно. В Париже, рядом с которым я живу, лучшие винные аукционы в магазине «Ла Винья» – мне там очень хорошо. И у меня дома около трех тысяч бутылок в коллекции.

– Французские вина – лучшие?

– Да, хотя есть хорошие и в Италии, и даже в Австралии.

– У вас столько занятий. Зачем еще вино?

– Просто потому, что это занятие доставляет мне удовольствие. Как гедонисту. А что не доставляет – я этого просто не делаю.

– С той же целью собираете и старинную мебель?

– Да, но для нее у меня уже нет места. Потому что та мебель, которую я собираю в моей версальской квартире, – и Людовик XV, и Людовик XVI, и Шарль-Луи тоже – требует все больших пространств.

Валерий Афанасьев - известный пианист, дирижер, писатель - родился в Москве в 1947 году. Учился в Московской консерватории, где его педагогами были Я.Зак и Э.Гилельс. В 1968 году Валерий Афанасьев стал победителем Международного конкурса им. И.С.Баха в Лейпциге, а в 1972 - выиграл конкурс им. Бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года музыкант переехал в Бельгию, в настоящее время живет в Версале (Франция).

Валерий Афанасьев выступает в Европе, США и Японии, последнее время регулярно дает концерты на родине. Среди его постоянных сценических партнеров знаменитые музыканты - Г.Кремер, Ю.Милкис, Г.Нуньес, А.Князев, А.Огринчук и другие. Музыкант - участник известных российских и зарубежных фестивалей: «Декабрьские вечера» (Москва), «Звёзды белых ночей» (Санкт-Петербург), «Цветущий багульник» (Чита), Международного фестиваля искусств им. А.Д.Сахарова (Нижний Новгород), Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) и других.

Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена и Ф.Шуберта до Дж.Крама, С.Райха и Ф.Гласса.

Музыкант записал около двадцати компакт-дисков на фирмах «Denon», «Deutsche Grammophon» и других. Среди последних записей Валерия Афанасьева - «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха, три последние сонаты Шуберта, все концерты, три последние сонаты и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена. Тексты буклетов к своим дискам музыкант также пишет самостоятельно. Его цель - дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в душу и творческий процесс композитора.

В течение нескольких лет музыкант выступает как дирижер с разными оркестрами мира (в России выходил за пульт БСО им. П.И.Чайковского), стремясь приблизиться к образцам своих любимых дирижёров - Фуртвенглера, Тосканини, Менгельберга, Кнаппертсбуша, Вальтера и Клемперера.

Валерий Афанасьев также известен и как писатель. Им создано 10 романов - восемь на английском языке, два на французском, опубликованные во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, стихотворные циклы, написанные на английском, французском и русском языках, «Эссе о музыке» и две театральные пьесы, навеянные «Картинками с выставки» Мусоргского и «Крейслерианой» Шумана, в которых автор выступает одновременно как пианист и как актёр. Моноспектакль «Крейслериана» с Валерием Афанасьевым в главной роли был поставлен в Московском театре «Школе драматического искусства» в 2005 году.

Валерий Афанасьев - один из самых необычных современных артистов. Он - человек исключительной эрудиции и также широко известен как коллекционер предметов антиквариата и знаток вин. В его доме в Версале, где пианист, поэт и философ Валерий Афанасьев живет и пишет свои книги, хранится более трех тысяч бутылок редчайших вин. В шутку Валерий Афанасьев называет себя «человеком эпохи Возрождения».

Абонемент № 119 «Вечера фортепианной музыки»

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЭМИЛЯ ГИЛЕЛЬСА

Концертный зал имени С. В. Рахманинова

«Филармония-2», 19:00

(фортепиано) /Франция/

В программе:

Моцарт - Соната № 10 до мажор, К 330

Соната № 11 ля мажор, К 331

Бетховен - Соната № 1 фа минор, соч. 2 № 1

Соната № 23 фа минор, соч. 57 («Аппассионата»)

Абонемент № 25 Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова

Большой зал консерватории, 19:00

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова

Дирижёр —

Андрис Пога /Латвия/

Солист —

(фортепиано) /Франция/

В программе:

Моцарт - Концерт № 27 для фортепиано с оркестром

Брамс - Симфония № 4


Завоевавший всемирное признание не только как глубокий музыкант-философ, но и как писатель и поэт, Валерий Афанасьев, без сомнения, принадлежит к числу самых необычных современных артистов. Его интерпретации неизменно привлекают особой свежестью, «незаигранностью», яркой индивидуальностью, а это значит, что два филармонических вечера Валерия Афанасьева, посвящённых музыке Моцарта и Бетховена, станут подлинным открытием. 22 февраля пианист продемонстрирует высочайшее исполнительское мастерство в сольной программе; 25 февраля партнёром Афанасьева по сцене станет Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова под управлением латвийского маэстро Андриса Поги — в исполнении коллектива прозвучит знаменитая Четвёртая симфония Брамса.

— выпускник Московской консерватории, где его педагогами были профессора Я. И. Зак и Э. Г. Гилельс. В 1968 году В. Афанасьев стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, а в 1972 году выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года, во время гастролей по Бельгии, остался на постоянное жительство в этой стране. В настоящее время живёт в Версале (Франция).

Валерий Афанасьев — постоянный участник многих международных фестивалей; его выступления проходят в сопровождении лучших оркестров мира, среди которых Берлинский филармонический, Лондонский Королевский филармонический, оркестр Мариинского театра. Большое внимание пианист уделяет камерному музицированию, среди его партнёров — А. Князев, Г. Кремер, Ю. Милкис, Г. Нуньес, А. Огринчук.

Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от венских классиков до Дж. Крама, С. Райха и Ф. Гласса. Среди особенно близких ему авторов — И. С. Бах, венские классики (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен), западноевропейские романтики (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс). Музыкант записал свыше тридцати компакт-дисков на фирмах Denon, Deutsche Grammophon и других. Среди последних записей — «Хорошо темперированный клавир» Баха, циклы пьес Брамса (соч. 116-119), «Картинки с выставки» Мусоргского, сонаты и «Музыкальные моменты» Шуберта, все концерты, три последние сонаты, «Багатели» и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена, «Детские сцены» и «Симфонические этюды» Шумана. Тексты буклетов к своим дискам музыкант пишет сам. Его цель — дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в творческий замысел композитора.

В последние годы В. Афанасьев выступает и как дирижёр с различными оркестрами. Образцами в искусстве дирижирования для него являются В. Фуртвенглер, А. Тосканини, В. Менгельберг, Х. Кнаппертсбуш, Б. Вальтер и О. Клемперер.

Валерий Афанасьев также известен как писатель. Им создано 14 романов (девять на английском языке, пять на французском), опубликованных во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, циклы стихотворений на английском, французском и русском языках, комментарии к «Божественной комедии» Данте (более 2000 страниц!), лекции и эссе о музыке. По мнению известного писателя Саши Соколова, В. Афанасьев — первый русскоязычный литератор после В. Набокова, который столь блестяще пишет на неродном языке.

Андрис Пога окончил Латвийскую музыкальную академию имени Я. Витола по классу дирижирования. С 2004 по 2005 обучался дирижёрскому мастерству у Уроша Лайовица в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Студентом принимал участие в мастер-классах Мариса Янсонса, Сейджи Озавы и Лейфа Сегерстама.

После окончания учёбы молодой дирижёр стал активно сотрудничать с оркестрами Латвии: Латвийским национальным симфоническим оркестром, Латвийской национальной оперой, профессиональным духовым оркестром «Рига», который возглавлял в 2007-2010 годах. В 2007 году Андрис Пога был удостоен высшей награды Латвии в области музыки. В 2010 году молодой маэстро завоевал I премию на Международном конкурсе дирижёров имени Евгения Светланова в Монпелье. Члены жюри конкурса отметили его «безупречное мастерство и тонкий, серьёзный подход к музыке в целом». Вслед за этим успехом дирижёрское мастерство Андриса Поги получило международную известность: с 2011 по 2014 годы он являлся ассистентом Пааво Ярви в Оркестре де Пари, а в 2012 году был назначен ассистентом дирижёра Бостонского симфонического оркестра, с которым провёл серию концертов в Бостоне и на престижном Тэнглвудском фестивале. Среди оркестров, с которыми сотрудничал Андрис Пога — Симфонический оркестр NHK (Токио), Новый Японский филармонический оркестр, Израильский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Мюнхенский филармонический оркестр, Лионский национальный оркестр и многие другие.

С ноября 2013 года Андрис Пога занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Латвии.