Версии происхождения александра дюма. Биография Александра Дюма (отца)

"Это не человек, а сила природы", - говорил о писателе историк Жюль Мишле, трудами которого Дюма восхищался. Мишле платил ему той же монетой. Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, долги и женщины. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя - сплошной роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане-обжоре, торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же время ни к одной (за исключением, конечно, его матери Марии-Луизы).

В 1806 году, когда умер отец писателя генерал Дюма, Александру было всего три с половиной года. Ребенок схватил ружье, сказав заплаканной вдове, что идет на небо, чтобы "убить Боженьку, который убил папу".

Образ отца был возведен в семье в культ: внебрачный ребенок, к тому же мулат, и такой свирепый, что немцы в Тироле в 1797 году прозвали генерала "черным дьяволом". Он обладал неимоверной силой: подвешенный к люстре, он мог подтянуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу четыре ружья, вдев в дула пальцы. Сын небогатого маркиза Александра Антуана де Ла Пайетри и рабыни, "ветреной женщины", как говорили в Сан-Доминго (ныне Гаити), отец одарил Александра и гигантским ростом, и силой Геркулеса, и мужественной внешностью (у него было смуглое лицо и курчавая шевелюра): все это приводило женщин в экстаз, бесило соперников и выводило из себя критиков, не скупившихся на оскорбительные расистские выпады по его адресу. Бальзак, например, говорил: "Только не сравнивайте меня с этим негром!" Один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на эту тему, получил от Дюма резкий ответ: "Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается".

Об обычном детстве, проведенном в местечке Виллер-Котре, где он жил со своей любимой матерью, но где ему уже не хватало простора, об учебе, весьма поверхностной из-за страстного увлечения театром, писатель поэтично рассказал в книге воспоминаний "Мои мемуары". В них сквозит ненасытная жажда жизни, неистовое стремление одержать верх над всем и вся. И вот в 20 лет он оказался в Париже! Этот неуч Александр, говорили о нем кумушки Виллер-Котре, уже служит писателем у герцога Орлеанского, то есть у будущего короля Луи-Филиппа. Александр был уверен: он завоюет Париж, Францию, Весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра наконец пришел успех: на сцене была поставлена первая драма Дюма "Генрих III и его двор". Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры. ради привлечения на свою сторону романтической молодежи. Пьеса, правда, вызывала гнев сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал победу во время легендарной битвы вокруг пьесы Виктора Гюго "Эрнани". Дюма активно поддержал своего друга, кричал в партере вместе с другими, участвовал в словесной перепалке, доходившей порой до рукопашной. Театр дал Дюма первый билет к славе. Бедный молодой человек, в 16 лет игравший Гамлета (некоего Дюси, а не Шекспира) на чердаке Виллер-Котре, сочиняя пьесу за пьесой, скоро начал завоевывать парижские салоны, великосветских дам и известных актрис. После драмы "Христина", он написал драмы "Антони", а затем "Ричард Дарлингтон"...

22 мая 1832 года в театре "Порт-Сен-Мартен" пьесу "Нельская башня" (не подписанную автором) встретили бурными аплодисментами. К этому времени за неполных 17 месяцев на сцене было поставлено семь пьес Александра Дюма: пять за его подписью и две без. И ему уже стало скучно. С театром у Дюма все происходило, как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие потом, когда они сдались. Он был подобен охотнику, для которого главное - погоня. И Дюма отошел от театра, чтобы открыть для себя жанр повести и рассказа, а затем исторического романа. Один или с помощью "литературного негра" Огюста Макэ он создал "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо", "Королеву Марго", "Двадцать лет спустя", "Кавалеpa де ла Мэзон Руж", "Графиню де Монсоро", "Жозефа Бальзамо" и "Сорок пять" (эти восемь романов написаны меньше чем за четыре года, с 1844 по 1847-й).

Но не следует думать, будто он в то время только писал. В его жизни большое место занимали друзья - Виктор Гюго, Альфред де Виньи и герцог Фердинанд Орлеанский. К тому же еще женщины. Сколько внебрачных детей Дюма оставил повсюду, но признал лишь старшего, Александра, и то с семилетним опозданием. А, кроме того, еще путешествия, охота на косуль, сеансы спиритизма, интерес к недвижимости...

В июле 1830 года Дюма вместе с восставшими стрелял, воздвигал баррикады на улицах Парижа. Когда народ волнуется, писатель не может оставаться в стороне. Дюма был республиканцем, но это не мешало ему дружить с аристократами и восхищаться империей, сочувствовать представителям младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов, и, как и Виктор Гюго, встать на сторону Луи Наполеона Бонапарта в 1858 году, а затем не отойти от него, предвидя революцию. Он симпатизировал Трем Славным революциям. Правда, в 1848 году писатель выдвигал на парламентских выборах свою кандидатуру от лагеря умеренных, но не прошел.

Лучшие дня

Известно, во что обошлась ему эта свобода, которой он пользовался с безумной смелостью.

Жорд Санд назвала Александра Дюма "гением жизни". К этой прекрасной характеристике вполне можно было бы прибавить слова "... и любви".

Дюма мог иметь одновременно сразу нескольких любовниц, правда, он не требовал постоянства и от своих женщин. Однажды с ним произошел курьезный случай, который на следующий день обсуждал весь Париж.

Автор "Трех мушкетеров" жил на улице Риволи с Идой Феррье, актрисой, весьма легкомысленной особой, на которой он только что женился. Она занимала квартиру на втором этаже, а он - три комнаты на пятом этаже.

В один из вечеров писатель отправился на бал в Тюильри. Не прошло и часа, как он вернулся весь в грязи, прошел в квартиру своей жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Оказалось, он поскользнулся и упал в грязь, настроение его было безнадежно испорчено, и он отказался от увеселения. Он взял бумагу, чернила и перо и углубился в работу.

Через полчаса дверь, ведущая в туалетную комнату, с шумом распахнулась, на пороге появился Роже де Бовуар, почти совсем голый, и сказал: "С меня хватит, я совершенно продрог!"

Изумленный Дюма, вскочив, с яростной бранью набросился на любовника своей жены. Как человек, привыкший писать для театра, он обрушил на его голову гневную тираду, которой сам остался очень доволен. Наконец писатель решил сменить гнев на милость: "Я не могу выгнать вас на улицу в такую непогоду. Садитесь поближе к огню. Вы переночуете в этом кресле". И он снова уткнулся в свои бумаги.

В полночь он лег рядом с Идой и задул свечу. Через некоторое время огонь в камине потух, и он услышал, как у Роже де Бовуара стучат зубы от холода. Дюма бросил ему одеяло.

Но это не помогло, неудачливый любовник пытался поворошить угли в камине. Тогда писатель разрешил ему лечь в постель. Бовуар не заставил себя ждать и устроился между Идой и Александром.

Утром Дюма взял руку Роже, опустил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил: "Роже, примиримся, как древние римляне, на публичном месте".

Дюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи собственного сочинения. Если дама обижалась, он успокаивал ее тем, что "все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить очень дорого".

Когда Дюма-отца навещал подросший Дюма-сын, что бывало не так уж и часто, в доме поднимался переполох, отец метался по комнатам, пытаясь спрятать в чуланах и комнатах для слуг многочисленных полуодетых женщин.

Вскоре между отцом и сыном возникло полное взаимопонимание. Насколько они сблизились, показывает беседа, которую случайно услышал один из общих знакомых. "Послушай-ка, отец, - сказал Дюма-младший, - но это уже просто скучно. Ты всегда даешь мне своих прежних любовниц, с которыми я должен спать, и свои новые туфли, которые я должен разнашивать".

"Так на что же ты жалуешься? - воскликнул удивленный отец. - Это же огромная честь. Это лишний раз доказывает, что у тебя большой фаллос и маленькая нога!"

Говоря о Дюма, трудно обойтись без цифр. Дотошные биографы подсчитали, будто у творца "Трех мушкетеров" было 500 любовниц; это впечатляет, но меньше количества созданных им произведений, которых всего 647. В Париже ходили легенды о бурном темпераменте Дюма; "Поговаривают о моих "африканских страстях", - признавался он. Создатель бессмертного гасконца даже бравировал своей любвеобильностью: "Много любовниц я завожу из человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю".

Славы Александр Дюма - до кончика ногтей человек театра - прежде всего добился как драматург. Если верна старинная метафора, что мир - театр, то для Дюма на его подмостках всегда разыгрывалась увлекательная, вечно новая драма - драма любви. В любви и литературе он не изменял завету Вольтера: "Все жанры хороши, кроме скучного". Среди множества пережитых писателем сердечных авантюр были трагедии и комедии, романтические мелодрамы и легкие веселые водевили. Поэтому большинство героинь его любовных романов - актрисы. В бесконечной пьесе о любви, в которой для него самым важным была захватывающая интрига страсти, Александр Дюма сумел сыграть все роли - от пылкого первого любовника до обманутого мужа.

Знаменитая актриса эпохи романтизма Мари Дорваль, подруга Дюма, удивлялась: "Ну где же ты так хорошо узнал женщин?" Теперь можно ответить на ее вопрос: он постиг их в жизни своим гением. Дюма понимал душу женщин, а самое главное - он их любил и всегда был благодарен им за любовь. Этот страстный донжуан имел доброе сердце, что чувствовали и ценили все его возлюбленные. Одна из них, Мелани Вальдор, после смерти Александра Дюма писала его сыну: "Если существовал мужчина, который был неизменно добр и великодушен, то это, конечно, твой отец".

Приехав в 1823 году из своего родного городка Виллер-Котре в Париж, молодой Дюма поселился в доме на площади Итальянцев. Его соседкой оказалась добрая, милая и кроткая женщина - портниха Лор Лабе, которая была старше Александра на восемь лет. Мари-Катрин-Лор Лабе родилась в 1749 году в Бельгии, но родители ее были французами. До приезда в Париж она жила в Руане, где вышла замуж, но быстро разошлась с мужем, который был сумасшедшим. По свидетельству одного мемуариста, "Мари не была красавицей, но в ее лице сквозила какая-то прелесть, которая нравилась". Прелесть эта не ускользнула от пылкого провинциала, сумевшего быстро покорить сердце своей соседки. 27 июля 1824 года Лор Лабе подарила Александру Дюма сына Александра, который остался в истории литературы как автор романа "Дама с камелиями". Дюма-отец признал ребенка в 1831 году, но с матерью не поддерживал почти никаких отношений. Правда, в 1832 году он помог Лор Лабе открыть так называемый "кабинет для чтения" (на них в разгар романтизма была мода).

26 мая 1864 года Лор Лабе и Александр Дюма встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но успеха он так и не добился. Мари-Катрин-Лор Лабе скончалась в Париже 22 октября 1868 года. 3 июня 1827 года в салоне ученого и литератора Матье Вильнава. Дюма познакомился с его дочерью Мелани Вальдор.

Судьба и личность Мелани романтичны. Она родилась в Нанте 28 июня 1796 года, ее детство прошло в поэтичном поместье отца в Вандее. В феврале 1818 года внезапно умерла лучшая подруга Мелани, в брата которой она была безответно влюблена. От отчаяния она вышла замуж за лейтенанта Франсуа-Жозефа Вальдора, служившего в Нантском гарнизоне, у них родилась дочь. Но супруги не жили вместе; мужа служба бросала из гарнизона в гарнизон, а жена стала хозяйкой парижского литературного салона отца.

Дюма, с бешенной энергией покорившей Париж, заодно покорил, но гораздо быстрее, за сто с небольшим дней, и 30-летнюю поэтессу, замужнюю даму с доселе безупречной репутацией. Известна даже дата, когда свершилось это: 23 сентября 1827 года; десятью днями раньше произошло бурное объяснение в любви - обе эти даты должны были быть высечены, согласно ее завещанию, на белом могильном мраморе.

Мелани - натура страстная, безумно ревнивая, романтичная - мечтала стать музой-вдохновительницей молодого таланта. Она поняла, что Дюма ждет великое будущее, и поощряла его стремление всерьез отдаться театру и поэзии. Мелани была очень талантливой женщиной и сама писала стихи, которые ее возлюбленный печатал в издаваемом им журнале "Психея".

Роман Мелани и Александра был бурным, грозовым и пылким; Мелани терзала ревность, потому что ее кумир не пропускал ни одной хорошенькой актрисы, которые оказались не способны "сопротивляться такой огромной любви". Одной из них была величайшая трагическая актриса Мари Дорваль, другой - актриса Белль Крельсамер. Последняя родила ему дочь.

Мечтала о ребенке от Александра и Мелани. У замужней женщины и вольнолюбивого Александра это стремление обзавестись совместным младенцем носило кодовое название "вырастить герань". Но случилась беда: герань сломалась. В 1830 году у нее случился выкидыш.

Несчастная женщина слегла от потрясения. Дюма успокаивал подругу: "Не терзайся из-за сломанной герани... Наши бурные объяснения привели к этому преступлению - потому что это было преступление".

В начале 1831 года произошел мучительный разрыв. Мелани угрожала покончить жизнь самоубийством (тогда и появилось завещание), писала своему любовнику умоляющие письма ("О, как ты жесток! Какой позор моя любовь к тебе и как я презираю себя!", "И вдали от тебя я думаю только о тебе"), однако Дюма остался непреклонным.

Писатель обессмертил Мелани Вальдор в своей самой прославленной драме "Антони", премьера которой состоялась 3 мая 1831 года. Автор пригласил на премьеру отвергнутую им возлюбленную. Герой драмы "Антони" в финале убивает замужнюю Адель, которую любит. Мужу жертвы он бросает самую знаменитую фразу французского театра XIX века: "Она не уступала мне, я убил ее!"

Дюма признавался, что перенес на сцену свой бурный роман с Мелани. "Антони" - это пятиактная любовная сцена ревности и ярости. Антони - это я, но без убийства. Адель - это она..." - писал он.

Безутешная Мелани Вальдор после разрыва с Дюма вела светскую и литературную жизнь. Она писала стихи и романы, в 1841 году была поставлена ее пьеса "Школа девушек", где в одном из героев легко угадывается Дюма. Она была принята в салоне Виктора Гюго, переписывалась с Готье, Сент-Бевом и Флобером.

Ярая бонапартистка, Мелани Вальдор восторженно приветствовала государственный переворот Наполеона III, который произошел 2 декабря 1851 года. Она много писала в газетах под псевдонимом Синий Чулок; ее панегирики новому режиму обратили на себя внимание императора, который назначил ей пенсию 6000 франков.

Мелани Вальдор ненамного пережила Дюма. Она умерла весной 1871 года. После смерти автора "Антони" она писала Дюма-сыну: "Я никогда не забуду твоего отца".

30 марта 1830 года состоялась премьера пьесы Александра Дюма "Христина, или Стокгольм, Фонтенбло и Рим". На следующий день Дюма шел по площади Одеон. Неожиданно рядом с ним остановился фиакр, дверца распахнулась, и его окликнула незнакомая женщина: "Так это вы и есть месье Дюма?" - "Да, мадам". - "Прекрасно. Садитесь ко мне и поцелуйте меня... Ах, какой же вы талантливый и как хорошо вам удаются женские образы!"

Этой восторженной поклонницей молодого драматурга оказалась прославленная актриса французского театра эпохи романтизма Мари Дорваль.

Мари Дорваль (настоящая фамилия Делоне) родилась в 1798 году. Внебрачная дочь бродячих комедиантов, она в пятнадцать лет вышла замуж за актера Дорваля, который вскоре умер. Другой актер, Шарль Потье, привез Мари в Париж и устроил ее в театр "Порт-Сен-Мартен". Именно здесь, в 1823 году, юный Дюма впервые увидел на сцене Мари: она играла в мелодраме Шарля Нодье "Вампир".

Мари Дорваль исполняла роль Адели в шедевре Дюма "Антони". Актриса вознаградила автора за мастерство в изображении женских характеров и стала его любовницей в конце 1833 года. Мари в шутку называла Александра Дюма "мой добрый пес". "Это была дружеская, я бы даже сказал, любовная кличка, которую мне дала Дорваль, - писал он в "Мемуарах". - "И добрый пес" остался ей предан до конца".

Связь их продолжалась недолго. Мари решила не огорчать изменой влюбленного в нее поэта Альфреда де Виньи, а Дюма - Иду Феррье.

20 мая 1849 года умирающая, впавшая в бедность Мари Дорваль призвала к себе Дюма и умоляла его не допустить, чтобы ее схоронили в общей могиле. Дюма исполнил последнюю волю актрисы (Дорваль желала быть похороненной рядом со своим внуком Жоржем), для чего продал свои ордена. В 1855 году Александр Дюма написал книжку "Последний год Мари Дорваль" (посвящена Жорж Санд): на вырученные деньги он купил в вечное владение участок на кладбище и воздвиг своей подруге надгробие.

В 1839 году Александру Дюма было тридцать семь лет; он уже десять лет был парижская знаменитость, но до "Трех мушкетеров" оставалось еще пять лет. Семь лет Дюма жил с актрисой Идой Феррье. В том же 1839 году писатель имел неосторожность познакомить на балу свою любовницу с герцогом Орлеанским, сыном короля Луи-Филиппа. "Разумеется, мой дорогой Дюма, представить мне вы могли только вашу жену", - любезно заметил герцог. Дюма понял прозрачный намек и решил... жениться. Подписание брачного контракта состоялось 1 февраля 1840 года; свидетелями со стороны жениха были сам великий Шатобриан и член Французской академии Вальмен. Этот странный брак изумил весь Париж, который знал, что у Дюма есть сын и дочь от разных женщин, а кроме того - бесчисленные любовницы. По другой версии, единственная официальная женитьба Александра была результатом шантажа. Ида Феррье, актриса, попросила сообщника скупить все долговые расписки начинающего писателя и великодушно предоставила ему выбор: жениться на ней или угодить в тюрьму за неуплату долгов.

Маргарита Жозефина Ферран (по сцене - Ида Феррье) родилась в Нанси 31 мая 1811 года. Когда ей было семнадцать лет, отец умер, оставив семью в тяжелом положении. Девушка, получившая хорошее образование и усвоившая азы драматического искусства в маленьком театре при пансионе в Страсбурге, решила "завоевать Париж", куда и переехала к своему брату, который контролировал маленькие театрики в столичных пригородах. Под псевдонимом Ида она дебютировала в театре Бельвиля, получая 50 франков в месяц. Ида быстро нашла себе богатого покровителя Жака Доманжа, который именовал себя ее опекуном; он снял ей квартиру в Париже и устроил в театр "Нувоте".

Впервые Дюма увидел Иду в декабре 1831 года: юная актриса репетировала в его пьесе "Тереза". Тогда Ида была пухленькой блондинкой с ослепительно белой кожей и голубыми глазами. Только к сорока годам она, по словам одной мемуаристки, "стала толстой, как гиппопотам". 6 февраля 1832 года с большим успехом прошла премьера; Ида, бросившись в объятия Дюма, воскликнула: "Я просто не знаю, как вас благодарить!" Прославленный драматург - у него тогда была связь с актрисой Бель Крельсанер, которая родила ему дочь Марию-Александрину, - не отказался вкусить прелестей дебютантки.

Несколько лет Ида потратила на то, чтобы завоевать своего ветреного любовника. В 1836 году она окончательно поселилась у Дюма. Ида очень любила дочь Дюма, но терпеть не могла Дюма-сына.

Мемуаристы рисовали малопривлекательный портрет единственной законной жены Дюма. "На земле Ида любила только себя и больше никого", - писала графиня Даш. Ида - женщина страстная, но расчетливая - была особой капризной и ревнивой. Она беспрестанно устраивала Дюма сцены и ссоры. Занималась она главным образом своими туалетами и посвящала все время заботе о собственной красоте. Актерский ее талант был невелик, и в 1839 году она оставила сцену.

Мадам Дюма недолго была верна своему знаменитому супругу. В 1841 году она встретила знатного сицилийского вельможу, князя Виллафранка, и стала его любовницей. В октябре 1844 года Александр Дюма и Ида Феррье расстались. Умерла Ида Феррье сорока восьми лет от роду в Генуе, унеся с собой в могилу, говоря словами князя, "половину его души". Но Александр Дюма навсегда вычеркнул ее из своего сердца.

Незабываемой для Дюма стала встреча с итальянской актрисой Фанни Гордоза. Первый муж Фанни так устал от ее сексуального аппетита, что заставлял ее носить обвязанное вокруг талии мокрое холодное полотенце, чтобы хоть как-то охладить жар любовный. Дюма же не испугался страстной актрисы, и полотенце ей завязывать больше не приходилось. Дюма, впрочем, вскоре выставил Фанни из дому: она, связавшись с учителем музыки, тем не менее ревновала его к другим женщинам.

Дюма объехал Италию, сопровождаемый Эмилией Кордье, которую он называл "мой адмирал". Днем она одевалась и выдавала себя за мальчика. Впрочем, об этом маскараде все знали. Вскоре "мальчик" оказался беременным. У "адмирала" в положенный срок родилась дочь Микаэлла, которую Дюма нежно любил. К большому огорчению, Эмилия не позволила Дюма официально объявить о своем отцовстве.

Затем Дюма развлекался со знаменитой танцовщицей Лолой Монтес, чьи выступления шокировали женщин и восхищали мужчин. Лола добавила Дюма к длинной череде своих знаменитых любовников, проведя с ним лишь две ночи. Сделала она это, впрочем, с необыкновенным изяществом.

Летом 1866 года весь Лондон сходил с ума от американской актрисы-наездницы Ады Менкен, которая играла в цирковой драме "Мазепа", созданной по мотивам поэмы Байрона. Затянутая в трико телесного цвета, Ада, привязанная к лошади, галопом проносилась по арене: это тогда именовалось "эротико-конными трюками".

Из Лондона она приехала в Париж и покорила французскую столицу, играя те же трюки в пьесе "Пираты саванны". Когда Дюма пришел в артистическую выразить восхищение отважной актрисе. Ада Менкен бросилась на шею к старому писателю. Дюма ввел ее в мир литературной и светской богемы Парижа, обещал написать ей пьесу по роману Вальтера Скотта "Монастырь", возил на ужины в Буживаль. И стареющая знаменитость Александр Дюма согласился сфотографироваться с Адой Менкен в весьма фривольной позе. Эти снимки сделал фотограф Лебьер, которому Дюма был должен. Предприимчивый мастер художественной фотографии, стремясь вернуть свои деньги, пустил в продажу эти открытки, которые были выставлены во всех парижских витринах. Это фото привело в восторг юного Поля Верлена, который написал стихотворение, где есть такие строчки: "Дядя Том с мисс Адой - зрелище, о котором можно лишь мечтать".

Но дочь Дюма, Мария, была другого мнения: она делала все возможное, чтобы изъять открытки из продажи. Александр Дюма судился с Лебьером, и наконец 24 мая 1867 года фотографии из продажи исчезли.

Со своей стороны Дюма-сын заклинал отца не афишировать скандальную связь с эксцентричной американкой, которая уже успела четырежды побывать замужем. Но Дюма не внял благоразумию. В июле 1868 года он снова встречался в Гавре с Адой, которая возвращалась из гастролей в Англии.

Судьба Ады Менкен оказалась трагичной. Она внезапно заболела и 10 августа 1868 года умерла от острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез ее провожали горничная, несколько актеров и... любимая лошадь.

В сохранившемся письме Дюма к Аде Менкен автор "Графа де Монте-Кристо" писал: "Если верно, что у меня есть талант - то верно, что у меня есть любовь, и они - принадлежат тебе".

В 1870 году Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился. "Мне делают упреки в том, что я был расточителен, - говорил Дюма перед смертью своему сыну. - Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. - И, указывая взглядом на свой последний золотой на камине, закончил: - И вот, я сохранил их... Смотри!" Через несколько дней, 6 декабря, его не стало. Писатель прожил бурную жизнь. Наслаждался и работал, жил на широкую ногу и трудился не покладая рук. Натуры заурядные вынуждены выбирать, чем довольствоваться. Он же брал от жизни все.

Имя: Александр Дюма (Alexandre Dumas)

Возраст: 68 лет

Место рождения: Виллер-Котре, Франция

Деятельность: писатель, драматург и журналист

Семейное положение: был женат


Александр Дюма: биография

Успех, долги и женщины - под этим девизом шел по жизни классик авантюрного романа Александр Дюма.

В 1822 году в Париж прибыл странного вида молодой человек: высокий, смуглый, нелепо одетый. У юноши, бабка которого была темнокожей рабыней с Гаити, не имелось ни образования, ни денег, зато в избытке присутствовали оптимизм и чувство собственного достоинства. Нет, его звали не Д"Артаньян, а Дюма. Вместо шпаги оружием было перо, а в кармане лежало рекомендательное письмо не к господину де Тревилю, а к другу отца генералу де Фуа. Дюма преодолел почти 50 миль от родного городка Виллер-Котре до столицы Франции с твердым намерением сделать карьеру писателя.


Его отец, генерал-республиканец, скончался, не оставив жене и сыну ничего, кроме долгов. Александр сам, под присмотром местного аббата, научился читать и писать и был взят помощником к нотариусу. Свое скромное жалованье он проигрывал в бильярдной, пока, наконец, ему не повезло. Дюма выиграл 600 рюмок абсента, которые предпочел взять деньгами. Деньги были нужны, чтобы отправиться в Париж. Благодаря протекции Александр получил место писца у самого герцога Орлеанского. Он быстро сделал карьеру, став личным библиотекарем герцога.


Образ жизни Дюма вел богемный - посещал театры и салоны, много читал, восполняя пробелы в образовании. Очень скоро он стал в Париже «своим». На досуге писал пьесы и новеллы - некоторые издал за свой счет, другие взяли к постановке небольшие театры.

У выскочки-литератора было два кумира - Шекспир и Гюго . Со вторым он познакомился благодаря кружку романтиков. Новое движение в литературе и натолкнуло его на идею написать роман с историческим сюжетом, но обязательно живой и интригующий.


Роман пришлось отложить из-за разгоревшейся революции. Азартный Дюма с энтузиазмом полез на баррикады. Ему повезло: шальная пуля в его исполинское тело не попала, а покровитель герцог Орлеанский пришел к власти. Тогда же в моду вошли романы-фельетоны, которые печатались в газете отрывками с продолжением и хорошо оплачивались. Дюма вспомнил о своей идее историко-приключенческого романа и засел в кабинете, исписывая тонны бумаги и уделяя сну не более трех часов в сутки.

Александр Дюма: Литература, книги

Вскоре романами Дюма зачитывалась вся Франция, его узнавали на улицах, в гостиницах и лавках писателя ждали почет и преференции. Одако он понял, что не справляется. И тогда ему пришла в голову блестящая мысль: нанять молодых, никому не известных писателей - «литературных негров». Александр отдавал им ничтожную часть своих гонораров, с ходу включая во все написанное ими ироничные описания и живые диалоги.

После бешеного успеха «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо» и других произведений Дюма упрекали в пренебрежении историческими фактами, а некоторые из «соавторов» даже судились с ним. Поговаривали, что одним из тайных помощников Алесандра Дюма был его талантливый сын, тоже Александр, позже прославившийся своим романом «Дама с камелиями».


К нищему провинциалу хлынули деньги, вот только правильно распорядиться ими он оказался не в состоянии. Сначала Александр выстроил собственный замок, который назвал «Монте-Кристо», а рядом возвел второй, поменьше -«Замок Иф», для работы. Готические окна и башенки, затейливые скульптуры и витражи, искусственный фонтан, винные погреба, конюшня с лучшими скакунами и птичий двор были призваны затмить соседей-аристократов.

Как только замок был готов, Дюма стал закатывать пиры, длившиеся неделями. Рекой лилось дорогое шампанское, закуски готовили лучшие повара, а ночное небо озаряли фейерверки. Большинство гостей Александр даже не знал в лицо, что не мешало ему одалживать им крупные суммы и делать роскошные подарки. Сам же хозяин во время шумных вакханалий предпочитал все больше отсиживаться в рабочем кабинете, работая над новым романом.

Отношение к деньгам у Дюма было фантастическим: он трудился в поте лица, экономил на проезде, предпочитая идти пешком, сыну вместо денег отдавал свою поношенную одежду и башмаки и при этом умудрялся спускать огромные деньги на кутежи. Неумение организовать финансовую дисциплину в конце концов привело Дюма в долговую тюрьму, а его замок был продан с аукциона. Однако предприимчивому писателю вскоре удалось вновь разбогатеть. По воспоминаниям друзей, за свою бурную жизнь он «вставал на ноги» и разорялся по меньшей мере раз двадцать.

Александр Дюма: биография личной жизни

Обладатель огромного роста и не менее огромного живота, Дюма питал слабость к плотским радостям, особенно вкусной еде и хорошеньким женщинам. Красавицы слетались к нему, как мотыльки на огонек, и он не отказывал ни одной из них. Биографы подсчитали, что у Дюма было по меньшей мере 500 любовниц и 50 незаконнорожденных детей. Однако он признал лишь одного ребенка -первенца Александра, которого в молодые годы ему родила соседка.


Завистники утверждали: писатель крутил романы сразу с несколькими женщинами, которым вместо дорогих украшений дарил свои стихи, часто скабрезного содержания. Если красотка обижалась, он ее успокаивал: «Дорогуша, однажды ты это продашь за хорошие деньги!» С некоторыми писательницами, танцовщицами и актрисами его связывали многолетние отношения.


Одной из них была актриса Ида Феррье, которую Дюма увел у богатого аристократа. Семь лет искусная обольстительница безуспешно пыталась привести Дюма к алтарю. Тогда хитрая женщина прибегла к шантажу. Зная о финансовой нестабильности Александра, она попросила своего бывшего опекуна скупить его долговые расписки и предложила писателю выбор: или узакониваем отношения, или ты отправляешься в тюрьму. Пришлось Дюма выбрать брачные узы. Но супругу свою он не любил, постоянно ей изменял, в итоге Ида переключилась на сицилийского князя. Когда в возрасте 48 лет жена скончалась, Дюма горевал не слишком долго, через короткое время вновь пустился в любовные приключения.


От своих «дам сердца» писатель не скрывал, что в реальной жизни не склонен к романтике и сентимен-там, предпочитая женской ножке свиную рульку. Однако многие из них любили этого великана-обжору с неприступным, но добрым сердцем и при расставании впадали в истерику и даже грозили покончить с собой. Дюма говорил, что в реальной жизни не склонен к романтике и предпочитает женской ножке свиную рульку. После смерти романиста его сын еще долгое время получал письма от бывших пассий отца, в которых те рассказывали, каким прекрасным человеком он был.


В последние годы Дюма много путешествовал (в том числе и по России), вместо пьес и новелл издавая путевые заметки, которые продавались не хуже. Однако удача в конце концов отвернулась от него. После революций Франция больше не хотела читать исторические произведения, а других постаревший Дюма писать не мог. Он все еще жил на широкую ногу и влезал в долги, когда у него случился инсульт, затем еще один. Больного, почти обездвиженного, нищего 68-летнего отца приютил у себя сын.


Через несколько месяцев, в декабре 1870 года, известный на весь мир автор авантюрных романов скончался у Дюма-младшего на руках. Перед последним вздохом он успел прошептать: «Сынок, я совсем не тот, как думают многие. Я приехал в Париж с одним золотым, и я сохранил его для тебя!» С этими словами Дюма вложил в его руку монету.

Знаменитый писатель, классик мировой литературы, создатель легендарных «Трех мушкетеров» Александр Дюма появился на свет 24 июля 1802 года в городке Виллер-Контре. Его отец Том был отставным генералом, а мать Мария в свое время воспитывалась в семействе владельца трактира.

Биография

Детские годы мальчика прошли в полной нищете. Чтение и письмо он освоил довольно рано благодаря усилиям сестры и матери. После смерти отца семья полностью лишилась средств к существованию. Мария безуспешно пыталась устроить сына в военную школу. В результате Александр стал учиться в колледже аббата Грегуара, где освоил латынь, занимался грамматикой и выработал красивый почерк, который впоследствии ему очень пригодился. Первым местом работы Дюма стала контора нотариуса, где он трудился в качестве клерка. Все это время молодого человека тянуло в столицу Франции. Его мечты осуществились после того, как Александра взял на работу в свою канцелярию герцог Орлеанский. В это же время Александр Дюма знакомится с парижскими литераторами и начинает писать свои первые художественные произведения. В 1829 году выходит его пьеса «Генрих III и его двор», после постановки которой к писателю пришла слава. Впоследствии он написал для театров Парижа такие драматические произведения, как «Нельская башня» и «Антонии».

Все фото 10

В 30-х годах в голове Александра Дюма родилась идея написать несколько романов на исторические темы, в которых разворачиваются события в течение последних пяти столетий. В итоге у писателя вышла целая серия произведений, начало которой было положено романом «Изабелла Баварская». В его книгах реальные участники исторических событий пересекались с придуманными персонажами. После выхода в свет книги «Шевалье д’Арманталь» писатель понял, что нашел свой стиль, который отныне станет его визитной карточкой. Парижские издатели выстраивались в очередь, чтобы получить право первыми опубликовать его новое произведение. После выхода романа «Три мушкетера» Александр Дюма при жизни стал классиком. По подсчетам исследователей французской литературы, Alexandre Dumas признан самым плодовитым автором. Его произведения иногда сравнивали с горячими пирожками, которые свежи и вкусны. Благодаря писателю его земляки в увлекательной форме смогли лучше узнать историю родной страны. В цикл о мушкетерах автор также включил романы «Виконт де Бражелон» и «Двадцать лет спустя». Кроме того, из-под его пера вышла классика романтической литературы – «Королева Марго». В книге «Анж Питу» писатель поведал читателям о периоде правления последних королей Франции.

Александр Дюма много путешествовал и мечтал попасть в Россию. В 1840 году вышел его роман «Учитель фехтования», главным героем которого стал декабрист Анненков. После публикации этого произведения во Франции его было запрещено издавать на территории Российской империи. На самом деле эта книга тайно была напечатана, и с ней ознакомилась даже императрица. Когда умер Николай I, Дюма разрешили въезд в империю, и он совершил долгожданное путешествие в Москву и Санкт-Петербург, а также посетил ярмарку в Нижнем Новгороде, где его ждала неожиданная встреча с реальными персонажами «Учителя фехтования» Анненковыми. Оказалось, в России читатели прекрасно знакомы с французской литературой и обожают его романы. Во время путешествия по империи знаменитый литератор также побывал в Калмыкии и Астрахани. Путевые заметки Александра Дюма о его российских впечатлениях имели на родине писателя такой же успех, как и его самые знаменитые романы.

Личная жизнь

В 1840 году Дюма создал семью вместе с актрисой Идой Ферьер, хотя до конца своих дней имел много любовниц. Этот брак продлился всего лишь четыре года и завершился расставанием, но официального развода так и не произошло. Писатель был изрядным транжирой, и деньги у него никогда не залеживались. Во второй половине 40-х годов он закончил строительство собственного замка вблизи Порт-Марли, который назвал Монте-Кристо. В свое время Александр Дюма занимался издательской деятельностью и даже открыл собственный театр, но оба дела прогорели. В 1851 году из-за больших долгов ему пришлось уехать в Бельгию. Там он начал работу над написанием мемуаров, которые были созданы в его фирменном увлекательном стиле. Когда началась война между Францией и Пруссией, у классика мировой литературы случился сердечный удар, и его наполовину парализовало. Дюма перебрался к своему сыну, где вскорости потерял дар речи, а со временем не смог подниматься с постели. 5 декабря 1870 года знаменитый писатель умер. Его тело было предано земле в Невиль-де-Полле. После войны сын классика мировой литературы совершил перезахоронение останков Александра Дюма в Виллер-Котре рядом с его родителями.

(1802-1870) французский писатель

Мало есть имен более известных миру, чем имя Дюма-отца. Сразу после выхода его книги читали в разных странах мира и продолжают читать до сих пор. Великий французский писатель Виктор Гюго сказал о своем знаменитом современнике: «В наш век никто не пользовался такой популярностью, как Александр Дюма; его успех - больше чем успех, - это триумф. Его слава гремит подобно трубным звукам фанфар. Александр Дюма - имя не только французское, но и европейское; более того - это имя мировое». В этом суждении нет ничего преувеличенного, неискреннего, недостоверного.

Дед будущего писателя по отцовской линии - бывший полковник и генеральный комиссар артиллерии, потомок нормандского дворянского рода и маркиз милостью короля. В 1760 году он отправился попытать счастья на Сан-Доминго, и там 27 марта 1762 года от чернокожей рабыни у него родился сын, которого при крещении нарекли Тома-Александр. В 1780 году маркиз вернулся в Париж.

Он не очень-то баловал своего сына и был крайне скуп. В 79 лет он женился на своей экономке. Тогда сын, доведенный до крайности, решил завербоваться в королевскую гвардию простым солдатом под фамилией Дюма. В годы революции карьеру делали быстро, и в октябре 1792 года он стал подполковником. А еще через месяц женился на Мари-Луизе Лабурэ, девушке серьезной и добродетельной. В сентябре 1793 года отца будущего писателя производят в дивизионные генералы.

Армейская служба бросала его из конца в конец, пока он не оказался в Итальянской армии Бонапарта. После Италии, Дюма сопровождал Бонапарта в его египетском походе. Правда, по разрешению императора строптивый генерал раньше времени покинул Египет. По возвращении на родину он оказался в тюрьме Неаполитанского королевства, и лишь в апреле 1801 года его по случаю примирения обменяли на знаменитого австрийского генерала Мака. Он вышел из тюрьмы изувеченным, полупарализованным, с язвой желудка. Тюрьма превратила атлета в калеку, поэтому не могло быть и речи о дальнейшей службе в армии.

В это время в семье Дюма и родился сын Александр. Будущий писатель провел свое детство в материально стесненных условиях. Впрочем, положение семьи было не лучше и в годы его отрочества и юности. После смерти отца не осталось даже маленького наследства. Для юного Александра не могли добиться стипендии в лицее или в военной школе.

Мать и сестра научили его читать и писать, но в арифметике он не смог пойти дальше умножения. Зато еще в раннем детстве он выработал почерк военного писаря - четкий, аккуратный, щедро украшенный завитушками, что потом поможет ему зарабатывать на пропитание. Мать попыталась было учить его музыке, но оказалось, что он начисто лишен слуха. Зато мальчик научился танцевать, фехтовать, а немного позже стрелять.

Александр Дюма посещал местный колледж аббата Грегуара. Он мало чему там научился: усвоил начала латыни, основы грамматики, да еще усовершенствовал свой почерк. Больше всего он любил охоту и целыми днями пропадал в лесу.

Однако юноша не может прожить одной охотой. Настало время подыскать ему другую работу. Вскоре Александр стал работать клерком у нотариуса.

Во время кратковременной поездки в Париж он познакомился с великим актером Тальма. Александр Дюма решает, что карьеру он может сделать только в Париже. Он переезжает сюда и поступает на работу в канцелярию герцога Орлеанского.

Новая жизнь открыла перед ним новые возможности. Прежде всего он быстро убедился в том, что ему необходимо учиться. Он уже успел заметить, что его невежество поражает всех знакомых, которые тем не менее отмечали гибкий ум Дюма. Служба для него была лишь источником существования. Главное внимание молодой человек уделяет занятиям литературой, общению с уже известными писателями, драматургами. В 1829 году Александр Дюма пишет историческую драму «Генрих III и его двор». Это была одна из первых французских романтических драм. Ее успех был ошеломительным. Пьеса выдержала тридцать восемь представлений и дала отличные сборы. Правда, король внезапно увидел в героях сходство с собой и своим кузеном герцогом Орлеанским. Он собирался запретить пьесу, но ее поддержал сам герцог Орлеанский.

Так в двадцать семь лет Дюма, только недавно приехавший из провинции, без положения, без протекции, без денег, без образования, превратился в человека известного, почти знаменитого.

В дальнейшем репертуар французских театров на многие годы обогащается за счет таких выдающихся его пьес, как «Антони» (1831), «Нельская башня» (1832), «Кинили Гений и беспутство» (1836).

Дружба с герцогом Орлеанским, принесла Виктор Гюго розетку офицера Почетного легиона, а Александр Дюма - ленточку кавалера. Если Гюго принял награду с обычным для него надменным достоинством, то Дюма радовался как ребенок. Он гордо разгуливал по бульвару, украсив себя огромным крестом, рядом с которым приколол орден Изабеллы Католической, какую-то бельгийскую медаль, шведский крест Густава Вазы и орден святого Иоанна Иерусалимского. В любой стране, которую он посещал, Александр Дюма выпрашивал себе награды и скупал все ордена, какие только можно было приобрести. Его фрак в торжественные дни превращался в настоящую выставку лент и медалей.

В тридцатые годы у него возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в целой серии книг. Первым произведением этого цикла стал роман «Изабелла Баварская» (1835). Таким образом, писатель возродил жанр исторического романа, в котором наряду с вымышленными героями действуют исторические персонажи. Но чтобы заинтересовать публику жизнью королей и королев, фаворитов и министров, надо было показать ей, что под придворными нарядами таятся те же страсти, что и у простых смертных. В этом Дюма не имел себе равных.

Он не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не очень уважал ее. «Что такое история? - говорил он. - Это гвоздь, на который я вешаю свои романы». Александр Дюма знал, что как историка его никогда не будут принимать всерьез, поскольку он перерабатывал исторические факты так, как того требовала художественная форма.

Успех следующего романа - «Шевалье Д"Арманталь» - показал Дюма, что исторические романы - золотая жила. Директора крупнейших парижских газет гонялись за писателем, чтобы заручиться правом на публикацию очередного романа. «Три мушкетера» умножили славу Александра Дюма. Одно поколение может ошибиться в оценке произведения. Четыре или пять поколений никогда не ошибаются. Творческая манера Дюма так подходила к избранному им жанру, что она и поныне остается образцом для всех работающих в нем. Дюма отталкивался от известных источников, иногда поддельных, как «Мемуары Д"Артаньяна», иногда подлинных, как «Мемуары мадам де Лафайет», из которых вышел «Виконт де Бражелон».

За всю историю французской литературы ни один писатель не был столь плодовит, как Дюма с 1845 по 1855 год. Он писал романы без передышки. В них перед нами проходит вся история Франции. За «Тремя мушкетерами» следуют «Двадцать лет спустя», затем «Виконт де Бражелон». Другая трилогия: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять» - была связана с исторической фигурой Генриха Наваррского. Одновременно в другой серии романов - «Ожерелье королевы», «Шевалье де Мэзон-Руж», «Жозеф Бальзамо», «Анж Питу» и «Графиня де Шарин» - Александр Дюма описывает закат и падение французской монархии.

Дюма еще смолоду замыслил объединить в своей писательской державе всю историю. Он всегда любил путешествовать и возвращался домой с объемистыми рукописями. Писатель давно хотел побывать и в России. В 1840 году Александр Дюма публикует роман «Учитель фехтования», посвященный восстанию декабристов и жизни одного из них - И.А. Анненкова. Роман написан на основе исторических фактов, в нем также были использованы дневники знаменитого преподавателя фехтовального мастерства О. Гризье, который служил в Главном инженерном училище в Петербурге, а затем вернулся во Францию. Роман Александра Дюма был запрещен в России, хотя все, кто мог его раздобыть, читали его тайком, в том числе и сама императрица. Русский перевод романа «Учитель фехтования» был опубликован лишь в 1925 году.

В 1858 году, после смерти Николая I, Александр Дюма получил визу и отправился в Россию. Он посетил Петербург, Москву, побывал на нижегородской ярмарке. В Нижнем Новгороде Дюма познакомился с героями своего романа «Учитель фехтования» супругами Анненковыми. Самым большим счастьем за время этого путешествия стало для Александр Дюма открытие, что образованные русские знают многих французских писателей, в том числе и его самого, так же хорошо, как парижане. Он еще посетил Астрахань и калмыцкие степи. Рассказы Александра Дюма по возвращении его во Францию превзошли по занимательности приключения Монте-Кристо.

Разразившаяся франко-прусская война 1870 года, известия о первых поражениях французов доконали больного Дюма. Полупарализованный после удара, он с трудом добрался до дома сына, ставшего знаменитым автором романа «Дама с камелиями». Вскоре болезнь еще больше обострилась, и больной почти перестал говорить, а потом и вставать. 5 декабря в десять часов вечера он скончался. Александр Дюма был похоронен в Невиль-де-Полле, а когда война закончилась, сын перевез останки отца в Виллер-Котре и похоронил рядом с могилой генерала Дюма и Мари-Луизы Лабурэ.

Один из самых читаемых в мире писателей - француз Александр Дюма-отец, чьи приключенческие романы имеют миллионы поклонников во всем мире вот уже полных два столетия.

Детство и юность

Будущий создатель литературных шедевров родился в 1802 году в семье военного чиновника Тома Александра Дюма и дочери владельца отеля, имя которой было Мария Луиза Лабуре.

Детство и юность мальчика прошли в родном поселении - Вилле-Котре. Крепкая дружба Александра с Адольфом Де Левёном привела к тому, что юный Дюма проявил серьёзную заинтересованность драматургией в общем и театром в частности. Александр Дюма не видел себя актёром, выступающим на театральной сцене, но он мечтал о карьере драматурга.

На пути к творчеству

Не имея достаточно финансов и какой-либо серьёзной поддержки, Дюма перебирается в Париж. Его прекрасный почерк позволяет ему получить хорошую должность даже без должного образования.

Осознавая недостатки и пробелы в своём образовании, Александр Дюма начинает усердно читать. Один из новых знакомых помогает ему восполнить имеющиеся пробелы, составляя для молодого человека список книг, которые тот должен непременно прочесть.

Первая пьеса

Спустя какое-то время Дюма, впечатлённый скульптурой, повествующей об убийстве Мональдески, решается писать драматическую пьесу о шведской королеве. Он назовёт эту пьесу "Кристина". Из-за серьёзных разногласий, возникших между автором пьесы и влиятельными людьми того времени, пьеса так и не будет поставлена на сцене Комеди Франсез.

Участие в революции. Политические гонения

В 1830 году Александр Дюма становится активным участником революции, которой было суждено победить. Впоследствии Дюма не единожды лестно отзывался о молодых людях, ставших основой революционной борьбы.

Спустя год молодой писатель подвергся гонениям, которые имели политические причины. Широко распространились слухи о том, что он был арестован и расстрелян, даже не дождавшись судебного приговора. Слухи были ложными, но писателю действительно угрожали серьёзные проблемы с законом. На фоне сложившейся ситуации Александр принимает решение о бегстве за границу, в Швейцарию.

Жизнь за границей

Находясь за границей, Дюма не сидит сложа руки. В 1840 году писатель узаконил отношения с театральной актрисой Идой Ферьер, однако уже через 4 года супруги расстались. Его современники не раз отмечали тот факт, что, находясь в законном браке, писатель не отказывал себе в романах с другими женщинами. Заработки Дюма в этот период оцениваются как очень высокие, а образ жизни как роскошный и даже разгульный. Александр Дюма предпринимал решительные попытки развивать творческую деятельность: он организовал собственный драматический театр и начал издавать собственный литературный журнал. К сожалению, ни одно из начинаний не получило серьёзного развития.

Активная деятельность на литературном поприще

В 1851 году ситуация сложилась таким образом, что Дюма снова пришлось бежать: в этот раз причиной немедленного отъезда стали проблемы с кредиторами. Писатель был вынужден отправиться в Бельгию. В Брюсселе Александр начал писать знаменитые «Мемуары», которые были очень высоко оценены не только их автором, но и независимыми критиками.

За время активной фазы своего творчества Александр Дюма-отец написал огромное количество драм и комедий, большая часть из которых навсегда заняла своё почётное место в истории мировой литературы. Его авторству принадлежат такие шедевры, как «Граф Монте Кристо», «Три мушкетёра», «Парижские Могикане» и много других легендарных произведений. Всего из-под его пера вышло более двухсот произведений, в том числе и известный "Большой кулинарный словарь".

Умер Александр Дюма, биография которого описана в статье, в 1870 году во Франции. Его сын, также Александр, стал писателем. Чтобы различать их авторство, часто к фамилии старшего Дюма прибавляют приставку "отец".

Соавторы

Многие произведения Дюма-отца создавались в соавторстве с другими писателями. Одним из таких был Маке. Неудачный исход сотрудничества привёл к затяжным судебным разбирательствам. Победителем в них остался Александр Дюма, книги которого уже получили признание. Беседуя с его сыном уже после смерти коллеги, Маке утверждал, что никаких секретных соглашений между Дюма-отцом и Маке не было.