Вигвам - жилище лесных индейцев северной америки. Жилище индейцев: описание и фото Ниткой лучше шить суровой, с элементами синтетики

Друзья, если вы помните, Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино» нарисовал на печи, как он сам сказал, «индейскую национальную народную избу» — (в его устах это прозвучало как «фигвам», но подразумевался-то именно вигвам):

Так вот, нарисовал Шарик этот самый «вигвам» и тем самым ввел в заблуждение миллионы невинных детей, невольно исказив в их представлении светлый образ индейского жилища. Ведь на самом деле он изобразил типи — тоже традиционное индейское, но отличающееся от вигвама своей конусообразной формой жилье. В отличие от Шарика, Карл Бодмер, швейцарский художник, пользовался преимущественно акварелью, а не углем, так что из его рисунка, сделанного в 1833 году во время путешествия по Северной Америке, вы можете получить более полное представление о типи:

Ну, а теперь мы предлагаем вам посмотреть и навсегда запомнить, как же выглядит на самом деле настоящий вигвам. Первый из изображенных на снимке — находится возле форта Апачи на северо-востоке американского штата Аризона. Его структура полностью соответствует тому жилищу, которое на протяжении многих веков было у индейцев, ведущих кочевой образ жизни. Предназначалось оно в основном для сна, поскольку все остальные дела — например, приготовление пищи, делались снаружи.

Итак, мы видим, что вигвам, в отличие от типи, имеет куполообразную форму. По своей сути, это каркасное жилье, то есть шалаш на каркасе, который изготавливается из тонких длинных стволов (жердей) и целиком покрывается «подножным материалом» — корой деревьев, ветками или тростниковой циновкой. И хотя, как мы уже сказали, в вигваме не принято было готовить пищу, очаг для отопления в нем все же имелся, поэтому в центре «потолка» оставлялось небольшое отверстие-дымоход.

«Зона гринго»

Шахтерский поселок Бонанса затерялся в никарагуанских джунглях среди холмов на западе департамента Селайя. От портового города Пуэрто-Кабесаса это около двухсот километров. Почти пять часов езды, «если все будет в порядке». В Селайе часто слышишь эту фразу, когда речь идет о поездках по департаменту. Дорога — вернее, не дорога, а разбитая колесами, размытая ливнями тропа, помеченная на картах пунктирной линией,— идет через джунгли, пересекая их с востока на запад.

Единственный транспорт — обшарпанный пикап «тойота» — ходит в Бонансу раз в день. Он отправляется с центральной площади Пуэрто-Кабесаса. Пожилой шофер не торопится: расписания нет, а чем больше народу наберется в пикап, тем лучше. Сидим в тени, курим. Минут через пятнадцать подходит высокий молодой негр с шапкой курчавых жестких волос. Потом появляются две дородные торговки, они несут круглые корзины, наполненные овощами и фруктами. Наконец, площадь пересекают младший лейтенант в полной боевой амуниции и ополченец с карабином. Нас шестеро. Шофер, сощурившись, смотрит на солнце. Затем, не говоря ни слова, идет к машине, садится и заводит мотор. Занимаем места и мы. Дородные торговки с трудом втискиваются в кабину, мужчины устраиваются в кузове. На выезде из города пикап останавливает средних лет сухощавый человек, на руках у него ребенок. Выясняется, что это кубинский врач-доброволец, ездил в Пуэрто-Кабесас договариваться насчет медикаментов для госпиталя в Бонансе. Младший лейтенант, взглянув на ребенка, стучит кулаком по стенке кабины. Торговки делают вид, что все происходящее их не касается.

— Эй, сеньориты, полезайте в кузов!— кричит младший лейтенант.— Не видите, у человека ребенок на руках? Ничего, потрясетесь и в кузове, вам полезно...

Торговки долго визгливо бранятся на два голоса — смысл их слов сводится к тому, что «новая власть не позволяет каждому сопляку оскорблять двух уважаемых женщин! У них сыновья в его возрасте! А если он думает, раз в руках автомат, то все можно,— ошибается!» — но все же уступают место. Пока женщины вылезают из кабины, младший лейтенант заговаривает с кубинцем.

— Понимаете, ни в какую не желает расставаться со мной,— словно извиняется врач, кивая на малыша. Мальчик худой, большеголовый.— Папой называет. Мы нашли его полгода назад в хижине. Банда напала на селение, убила всех. А он остался в живых. Две недели сидел один в хижине среди трупов родителей и братьев, пока мы его не нашли. Мы тогда ходили по селениям и делали детям прививки от полиомиелита. Мальчонка умирал от голода. Ему ведь четыре года, а выглядит на два. Шесть месяцев я его выхаживал, еле спас. И с тех пор он ко мне прилепился, не отпускает. А моя командировка заканчивается. Придется взять с собой. На Кубе у меня пятеро. Где пять, там и шестой. Поедешь на Кубу, Паблито? Мальчик радостно кивает, улыбается и еще крепче прижимается к плечу врача.

До Бонансы мы добираемся уже к вечеру. Дорога огибает крутой холм. Значит, мы уже в поселке, и дорога — вовсе не дорога, а улица. Справа, ниже нас,— зияющие провалы штреков, мастерские, вышки канатных подъемников, механические драги. Горы пустой породы... Шахты. За холмом, на другой вершине,— словно мираж: комплекс современных коттеджей, подстриженные газоны, цветники, банановая роща, голубая чаша бассейна.

— «Зона гринго»,— поясняет кубинский врач, перехватив мой изумленный взгляд.

Подробности я узнаю на следующий день, когда меня водит по шахтам один из активистов местного комитета СФНО, Арельяно Савас,— степенный, кряжистый и неторопливый шахтер средних лет.

— Здесь до революции жили управляющий шахтой, инженеры и служащие компании,— говорит Арельяно, обводя рукой коттеджи. Все американцы, конечно. Вот и прозвали мы это место «зона гринго». Нам туда ход был закрыт, да и они появлялись в поселке, только когда шли в контору. Компания умела делить людей на «чистых» и «нечистых».

— А что за компания, Арельяно?

— «Нептьюн майнинг». Это последняя по счету, а раньше здесь и другие были. Я начал работать на нее в пятидесятых годах, мальчишкой. Отец тоже шахтером был, пока не умер. Наверное, и дед, только я его не помню. Отец говорил, наша семья перебралась сюда из Матагальпы, так что мы — «испанцы». А есть и мискито, метисы, негры... Компания владела всем, даже воздухом, даже жизнью нашей владела. Земля, на которой мы ставили свои дома, принадлежала компании, стройматериалы — тоже, компания завозила в поселок продукты и продавала в своих магазинах. Свет в домах, электричество — тоже собственность компании, равно как и катера, и пристани на реках, и вообще любой транспорт, чтобы в Кабесас или в Матагальпу ездить... Знаешь, кем был для нас управляющий? Богом! Он и карал и миловал. Правда, миловал редко. Не даст бонов на продукты, вот и живи как хочешь. Или откажет в направлении на лечение. Больница ведь тоже компании принадлежала. И не убежишь — кругом в долгу. А если все-таки удерешь, национальная гвардия обязательно найдет и приведет обратно. Еще изобьют, а то и расстреляют в назидание остальным...

— Да, компаньеро,— продолжил Арельяно, присаживаясь на камень у обочины дороги.— Здесь, на шахтах, каждый человек революцию в самое сердце впустил. Как вышибли компанию, все вздохнули. Жизнь увидели. Шахты теперь государственные, мы работаем на себя. Представь, запчастей нет, машины многие встали, ведь гринго не поставляют нам детали. Но — работаем! И жить нам радостно. Школу построили, больница теперь наша, продукты распределяем по справедливости. В «зоне гринго» расположился детский сад, в бассейне ребятишки плавают, а в бывшем клубе разместились библиотека и кинозал.

Мы с Арельяно спускались по истертым ступенькам к управлению шахт, а навстречу нам поднимались усталые рабочие в горняцких касках, у многих за плечами — винтовки. Очередная смена возвращалась из шахты. Лица их были черны от неистребимой пыли, в светлых потеках пота, но они подшучивали друг над другом, смеялись весело и заразительно. И Арельяно тоже улыбался в густые усы...

Новая Гинея

Кого-кого, а Вильберта я никак не ожидал встретить в Пуэрто-Кабесасе. По его редким письмам, приходившим в Манагуа, я знал, что он воюет в Нуэва-Сеговии. И вот душным вечером у входа в городской сквер меня придержал за локоть невысокий армейский сержант. Знакомым жестом поправил очки, улыбнулся знакомой улыбкой...

— Вильберт! Какими судьбами?!

— Перевели. А ты как здесь очутился?

— По делам...

Потом мы долго вспоминали путешествие с «библиобусом», ребят и ту черную ночь на дороге, что вела от Новой Гинеи к поселку Иерусалим...

Новая Гинея — юг департамента Селайя. Там живут индейцы племени рама — пашут землю вокруг крошечных и редких селений, пасут стада на равнинах. Горы на юге Селайи невысокие, с плоскими, будто срезанными гигантским ножом, вершинами. Накиданы они вразброс, как скифские курганы, и потому кажутся лишними на зеленой ровной столешнице степи, где травы скрывают всадника с головой. Скотоводческий рай, Новая Гинея... Я поехал туда в апреле 1984 года со студентами столичного техникума «Маэстро Габриэль».

Мое знакомство с этими ребятами началось давно. Еще в 1983 году студенты нашли на автомобильной свалке на окраине Манагуа старый ржавый микроавтобус «фольксваген». На руках через весь город перетащили они эту рухлядь в мастерскую техникума. Трудно, почти невозможно достать запчасти в Никарагуа, зажатой тисками блокады. Но — достали, отремонтировали, потом покрыли желтой краской и написали по бокам: «Молодежный автобус — библиотека». С тех пор «библиобус» стал бегать по самым отдаленным кооперативам и селениям, по студенческим производственным бригадам, собиравшим урожаи хлопка и кофе. И в один из рейсов студенты взяли меня с собой.

Новая Гинея — пыльный и шумный городишко — оживает с первыми лучами солнца. Когда «библиобус», дребезжа и подскакивая на ухабах, вкатился в извилистые улочки, в Новой Гинее заливисто и самозабвенно горланили петухи. У зонального штаба «Сандинистской молодежи» строились колонны студенческих производственных бригад, уходивших на сбор кофе. Во дворе за маленьким колченогим столиком сидел сержант-пограничник с заспанными глазами и, шевеля губами, записывал в замусоленную тетрадку номера выдаваемых студентам автоматов, количество боеприпасов и гранат.

Пока Вильберт толкался в штабе, выясняя маршрут, Густаво и Марио встали в очередь за оружием. Сержант поднял на них недоуменный взгляд:

— Вы из бригады?

— Нет...— замялись ребята, переглянувшись.

Сержант, вновь уткнувшись в свою тетрадь, молча махнул ладонью сверху вниз, словно отсекая их от всей очереди. Ясно. Говорить с ним бесполезно: приказ есть приказ. Неизвестно, как все сложилось бы, не появись у стола лейтенант Умберто Кореа, начальник госбезопасности района.

— Выдайте им четыре автомата с запасными магазинами, сержант,— сказал он ровным и спокойным голосом.— Это же парни из «библиобуса». Не узнали?

И потом, обращаясь к подоспевшему Вильберту, тихо произнес:

— В зоне сейчас неспокойно. Опять молодчики Предателя зашевелились. Вчера наши нарвались на засаду, семеро погибли. Маршрут у вас сложный, вы ведь по госхозам поедете, правда? Так вот, Вильберт, передвижение разрешаю только днем. В хозяйствах, конечно, наши патрули, да и студенты свои посты выставляют, но на дорогах могут быть неожиданности...

Целый день мы мотались по деревушкам, вытянувшимся вдоль дорог. Всюду вокруг автобуса в считанные минуты собиралась толпа: крестьяне, недавно научившиеся грамоте, студенты, женщины с детьми; малышня таращила любопытные глазенки на невиданное доселе зрелище. Густаво, Марио, Уго, Вильберт раздавали книги, объясняли, рассказывали...

Под вечер в семи километрах от селения с редким для этих мест библейским названием Иерусалим микроавтобус встал. Сухощавый, подвижный, небольшого роста шофер Карлос, заглянув в мотор, сокрушенно махнул рукой: часа два ремонтировать. С высоты своих тридцати шести лет он посматривал на «этих мальчишек» покровительственно и клялся, что едет с ними в последний раз. Тем не менее Карлос не пропустил еще ни одной поездки — а их было более тридцати,— не получая, естественно, за это ни сентаво.

Смеркалось быстро. Закат разливался червонным золотом по бледному небу. Исчезли тени, и круглые плоды диких апельсинов стали похожими на желтые фонари, развешанные в темной листве. Вильберт и Марио, повесив автоматы на грудь, ушли вправо от дороги, Уго и Густаво влево: боевое охранение, на всякий случай. Я подсвечивал переносной лампой Карлосу, который, забравшись под автобус, ковырялся в моторе.

Вдруг слева, совсем близко, раздались автоматные очереди. Сомосовцы! Одна, вторая очередь. Потом автоматы залаяли взахлеб, наполняя воздух гулким стуком и звоном. Перебежал через дорогу Марио. Он даже не взглянул в нашу сторону и скрылся в густом кустарнике, подступавшем к обочине. Затем показался Вильберт.

— Скоро?— спросил он, хватая ртом воздух.

— Стараюсь,— выдохнул Карлос, не прерывая работы.

— Дашь гудок,— и Вильберт снова исчез в кустах.

Стрельба накатывалась, сатанела, ярилась. Наконец Карлос выбрался из-под машины и одним прыжком вскочил в кабину. Подрагивающей рукой повернул ключ зажигания — мотор ожил. В радостном возбуждении Карлос с силой ударил по клаксону — машина взревела неожиданно мощным басом.

— Гони!— шепотом приказал Вильберт, пока ребята на ходу, посылая в темную стену кустарника огненные струи трасс, прыгали в распахнутую дверь «библиобуса».

И Карлос, погасив фары, погнал автобус по едва различимой в ночи ленточке дороги. В Иерусалим.

Там тоже ждали книги...

Возвращение Нара Вильсона

Ташба-При в переводе с языка мискито означает «свободная земля», или «земля свободных людей». В феврале 1982 года революционное правительство было вынуждено переселить индейцев мискито с пограничной реки Коко в специально построенные поселки Ташба-При... Бесконечные набеги банд из Гондураса, убийства, угоны людей за кордон, грабежи — все это поставило индейцев на грань отчаяния. Запуганные контрреволюционерами, которые нередко оказывались родственниками или кумовьями, индейцы все больше отдалялись от революции, замыкались в себе, а то и бежали куда глаза глядят.

Переселив индейцев из зоны боевых действий в глубь департамента, правительство не только построило им дома и школы, церкви и медпункты, но и выделило общинные земли. Через год в Ташба-При вернулись к семьям многие из тех, кто когда-то ушел с «контрас». Сандинистское правительство объявило амнистию индейцам мискито, не замешанным в преступлениях против народа.

Так вернулся к своим сыновьям и Нар Вильсон — индеец, с которым я познакомился в селении Сумубила.

Когда Нар Вильсон женился, то решил уйти из общины. Нет, это вовсе не означало, что жизнь в поселке Тара ему не нравилась. Просто Нар Вильсон уже и в те годы был человеком серьезным и потому рассудил, что ютиться вместе с отцом и братьями под одной крышей не стоит. Хотелось иметь дом — свой дом, собственный.

И Нар ушел вместе с женой километров на десять вниз по течению реки Коко, отделяющей Никарагуа от Гондураса. Там, в пустынных, безлюдных местах, в сельве, на отвоеванном у джунглей клочке земли он и поставил свой дом. Поставил прочно, на годы. Как и положено, врыл глубоко в сырую глинистую землю сваи из крепких стволов сейбы, сделал на них настил из красных досок каобы и только потом возвел четыре стены, покрыв их широкими листьями диких бананов. Было это двадцать пять зим назад. Двадцать пять раз вспухали от ливней воды Коко, подступая к самому порогу, а дом стоял, словно построили его только вчера. Лишь посерели от влаги и солнца сваи да отполировались до блеска ступени.

Все в мире подвластно времени. Изменился и сам Нар Вильсон. Тогда ему шел восемнадцатый, сейчас уже сорок с лишним. Он раздался в плечах, ладони стали широкими и заскорузлыми, поседели виски, время набросило сеть морщин на смуглое лицо. Жизнь текла, как река летом,— плавно, размеренно и неторопливо.

Нар рыбачил, охотился, немного занимался контрабандой. Контрабанда ему не нравилась, но что было делать? После того как по лесам прошлись американские компании, дичи осталось совсем мало. Исчез ламантин из устья Коко, за кабаном и то приходилось бегать.

Рождались дети, росли, взрослели. Старшие, женившись, поставили свои дома неподалеку, за изгибом берега, на зеленом низком мысу. Пошли внуки. Так жили все вокруг, не замечая времени. Годы выделялись лишь богатыми уловами и вспышками численности зверья в сельве. Казалось, в мире ничего не происходит. Вести с запада, с Тихоокеанского побережья, приходили редко, еще реже приезжали оттуда новые люди.

Нар с детства помнил важного толстого сержанта, начальника поста пограничной стражи в Тара, которому отец еженедельно платил мзду за контрабанду. Потом так же аккуратно начал выплачивать ее и Нар. Это была власть военная. Досточтимый Питер Бонд олицетворял собой власть духовную. Священник Бонд, как и сержант, жил в поселке с незапамятных времен. Крестил и наставлял Нара, потом детей Нара, внуков...

Перемены наступили неожиданно. Вдруг исчез сержант. Говорили, он удрал в Гондурас, переплыв Коко на лодке. А Бонд начал рассказывать в проповедях непонятные вещи о каких-то сандинистах, которые хотят лишить всех индейцев демократии. Потом Питер Бонд и вовсе закрыл церковь, сказав, что сандинисты запрещают молиться богу. Тогда все возмутились. Как же так, никто их не видел, этих сандинистов, а они уже не разрешают людям ходить в церковь! Особенно недовольны были старики. И когда сандинисты появились в округе, встретили их неприветливо, молчком. В большинстве своем сандинисты оказались молодыми парнями с запада, «испанцами». Горячие были ребята, собирали митинги, говорили о революции, об империализме. Но их мало кто понимал.

Постепенно буря событий утихла. Вместо прежнего сержанта в Тара появился другой — сандинистский. Он взяток не брал и не позволял заниматься контрабандой, чем вызвал гнев многих. Досточтимый Бонд вновь открыл церковь. Нар уже начинал думать, что жизнь потихоньку вернется в прежнее русло, но его надежды не оправдались. Все чаще в дом Вильсона стал заглядывать Педро, сандинистский начальник из Тара. Начиная разговор издалека, он каждый раз заканчивал одним и тем же — убеждал Нара создать кооператив. Мол, все будет как прежде и Нар сможет растить рис, бананы, рыбачить,— но только не один, а вместе с другими крестьянами. В словах сержанта Нар Вильсон чувствовал смысл и правду: действительно, он, его старшие сыновья да и соседи, работая вместе, смогут зажить лучше и без контрабанды. Но, осторожничая, Нар отмалчивался, делал вид, что не все понимает. Педро говорил по-испански, а этот язык Нар и на самом деле знал очень плохо.

Начиная с мая 1981 года стали навещать Нара и люди с той стороны границы. Были среди них мискито гондурасские и никарагуанские, были и «испанцы». Они переправлялись через реку ночью, оставались в его доме по нескольку дней, пользуясь гостеприимством хозяина. Ведь Нар — мискито, а мискито не может прогнать человека от своего очага, кем бы он ни был. Пришельцы были народ опасный, хоть и говорили на родном Нару языке. Они не расставались с оружием, проклинали сандинистов и уговаривали Нара уйти с ними за кордон. Он отмалчивался, хотя ни правды, ни смысла в их словах не находил.

Однажды в ноябре, когда после долгих дождей сельва пропиталась влагой, как губка в море, у дома Нара высадился большой отряд, человек в сто, которые приплыли из Гондураса на десяти больших лодках. Среди них Нар увидел своего старшего брата Вильяма и зятя, мужа сестры Марлен. Остальные были ему не знакомы. Нара попросили провести отряд по суше к поселку Тара. Нар долго отказывался, но Вильям, поговорив с командиром, пообещал, что потом ему сразу разрешат вернуться домой и оставят в покое.

Атака на поселок была недолгой. Полчаса перестрелки, и отряд ворвался в узкие улочки Тара. Только тогда понял Нар, что совершил, и понял, что возврата к прежней жизни уже не будет. Пограничников перебили, сержанта Педро зарубили мачете. Изнасиловали, а потом расстреляли молодую учительницу, которая недавно приехала в поселок из Манагуа.

Сомосовцы возвращались к лодкам возбужденные, разгоряченные успехом. Вильям шел рядом с Наром, долго молчал, а потом наконец произнес:

Нар только молча помотал головой. Идти куда-то он не собирался. Не хотел покидать свой дом, оставлять свою лодку, расставаться с семьей. Однако пришлось. Перед погрузкой главарь отряда сказал, зло сощурив глаза: «Пойдешь с нами, индеец». Главарь не был мискито, не был и никарагуанцем. Потому и сказал так, будто отдал приказ: «Пойдешь с нами, индеец». Нар опять отрицательно покачал головой, не проронив ни звука. Главарь, ухмыльнувшись, показал на него пальцем, и двое бандитов уткнули дула винтовок в грудь Нара. Индеец в третий раз покачал головой. Главарь принялся кричать и махать руками. Нар стоял молча. Наконец главарь, наоравшись, мотнул головой — трое его людей выволокли из дома жену и детей Нара, поставили их спинами к реке, отошли и приготовились стрелять. «Теперь пойдешь, индеец?»— спросил главарь и вновь ухмыльнулся. Нар все так же молча побрел по песку к лодкам. За ним бандиты подталкивали прикладами женщину и ребятишек.

Пока они пересекали реку, Нар стоял на корме, лицом к никарагуанскому берегу, и, сдерживая подступавшие к горлу рыдания, смотрел, как полыхает его дом. По воде бежали багряные блики.

— Зачем подожгли?— шепотом, не отрывая взгляда от огня, спросил Нар.

— А чтобы тебя назад не тянуло,— ответил из темноты чей-то насмешливый голос.

В Гондурасе Нара поместили в тренировочный лагерь, семья жила неподалеку в поселке. В лагере Нар под руководством гондурасских офицеров и двух янки занимался военным делом: ползал, стрелял, бросал гранаты, изучал автомат. Через три месяца его определили в группу, состоявшую из трехсот человек, и отправили в Никарагуа — убивать. Несколько недель они прятались в джунглях, устраивали засады на дорогах, нападали на поселки, на подразделения сандинистской армии. И все это время Нара не оставляла мысль о побеге. Но как? Ведь там, за Коко, семья.

Бежать ему удалось лишь через год после той роковой для него ноябрьской ночи. Жена к тому времени умерла, Нара стали чаще отпускать к детям. В один из таких дней они и ушли впятером — Нар и четыре сына. Несколько суток блуждали по сельве, путая следы, уходя от гондурасцев и сомосовцев. Однажды пришлось и пострелять. Но спасибо американцам и прочим инструкторам — научили. Нар и раньше был неплохим стрелком, теперь же у него в руках был не охотничий дробовик, а автомат. В перестрелке он свалил двоих, остальные отстали.

Потом Нар с сыновьями переплыл на плоту Коко и пришел в Тара. Но в поселке было пусто. Тара вымер, многие дома стояли обгоревшими, от иных остались лишь черные головешки. Пятерых беглецов встретил армейский патруль. Нара отправили в Пуэрто-Кабесас, оттуда — в Манагуа. Пять лет заключения, определенные судом, не показались Нару чрезмерным сроком. Понимал: он заслужил большего за то, что успел натворить на земле Никарагуа. Отсидел всего несколько месяцев — подоспела амнистия. Что делать на воле, куда идти? Нару посоветовали уехать в Селайю, в Ташба-При. Там же, сказали, живут и его сыновья, с которыми он пришел из Гондураса.

Нар шел по Сумубиле и не верил своим глазам. У индейцев хорошие дома, школа, медпункт на холме. Из раскрытых настежь дверей несется музыка — это включены радиоприемники, детишки играют на поляне перед садиком. А главное — многие в селении с оружием. Но ведь в Гондурасе ему внушали, что сандинисты угнетают индейцев, отбирают у них детей и жен, начальники делят между собой имущество и земли мискито... Значит, врали? Выходит, так. Выходит, индейцы вовсе не нуждаются в защите сомосовцев. Наоборот, сами взяли в руки оружие, чтобы защищаться от этих «защитников», от него, Нара...

Я встретил Нара на окраине Сумубилы, у самой кромки джунглей. Он рыл глубокие ямы в глинистой, влажной земле. Рядом лежали толстые белые стволы сейб.

— Подумал, обоснуюсь отдельно,— сказал он, присаживаясь на бревна и закуривая.— Скоро еще один сын от меня уйдет — жениться надумал. Я останусь с тремя младшими, в школу их отдам, пусть учатся. Прокормлю. В кооператив вступлю. Вот только дом новый поставлю...— И он ласково погладил широкой ладонью чуть сыроватые, живые еще стволы...

Национальные наилучшим образом отражают их образ и стиль жизни, который во многом зависит от рода занятий людей и климатических условий окружающей среды. Так, оседлые народы живут в и полуземлянках, кочевники – в палатках и шалашах. Охотники покрывают свои жилища шкурами, а земледельцы – листьями, стеблями растений и землей. В предыдущих статьях мы рассказали вам о и , и сегодня наш рассказ посвящается американским индейцам и их знаменитым традиционным жилищам вигвамам, типи и хоганам .

Вигвам - жилище североамериканских индейцев

Вигвам представляет собой основной тип индейцев Северной Америки. По сути, вигвам – это обычный шалаш на каркасе, который изготовлен из тонких стволов деревьев и покрыт ветками, корой или циновками. Такое строение обладает куполообразной, но никак не конической, формой. Очень часто вигвам путают с типи: возьмем хотя бы Шарика из известного мультфильма «Простоквашино», который был уверен, что нарисовал на печке вигвам. На самом же деле он нарисовал типи, который имеет форму конуса.

По поверьям американских индейцев вигвам олицетворял собой тело Великого Духа. Округлая форма жилища символизировала собой мир, а человек, выходящий из вигвама на белый свет, должен был оставить позади себя все плохое и нечистое. Посередине вигвама располагалась печь с , который символизировал мировую ось, соединяющую землю с небом и ведущую прямо к солнцу. Считалось, что такой дымоход обеспечивает доступ к небесам и открывает вход духовной силе.

Интересным является и тот факт, что наличие очага в вигваме вовсе не означает, что индейцы готовили там пищу. Вигвам предназначался исключительно для сна и отдыха, а все остальные дела делались снаружи .

Типи - переносной дом кочевых индейцев

Типи, который, как мы уже говорили, часто путают с вигвамом, является переносным кочевых индейцев Великих равнин и некоторых горных племен Дальнего Запада. Типи имеет форму пирамиды или конуса (слегка наклоненного назад или прямого), изготовленного в виде каркаса из шестов и покрытого полотнищем из сшитых шкур оленей или бизонов. В зависимости от размера конструкции на изготовление одного типи уходило от 10 до 40 шкур животных. Позднее, когда Америка наладила торговлю с Европой, типи часто покрывали более легкой парусиной. Небольшой наклон некоторых конусообразных типи давал возможность выдерживать сильные ветра Великих равнин.

Внутри типи по центру обустраивался очаг, а сверху (на «потолке») находилось дымовое отверстие с двумя дымовыми клапанами – лопастями, которые можно было регулировать при помощи шестов. Нижняя часть типи обычно оснащалась дополнительной подкладкой, которая изолировала находящихся внутри людей от потока наружного воздуха и, таким образом, создавала достаточно комфортные условия проживания в холодное время года. Впрочем, в разных индейских племенах типи имели свои конструктивные особенности и несколько отличались друг от друга.

Удивительно, но во времена доколониальной эпохи транспортировку типи осуществляли преимущественно женщины и собаки, причем тратили на это немало усилий из-за достаточно большого веса конструкции. Появление лошадей не только устранило эту проблему, но и дало возможность увеличить размеры основания типи до 5-7 м. Устанавливали типи обычно входом на восток, однако это правило не соблюдалось, если располагались по кругу.

Жизнь в индейских типи протекала по своему особому этикету. Так, женщинам полагалось жить в южной части жилища, а мужчинам – в северной. Перемещаться в типи нужно было по солнцу (по часовой стрелке). Гости, особенно те, которые пришли впервые, должны были находиться в женской части. Верхом неприличия считалось пройти между очагом и кем-то еще, так как это нарушало связь всех присутствующих с огнем. Чтобы пройти на свое место, человек по возможности должен был перемещаться за спинами сидящих людей. Зато особых ритуалов покидания не существовало: если кто-то хотел уйти, то он мог сделать это сразу и без лишних церемоний.

В современной жизни типи чаще всего используют консервативные индейские семьи, свято чтущие традиции предков, индеанисты и исторические реконструкторы. Также сегодня выпускаются туристические палатки, имеющие название «типи», внешний вид которых несколько напоминает традиционные индейские жилища.

Хоган - жилище индейцев навахо

Хоган – это еще один вид американских индейцев, наиболее распространенный у народа навахо. Традиционный хоган имеет коническую форму и круглое основание, однако сегодня можно встретить и квадратные хоганы. Как правило, дверь хогана обустраивается на его восточной стороне, поскольку индейцы уверены, что при входе через такую дверь солнце обязательно принесет удачу в дом.

Навахо считали, что первый хоган для первого мужчины и женщины был построен духом-Койотом при помощи бобров. Бобры дали Койоту бревна и научили его, как . Сегодня такой хоган носит название «мужской хоган» или «хоган с вилочным шестом» , а его внешний вид напоминает пятиугольную пирамиду. Нередко снаружи пятигранная форма дома скрыта за толстыми земляными стенами, защищающими строение от зимней непогоды. В передней части такого хогана находится вестибюль. «Мужские хоганы» используются преимущественно для проведения частных или религиозных церемоний.

В качестве жилья навахо использовали «женские» или круглые хоганы , которые еще называли «семейными домами». Такие жилища обладали несколько большими размерами, чем «мужские хоганы», и не имели вестибюля. Вплоть до начала XX века индейцы навахо строили свои хоганы в соответствии с описанным способом, однако затем они начали возводить дома шестиугольной и восьмиугольной формы. По одной из версий такие изменения были связаны с появлением железной дороги. Когда в руки индейцев попали деревянные шпалы, которые нужно было укладывать горизонтально, они начали строить просторные и высокие с дополнительными помещениями, но при этом сохранили форму «женского» хогана.

Любопытным является и тот факт, что с хоганом у индейцев были связаны многочисленные поверья. Например, нельзя было продолжать жить в хогане, о который терся медведь, или неподалеку от которого ударила молния. А если в хогане кто-то умирал, то тело замуровывали внутри и сжигали вместе с , либо выносили его через северное отверстие, пробитое в стене, а хоган покидали навсегда. Причем древесина покинутых хоганов никогда и ни для каких целей не использовалась повторно.

Помимо хоганов у народа навахо были также распространены подземные , летние домики и индейские парные . В настоящее время некоторые старые хоганы используются как церемониальные сооружения, а некоторые - в качестве жилищ. Однако новые хоганы редко когда строятся с целью дальнейшего проживания в них.

В заключении хотел бы сказать о том, что вигвамы, типи и хоганы – это далеко не все виды национальных домов американских индейцев . Существовали и такие построения как викупа, малока, тольдо и др. , которые имели как общие, так и отличительные черты с описанными выше конструкциями.

Типи часто путают с вигвамом. На самом деле вигвам - это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы:

вигвамы

Жилище вигвам у американских индейцев относится к обрядовым для очищения и возрождения и представляет собой тело Великого Духа. Его округлая форма олицетворяет мир как целое, пар — видимый образ Великого Духа, совершающий очистительную и духовную трансформацию. Выйти на белый свет из этого темного помещения означает оставить позади все нечистое. Дымоход обеспечивает доступ к Небесам и вход для духовной силы.


Типи (на языке сиу — thipi, обозначает любое жилище) — повсеместно принятое название для традиционного переносного жилища кочевых индейцев Великих равнин с очагом, расположенным внутри (в центре). Данный тип жилища использовался также горными племенами Дальнего Запада.
Типи имеет форму прямого или слегка наклонённого назад конуса или пирамиды на каркасе из шестов, с покрышкой, сшитой из обработанных шкур бизонов или оленей. Позднее, с развитием торговли с европейцами, чаще использовалась более лёгкая парусина. Сверху находится дымовое отверстие.

Вход в типи всегда расположен с восточной стороны, что имеет своё поэтическое объяснение. "Это для того, — говорят индейцы племени черноногих, — чтобы, выходя утром из типи, первым делом поблагодарить солнце".

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТИПИ.

Мужчинам полагалось находиться в северной части типи, женщинам — в южной. В типи принято двигаться по часовой стрелке (по солнцу). Гости, особенно впервые пришедшие в жилище, должны были размещаться в женской части.

Неприличным считалось прохождение между центральным очагом и кем-то ещё, поскольку считалось, что так человек нарушает связь присутствующих с очагом. Чтобы пройти на своё место люди, по возможности должны были проходить за спинами сидящих (мужчины направо от входа, женщины соответственно налево).

Заходить за заднюю часть типи, что означало прохождение за алтарём, возбранялось, во многих племенах считалось, что только хозяин типи имеет право заходить за алтарь. Особых ритуалов покидания типи не было, если человек хотел уйти — он мог это сделать сразу без лишних церемоний, однако за неучастие в важных собраниях его потом могло ждать наказание.


способ установки типи племени Кроу

ЧТО ГДЕ В ТИПИ НАХОДИТСЯ

Первые типи изготовляли из бизоньих кож. Они были невелики, так как собаки не могли при перекочевках перевозить большие, тяжелые покрышки палаток. С появлением лошади размеры типи увеличились, ну а со второй половины XIX века индейцы стали использовать для покрышек и брезент.

Устройство типи — совершенно и хорошо продумано. Внутри жилища к шестам привязывалась подкладка — широкая полоса, сшитая из кожи или ткани, которая доходила до земли, что предохраняло от сквозняков по полу и создавало тягу в верхней части палатки. В больших типи устраивали озан — своеобразный потолок из кожи или ткани, сохранявший тепло. Пространство над костром он перекрывал не полностью — оставался путь для выхода дыма через верх. Озан использовали и как антресоли — для хранения вещей.

Вход закрывался снаружи «дверью» — куском кожи, иногда натянутым на овальный каркас из прутьев. Внутри дверной проем завешивался своего рода шторой. Пространство в большом типи иногда перегораживали шкурами, создавая подобие комнат, или даже ставили внутри маленькое типи, например, для молодой семьи, так как супруг; согласно обычаю, не должен разговаривать и даже видеться с родителями жены. Наружная покрышка типи имела вверху два клапана, которые закрывались или разворачивались в зависимости от ветра. Снизу покрышка не плотно прижималась к земле, а прикреплялась колышками так, чтобы оставались щели для тяги. В жаркую погоду колышки вынимали, а покрышку задирали вверх для лучшей циркуляции воздуха.

Каркас палатки составляли 12 и более шестов, в зависимости от размеров типи, плюс два шеста для клапанов. Шесты ставили на опорный треножник. Веревка, связывавшая треножник, соединялась с колышком-якорем, который втыкался в центр пола. Очаг устраивали, чуть отступая от центра — ближе ко входу, который всегда смотрел на восток. Самое почетное место в типи было напротив входа. Между этим местом и очагом устраивали алтарь. Пол устилали шкурами или одеялами, кровати и стулья делали из небольших жердей и прутьев, покрывая их шкурами. Подушки шили из кожи, набивали их мехом или ароматной травой.

Вещи и продукты хранились в коробках из сыромятной кожи и в парфлешах — больших кожаных конвертах.


План устройства большого типи Ассинибойнов:

а) очаг; б) алтарь; в) мужчины; г) гости-мужчины; д) дети; е) старшая жена; ж) бабушка; з) родственницы и гости-женщины; и) жены хозяина; к) дедушка или дядя; л) вещи; м) продукты; н) посуда; о) сушилка для мяса; п) дрова;

Для костра индейцы использовали, кроме дерева, сухой помёт бизонов — он хорошо горел и давал много тепла.

Когда разбивали лагерь, типи обычно расставляли по кругу, оставляя проход с восточной стороны. Собирали и разбирали типи женщины, которые справлялись с этим делом очень быстро и ловко. Лагерь мог быть свернут и готовым к дороге менее чем за час.

При перекочевках индейцы сооружали из шестов типи своеобразные конные волокуши — травуа. Два шеста крепились по бокам лошади или на спине крест-накрест. Внизу шесты соединялись поперечинами из жердей или стягивались полосками кожи, и на этот каркас клали вещи или сажали детей и больных.

Вход в типи - на востоке, а у дальней стенки типи, на западе, находится место хозяина. Южная сторона - это сторона хозяйки и детей. Север - мужская половина. Там же располагаются обычно почетные гости.

Люди малознакомые или пришедшие впервые в типи не проходят дальше хозяйского места и поэтому садятся сразу у входа (входя в типи принято двигаться по солнцу (часовой стрелке), то есть вначале через женскую половину).

Объясняется это разделение тем, что на севере живут силы - помощники мужчин, а на юге - женские силы. Люди близкие хозяину, прийдя в гости, садятся на севере. Самым почетным и уважаемым хозяин может уступить свое место.

Это связано со значением алтаря, то есть нежелательно, чтобы незнакомый человек проходил между вами и алтарем. Когда у вас много гостей, то вновь пришедшие проходят за спинами сидящих, чтобы не нарушить их связи с очагом .

ОЧАГ и АЛТАРЬ

Первое что вы делаете, поставив типи - устраиваете себе очаг. Для этого вы находите, если это возможно, десяток-другой камней и выкладываете их кругом. Если вы хотите сделать себе алтарь, то надо найти один большой плоский камень, который кладется в кругу напротив спального места (места хозяина типи).

Очаг должен быть как можно просторней (насколько позволяет размер типи), потому что тогда будет меньше проблем с сыпящимися углями и нагревающиеся от очага камни будут ближе к спальным местам, теплее будет, значит.

Лучше не бросать в него окурки, мусор и прочий шит, потому что он может обидеться и очень даже реально, как минимум, вонять будет на всю типуху. Да и вообще приятно когда огонь чистый по многим соображениям. Очаг всегда неплохо подкормить, не только дровами, но и кашу он тоже любит.

Вообще, если вы хотите дружить с огнем, то с ним надо делиться и чем-то хорошим тоже. Хорошая жертва огню - щепоть табака, если вы курите, душистой травы, шалфея или можжевельника. Когда проживешь в типи достаточно долго, то начинаешь относиться к огню с уважением, от него ведь много чего хорошего, и тепло и еда...

Ближний ко входу камень при необходимости отодвигается в сторону, чтобы кое-кто, о ком мы обычно пишем зеленым цветом, мог заходить (и еще это полезно, когда вы топите длинными жердями или бревнами). В некоторых индейских типи этот камень был всегда отодвинут.

Очаг - центр жизни в типи.

АЛТАРЬ

У него много значений. Одно из них - это место, куда кладутся ваши дары огню. На него можно положить предметы, которые имеют для вас значение, когда вы ложитесь спать (эта фраза вызвала всеобщий смех). Обычно под алтарем хранится трубка. Это чистое место, постарайтесь, чтобы вокруг тоже было чисто.

Простой алтарь для временной стоянки - это плоский камень, который кладется перед местом хозяина.

Если вы рассчитываете жить в типи долго, а стало быть общаться со всем тем, что живет в типи вместе с вами, то можете сделать себе большой алтарь. Делается он так: перед большим алтарным камнем насыпается горка песка (песок чище земли, он может отражать солнце, поэтому подходит лучше всего). По краям втыкаются две маленькие деревянные рогатины, поперек кладется тонкая палочка. Ее можно украсить лоскутами ткани, тесьмой, индейцы предпочитали красный цвет и вешали на нее перышки птиц, дикобразовые иглы.

Алтарь - это ворота.

Через них проходит дорога, которая соединяет вас с невидимыми силами. Говорят, что вокруг их много.

Горка песка символизирует землю.

Рогатины - два мировых древа, а перекладина над ними - небесный свод.

Алтарь хранит все, что связывает вас с невидимыми силами, поэтому на него вешают талисманы и предметы силы. На нем время от времени возжигают шалфей, полынь, sweetgrass (священные травы индейцев).

На рисунке внизу зарисовано расположение мест и предметов в типи.


Так располагались места в типи у индейцев. Из этого само напрашивается расположение всего остального вашего убранства. Дрова обычно лежат у входа с мужской стороны (раньше феминизма не было, женщины были посильнее и занимались заготовкой топлива, и дрова лежали на женской стороне), а кухня (припасы, котелки и прочая утварь) находится на женской половине.

Вещи, которыми вы пользуетесь редко можно положить за полог. Если у вас в наличии имеется добрая старушка, а вы - настоящий индеец, посадите старушку в дровяной угол (индейцы называли его "старушечий угол"). Там ей будет хорошо. Считается что старые люди страдают бессонницей, а потому в холодную погоду ваша старушка сама будет всю ночь подкидывать дрова в очаг. Будет тепло и вам, и старушке.

Целлофан в типухе неудобен. Для хранения продуктов лучше использовать матерчатые мешки, подвешенные на деревянные крючки и перекладины, привязанные между шестами, на которых стоит ваше типи, чтобы висели повыше над землёй и не отсыревали.

Если вы богатый индеец, крупные мешки удобнее повесить на деревянной треноге (это если вы доверчивый индеец и не боитесь нашествия ирокезов или других голодных племён (см. фото) ). В том случае, если ирокез - это вы, используйте чужие крупные мешки для подвешивания их на свою треногу.

Чтобы вскипятить воду нужно её подвесить над огнём. Для этого можно сделать (или позаимствовать у соседа деревянную треногу с крюком.

Вариант для небольших типи, где тренога неудобна - это привязанный над очагом поперечный шест, как показано на рисунке внизу . Крюк, подвешеный к этому шесту постарайтесь сделать подлинней, чтобы верёвка не перегорала. Верёвку выбирайте из натуральных материалов, иначе она плавно стечёт в ваш суп. В большом типи такие перекладины удобно использовать в качестве сушилок для одеял, одежды, трав, ягод и грибов. Кстати, одеяла с утра тоже хорошо бы просушивать. Независимо от погоды, внутри типи вы будете потеть во время сна, одеяла будут отсыревать, а вы обретёте запах монгольского воина.

Кровати . Живя в типи, иногда приходится прилечь. Чтобы уберечь себя, свои вещи и своих детей от сырости и ревматизма можно соорудить кровати-лежанки из сухих тонких жердей. Жерди застилаются травой. Некоторые используют для этого лапник, но им наверное совсем не жаль деревьев. Лучше используйте сухие прошлогодние травы. Можно взять траву, которая росла на месте типи, все равно она вытопчется. В холодную и дождливую погоду очень приятно положить в ноги завернутый в тряпку и нагретый в очаге камень, а сбоку толстую теплую скво (терапевтический набор "камень + скво"). В маленьком типи кровати делать неудобно - можно отделить спальное место длинной жердью, закреплённой к земле колышками и положенной вдоль спального места ближе к очагу. Тогда вы не будете топтаться по одеялам и спальникам.

Подстилку, которую использовали индейцы на самом деле изготовить сложно, но кое-что можно объяснить. Делали ее из тонких ивовых прутьев, связывая их так, как показано на рисунке ниже. Тонкий конец ее подвешивался на треногу на удобную высоту. При надобности её выносили на улицу и использовали как кресло (любовались закатом солнца). Существует английское название "backrest". Это приспособление очень удобно сворачивается и мало весит.

Что находится вокруг типи

Лучше если вокруг вашего типи находятся: лес, река, синее небо, зелёная трава и добрые соседи, а не консервные банки, бутылки и окурки; и уж тем более не объедки и не выбросы человеческого организма или больных умов. Короче, чисто там, где не сорят.
В лесу недалеко от стоянки и поближе к звериным тропам выбирали место, куда сносили объедки и остатки пищи. Такие места назывались "вейкан". Под вейкан не рыли яму, а напротив, делали его на возвышенности, чтобы звери и птицы не боялись к нему приблизиться.


Хозяйственные строения.

Из длинных шестов (можно использовать клапанные шесты соседского типи) сделайте себе сушилку для одеял. Это просто большая тренога с перекладинами между шестами.

Оградительные сооружения.

Если вы у не хотите лишиться чего-нибудь, сделайте так:
Из двух тонких жердей (годится соседская тренога для котелка) свяжите крестовину и "закройте" ею дверь с наружной стороны. Но не забудьте войти внутрь, иначе вашу сгущёнку съест ваша скво. Такого рода "замок" часто используется и в том случае, когда вы ненадолго уходите из типи. Крестовина у двери означает что не стоит беспокоить жильцов типи. Такой знак широко используется теми, кто живёт в типи (не только индейцами, которые его придумали).

По традиции деревья растущие поблизости от типи, украшаются цветыми пёстрыми лоскутками. Индейцы часто подвешивали на них всякие дары, чтобы задобрить силы, хранящие место. Пока вы живёте рядом с деревьями, вы делите с ними землю. Вам приятно будет вернуться к ним и увидеть их красивыми

КАК ШЬЕТСЯ ТИПИ.

В основу кладется прямоугольник ткани размером, например, 4.5 х 9 метров. Вы можете сшить типи и побольше, главное - это сохранить пропорции.

Ткань для типи

Ткань желательно выбирать нерыхлую, непромокаемую, легкую и огнеупорную. Это могут быть все виды брезента, двухнитки, проклееной бязи, или палаточной ткани. Наилучший вариант - это конечно традиционная парусина. Можно использовать палаточную ткань

Есть подозрение, что если все это не будет гореть, то было бы неплохо. Лучше если ткань не тянется и не реагирует на тепло и влагу.

Ниткой лучше шить суровой, с элементами синтетики.

Если ткань узкая, то прямоугольник сшивается из полос. Швы при этом желательно делать внахлест на одну сторону так, чтобы во время дождя по ним могла стекать вода. Для тонких тканей хорошо использовать парусный шов. Швы можно провощить (промазать растопленным воском).

Когда прямоугольник уже сшит, можно начинать кроить. Удобнее всего сначала начертить контур мелом на веревочке длиной в 4.5 метра. Конец веревки закрепляется в центре большей стороны прямоугольника и мелком, как циркулем, вычерчивается полукруг (рисунок А) . Если у вас маловато ткани, то можно сразу сшивать полосы не прямоугольником, а полукругом со ступеньками (рисунок Б) .


************

Соотношение размеров клапана, застежки и входа:

Это соотношение разное у различных племен, но в среднем оно составляет 1:1:1 , если типи не слишком большой (4-4.5 метра)

Есть различные варианты. На выкройка типи Сиу (Sioux), а на - типи Черноногих (Blackfoot)

Клапана

Чтобы регулировать тягу (прикрывать дымоход с подветренной стороны) у типи есть клапана.

В лесу и степи клапана типи крепятся по-разному - в лесу, где нет ветра, нижние края клапанов могут свободно висеть или крепиться веревкой к покрышке, как показано на а в степи для того, чтобы ветер не рвал клапана, их нижние концы обычно привязываются веревкой на отдельно стоящий шест

От формы клапанов зависит форма типи в целом.

У Сиу клапана цельнокройные (кроятся целиком, вместе с покрышкой) у Черноногих пришиваются к типи отдельно (пришивные клапана). У типи с цельнокройными клапанами задняя стенка короче и поэтому оно слегка наклонено назад и вытянуто вверх. Типи с пришивными клапанами выглядит как ровный конус и в нем больше места.

Вот примеры возможных раскроек клапанов и карманов для клапанов:

Цельнокройные клапана обычно делались длиннее сантиметров на 20 и уже. Для того чтобы расширить цельнокройный клапан необходимо вшить в него клин, разрезав клапан сверху примерно до половины (рисунок 5)

Немного о соотношениях размеров клапанов. Нужно стараться избегать делать слишком длинные клапана - когда типи будет стоять, то в дырку между ними будет капать дождь и выдувать тепло. На низ клапана нужно нашить свободно болтающийся кусочек ткани и укрепить квадратиком сочленение нижнего конца клапана с полотном (рис.6) . Опять же ширина верхней части клапана должна соотноситься с размером самого типи. Для типи 4.5 х 9 подходит ширина в локоть с небольшим. Нижняя часть клапана (подшитый кусок) шириной в две ладони многих устраивает. Расстояние между клапанами (включая язычок) примерно 70 сантиметров.

Седловина между клапанами должна охватить всю обвязку шестов, но не увеличивать своим размером ширину клапана. В середину ее вшивается язычок для привязывания покрышки. Седловина может быть различной формы, но именно в этом месте возникает самое сильное напряжение, язычок пришивается как можно прочнее, так чтобы он мог выдержать вес всей покрышки. К нему крепится веревка которой типи привязывается к шесту (варианты крепления на рисунке 7 ). Не менее прочно пришиваются и карманы на верхних углах клапанов, на их внешней стороне. В них вы вставите шесты для регулировки. К нижним углам клапанов прикрепите длинные веревки для оттяжки клапанов. Вместо карманов можно проделать большие дырки (как это делали Черноногие и Кроу). Тогда к шесту, отступив некоторое расстояние от его конца, привязывается поперечина и так он вставляется в дырку. Индейцы на свободный конец шеста вешали скальпы, а мы по зрелом размышлении решили, что мы индейцы законопослушные, и делать так не будем.

Вход

Высота входа должна находиться примерно на уровне плеча, начиная от края покрышки. А вырезать его нужно отступив сантиметров 20 , которые приходятся на порог. Глубина выреза - где-то 2 ладони. Обе половинки оторачиваются полосой крепкой ткани под которою просунута веревка (см. рисунок 8 ). При установке типи концы веревки связываются, чтобы не слишком растягивался вход. Если же покрышка из грубой ткани, типа парусины, вполне хватит одной оторочки, без веревки.

Дверь можно сделать простой, а можно более замороченной.

Пример замороченной двери - рисунок 10. Ее можно сделать либо из большой шкуры, либо из куска ткани, вырезанного приблизительно по форме шкуры. Это трапецеобразная дверь с длинным язычком на верхней части, который прикалывается к покрышке одной из деревянных палочек-"застежек". Язычок лучше сделать как можно длинней, чтобы подвесить дверь повыше - так она будет удобнее откидываться. Другой пример замороченной двери - дверь с ивовым каркасом овальной формы, которую вы видите в правой части рисунка 10.

На некоторых типи вообще не делали дверей и края покрышки просто запахивались один за другой.

Застежки.

Обычно дырки для застежек делаются по две на каждой стороне покрышки, так чтобы дырки совпадали, а то ткань будет морщиться. Иногда делают также по две дырки с одной стороны и по одной с другой. Так легче стянуть покрышку, но натяжение при этом слабеет. Край ткани с двумя дырками при этом накладывается сверху (ежу понятно).

Полог.

Полог - вещь в типухе очень важная. Он-то в основном и держит тепло, покрышка служит только для защиты от дождя и ветра. Лучше делать его из плотной ткани (если вам не лень таскать такую тяжесть). Иногда полог весит столько же, сколько вся покрышка. Место между пологом и покрышкой используется для хранения вещей.

Полог прямой . (Рисунок 12) Высота его около 150 см. Для справки - на типи диаметром 4.5 метра на полог требуется примерно 12 метров ткани. Сделать его легко, но он съедает много пространства внутри типи. По верхнему краю через равное расстояние (примерно через метр) привязываются шнурки-завязки для подвешивания на натянутую по периметру между шестами веревку.

Полог трапецевидный. (Рисунок 13) Сшивается из широких трапеций. Поэтому в отличие от прямого полога его можно натянуть строго вдоль шестов. Обычно его делают из трех секторов (как видно на рисунке 14 ) и с таким расчетом, чтобы средний сектор накладывался внахлест на два крайних. Для справки - на 5-ти метровый типи требуется около 20 метров, а на 4,5 метровый - примерно 18. .

В любом из этих случаев длины полога должно хватать на то, чтобы вы могли запахнуть его у входа, и чем с большим запасом, тем лучше. Старайтесь найти для полога светлую ткань, чтобы в типи не было темно.

Дополнительные детали

Азан - что-то вроде козырька, который подвешивается над спальным местом чтобы под ним скапливался теплый воздух. Обычно это кусок ткани в форме полукруга, который своей закругленной частью привязывается к шнуру, на котором висит полог. Ткань азана привязывается с запасом, чтобы можно было заткнуть ее за полог и закрыть щель - теплее будет! Радиус азана должен быть равен радиусу стоящего типи.

Треугольник от дождя. Маленькая, но очень полезная деталь. Во время сильного дождя тяга ухудшается, поэтому клапана нужно открыть пошире, но тогда внутрь будет заливать дождь. Чтобы голова, однако, совсем сухой был (извините, бум-шанкар попутал), вырежьте из плотной непромокаемой ткани равнобедренный треугольник, такой величины, чтобы он мог прикрыть очаг. Треугольник привязывается наверху, под дымоходом, на три шеста.

Постановка типи.

Типи ставится на шестах. Нужно от 9 до 20 шестов, в зависимости от размера типи. Самое распространенное число шестов для типи диаметром 4.5-5 метров - двенадцать.


Выбирая место для типи, смотрите, чтобы поблизости было поменьше деревьев (после дождя с них долго капает на покрышку вода), чтобы место было ровным, чтобы типи не стояло в ложбине. Траву можно не вырывать, потому что она все равно быстро вытопчется.

Итак, вы нашли все шесты и притащили их на место стоянки. Не забудьте очистить их от коры (чтобы на башка не сыпалось) и сучков (чтобы покрышка не рвал, однако).

Сначала надо связать треногу - вот как это делали индейцы

Для этого расстелите на ровном месте покрышку, положите на нее три шеста. Шесты крадутся (это опечатка, но если вам лень идти в лес, то это не опечатка)... Итак, шесты кладутся толстыми концами вровень с краем покрышки, а тонкие концы связываются вместе на уровне язычка (язычок - см. отдел Клапана , рисунок 7 ). Учитывайте, что если типи сиукского покроя (то есть задняя стенка короче) то два шеста связываются по высоте задней стенки и один по высоте передней (рисунок 17) . Сделайте на шестах засечки, чтобы не съезжал узел. Кстати, если собираетесь обвязывать весь каркас, свободный конец веревки должен быть очень длинным. Теперь торжественно водрузите связаную треногу (тонкими концами вверх)!

Дальше через равные промежутки друг за другом ставится три шеста, начиная от восточного (дверного) шеста, двигаясь против солнца (против часовой стрелки). Потом следующие три шеста по другую сторону от него, двигаясь по солнцу. И следующие два также по солнцу в оставшийся промежуток, они ставятся рядом, оставляя место для последнего шеста с покрышкой (он будет стоять за ними).

Все это время параллельно шесты обвязываются для прочности. Делается это так: берется хвост веревки, которой связана тренога, и один из ваших помощников, бегая по кругу, прихватывает установленные шесты веревкой. При этом полный виток делается на каждые три шеста (и на два последних). Удобнее это делать чуть-чуть подергивая веревкой, когда она охватывает розетку шестов, тогда она скользит при каждом рывке к узлу и плотнее к нему прилегает.

Затем к последнему шесту привязывается покрышка крепко- накрепко и притом так, чтобы нижний конец шеста выступал за край покрышки примерно на ладонь. Все это хозяйство поднимается и шест ставится на свое место. Если у вас тяжелая покрышка, то лучше делать это не одному. Для этого лучше перед поднятием шеста собрать к нему покрышку гармошкой и потом, когда шест поднят, два человека берутся за края покрышки и начинают расходиться, оборачивая ею каркас так, чтобы вход находился между восточным треножным и шестом номер 4 на рисунке 18. Покрышка скрепляется застежками сверху вниз. После этого можно раздвинуть шесты, чтобы ткань натянулась и плотно облегла каркас.

Далее по периметру типи привязываются веревочки, в середине между каждой парой шестов (см. на рисунке 19 ). Берется маленький камешек, шишка или еще что-нибудь круглое, оборачивается тканью покрышки, отступив от ее края на ширину ладони и обвязывается плотно веревкой так, как показано на рис. 19 . Дополнительно привязываются две завязки по обеим сторонам от входа, около шестов. Теперь покрышка прихватывается к земле колышками.
Вставьте два коротких и легких шеста в карманы клапанов, для управления ими. Вбейте в трех шагах напротив входа шест для оттяжки клапанов и привяжите к нему веревки от клапанов.

Полог.
Для начала берется очень длинная веревка. Она вяжется к шестам внутри типи (я это написал на всякий случай, мало ли...) на высоте чуть ниже высоты полога.

Начинать лучше от шеста с покрышкой. Под каждый виток веревки подсовывается пара палочек, это маленькие, но очень священные палочки и если вы не придадите им никакого значения, то во время дождя, по шестам будут стекать гулкие потоки воды, низвергаясь с жутким рокотом прямо вам на кровать. Способ завязки см. на рисунке 20 .

Потом вешается полог, начиная от входа и закрывая его первым своим сектором, так чтобы края задергивались, как занавески. Низ полога придавливается изнутри тяжелыми предметами (камни, рюкзаки, томагавки, гости и т.п.)

Очаг

Не ройте яму под очаг, а то у вас будет бассейн. Обложите его большими или маленькими камнями. Лучше всего расположить очаг немного сдвинутым от центра типи ко входу. Теперь разожгите огонь, если будет дымить, то вернитесь к странице 1 и посмотрите как правильно шить типи.
Рэджинальд и Глэдис Лаубин

Раскраска типи

И вот типи стоит, вы в нем живете и вам, по всей видимости, в нем хорошо. И однажды, выйдя на улицу и поглядев по сторонам, вас охватывает смутное томление - хочется что-то сделать.

С окружающей средой, наверное, ничего сделать не удастся, а вот покрышка типи может стать совсем другой. Это штука достаточно непростая - учтите, что большинство рисунков рано или поздно приедается, если они сделаны непродуманно и без всякого особого смысла.

Нам кажется, что тема рисунка на покрышке должна что-то значить именно для вас самого в первую очередь, ничего страшного если другим они будут непонятны. А в-общем-то конечно это личное дело каждого и его художественного и всякого прочего вкуса. Поэтому мы не будем вас особо грузить своими размышлениями на эту тему (разве что чуть-чуть), а попытаемся привести как можно больше рисунков - образцов того, как это делали другие.

И все-таки существует традиционная символика, многие детали росписи означали собой что-то еще, и если вам интересно об этом узнать, то мы кое-что можем рассказать. В противном случае все это можно запросто пропустить.

По нижнему краю покрышки обитатель типи рисовал нечто символизирующее землю, скажем полосу гор, прерию, камни, в-общем то, что он видит вокруг себя. Обычно это рисовалось красным цветом, цветом земли.

Верх, соответственно, означал небо, часто черного, бездонного цвета. Сидя в таком типи, чувствуешь себя в центре раскрашенной вселенной, и в большинстве случаев этого было достаточно, и роспись типи прекращалась (такой рисунок вряд ли может надоесть, правда?). Впрочем, на покрышку типи иногда наносили еще какой-нибудь рисунок, который был изображением чего-то необычного, случившегося в жизни человека или явившегося ему во сне (что с точки зрения индейца одно и то же).

Индейцы вообще уделяли снам очень важное значение, иногда сон, приснившийся человеку, мог изменить течение его жизни, и поэтому для него естественным было изобразить такое важное событие на своем доме. Так что если бы кто-нибудь намалевал на своем типи абы что, просто так, то его как-то бы не поняли.

В неискаженном различными пластмассовыми наворотами сознании существует очень крепкая связь между предметом и его изображением (так же было и с языческими идолами и, позже, иконами у русских), поэтому изобразив что-то на типи, вы это что-то привлекаете. Не зря частым сюжетом рисунков на типи были символические изображения явившихся во сне хранителей и помощников, обычно в образе животных, с которыми раньше у человека существовала тесная связь.

Раскрашенная покрышка типи Чейеннов

Лучше начинать расписывать типи еще до его постановки, так будет удобнее добраться до его верхней части. Низ можно раскрасить когда типи уже стоит. Естественнее смотрятся природные краски, от которых глаза не устают (если вы конечно не любитель техно-музыки, тогда ваши глаза и не такой ужас видали...).

Индейцы расписывали типи теми красками, которые можно добыть в природе, поэтому существует всего несколько традиционных цветов. Но цвета для них, как и все остальное, были полны смысла, поэтому даже когда они получили возможность покупать синтетические краски (масляные или акриловые), они все равно выбирали понятную для них гамму.

Это: красный, желтый, белый, синий или голубой и черный.

Красную и желтую краски можно сделать из охры, если ее растолочь и смешать с жиром, растительным маслом или просто с водой. Если вам повезет, окаменевшую охру можно отыскать около рек, взять древесную охру из-под осиновой или сосновой коры (что сделать очень трудно), иногда земляную охру выбрасывают вместе с землей кроты, как к счастью для нас произошло здесь в Токсово.

Голубую и белую краски можно сделать из цветной глины тем же способом, что и и красную, черную - из толченого угля, а вместо синей краски использовать ягоды черники. Все эти краски, даже разведенные на воде, отлично въедаются в ткань, правда вот голубой цвет легко выгорает на солнце.

Красный - цвет Земли и Огня. Это самый священный цвет, почитаемый не только у индейцев, но и у многих других народов, которые связывали свою жизнь с землей.

Желтый - это цвет Камня, а также Молнии, которая по многим повериям имеет связь с камнями, землей и огнем.

Белый и голубой - цвета Воды или пустого пространства - Воздуха, прозрачного как вода.

Черныйи синий цвета - это Небо, бездонность.

Иногда для того чтобы показать связь между небом и водой, небо изображалось белым или голубым цветом (ведь вода падает с неба). По тем же причинам воду иногда изображали черным или синим цветом.

Иногда синий цвет заменяли зеленым (когда появились масляные краски, зеленую краску в природе найти трудно) из-за того, что у древних народов не было разницы между синим и зеленым цветами. То же самое с темно-синим и черным.

Что касается самих рисунков то важнее всего понять одно: лучше всего видеть красивое в простом. Нам кажется, что это касается не только рисунков, но и всего остального, что мы делаем и о чем думаем в нашей жизни (во, телега!). Не старайтесь слишком заполнять пространство мелкими деталями, пустота только подчеркнет значение вашего рисунка. Мы можем посоветовать не попасться на распространенную ошибку; когда вы расстилаете типи на земле и делаете рисунок, он вам кажется гораздо крупнее, чем он есть на самом деле, не бойтесь закрашивать большое пространство одним цветом - когда типи встанет, перспектива изменится и все будет выглядеть по-другому.

Очень долго и наверное не нужно описывать все детали и загогулины, которыми пользовались индейцы, но мы можем описать несколько распространенных простых символов. Чаще всего встречаются различные треугольники - они означают горы и, соответственно, землю. Маленькие круги в сочетании с ними - это камни. Широко распространенным символом, который вводил в непонятку христианских миссионеров, был крест, означающий четыре священных направления, четыре стороны света или небесные светила. Конечно, все это вещи обобщенные, символов и различных их толкований было гораздо больше, поэтому не удивляйтесь, если в других источниках (мы - это источник? У, круто!) вы встретите другую информацию.

Если вы используете в раскраске своего типи какие-то традиционные индейские элементы, то вы тоже поможете этой культуре выжить естественным для нее путем.


Мы решили рассказать об индейцах, их жилищах, обычаях, культуре. Читайте познавательные статьи на страницах Vamvigvam. Ведь если мы с Вами так любим вигвамы, то и знать о них нам полагается всё!

Словом "Типи", как правило, называют переносное обиталище кочевых племен коренных индейцев, живших на территории Великих равнин. Впрочем, на языке индейской народности Сиу слово "типи" означает совершенно любое жилище, а этот вид палаток называется wi. Такой тип палатки, как типи, использовался и многими другими племенами, живущими на Дальнем Западе, а также оседлыми племенами с Юго-Запада страны. В некоторых случаях типи сооружались и в частях страны с большим количеством лесов. В современном мире типи часто ошибочно называют вигвамом.

Типи - это конус, высота которого может составлять от 4 до 8 метров. Диаметр жилища в основании - от 3 до 6 метров. Традиционно каркас типи собирается из длинных деревянных шесток. В качестве основного материала используется древесина хвойных деревьев, таких как сосна и можжевельник, в зависимости от времени жительства того племени, в котором строится типи. Покрытие типи, которое называют покрышкой, ранее шилось из сыромятной кожи животных, чаще всего из кожи бизонов. Для того, чтобы изготовить один типи, нужно было от 10 до 40 шкур животных, в зависимости от размера жилища.

Чуть позже, когда начала развиваться торговля с другими континентами, индейцы стали использовать для создания типи более лёгкий материал - парусина. Но у обоих материалов есть свои минусы - ткань огнеопасна, а кожу очень нравится грызть собакам. Поэтому индейцы решили изменить конструкцию и комбинировать покрытие: верхняя часть делается и кожи животных, а нижняя часть - из ткани. Скрепляются материалы при помощи деревянных палочек, а низ привязывают к специальным колышкам, которые были вбиты в землю, оставляя небольшую щель для циркуляции воздуха внутри конструкции.

В верхней части конструкции расположено дымовое отверстие, которое имеет две лопасти, исполняющие роль дымовых заглушек. Благодаря этим лопастям регулируется тяга дыма внутри типи. Для управления этими лопастями используются либо специальные ремни, либо шесты, которые давали возможность растягивать клапаны за нижние углы. У канадских индейцев из племени Чиппева, например, эти клапаны не были пришиты к самому покрытия, поэтому их можно было вращать как угодно.

Также, благодаря своей конструкции, типи может быть соединен с самой обычной палаткой и с другими типи. За счет этого получается дополнительное пространство. От места соединения основных шестов внутри типи к земле опускают специальный ремень. Он привязан к колышкам в середине типи и работает как якорь, который не даст типи сложиться из-за сильного ветра или другой непогоды. Также в нижней части типи также часто нашивают дополнительную подкладку, которая создает больший комфорт. Во время дождя также может быть натянут специальный круглый потолок. Впрочем, индейцы из Миссури во время дождя надевали на верхние концы шестов в качестве зонта кожаные лодки.

У каждого племени своя особенная конструкция типи, и между собой они отличаются как количеством главных опорных шестов, порядком их соединения, формой самого типи, способом раскроя ткани и шкуры, а также формой дымовых клапанов и способом их соединения с шестами.

Типи представляет собой неотъемлемую часть жизни индейцев. Основным преимуществом данной конструкции является её мобильность, так как типи можно транспортировать в разобранном виде. До появления на землях индейцев колонизаторов транспортировка типи проводилась вручную, однако после появления лошадей стало возможно перевозить типи с их помощью. В то же время стало возможным существенно увеличить размеры конструкции, и иногда диаметр основания достигал 7 метров.

Традиционно индейцы ставят типи входом на восток, однако этим правилом можно пренебречь в том случае, когда палатки стоят по кругу. Благодаря небольшому наклону, который предусмотрел конструкцией некоторых видов типи, палатки могут выдерживать достаточно сильный ветер. Также типи достаточно быстро разбирается и собирается. Именно благодаря этим факторам данная конструкция стала очень популярной среди индейцев.

В настоящее время типи используют в основном консерваторы от индейцев, а также реконструкторы и индианисты. Во многих местах в США можно купить туристическую палатку с таким названием, которая по конструкции похожа на типи.

Типи играет огромную роль и в культуре индейцев. Например, расположение типи входом на восток обусловлено тем, что индейцы должны с утра в первую очередь поблагодарить солнце за наступивший день. В конструкции типи используется круг - священный символ индейцев, что также играет достаточно большую роль, так как круг в индейской культуре может обозначать всё что угодно, начиная от восходящего солнца до сезонных миграций бизонов.

Все части конструкции типи символизируют собой что-то: например, пол символизирует землю, которая может играть роль алтаря. Стены - это небо, а шесты, исполняющие роль каркаса - это тропинки, которые ведут от земли в мир духов.


Несмотря на столь небольшие размеры типи, семьи жили в них достаточно комфортно, так как соблюдали свой уникальный этикет. Согласно этому этикету, мужчины располагались в северной части палатки, а женщины, соответственно, в южной. Ходить внутри конструкции можно только по часовой стрелке. Гости, которые впервые заходят в палатку, могли находиться лишь в женской части типи.

Ходить между центральным очагом и человеком, который стоит перед ним, также считалось зазорным, потому что индейцы считали, что это может помешать связи людей с очагом. Для того, чтобы сесть на своё место, человеку нужно было пройти за спинами сидящих. Часть племен считала, что за алтарь можно было заходить только мужчине-хозяину типи.


Большая часть жилищ в лагерях индейцев, как правило, не раскрашивалась. Те единицы, которые были как-то украшены, оформлялись согласно традициям племени и часто картины на них представляли собой традиционно стилизованные изображения природных явлений и представителей фауны.

Наиболее часто встречался следующий мотив рисунка: по нижней кромке палатки пускался узор, олицетворявший землю, а по верхнему, соответственно, небесный узор. В некоторых случаях рисунки на типи носили и исторический характер: например, это могла быть история, которая приключилась на охоте с владельцем жилища. Достаточно большое внимание индейцы уделяли и своим снам, образы из которых иногда тоже изображались на покрышке типи.


Выбор цветов был небогат, поэтому некоторые из них имели двойное значение. Например, красный цвет мог означать как огонь, так и землю, а желтый мог быть как молнией, так и камнем. Белым цветов обозначали воду и воздух. Небо рисовали синим или черным цветами.

В украшении типи использовали не только рисунки, но и всевозможные медальоны и амулеты, которые делались вручную в соответствии традициям племени. В ход также шли всевозможные трофеи, добытые на охоте, а чуть позже женщины стали украшать типи и при помощи изделий из бисера.

В следующей статье мы расскажем об индейских вигвамах. А выбрать типи ручной работы для своего ребенка Вы можете .