Внутренняя культура та. О культуре поведения

Личность западного человека

Западный человек совершенно другого склада ума и образа жизни. Западный человек более деятельный, активный, предприимчивый. Его деятельность больше направлена вовне, на внешний мир, который он стремится переделать и преобразовать в соответствии со своими интересами. Он более рационален, прагматичен, во главу угла ставит пользу и даже выгоду (утилитаризм). Западный человек более свободолюбив, независим и автономен. Личность западного человека самоценна (в соответствии с духом гуманизма), а потому она характеризуется более яркой индивидуальностью, выразительностью и потребностью в самореализации, самоутверждении и признании своих заслуг. Ведущим принципом является индивидуализм – «каждый сам за себя». Западный человек хорошо знает свои права и требует их соблюдения и беспрекословного выполнения. Обязанности у него уходят на задний план, и он ими может пренебрегать. Он не в такой степени человек долга, как восточный человек. Западный человек не столь привержен следованию традиций и норм, как восточный человек.

Западная цивилизация считается левополушарной. В деятельности и мышлении западного человека преобладает рационализм и логика. Он больше доверяет доказательству и фактам, чем интуиции. Западный человек менее религиозен по сравнению с восточным.

Западный человек отдалил себя от природы и не находится в гармонии с ней. Природу он считает ареной своей активной деятельности и стремится господствовать над ней и подчинить себе, своим корыстным интересам, не думая об отдаленных последствиях. Личная и сиюминутная польза для него – превыше всего. Он считает себя властелином природы и стремится брать от нее все, что возможно, т.е. характерно потребительское отношение к природе.

Независимость и свободолюбие западного человека порой принимают крайние формы, перерастая в нигилизм, анархизм и пр., т.е. в отрицание всяких общепринятых норм, обязанностей, долга и подчинению порядку, которые, по его мнению, подавляют его свободу, независимость и препятствуют самореализации. Смирение и покорность чужды для западного человека; гордыня и амбициозность как их антиподы – вот слабость, ловушка и «ахиллесова пята» западного человека.

Задание : Дать характеристику личности христианина, мусульманина, буддиста.

7. Понятие «культурный человек».

Понятие «культурный человек» многозначно, оно употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле культурным называют человека духовно богатого, разносторонне образованного, интеллектуально развитого, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. интеллигентного, обладающего прежде всего внутренней культурой.



Охарактеризуем черты культурного человека .

  1. Духовное богатство – наличие у человека широкого круга духовных потребностей и интересов и богатого внутреннего мира. Культурный человек отдает приоритет духовным, а не материальным ценностям.
  2. Разносторонняя образованность – человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях.
  3. Интеллектуальное развитие – степень и глубина развития ума, интеллекта.
  4. Нравственная воспитанность – обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов.
  5. Эстетическое воспитание – формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

В узком смысле культурным называют просто вежливого, воспитанного человека, т.е. обладающего внешней культурой, или культурой поведения. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, форма и стиль одежды, умение вести себя и пр. Наиболее важными чертами внешней культуры человека являются:

  • вежливость,
  • воспитанность,
  • тактичность.

Охарактеризуем их. Культурный человек прежде всего вежлив. Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам. Главное в вежливости – внимание и уважение к людям, уважение человеческого достоинства. В общении с людьми надо придерживаться золотого правила нравственности , сформулированного И.Христом: Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

О значении вежливости. Обсудить слова писателя Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево, и не ценится людьми так дорого, как вежливость».

Воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой человека. Воспитанный человек автоматически, не задумываясь, делает то, о чем вежливый человек знает, но не всегда делает, например, здороваться при встрече, пропускать вперед старшего, уступать ему место, снимать головной убор в помещении и др. Воспитанность – более высокая ступень культуры человека по сравнению с вежливостью.

Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая человеку наиболее верную, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила поведения тактичного человека обычно начинаются с частицы «не»: «не лезь в душу», «не затрагивай больной вопрос для человека», «не усугубляй» и пр. («не сыпь мне соль на рану»). Обсудить слова А.П.Чехова: «Хорошее воспитание состоит не в том, что ты не прольешь соуса на стол, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-либо из окружающих».

Внутренняя и внешняя культура не всегда совпадают между собой и дополняют друг друга. Человек может обладать внешней культурой, безупречно овладеть правилами этикета и в то же время по своей внутренней сути быть непорядочным, безнравственным. Т.е. за внешней показной вежливостью он может маскировать свою отрицательную внутреннюю сущность (свое «гнилое нутро»). Идеалом является сочетание внутренней и внешней культуры, сочетание хороших манер и умения вести себя с внутренней красотой, нравственным совершенством человека. Формирование такого человека и есть цель воспитания. Другими словами, идеал и цель воспитания – всестороннее, гармоничное развитие личности , в единстве внутренних и внешних качеств, духовных и физических. Единство духовного и физического развития – это идеал, сформулированный еще в Древней Греции. Духовное развитие (воспитание) включает в себя: нравственное, эстетическое, политическое, правовое воспитание и т.п. И соответственно, это направлено на формирование и совершенствование нравственной, интеллектуальной, психологической, политической и т.д. культуры.

Процесс формирования и развития культуры человека – целенаправленный, длительный, постепенный и трудный процесс. Здесь многое зависит от целеустремленности, усилий, настойчивости, упорства и терпения человека. Привести поговорки: «Что посеет человек, то и пожнет». «Посеешь хороший поступок, пожнешь хорошую привычку, посеешь хорошую привычку, пожнешь хороший характер, а посеешь хороший характер, пожнешь хороший нрав и обычай». Человек создает самого себя сам. Но и ответственность за то, Чем он стал и каким стал , тоже несет он.

1) Составь план текста.
1) Внутренняя культура
2) Как стать культурным человеком?
3) Кто такой культурный человек?
4) Каким должен быть культурный человек?
5) Что если удастся прикоснуться к культуре?
2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.
3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.
Внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.
Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком.
Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...
4) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Подчеркни в тексте фразу, помогающую ответить на этот вопрос.
Да это возможно. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. В развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому удается добиться серьезных результатов.
5) В тексте говорится: «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.
Ломоносов не только занимался науками, но и писал годы и увлекался изобразительным искусством. Бородин был не только великим композитором, но и химиком. Пушкин знал французский, изучал произведения Байрона в оригинале.
6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.
Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.
Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализацией – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Культура человека складывается из двух частей: внутренней и внешней.
Внутренняя культура - это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка).

Внешняя культура - это культура поведения, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой. Внешняя культура рождается на стыке внутренней культуры человека с окружающей средой.

Внешняя культура в отдельных случаях может быть не связана с внутренней культурой или даже противоречить ей. Культурный и дельный человек может быть элементарно невоспитан. И, напротив, внешне воспитанный человек может быть пустой, безнравственный, без глубокой внутренней культуры.

Внешняя культура относительно независима от внутренней. Вольтер говорил: «Этикет - это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета и соблюдать их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом.

Внешнюю культуру называют по-разному: культурой поведения, этикетом, хорошими манерами, правилами хорошего тона, благовоспитанностью, культурностью... Это говорит о том, что в зависимости от конкретной задачи люди акцентируют внимание на какой-то одной стороне внешней культуры: чаще всего либо на знании правил поведения и их соблюдении либо на степени вкуса, такта, мастерства в овладении внешней культурой.

Внешняя культура состоит из двух «частей»: того, что идет от общественного мнения (разных общепринятых правил, этикета) и того, что идет от совести человека (деликатность, такт, вкус, манеры).
Существуют правила поведения разного уровня :

  1. уровень общечеловеческих правил, принятых в современном обществе;
  2. уровень национальных правил или правил, принятых в данной стране;
  3. уровень правил, принятых в данной местности (в селе, городе, Москве);
  4. уровень правил, принятых в том или ином общественном слое (в среде рабочих, в среде интеллигенции, в высшем обществе и т. п.).
  5. уровень правил, принятых в том или ином профессиональном сообществе или общественной организации (медицинских работников, юристов, милиционеров, военных, государственных служащих, членов той или иной партии...)
  6. уровень правил, принятых в том или ином учреждении (образовательном, медицинском, государственном, коммерческом...)

Если говорить о том, что идет от совести человека, то здесь тоже можно наблюдать большое разнообразие типов поведения: и деликатность и хамство, и хорошие и дурные манеры, и хороший и плохой вкус.

Человек может не знать тех или иных правил поведения, принятых в данном сообществе. Но если он обладает развитым интеллектом и развитой совестью, то может в какой-то мере компенсировать это незнание чутьем, интуицией, основанными на прирожденных или приобретенных деликатности, такте, вкусе.

Между правилами и внутренними регуляторами поведения имеют место очень сложные отношения. Они противоположны как внутреннее и внешнее, типичное и индивидуальное и в то же время «работают» в одном направлении.

1. Используя текст учебника, заполни пропуски в схеме.

Включает: религию, мораль, право, философию, искусство, этику, эстетику.

2. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных.

Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – компании, заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в офисе или квартире, также относится к материальным ценностям.

Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

Как правило, человек становится счастливым, научившись поддерживать баланс между материальностью и духовностью. На это могут уйти многие годы, а то и целая жизнь. Мир же диктует свои правила – обгоняй других, иди по головам, становись самым популярным. Человек загорается, видя чужие успехи. Пробивает себе путь, забывая о морали и нравственности. Важно понять, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись, оставаясь при этом жизнерадостным и честолюбивым.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

1) Составь план текста.

1) Внутренняя культура

2) Как стать культурным человеком?

3) Кто такой культурный человек?

4) Каким должен быть культурный человек?

5) Что если удастся прикоснуться к культуре?

2) Подчеркни в тексте две характеристики культурного человека.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле.

3) В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Подчеркни (выдели маркером) любые три предложения.

Внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком.

Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.

Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил...

4) В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Почему? Подчеркни в тексте фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

Да это возможно. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. В развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому удается добиться серьезных результатов.

5) В тексте говорится: «Чем больше мы знакомы с другими направлениями развития культуры, тем больше каждый из нас сможет сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтверди это суждение.

Ломоносов не только занимался науками, но и писал годы и увлекался изобразительным искусством. Бородин был не только великим композитором, но и химиком. Пушкин знал французский, изучал произведения Байрона в оригинале.

6) Каково, по твоему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведи два-три объяснения.

Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, групповую совесть, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.

Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её социализацией – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

4. Одной из конституционных обязанностей граждан России является сохранение культурных ценностей. Объясни важность этой деятельности:

важность для личности - человек приобщается к культурному достоянию, проявляет себя как гражданин. Человек духовно развивается. Благодаря духовным ценностям человек развивается и становится личностью. Сохраняя культурные ценности человек становится Личностью. Например, люди, которые дарят людям бесценные реликвии, как Третьяков, жители блокадного Ленинграда, замерзающие от холода, но сохранившие уникальные книги, картины, мебель.

Для государства - это и материальная ценность Каждое произведение культуры стоит больших денег, но и содержание музеев, библиотек, затратно. Государство, сохраняя культурные ценности воспитывает достойных, просвещённых граждан. Чтобы передать историю государства следующему поколению, сохранить памятники культуры.

Сохранение культурных ценностей важно для общества. С исчезновением каждого памятника, исчезает част памяти человечества. Чтобы следующее поколение знало какие традиции, обычаи существовали раньше. Без культурных ценностей общество не будет цивилизованным.

5. Какие учреждения занимаются сохранением памятников культуры?

Сохранением памятников культуры, на уровне государства, занимается министерство культуры, различные музеи, картинные галереи, арт-центры современного искусства и институты национальной памяти.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) - федеральный орган исполнительной власти России в ведении Минкультуры России.

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) - республиканская общественная организация.

Как называется профессия людей, восстанавливающих памятники культуры?

Реставратор – Это специалист, который занимается восстановлением и сохранением исторических и культурных объектов. Эта профессия появилась в Средневековье и нужна была для придания привлекательного внешнего вида предметам искусства. Но со временем основной задачей реставратора стало сохранение первозданного вида объекта.

Основной задачей современного реставратора является консервация. После того как будет произведено восстановление или восполнение сколов, трещин или других повреждений, необходимо провести мероприятия по сохранению объекта в таком виде на максимально длительное время.

Каждый специалист работает с определенными объектами. Это могут быть памятники архитектуры, картины, книги и старинные изделия из различных материалов. Но очень часто работы выполняются в команде с историками и археологами, может потребоваться консультация искусствоведов, химиков и физиков.

Реставратор – профессия, которую может освоить далеко не каждый человек. Для того чтобы деятельность была успешной и доставляла удовольствие, необходимо обладать следующими качествами: усидчивость и терпеливость; внимательность и способность к концентрации; уважение к предметам искусства; желание работать руками.

Внешняя и внутренняя культура человека очень важны для совершенствования личности. Ведь уровень развития человека зависит не только от тех знаний, которые ему даются во время учебы в образовательных учреждениях. Давайте разберемся, что же такое внешняя и внутренняя культура и почему они так важны.

Что такое культура

В понятие культуры входит определенный список базовых человеческих ценностей, в соответствии с которыми личность живет и которые передает во время общения с другими людьми. Под культурой подразумевают то, к какому образу жизни стремится человек, какие он ставит перед собой цели.

Известно, что культура зародилась вместе с процессом саморазвития человека. Она является своего рода мерой развития. - это материальные и духовные ценности, социокультурные нормы, способы поведения и общения. Внешняя - это самореализация человека, его творческая деятельность, важная для общества, которая может изменить существующий мир, поведение человека, пример его общения с другими людьми и с миром. Естественно, что внутренняя и внешняя культура тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Культура и археология

Почему культура человека, поселений, цивилизаций на разных этапах эволюции так важна в археологии? С ее помощью ученые могут воспроизвести тот шаблон обыденных действий, ценностей, который окружал человечество на определенном этапе развития. Найденные разрушенные сооружения, посуда, примеры письменности многое могут рассказать. Уже отталкиваясь от этого, можно узнать особенности предков, понять взаимоотношения между ними и окружающим социумом (если в глобальном масштабе - с другими цивилизациями, живущими на соседних континентах).

Культура и история

Еще во время существования Древней Китайской цивилизации существовал термин "жень", который означал целенаправленное воздействие человека на природу. Например, существует мир, где он обыденно находится в агрегатном состоянии. И вдруг человек создал что-то (новую валюту, новую теорию, новое орудие труда), и агрегатное состояние мира от этого изменилось. Так человек воздействовал на мир, и так он его изменил. В древней индийской цивилизации это понятие означало слово "дхарма".

Важная роль отводилась воспитанию и обучению человека. Так, в античные времена культуру тесно связывали с человеческим развитием. В Древней Греции существовало слово "пайдейя", означавшее "воспитанность". По этому критерию древние греки разделяли человечество на культурных людей и варваров. Но уровень воспитанности в поведении и общении отражает лишь внешнее проявление культуры.

Древнеримская цивилизация взяла за основу греческие ценности и развила их. Так культура стала соотноситься с признаками личного совершенства. Особое внимание уделялось развитию души и тела, уровню нравственного и умственного "образования". Такое представление культуры находится ближе всего к современному понятию.

Но внутренняя культура - это и наличие материальных благ. Например, характерным отражением низкого темпа развития материального производства в феодальном обществе был и низкий уровень развития культуры. Существовали и положительные всплески: эпоха Возрождения.

Культура в настоящем

Сейчас термин "культура" часто употребляют в контексте сферы производства. В такой интерпретации сюда входят образование, воспитание, средства массовой информации, культурно-просветительские учреждения. Сюда же относится и все то, что сотворено человеческими руками для развития общества и мира.

Внутренняя культура

Результатом культурной эволюции является становление человеческой личности. Ведь человек познает внешнее выражение материализованной культуры, и в процессе познания у него формируется свой собственный мир. Внутренняя культура - это отношение человека к самому себе и к окружающим, это тот единственный и неповторимый человеческий внутренний мир, в котором он живет. И согласно своему миру он отождествляет все происходящее в действительности.

Критерий оценивания человека зависит от его гуманности (человечности). Так, внутренняя культура - это человеческие силы и способности, личные качества, духовность и потенциал личности, которые постоянно находятся в процессе развития.

Уровень образования и воспитания является неотъемлемой частью становления человеческой внутренней культуры. Организации, которые способствуют достижению совершенства, - это школы, академии, семинарии и другие учреждения. Они помогают человеку не только стать более интеллигентным и духовным, но и учат его профессии, благодаря которой личность сможет внести свой вклад в развитие мира.

А вот и ответ на вопрос о том, что входит в понятие внутренней культуры. Интеллигентность и духовность. Наличие этих человеческих качеств означает, что личность живет по правде и совести, является справедливой и свободной, нравственной и гуманной, бескорыстной и честной. К тому же обладает чувством ответственности, высоким уровнем общего культурного развития и тактичностью. И конечно, одним из лидирующих качеств является порядочность.

Противоположность внутренней культуры

Деградация внутренней культуры человека проявляется в беспорядочном образе жизни, появлении таких качеств, как эгоизм, цинизм, безответственность, жестокость, презрительное отношение к морали.

Стоит отметить, что все эти качества, плохие и хорошие, приобретаются в процессе человеческого общения с самого детства и до конца жизни. Так что для развития внутренней культуры человеку нужно окружать себя соответствующими людьми.