Яндекс творчество и жизнь иеромонаха фотия. «Голос России» иеромонах Фотий: Духовность позволяет творчеству быть честным

Монастырского хора, победитель телевизионного шоу «Голос ».

Иеромонах Фотий
Виталий Владимирович Мочалов
Имя при рождении Виталий Владимирович Мочалов
Дата рождения 11 ноября (1985-11-11 ) (33 года)
Место рождения
  • Горький , РСФСР , СССР
Страна СССР СССР
Россия Россия
Место службы Пафнутьево-Боровский монастырь
Сан иеромонах
Известен как певец , священник , регент хора
Церковь РПЦ

Биография

Родился в нерелигиозной семье. Окончил общеобразовательную школу № 77 в Нижнем Новгороде .

В юном возрасте готовился стать музыкантом, обучался игре на фортепиано, пел соло в музыкальной школе и в детском церковном хоре. Мечтал стать композитором, писать музыку для кино. В 16 лет прервал обучение в музыкальном училище, где учился на отделении теории музыки. Закончив один курс, в 2002 году эмигрировал со всей семьёй в Германию. Жил в Кайзерслаутерне . Там учился игре на органе . Зарабатывал игрой на органе на церковных католических и протестантских службах, участвовал в органных концертах.

2 января 2011 года в храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Балабанове Боровского района Калужской области митрополитом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) был рукоположен в сан иеродиакона .

24 августа 2012 года в соборе Рождества Богородицы Боровского Пафнутьева монастыря наместником монастыря архимандритом Серафимом был пострижен в мантию с именем Фотий в честь мученика Фотия Никомидийского .

На первом «слепом» прослушивании исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Онегин ». Едва иеромонах Фотий пропел первые строки на слепом прослушивании: «Куда, куда, куда вы удалились, судьбы моей златые дни?», Григорий Лепс прервал слепое прослушивание, взяв его в свою команду, а певец Александр Градский не удержался и в конце выступления пропел часть арии вместе с ним . Попал в команду Григория Лепса , с которым дошёл до финала и одержал в проекте победу. На следующий день победителя поздравил патриарх Московский и всея Руси Кирилл :

Поздравляю отца Фотия с победой в конкурсе «Голос». Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы. Но результат, на удивление, оказался положительным - думаю, и для отца Фотия, и для всех, кто его слушал и кто его полюбил. И поэтому, поздравляя отца Фотия, хотел бы пожелать ему сохранять ту естественность поведения, скромность, которая присуща монашескому званию и по которой люди - как церковные, так и нецерковные - определяют духовное состояние священнослужителя. Сохрани в сердце то, что я тебе желаю в непростое для тебя время, наступающее после победы на конкурсе. Желаю также помнить, что избранный тобой монашеский путь по своему значению и по смыслу превышает ту победу, которую ты одержал. Ведь многие и голосовали не только за голос, но и за образ .

В январе 2016 года в СМИ появилась информация, что священноначалие не дало отцу Фотию благословения продолжать участвовать в фестивалях и концертах .

22 сентября 2016 года на собрании игуменов и игумений в храме Христа Спасителя в Москве исполняющий обязанности наместника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Пафнутий спросил патриарха Кирилла:

Как быть с насельником монастыря, «Голосом России» иеромонахом Фотием, который постоянно находится на гастролях, собрал большой капитал… когда один корреспондент задал отцу Фотию вопрос: «А почему Вы стали петь?» - отец Фотий ответил: «Мне в монастыре стало скучно». Обращаюсь к Вашему Святейшеству: помогите, что мне с ним делать? Ведь он не только поёт, но и говорит…

На что Патриарх ответил:

Здесь получилось так, что совсем молодой монах приобрёл всенародную славу и, что самое главное, всенародную симпатию. Если была бы только слава, а такой любви людей не было, я бы употребил свою власть и запретил ему выступать. Но я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя Православную веру .

Иеромонах Фотий опроверг обвинения, что ему в монастыре скучно, и он по-прежнему выполняет монастырские послушания .

Часть средств, которые он собирает за концерты, идёт на восстановление или на строительные работы в храмах, которым требуется помощь .

Настоящим подарком для дубненцев стало выступление иеромонаха Фотия, насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, ставшего победителем телевизионного шоу «Голос» в сезоне 2015 года. Концерт, состоявшийся 4 ноября во Дворце культуры «Октябрь», собрал переполненный зал зрителей, многие их которых признались, что стали поклонниками творчества певца с первой услышанной в его исполнении песни, а потому не упустили счастливую возможность вживую послушать замечательный голос талантливого исполнителя.

Музыкой иеромонах Фотий (в миру Виталий Владимирович Мочалов) увлекается с детства. Родился он в Нижнем Новгороде в 1985 году. Там же учился в музыкальной школе по классу фортепиано, а затем в музыкальном училище на отделении теории музыки. В детском православном лагере при воскресной школе собора впервые попробовал участвовать в литургии и петь на клиросе. Когда семья эмигрировала в Германию, учился там игре на органе. Через несколько лет внутренняя переоценка ценностей привела к взвешенному решению вернуться в Россию и посвятить себя монастырской жизни. В 2005 году он приехал в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где поддержали его музыкальные способности и организовали уроки вокала с профессиональным педагогом-вокалистом Виктором Твардовским. На сегодняшний день иеромонах Фотий является регентом – руководителем хора в обители.

Жизнь в монастыре не стала препятствием для занятий музыкой: помимо духовных музыкальных произведений, он занялся исполнением оперных арий, романсов, баллад, а также известных песен, привлекающих своей душевностью и мелодичностью. Через некоторое время фактически в келейных условиях он записал несколько дисков и разместил в интернете для общего доступа. Телепроект «Голос» сразу заинтересовал иеромонаха Фотия, но подать заявку на его участие он решился не сразу, хотя первоначально эту идею предложили друзья, а затем и духовник – отец Власий благословил и поддержал его желание. Приглашение на кастинг поступило еще в третьем сезоне, а на следующий год Первый канал обратился с официальным письмом на имя митрополита Калужского и Боровского Климента, (председатель Издательского совета РПЦ). После полученного от владыки разрешения отец Фотий принял участие в конкурсе, где достойно проходил от этапа к этапу, дойдя до победного финала.

Такой результат, конечно, предполагал гастрольную деятельность, но концерты иеромонах Фотий дает нечасто: нашему городу необычайно повезло, что дубненским организаторам удалось договориться о его выступлении на сценической площадке ДК «Октябрь». Певец представил разнообразную программу, в которой прозвучали песни на русском, итальянском, испанском, сербском и норвежском языках. Он исполнил классические произведения Сергея Рахманинова, Александра Бородина и Антона Рубинштейна, русскую народную песню «Ах ты, душечка!», неаполитанскую песню «Мама», необыкновенной красоты композиции «Per te» и «Alejate» Josh Groban, романс «Спокойной ночи, господа» и «Молитву» из фильма «Мусорщик», «Свет» Сергея Трофимова, когда-то прозвучавшую на «Евровидении» «Nije Ljubav Stvar» в исполнении Желько Йоксимовича, авторскую песню на стихи немецкого поэта Виктора Шпайзера «Сколь краток век наш» и другие. В исполнении певца столь разные музыкальные произведения прозвучали очень душевно и вдохновенно. Концерт прошел на одном дыхании, а по окончании его иеромонах Фотий, несмотря на усталость, согласился ответить на несколько вопросов, касающихся его творчества.

– Что означает музыка в вашей жизни?

– Музыка для меня, как хлеб, как воздух. Это то, без чего я не смогу жить счастливо. Это не просто некая услада для слуха, а простор для творчества, самореализации – не только музыкального чувства, но и способности создавать, творить. Я хочу быть в музыке не только потребителем, но и созидателем. Мне бы хотелось свою жизнь посвятить тому, чтобы создавать интересную, красивую, не лишенную интеллектуальности музыку. Если Богу будет угодно, возможно, я стану композитором – пока это на уровне увлечения. Но я чувствую большое внутреннее стремление к тому, чтобы писать музыку.

– Не задумывались ли вы о совмещении своей вокальной деятельности с симфоническим оркестром?

– Есть такая идея, которая, надеюсь, осуществится. С симфоническим оркестром мне довелось спеть всего пару раз. Одно из выступлений не осуществилось: мы репетировали, но номер не вошел в концертную программу. А второе состоялось – под музыкальное сопровождение симфонического оркестра мы пели с Ольгой Кормухиной.

– Отец Фотий, прошел почти год после вашей победы в проекте «Голос». Насколько этот проект изменил вашу жизнь?

– Я не разочарован в участии в проекте и с большой благодарностью вспоминаю то время. Сейчас смотрю новый проект и испытываю ностальгию, мне интересно наблюдать за конкурсантами, за их борьбой. Со мной не было такого: я бы не назвал свое участие чем-то похожим на конкурсную гонку. Я чувствовал, что меня ведет какая-то десница, может быть, божья рука, но водимая Григорием Лепсом. Благодаря моему наставнику я дошел до финала.

– На слепых прослушиваниях, когда Григорий Лепс выбрал вас, он сам был удивлен и даже растерян, не понимая, как в формате проекта можно построить работу со священнослужителем. А позднее назвал вас одним из чудес «Голоса». Как строились ваши отношения?

– Григорий Лепс совершенно другой человек, когда с ним общаешься без камеры. Он мыслящий, философствующий, душевный. Ко мне относился с предельным уважением, понимал духовное состояние священнослужителя, что-то менял, если по тесситуре не подходит. И репертуар выбирал так, чтобы произведения были сообразны моему образу, моим взглядам.

– Песни для исполнения выбирал исключительно наставник?

– В основном их предлагал Григорий Лепс и его помощники. И я нисколько не жалею – это очень интересные и глубокие произведения: классические, эстрадные, замечательные песни из репертуара самого наставника. Он также прислушивался и к моим предложением. Например, была взята песня «Per te», с которой я впервые начал себя записывать, посвятив ее дорогому мне человеку.

– В профессиональном плане вы многому научились у наставника?

– Влияние он на меня оказал немалое. Сравнивая сейчас свое исполнение до проекта и после, очень заметно, что это совершенно разные исполнительские техники.

– Как вы относитесь к своей концертной деятельности, которая вошла в вашу жизнь? К вам приходит избранная публика. Получаете ли вы подпитку от своих слушателей?

– Нужно всегда помнить, что артист без зрителя – никто. Не мы нужны зрителям, а они нам, мы для них поем. Я не подразумеваю сбор средств или что-то подобное. Здесь настоящий творческий момент: я пою вживую и именно то, что хочет зритель. Мне важны отзывы моих слушателей, и я получаю их после каждого концерта. Я вижу, что все это не зря и людям нужно, поэтому с удовольствием продолжаю петь дальше.

– Много ли у вас своих произведений, которые вы включаете в концертный репертуар?

– Сегодня прозвучала песня «Сколь краток век наш», есть другие авторские наработки, но по стилистике они не подходят для такого концерта – это духовные песни и их музыкальная обработка. Я очень выборочно и критично отношусь к поэзии, ищу вдумчивые, философские тексты.

– Отец Фотий, ваше имя в переводе с греческого означает «свет, светоносный». Видите ли вы в своей деятельности некую миссию, возможно, просветительскую, ведь музыка, которую предлагаете вы слушателю, может помочь прийти к пониманию важных истин, которые необходимы в жизни?

– Я очень надеюсь, что мое творчество может нести просветительскую функцию, хотя не ставлю это целью для себя. Миссионерский эффект получается сам собой: достаточно просто выйти на сцену и искренне, от всего сердца спеть. При этом нет необходимости что-то пропагандировать. Люди видят в моем стремлении желание донести до них некую музыкальную красоту, и этим поднимается нравственный уровень. А нравственность с духовностью соприкасается очень тесно: без нравственности нет духовности, а нравственность может существовать без духовности, но это база.

Музыка, театр, искусство, литература одухотворяют человека в светском понимании. В советские времена, когда господствовал атеизм, многие люди читали Достоевского и через это приобщались к духовности. Порой даже не понимая этого, они чувствовали христианские истины, о которых автор не говорит открыто, но показывает на примере своих персонажей, какой должна быть христианская жизнь. Многие через Достоевского пришли к вере. Также и в любом виде искусства – если ты наблюдаешь что-то красивое, от этого структурируются мысли, меняется восприятие. Порой достаточно посмотреть на звездное небо, чтобы начать думать о чем-то высоком и вечном. Такое же действие оказывает музыка – это необычное искусство, оно в каком-то смысле абстрактно: понять мелодию композитора намного сложнее, чем мазок художника.

Евгения ШТАЙН

Фото с сайта https://lenta.ru

Иеромонах Фотий – единственный священнослужитель России, которому удалось прославиться благодаря телевизионному проекту. Несмотря на всю преданность своему монастырю в его душе с самого детства занимала огромное место музыка и любовь к пению.

Хорист Свято-Пафнутьева монастыря иеромонах Фотий (Мочалов)

Именно поэтому, заручившись поддержкой своих собратьев, он рискнул попробовать свои силы на вокальном телепроекте «Голос». Искренность и душевность певца настолько запала в душу судьям и телезрителям, что по итогу финального голосования ему удалось набрать рекордное количество голосов и стать победителем четвертого сезона.

Детство иеромонаха Фотия

Виталий Мочалов (в будущем Иеромонах Фотий) появился на свет 11 ноября 1985 года в городе под названием Горький, который со временем переименовали в Нижний Новгород. С раннего возраста мальчик увлекался музыкой и глубоко в душе знал, что его жизнь будет связана с творчеством.

В 7 лет молодой человек мог похвастаться неплохой игрой на фортепиано и хорошим голосом. Базовые навыки он получил в местной музыкальной школе, которая длительное время не хотела обучать талантливого юношу, мотивируя это тем что у него неподходящие пальцы. Справившись со всеми трудностями, ему все же удалось окончить школу по классу фортепиано.

Виталий Мочалов (Фотий) в детстве

Чтобы улучшить свои навыки парень записался в школьный хор, а также при каждом удобном случае подпевал своей маме. Она, кстати, в свое время закончила ту же самую музыкальную школу. Занимаясь любимым делом Виталий даже и не подозревал, что уже совсем скоро его голос начнет «ломаться».

Как только это произошло он решил посещать церковную школу и продолжать петь в хоре. Дни пролетали, мальчик взрослел и все дальше отдалялся от своих одноклассников. Закончив 9 классов, Виталий подал документы в музыкальное училище, где надеялся получить новые знания.

Иеромонах Фотий в юности

Проучившись всего 1 год, родители решили переехать в немецкий город Кайзерслаутерн. Чтобы не растерять то, чему он выучился, парень продолжал заниматься музыкой и пением, но на этот раз вместо фортепиано он выбрал орган.

В это время Фотий начал активно выступать на концертах, а также часто принимал участие в церковных службах, зарабатывая таким образом свои первые деньги. Годы шли, но юноша так и не смог привыкнуть к чужой стране, поэтому в 2005 году он решил вернуться на родину.

Иеромонах Фотий и церковь

В 2005 году, когда юноше исполнилось 20 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в Свято-Пафнутьевский монастырь в Калужской области. Именно в этот период своей жизни обыкновенный парень, которого родители назвали Виталием превратился в иеромонаха Фотия. Решение он принял самостоятельно, поэтому родные даже и не пытались переубедить своего сына.

Отец Фотий

Оказавшись в церкви, парень продолжил заниматься музыкой и даже более, прикладывал очень много усилий чтобы усовершенствовать свой голос. В этом ему помог заслуженный педагог Виктор Твардовский, который отзывался о парне очень лестно. Он считал его добрым, светлым и умным молодым человеком, обладающим твердым характером.

Кроме музыки Фотий также увлекается фотографиями и изучением различных иностранных языков. За сравнительно небольшое время ему удалось в совершенстве овладеть английский и немецким языком. Вдобавок к этому он способен исполнить практически любую песню на японском, итальянском и грузинском.

Иеромонах Фотий исполняет роль в постановке «Наше Отечество - Святая Русь»

Завершив обучение у Твардовского, Фотий длительное время занимался вокалом, используя специальные упражнения, которые разработал уважаемый учитель. И только в 2010 году парень принял иноческий постриг, а спустя 3 года официально стал иеромонахом.

Иеромонах Фотий и шоу «Голос»

Иеромонах Фотий должен был участвовать в проекте «Голос» еще в 2013 году, его даже пригласили на кастинг, но на тот момент он был не готов идти за благословением. На самом деле, он не сразу отважился отправить заявку, так как считал, что богослужителю не место на таком шоу.

Спустя некоторое время парень все переосмыслил и понял, что «Голос», в первую очередь, конкурс талантов, а уж потом телешоу. Собравшись с мыслями, он отправился на серьезный разговор с духовниками и митрополитами, чтобы убедить их отпустить его на конкурс. В целом, ему понадобилось 2 года, ведь вновь подать заявку он осмелился лишь в 2015 году.

Попав на шоу Фотий всячески пытался не запятнать честь монастыря и достоинство всей церкви. Возможно справиться со всеми трудностями ему помогла вера, а быть может многочисленные молитвы настоятелей и духовных отцов. На самом деле придя на шоу парень хотел не славы и всеобщего признания, а наоборот подтолкнуть и призвать всех людей к самосовершенствованию через музыку.

Оказавшись впервые на большой сцене, иеромонах не растерялся и шикарно исполнил арию из Евгения Онегина. К сожалению, его творчество впечатлило лишь Григория Лепса, ведь именно он повернулся к участнику.

Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.

Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.

Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.

Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.

Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.

- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».

Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.

- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?

У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.

- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?

Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.

- Почему?

Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.

- Вы нашли такую лазейку?

Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.

- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?

Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.

Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.

- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.

Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.

- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».

Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.

Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.

- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?

В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.

- Вы стараетесь отвечать на все письма?

Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…

Монаху прислали шарфик и томик стихов.

Пряники.

Посылка из Швейцарии.

- Как вы относитесь к своей популярности?

Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.

- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?

Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.

- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»

По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.

- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?

Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.

- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?

О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.

С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».

- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.

Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.

- И даже концерты не приносят удовольствия?

Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.

Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.

- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?

Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.

- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.

Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.

- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?

Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.

- Не боитесь, что слава может вас сломать?

В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.

Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.

- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!

После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.

Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».

Иеромонах Фотий – это необычайно скромный человек, который неохотно обсуждает не только свои успехи, но и биографию, путь в православии и на эстраде. На проект, принесший ему всероссийскую известность, он решился прийти не сразу, хотя его туда приглашали. Путь в православии был выбран им вопреки семье, но с ее молчаливого согласия. Так кто же он – иеромонах Фотий, покоривший миллионы сердец своим чарующим голосом?

Биография иеромонаха Фотия

В быту иеромонаха Фотия зовут Мочалов Виталий Владимирович. Он родился в ноябре 1985 года в городе Горький (Нижний Новгород), в семье, далекой и от религии, и искусства. Мама мальчика в свое время окончила музыкальную школу, но основной профессией это направление не выбрала.

В детстве Виталий был скромным, близкой дружбы с одноклассниками у него не получалось. Параллельно с общим образованием мальчик получил и музыкальное, пел в хоре при школе и местной церкви, охотно посещал занятия в школе церковного направления.

После 10-го класса Виталий вместе с семьей переехал в германский город Кайзерслаутерн, где отправился изучать азы игры на органе, благо база для этого была – в Горьком он учился игре на фортепиано.

В Германии Виталий сам зарабатывал деньги – играл и пел на концертах, принимал участие в церковных службах в православных храмах. В 2005 году молодой человек принял решение вернуться в Россию, так как привыкнуть к чуждому ему европейскому укладу жизни и менталитету так и не смог. Желание быть полезным родине привело его в военкомат – он хотел служить в армии, но проблемы со зрением не позволили ему выбрать этот путь.

Иеромонах Фотий – путь в православии

Получив запрет на военную службу, молодой человек отправился в один из монастырей Калужской области, принял постриг и стал иноком по имени Савватий. В 2011 году он получил сан иеродиакона и имя Фотий.

Спустя два года Виталий Мочалов стал иеромонахом Фотием. Высшее духовенство отзывается о нем как о старательном, любознательном монахе с твердым характером. Отец Фотий взял на себя работу по верстке и дизайну в издательстве Свято-Пафнутьева монастыря, изучает иностранные языки, занимается музыкой и вокалом, причем эти занятия не вредят его вере.

Творчество в жизни иеромонаха Фотия

В жизни Виталия Мочалова, а затем и иеромонаха Фотия творчество всегда занимало особое место. С детства он был увлечен музыкой и вокалом, старался получить новые знания в этой области, но основным жизненным путем все же выбрал православие.

В Свято-Пафнутьевом монастыре он познакомился с уникальным педагогом по вокалу – Твардовским Виктором, который разработал для него индивидуальную систему упражнений по сольному пению.

Параллельно с пением, музыкой и служением Господу Фотий занимается и другими творческими и образовательными направлениями – он освоил искусство фотографирования, учит иностранные языки и уже в совершенстве владеет немецким, английским.

Поет иеромонах Фотий на нескольких языках – родном русском, английском и немецком, грузинском, итальянском и даже японском. Выходить на большую сцену он изначально не планировал, но заявку на шоу «Голос» все же отправлял и даже получил приглашение. В 2013 году поехать в Москву он не решился, но судьба привела его в столицу, пусть и немного позже.

Иеромонах Фотий в проекте «Голос»

Первая заявка иеромонаха Фотия, полученная организаторами проекта в 2013 году, была одобрена, но священник не явился на кастинг. Поездка должна была быть благословлена, а Фотий не решился, не осмелился попросить благословения.

Два долгих года он размышлял, поделился сомнениями с духовными наставниками и получил их благословение. В 2015 году Фотий вновь отправил свою запись организаторам проект «Голос», и она была вновь одобрена.

Целью иеромонаха Фотия была не слава и признание. Своим участием он хотел призвать православный мир к общению через музыку, расширению своих границ, и ему это удалось сделать.

И вокальным, и своеобразным духовным наставником на проекте для него стал Григорий Лепс – он единственный из членов жюри развернул свое кресло во время выступления необычного участника и ничуть не пожалел об этом.

Лепсу удалось понять своего ученика, подобрать для него тот репертуар, который не противоречит православным канонам. На победу не надеялись ни наставник, ни сам конкурсант, но она случилась – иеромонах Фотий вышел в финал, за него проголосовали более 70% зрителей проекта.

Лепс говорил, что работать со столь необычным подопечным было сложно, но очень интересно – приходилось соблюдать определенные требования при выборе репертуара, но, несмотря на это, удалось попробовать силы конкурсанта в разных направлениях – от оперных арий до вокальных произведений в стиле «рок». Иеромонах Фотий легко справился со всеми заданиями, которые давал ему наставник, и стал победителем телеконкурса.

Личная жизнь и семья иеромонаха Фотия

В жизни иеромонах Фотий – общительный, но очень скромный и стеснительный человек. Личное для него – это служение православию. Победа в шоу «Голос» стала своеобразным окном в светский мир, но Фотий строго соблюдает православные каноны и в этом аспекте своей жизни.

Все блага, которые дает ему вокальная карьера, он не использует в личных целях – средства уходят либо на нужды церкви и родного монастыря, либо на благотворительность.

Интересно то, что иеромонах открыт для общения – у него есть странички практически во всех соцсетях, но сам ли он ведет их или это делают участники его фанклуба, доподлинно не известно. Интервью Фотий дает неохотно, телепередачи и печатные издания выбирает очень тщательно. Отказываться от духовной жизни и служения православию он не собирается.