Звук буддийской чаши. Тибетские поющие чаши - загадочный инструмент в звукотерапии

Кто бы мог подумать, что тибетская чаша может оказаться не сколь прозаическим предметом интерьера, сколь животворным музыкальным инструментом и атрибутом целительства ? Поющие чаши могут быть крохотными и гигантскими, медными и золотыми. Но все виды чаш объединяет одно — они созданы умелыми мастерами для того, чтобы ласкать слух человеческий и лечить тело и душу .

Петь с самим Буддой

Издавна поющая чаша считалась не только ритуальным атрибутом, но и музыкальным инструментом . Ещё несколько тысячелетий назад поющие чаши использовались в Китае во время хвалебных песнопений Будде — и для медитации, и для чтения сутр, и для избавления от злых духов. Впоследствии, став частью тантрического буддизма, поющие чаши стали кочевать по всей Азии — и вскоре появились в Бутане, в Индии, в Японии, в Корее…

С Гималаев на Запад тибетские чаши были привезены лишь в 50-е годы. Вначале предполагалось, что они представляют собой всего лишь обычные чаши для хранения продуктов. Каково же было удивление обывателей, когда они обнаружили невыразимую чистоту звука чаш. С развитием движения нью-эйдж поющая чаша обрела новую популярность, как среди поклонников тибетского буддизма, так и среди музыкантов самых разных направлений — от "эмбиент" до "арт-фолк". Среди них David Parsons, Ben Scott, Klaus Wiese.

Ученые утверждают, что долгое слушание музыки тибетских чаш вызывает измененные состояния сознания. Возможно, поэтому всё больше и больше людей становятся заинтересованными в феномене поющей чаши. К ним относятся и музыканты, и эзотерики, и целители…

Врачевание звуком

В отличие от обычных колоколов поющие чаши никуда не подвешиваются — они стационарны. У них отсутствует язык. Игра на поющей чаше представляет собой неторопливое движение палисандрового или соснового пестика по периметру чаши , поставленной на мягкую поверхность. Стенки поющей чаши гудят: и этот глубокий звук называется пением.

Каким же образом достигается медицинский эффект сего действа? Поющая чаша ставится на лежащего человека, производится несколько медленных движений пестиком — и вскоре каждую клеточку тела пронизывает глубинная вибрация. В результате резонанса массируются внутренние органы и стимулируется кровоснабжение всего организма.

Как результат, улучшается концентрация внимания, стабилизируется нервная система, повышается общий тонус, снижается общий стресс. А ещё сходят на нет головные боли и мышечные зажимы. Говорят, если наполнить поющую чашу водой, то происходит невероятное: подвергнутая вибрациям вода становится "живой": она обретает качества, сравнимые с качествами воды из горного источника. Также тибетские чаши используются для энергетического "очищения" помещений: знатоки заявляют, что если "почистить" звуком чаши углы комнаты, то в них активизируется поток энергии Ци.

Звуки вечности

Сегодня поющие чаши изготавливаются из сплава нескольких благородных металлов: золота, серебра, олова или же… ртути. По легенде, когда-то, давным-давно, тибетские монахи создали первую поющую чашу из сплава семи металлов и руды метеоритного дождя. А еще настоящая тибетская чаша должна быть кованой: их звучание гораздо теплее и богаче. Ценители отдают предпочтение чашам, на которых выгравированы изображения божеств, священный орнамент или же мантра "Ом мани падме хум" .

Что касается размера поющей чаши, то он может варьироваться от 10 сантиметров до нескольких метров. Однако, традиционным размером считается размер в 20 сантиметров — на подобного рода чашей легче всего играть. У каждой поющей чаши свой индивидуальный голос — он так же самобытен, как и человек, в чьих руках она находится .

Считается, что человек, который хотя бы раз в жизни слышал, как поёт тибетская чаша, никогда не попадет в ад . Так или иначе, сегодня поющие чаши врачуют и тело, и душу своим чарующим таинственным звучанием. Как говорил кто-то из индийских целителей: " Человек создан из звуков, и он и есть звук ".

Западные страны узнали о поющих чашах Тибета после того, как произошло вторжение Китая в Тибет.

Данные чаши сначала не привлекали особого внимания. Затем люди задумались о том, что это обыкновенная тара для еды. Скорее всего, нашлись люди, которые рассказали об истинном предназначении тибетских чаш. Это привело к пересмотру отношения к чашам и началу их изучения. Люди выяснили, что в Тайланде и Японии также есть поющие чаши. Тибетские чаши – самые лучшие.
Правитель священного Тибета построил себе дворец с троном в форме поющей чаши.
Это наводит на мысль о связи возникновения поющих чаш с постройкой дворца. Название дворца Кунгар Ава.
Тибетские чаши священны. Ежегодно в июле жители Тибета едут в Дрепунг чтобы поклониться. Они верят, что если слушать пение тибетской чаши, вы не попадете в ад.

Каковы свойства поющих чаш

Данные чаши особой формы. Они сочетают в себе разные материалы от трех до девяти видов. Бывает, что чаша состоит на одну треть из метеоритного железа. Вследствие этой пропорции металлов, выбранных для ясного чистого звучания, звучание чаш такое чистое ясное и продолжительное.

Звучание тибетской чаши при ударе по ней молоточком длится весьма длительное время. Звук постепенно становится тише и отдаленнее.
Нельзя перетаскивать поющие чаши в другое место. Чтобы достигнуть идеального звучания, они должны быть неподвижными.
Тибетские чаши, издающие звучание, возникли давно, но они по сегодняшний день могут вылечить.
Поющие чаши лечат блоки мышц, спазмы, воспаления органов, потерю сил, дискинезии, ослабление организма. Помимо этого поющие чаши в состоянии воздействовать на человека эмоционально.

  • наступает абсолютная релаксация организма;
  • полное умиротворение;
  • человек ощущает гармонию с миром и собой;
  • стресс исчезает.

Также помимо эмоционального воздействия поющие чаши способны произвести тот же самый эффект, как после вибромассажера. Данный эффект будет направлен на труднодоступные места на теле человека. Он способен проникнуть туда, куда не может проникнуть мануальный терапевт.

Если у вас остеохондроз, вам просто необходимо пройти данную вибрационную терапию. Она подходит при проблемах, связанных с дисками между позвонков, грыжей позвоночника, но многие считают это фантастикой.


Восток, как известно, делит все существующее на инь и ян. Тибетская чаша считается женским началом, а молоток — жезл – мужским. Та энергетика, которая получается от объединения чаши с жезлом, рождает звук.

Если заниматься этим серьезно, поющие чаши помогут вам познать самих себя, своих близких и друзей, поменять свой эмоциональный фон, благодаря тому, что человек становится спокойнее и прислушивается к своему сердцу.
Воздействие звуком и вибрация расслабляют мышцы, восстанавливают ровное глубокое дыхание, повышают иммунитет, восстанавливают работу сердца.
Данные факторы насыщают организм кислородом, помогают достижению гармонии в душе. Вибрации и звуки влияют на нейроны в мозге, восстанавливая тем самым ритмы в организме.

Процесс игры

Необходимо правильно играть на поющей тибетской чаше. Научиться данной игре несложно. Основной момент – чаша должна быть абсолютно неподвижной.
Чтобы чаша не двигалась, ее необходимо поставить на специальную подушку.
При помощи жезла водят по чаше по вешнему ее краю. Таким образом, происходит вибрация. Бытует мнение, что если вы поместите чашу на живот, вибрации поющей чаши окажут более сильный эффект оздоровления.

Жезлы бывают различные по размеру, составу и форме. Благодаря этому звуки чаша издает разнообразные.
Не стучите по поющей чаше со всей силы. Необходимо потирать ее, она запоет сама.
Налив воды в чашу, вы услышите, что звук изменился. Лечебный эффект также изменится. Если использовать разные чаши вместе, некоторые пустые, другие – с водой, вы создадите уникальную музыкальную композицию.
Конечно же, большое значение имеет материал молоточков. Из войлока – оказывают умиротворяющее воздействие. Из металла – происходит тонизирование организма.
Тибетская чаша, издающая звучание, появилась в России в девятнадцатом веке. Одними из первых их приобрели люди, занимающиеся йогой, тибетским направлением. Изначально чаши покупались посвященными для проведения медитаций.
Другие люди, купившие поющие чаши, были массажистами и целителями, узнавшими о пользе вибраций и звуков для организма.

Тибетские поющие чаши – запад о них узнал после вторжения Китая в священный Тибет. Поначалу этим чашам не придали особого внимания, как и принято, во всем мире люди подумали, что это обычные тары в которых готовят еду и все остальное. Но, видимо, кто-то все же рассказал или увидел истинное предназначение этих чаш. Конечно, после этого к ним люди стали уже относиться по-другому и начали изучать их. В дальнейшем выяснилось, что такие поющие чаши есть и у Японии и Таиланда. Но самыми лучшими из них все же оказались именно Тибетские.

Пятым духовным правителем священного Тибета был построен дворец в Дрепунге, и трон его был выполнен в виде поющей чаши, и это дает повод связывать появления чаш с появлением данного дворца, называемым Кунгар Ава. Поющие чаши считаются священными и каждый год 15 июля тибетцы прибывают во дворец Дрепунг, для поклонения. Тибетцы верят в то, что если послушать пение этой чаши, то человек никогда не попадет в ад.

Свойства и особенности

Тибетские поющие чаши имеют особый состав и форму, это обязательное сочетание от 3 до 9 различных металлов, причем есть версия, что одним из них является метеоритное железо. Поэтому именно уникальная пропорция выбранных металлов является причиной чистоты и ясности звучания, а также его продолжительности.

Настоящая тибетская чаша, если по ней ударить молоточком, звенит очень долго и при этом звук как бы затихает, отдаляется, но не обрывается. Переносить чаши с места на место нельзя, поскольку для достижения полного объема звучания им следует оставаться неподвижными.

Несмотря на всю древность происхождения, тибетские чаши своим звучанием решают вполне современные проблемы со здоровьем. Это как различные физические дисфункции – спазмы, блоки мышц, воспаления в различных органах, дискинезии, потеря сил и ослабление организма, так и эмоциональное воздействие:

  • наступление полной релаксации организма;
  • умиротворение;
  • ощущение гармонии с собой и окружающим миром;
  • снятие стресса.

Помимо всего перечисленного, они оказывают эффект вибромассажа, причем достигает он таких мест, куда для обычного мануального массажа доступа нет. Такая вибрационная терапия незаменима при остеохондрозе, а также проблемах с межпозвоночными дисками получается , но здесь конечно это больше похоже на фантастику.

Если вспомнить о принятом на Востоке делении всего существующего на инь и ян, то чаша является едва ли не самым наглядным воплощением этого. Сама чаша – это женское начало, а жезл, или молоточек, – мужское. А их энергетика, соединенная вместе, рождает третью энергию – звук, т. е. ребенок, появившийся в лоне чаши.

Возможно, именно поэтому часто отмечается, что она способна обострить все те чувства, которые человеку даны природой, а в особенности – восприимчивость и интуицию.

При серьезных занятиях - тибетские поющие чаши солнечной системы помогут лучше узнать самого себя и окружающих, меняется эмоциональный фон: как мы уже писали выше, человек успокаивается, начинает прислушиваться к себе. Вибрация и звуковое воздействие приводят к гармонии внутренних органов, расслаблению мышц, внутреннему массажу, глубокому ровному дыханию, повышению иммунитета, и сердце начинает работать в правильном режиме.

Все это способствует насытиться организму кислородом, и помогает достичь душевной внутренней гармонии. Также считается, что звуки и вибрации стимулируют нейроны головного мозга и клеток нашего тела, помогая тем самым восстановить нарушенные при различных заболеваниях естественные ритмы организма.

Играть на таком инструменте тоже нужно уметь, но научиться этому нет никакой сложности, все очень просто. Самое основное, как уже упоминалось, – это полная неподвижность чаши, для этого существует специальная подушечка.

Палочкой следует водить по внешнему краю чаши – возникает вибрация. Существует мнение, что полезнее всего поставить ее себе на живот – считается, что таким образом вибрации окажут более явный оздоравливающий лечебный эффект.

Палочки и молоточки отличаются по размеру, форме и составу, что позволяет достичь разнообразия звуков. При этом стучать по ней со всей силы не нужно – важны именно потирания – чаша поет сама. Если в нее налить воды, ее звучание заметно изменится и, разумеется, в этом случае будет несколько другой терапевтический эффект. Используя одновременно несколько чаш, одни из которых пусты, а другие – наполнены водой, можно создать самую настоящую музыкальную композицию, не имеющую аналогов в мире!

Разумеется, немалое значение имеет и материал, из которого изготовлены палочки: войлочные действуют умиротворяющее, тогда как металлические больше тонизируют организм.

В Россию чаши стали привозить в XXI веке, совсем недавно. Первыми кто начал покупать их стали те люди, которые практиковали разные направления йоги, в том числе и тибетские. Первоначально тибетские чаши покупали посвященные, для своих медитаций. Следующим кто начал ими пользоваться это целители и массажисты, которые узнали чудодейственные свойства их звуков и вибраций.

В мире достаточно много интересных и в то же время загадочных предметов, которые пришли к нам из древности. Одни из них хранятся в музеях, а другие стали образцом для создания новых, современных экземпляров. Именно таким изделием является тибетская поющая чаша, которая оказывает крайне положительное воздействие на человека. Разумеется, для ее использования необходимо знать несколько секретов, о которых и пойдет речь далее.

Что это такое?

Поющая чаша (в Японии ее называют «судзу» или «рин») являет собой разновидность колокола , использующегося для создания . Однако, в отличие от него, это стационарный инструмент (не подвешивается к потолку и не крепится на рукоятке).

Появление звука объясняется вибрацией стенок и краев изделия, к которым человек прикасается с помощью специальной палочки - стика. В былые времена данный инструмент широко использовался по всей Азии, принимая участие в различных религиозных мероприятиях (в частности, как часть буддизма).


Знаете ли вы? Традиционные тибетские чаши изготавливают из 5-9 самых разных металлов, что и позволяет получить чистый звук. Согласно легенде, обязательной составляющей должно быть метеоритное железо.

История

К сожалению, письменных свидетельств, которые бы детально описывали, как пользовались поющей чашей наши предки, на сегодняшний день нет. Однако судить о ее наличии в те времена можно по большому количеству скульптур и изображений, на которых присутствует данный инструмент.

В арсенале частных коллекционеров можно найти образцы, датируемые X-XII столетием, но есть основания предполагать, что первые из них появились еще раньше: к примеру, в Азии бронзовые колокола начали изготавливать еще в IX веке до н. э.

В традиционном варианте такие музыкальные инструменты создавались из сплава 7 разных металлов, который в индуизме носит название «панчалоха» и достаточно долгое время имел сакральное значение для гималайских стран. Его основой служила медь, к которой также добавлялись железо, олово, цинк, серебро, золото и никель.

То есть в результате получалась латунь или литая бронза, дополненная драгоценным металлом. Однако многие коллекционеры считают, что это не было «золотым стандартом», и часто чаши изготавливались из других сплавов (в них могло входить до 12 разных металлов).


Важно! Уникальность древних изделий заключается в одновременном звучании нескольких гармоничных обертонов, что связанно с индивидуальным звучанием каждого входящего в сплав металла.

На сегодняшний день традиционные техники создания считаются утерянными, хотя из разных частей Непала до сих пор поставляются изделия, изготовленные путем традиционной ручной ковки.

Разумеется, качество используемого в этом случае сплава не дотягивает до уровня материала древних инструментов, однако в процессе их старения звук все равно будет меняться, становясь более мягким и теплым.

Древние чаши нередко украшались орнаментами и абстрактными узорами, которые наносились не только на края изделия, но и на его дно. Неудивительно, что настоящие образцы X-XII столетия с уникальными «поющими» качествами так ценятся современными коллекционерами.

Настоящее

Буддисты до сих пор используют поющие чаши в роли вспомогательного инструмента при , молитве и погружениях в . В китайской буддистской практике они применяются вместе с моктаком (вид деревянной коробочки) в процессе песнопений. Удар о поверхность изделия сопровождает пение конкретной фразы в мантре, гимне или сутре.

Во вьетнамских городах и в Японии с помощью таких предметов засекают время в процессе молитвы, а также сообщают о смене вида деятельности. В Европе данный музыкальный инструмент не так широко распространен и в большинстве случаев выступает лишь сувениром, привезенным из-за границы.


Такой интерес к нему обусловил рост производства чаш, которые к тому же все чаще украшаются спиритуальными мотивами и религиозными символами (буддийские мантры, индуистские аштамангалы и изображения Будды).

Обычно современный вариант столь удивительного инструмента изготавливается из бронзы, но уже без добавления драгоценных редких металлов, что, естественно, сказывается и на звучании. Зачастую можно встретить чаши из Непала и северной части Индии, однако достойная продукция выпускается производителями из Кореи и Японии (в меньшей степени направлена на экспорт).

Важно! В отличие от результатов ручной работы, которые в некоторых случаях способны хоть немного приблизиться к древним образцам, поющая чаша, изготовленная машинным способом, отличается довольно плохими музыкальными качествами, что делает ее непригодной для использования в музыкальных целях (она ограничивается лишь двумя гармоничными обертонами).

Воздействие на человека

Различное воздействие тибетской поющей чаши на человека было замечено вскоре после начала ее активного применения, то есть еще сотни лет назад.

Так, древние буддисты отмечали ее влияние на , тело и даже энергетику людей , благодаря чему и сегодня можно поднять уровень жизненной , нормализовать , избавиться от факторов и вызванных ими зажимов на физическом уровне.


Если вы научитесь правильно использовать инструмент, то он поможет расслабиться не только , но и физически , избавляя вас от . Его звучание также синхронизирует работу левого и правого полушарий головного , улучшая творческие способности и гармонизируя процесс дыхания (это уже само по себе может избавить человека от многих проблем).

В некоторых случаях отмечается улучшение слуха и восстановление костной системы. Разумеется, никто не предлагает вам делать самими чашами, но звуковые колебания обладают не менее сильным эффектом, особенно если разместить инструменты непосредственно на разных частях тела лежащего человека.

Одним из хороших вариантов такого звукового массажа является размещение поющих чаш вокруг человека в следующей последовательности: крупные изделия, которые издают глубокие звуки - ближе к , а небольшие, тонкостенные инструменты с высоким, «радостным» звучанием - ближе к . Закончив с обустройством места для подобной релаксации, можно начинать поочередно извлекать из изделий звуки легкими ударами стика.

Если наносить удары по чаше, передвигая ее над человеческим телом, то можно заметить как в некоторых областях меняется ее звучание. Специалисты утверждают, что так на звук реагируют «проблемные» места. Именно на них следует немного задержаться и продолжать наносить удары по изделию до тех пор, пока звучание не станет таким же, как и над другими участками тела.


«Нездоровая» область будет поглощать вибрации инструмента до того момента, пока не придет в равновесие энергетика человека. Такое воздействие вполне можно считать симптоматическим лечением , так как спустя некоторое время проблема снова вернется, если вы не устраните ее причину.

Как правильно играть?

Чтобы добиться максимально эффективного звучания поющей чаши из Тибета необходимо знать о правилах игры на ней. На самом деле ничего сложного в этом нет, ведь существует всего два способа извлечения звука.

Трение обода

В этом варианте все, что от вас требуется - это провести деревянным стиком по краю чаши , вызывая многократные повторяющиеся вибрации, которые позволяют получить несколько обертонов. Появившееся звучание будет напоминать гудение сразу нескольких колоколов, которое со временем сольется в единое целое. Именно в этих взаимодействующих обертонах и заключается уникальность поющих чаш, ведь так больше не звучит ни один инструмент в мире.

Потирание чаши с внутренней и с внешней стороны активизирует энергетическую спираль и позволяет получить гармоничное звучание. Сравните звучание в обоих вариантах.


Принцип колокола

Второй способ воздействия на чашу основывается на принципе колокола: поддерживая чашу кончиками пальцев в нижней части, по внешнему краю изделия наносят удары стиком, что позволяет получить продолжительные вибрации.

В любом из вариантов залог успешной игры - положение поющей чаши . Чаще всего ее укрепляют на небольшой горизонтальной поверхности (чем она меньше, тем красивее будет звук), устанавливают на специальную подушечку или удерживают пальцами. Скольжение стика по краям чашки должно выполняться неотрывно, иначе звук так же будет прерываться. При нажатии палочки вибрация нарастает, поэтому удержать один ритм очень сложно.

Как выбрать и от чего зависит звучание?

Умение обращаться с поющей чашей - это хорошо, но издаваемые ею звуки во многом зависят от индивидуальных характеристик инструмента. Поэтому при выборе изделия так важно учитывать его размер, материал изготовления, особенности стика и наполненность. Каждый из этих критериев играет свою роль в ее применении и по-своему важен.

Размер

Диаметр чаши варьируется в пределах от 10 см до 1-2 метров , причем существует определенная закономерность: чем меньше этот показатель, тем выше будет ее звучание. Однако звук чересчур маленьких инструментов не такой сильный, и его вибрации намного сложнее почувствовать.

Поверхность

Как мы уже отмечали ранее, для получения оптимального звучания при проведении стиком по поверхности чаши она должна быть изготовлена из нескольких металлов, собранных вместе в правильных пропорциях. В противном случае звучание изделия не будет иметь нужного количества обертонов, и звук не станет таким чистым, как хотелось бы.

Разумеется, самостоятельно определить подлинность покупки мало кому удается, поэтому попробуйте поиграть на инструменте. Причем хорошо, если до этого вы услышите, как правильно должно звучать настоящее изделие. Вряд ли после этого вы сможете спутать звучание оригинальной тибетской поющей чаши с подделкой.


Сегодня сплав для таких изделий не так богат, а значит, ожидать полноценного звучания от подобного сувенира не приходится. Однако попробуйте отыскать чашу ручной работы, в состав которой входит хотя бы 5 металлов.

Важно! На небольших тонкостенных инструментах играть сложнее, но их звучание будет более чистым.

Стик

На глубину звучания описанного инструмента влияет и стик, которым наносятся удары. Металлические палочки или изделия из твердых пород древесины дают чистый и резкий звук, в то время как войлочные стики позволяют извлекать мягкое звучание, обладающее умиротворяющим воздействием на человека.

Также важно, чтобы стик соответствовал размерам самой чаши и материалу ее изготовления (по твердости и по весу). То есть для тонкостенных больших изделий лучше подбирать тяжелые стики, которые позволят получить богатое и мощное звучание, а для маленьких чаш идеальным вариантом будет небольшая палочка из легкого дерева, которая позволит извлечь небогатые обертонами, но красивые звуки.


Наполненность

Несложно догадаться, что пустая чаша будет звучать не так, как наполненная, поэтому, чтобы разнообразить исходящие от нее звуки, можно налить внутрь . С ростом интенсивности звука вода будет разбрызгиваться, и вы услышите характерное журчание. Если наполнить изделие до самых краев, то вместо звонких проявлений можно услышать более глухие.

Знаете ли вы? Благодаря высокоскоростной съемке удалось зафиксировать рождение на поверхности воды концентрических волн, вызванных вибрацией стенок чаши. С увеличением амплитуды эти волны начинают рваться, взлетая в воздух сотнями мелких капель. Такая левитация отличается достаточной продолжительностью, причем частицы воды свободно перемещаются вдоль всей поверхности.

Использование поющих чаш

Разные народы по-разному используют поющие чаши. Для буддистов различных стран они являются частью религиозных ритуалов, для целителей выступают инструментом определения недугов и их устранения, а для большинства европейцев являются просто необычным и диковинным сувениром.

Однако в той же Европе поющие чаши нередко используются в фэн-шуй, где на них возлагается практически такая же функция, как и на обычные колокольчики. Открытая форма изделия привносит дополнительную энергию, и в некоторых случаях ее использование более уместно, нежели применение упомянутых колокольчиков.


Широкое распространение поющие чаши получили в музыке нью-эйдж и этнической музыке, благодаря которым они и обрели существенную часть своей популярности. Сегодня их нередко применяют и в других музыкальных направлениях: от рок-музыки и неоклассики до эмбиента.

Одним словом, столь интересное и необычное изделие просто не могло остаться без внимания общества, поэтому при возможности обязательно послушайте звучание поющей чаши.

В этой статье вы узнаете:

Поющие чаши интересуют людей со времен древности из-за их лечебных свойств , способности очищать организм. Воздействие этих предметов на сознание человека связано со специфическим тембром звучания, которое при длительном воздействии на человека вызывает особое состояние сознания. Это свойство сотни и тысячи лет используется адептами многих религиозных учений для концентрации и сосредоточения.

Что это за предмет

В наше время делаются попытки применять чаши в различных психологических практиках, основанных на восточных системах самосовершенствования: йоге, цигун, тайцзицюань.Тибетские поющие чаши являются разновидностью колокола. Для их создания используют сплавы металлов, в числе которых – медь, олово, цинк, золото или серебро. Используют для извлечения музыки, которая звучит все время в процессе молитвы в индуизме или буддизме.

Историческая справка о тибетских чашах

Тибетские чаши появились достаточно давно. Существует поверье, что они использовались для сбора подаяний буддистскими монахами, которые путешествовали по свету для распространения священного знания.

Есть легенда, что однажды духи поведали мудрецам об особых приспособлениях для общения с космическим разумом, чтобы черпать великие познания о мире. При помощи медитаций шаманы смогли разглядеть внешний вид предмета и его состав: сосуд, скованный из 8 элементов.

Западный же мир увидел их в 1950 году, благодаря китайскому вторжению в Тибет.

Как используют сегодня

Способы использования этих инструментов с течением времени не изменились. Считается, что их звучание оказывает воздействие на человека : нормализуется рассудок, улучшается кровообращение, расслабляются мышцы.

Мелодия способна выводить человека из состояния напряжения, лечить недомогания.

Помимо лечебных свойств , необычное звучание часто используется в современной музыке в жанрах нью-эйдж, неоклассика и даже рок.

Со времен появления поющие сосуды претерпели много изменений. Поэтому для оптимального выбора существует несколько советов:

  1. Предметы могут отличаться способами изготовления . Помимо Тибета, они часто встречаются в Индии, Японии, Корее, Непале, Китае. В каждой стране есть свои технологии. В состав китайских изделий может входить всего 3 вида металла. Но классическими считаются тибетские поющие чаши , в состав которых входят 7 металлов: серебро, медь, олово, железо, ртуть, золото, свинец.
  2. В зависимости от концентрации различных металлов, ритуальный предмет будет иметь цвет от нежно-золотого до багрово-серого.
  3. Изделия различны по своим размерам. Рекомендуется выбирать инструмент от 12 до 22 см в диаметре для гармоничного звучания в стенах дома.
  4. Для каждой чаши предназначен свой стик-резонатор в виде палочки или молоточка. Металлические или сделанные из сортов твердой древесины палочки могут извлекать громкий, режущий звук, а палочки, обитые войлоком, дают смягченное звучание.

Поверхность

Поющая чашка должна быть исключительно ручной работы. Это необходимое условие. Поверхность чаши должна быть украшена небольшими углублениями – следами от инструментов мастера. Помимо этих неровностей, на звук влияет и толщина стенок: чем она больше, тем ниже тон. Если присутствуют дребезжащие ноты, значит, изделие имеет дефекты.

Размер

Чаши бывают разного размера. Это связано не только с тем, что они создавались для помещений, но и с таким важным аспектом, как энергия Ци . При подборе чаши нужного размера идет быстрое накопление энергии Ци, способной исцелять организм от различных болезней.

Наполненность

Тибетские поющие чаши не используются, как правило, для употребления пищи или ношения вещей. Это священный предмет, предназначенный для других целей. Но иногда мастера могут наполнить чашу какими-либо предметами или жидкостью, тем самым изменив звучание музыки.

Звук проходит через препятствия, изменяя свои колебания и их направление. При взаимодействии с жидкостью колебания могут создать небольшие волны, выплескивающие излишки воды изнутри.

Как правильно использовать инструмент

Есть 2 способа извлечения звука. Оба метода применяются как при совершении ритуальных действий, так и при создании музыки. Эти способы:

  1. Извлечение звука путем трения обода.
  2. Использование принципа колокольного звучания.

Трение обода

Метод считается «правильным» или «истинным». Необходимо взять стик-резонатор, прислонить его к краю чаши и медленно вести по окружности обода до появления резонирующего звука. Тибетские поющие чаши устроены так, что при колебании их оболочки формируется гудящий звук, дополняющий пение мантр.

Мелодию возможно изменять в зависимости от многих факторов:

  • угла соприкосновения со стиком;
  • того, насколько сильно надавливать на обод;
  • скорости вращения по ободу;
  • материала, из которого был изготовлен резонатор;
  • направления вращения по окружности.

Принцип колокола

Можно воспользоваться и иным методом. Для этого вместо стика используется молоточек. Способ применяют в основном к чашам малого диаметра, но он подходит и для изделий больших размеров. Достаточно легко ударить молоточком по ободу или стенам. Возникает долго не затихающий гудящий звук.

Иногда совмещают два стиля использования. Можно сначала стукнуть по чаше резонатором, чтобы создать начальные колебания, а затем поддерживать их, водя по ободу стиком. Но это не считается каноническим использованием инструмента.

Использовать поющие чаши могут не только верующие. Эти предметы обладают поистине целительной силой, а их музыка воодушевляет и расслабляет тело и разум. Они достаточно компактны и могут применяться в любом месте, что делает их переносным целительным средством и помощником при общении со своим подсознанием во время медитации.