Алисия алонсо. Танцуя в темноте

"Кубе повезло обладать тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства", - сказал об Алисии Алонсо в далеком 1966 году английский критик Арнольд Хаскел. В следующем году несравненная Алонсо, блестящая балерина и создательница Кубинского Национального балета, отметит свой 90-летний юбилей. Вся ее жизнь - это пример победы силы воли над обстоятельствами, победы духа над бренностью тела. Ведь в течение многих лет этой женщине приходилось бороться с тяжелым недугом, который, казалось бы, делал танцевальную карьеру невозможной. Однако Алонсо сумела доказать обратное.

Алисия Мартинес дель Ойо появилась на свет в Гаване , в 1921 году. Она была пятым по счету ребенком в семье военного офицера. С раннего детства девочка обожала танцевать. "Я всегда была балериной, - рассказывала сама Алонсо. - В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ - запереть в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала".

У семьи была возможность дать детям приличное образование, а потому в 9 лет девочку отдали в частную балетную школу русского балетмейстера Николая Яворского. С первого же урока она поняла, что именно балет станет смыслом ее жизни. А в 12 лет Алисия в первый раз вышла на сцену. Вскоре семья в полном составе переехала в США. Там девочка продолжила свое образование в школе Вильтзака-Шоллар и в школе американского балета.

В 1938 году Алисия дебютировала на Бродвее, а в 1940 году кубинская балерина поступила в Американский театр балета Нью-Йорка.

Но у балерины были другие мечты - она хотела создать национальный балет на родной Кубе, которой по-прежнему принадлежало ее сердце.

На родине Алонсо не существовало ни собственных балетных традиций, ни подходящей сцены. В мире не было известно ни одной кубинской балерины, да и народ не слишком-то был знаком с данным видом искусства. Однако Алисия рвалась в бой.

К тому времени она уже носила фамилия Алонсо. Еще в начале сценической карьеры Алисия вышла замуж за своего танцевального партнера - кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо. В 1948 году супруги вернулись на цветущий остров и организовывали свою школу танца. Потом из этого предприятия вырастет Национальный балет Кубы. Но пока их ожидали трудности и препятствия.

Страной правил диктатор Фульхенсио Батиста, который относился к Алисии Алонсо без особой симпатии. Во-первых, балерина выступала с открытой критикой диктатора и его политики. По слухам, в свое время ей даже предлагали сделку - 500 долларов ежемесячно за молчание. Во-вторых, диктатор считал, что артисты и интеллигенция, симпатизирующие левому крылу, - вообще ненадежная публика. Все кончилось тем, что правительство прекратило финансовую поддержку Национального балета, которая и прежде была не щедрой. Алонсо пришлось во второй раз уехать с Кубы. Ее сценическая карьера в Американском театре балета шла в гору… Блестящие партии Жизель, Одетты-Одиллии, Сванильды, Терпсихоры. Она гастролировала по США, Европе…

Осуществление мечты своей жизни Алонсо удалось начать в 1959 году, когда на Кубе победила революция и к власти пришел Фидель Кастро, который как раз был весьма заинтересован в создании Национального балета. Он сразу же попросил Алисию вернуться домой. Мало того, кубинский лидер выделил 200 тысяч долларов - немалую по тем временам сумму - на развитие национального балета.

Свою мечту Алисия Алонсо воплощала с огромной энергией и энтузиазмом. Она искала танцоров по всей стране, не смущаясь, что у многих из них нет хореографического образования. Во-первых, кубинцы вообще весьма пластичны, а во-вторых, Алонсо решила, что Национальный балет должен соединить в себе классический и народный танец. Алонсо также стала внедрять идеи психобалета.

Дело в том, что сама она весьма глубоко работала над своими ролями - вплоть до того, что во время подготовки к "Жизели", чтобы лучше воплотить сцену сумасшествия, балерина посещала психиатрический госпиталь, где много беседовала с врачами и наблюдала за больными. Тогда же она и задумалась о том, что балет может быть использован в качестве терапевтического средства для лечения эпилептиков, астматиков, людей с физическими недостатками.

Похоже, балет имел воистину лечебное воздействие и на саму Алонсо. Ведь еще в 19 лет у нее начались серьезные проблемы со зрением. Тогда ей сделали первую операцию на глаза.

С годами зрение будет ухудшаться, и Алонсо предстояли все новые и новые операции.

Впоследствии ей зачастую придется медленно брести, стараясь не наткнуться на декорации. Для нее зажигали самый сильный прожектор, чтобы Алонсо видела центр сцены. Особые проблемы были с незнакомыми сценами. Так, в течение первых гастролей в Советском Союзе в 1957 году она трижды ранила себе лицо. Один из таких случаев произошел в Киеве. Во время спектакля "Лебединое озеро", перебегая из одной кулисы в другую между актами, балерина наткнулась на декорации и в результате поранила себе лоб. Спектакль хотели прекратить, но Алонсо решительно ответила: "Только на сцену!". И продолжила выступление. Гастроли не прекращались... Москва и Ленинград, Европа и Азия, Латинская Америка и США, Канада и Австралия.

Она всегда говорила, что секрет ее успехов - это "труд без жалости к себе". И была убеждена, что продолжительность творческой жизни танцора зависит от его дисциплинированности и воли. "Думаю, в любой профессии необходимо стремиться к совершенству. Чувствовать за это ответственность не только перед собой, но и перед народом своим", - говорила балерина.

В 1972 году Алисии Алонсо угрожала полная слепота. Пришлось делать новую операцию. Ей было уже за 50, и мало кто верил, что после этой, уже четвертой по счету, операции она вернется на сцену. Но Алонсо вернулась! И продолжила свои триумфальные выступления.

А в течение 13 дней Х Гаванского международного фестиваля балета в 1986 году 65-летняя Алонсо исполнила множество постановок, воплотив на сцене трагические образы Медеи, Жанны д`Арк, Джульетты, Иокасты и комический образ Веселой вдовы. Мало того, она еще и продемонстрировала интереснейшую серию четких и стремительных фуэтэ по диагонали, что вызвало в зале продолжительнейшую овацию.

Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет. Всего за два года до этого она еще танцевала в "Жизели".

А сейчас... Жизнь продолжается!

89-летняя почти не видящая Алонсо продолжает руководить Национальным балетом Кубы (который, кстати, является одной из самых авторитетных школ классического танца в мире), ставит новые спектакли, возит труппу на гастроли.

Конечно, кое-кто ворчит на тему политической марионетки в руках Фиделя, засидевшейся в своем кресле, но это ворчание тонет в возгласе общего восхищения ее талантом. Балерина стала настоящим символом Кубы.

А еще Алонсо иногда исполняет пластические зарисовки руками и ногами, не поднимаясь с инвалидного кресла. "Теперь я танцую руками, - говорит она. - А еще вернее сказать, что я танцую сердцем. Танец живет в моем теле, и я ничего не могу с этим поделать".


Екатерина Щеглова

Алисия Алонсо (Alicia Alonso), настоящее имя Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес Ойа (Alicia Ernestina de la Caridad dei Cobre Martinez Hoya), родилась 21 декабря 1920 года в Гаване, Куба.

Ее родители были выходцами из Испании. Отец Антонио Мартинес служил офицером кубинской армии.

Свой первый урок балета девочка получила в музыкальной школе Гаваны Sociedad Pro-Arte. Понимание того, что балет является ее призванием, пришло к Алисии в 1930 году, во время занятий в частной балетной школе под руководством русского балетмейстера Николая Яворского, в которую девочку записали родители.

29 декабря 1931 года молодая балерина дебютировала на сцене гаванского театра в постановке "Спящая красавица".

В 1937 году она вышла замуж за однокурсника балетной школы Фернандо Алонсо.

Пара решила переехать в Нью-Йорк, чтобы начать свою профессиональную карьеру. Несмотря на то, что вскоре у Алисии родилась дочь Лаура, балерина продолжила свое обучение в Школе американского балета под руководством Джорджа Баланчина, брала частные классы у известных солистов Михаила Фокина, Александры Федоровой, Энрико Занфретты, Анатолия Вильтзака.

В 1938 году на Бродвее Алисия Алонсо дебютировала в музыкальных комедиях "Великая леди" и "Звезды в твоих глазах".

В 1940 году Алисия поступила в состав только что созданного тогда Американского театра балета.

В 1941 году у балерины произошло отслоение сетчатки обоих глаз, и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за чего около года была прикована к постели. Ей удалось восстановить форму и вернуться в балет.

Прорывом в карьере Алонсо стал 1943 год, когда балерина заменила в балете "Жизель" Адольфа Адана заболевшую британскую солистку. Успешное выступление Алисии произвело фурор, и ее имя надолго стало отождествляться с партией Жизели.

В 1948 году Алисия вернулись на Кубу, где совместно с Фернандо и Альберто Алонсо организовала национальную труппу "Балет Алисии Алонсо". Это был необычный коллектив — ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в "танцевальный фонд" труппы.

В 1950 году была организована также балетная школа Алисии Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий — Одетта-Одиллия в балете "Лебединое озеро" Петра Чайковского, Терпсихора в балете "Аполлон и Мусагет" Игоря Стравинского, Сванильда в "Коппелии" Лео Делиба, Жизель в одноименной постановке на музыку Адольфа Адана.
Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в постановках балетмейстеров Энтони Тюдора, Джорджа Баланчина, Агнес де Милль.

После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве "культурного посольства кубинской революции".

В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве — образ Кармен в балете Альберто Алонсо. Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.

На протяжении свей творческой жизни балерина выступила почти в 60 странах мира.

Благодаря фанатической работоспособности Алисия Алонсо смогла доказать, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше общепринятых норм. Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда ей исполнилось 75 лет. Балерина также поставила ряд оригинальных балетов.

Уйдя со сцены, она продолжает возглавлять Национальный балет Кубы.

Алонсо часто выступала в СССР. В конце 1950-х годов она впервые вышла на сцену Большого театра. В разное время ее партнерами были Владимир Васильев, Антон Долин, Александр Годунов, Антонио Гадес и другие.

Она неоднократно входила в состав жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. В 1969-1989 годах была вице-президентом Общества кубино-советской дружбы.

Алисия Алонсо была удостоена звания посла доброй воли ЮНЕСКО.

Балерина является почетным доктором Университета Гаваны, Высшего института искусств Кубы, Политехнического университета Валенсии (Испания) и Университета в Гвадалахаре (Мексика).

Алисия Алонсо имеет многочисленные национальные и международные награды. В 1998 году она была удостоена звания Героя труда Республики Куба, в 2000 году — кубинского ордена "Хосе Марти". В декабре 2010 года балерина получила медаль Айде Сантамария — награду, которую присуждает Государственный совет Кубы.

Она была удостоена мексиканского ордена Ацтекского орла (1982), испанского ордена Изабеллы Католической (1993), французского ордена Искусств и литературы (1998) и др. В 2003 году президент Франции присвоил Алонсо звание офицера ордена Почетного легиона.

В 1999 году ЮНЕСКО наградило ее медалью Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Алисия Алонсо получила премию Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Известнейшая кубинская балерина, основоположница кубинского балета Алисия Алонсо (Alicia Alonso, Alicia Ernestina de la Caridad del Cobre Martinez del Hoyo) родилась в Гаване, Куба, двадцать первого декабря 1921-го года. Алисия была самым младшим ребенком среди четырех детей в её семье. Её родители были выходцами из Испании. Антонио Мартинес, отец Алисии Алонсо, был офицером кубинской армии, а мать, Эрнестина Ойя, домохозяйкой. Это было время дореволюционной Кубы.

Танцевать Асилия Алонсо начала в достаточно юном возрасте. Танцы её настолько увлекали, что это было единственное занятие, которое могло заставить девочку отвлечься от детских шалостей. Как только она слышала музыку, сразу начинала танцевать. Маленькая Алисия мечтала иметь длинные волосы, поэтому надевала полотенце на голову, представляла, что это её волосы, и танцевала, танцевала...

На своем первом в жизни уроке танца будущая балерина побывала во время годового военного назначения её отца в Испанию. В то время проживавший в Испании дедушка Алисии предложил внучке ознакомиться с местными танцами. Тогда девочка впервые познакомилась с фламенко. В возрасте восьми лет Алисия Алонсо уже вернулась семьей на Кубу. Тогда, в музыкальной школе Гаваны «Сосьедад Про-Арте» (Sociedad Pro-Arte), она получила свой первый урок балета. Понимание того, что балет является призванием её жизни, пришло к Алисии в 1930-ом году, во время занятий в частной балетной школе, под руководством русского балетмейстера, в которую девочку записали родители. Уже тогда Алисия ставит себе цель основать Национальный балет Кубы. Двадцать девятого декабря 1931-го года, в возрасте десяти лет молодая талантливая балерина выступила на сцене гаванского театра. Это была постановка «Спящая красавица».

Довольно рано Алисия ознакомилась с семейной жизнью. Девушка вышла замуж в возрасте пятнадцати лет. Её избранником стал Фернандо Алонсо - кубинский танцор и преподаватель балетного искусства. В 1937-ом году молодая пара переехала в Нью-Йорк, с намереньями продолжить обучение танцам. Там Алисии удалось поступить в Школу американского балета. В этой школе Алисии Алонсо посчастливилось работать с одними из лучших в мире частных учителей классического балета. Она с жаждой впитывала в себя новую информацию.

Уже с 1938-го года началась профессиональная карьера балерины. В этом году ей удалось дебютировать в таких музыкальных комедиях, как: «Великая леди» (Great Lady), «Звезды в твоих глазах» (Stars in your eyes). В 1939-ом году она была солисткой американского балета «Караван», позднее он стал называться «Нью-Йорк Сити Балет». На протяжении 1039-го - 1940-го годов Алисия принимала активное участие в создании Американского балетного театра (American Ballet Theatre), а спустя три года балерина стала его ведущей артисткой.

Переломным моментом в жизни знаменитой балерины стал 1941-ый год. Алисии Алонсо было девятнадцать, когда у нее выявили отслоение сетчатки обоих глаз и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за этого она почти целый год была прикована к постели, и не могла даже голову повернуть. Врачи говорили балерине, что её карьера закончена, и она больше не сможет танцевать. Но, не смотря на приговор и невозможность тренироваться, Алисия Алонсо проводила тренировки в своем воображении. Каждый день она прокручивала в голове движения из больших балетных постановок, таких как «Жизель». И к тому моменту, когда глаза зажили, она уже знала «Жизель» наизусть. Балерина настолько любила танцы, что смогла передать эти знания своему телу. Её тело быстро восстановилось, и уже вскоре Алисия вернулась в балет.


Прорывом в карьере Алисии Алонсо обозначился 1943-ий год. Второго ноября 1943-го года Американским балетным театром должна была быть показана постановка «Жизель». Уже практически не осталось времени, когда в балете узнали, что заболела британская балерина, исполнительница главной роли - Алисия Маркова. Так как ожидался аншлаг, импресарио не хотел закрывать шоу и стал опрашивать всех танцоров, кто бы хотел заменить балерину. Отказались все, кроме Алисии Алонсо. Балерина мечтала о таком шансе всю свою жизнь и не могла его упустить. Как результат - Алонсо блестяще выступила и произвела такой фурор, что роль «Жизель» навсегда стали отождествлять с именем Алисии Алонсо.

В 1948-ом году Алисия вернулись на родину, где она вместе с Альберто и Фернандо Алонсо основала национальную труппу «Балет Алисии Алонсо», который с 1959-го года стал называться «Национальный балет Кубы». С этого времени балерина разрывалась между выступлениями в Американском балетном театре и работой с собственной труппой. В 1950-ом году также организовывается балетная школа. В 1956-ой год был довольно сложным. В это время политическая ситуация на Кубе становилась все более нестабильной, вскоре правительство страны отменило финансирование балетной школы. Тогда Алисия Алонсо, по приглашению солиста балета Русе переехала в Монте-Карло.

1957-ой год подарил знаменитой балерине международную известность. Алисия Алонсо получила приглашение выступить в Советском Союзе. Возможности пробраться через «железный занавес» не имела ни одна западная танцовщица. В то время Алисия несколько раз выступала на сцене Большого театра в городе Москве, а также Кировского театра (ныне Мариинский) в Санкт-Петербурге. С 1957-го по 1958-ой год балерина ездила с гастролями по разным странам, таким как: Азия, США, Западная Европа, Латинская Америка, Канада и Австралия. А в 1959-ом году после Кубинской революции к власти пришел Фидель Кастро, который предложил Алисии свое политическое и финансовое покровительство. Тогда балерина вернулась на родину и основала Национальный балет Кубы.

Последнее выступление Алисии было в возрасте семидесяти пяти лет, в балете «Бабочка», который она сама же и поставила. Сейчас она все так же руководит национальным балетом, воспитывает новое поколение балерин, не смотря на то, что она с трудом передвигается и почти ничего не видит. В этом году знаменитая балерина собирается отметить свой юбилей - Алисии исполнится девяносто лет.

Вклад Алисии Алонсо в развитие балетного искусства Кубы

В то время, когда балерина Алисия Алонсо начинала свою карьеру, Куба находилась под властью Батисты. Тогда, борясь за независимость страны, мало кого интересовало искусство и уж тем более создание национального балета. Здесь не было многовековых балетных традиций, известных балерин, да и что говорить - балетных школ и даже более-менее подходящей сцены для выступлений. Не смотря на это, Алисия Алонсо была уверена, что сможет добиться своей цели - создать Национальный балет Кубы. Балерина не боялась трудностей, наоборот, Алисия ставила перед собой промежуточные цели, которые помогали ей добиваться задуманного.

Алисия Алонсо не просто добивалась цели стать профессиональной балериной, найти средства и создать национальный балет, привлечь внимание жителей страны к этому виду искусства, она также решила извлечь из этого пользу для общества. Как-то балерина заметила, что балет помогает контролировать работу мышц, это вдохновило её использовать танец как средство лечения людей болеющих астмой, эпилепсией, имеющих физические недостатки, которые влияют на психику. В дальнейшие годы Алисия пыталась выявить новые возможности воздействия на здоровье человека с помощью балета.

Всю свою жизнь Алисия Алонсо добивалась поставленных целей притом, что она почти потеряла зрение еще в молодости, и даже операции не помогли его полностью восстановить. Почти вслепую выступая на десятом международном фестивале балета в Гаване, который проходил в 1986-ом году, балерине опять же удалось удивить присутствующих своей характерной манерой танца. За тринадцать дней фестиваля Алисия исполнила несколько разных по характеру ролей. Это были Джульетта, Веселая вдова, Жанна д’Арк, Медея…

Именно фанатическая работоспособность является главным секретом успеха балерины. Алисия смогла доказать всем, и в первую очередь себе, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше, чем все привыкли думать. Собственным примером балерина показала, что достичь этого можно с помощью дисциплинированности и большой силы воли.

На протяжении свей творческой жизни, балерина выступила почти в шестидесяти странах мира. Но она не просто выступала и зарабатывала деньги, она набиралась опыта у разных танцоров и балетных школ, училась, а потом передавала полученные знания своим ученикам. За годы работы, на основе собранной информации Алисия разработала специальный метод подготовки кубинских танцоров, который учитывает климат, а также особенности физического и мышечного строения организма. Данный метод позволяет подготовить артиста балета всего лишь за семь лет.

Алисия Алонсо всегда ответственно подходила к вопросу подготовки к спектаклю, работала над созданием образа определенного персонажа, старалась проникнуть и понять его. Так, например, при подготовке к сцене сумасшествия в постановке «Жизель», балерина посещала психиатрические больницы, разговаривала с врачами и наблюдала за больными, чтобы максимально правдиво изобразить это на сцене. Также, благодаря такому глубокому и тщательному подходу к подготовке образа, балерине удалось открыть новое свойство балета, а именно его способность лечить некоторые заболевания.

Не стоить забывать, что Алисия Алонсо создала национальный балет Кубы фактически с нуля. Он переживал разные времена, к примеру, в 1956-ом году её балетная школа и вовсе осталась без государственного финансирования, да и самой балерине пришлось покинуть страну. Но как только к власти пришел Фидель Кастро, он попросил известную балерину вернуться на родину, и кроме того выделил двести тысяч долларов на развитие национального балетного театра. Сейчас же Национальный балет продуктивно работает, он имеет достаточно большой классический и современный репертуар. Труппа балета выступает не только у себя в театре, но и часто ездит на гастроли за границу.

За выдающийся вклад в танцевальное искусство Алисия Алонсо много раз была награждена различными орденами и премиями. Так, в рамках восемнадцатого Международного фестиваля балета, который проходил в столице Кубы, председателем Международного совета по танцу при ЮНЕСКО Дугласом Блэйром знаменитой балерине была вручена медаль имени Вацлава Нижинского. Такой награды Алисию Алонсо удостоили за развитие высоких культурных традиций, которые балерина передает своим воспитанникам. В 2002-ом году Алисия получила звание «Посол доброй воли» ЮНЕСКО.

Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет. Всего за два года до этого она еще танцевала в "Жизели".

А сейчас... Жизнь продолжается!

93-летняя почти не видящая Алонсо продолжает руководить Национальным балетом Кубы (который, кстати, является одной из самых авторитетных школ классического танца в мире), ставит новые спектакли, возит труппу на гастроли.

А еще Алонсо иногда исполняет пластические зарисовки руками и ногами, не поднимаясь с инвалидного кресла. "Теперь я танцую руками, — говорит она. — А еще вернее сказать, что я танцую сердцем. Танец живет в моем теле, и я ничего не могу с этим поделать".

"Кубе повезло обладать тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства", — сказал об Алисии Алонсо в далеком 1966 году английский критик Арнольд Хаскел.



Алисия Алонсо (Alicia Alonso), настоящее имя Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес Ойа (Alicia Ernestina de la Caridad dei Cobre Martinez Hoya), родилась 21 декабря 1920 года в Гаване, Куба.

Ее родители были выходцами из Испании. Отец Антонио Мартинес служил офицером кубинской армии.

Свой первый урок балета девочка получила в музыкальной школе Гаваны Sociedad Pro-Arte. Понимание того, что балет является ее призванием, пришло к Алисии в 1930 году, во время занятий в частной балетной школе под руководством русского балетмейстера Николая Яворского, в которую девочку записали родители.

29 декабря 1931 года молодая балерина дебютировала на сцене гаванского театра в постановке "Спящая красавица".

В 1937 году она вышла замуж за однокурсника балетной школы Фернандо Алонсо.

Пара решила переехать в Нью-Йорк, чтобы начать свою профессиональную карьеру. Несмотря на то, что вскоре у Алисии родилась дочь Лаура, балерина продолжила свое обучение в Школе американского балета под руководством Джорджа Баланчина, брала частные классы у известных солистов Михаила Фокина, Александры Федоровой, Энрико Занфретты, Анатолия Вильтзака.

В 1938 году на Бродвее Алисия Алонсо дебютировала в музыкальных комедиях "Великая леди" и "Звезды в твоих глазах".

В 1940 году Алисия поступила в состав только что созданного тогда Американского театра балета.

В 1941 году у балерины произошло отслоение сетчатки обоих глаз, и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за чего около года была прикована к постели. Ей удалось восстановить форму и вернуться в балет.

Прорывом в карьере Алонсо стал 1943 год, когда балерина заменила в балете "Жизель" Адольфа Адана заболевшую британскую солистку. Успешное выступление Алисии произвело фурор, и ее имя надолго стало отождествляться с партией Жизели.

В 1948 году Алисия вернулись на Кубу, где совместно с Фернандо и Альберто Алонсо организовала национальную труппу "Балет Алисии Алонсо". Это был необычный коллектив — ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в "танцевальный фонд" труппы.

В 1950 году была организована также балетная школа Алисии Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий — Одетта-Одиллия в балете "Лебединое озеро" Петра Чайковского, Терпсихора в балете "Аполлон и Мусагет" Игоря Стравинского, Сванильда в "Коппелии" Лео Делиба, Жизель в одноименной постановке на музыку Адольфа Адана.
Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в постановках балетмейстеров Энтони Тюдора, Джорджа Баланчина, Агнес де Милль.

После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве "культурного посольства кубинской революции".

В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве — образ Кармен в балете Альберто Алонсо. Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.

На протяжении свей творческой жизни балерина выступила почти в 60 странах мира.

Благодаря фанатической работоспособности Алисия Алонсо смогла доказать, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше общепринятых норм. Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда ей исполнилось 75 лет. Балерина также поставила ряд оригинальных балетов.

Уйдя со сцены, она продолжает возглавлять Национальный балет Кубы.

Алонсо часто выступала в СССР. В конце 1950-х годов она впервые вышла на сцену Большого театра. В разное время ее партнерами были Владимир Васильев, Антон Долин, Александр Годунов, Антонио Гадес и другие.

Она неоднократно входила в состав жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. В 1969-1989 годах была вице-президентом Общества кубино-советской дружбы.

Алисия Алонсо была удостоена звания посла доброй воли ЮНЕСКО.

Балерина является почетным доктором Университета Гаваны, Высшего института искусств Кубы, Политехнического университета Валенсии (Испания) и Университета в Гвадалахаре (Мексика).

Алисия Алонсо имеет многочисленные национальные и международные награды. В 1998 году она была удостоена звания Героя труда Республики Куба, в 2000 году — кубинского ордена "Хосе Марти". В декабре 2010 года балерина получила медаль Айде Сантамария — награду, которую присуждает Государственный совет Кубы.

Она была удостоена мексиканского ордена Ацтекского орла (1982), испанского ордена Изабеллы Католической (1993), французского ордена Искусств и литературы (1998) и др. В 2003 году президент Франции присвоил Алонсо звание офицера ордена Почетного легиона.

В 1999 году ЮНЕСКО наградило ее медалью Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Алисия Алонсо получила премию Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В 1986 году на сцену Х Гаванского международного фестиваля балета вышла танцовщица - почти слепая. Она исполнила несколько танцев, комических и трагических. Но когда она закружилась в четких и стремительных фуэте по диагонали - зал взорвался аплодисментами…


Алисия Алонсо родилась в Гаване 21 декабря 1921 года, там же в 1931 году начала учиться балету. Уже в 9 лет после своего первого урока в единственной в то время на Кубе частной балетной школе русского балетмейстера Николая Яворского Алисия поняла, что балет - это вся ее жизнь.

Трудно сказать, что толкнуло дочь ветеринара на балетную сцену. Сама Алисия об этом говорила: «Я всегда была балериной… В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ - запереть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала».

Танцовщица продолжила обучение в США, сначала в школе Анатолия Вильтзака и Людмилы Шоллар, затем в Школе американского балета.

После дебюта в 1938 году на Бродвее в музыкальных комедиях «Великая леди» и «Звезды в твоих глазах» Алисия Алонсо начала работать в труппе «Балле театр» в Нью-Йорке. Там она познакомилась c хореографией Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, Брониславы Нижинской, Джерома Роббинса, Агнес де Милль. И там же она встретилась со своим будущим партнером Игорем Юшкевичем.

Его семья после 1917 года, когда ему было всего пять лет, эмигрировала из России и оказалась в Белграде. Он начал заниматься балетом в частной студии, каких тогда было множество, там познакомился с Николаем Яворским и вместе с ним уехал в Америку. В 1940-х годах Юшкевич был уже известным солистом, танцевал у Брониславы Нижинской, а когда работал в «Балле театр», знаменитый хореограф Джордж Баланчин догадался, что Юшкевич и Алонсо могут стать отличной балетной парой.

Алисия Алонсо в будущем собиралась развивать балетное искусство на Кубе и заразила своим энтузиазмом Юшкевича. В 1947 году они впервые танцевали там вместе в балетах «Аполлон Мусагет» и «Лебединое озеро».



Партия черного лебедя из балета "Лебединое озеро"

Куба никогда не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы не были знакомы с этим видом искусства. Приходилось начинать с нуля. В таких условиях Алисия Алонсо взялась осуществлять цель своей жизни - создание Национального балета Кубы. Еще в 1946 году она приступила к созданию своего коллектива.


Осенью 1948 года кубинская пресса опубликовала своеобразный «манифест» Алисии Алонсо о создании первой кубинской профессиональной балетной труппы. Она действовала стремительно, привлекла к делу своего супруга Фернандо Алонсо и его брата, хореографа Альберто Алонсо, ей помогал присоединившийся к новорожденной труппе Юшкевич. 28 октября 1948 года в театре «Аудиториум» состоялось первое выступление «Балета Алисии Алонсо». А уже в декабре труппа отправилась в первое зарубежное турне - в Венесуэлу и Пуэрто-Рико.

Это был необычный коллектив - ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в «танцевальный фонд» труппы.

В 1950 году была организована также балетная школа Алисия Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий - Одетта-Одиллия, Сванильда, Терпсихора («Аполлон Мусагет»), Жизель.


Фрагменты из балета "Жизель" в разные годы

Работая над сценой сумасшествия, артистка посещала психиатрический госпиталь, беседовала с врачами, наблюдала больных. До сих пор эта сцена производит на зрителей ошеломляющее впечатление. Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в балетах Тюдора, Баланчина, де Милль.

После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве «культурного посольства кубинской революции».

После этих гастролей Юшкевич и Алисия Алонсо танцевали в балете «Коппелия», поставленном 13 декабря на сцене театра «Аудиториум».Это было последнее выступление их дуэта на Кубе.


Сцена из балета "Коппелия"

В апреле 1960 года обострение кубино - американских по - литических противоречий положило конец плодотворной совместной работе русского танцовщика, бывшего американским гражданином, и кубинской балерины.


В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве - образ Кармен в балете Альберто Алонсо.


Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.


Это была ее любимая постановка, балерина относилась к ней очень ревниво и даже запрещала балетмейстеру ставить «её» балет с другими танцовщицами.


Алисия Алонсо объездила весь мир, пользовалась успехом в таких «балетных» городах, как Париж, Милан, Вена, Неаполь, Москва, Прага. Она поставила и несколько оригинальных балетов. За свое творчество артистка получила многочисленные национальные и международные награды. В 1999 году ЮНЕСКО вручила ей Медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Она до сих пор не знает усталости. Она полностью потеряла зрение, но сидит на всех спектаклях рядом с мужем, который рассказывает в подробностях все, что происходит на сцене. Возраст ее нисколько не изменил - Алисия Алонсо осталась такой же требовательной, как в те годы, когда кубинский балет приехал на гастроли в Париж, а она танцевала Жизель. На репетиции одна из балерин выбивалась из общей линии. Оказалось, что это дочь Алонсо. Балерина повернулась к ней и резко сказала дочери: «Хватит танцевать, ты слишком стара для этого».


Алисия Алонсо, уйдя со сцены, стала директором Национального балета Кубы, много времени уделяла воспитанию нового поколения кубинских танцовщиков. А на вопросы о планах на будущее отвечает: «О планах? Хорошо, слушайте: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видеть жизнь и не потеряться в ней».