Анализ школьных программ по литературному чтению. Общая характеристика линии умк по литературному чтению

Варианты проверочных/ контрольных работ по литературному чтению за 2 класс, УМК Перспектива. Задания отчасти на знание программы, отчасти на логику и внимательность.

Тесты помогут в подготовке к единой проверочной работе в 4 классе, поскольку она тоже дается в форме тестов.

Проверочная работа по литературному чтению №1

1. Что является устным народным творчеством?

 пословицы
 рассказы
поговорки

2. Собери пословицы (соедини начало и конец):

Жизнь дана и та горькая рябина.
Дружбу помни на добрые дела.
В сентябре одна ягода, а зло забывай.

3. Определи (соедини начало и конец):

Папирус кора берёзы
Пергамент травянистое растение Древнего Египта
Береста специально обработанная кожа животных

4. На чём писали наши предки – восточные славяне?

 пергамент
береста
 папирус

Рукописная книга – изображение, поясняющее или дополняющее текст.

Иллюстрация – сопоставление одного предмета (явления) с другим.

Сборник – текст, написанный от руки.

Сравнение – ряд произведений одного или нескольких авторов.

 А. Пушкин

 С. Есенин

 А. Плещеев

7. Кто не является художником-иллюстратором?

 Владимир Лебедев

 Алексей Пахомов

 Сергей Есенин

8. Какое имя отчество у Пушкина?

 Александр Сергеевич

 Евгений Иванович

 Борис Степанович

9. Где происходит действие произведения Н. Сладкова «Осень»

 в городе
 в деревне
 в лесу

10. Что означают слова (соедини начало и конец):

Залпом – глаза.
Очи – неуклюжий, неловкий человек.
Недотёпа – сразу, без передышки.
Быль – то, что было в прошлом.

11. Определи (соедини начало и конец):

Поэзия – ритмически связанная речь (рифма).
Проза – обычная форма устной и письменной речи.

Проверочная работа по литературному чтению №2.

1. Верно ли утверждение: сказки бывают: о животных, бытовые, волшебные?

□ да  □ нет

2. Сказка – это произведение народного устного творчества

□ да  □ нет

3. Сказочный персонаж – это вымышленный герой

□ да  □ нет

4. Кто не является собирателем сказок?

□А. Афанасьев □В. Даль  □С. Есенин

5. Определи (соедини начало и конец):

Зимовье – обманщица, хитрая, лукавая

Смекнуть – место, где зимуют животные

Плутовка – сообразить, догадаться о чём-нибудь

6. Из какой сказки эти слова:

«Битый небитого везёт»?

□ Хитрая лиса □Лисичка-сестричка и волк □Зимовье

7. Из какой сказки эти слова:

«Ты – человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек – везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь».

□ Кукушка □Идэ  □Айога

8. Из какой сказки эти слова:

«Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. То в медный таз смотрится, то на своё отражение в воде. Совсем ленивой стала».

□ Кукушка □Идэ  □Айога

9. Из какой сказки эти слова:

«Жила на свете бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера».

□ Кукушка □Идэ  □Айога

10. В сказке «Лиса и журавль» чем угощали друг друга:

лиса _______________________________

журавль____________________________

Контрольная работа по литературному чтению №3 по разделу "Чудеса случаются"

1 вариант

Слон сильный и умный.

Слон большой, слон сильный и умный, это все знают. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удается. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадется тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернется кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слоненка, который отстал от стада. Слоненок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слоненка. Все стадо бегает кругом и топчет питона, как будто пляшет на нем. А уж когда спасут слоненка, попадет ему от слонихи – матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

Г. Снегирёв

1. Отметь лишнее утверждение. Слон:

1) большой 3) умный

2) сильный 4) слабый

2. Отметь верное утверждение. Если слон почует опасность, он:

1) убегает

2) зовёт слонёнка

3) крадётся тихо, как мышка

4) крадётся тихо, как кошка

3. Как вы понимаете словосочетание «гигантская змея»?

1) большая

2) очень большая

4) сильная

4. К какому жанру относится этот текст?

1) Рассказ 3) Загадка

2) Басня 4) Сказка

5. Какую работу может выполнять домашний слон? Коротко запишите.

__________

2 вариант

Прочитайте текст. Выполните задания.

Брат и младшая сестра.

Идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

Что же ты, Саня… - говорит бабушка. – Маленькая – то больше набрала!

Ещё бы, - отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

Во второй раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмёт и подсыплет.

Идём обратно. У Вари ягод больше. У Саньки – меньше.

Встречается бабушка.

Что же ты, - говорит, - Саня? Малина- то высоко растет!

Высоко,- соглашается Санька.

Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец. Варя у нас работница. За ней не угонишься!

1. Что Санька и Варя собирали в лесу?

1) грибы маслята 3) малину

2) грибы рыжики 4) рябину

2. Подберите синоним к слову тащат.

1) толкают 3) ползут

2) несут 4) везут

3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

1) зимой 3) летом

2) весной 4) осенью

4. Что вам помогло определить время года?

_____________

_________________________

5. Согласны ли вы с таким высказыванием: «Автор восхищается своим героем Санькой»?

1) да 2) нет

Вариант 3

Прочитайте текст. Выполните задания.

Щенок и Змея

Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.

Вот ты на меня смотришь и молчишь…А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! – сказал Щенок Змее. – Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..

Пока Щенок жаловался, Змея молчала.

Пойдёшь ко мне в друзья? – спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.

Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча…

С.Михалков

1. Почему Щенок побежал искать новых друзей?

1) потому что все его бросили 3) потому что никто с ним не играл

2) потому что все его учили 4) потому что не было старых

2. Что понравилось Щенку в поведении Змеи?

1) она молчала 3) она ему сочувствовала

2) она играла с ним 4) она хотела с ним подружиться

3. Согласны ли вы с таким утверждением: «Автор смеётся над своим героем»?

1) да 2) нет

4. Отметьте названия произведений С.Михалкова.

1) «Дядя Стёпа» 3) «Музыкант»

2) «Щенок и Змея» 4) «Ребята и утята»

5. Отметьте предложение, выражающее главную мысль текста.

1) Кого уважают, того и слушают

2) Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

3) Другу сколько можно – помогай.

4) Добрый пример лучше ста слов.

Ответы к контрольной работе по разделу «Чудеса случаются»

Вариант 1:

  1. Носит тяжелые грузы, таскает воду, нянчит маленьких детей.

Вариант 2

  1. То, что дети собирали ягоду

Вариант 3

Комплексный анализ текста.

Предлагаемый тест по литературному чтению позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся вторых классов соответствуют основным программным требованиям новых ФГОС. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений – воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения заданий. Время выполнения тестовой работы – 40 минут. Желаю успеха и отличных результатов.

Вы сидите за уроками в тёплой комнате осенью и замечаете, что запотели стёкла в окнах. Что же случилось?

Тёплый воздух комнаты коснулся охлаждённого стекла, водяные пары сгрудились и превратились в крохотные капельки воды. Так бывает не только в комнате, но и на улице, в лесу, над рекой, над лугом и полями, когда охлаждаются пары.

Вот закончился тёплый летний день. Село солнце, и над рекой или болотом начал стелиться туман. Откуда взялся этот туман?

Земля нагрелась за день, а к вечеру стала охлаждаться. Влажный воздух над рекой сделался холоднее и уже не может впитывать водяные пары. Они сгустились и стали видимыми. Как и на охлаждённом стекле в тёплой комнате, они кажутся белыми.

Туман – это сгустившиеся водяные пары.

Туманы бывают не только весной, летом и осенью – их можно наблюдать и зимой, когда дуют слабые тёплые ветры. Часто образуются они над незамёрзшей рекой, прорубью.

Ранние весенние туманы защищают посевы от холода.

1. Определи стиль речи.

1) художественный

2) научный

3) публицистический

2. Что в тексте происходит сначала, а что потом?

А. водяные пары сгрудились

Б. водяные пары превратились в капельки воды

В. тёплый воздух касается охлаждённого стекла

3. В какое время года бывают туманы?

1) во все времена года

2) только летом и осенью

3) только весной, летом и осенью

4. При каком условии зимой бывает туман?

1) когда температура воздуха очень низкая

2) когда светит яркое солнце

3) когда дуют слабые тёплые ветры

5. Укажи слово, противоположное по смыслу слову охлаждается.

1) холодает

2) нагревается

6. Укажи, какое объяснение правильно раскрывает смысл слова сгрудились.

1) собрались в тесную группу, в кучу

2) встали грудью вперёд

3) стали грустными

7. Какую пользу приносят ранние осенние туманы? Выпиши ответ из текста.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

8. Определи порядок пунктов плана.

А) Как появляется туман над рекой и болотом?

Б) Что такое туман?

В) Почему запотевают окна?

Г) Чем полезен ранний весенний туман для молодых посевов?

9. Сформулируй тему произведения вопросительным предложением.

________________________________________________

________________________________________________

10. Используя текст произведения, допиши словосочетания.

стекло (какое) …

капельки (какие?) …

пары (какие?) …

11. Используя текст произведения, восстанови предложения.

Ответ _____________________ за день, а к вечеру стала ____________________________ . Влажный воздух над рекой _________________ холоднее __________________________________водяные пары.

12. Сформулируй и напиши полный ответ.

Какую новую информацию ты получил (получила) при чтении данного произведения?

Ответ: ________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________.

13. Подбери антонимы к словам.

1) в тёплой - …

2) охлаждённого - …

3) село (солнце) - …

4) сгустились (водяные пары) - …

Для анализа одной программы мало, и мы для сравнения взяли учебники по "Литерному чтению" такого учебно-методического комплекта, как "Перспективная начальная школа". На 4 года обучения рассчитано семь учебников: 1 класс - один учебник - хрестоматия; 2,3 и 4 классы - это учебники в 2 частях. Автором учебников является Н.А. Чуракова.

Что же требует учебно-методическая программа по литературоведческой пропедевтике? К концу первого класса учащиеся познакомятся с:

Малыми фольклорными жанрами: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическому освоению (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средствами художественной выразительности. Обнаружению приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичному представлению об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанрами литературы. Общими представлениями о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражению собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Хрестоматия начинается со знакомства со сквозными героями. Первая сказка, которая встречается учащимся - это сказка Дональда Биссета "ШШШШШ!". В этой сказке есть звукопись, повторения. Автор учит детей работать с содержанием, находить нужные тексты быстрее, если знаешь на какой странице они находяться. Следующая сказка тоже Дональда Биссета - "Бац!", после неё у детей спрашивают их отношение к героям. На той же странице идёт интеграция с географией (ботаникой), дети перечисляют знакомые цветы, которые растут на клумбах. Знакомство со звукописью происходит в следующих стихотворениях: Андрей Усачёв "Шуршащие стихи", Марина Бородицкая "Разговор с пчелой", Елена Благинина "Над сугробом синь-синь". Дальше появляются такие жанры как: считалки, скороговорки и загадки, уже известного им автора - Е. Благининой.

После малых фольклорных жанров появляются сказки. Сказка Д. Биссета "Под ковром" и сказка русского писателя Николая Друка "Сказка" похожи поступками своих героев. После прочтения сказок детей спрашивают - чем они похожи, спрашивают их первое впечатление. В этом разделе вводится понятие герой и героиня. Далее Н. Чуракова знакомит первоклассников с новым писателем Борисом Заходером и его "Избранным": "Избранное - это какое? - с уважением в голосе спросил Миша. -Избранное - это самое лучшее, - то, что отобрали, избрали, - пояснил Михаил Потапович". Для детей открывается новое знание, что Б. Заходер - это не только поэт, но и писатель, и дальше они начинают читать его сказку "Серая звёздочка". "Серая звёздочка" в хрестоматии - это комулятивная сказка, в которой диалоги и действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эта сказка в учебнике представлена в нескольких частях, к которой постоянно возвращаются, после изучения других текстов. В ней есть повторы, олицетворения, звукопись ("дурр-р-рачок").

В стихотворении Агнии Барто "Я одна ничья сестра…" у детей спрашивается: "Агния Барто пишет о себе или о ком-то другом?" - дети учатся определять, от чьего лица рассказывается история. То же задание предлагается к стихотворению Виктора Лунина "Когда я стану взрослым". В этой сказке используется такой приём художественной речи, как олицетворение (говорящие животные). Приуменьшение, употребление уменьшительно-ласкательных форм детям нужно найти в стихотворении Саши Чёрного "Галчата", в этом же тексте есть описание галчат. Есть интересное задание к стихотворению Саши Чёрного "Песня солнечного луча": "Прочитайте стихотворение по цепочке вшестером. Какие части интереснее читать вслух?". Здесь, прежде чем прочитать, детям предстоит разделить стихотворение на смысловые части. Приём "звукопись" снова встречается в стихотворении С. Чёрного "Песня мухи", в котором повторяются звуки "зу зу зу", "зынь - дзынь". Мнение детей о поступке Вани спрашивается после рассказа Льва Толстого "Косточка". Далее, почти на половине учебника, встречается объяснение понятия рассказ: " - Хорошая сказка, но уж очень длинная, - сказал Незнайка. - В библиотеке есть книжка, которая мне очень нравится. Там рассказы. Они короткие и очень красочные".

И наконец, Н. Чуракова, знакомит первоклассников с жанром русских народных сказок. После сказок "Маша медведь" и "Три медведя" объясняется - почему народные сказки пересказывать легче, чем литературную: "Все народные сказки появились очень-очень давно, когда люди ещё е умели писать и читать. Их не записывали, а просто рассказывали друг другу. Они всегда легко запоминаются, потому что в них повторы" (вводится новое понятие - повтор). После сказки "Теремок" вводится ещё одно новое понятие - докучная сказка. Определение понятия не даётся, просто в пример приводится сказка "Теремок". Докучная сказка - сказка, в которой повторяется один и тот же фрагмент текста: "Теремок - теремок! Кто в тереме живёт?".

Последнее стихотворение этого учебника - С. Маршак "Багаж". В этом стихотворении есть повторы. Самый главный вопрос после текста: "Легко ли это стихотворение запомнить наизусть? Чем оно похоже на докучную сказку "Теремок"? Чем отличается от них?". Здесь нужно найти сходства стихотворения и русской народной сказки, вспомнить, что такое докучная сказка. На этом заканчивается хрестоматия для учеников 1 класса.

В курсе 1 класса дети познакомились с малыми литературными жанрами; сказкой, рассказом, стихотворением; средствами художественной выразительности. В учебнике представлено не так много писателей и поэтов, чтобы у детей сложилось общее представление об их творчестве.

Учебник для 2 класса составлен в 2 частях. К концу второго класса обучающиеся должны научиться:

Различать сказку о животных, волшебную сказку, бытовую сказку;

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования);

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Первая часть учебника состоит из 5 блоков. Первый блок называется "В гостях у Учёного Кота". Сквозные герои напоминают детям о том, что сказки бывают народные и авторские. В диалоге Миши и Кота оговаривается, что не картинки рисуют к произведениям, а иллюстрации. Следом идёт произведение А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зелёный…", где говориться, что этот текст - это вступление к произведению "Руслан и Людмила". В этом тексте встречается повтор слова "там". Для детей открываются новые знания о волшебной сказке, ведётся разговор о концовке сказки, так же спрашивается: "Являются ли рассказчики сказок частью волшебного мира?", то есть оговаривается ещё и то, что в волшебной сказке есть другой, вымышленный мир. Следующее произведение А. Пушкина - "Сказка о рыбаке и рыбке", и в нём есть выделения разными цветами. Выделение синим цветом - это место, где начинается новая часть, детям здесь нужно найти различия между ними и определённые сходства. Жёлтый цвет - это тоже разделение на части, только части выделенные синим и жёлтым цветами отличаются друг от друга и несут в себе разный смысл. Детям предлагается ещё подумать о том, что в сказке есть земной мир и волшебный, найти доказательства, найти представителей этих миров. Далее идёт небольшое вступление про сказки о животных, что существует множество народных сказок, где одни и те же животные могут действовать по-разному. Первая сказка про животных - это русская народная сказка "Петушок - золотой гребешок". После неё вспоминаются понятия: герой, сказка-цепочка, докучная сказка. Следом мы увидим американские сказки в пересказе Д. Харриса "Братец лис и братец кролик", "Почему у братца опоссума голый хвост". После сказок есть важное уточнение: "Хитрец и проказник в СКАЗКАХ О ЖИВОТНЫХ часто самый главный герой!" (с.40). Приметы волшебной сказки дети будут искать и в китайской сказке "Как собака с кошкой враждовать стали", в ней обязательно должны быть: волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Детям ставится проблема: это сказка волшебная, но в ней участвуют животные, значит эта сказка о животных. Как поступить в такой ситуации? Что ответить? Сначала второклассники выдвигают свои гипотезы, а после, могут обратить внимание на рамочку, в которой синим шрифтом написано: "В сказках животные - ГЕРОИ. В волшебных сказках животные - ПОМОЩНИКИ героев". (с.49) И это является существенным примечанием для школьников (чего кстати нет в учебниках Кубасовой). С помощью этого дети лучше усвоят особенности и различия каждой из представленных сказок. В сравнение китайской сказке приводится отрывок из русской народной сказки "Волшебное кольцо". Дальше автор учебника знакомит детей с устным народным творчеством: небылицами, прибаутками, загадками, закличками, скороговорками.

Следующий блок называется "В гостях у Незнайки". Первое произведение этого блока - "Фантазёры" Н. Носова. В этом тексте дети должны научиться различать обман и выдумку. В этом тексте есть звукопись: "Ха-ха-ха", "э-э-э", "гхм". Звукопись встречается и в следующем рассказе Д. Родари, который называется "Бриф! Бруф! Браф!". Автор учебника знакомит с волшебными историями Б. Окуджавы " Прелестные приключения" (отрывок), Д. Биссета "Хочешь, хочешь, хочешь…".

Третий блок называется "В гостях у Барсука". Вопрос блока: "Что такое настоящее богатство?", этот вопрос будет сопровождать каждый текст. Такой сквозной герой, как Барсук, знакомит ребят с необычным стихотворением - хокку, или хайку. В этом блоке второклассники знакомятся со сказками С. Козлова "Ёжик в тумане" (отрывок) и "Красота". Уделяется большое внимание японской культуре, японским произведениям: японские сказки "Барсук - любитель стихов", "Луна на ветке", стихотворения авторов Иссё, Бусон, Тиё, Оницура. Также учащихся знакомят с книгой "Денискины рассказы" В. Драгунского, а конкретно с рассказами "Что я люблю", "Что любит Мишка". Параллельно с рассказами мы встретили стихотворения Сергея Махоткина, которые имеют параллель, общую идею, похожих героев с рассказами Драгунского. Дети ищут сходства. После всех произведений учащимся предстоит ответить на вопрос Барсука: "Что же такое настоящее богатство?".

Четвёртый блок - "В гостях у Ёжика и Медвежонка". Этот блок о любви, об уважении. Здесь все задания - это задания на понимание текста, на разделения его смысловых частей. Я просто перечислю те произведения, с которыми дети знакомятся: И. Тургенев "Воробей", М. Карем "Стихотворение", М. Бородицкая "Стихотворение", Э. Мошковская "Стихотворения", В. Драгунский "Друг детства", Л. Толстой "Акула". В конце этой части есть обобщающие вопросы, в которых у детей спрашивают: какие произведения им запомнились, кто их авторы, какие герои тебе запомнились? В конце учебника, как и в любом последующем, есть "Музейный дом", где приведены иллюстрации к произведениям книги.

Во второй части учебника четыре блока. Первый блок - "Точка зрения". Первое стихотворение - "Что я узнал!" А. Кушнира, в тексте которого можно найти определения понятий: пейзаж, натюрморт, портрет. В стихотворении Анны Ахундовой "Окно" есть повторения слова "больше", которые увеличивают у читателя впечатление о том, что видит главная героиня в окне. Стихотворение "Хомячок" М. Яснова предлагается разобрать по предложениям, и анализировать каждое по очереди (какое оно по цели высказывания, от лица... кого задаются вопросы). Здесь есть повторения, цель которых, нужно выяснить детям. Дети знакомятся также со стихотворениями других поэтов, в которых говорится: о детях, о животных, есть и юмористические стихотворения (П. Синявский "Федина конфетина"). В стихотворении Овсея Дриза "Кончилось лето" встречается звукопись (учащимся по ней нужно догадаться: о каких предметах идёт речь), описание окружающей среды, которое создаёт определённое настроение при прочтении. В ещё одном стихотворении О. Дриза "Синий дом" встречается новый приём для второклассников - сравнение. Автор учебника знакомит также с понятиями "переживание" и "тема", через задание: "- Только одно из высказываний является верным. 1. Картина "Синий дом" и стихотворение "Синий дом" написаны на одну и ту же ТЕМУ. 2.В картине и в стихотворении похожи ПЕРЕЖИВАНИЯ авторов." (с.50) Знакомство с понятием "контраст" происходит в стихотворении О. Дриза "Кто я?", где в соседних четверостишиях отличается настроение. В стихотворении Г. Юдина "Скучный Женя" есть и повторы выражений ("Ему говорю я") и сравнение ("как древний старик").

Второй блок - "Детские журналы". В начале блока автор знакомит второклассников с понятием "новости". Новости - это то, с чем ребята делятся друг с другом. Новости бывают важными и не очень важными, "свежими" и не очень "свежими. Новости сообщают журналисты - люди, которые одни из первых узнают о каких - либо событиях и умеют хорошо о них рассказывать. Знакомятся с понятием "периодика": "Газеты и журналы называют ПЕРИОДИКОЙ. Это означает, что они выходят ПЕРИОДИЧЕСКИ, то есть через одинаковые отрезки времени. Один раз в неделю, или один раз в месяц. Есть даже такие журналы, которые выходят раз в год - ежегодники". Также второклассники знакомятся с обложками журналом, их номерами, содержанием, заданиями.

Четвёртая, заключительная часть, называется "Почему нам бывает смешно". В этом блоке представлены юмористические рассказы, стихотворения. Вопросы, в основном, направлены на поиск секрета "смешного". Также есть три весомые заметки, выделенных синим шрифтом: "Смешно, когда есть контраст" (понятие, уже знакомое детям), "Нас делают смешными наши недостатки" и "Смешно бывает из-за ПОВТОРОВ". Хотя от повторов не всегда получается смешной текст, так например в стихотворении П. Синявского "Такса едет на такси". Сравнить сказку "Зеркальце" Л. Яхнина и народную сказку "Теремок" предлагается и для того, чтобы дети вспомнили особенности народных сказок. "Бесконечное" стихотворение встречается нам дальше, которое показывает как поэт из обычного стихотворения сделал "смешное" (Пётр Синявский "Ириски и редиски"). Слово "звукопись" появляется впервые со знакомством со стихотворением Андрея Усачёва "Жужжащие стихи", этот приём тоже превратил стихотворение в "смешное". Напоследок, мы встречаем стихотворение Петра Синявского" Хрюпельсин и хрюмидор". Это стихотворение - путаница, детям нужно догадаться, в чём же секрет этого смешного стихотворения.

К концу третьего обучающиеся научатся:

Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Учебник для 3 класса так же, как и для 2, разработан в двух частях. Первая часть включает в себя 4 блока. Первый блок называется "Учимся наблюдать и копим впечатления", начинается он со стихотворения С. Козлова "Июль", где учащихся впервые знакомят с понятием "олицетворение": "Приём, с помощью которого предмет наделяется чертами живого одушевлённого ЛИЦА, называется оЛИЦЕтворением" (с.8). В рассказе Ю. Коваля "Берёзовый пирожок" третьеклассникам предстоит разобраться: герой-рассказчик - мальчик, молодой человек или старик; деревенский он, или городской, и подтвердить это фрагментами текста. Отработка нахождения таких приёмов, как: сравнение и олицетворение, наблюдается в стихотворениях В. Маяковского "Тучки" и С. Козлова (без названия). Олицетворения есть и в японских хокку авторов Дзёсо и Басё, они есть в тексте учебника. Через хокку Басё, учащиеся знакомятся с приёмом "противопоставление" ("Уродливый ворон/- И он прекрасен на первом снегу/ В зимнее утро!") (с. 22). Через стихотворение Эммы Мошковской "Где тихий-тихий пруд…" дети пополняют свои знания о приёмах. Приём "звукопись" уже встречался ребятам в учебниках 1 и 2 класса, и вот встречается снова: "Звукопись - приём редкий, но очень ценный!". На страницах учебника нам встретилось понятие "строфы": "Стихотворение делиться на части. Эти части называются строфами". Этот блок был очень информативным и на этом он заканчивается.

Переходим ко второму блоку - "Постигаем секреты сравнения". Автор учебника ас знакомит с "самыми древними сказками" - это сказка индецев Северной Америки "Откуда пошли болезни и лекарства", африканская сказка "Гиена и черепаха", алтайская сказка "Нарядный бурундук". В тексте учебника не только объясняется, что такое "самая древняя" сказка, но и приводятся "начала" таких сказок, основные идеи таких сказок. После "самых древних" сказок дети начинают проходить "просто древние" сказки, например, венгерская сказка "Два жадных медвежонка", корейская сказка "Как барсук и куница судились" (эти две сказки впоследствии сравнивают, так как в них герои совершают похожие поступки), индийская сказка "О собаке, кошке и обезьяне". После эти три сказки сравниваются: по событиям; по героям, характеру; по построению. Происходит знакомство с "бродячей" сказкой индийского народа. И наконец, "менее древней" кубинской сказкой "Черепаха, кролик и удав-маха". Задание к сказке: "Докажи что в ней есть черты "менее древней" сказки. А затем докажи, что в ней по-прежнему цениться то же, что всегда ценилось в "просто древней" сказке. Что же это?". К этому вопросу есть примечание: "Если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение "самой древней" сказки. Далее дети знакомятся с ещё одной индийской сказкой "хитрый шакал", где сравнивают её с "бродячей", "самой древней" и отвечают на вопрос, какие качества "менее древней" сказки отличают её от всех остальных, выше представленных видов. После прочтения еще двух сказок (бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали") ребятам предстоит ответить на не менее сложные вопросы: "1. Это - сказки о животных или волшебные сказки?"; 2) Найди место этим сказочным историям на ЛЕНТЕ ВРЕМЕНИ. Черты каких именно сказок в них заметнее всего?".

Третий блок - "Пытаемся понять, почему люди фантазируют".

"Фантазёрам всё вокруг кажется одушевлённым и живым" - пишет автор. После - стихотворение Новеллы Матвеевой "Картофельные олени", в основе фантазии здесь применяются такие приёмы, как: олицетворение, сравнение, и звукопись. Далее появляется "плакат Летучей Мыши": "Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает. Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлёнными миром природы и с волшебным миром. Цель рассказа - "рассказать" случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей." (с.116). Второй "плакат Летучей Мыши" повествует детям о том, что: "В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ". (С. 117). Всего за две страницы Н. Чуракова объяснила - как же отличаются друг от друга близкие по духу жанры. Очень интересное стихотворение написал К. Бальмонт "Гномы", в котором одна лишь фраза может перенести читателей в волшебный мир.

Четвёртый блок называется "Учимся любить". В этом блоке собраны рассказы и сказки о любви, и не только к человеку, но и к природе. Задания направлены на понимание текстов. Ребята искали описание героев, охарактеризовывали их и искали главную мысль текстов. В этом блоке учащиеся знакомились со следующими произведениями: Т. Пономарёва "Прогноз погоды" и "Лето в чайнике", М. Вайсман "Лучший друг медуз", А. Куприн "Слон", К. Паустовский "Заячьи лапы", С. Козлов "Если меня совсем нет". На этом заканчивается первая часть.

Вторая часть включает 6 небольших блоков. Первый блок - "Родная сторона". Важные вопросы задаются после стихотворения Николая Рыленкова: "Объясни, чем отличаются эти действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться?", "Какие глаголы точнее выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?". Рассматриваются понятия малой и большой родины через хокку Иссё. Далее идёт сказка "Стальное колечко" К. Паустовского. Сказка разделена на смысловые части, после которых идут вопросы на обобщение. По прочтению нужно чтобы дети вспомнили особенности сказки, соотнесли её с данной. Появляется новый термин - реалистичная картина (в сравнении со сказочной) на стихотворении А. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…".

Второй блок называется "Мы нуждаемся в нашей защите". В этом блоке третьеклассники познакомятся с большим произведением Дмитрия Мамина-Сибиряка "Серая шейка". После третей части произведения автор просит найти приёмы, которые автор использовал, чтобы передать отчаяние Серой Шейки. После того, как учащиеся прочитают сказку, её нужно будет классифицировать к сказке о животных или к сказке о природе. В задании так же детей просят найти те фрагменты, которых не может быть в сказке о животных и фрагментов, которых не может быть в сказках о природе. А после - сделать вывод. Учащиеся пользуясь понятием "строфа" разбирают стихотворение по частям и дают им названия.

Третий блок называется "Лаборатория искусств". В хокку Бусона у ребят просят найти знакомый им приём во второй строчке: "Чётко вычерчен чёрным". Звукоподражание встречается в рассказе Юрия Коваля "Соловьи" ("тии-вить", "пуль,пуль"). В этом блоке происходит знакомство с приёмом "метафора" (особые обороты речи, придуманные слова).

Четвертый блок "Как трудно стать человеком" начинается с довольно большого отрывка из произведения "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" (автор - Сельма Лагерлёф). По ходу чтения этой сказочной повести задавались вопросы на понимание по прочитанному. Спрашивалось мнение учащихся о поступках героев. Автор просил дать характеристики героям. После повести мы встречаем стихотворение Б. Заходера "Ну и мышонок!", в котором мышонок хочет скорее стать взрослым и отрывок из повести "Детство Тёмы" "Тёма и Жучка" Н. Гарина-Михайловского, которые представлены для ознакомления и накопления видо-жанровых и литературных впечатлений.

Пятый блок - "Такой хрупкий и такой прочный мир чувств".Вопросы на знания о сказках встречаются после произведения Г.Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик": "Народная сказка может быть такой же грустной, как и авторская?", "Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки?". В стихотворении Д. Кедрина "Всё мне мерещится поле с гречихою…" есть определения, которые повторяются дважды, ребятам опять же нужно объяснить, зачем поэт использовал приём повтора. Впервые появляется вопрос о жанре стихотворения: "Как ты определишь жанр стихотворения? Его можно напеть?".

Последний блок имеет очень громкое название - "Красота спасёт мир". В этом блоке все произведения направлены на поиск красоты, как в самих текстах, их идеи (основной мыли), так и поиск красоты в отношениях (дружбе), природе. В этом блоке учащихся знакомят со сказками С. Козлова "Как ёжик с Медвежонком протирали звёзды", "Разрешите с вами посумерничать", Бусон "Отсюда, оттуда…", В. Драгунский "Девочка на шаре", Исса "Чужих меж нами нет!...", М. Осечкина "Скрипач", Н. Матвеева "Галчонок", Ш. Перро "Рике с хохолком", Б. Заходер "Что красивей всего?". В конце учебника есть "Совет Консультантов" - словарь незнакомых слов или выражений. На этом заканчивается 3 курс обучения.

К концу 4 класса выпускники научатся:

Представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Учебник четвёртого класса состоит из двух частей. Здесь изучаются уже большие и серьёзные произведения. Первый блок первой части называется "Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире". В начале блока рассказывается о представлениях древних людей об окружающем мире. Много древних представлений о мире можно наблюдать в древних сказаниях. Дети знакомятся с древнегреческим сказанием "Персей". Это сказание сравнивается с историей из сказки Пушкина. Детям предстоит понять какой волшебный мир в это сказании, какие герои, предметы принадлежат этому миру. Далее идёт актуализация знаний о волшебных сказках: дети вспоминают какие сказки они читали или знают и хотят прочитать. Сквозной герой Евдокия Васильевна обращает внимание детей на особенность героя волшебной сказки: "ГЕРОЙ волшебной сказки - обычно самый младший ребёнок (сын или дочь) в семье или даже сирота". Волшебная сказка отражает несправедливость и борется с ней, там всегда восстанавливается порядок: "самый бедный и несчастный оказывается в конце сказки богатым и счастливым" (с. 30). Отмечаются ещё особенности героев в сказке: "1.Если братья или сёстры ленивы, то ГЕРОЙ трудолюбив (а иногда наоборот!); 2.если они высокие, то он мал ростом; 3.Если они умны (житейским умом), то он - дурачок (с их точки зрения); 4. Если у них нет связи с волшебным миром, то у ГЕРОЯ обязательно устанавливается эта связь: либо с самим волшебником, либо с волшебным животным, либо с волшебным предметом". После оговорённостей идёт русская народная сказка (в сокращении) "Сивка-Бурка". Вопросы связаны с героем сказки, его приключением в волшебный мир. После идут русские сказки "Крошечка-Хаврошечка", "Морской царь и Василиса Премудрая", о волшебном мире, о волшебных героях и предметах предлагается ответить по заметкам Евдокии Васильевны, увидеть и отметить основные особенности.

Второй блок называется "Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств". В начале блока ребята и учителя рассуждают о том, что такое былина (это повествование, в котором есть черты истории). Первая былина, с которой знакомятся четвероклассники, называется "Илья Муромец и Соловей-разбойник", она в стихотворной форме, а вот окончание - в прозаической (в прочем так же было в учебниках по литературному чтению в УМК "Гармония"). Далее на страницах учебника появляется отрывок из "Садко". Сказка "Русалочка" Г.Х. Андерсена представлена здесь как авторская литература.

Третий блок - "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека". В этом блоке дети знакомятся с произведениями поэтов. В стихотворении Николая Заболоцкого "Оттепель" встречаются повторения, звукопись, встречаются такие выразительные средства, как метафоры, эпитеты. Разбирают подробно стихотворение Ивана Бунина "Нет солнца, но светлы пруды…", "Детство". Знакомятся с большим произведением Владимира Набокова "Обида" и его же стихотворением "Грибы".

Четвёртый блок - "Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи". В этой части четвероклассники знакомятся с тремя произведениями: Леонид Андреев "Петька на даче", Антон Чехов "Ванька" и "Мальчики".

Вторая часть учебника четвертого класса состоит из четырех блоков. Первый блок называется "Пытаемся понять, как на нас воздействует красота". Этот блок состоит из текстов, которые представлены здесь для ознакомления, понимания. В этих текстах дети ищут красоту: И. Пивоварова "Как провожают пароходы", Л. Улицкая "Бумажная победа", С. Козлов "Не улетай, пой, птица!" и "Давно бы так, Заяц!", В. Соколов " О умножение листвы…", Б. Пастернак "Опять весна", В. Соколов "Все чернила вышли".

Второй блок называется "приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помогает человек стать человеком". Автор возвращает детей к уже знакомому произведению С. Лагерлёфа "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", оно здесь в отрывках и опять же нет никаких заданий на разбор, только на вопросы на воспроизведение, на понимание прочитанного. Далее дети знакомятся с потрясающим произведением А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Здесь представлено не полное произведение, а его отрывки, хотя если привести в сравнение: в программе "Гармония" в конце четвёртого класса дети проходят это произведение полностью.

Третий блок называется "Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда". В стихотворении Самуила Маршака "Как поработала зима!.." автор знакомит учащихся с рифмой: она бывает парная, перекрёстная и охватная рифма.

Четвёртый блок - "Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество". Сначала в блоке встречаются стихотворения и рассказы о родине, отечестве. В стихотворении А. Ахматовой "Памяти друга" спрашивается о таком выразительном приёме как контраст, в стихотворении Н. Рыленкова "К родине" вспоминается "противопоставление", а в "Всё мне мерещится поле с гречихою…" Д. Кедрина вспоминается повторение. Вопросы об использовании конкретных приёмов в этой части встречались очень редко, поэтому было уместным выделить те стихотворения, в которых вспоминаются и отрабатываются выразительные средства речи. В конце учебника Н. Чуракова знакомит нас с гимнами: "Древнегреческий гимн природе", "Государственный гимн Российской Федерации". На этом закончился весь начальный курс обучения литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа".

Курс формирует у детей потребность в систематическом чтении, анализе прочитанного и применении приобретенных знаний на практике. На занятиях школьники выполняют задания на поисковое, просмотровое, выборочное чтение, учатся представлять информацию в сжатой форме или в виде таблицы. Учебники для 1 и 2 класса построены по тематическому принципу, а 3 и 4 - по жанрово-авторскому, что дает возможность ученикам познакомиться с многообразием литературы и научиться сопоставлять тексты по различным признакам. В каждом разделе содержатся задания на развитие коммуникативных умений и специальные памятки, помогающие выполнять учебные задачи.

Программа «Литературное чтение. 1–4 классы» Ефросининой Л.А., отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе, содержит планируемые результаты обучения на начальном уровне образования.

Учебники для 1–4 классов предназначены для освоения курса литературного чтения на уровне начального общего образования и принадлежат к завершённой предметной линии учебников, разработанной в соответствии с требованиями, регламентированными ФГОС НОО.

В учебниках представлены задания, развивающие мотивацию к чтению и учению, творческие способности учащихся, а также задания, формирующие у младших школьников потребность в систематическом чтении и применении полученных знаний в практической деятельности. На протяжении всего курса литературного чтения учащиеся выполняют задания на выборочное, поисковое, просмотровое, изучающее чтение, представление информации прочитанного и прослушанного текста в сжатой форме, в форме плана, простой таблицы, что необходимо на данном этапе формирования навыков смыслового чтения.

Материал учебников для 1 и 2 классов организован по тематическому принципу, поскольку в этот период основной задачей является создание мотивации к чтению художественной литературы и накопление читательского опыта. Это отражено в структуре разделов учебника, способах отбора материала и последовательности его изложения.

Учебники для учащихся 3 и 4 классов построены по жанрово-авторскому принципу. В жанровых блоках учащиеся имеют возможность сравнивать произведения одного жанра (народные и авторские), обобщать жанровые признаки, в авторских блоках - получить представление о многообразии творчества одного автора, закрепляя представления о жанрах и формах художественной литературы, а также о некоторых особенностях авторского стиля. Такой переход от одного принципа организации материала к другому традиционен для учебников по литературному чтению в начальной школе, соответствует психофизиологическим возможностям учащихся и позволяет обеспечить преемственность между начальным и основным звеном общего образования, в котором ведущим становится монографический принцип.

К каждому произведению разработана система заданий, которая организует работу учащихся. Чёткость выделения и повторяемость компонентов структуры учебника поддерживается системой условных обозначений, единой для всей линии учебников. Это позволяет учащимся легко ориентироваться в учебнике при самостоятельной работе с текстами, осуществлять самоконтроль.

Учебники линии реализуют системно-деятельностный подход: каждый раздел учебника включает задания, позволяющие комплексно развивать коммуникативные умения учащихся. На это направлены и задания, способствующие персонализации процесса обучения, установлению межпредметных связей, обогащению словаря. В учебниках даны алгоритмы (памятки), которые служат формированию регулятивных учебных действий. Памятки помогают учащимся освоить и осознанно применять способы решения определённых (типовых) учебных задач (самостоятельная работа с произведением, подготовка выразительного чтения, чтения наизусть и по ролям, подробный и краткий пересказ, рассказ о герое произведения, написание отзыва о книге).

Рабочие тетради по литературному чтению содержат систему упражнений для самостоятельной работы учащихся с текстом произведений, входящих в учебник и учебную хрестоматию. Тетради содержат разнообразные задания развивающего и творческого характера, формирующие чувство слова, обогащающие речь, позволяющие осуществлять дифференцированное обучение на уроках литературного чтения.

УМК линии включают методические пособия, структура и содержание которых соответствуют структуре и содержанию учебников 1–4 классов. Методические пособия включают программу курса (в соответствии с классом), примерное поурочное планирование, необходимые методические комментарии к урокам, рекомендации по контролю уровня достижения планируемых результатов и по организации обучения.

Тетради для проверочных и контрольных работ по литературному чтению включают текущие и итоговые комплексные контрольные работы, а также тестовые задания по изученным произведениям и материал для самопроверки умения читать, позволяющие оценить результаты обучения.

Словарь-справочник «Книгочей» включает толковый словарь понятий и справочный материал к курсу «Литературное чтение. 1–4 классы», который поможет совершенствовать учебную и читательскую деятельность учащихся, углублять и обобщать знания, полученные на уроках. Выпущен в виде печатного издания и на CD (электронный образовательный ресурс), для работы в классе с использованием интерактивной или проекционной доски или дома на персональном компьютере.

Литературное чтение

УМК «Школа России»

Пояснительная записка

Программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л. Ф Климановой, «Литературное чтение», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2007г.), по учебнику: Л. Ф Климановой, . Литературное чтение. 1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.: Просвещение, 2011г. в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Изучение предмета « Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы , на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

Призвано формировать читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской национальной литературы. Существенное место на уроках литературного чтения занимает чтение в переводе на родной язык лучших образцов детской литературы других народов, русской литературы .


Целями изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе являются:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной и эстетической отзывчивости при чтении художественных произведений;

Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы ;

Воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и к культуре народов многонациональной России и других стран.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе .

Таким образом, курс литературного чтения в 1 классе нацелен на решение следующих основных задач:

Обучение рациональным приёмам чтения и понимания прочитанного, орфоэпическим и интонационным нормам чтения слов и предложений, осваивание разных видов чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и использование их в соответствии с конкретной речевой задачей;

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;


Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведения изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;

Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров и тематики, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

Обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать навык чтения и речевые умения;

Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении, формировать «читательскую самостоятельность».

Основные содержательные линии курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Курс литературного чтения для 1-4 класса является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текстов. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Участие в коллективном обсуждении.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начала книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой .

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков герое с точки зрения норм морали.

Освоение разных видов пересказа (подробный, выборочный и краткий). Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в процессе общения.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы , сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Место курса «Литературное чтение» в базисном учебном плане

Курс «Литературное чтение» в 1 классе рассчитан на 34 ч (4 ч в неделю, 8,5 недель).

Результаты изучения курса

· классифицировать звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.

· вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

· различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

· правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

· знать способы их буквенного обозначения;

· обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

· определять место ударения в слове;

· вычленять слова из предложений;

· правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

· грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

· употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

· устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

· иметь способность к правильному, плавному слоговому чтению с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита (ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту).

· уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:

Традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.