Серавин А. И

Творческая деятельность – созидательная деятельность человека в сфере науки, литературы, искусства, в результате которой создается новое произведение.

Фольклор (от англ. Folklore – «народная мудрость») народное (чаще устное) творчество, воплощенная в произведении искусства творческая коллективная деятельность людей, являющаяся специфическим отражением их жизни, идеалов, событий.

Одной из важных тенденций, которая достаточно четко прослеживается в развитии художественного творчества на протяжении многих столетий – все возрастающая сила личностного авторского начала. Несмотря на то, что индивидуальное начало присуще любому творчеству, в фольклоре оно сильно приглушено. Фольклор – это выражение народного творчества, художественно-коллективное творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемое самим народом и бытующее в народных массах. Это может быть – поэзия, музыка, танец, изобразительное и прикладное искусство. Как правило, фольклорные произведения распространялись посредством языка, устного изложения, что и стало традиционным для этого вида искусства. Чаще всего фольклор представлен в виде песен, былин, сказаний, отражающих ход жизни людей: труд и отдых, горе и радость, отдельные события и исторические, ритуалы и т.п. Безусловно, у фольклорных произведений были свои авторы, однако, их установление сегодня затруднено. Корни фольклора – в истории, в языческих верованиях (Древняя Русь). После того, как на Руси было принято христианство, тексты произведений подверглись изменениям, но сохранилась древняя мелодическая форма. Песни традиционно отражали события жизни людей и общества, воспевали подвиги и выдающихся личностей.

Кроме песен, популярны были и различные сказания, сказки. Их делили на волшебные (где среди объектов встречаются волшебные предметы: ковры-самолеты, скатерти-самобранки, сапоги-скороходы, свидетельствующие о языческом колдовстве и мечте людей о создании вещей, облегчающих тяготы жизни) и сатирические, имевшие нравоучительный характер, описывающие современные конфликты, вскрывающие политические противоречия (этот вид творчества впоследствии был широко использован профессиональными литераторами).

Индивидуальное же начало в древней культуре сказывалось, главным образом, в исполнении, авторы фольклорных произведений, как правило, оставались неизвестными. Это, по мнению исследователей, было связано с отсутствием желания в самовыражении людьми средствами искусства, субъективное авторское видение не превалировало в культуре. А общественное, коллективное приобретало сакральное значение, художнику необходимо было выразить всеобщие замыслы, придав им идеальное представление. Господство мифологии и религиозное сознание приводило древнего автора к убеждению, что истинным создателем произведения является социальное духовное начало или Бог.

Будучи синтетическим явлением, искусство с древних времен воспринималось как средство воспитания, способное также доставить человеку специфическое духовное удовольствие, находящееся за пределами его возможностей и природы.

Личностное самосознание автора формируется постепенно в результате развития коллективной трудовой деятельности, выделения своего «Я» из коллективного «Мы», возникновения и формирования философии, формирования нравственности и социальных отношений, укрепления государственности и т.д.

Своего максимума личностное начало достигло в современном развитии искусства, в котором световое излучение личности автора придает неповторимое своеобразие художественному произведению. В связи с этим все большее значение приобретает личность автора, сила его таланта, масштабность мышления, способность глубинно проникать в суть процессов, происходящих в обществе, а также знание внутреннего мира человека. Важнейшее свойство автора сегодня – это умение сказать что-то новое, неизвестное другим людям или до сих пор не сформулированное ими, раскрыть новую сущность того или иного явления.

Талант истинного художественного творчества заключается в понимании диалектики развития человеческого общества, с осознанием тех высоких целей, во имя которых призван жить человек. Знание современности связано у автора с осмыслением перспектив на будущее, с вечным стремлением познать сущность.

Тенденция в возрастании авторского начала живописно проявила себя уже на ранних стадиях развития кинематографа и телевидения. Одним из ярких представителей того времени был Чарли Спенсер Чаплин, актер, кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер, кинокомпозитор, обладатель премии «Оскар», основатель киностудии United Artists. Произведения Чаплина – своеобразное зеркало, отражающее его многогранный талант, это был один из самых творчески разносторонних и влиятельных персон периода немого кино.

Все более интенсивный характер приобретает развитие авторского кино в наше время. Творчество и созидание все больше подчиняется авторскому замыслу, и экранные произведения отражают индивидуальность их авторов.

В авторском кинематографе творчество автора и режиссера становится единым процессом, где рождение замысла, написание сценария, съемки, осуществляются под единым мнением. Такое единоличное авторство позволяет максимально точно и полно донести до зрителя творческий взгляд создателя произведения, его взгляда на мир, его видение явлений действительности.

Важнейшей особенностью автора-режиссера является умение создать в своем воображении будущий фильм, свободно и легко оперировать звукозрительными образами. Автор фильма должен на протяжении всего творческого процесса держать воображаемую картинку. Режиссер обязан чувствовать весь ритм картины, ее общий классический и ритмический замысел, эмоциональный настрой, атмосферу и т.д.

Режиссеры – один из первых и наиболее распространенных сегодня представителей экранной культуры.

Экранная культура.

Экранная культура – вид массовой культуры, произведения которой воспроизводятся на специальном техническом средстве - экране и вне его не воспринимаются. Виды экранной культуры: кино, телевидение, видео, компьютерные изображения, Интернет и т.п.

Экран – (от фр. еcran – ширма) – поверхность, на которую проецируется изображение, а также устройство, предназначенное для воспроизведения изображения.

Кинематограф – сфера деятельности людей, заключающаяся первоначально в создании при помощи технических устройств движущихся изображений, впоследствии сопровождаемых звуком.

Интернет – система всемирного объединения компьютерных систем и сетей, образующих специфическое информационное и техническое пространство, имеющая широчайшее распространение и применение.

Мультимедиа – взаимодействие аудиовизуальных эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения при непосредственном использовании технических, электронных и программных средств, воспроизводящих образы в цифровом представлении, отличается необычайной распространенностью и применимостью.

Появление экранной культуры в конце 19 века первоначально было связано только с кинематографом, который мог возникнуть лишь на определенном уровне культурного и технического развития цивилизации. Важнейшей особенностью кинематографа, помимо технической обусловленности, является ориентированность на широкую аудиторию, массовое воздействие. Связь социальных, технических, культурных условий – основное качество зарождающегося кинематографа. Кинематограф явился новой формой реальности, отличной от театральных представлений. В то же время и реалии кинематографа способствовали трансформации реалий действительности, неощутимо привнося в нее вымышленные, искусственные, виртуальные образы.

Таким образом, зарождение кинематографа, а впоследствии и экранной культуры, привело к возникновению нового вида коммуникативного взаимодействия, новым возможностям влияния на массовое и индивидуальное сознание.

Следующим после кинематографа огромным достижением экранной культуры стало телевидение, обладающего бóльшими коммуникативными возможностями, среди которых выделим: практически повсеместная распространенность, временнáя доступность, комфортность условий восприятия, репортажность и документальность, масштабность охвата интересов и предпочтений, дифференцированность. То есть можно наблюдать соединение множества средств массовой информации и культуры в одном явлении.

Продолжением развития экранной культуры можно признать зарождение и уверенное распространение компьютерной культуры, сочетающей в себе элементы всех видов как экранной, так и иной культуры. Происходит нерушимое взаимное их воздействие и взаимодействие, с достаточно мощным влиянием практически неограниченного ни пространственными, ни временными рамками социума. Участники этого вида коммуникативного взаимодействия одновременно могут принимать на себя различные роли (зрителя, слушателя, модератора, режиссера и т.п., то есть активного коммуникатора), что определенно влечет достаточно сильное эмоциональное воздействие на человека. Существуют вполне справедливые опасения о пользе такого вовлечения в виртуальный мир, возникновении зависимости, эмоциональной перегруженности, что может привести к личностным нарушениям. Справедливости ради следует отметить, что и первые фильмы также производили сильное впечатление на зрителей, воздействовали на их эмоциональную сферу. Это явление сохраняется в несколько измененном виде до сегодняшнего дня. Ведь именно обращение к эмоциональной сфере и есть во многом цель и призвание любого искусства.

Можно с уверенностью предположить, что дальнейшее существование экранной культуры будет сопровождаться неизбежным взаимодействием ее элементов. Объекты и произведения экранной культуры, являющиеся по сути симулякрами (то есть копиями без оригинала), артефактами при помощи современных цифровых средств получает практически идеальное разрешение, в которое аудитория верит практически безгранично. Но, в то же время, эта аудитория способна создавать и свои виртуальные миры и выступать одним из важнейших элементов всеобщей коммуникации. И в этом мозаичном переплетении звеньев экранной культуры заключается суть новой коммуникационной парадигмы, внедряющейся в традиционные формы взаимодействия. Однако следует постоянно учитывать фактор искаженной реальности, мифологизированности объектов этой культуры, тотально проникающих и в реальное измерение, манипулирующих созданием людей. Измененная реальность трансформирует подсознание, деформируя личность и общество. Это реальные вопросы, на которые цивилизация должна найти адекватные ответы.

Какова же роль продюсера в данной ситуации. Каковы его цели? Как предприниматель, под началом которого осуществляют свою творческую и производственную деятельность значительные трудовые ресурсы, коллективы, он должен заботиться о коммерческой выгоде создаваемых проектов. Это возможно, если продукт будет реализован на рынке с максимальной эффективностью. Но деятельность продюсера не заканчивается с завершением производства, а продолжается в стадии пост-продакшн, суть которого в том числе в манипулировании общественным и личным сознанием с целью наиболее выгодной реализации проекта. Продюсер должен в своей деятельности также принимать во внимание общечеловеческие ценности, быть ответственным за культурное воздействие на миллионы зрителей, за их нравственное, духовное развитие. Таким образом, порой перед продюсером стоят трудноразрешимые задачи, поистине мировые проблемы. И от того каким образом, какими средствами, с какими результатами продюсер будет преодолевать эти трудности, во многом зависит и его дальнейшая деятельность, и творчество коллектива, и производственная сфера, и экономика, политика, и культура в целом. Поэтому, помимо доскональных знаний в сфере кинопроизводства, кинобизнеса, продюсер должен обладать высоким уровнем общечеловеческой культуры и быть ответственным за результаты собственного труда и деятельности коллектива. В этом должно быть прежде всего заинтересовано общество и государство, как выразитель общественных интересов.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)

Абакан


РАЗДЕЛ. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества.

Понятие и сущность народного художественного творчества.

Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества:

1. Устное народное творчество (фольклор).

Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос.

Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика.

Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события.

2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора - песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

Календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни);

Полевые работы (покосные, жатвенные песни);

Рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни)

Смерть (похоронные плачи-причитания).

3. Народный театр - театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие).

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.

5. Народное декоративно-прикладное творчество является материальным воплощением духовной культуры народа, которая отражена в декоре художественных изделий (домашняя утварь, посуда, мебель, оружие, одежда и т.д.)

В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д.

Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище - архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое.

Современное народное художественное творчество представлено формами:

Любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам);

Художественная самодеятельность - форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку;

Народные промыслы - это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.)

Народное художественное творчество - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Следует различать понятия «народное художественное творчество» и «народная художественная культура». Народная художественная культура – воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.)

Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества.

Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа.

А.С. Каргин предлагает следующее оп­ределение основных структурных образований народной художе­ственной культуры.

1. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

2. Неофольклор - бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, включающее одновременно фор­мы фольклора, массового и профессионального искусства, художе­ственной самодеятельности, отличающейся эстетическим многооб­разием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее вто­рой волной в современной фольклорной культуре.

3. Фольклоризм или вторичный фольклор - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

4. Художественная самодеятельность - социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие сущест­вующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения части населения художественным навыкам и умениям.

5. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор - овеществленный, материализован­ный слой народной художественной культуры, отражающий в образ­но-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы.

6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхожде­ние и связана с эпохой земледельческого календаря.

7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп.

8. Аутентичная культура - наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной сфере. Это первичная, изна­чальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самого ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п. Понятие «аутентичная» и «традиционная» тесно соприкасаются в характеристике народной культуры.

Народное творчество - художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Фольклор - устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор.

Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.

Получается, что сказка - правда и вымысел одновременно. “Сказка - ложь, да в ней - намек: добру молодцу - урок”.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.

Афоризмы, пословицы, поговорки - родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.

В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.

Точность мысли, и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.

Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь - девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок, М.А. Рыбникова писала: "Загадка - ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора".

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).

Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, и вновь создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.

Основной вид музыкального фольклора - песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни);

полевые работы (покосные, жатвенные песни);

рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);

смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни - это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее - это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки - куклы на нитках - и др.). Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.

Народный танец - один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский - дровосеков, эстонский - сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце - отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.

Таким образом , богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех жанров народного искусства, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.