Биография. Культура эпохи возрождения в западной и центральной европе Философия культуры леона баттисты альберти

Введение

Биография

Творчество

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения». Он оставил свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи. Создал свою этико-философскую систему, в основе которой лежала достаточно оригинальная концепция человека.

Альберти рассматривал человека как существо, изначально совершенное, и мыслил его предназначение как сугубо земное. Природа так же совершенна, поэтому если человек будет следовать ее законам, он может обрести счастье. Человек познает законы природы благодаря разуму. Процесс их познания – не пассивное созерцание, а активная деятельность, творчество в самых разнообразных его формах. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». А.Б.Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Он вкладывает в понятие деятельности моральный смысл: счастья можно достичь, лишь упражняясь в добрых делах, т.е. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры; он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).

Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом, или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.

Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности; в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Такое идеальное общество мыслится им в форме совершенного города, описанного в Десяти книгах о зодчестве. Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного; его планировка, интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. Архитектура для А.Б.Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и поэтому превосходит их все.

А.Б.Альберти оказал большое влияние на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, прежде всего зодчества и портретной живописи.

Биография

Леон Батиста Альберти родился в знатной флорентийской семье, которая по воле судьбы оказалась в изгнании в Генуе. Поэтому местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Альберти получил прекрасное университетское образование в Болонском университете, который окончил в 1428 году. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. В 1432 году Альберти получил место в папской канцелярии, где служил в течении последующих тридцати лет.

Альберти был человеком своей эпохи. Его интересы были столь разнообразны, что трудно представить как столько талантов может иметь один человек. Помимо прекрасного знания древних языком, Альберти увлекался всеми видами искусств, но главной его страстью была архитектура. Альберти также играл на органе, а в живописи ему приписывают разработку теории воздушной перспективы.
Одной из самых философских идей была идея homofaber, то есть "человека деятельного". Альберти обосновал свое утверждение о том, что человек должен не вести созерцательную жизнь монаха, а постоянно приносить пользу себе и миру своей деятельностью. В своей творческой деятельности человек должен опираться на принцип гармонии, который является принципом природного развития и природы вообще.

Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. В это время традиционного религиозное образование все больше подвергалось критике и ему противопостовлялось светская образованность, важной составляющей которой являлось гуманитарное образование и приобщение к различного рода искусствам. Леон Батиста Альберти выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье. Альберти называют семью главной ячейкой общества, от которой зависит вся система нравственности в обществе.

Альберти всю свою жизнь посвятил познанию и проблемам усовершенствования человека как личности. Он умирает в 1472 году в Риме, то есть спустя десять лет после оставления им службы в курии.

Гуманистическое мировоззрение Альберти

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти - яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора - устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти - не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях», - подчёркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель - укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

АЛЬБЕРТИ, ЛЕОН БАТТИСТА (Alberti, Leon Battista) (1404–1472), итальянский гуманист, философ, писатель, архитектор, скульптор, художник. Незаконорожденный отпрыск влиятельного флорентийского купеческого рода Альберти. Его отец, изгнанный из Флоренции, обосновался в Генуе; там 14 февраля 1404 у него родился сын Леон Баттиста.

Образование получил в Падуе в школе педагога-гуманиста Гаспарино Баррицы, где познакомился с древними языками и математикой, и в Болонском университете, где изучал каноническое право, греческую литературу и философию. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius ). По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н.Альбергати; побывал в Нидерландах и Германии. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum ). В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию; написал там этический диалог Теодженио (Teogenio ) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres ), посвященный скульптору Ф.Брунеллески ; начал работу над сочинением О семье (Della famiglia ), которое закончил в 1441. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439); к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dell"animo ).

Вернулся в Рим после реставрации папской власти в сентябре 1443; с того времени главным объектом его научных интересов стали архитектура и математика. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici ), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem ), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485); получил прозвище «современного Витрувия». Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris ) – первый научный труд по криптографии. Выступил как архитектор-практик. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом, или о государе (Momus o de principe ), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales ), ок. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus ).

Умер в Риме в 1472.

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения». Он оставил свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи. Создал свою этико-философскую систему, в основе которой лежала достаточно оригинальная концепция человека.

Альберти рассматривал человека как существо, изначально совершенное, и мыслил его предназначение как сугубо земное. Природа так же совершенна, поэтому если человек будет следовать ее законам, он может обрести счастье. Человек познает законы природы благодаря разуму. Процесс их познания – не пассивное созерцание, а активная деятельность, творчество в самых разнообразных его формах. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». А.Б.Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Он вкладывает в понятие деятельности моральный смысл: счастья можно достичь, лишь упражняясь в добрых делах, т.е. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры; он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).

Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом, или о государе ) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.

Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности; в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье , Домострой ). Такое идеальное общество мыслится им в форме совершенного города, описанного в Десяти книгах о зодчестве . Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного; его планировка, интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. Архитектура для А.Б.Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и поэтому превосходит их все.

А.Б.Альберти оказал большое влияние на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, прежде всего зодчества и портретной живописи.

Переводы на русский язык: Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве . М., 1935–1937. Т. 1–2; Альберти Леон Баттиста. Религия. Добродетель. Рок и Фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

Иван Кривушин

А. — выходец из знатной купеческой семьи Флоренции, представители которой играли важную роль в политике республики и в результате смут и перемен власти в конце XIV в. были вынуждены отправиться в изгнание. А. был рожден вне законного брака, но получил хорошее воспитание под руководством гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем образование в Болонском университете, где изучал каноническое право , физику и математику и получил титул доктора в 1428. Отец А. Лоренцо умер в 1421, и будущий гуманист испытывал материальные затруднения вследствие трений с душеприказчиками, которые, видимо, не одобряли его увлечения науками. К этому периоду восходят первые известные сочинения А.: комедия «Филодокс» (Philodoxeos, 1424) и трактат «О выгодах и неудобствах научных занятий» (De commodis litterarum atque incommodis, 1428-1429), а также диалоги и стихи на народном языке. Пьеса была подписана псевдонимом Лепид и получила распространение как произведение античного автора. Очевидно, что А. решил добиться признания в качестве писателя и ученого, избрав обычную в этом случае духовную карьеру; есть предположение, что в качестве секретаря кардинала Альбергати он совершил путешествие по Европе. К 1432 относится булла папы Евгения IV, разрешающая А., несмотря на его статус побочного сына, занимать церковные должности; он стал аббревиатором (составителем документов) при курии и получил бенефиции , обеспечивавшие некоторый достаток. В это время Баттиста приступает к сочинению диалогов «О семье» (Della famiglia, первые 3 книги 1433-1434, 4-я ок. 1440), посвященных прославлению его рода и города, куда он вместе с другими Альберти получил доступ с 1428. В Риме и Флоренции А. общается с известными гуманистами — Л. Бруни, Поджо Браччолини, Ф. Бьондо — и художниками — Брунеллески, Донателло , Мазаччо, Гиберти и др. Его интерес к искусству выливается в подготовку трактата «О живописи» (De picturа, 1435), на латинском и народном языках, небольшого «Описания города Рима» (Descriptio Urbis Romae, рубеж 1450-х) и трактата «О статуе» (De statua), а также монументального труда «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria libri decem, 1452), составившего А. славу крупнейшего теоретика архитектуры после Витрувия, сочинение которого послужило моделью для трактата. В 30—40-е был написан ряд небольших литературных произведений на латыни, в том числе «Пес» (Canis) и «Муха» (Musca), подражающие греческому сатирику Лукиану, как и составлявшиеся в разное время «Застольные беседы» (Intercoenales). Ряд латинских и итальянских сочинений А. посвящены темам любви и брака, хотя сам он никогда не был женат; по его инициативе в 1441 во Флоренции организовали поэтическое состязание Certame coronario, на которое он представил первые гекзаметры на литературном итальянском языке на тему «О дружбе». В тех спорах гуманистов об употреблении латинского и народного языков А. выступал за равноправие последнего и, в частности, написал «Грамматику тосканского языка» (Grammatica della lingua toscana), хотя признавался, что владеет им не совсем в совершенстве. К началу 1440-х гг. относятся два итальянских диалога на моральные темы «Теодженио» (Theogenius) и «Спасающиеся от несчастий» (Profugiorum ab aerumna, Della tranquillità dell’animo), в которых способность человека противостоять фортуне по сравнению с «Книгами о семье» оценивается более пессимистически. После возвращения вместе с папским двором в Рим в 1443 А. много времени уделяет архитектурным проектам и сочинениям научно-прикладного характера. Из литературных произведений заслуживают упоминания политико-социальная сатира «Мом» (Momus, ок. 1450), итальянские диалоги «Ужин в домашнем кругу» (Cena familiaris) и «Домострой» (De Iciarchia, 1468), снова возвращающиеся к теме семьи как базового социального института и дома как метафоры организующего и творческого начала в человеческом мире. Трактат А. о зодчестве принес автору некоторую известность и заказы на архитектурные проекты от его влиятельных друзей и покровителей. А. выступает в них прежде всего как интеллектуал и знаток античной архитектуры, воплощающий ее принципы в новом духе, его работы, как и литератуный труд, оплачивались милостями, дарами и протекцией, в которой он особенно нуждался после упразднения коллегии аббревиаторов при Павле II в 1464. А. неоднократно выступал как консультант при перестройке старых кварталов и городов, в частности Борго в Риме при Николае V и, предположительно, Пиенцы, города Пия II . Его архитектурные проекты также связаны, в основном, с переделкой существующих зданий и почти все остались незаконченными. Первым из таких проектов стал собор Сан-Франческо в Римини, известный также под названием храм Малатесты (1453-1454), еще две церкви были начаты в Мантуе по заказу маркиза Лодовико Гонзага — Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1470); по его же просьбе А. переделывал кафедру церкви Сантиссим-Аннунциата (1470) во Флоренции. Во Флоренции А. спроектировал ряд построек для семьи Ручеллаи — Палаццо Ручеллаи (50-е), фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-1470), темпьетто Св. Гроба в старинной церкви Сан-Панкрацио (1467). Ему приписывается иногда авторство виллы Медичи во Фьезоле. Еще в 1440-е А. консультировал своего друга и покровителя маркиза Леонелло д’Эсте в Ферраре. В архитектурных работах А. исходил из идеальных геометрических форм, числовых пропорций, основанных на музыкальной гармонии, и подражал античным сооружениям, в первую очередь триумфальным аркам. Он широко использовал ордерную систему в разных сочетаниях, чему позднее подражали многие архитектурные стили. Широту интересов и способностей А. отражают такие его труды, как «Математические забавы» (Ex ludis rerum mathematicarum, ок. 1452), «Житие святого Потита» (Vita Sancti Potiti, 1433), «О животном коне» (De equo animante, начало 40-х), «О составлении шифров» (De Componendis Cifris, 1467), первый в новой истории трактат по криптографии. А. ставил опыты по оптике, занимался археологией , пытался поднимать затонувшие римские суда, проектировал водопровод и фонтаны, изучал картографию и астрономию. Не все сочинения А. сохранились, сведения о его архитектурной деятельности во многом неопределенны, ряд атрибуций вызывает сомнения. Творчество А., как и его биография, в некоторых чертах типично для своего времени (увлечение античными авторами и образцами, разносторонность, интерес к проблемам языка и красотам речи, идея подражания природе, размышления о человеческих способностях и возможностях, приоритет, отдаваемый земной славе). Как теоретик искусства он развил принципы перспективы, открытые флорентийскими мастерами, и на основе античного опыта пришел к новому синтезу умозрительных и прикладных элементов архитектуры и других видов творчества, сокровенного «герметического» и опытного знания. Красоту он понимал как уникальную гармонию частей и единство в разнообразии. Образ зодчего приобрел у А. расширительный смысл созидателя идеального дома как жилища для отдельного человека, семьи и общества (метафора города). Вместе с тем сочинения А. порождают по сей день довольно разноречивые толкования. В них хорошо заметны стремление к самобытности, пусть в рамках традиции, критическое отношение к авторитетам, апология деятельных достоинств и одновременно моралистический пессимизм и ирония по отношению почти ко всем социальным институтам. Одни исследователи видят в этом выражение внутреннего разлада или творческой эволюции писателя, другие — жанровое разнообразие его манеры. Собеседниками и часто друзьями А. были самые именитые гуманисты, но ряд историков подчеркивает его расхождения с литературной элитой. В. Зомбарт считал А. выразителем «мещанского духа», хотя в творчестве этого выходца из крупнейшего торгового дома аристократические и семейные ценности образуют единый сплав с буржуазными и «индивидуалистическими». Многоликость А. и его стремление действовать в пространстве между «быть» и «казаться» составляют характерную черту не только личности мыслителя, но и всей эпохи.

Сочинения:

Десять книг о зодчестве. (Также «Математические забавы и отрывки из ряда других соч.) / Пер. В. П. Зубова. М., 1935-1937. Т. I-II;

Книги о семье / Пер. М. Юсима. М., 2008;

О семье / Пер. О. Ф. Кудрявцева // Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. C. 362-411;

Описание города Рима (Descriptio urbis Romae) / Пер. Д. А. Баюка. Firenze, 2005;

Религия. Добродетель. Рок и Фортуна / Пер. с лат. Н. А. Федорова // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985. C. 152-161;

Alcune intercenali inedite / A cura di E. Garin // Rinascimento.1964. Vol. IV. P. 125-258;

De re aedificatoria libri X / Ed. Angelus Polizianus. Florentiae, Nicolaus Laurentii, 1485 (repr. München, 1975);

Deiphira, sive Opus in amoris remedio. Mediolani, per A. Zarotum, 1471;

I dieci libri de l’architettura ne la volgar lingua con molta diligenza tradotti, Vinegia, V. Valgrisi, 1546;

Opera. S. l., s. a, (1499);

Opera inedita et pauca separatim impressa / A cura di G. Mancini. Florentiæ, 1890;

Opera omnia / F. Furlan curante. Paris, Les belles lettres. Vol. I-XXIV;

Opere volgari, per la più parte inedite e tratte dagli autografi, annotate e illustrate dal dott. A. Bonucci. Firenze, 1843-1849. Vol. I-V;

Opere volgari / A cura di C. Grayson. Bari, 1960-1966 (1973). Vol. I-III;

Opuscoli Morali di Leon Batista Alberti, gentil’huomo fiorentino. Venezia, 1568;

Opuscoli inediti. «Musca», «Vita S. Potiti» / A cura di C. Grayson. Firenze, 1954;

Vita / А cura di R. Fubini e A. Menci Gallorini // Rinascimento, n. s. 1972. Vol. XII. P. 68-78;

Vita anonima // Rerum Italicarum scriptores / Ed. Lodovico Muratori, Milano, 1751. Vol. XXV. P. 295A, 299.

Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 14 февраля 1404, Генуя - 25 апреля 1472, Рим) - итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра.

«Должен был появиться человек, — писал Леонардо Ольшки, — который, владея теорией и имея призвание к искусству и практике, поставил бы стремления своего времени на прочную основу и придал бы им определенное направление, в котором им предстояло развиваться в будущем. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттист Альберти».

Леон Баттиста Альберти появился на свет в Генуе 18 февраля 1404 года. Образование, которое он получал сначала в Падуе, а потом в Болонье, было основано на идеях гуманизма. Уже в двадцать четыре года Леон Баттист Альберти получил звание доктора кононического права.

Леон Баттиста Альберти – человек, деятельность которого повлияло на всю эпохуВ студенческие годы художник увлекался языками, математикой, философией. Уже в эти годы появляются его сочинения, в которых он говорит о судьбе и о ее влиянии на жизнь человека. Тогда же Леона Баттиста Альберти наполняли тревожные, беспокойные настроения. Посмотреть на мир по-другому ему помогла флорентийская культура и знакомство с архитектурой разных стран во время заграничных поездок.

В начале 30-х годов Альберти начал изучать теорию живописи. Полученные знания он обобщил в своих теоретических трудах, посвященных живописи. Имея привычку применять теорию на практике, итальянский художник пробовал писать картины, однако в наше время известны только несколько его работ.

Дальнейший творческий и жизненный путь итальянского гуманиста связан с Италией и Флоренцией. Именно в этих городах появляются самые известные постройки этого выдающегося архитектора, появляются новые трактаты, которые посвящены человеку, обществу.

В этот же период Леон Баттист Альберти пишет много литературных произведений. Он пишет в различных жанрах, от классических форм которых очень часто отходит. Все свои произведения он создаёт на итальянском языке, тем самым пропагандируя его, и придавая ему большое значение. Существуют предположения, что автором первого учебника по грамматике итальянского языка является Леон Баттист Альберти.

Леон Баттиста Альберти – человек, деятельность которого повлияло на всю эпохуНачиная с 40-х годов, все свое внимание Альберти концентрирует на математике и архитектуре. К этому времени личность этого человека настолько заслужила уважение, что сам Папа Николай V обращался к нему за советами, когда осуществлялся проект по перестройке Рима.

Леон Баттист Альберти намного превосходил своих современников и талантом, и любознательностью, и многосторонностью, и особой живостью ума. В нем счастливо сочетались тонкое эстетическое чувство и способность разумно и логично мыслить, опираясь при этом на опыт, почерпнутый от общения с людьми, природой, искусством, наукой, классической литературой.

Леон Альберти относился к тому типу людей, которые доводят начатое до конца, а работу, за которую берутся, делают очень качественно. Если он брался за какую-то проблему, тему, то изучал он полностью изучал ее, не проходя мимо даже самых незначительных вопросов.

Благодаря такому упорству, он создает новые приборы. Например, для того, чтобы удобнее было наблюдать за влажностью воздуха, Алберти изобретает гигрометр; стремясь достать с дна остатки затонувших кораблей, он проектирует подъемные механизмы.

Так же итальянского гуманиста интересовали способы шифровки слов, культивирование ценных пород лошадей, формы написания букв и многое другое.

Разнообразие его интересов настолько поражало современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: «Скажи мне, чего не знал этот человек?», а Полициано, упоминая Леона Альберти, предпочитал «молчать, нежели сказать о нем слишком мало».

По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата, фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе - здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто…

Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра…

Первые работы Альберти написал в 20-е гг. - комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е - начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке - «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этические темы - «О семье» (1434-1441), «О спокойствии души» (1443).
В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» - свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в…

«…Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие.»

И праву в Болонье . В 1428 г. закончил Болонский университет, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. - место в папской канцелярии, где прослужил более тридцати лет. В 1462 г. Альберти оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме .

Леон Баттиста Альберти

Гуманистическое мировоззрение Альберти

Гармония

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти - яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения . Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики , занимался математикой и картографией . Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

Человек

Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета . Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина , Пьеро делла Франческа , Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре , что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Творчество и труд

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора - устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти - не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными », к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях », - подчёркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.

Семья

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье » и «Домострой ». В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель - укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.

Семья и общество

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма , Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Общество

Само общество Альберти мыслит как гармоническое единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. Обдумывая условия достижения социальной гармонии , Альберти в трактате «О зодчестве » рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам - кварталы ремесленников и мелких торговцев. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий - школ, терм, театров.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете , учёный и художник Леонардо да Винчи , авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

Нравственное совершенствование

Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путем нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека » во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Сомнения Альберти нашли яркое выражение в его «Моме » и «Застольных беседах », но не стали определяющими для главной линии его размышлений. Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.

Творчество

Литература

Дворец Ручеллаи, Флоренция

Первые работы Альберти написал в 20-е гг. - комедии «Филодокс » (1425), «Деифира » (1428) и др. В 30-е - начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке - «О преимуществе и недостатках учёных » (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс » (1437); диалоги на вольгаре на этические темы - «О семье » (1434-1441), «О спокойствии души » (1443).

В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы » - свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в. Последние произведения Альберти: «О принципах составления кодов » (математический трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой » (1470).

Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги - первые образцы этих жанров на итальянском языке.

Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону , Аристотелю , Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти - светская по характеру - отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.

Зодчество

Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения . Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе , определившие направление в архитектуре XV в.

Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве » (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе » (1464).

Библиография

  • Альберти Леон Баттиста . Десять книг о зодчестве: В 2т. М., 1935-1937
  • Мастера искусств об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения/Под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М., 1966
  • Ревякина Н.В . Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV-первой половины XV века. Новосибирск, 1975
  • Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в)/Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985
  • История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001
  • Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. ISBN 5-89329-450-5.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Леон Баттиста Альберти" в других словарях:

    - (1404 1472 гг.) ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения У наших предков мудрые и скромные мужи более всего наблюдали умеренность и бережливость как во всех прочих делах, общественных и частных, так особенно в строительном … Сводная энциклопедия афоризмов

    Статуя Альберти во дворе Уффици Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя 20 апреля 1472, Рим) итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик… … Википедия

    - (1404 72) итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты (О статуе, 1435, О живописи, 1435 36, О зодчестве; опубликован в 1485) обобщили Опыт современного ему искусства и гуманистической… … Большой Энциклопедический словарь

    Альберти Леон Баттиста - Леон Баттиста Альберти Гуманистом с разносторонними интересами был Леон Баттиста Альберти (1404 1472), который занимался помимо прочего философией, математикой и архитектурой. Наиболее известными являются его работы Об архитектуре, О… … Западная философия от истоков до наших дней

    Статуя Альберти во дворе Уффици В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Альберти. Леон Баттиста Альберти (… Википедия

    Альберти, Леон Баттиста - Леон Батиста Альберти. Фасад цеpкви в Санта Маpия Новелла. АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (1404 72), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства Раннего Возрождения. В теоретических трактатах обобщил опыт современного ему искусства и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь