Цикл просветительских концертов «Истории с оркестром». Дирижирует и рассказывает Александр Лазарев

Выдающийся музыкант современности Александр Лазарев учился дирижерскому искусству в Московской консерватории в классе профессора Л. Гинзбурга. В 1971 он завоевал I премию Всесоюзного конкурса дирижеров, а через год стал победителем престижнейшего дирижерского конкурса им. Герберта фон Караяна в Берлине.

С именем Александра Лазарева связана одна из лучших глав в истории Большого театра России, где с 1987 по 1995 он занимал пост художественного руководителя и главного дирижера.

В Большом театре дирижировал операми "Обручение в монастыре" Прокофьева, "Иоланта", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" Чайковского, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Садко", "Царская невеста", "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, "Борис Годунов", "Хованщина" Мусоргского, "Каменный гость" Даргомыжского, "Дон Карлос" Верди, "Севильский цирюльник" Россини, "Риголетто", "Травиата" Верди, "Фауст" Гуно, "Руслан и Людмила" Глинки, "Тоска" Пуччини; балетами: "Весна священная" И. Стравинского, "Анна Каренина" Р. Щедрина, "Иван Грозный" на музыку С. Прокофьева. Там же осуществил постановки опер: "Игрок" и "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева, "Зори здесь тихие" Молчанова, "Похищение Луны" Тактакишвили, "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Млада" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Жизнь за царя" Глинки, "Орлеанская дева" Чайковского, "Князь Игорь" Бородина, "Скупой рыцарь" и "Алеко" Рахманинова; балетов: "Чайка" и "Дама с собачкой" Щедрина.

Под управлением Александра Лазарева оперная труппа театра совершила беспрецедентную серию престижных зарубежных гастролей, выступив в Токио (1989), на сцене Ла Скала в Милане (1989), на Эдинбургском фестивале (1990, 1991), в театре Метрополитен Опера (Нью-Йорк, 1991). Александр Лазарев основал ансамбль солистов Большого театра (1978), основной целью которого стала популяризация современной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Оркестр Баварского радио, Королевский оркестр "Консертгебау", Филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, Симфонический оркестр Шведского радио, Симфонический оркестр NHK (Япония), Кливлендский и Монреальский симфонические, Лондонский филармонический. Также он выступал с оперными труппами брюссельского Королевского театра La Monnaie, Арены ди Верона, Парижской национальной оперы, Женевского оперного театра, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы.

Дебютировав в Лондоне в 1987, Александр Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–95 он – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра BBC, в 1994–97 – главный приглашенный дирижер, в 1997–2005 – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра, а сейчас почетный дирижер этого коллектива. Результатом его работы с этими коллективами стала запись всех симфоний Шостаковича, Прокофьева и Рахманинова, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность.

В 2008–16 был главным дирижером Японского филармонического оркестра. С этим коллективом маэстро осуществил запись всех симфоний Прокофьева, Рахманинова, Глазунова и Шостаковича (Octavia Records).

Репертуар дирижера охватывает произведения от XVIII века до авангарда. Александр Лазарев осуществил множество записей. Помимо работ с оркестром Большого театра для звукозаписывающей компании "Эрато", им записаны свыше 35 альбомов на фирмах "Мелодия", Virgin Classics; с оркестром BBC – на Sony Classical, с Лондонским филармоническим оркестром – на Hyperion и BMG, с Королевским Шотландским национальным оркестром на BIS и Linn Records, с Японским симфоническим оркестром Йомиури – на Octavia Records.

Среди работ последнего времени в оперных театрах – исполнение опер: "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева в Парижской национальной Опере, "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в Оперном театре Женевы, "Похождения повесы" Стравинского в Национальной опере Лиона, "Чародейка" Чайковского в Большом театре.

Дебют Александра Лазарева в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялся в 2012 в спектакле "Обручение в монастыре". Осуществил выпуск спектаклей "Хованщина" Мусоргского (2015), "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева (2016) и "Пиковая дама" Чайковского (2016).

Лазарев Александр Николаевич (II)

Оперно-симфонический дирижёр, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (25.05.1976).
Народный артист РСФСР (2.07.1982).

В 1963 году окончил Музыкальное училище им. Октябрьской революции по классу баяна и поступил в ГМПИ им. Гнесиных на факультет народных инструментов. После 1-го курса был призван в ряды Советской армии. В 1967 году продолжил образование по специальности «дирижирование» в Ленинградской консерватории в классе И. Э. Шермана. В 1968 году перевёлся в Московскую консерваторию, которую окончил в 1972 году. Ученик Л. М. Гинзбурга (дирижирование), Н. П. Ракова (инструментоведение), И. А. Барсовой (чтение партитур). В 1975 году окончил ассистентуру–стажировку при консерватории (руководитель - Л. Гинзбург).

С 1973 года работал в Большом театре, в 1987–1995 годах - художественный руководитель и главный дирижёр.
Под его управлением шли оперы «Дон Карлос» Дж. Верди, «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Снегурочка», «Млада» Н. А. Римского–Корсакова, «Орлеанская дева» П. И. Чайковского, «Игрок», «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева, балеты «Чайка», «Дама с собачкой» Р. К. Щедрина.
Организатор серии зарубежных гастролей оперной труппы театра: Токио (1989), Милан (театр «Ла Скала», 1989), Нью–Йорк («Метрополитен–опера», 1991), Эдинбургский фестиваль (1990–1991).
В 1991 году оркестр театра под его руководством был удостоен премии «Золотой Виотти» как лучший симфонический оркестр года. Основал Ансамбль солистов оркестра Большого театра (1978), целью которого стало исполнение и популяризация современной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Много работал и записывался с ГАСО, оркестрами Московской и Ленинградской филармоний, Симфоническим оркестром и Большим хором Всесоюзного радио и ТВ. Провел ряд монографических концертных программ, посвящённых С. Франку, В. А. Моцарту, И. Брамсу, П. И. Чайковскому, Д. Д. Шостаковичу. Выступал с выдающимися российскими музыкантами: Л. Б. Коганом, В. Т. Спиваковым, В. В. Третьяковым, Ю. А. Башметом, Н. Г. Гутман, P. P. Керером, А. А. Наседкиным. Гастролировал за рубежом как симфонический дирижёр, исполняя произведения Г. Берлиоза, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина, А. А. Эшпая.

В 1982–1992 и 2004–2006 годах преподавал на кафедре оперно–симфонического дирижирования оркестрового факультета Московской консерватории. Вёл оркестровый класс, курс практики в оперном театре.

В 1992–1995 годах - приглашённый дирижёр лондонского Симфонического оркестра Би–Би–Си. В 1994 году стал главным приглашённым дирижёром Королевского шотландского национального оркестра, а в 1997-2005 годах возглавлял его.
Выступает в качестве приглашённого дирижёра с ведущими симфоническими оркестрами и оперными коллективами мира. Осуществил многочисленные записи в фонд Всесоюзного радио и ТВ, а также на фирмах «Мелодия», «Erato», «Virgin Classics», «Sony Classical, «Hyperion», «BMG».

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1986) - за спектакли и концерные программы ГАБТ (1983-1985).
Премия Ленинского комсомола (1977)- за большой вклад в развитие советского оперного искусства.
Лауреат Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве (1971, 1-я премия).
Лауреат Международного конкурса дирижёров Г. фон Караяна в Западном Берлине (1972, 1-я премия и Золотая медаль).

последнее обновление информации: 04.05.19

публикации

У меня всего две записи в трудовой книжке


1 февраля в Большом зале Консерватории после более чем двухлетнего перерыва выступил выдающийся дирижер Александр Лазарев. Под его управлением оркестр "Новая Россия" исполнил сочинения Чайковского и Рахманинова. Перед концертом корреспондент "Газеты" Илья Овчинников побеседовал с дирижером о его работе в Большом театре, о студийных записях и современной оперной режиссуре, а также о многом другом.

Александр Николаевич, ваше выступление с Российским национальным оркестром (РНО) в октябре 2003 года запомнилось многим как лучший концерт сезона. Почему с тех пор вы не выступали в Москве?
- Другими вещами какими-то занимался, а приглашений выступить в Москве не было. Сейчас приглашение поступило и было принято. Филармония предложила выбор из нескольких оркестров Москвы - мне было интереснее всего выступить с коллективом, который я до этого не знал. Мне сказали, что там молодые люди, которые по-настоящему хотят играть; и это действительно так - их желание играть покрывает многие другие погрешности. А с РНО потом мы выступали вместе еще один раз в Испании: играли "Времена года" Глазунова и Четвертую симфонию Прокофьева во второй редакции.

Каким образом вы попали в народный симфонический оркестр города Жуковского?
- Помните, в фильме "Берегись автомобиля" герой Евстигнеева говорит о том, что скоро народные коллективы вытеснят профессиональные. И тогда таких коллективов было много. Концертмейстерами и педагогами работали профессионалы - они сидели во главе группы, а за ними уже шли любители. В 1968 году я поступал в Московскую консерваторию, и профессор Михаил Никитич Тэриан мне рассказал про оркестр в Жуковском: мол, понравьтесь там - будете ездить раз в неделю, получать 60-70 рублей, это хорошая практика.
Каждое воскресенье с десяти до двух мы репетировали. Обстановка была полусемейная: если вы будете с человеком строги, он просто не придет в другой раз, вы останетесь один. Нужно было проявлять интерес к людям, если уж они приходили в выходной поиграть в оркестре. Был там один ученый, доцент МГУ, скрипач. У нас не было альтистов, и он говорит: "Маэстро, я освою альт!" Приобрел альт, стал заниматься... И как же можно к этому относиться? Только с уважением. Горячки, как в профессиональных оркестрах, не было: мы давали концерт, лишь когда были готовы. В итоге у меня всего две записи в трудовой книжке: этот народный оркестр и Большой театр.

В Большой театр - сразу из народного оркестра?
- Не сразу, а после двух конкурсов. В декабре 1971 года я получил первую премию на конкурсе дирижеров. А в 1972 году в Берлине был конкурс симфонических оркестров, туда решили послать оркестр Московской консерватории со мной во главе. Мы выиграли, и Караян пригласил меня к себе ассистентом: он сказал, что не может мне гарантировать концертов, но я буду работать с оркестром, ездить с ним и наблюдать всю эту жизнь изнутри. Предложение просто великолепное, но я отказался, мне хотелось продолжить общение с профессором Гинзбургом, у которого я был в аспирантуре.
А потом меня вызвал замминистра культуры Кухарский и сказал: нужно идти в Большой театр. Мне не хотелось, я плохо себе представлял, что это такое. Я просил в качестве дебюта "Пиковую даму", но репетиции дважды отменялись по каким-то причинам. Тогда я решил, что мне это не нужно, и собрался идти к Кириллу Кондрашину вторым дирижером. И тут звонок из министерства: "Вас уже назначили. Вы почему документы не несете?" И началась работа, с 1973-го года по 1995-й.

Сейчас от Большого театра у вас нет предложений?
- У меня их не стало еще тогда, когда Большой готовился к гастролям в Японии, куда ехали три спектакля, поставленные моими товарищами и мной: новая постановка "Онегина", "Орлеанская дева" и "Князь Игорь". Меня тогда "уходили" из театра, и почему я вообще взялся дирижировать последними тремя спектаклями? Потому что приехали японцы, им надо было снять рекламный ролик, а я им обещал. Затем подал заявление, которого от меня ждали. Юрий Григорович подал его еще раньше. Но театр ехал только в июне, и меня не пригласили на мои же спектакли. Я на этих людей не гневаюсь, но если вы берете с чужого стола чужое блюдо, то уточните хотя бы, как его подавать. Не страшно было, что больше не приглашают, печаль моя была о том, что они поехали и уродовали мои спектакли.

В Большом театре вы руководили также ансамблем солистов, исполнявшим современную музыку. Как возникла эта идея?
- Идея возникла у Александра Васильевича Ивашкина: она была связана с тем, что масса интересной музыки наших современников не исполняется. Поначалу мы не знали, сложится ли коллектив, но случайные люди отпали, а человек двадцать пять осталось. Нам сразу принесли свои сочинения и Альфред Гарриевич Шнитке, и Эдисон Васильевич Денисов, и мой друг Коля Корндорф. Было много концертов, фестивалей, где мы играли и Берио, и Лигети - массу всего, что тогда мало звучало. И много записали пластинок. Идеологом, мозговым центром был Александр Васильевич. А я занимался ремеслом, дирижировал. Мы начали в 1977-м и закончили примерно в 1989-м. В период великого переселения народов из Советского Союза мы понесли большие потери; несколько человек у нас уехали - как бы вы думали, куда? В Южную Африку! Тогда многие американцы, работавшие в южноафриканских оркестрах, из-за нестабильности в ЮАР покинули страну. Образовались вакансии, и музыканты из России с семьями уехали в ЮАР, многие до сих пор там живут и работают.

Есть ли музыка, которой вы еще не дирижировали и которую хотели бы исполнить?
- Вы знаете, сейчас мне, например, очень интересно сыграть Первую симфонию Рахманинова. Но не потому, что я только ее выучил; мне кажется, что я нашел там что-то свое, хотя играю ее довольно часто. Помните эту сцену из "Театрального романа", когда Иван Васильевич говорит своей тетушке: "А вот писатель Максудов, он новую пьесу написал"? "А зачем же новую писать, - говорит она, - когда столько хороших пьес уже написано?" И я каждый раз об этом думаю, когда вижу, что опять Бетховена, Моцарта играют. Ведь прежде чем исполнять, нужно обязательно придумать повод, для чего это играть. И у меня всегда есть некий императив: Первая Рахманинова. Он тогда влюбился в замужнюю женщину, эпиграфом поставил "Мне отмщение, и аз воздам", как в "Анне Карениной", а ее как раз звали Анной, она была цыганка... Все это есть в партитуре, и мне хочется это достать и показать.

А в опере вы сейчас работаете?
- Вы понимаете, на Западе руководство театра формирует постановочную группу: вот, мол, хороший дирижер, он знает "Онегина", давайте его позовем. А режиссером позовем того-то. При этом какие у этих людей ощущения друг от друга, никого не волнует. Например, я ставил в Дюссельдорфе "Саломею". А режиссером был главный хореограф Кельнского оперного театра! Прихожу на репетицию и вижу, что Иоканаана нет на сцене, там есть красивый мужчина, балетный артист, а Иоканаан из оркестровой ямы поет! "Для чего это все? - спрашиваю у хореографа. Ведь интрига Саломеи в чем? Она женщина красивая, молодая, порочная, она одареннее остальных: все в этой опере поют, а она в кульминации еще и танцует Танец семи покрывал. Потому что она талантлива и она одна умеет это делать, потому и Ирод ради нее готов на все. А ты, - говорю я ему, - выпускаешь тут зачем-то балетную пару, и мы получаем па-де-де из оперы "Саломея". Я тогда пришел к интенданту театра и говорю: "Поеду домой, не надо мне гостеприимства вашего". Он говорит: "А где я найду замену, не на улице же?" Пришлось остаться и наблюдать. Поэтому желания созидать в оперном театре на Западе у меня нет. Хотя предложения есть: в Парижской опере осенью делать "Любовь к трем апельсинам", а через год в Женеве - "Леди Макбет Мценского уезда". Наверное, буду делать и то, и другое.

Как возникла идея встретить столетие Шостаковича столь нерасхожим его сочинением, как оперетта "Москва, Черемушки", которую вы ставили в Лионе в прошлом году?
- О да, это было дело! Раньше я эту вещь не ставил и не относился к ней серьезно. И был не прав! Когда я выучил партитуру, то понял, что это потрясающее сочинение. Диалоги эти, конечно, сейчас смешны; поэтому перевод не был буквальным. Они игрались по-французски и были сделаны очень остроумно. Скажем, приходит управдом и начинает что-то зачитывать трагическим тоном: такой-то, встать! Тот встает и думает, что сейчас его сошлют или казнят... Тут сообщают, что ему предоставлена квартира. И он от страха падает без сознания. А вокальные номера пелись по-русски, их оставили в неприкосновенности. Раньше я не считал Шостаковича великим мелодистом. А здесь он сделал эти дуэты, эти галопы и канканы просто блестяще. Сыграли девять спектаклей при переполненном зале.

Советский и российский дирижер, Народный артист России Александр Николаевич Лазарев родился 5 июля 1945 года .

В 1963 году окончил Музыкальное училище им. Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке) по классу баяна и поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне - Российская академия музыки имени Гнесиных) на факультет народных инструментов. После первого курса был призван в ряды Советской армии. В 1967 году продолжил образование по специальности "дирижирование" в Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская консерватория) в классе Исая Шермана. В 1968 году перевёлся в Московскую консерваторию (класс Лео Гинзбурга), которую окончил в 1972 году. В 1975 году окончил ассистентуру-стажировку при консерватории (руководитель Гинзбург).

С 1973 года — дирижер Большого театра, в 1987-1995 годах — главный дирижер и художественный руководитель Большого театра.

В 1978 году основал Ансамбль солистов Большого театра.

В Большом театре дирижировал операми "Иоланта", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" Петра Чайковского, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Садко", "Царская невеста", "Моцарт и Сальери" Николая Римского-Корсакова, "Борис Годунов", "Хованщина" Модеста Мусоргского, "Каменный гость" Александра Даргомыжского, "Дон Карлос", "Риголетто", "Травиата" Джузеппе Верди, "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини, "Фауст" Шарля Гуно, "Руслан и Людмила" Михаила Глинки, "Тоска" Джакомо Пуччини, "Обручение в монастыре" Сергея Прокофьева; балетами "Весна священная" Игоря Стравинского, "Анна Каренина" Родиона Щедрина, "Иван Грозный" на музыку Сергея Прокофьева.

В Большом театре осуществил постановки опер "Зори здесь тихие" Кирилла Молчанова, "Похищение Луны" Отара Тактакишвили, "Игрок", "Повесть о настоящем человеке" Сергея Прокофьева, "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Млада", "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова, "Жизнь за царя" Михаила Глинки, "Орлеанская дева" Петра Чайковского, "Князь Игорь" Александра Бородина, "Скупой рыцарь", "Алеко" Сергея Рахманинова, балетов "Чайка", "Дама с собачкой" Родиона Щедрина.

Много работал и записывался с Государственным академическим симфоническим оркестром, оркестрами Московской и Ленинградской филармоний, Симфоническим оркестром и Большим хором Всесоюзного радио и телевидения. Провел ряд монографических концертных программ, посвящённых Сезару Франку, Вольфгангу Амадею Моцарту, Иоганнесу Брамсу, Петру Чайковскому, Дмитрию Шостаковичу. Выступал с выдающимися российскими музыкантами Леонидом Коганом, Владимиром Спиваковым, Виктором Третьяковым, Юрием Башметом и другими. Гастролировал за рубежом как симфонический дирижёр, исполняя произведения Гектора Берлиоза, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина, Андрея Эшпая.

В 1982-1992 и 2004-2006 годах преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования оркестрового факультета Московской консерватории. Вёл оркестровый класс, курс практики в оперном театре.

В 1992-1995 годах был главным приглашенным дирижером лондонского Симфонического оркестра Би-Би-Си.

В 1994-1997 годах — главный приглашенный дирижер, в 1997-2005 годах — главный дирижер Королевского шотландского национального оркестра, в настоящее время — почетный дирижер.

Сотрудничал с оркестром Петербургской филармонии, Берлинским и Мюнхенским филармоническими оркестрами, Симфоническим оркестром Баварского радио, Королевским оркестром Концертгебау, Филармоническим оркестром Ла Скала, оркестром Национальной Академии Санта-Чечилия, Национальным оркестром Франции, Филармоническим оркестром Осло, оркестром Шведского радио, Симфоническим оркестром Эн-эйч-кей (Токио), оркестром Кливленда, Монреальским симфоническим и Лондонским филармоническим оркестрами.

Сотрудничал с такими театрами, как Королевский театр Ла Монне, Арена ди Верона, Парижская национальная опера, Большой театр Женевы, Баварская национальная опера, Лионская национальная опера.

В последние годы работает как постоянный приглашенный дирижер лондонского оркестра "Филармония" и оркестра Санкт-Петербургской филармонии, выступая с этими коллективами в Лондоне, Париже и Вене. Александр Лазарев активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы и Петербурга: Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия".

С 2008 года — главный дирижер Филармонического оркестра Японии.

В 2009 году Александр Лазарев вернулся в Большой театр России в качестве постоянного приглашённого дирижера.

Обширная дискография дирижера включает записи с Симфоническим оркестром Большого театра ("Эрато", "Мелодия"), Симфоническим оркестром Би-Би-Си (Sony Classical), с Лондонским филармоническим оркестром (Hyperion, BMG), с Королевским шотландским национальным оркестром (BIS, Linn Records), с японским симфоническим оркестром Йомиури (Octavia Records) и др.

Александр Лазарев — Народный артист РСФСР (1982), лауреат Государственной премии РСФСР (1986) за концертные программы и спектакли Большого театра в 1983-1985 годах, премии Ленинского комсомола за большой вклад в развитие советского оперного искусства (1977), первой премии Всесоюзного конкурса дирижеров (1971), первой премии Международного конкурса молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине (1972).

В 2010 году дирижер награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

С 1973 года Лазарев работал в Большом театре, где в 1974 году под его управлением состоялась первая постановка оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер Борис Покровский). В 1978 году Лаза...

Один из ведущих дирижеров нашей страны, народный артист России (1982). Родился в 1945 году. Учился у Лео Гинзбурга в Московской консерватории. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, в следующем году – I премию и золотую медаль на конкурсе имени Караяна в Берлине.

С 1973 года Лазарев работал в Большом театре, где в 1974 году под его управлением состоялась первая постановка оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер Борис Покровский). В 1978 году Лазарев основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; с Лазаревым ансамбль осуществил ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 году Лазарев удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987–1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. Период работы маэстро во главе Большого отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио, театре Ла Скала в Милане, на Эдинбургском фестивале и театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

В Большом театре дирижировал операми «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балетами «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.

Под управлением Лазарева осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Ряд постановок («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») снят телевидением. С Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр корпорации NHK (Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), парижской Оперá Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.

Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–1995 гг. он – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, с 1994 – главный приглашенный, с 1997 по 2005 гг. – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность. С 2008 по 2016 годы Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и работает над записью симфоний Глазунова.

Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в МАМТе имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Постановка также получила «Золотую Маску» по итогам сезона 2014/15 в номинации «Опера – спектакль».

Среди работ Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театрах Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.

Один из ведущих дирижеров нашей страны, народный артист России (1982). Родился в 1945 году. Учился у Лео Гинзбурга в Московской консерватории. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, в следующем году – I премию и золотую медаль на конкурсе имени Караяна в Берлине.

С 1973 года Лазарев работал в Большом театре, где в 1974 году под его управлением состоялась первая постановка оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер Борис Покровский). В 1978 году Лазарев основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; с Лазаревым ансамбль осуществил ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 году Лазарев удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987–1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. Период работы маэстро во главе Большого отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио, театре Ла Скала в Милане, на Эдинбургском фестивале и театре Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

В Большом театре дирижировал операми «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балетами «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.

Под управлением Лазарева осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Ряд постановок («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») снят телевидением. С Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр корпорации NHK (Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), парижской Оперá Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.

Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–1995 гг. он – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, с 1994 – главный приглашенный, с 1997 по 2005 гг. – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность. С 2008 по 2016 годы Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова и работает над записью симфоний Глазунова.

Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в МАМТе имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Постановка также получила «Золотую Маску» по итогам сезона 2014/15 в номинации «Опера – спектакль».

Среди работ Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театрах Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.