Екатерина Щербаченко: «Я сомневалась, что могу быть оперной певицей. «Оперный спектакль – доза эмоций, которую трудно получить где-либо еще Щербаченко Екатерина: личная жизнь

В 2003 г. получила диплом Международного конкурса «Новые голоса» в г. Гютерсло (ФРГ).
В 2005 г. завоевала III премию Международного оперного конкурса в Шизуоке (Япония).
2006 г. - III премию Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса в Барселоне (Испания), где также получила специальный приз как «Лучший исполнитель русской музыки», премию «Друзей Оперы Сабаделла» и премию Музыкальной ассоциации Катании (Сицилия).
В 2009 г. стала победительницей конкурса Би-би-си «Певец мира», а также была удостоена молодежного гранта премии «Триумф».
В 2015 г. стала обладательницей Премии им. Марии Каллас за лучший дебют в Опере Далласа (за исполнение партии Иоланты).

Биография

Родилась в Рязани. В 1996 г. окончила Рязанское музыкальное училище им. Г. и А.Пироговых, получив специальность «дирижёр хора». В 2005 г. окончила Московскую Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (педагог - профессор Марина Алексеева) и там же продолжила обучение в аспирантуре.
В оперной студии консерватории спела партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского и партию Мими в опере «Богема» Дж. Пуччини.
В 2005 г. была солисткой-стажером оперной труппы Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В этом театре исполняла партии - Лидочки в оперетте «Москва, Черемушки» Д. Шостаковича и партию Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта.

В 2005 г. в Большом театре исполнила партию Наташи Ростовой на премьере оперы «Война и мир» С. Прокофьева (вторая редакция), после чего получила приглашение в Большой театр в качестве постоянного члена оперной труппы.

Репертуар

В ее репертуар в Большом театре вошли следующие партии:
Наташа Ростова («Война и мир» С. Прокофьева)
Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Лю («Турандот» Дж. Пуччини)
Мими («Богема» Дж. Пуччини)
Микаэла («Кармен» Ж. Бизе)
Иоланта («Иоланта» П. Чайковского)
Донна Эльвира («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
Горислава («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Графиня Альмавива («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
Донна Анна («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Сопрано Гадкий утенок» С. Прокофьева - спектакль «Байки о Лисе, Утенке и Балде»)
Вторая лесная нимфа («Русалка» А. Дворжака)

Гастроли

В 2004 г. исполнила партию Лидочки в оперетте «Москва, Черемушки» в Лионской опере (дирижер Александр Лазарев).
В 2007 г. в Дании участвовала в исполнении кантаты С. Рахманинова «Колокола» с Датским национальным симфоническим оркестром радио (дирижер Александр Ведерников).
В 2008 г. исполнила партию Татьяны в Оперном театре Кальяри (Италия, дирижер Михаил Юровский, режиссеры Моше Ляйзер, Патрис Корье, постановка Мариинского театра).

В 2011 г. исполнила партию Лю на премьере оперы «Турандот» в Ла Скала (дирижер Валерий Гергиев, режиссер Джорджо Барберио Корсетти) и в Баварской государственной опере (дирижер Зубин Мета, режиссер Карлуш Падрисса).

В 2012 г. спела Иоланту на премьере оперы в Королевском т еатре/ Teatro Real (Мадрид, дирижер Теодор Курентзис, режиссер Питер Селларс), Татьяну («Евгений Онегин») в Баварской опере.
Приняла участие в Глайндборнском фестивале , исполнив партию Мими («Богема», дирижер Кирилл Карабиц, режиссер Дэвид МакВикар).
Исполнила партию Микаэлы («Кармен») в нью-йоркской Метрополитен-опере ; партию Лю во флорентийском театре Комунале (дирижер Зубин Мета).

2013 г. — заглавная партия («Русалка» А. Дворжака) и партия Мими в Цюрихской опере .
2014 г. - партия Татьяны в постановке Глайндборнского фестиваля (дирижер Омер Меир Уэллбер, режиссер Грэм Вик), партия Мими в спектакле Метрополитен-оперы (дирижер Риккрадо Фрицца, режиссер Франко Дзеффирелли).
2015 г. - Иоланта в Опере Далласа и на Оперном фестивале в Экс-ан-Провансе .
В 2016 г. дебютировала в Большой опере Хьюстона (США) в партии Татьяны в «Евгении Онегине». В Опере Лиона исполнила заглавную партию в «Иоланте», а в следующем году была приглашена для участия в новой постановке - «Военного реквиема» Б. Бриттена в сценической версии Ёси Оида.
В 2018 г. спела партии Вителлии («Милосердие Тита» В.А. Моцарта) в Национальной опере Амстердама и Татьяны («Евгений Онегин») в Вильнюсской опере .

Распечатать

Три года назад Екатерина завоевала звание лучшей оперной певицы на престижном вокальном конкурсе «Певец мира» в столице Уэльса Кардиффе (Великобритания), став единственной российской победительницей за последние двадцать лет. О том, как готовилась премьера «Иоланты» на сцене Театра Реал, а также о том, как проходят гастроли, Екатерина ЩЕРБАЧЕНКО рассказала «Новым Известиям».

– «Иоланта» – опера с хорошим финалом, которых не так много. Больше все-таки опер трагических – где героиня погибает, влюбленных разлучают обстоятельства или смерть, а здесь все заканчивается хорошо: все живы, слепая главная героиня прозревает…

– Конечно, больше опер-драм, трагедий – таковы законы жанра. Но я не думаю, что «Иоланту» надо воспринимать как розовую сказку с хеппи-эндом. Эта опера Петра Ильича Чайковского – одно из его последних посланий нам. Опера была создана накануне расцвета символистского периода в музыке, живописи, литературе. И мы, певцы, вместе с режиссером и дирижером старались донести до зрителя то, что она не так однозначна, как кажется, что она пронизана трагическими мотивами, но ее финал дает надежду на лучшее. В постановке Питера Селларса все персонажи лишены сказочности, они реальны и у каждого есть какое-то горе, свой груз неразрешенных проблем. На самом деле ничего не видит вокруг себя не главная героиня – слепая Иоланта, – а все те, кто ее окружают.

– Чем вам интересна нынешняя постановка?

– Партию Иоланты я уже пела в Большом театре, но здесь, на репетициях, я открыла эту оперу для себя заново. То же самое говорят и мои коллеги, занятые в спектакле, и зрители, которые знали и слышали оперу раньше. В этом «виноваты» дирижер Теодор Курентзис и режиссер Питер Селларс. Их заслуга в том, что произведение Чайковского буквально вошло в плоть и кровь артистов и стало их личным высказыванием. Эти замечательные мастера проделали очень тонкую работу – с большим вниманием и большой заботой о конечном результате. Для меня это был удивительный репетиционный период, один из немногих, который так насыщенно и интересно проходил. Такие же энтузиазм и невероятная атмосфера были во время работы над постановкой Дмитрия Чернякова «Евгений Онегин» в Большом театре.

– У вас это первый опыт работы с Курентзисом и Селларсом?

– С Теодором нет – был «Дон Жуан» в Большом в постановке того же Дмитрия Чернякова. А вот с Питером Селларсом работала впервые. В Московской консерватории мы учились на его знаменитых постановках оперной трилогии Моцарта – «Дон Жуан», «Так поступают все», «Свадьба Фигаро». Мой профессор по актерскому мастерству – его трепетный поклонник. И когда я узнала, что буду работать с Селларсом, я все время думала: «Как же это – работать с таким человеком?» Очень боялась и волновалась перед началом репетиций – будет ли все так прекрасно, как я себе представляю? Но это оказалось даже лучше, чем я могла вообразить.

– Чем же вас так покорил режиссер Селларс?

Лучшие дня

– Питер – удивительный человек, создающий вокруг себя атмосферу доброты и любви. Работая с актерами, он находит такие точные слова, затрагивающие душу, что погружает нас в нужное ему состояние и смотрит, какие средства выражения на сцене ты находишь. Потихоньку корректируя, он выкристаллизовывает главное. Поработать с Питером Селларсом да еще в тандеме с Теодором Курентзисом, – подарок судьбы. Они друг друга усиливают, у них происходит настоящая синергия, дающая столь удивительный результат.

– На мадридской сцене «Иоланта» идет в один вечер с оперой другого русского композитора Игоря Стравинского «Персефона». Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы этот спектакль привезти в Большой театр, но случиться это не раньше 2014 года...

– Да, именно в таком виде надо привозить в Москву всю постановку, что непросто. Замечательно, что эти оперы как бы дополняют и раскрывают друг друга. Стравинский очень любил Чайковского, который оказал огромное влияние на его творчество. Идеи обеих опер перекликаются – поиск своего пути к свету, своего места в жизни. Сама структура вечера получилась необычной. Традиционно постановщики стараются оставить на конец что-то яркое, запоминающееся. Здесь же мы видим тихую кульминацию: если «Иоланта» имеет необыкновенно торжественный и просветленный финал, то «Персефона» – опера, которая заканчивается, как бы растворяясь в воздухе.

– Летом 2009 года в Кардиффе вы выиграли конкурс «Певец мира», один из самых престижных в оперном мире. Именно с победы на этом конкурсе в 1989 году началась звездная карьера Дмитрия Хворостовского. А как вы попали на этот конкурс?

– Для меня все получилось неожиданно: о прослушивании мне сказала знакомая концертмейстер. Для участия в конкурсе проводятся прослушивания в 40 странах, но я не знала, когда они идут в Москве. Через полтора месяца мне пришло письмо, в котором сообщалось, что меня отобрали в числе других 25 певцов из разных стран для участия в финале. Моя первая мысль была: «Боже мой, как же все успеть подготовить», потом страх и волнение. Но все как-то замечательно произошло, и программа сложилась удачная – многие мои знакомые музыканты помогали мне в этом. В первом туре я пела письмо Татьяны из «Евгения Онегина» и арию Фьордилиджи из оперы Моцарта «Так поступают все». Во втором, финальном туре были ариозо Лю из «Турандот» Пуччини, ария Маргариты из «Фауста» Гуно и ария Энн из «Похождений повесы» Стравинского. И на первом, и на втором туре присутствовала публика, телевидение вело прямые трансляции, так что все было очень волнительно.

– Помните ощущения, когда объявили ваше имя?

– Конечно! Мы выступили, стоим и ждем результатов за кулисами: тенор из Италии, сопрано из Японии, контр-тенор из Украины Юрий Миненко, который сейчас спел партию Ратмира в «Руслане и Людмиле» в Большом и бас из Чехии. И вдруг объявляют: «From Russia»… Все происходило очень быстро, надо было тут же выходить на сцену, а у меня в голове одна мысль: «Только бы не споткнуться где-нибудь на выходе». Главный приз вручала сама Джоан Сазерленд – она была патронессой конкурса. Получить приз из рук этой великой певицы, которой, к сожалению, уже нет с нами (Джоан Сазерленд умерла в 2010 году. – «НИ») было огромным счастьем.

– И сразу посыпались предложения?

– Да, после конкурса я подписала очень хороший контракт с агентством, которое теперь исправно обеспечивает меня работой.

– Как вы думаете, как будет трансформироваться оперный театр?

– Питер Селларс как-то сказал, что искусство вообще и оперный театр в частности будут очень важны сейчас и в ближайшем будущем, у них большая цель – разворачивать человека от материального к духовному, напоминать о существовании чего-то более важного, чем то, что можно пощупать руками. Опера обладает для этого наибольшим количеством средств – здесь и театр, и музыка, и живопись, и архитектура в каких-то формах, и танец – это искусство во всей полноте жанров. Хороший оперный спектакль – это такая доза эмоций, которую трудно получить где-либо еще. Потому что музыка воздействует на очень глубокие струны души, и человек, не осознавая, получает колоссальный эмоциональный заряд от правильно настроенного и прожитого спектакля. Человеческий голос и оркестр – невероятные по воздействию силы в умелых руках постановщиков – дирижера и режиссера.

Екатерина Щербаченко родилась в городе Чернобыле 31 января 1977 года. Вскоре семья переехала в Москву, а затем и в Рязань, где прочно обосновалась. В Рязани Екатерина и начала свою творческую жизнь - в шесть лет поступила в музыкальную школу в класс скрипки. Летом 1992 года, окончив 9 класс, Екатерина поступает в Рязанское музыкальное училище имени Пироговых на отделение хорового дирижирования.

После училища певица поступает в Рязанский филиал Московского государственного института культуры и искусств и через полтора года - в Московскую консерваторию в класс профессора Марины Сергеевны Алексеевой. Трепетное отношение к сцене и актерскому мастерству воспитывал профессор Борис Александрович Персиянов. Благодаря этому, уже на пятом курсе консерватории Екатерина получает свой первый зарубежный контракт на главную партию в оперетте «Москва. Черемушки» Д. Д. Шостаковича в Лионе (Франция).

После окончания консерватории в 2005 году певица поступает в Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Здесь она исполняет партии Лидочки в опере «Москва. Черемушки» Д. Д. Шостаковича и Фьордилиджи в опере «Так поступают все» В. А. Моцарта.

В этом же году Екатерина Щербаченко с большим успехом поет Наташу Ростову на премьере спектакля «Война и мир» С. С. Прокофьева в Большом театре. Эта роль стала для Екатерины счастливой - она получает приглашение войти в труппу Большого театра и выдвигается на соискание престижной театральной премии «Золотая маска».

В сезоне 2005-2006 Екатерина Щербаченко становится лауреатом престижных международных конкурсов - в городе Шизуока (Япония) и в Барселоне.

Работа певицы в качестве солистки Большого театра начинается с участия в знаковом спектакле «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова. В партии Татьяны в этом спектакле Екатерина Щербаченко выходила на сцены ведущих театров мира - Ла Скала, Ковент Гарден, Парижской национальной оперы, Королевского театра Реал в Мадриде и других.

Успешно выступает певица и в других спектаклях Большого театра - партии Лю в «Турандот» и Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе, Иоланты в одноименной опере П. И. Чайковского, Донны Эльвиры в «Дон Жуане» В. А. Моцарта, а также гастролирует за рубежом.

В 2009 году Екатерина Щербаченко одерживает блистательную победу на самом престижном вокальном конкурсе «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания). Она стала единственной русской победительницей на этом конкурсе за последние двадцать лет. В 1989 году с победы на этом конкурсе началась звездная карьера Дмитрия Хворостовского.

После получения титула Певица мира Екатерина Щербаченко заключила контракт с ведущим мировым музыкальным агентством IMG Artists. Приняты предложения от крупнейших оперных домов мира - Ла Скала, Баварской национальной оперы, театра Метрополитен в Нью-Йорке и многих других.

вызывает положительную реакцию слушателей. Для первого тура я выбрала «Письмо Татьяны» и постаралась выкинуть из головы мысль о том, как будут оценивать мой выбор.
GRAZIA: Неужели не прикладывали усилий, чтобы понравиться публике?
Е.Щ.: На сцене бесполезно пытаться понравиться. Это будет выглядеть неискренне. Не стоит и стремиться подстроиться под публику, потому что в зале сидит тысяча человек с разными вкусами. Исполнитель должен предложить что-то свое, убедительное, тогда у него будет шанс найти отклик у слушателей.
GRAZIA: Какие комплименты в свой адрес вы услышали после победы?
Е.Щ.: Много приятных слов было сказано, даже неудобно перечислять… Меня очень обрадовало то, что люди подходили ко мне и говорили, что у них слезы наворачивались. Выступление тронуло их за душу — вот что главное.
GRAZIA: Когда вы поняли, что хотите стать оперной певицей?
Е.Щ.: Занимаясь в рязанском музыкальном училище, я сомневалась, что могу быть оперной певицей. После его окончания какое-то время преподавала детям вокал и руководила хором в музыкальной школе. Тогда я с тоской смотрела в будущее, потому что чувствовала, что все это не совсем мое. А потом поступила в рязанский филиал Московского государственного университета культуры и искусств и меня послали на конкурс Образцовой в Петербурге. Там я с открытым ртом слушала выступления участников и вернулась домой с пониманием того, чем хочу заниматься в жизни. Начала ежедневно работать с педагогом и через год поступила в Московскую консерваторию.
GRAZIA: А в 2005 году пришли в труппу Большого. Какой вам показалась атмосфера на новом месте работы?
Е.Щ.: Оперу «Война и мир» Сергея Прокофьева мы начинали репетировать в легендарном старом здании театра. Я гуляла по этажу, расположенному под сценой, и видела знаменитых кошек, живущих в Большом театре. До этого только слышала байки про них: как, например, на одном из спектаклей из-за кулисы вышел кот, продефилировал к суфлерской будке, мяукнул дирижеру и элегантно уплыл за другую кулису. Я была очарована обстановкой. Старые лифты, классы, сцена… А что касается людей, то все служащие театра — рабочие сцены, гримеры, режиссеры, их помощники — очень тепло отнеслись к нам, новичкам.
GRAZIA: Вы симпатизируете кому-нибудь из представителей шоу-бизнеса?
Е.Щ.: Если говорить о нашей эстраде, то мне очень нравится Алла Пугачева. Каждая ее песня — это маленький спектакль.
GRAZIA: А оперный певец может вам понравиться как мужчина?
Е.Щ.: У меня муж оперный певец. Мы вместе полтора года. Самовлюбленные нарциссы есть и среди артистов, и среди офисных работников. Это зависит не от профессии, а от человека. Мне кажется, чем успешнее человек, тем он проще и приятнее в общении. Конечно, трудно жить с оперным певцом: постоянные разъезды… Но в этом есть и своя прелесть, ведь встреч не было бы без расставаний.
GRAZIA: За победу в конкурсе вы получили 15 тысяч фунтов. Они как-то изменили вашу жизнь?
Е.Щ.: Еще не успели изменить, я жду их банковским переводом. Думаю, они очень быстро закончатся.
GRAZIA: В Ла Скала оперная труппа Большого театра не выступала 20 лет. И вот вы едете туда с главной женской партией «Евгения Онегина», причем впервые будете петь на этой сцене…
Е.Щ.: Это знаковые гастроли и для Большого театра, и для меня. Надеюсь, нас ждет такой же громкий успех, как в Париже, когда мы открывали сезон в сентябре. А в ноябре-декабре буду петь во Франции, на лионской сцене, в комической опере «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича.
GRAZIA: После съемки для нашего журнала вы подошли к зеркалу, чтобы сделать свою прическу менее эффектной. В вас скромность говорит?
Е.Щ.: Да нет, просто такая прическа не очень подходит к летнему платью. Эффектно нужно выглядеть в ответственные моменты, а в повседневной жизни лучше быть естественной.
Интервью: Ирина Виноградова